Чем занимаются органы загс
ЗАГС – как расшифровать слово и какие функции выполняет эта организация
Слово ЗАГС всегда вызывает в уме ассоциации, связанные со свадьбой и торжественной церемонией бракосочетания. Как ни странно, мало кто знает о том, что данная организация выполняет не только функцию регистрации брака, но и целый ряд других, не менее важных. Все они зашифрованы в аббревиатуре ЗАГС, расшифровка которой даст нам понимание выполняемых им задач.
Что значит ЗАГС
Дословно ЗАГС означает «Запись Актов Гражданского Состояния». К актам гражданского состояния относятся такие действия граждан, которые изменяют их правовое положение в обществе. К ним относят:
Таким образом, через данную структуру проходит огромный документооборот, связанный с жизнью каждого гражданина.
Выдача свидетельств
В случае же вступления в брак либо развода ЗАГС не только регистрирует данные события, но и исполняет их силами своих сотрудников.
Следует отметить, что за регистрацию актов гражданского состояния всегда взимается госпошлина, размер которой устанавливается в каждом отдельном случае. Например, пошлина за онлайн регистрацию заявления о вступлении в брак составляет 245 рублей при подаче через портал Госуслуги и 350 рублей при личной подаче документов в отделении ЗАГС.
После внесения пошлины гражданину в установленный законодательством срок выдается свидетельство установленного образца, например, свидетельство о рождении. При утрате оригинала свидетельства можно обратиться с заявлением о выдаче его дубликата.
ЗАГС и РАГС – в чем разница?
ЗАГС или Дворец Бракосочетаний?
Как мы выяснили ранее, ЗАГСы занимаются регистрацией различных событий в жизни граждан, и проведение свадебной церемоний — лишь одно из направлений их деятельности. В очередях этих заведений можно встретить как молодые пары, желающие только-только оформить свои отношения, так и молодых мам с новорожденными детьми, а также вдов, оформляющих свидетельства о смерти.
Дворец (Дом) Бракосочетания — это тоже ЗАГС, но «профильной ориентации», если можно так выразиться. Здесь всегда праздничная обстановка, красивые залы и влюбленные пары в коридоре.
Что же выбрать: ЗАГС или же Дворец Бракосочетаний? Если вы планируете скромную свадьбу, с малым количеством гостей, либо же вовсе планируете прибыть в повседневной одежде только для росписи и получения свидетельств о браке, как говорится, без свидетелей, то лучше выбрать первое заведение. А вот если свадьба планирует быть пышной, то обстановка Дворца как нельзя лучше поспособствует этому.
И еще учтите, что очереди на регистрацию именно во Дворцы Бракосочетания как правило гораздо длиннее, так как каждая пара хочет сделать свой лучший день в совместной жизни самым ярким, пышным и запоминающимся.
ЗАГС: как всё устроено
Почему шутки в ЗАГСе могут дорого обойтись? Как узнать, женат мужчина или нет, если штамп теперь ставить не надо? Какие имена для детей вошли в топ самых популярных в Карелии? Эти и много других вопросов мы задали начальнику Управления ЗАГС Михаилу Ковалеву.
Дворец бракосочетаний. Фото: «Республика» / Сергей Юдин
Фото из личного архива Михаила Ковалева
Чем занимается ЗАГС
— регистрирует акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, установление отцовства, перемена имени и смерть;
— выдает повторные свидетельства;
— помогает получить документы из-за рубежа в случаях, когда регистрация актов была произведена за пределами РФ;
— апостилирует документы (легализует, подтверждает верность подписи и печати).
Пандемия повлияла на работу всех органов власти, и ЗАГС здесь не исключение. Для соблюдения ограничительных мер, введенных Минюстом РФ, в 2020 году с апреля по июль управление прекращало прием заявлений на регистрацию и расторжение брака. Тем парам, у кого уже были поданы заявления, предлагали перенести дату регистрации. Только если люди настаивали на регистрации, церемонию проводили, но без гостей. Сейчас собрать в зале ЗАГСа можно до 50 человек. Гости должны быть в масках. Поцеловать невесту в условиях пандемии уже не предлагают ни гостям, ни даже жениху.
«Прошу тех, кто планирует регистрацию брака, следить за изменениями в нормативных актах, чтобы правильно рассчитать количество гостей», — призывает Михаил Ковалев.
Сотрудники ЗАГС регистрируют браки не только в своих отделениях. Если у пары есть особые обстоятельства, то их распишут на выезде, например, дома. В Карелии, по словам Ковалева, таким правом пользуются редко. Пандемия, как ни странно, на это заметно не повлияла. В этом году только одной паре устроили регистрацию прямо в больнице, но не из-за коронавируса, а в связи с инвалидностью у одного из будущих супругов.
Чаще в ЗАГС обращаются с просьбой зарегистрировать брак поскорее, без минимального 30-дневного срока ожидания. Специалисты идут навстречу парам, у которых уже есть общие дети или при беременности невесты. При угрозе жизни одного из заявителей процедуру тоже можно ускорить.
Женат или нет?
Хотя теперь главное, чтобы отметки стояли не в паспорте, а в Едином госреестре.
Единый госреестр — это государственная информационная система, оператором которой является ФНС России и в которой с октября 2018 года все органы ЗАГС без исключения осуществляют регистрацию актов гражданского состояния.
«Получив такую информационную систему, мы можем меньше требований предъявлять к заявителю в плане предъявления документов. В том числе при регистрации брака автоматически проходит проверка по реестру о наличии нерасторгнутого брака», — объясняет Михаил Ковалев.
Тем не менее отсутствие штампа в паспорте уже не может быть подтверждением статуса «холост/не замужем». Официально подтвердить состав своей семьи можно через портал госуслуг. В личном кабинете в разделе «Мои документы» появился сервис, где можно запросить сведения из реестра об актовых записях: о своем рождении, о регистрации и расторжении брака. Ответ, как правило, приходит в течение суток.
Для девушек в поиске и в сомнениях у начальника карельского отделения ЗАГС совет простой: «Если возникает такое недоверие, я бы задумался, наверное. По-моему, нужно просто поговорить с партнером. И он сам всё скажет».
Что будет, если в ЗАГСе сказать «нет»?
Церемония регистрации брака состоит из обязательных и факультативных частей. Из обязательного — сотрудник ЗАГСа должен спросить у жениха и невесты, является ли их желание вступить в брак добровольным и обдуманным. И если кто-то скажет «нет», церемонию прекратят и актовую запись признают испорченной.
«Так лучше не шутить, — говорит Михаил Ковалев. — На моей памяти такой случай был один раз, году в 2015-м. Процедуру регистрации акта гражданского состояния прекратили, выдали заявителю отказ в госрегистрации. Потом шутникам пришлось заново подавать заявление».
Статистика
Смерть
Браки и разводы
Ковид сказался и на статистике заключения и расторжения брака. В 2020 году: 3 254 регистрации брака, что на 681 запись меньше, чем в 2019 году. Разводов 2 392 — на 447 меньше, чем в 2019 году.
Данные за январь — август 2021 года (2 647 — брак, 1 824 — развод) говорят о том, что мы возвращаемся к допандемийным показателям 2019 года.
Возраст женихов и невест в Карелии, как правило, колеблется от 18 до 50 лет.
18-30 лет — 52% невест и 44% женихов
31-40 лет — 29% невест и 33% женихов
41-50 лет — 12% невест и 14% женихов
Самой опытной невесте в Карелии на момент регистрации брака было 83 года, а жениху — 87 лет.
Имена
Топ-5 популярных имен для девочек в Карелии: София, Мария, Алиса, Ева, Виктория. Для мальчиков: Артем, Максим, Александр, Михаил, Иван.
«Мальчиков в прошлом году в республике родилось на 1,5% больше, чем девочек, это соответствует общероссийской статистике», — говорит Михаил Ковалев.
Наши люди любят назвать детей редкими именами (это те имена, которые разово использовались в Карелии на протяжении нескольких лет). Такие уникальные имена за год дали 123 девочкам (например, Амалия, Ариэль, Жасмин, Марта, Марфа, Роза, Сара, Яснорада) и 90 мальчикам (например, Альберт, Елисей, Илларион, Клим, Кузьма, Ренат, Оскар, Филат, Элиас).
Свидетельства и архивы
Жители Карелии обращаются в ЗАГС не только за новыми документами, но и за дубликатами и за архивными данными.
В 2021 году жители Карелии запросили в ЗАГСе 5 500 повторных свидетельств.
«Это большая цифра. Но не все эти документы утеряны, — объясняет Михаил Ковалев. — Мы надеемся, что благодаря развитию информационных технологий мы придем к тому, что необходимость в наличии у граждан документов в бумажном виде отпадет. Я уверен, что мы рано или поздно перейдем на электронный документооборот».
В электронный вид переводят и архивные данные. За последние годы карельский ЗАГС провел колоссальную работу по наполнению Единого госреестра архивными записями начиная с 1926 года. А документы с 1917 по 1925 год сейчас передают в Национальный архив, более 800 единиц хранения. Вскоре люди, интересующиеся своей родословной, получат доступ к этим документам. А тех, кто интересуется своими корнями, становится всё больше, утверждает начальник отделения ЗАГС Карелии.
Что такое ЗАГС и для чего он нужен?
У большинства людей ЗАГС ассоциируется с бракосочетанием, свадебными колечками и торжественным маршем, но в действительности его полномочия намного шире.
Помимо росписи молодоженов, он выполняет немало других функций и необходим человеку с самого рождения. Что же еще делают в стенах ЗАГСа? Для чего нужна эта организация?
Что такое ЗАГС?
ЗАГС – это старая аббревиатура, используемая практически с момента образования Советского Союза. Термин расшифровывается как «Запись актов гражданского состояния» и подразумевает под собой государственное учреждение, которое занимается регистрацией факта рождения либо смерти людей, усыновления, изменения фамилии, а также заключением и расторжением брака. Деятельность ЗАГСов регулируется федеральным законодательством и правовыми актами органов исполнительной власти.
До появления СССР все эти функции выполняли церковные служители. Прообраз ЗАГСа уходит корнями во времена Петра I, который первым издал указ о регистрации гражданского состояния и поручил церкви записывать в книги данные о родившихся, умерших или заключающих брак.
С утверждением советской власти религия была названа «опиумом для народа», поэтому полномочия священников перешли в руки специальных учреждений при городских и районных управах. ЗАГСы появились согласно декрету от 18 декабря 1917 года и стали вести специальные книги записей брака, смерти и рождения.
С момента своего образования ЗАГСы не предлагали никаких развлекательных мероприятий на свадьбу. Молодожены вносили установленный законом гербовый взнос и ставили свои подписи в нужной графе.
Впоследствии работники ЗАГСов стали напутствовать молодых добрым словом, а в дальнейшем возникли традиции, связанные с обручальными кольцами, торжественным маршем и шампанским. После Второй мировой войны процедура бракосочетания превратилась из сухого и скучного занятия в настоящий праздник для жениха и невесты.
Основные функции ЗАГСа
На сегодняшний день деятельность ЗАГСа не ограничивается лишь регистрацией рождения, брака или смерти. В учреждении фиксируют смену персональных данных, устанавливают факт отцовства, удочерения либо усыновления.
Кроме того, в ЗАГСы обращаются по вопросам, связанным с наследованием, собственностью на имущество, оформлением пособий. Работники организации выдают оригиналы документов, делают дубликаты утерянной либо украденной документации, а также восстанавливают определенные актовые записи.
Словом, через ЗАГСы проходит значительная часть официальных бумаг, отражающих жизнь всех граждан государства.
Кто работает в ЗАГСе?
Все сотрудники ЗАГСа имеют юридическое образование, благодаря чему могут давать консультации, базирующиеся на текущем законодательстве. В первые годы существования учреждений документами занимались преимущественно мужчины, однако со временем в правительстве СССР пришли к выводу, что олицетворением семьи должна выступать женщина. По этой причине до сих пор подавляющее большинство работников ЗАГСа составляют представительницы прекрасного пола.
Нередко сотрудники учреждения являются творческими личностями, ведь в их обязанности входит проведение красивой, душевной свадебной церемонии, которая должна запомниться молодоженам на всю семейную жизнь. В отдельных случаях работникам ЗАГСа приходится принимать на себя обязанности психолога, поддерживая людей при разводах или после смерти близких.
Зачем нужен ЗАГС?
Любые изменения гражданского состояния должны быть в обязательном порядке зарегистрированы. Без официальных документов, выдаваемых ЗАГСом, человек может столкнуться с множеством трудностей.
К примеру, без свидетельства о рождении детей мать не сможет получать пособие от государства либо встать на учет в поликлинику, а без свидетельства о браке супруги не смогут подтвердить свои родственные отношения.
Регистрация актов производится, прежде всего, в интересах самих людей, поскольку любой документ, выданный ЗАГСом, не требует дополнительного подтверждения со стороны других государственных органов.
Кроме того, ЗАГС необходим для ведения и хранения архивных записей. Все документы сохраняются в учреждении 75 лет, поэтому в случае утери достаточно обратиться к его сотрудникам и легко их восстановить.
Узнать все о загсах
1. Что такое отделы ЗАГС, когда они появились и чем занимаются?
Кто, когда, у кого и где родился, с кем заключил брак, когда и где умер — в дореволюционной России эти сведения записывали в метрические книги и хранили служители церкви. Подобные записи велись и в синагогах. После Октябрьской революции для этого был создан специальный орган — управление записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
При этом в некоторых случаях отделы ЗАГС просто фиксируют факты: например, сведения о рождении или смерти учитываются только на основании медицинских справок о рождении или смерти либо решений суда. А в некоторых случаях, помимо собственно регистрации, загсы также выполняют функцию перевода из одного гражданского состояния в другое (например, перемена имени, заключение брака, расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, по взаимному согласию).
Все эти сведения вносятся в реестр записей актов гражданского состояния. В случае необходимости вы можете обратиться в отдел ЗАГС либо в любой центр госуслуг «Мои документы» и получить повторное свидетельство или справку об акте гражданского состояния, зарегистрированном в период с 1926 года по настоящее время. Кроме того загсы могут истребовать документы об актах гражданского состояния у других государств, проставить апостиль на документах для их использования за границей и многое другое.
2. Чем загс отличается от дворца бракосочетания?
Главное назначение дворца бракосочетания — сделать незабываемым и торжественным день свадьбы или юбилей супружеской жизни. Поэтому во дворцах бракосочетания обычно есть красивые залы для проведения торжественных церемоний, предоставляются дополнительные свадебные услуги и так далее.
Всего в Москве шесть дворцов бракосочетания:
В загсах тоже можно заключить брак, в том числе в торжественной обстановке, но в целом спектр предоставляемых ими услуг гораздо шире.
Заключить брак можно только в отделах ЗАГС или дворцах бракосочетания, в некоторых случаях — в центрах «Мои документы». Но некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы. Зарегистрировать брак на дому, в медицинской или другой организации можно только в том случае, если кто-то из пары не может явиться в загс или центр «Мои документы» из-за тяжелой болезни или по другой уважительной причине.
3. Какие услуги оказываются в загсах?
Также в отделах ЗАГС проводятся:
4. А в центрах госуслуг «Мои документы» — тоже загс?
Для удобства ряд услуг органов ЗАГС предоставляется в центрах «Мои документы». Это:
Чем занимаются органы загс
Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния
Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законом субъекта Российской Федерации определяются также место хранения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений на бумажных носителях.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 517-ФЗ, от 23.06.2016 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(п. 2 введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 120-ФЗ)
2.1. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
2.2. Полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае принятия субъектом Российской Федерации закона, указанного в абзаце первом настоящего пункта, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет в том числе следующие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом:
составление записей актов гражданского состояния;
выдача свидетельств о рождении и свидетельств о смерти;
передача паспортов умерших в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
передача на хранение в органы записи актов гражданского состояния составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти.
Порядок передачи составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы записи актов гражданского состояния устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Внесение исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также их восстановление производится органами записи актов гражданского состояния.
На многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на которые возложены полномочия в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, и их работников при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.
Контроль за осуществлением многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В случае ненадлежащего осуществления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, такие полномочия могут быть изъяты в порядке, предусмотренном абзацем двенадцатым настоящего пункта, на основании представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Порядок изъятия возложенных на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ)
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ)
3. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:
вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий;
координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;
согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, а также к порядку представления такой отчетности;
осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, которые подлежат обязательному рассмотрению. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;
вносит Президенту Российской Федерации предложения об изъятии переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в иных случаях, установленных федеральными законами;
осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния (за исключением вопросов, подлежащих контролю, указанному в абзаце шестом настоящего пункта), в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, указанного в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, пользуется правами, установленными абзацами одиннадцатым и двенадцатым пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
4.2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
назначает на должность по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;
утверждает структуру органов записи актов гражданского состояния;
самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 4 настоящей статьи;
обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, отчетности об осуществлении указанных полномочий, а также ежеквартального отчета о расходовании субвенций в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 6 настоящей статьи.
(п. 4.2 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
5. Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отчет о расходовании предоставленных субвенций.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.06.2016 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
7. Контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае изъятия полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния их временное осуществление возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, с передачей необходимых материальных и финансовых средств.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов записи актов гражданского состояния устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
(п. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)