Чем занимаются социальные службы
Понятие «социальная служба» и ее функции
Теоретические аспекты экономической деятельности социальных служб
Основными функциями социальных служб являются:
1) функция социальной помощи, которая включает:
— выявление, учет семей и отдельных лиц наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание им ее и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
— профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
— надомные услуги семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;
— содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного образования вследствие временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
2) функция консультирования, которая включает:
— консультирование специалистов (юристы, социологи, педагоги, врачи, психологи и т.д.)
— участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
— подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству, родительский медико-национальный всеобуч.
3) функция социального проектирования и реабилитации, которая включает:
— социальную, медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
— медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих.
4) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках, которой выделяются три относительно самостоятельных направления:
— предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
— распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний
— изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций, потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
5) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов. В этой связи предусматривается:
— участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
— формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровнях, бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью профессиональной реабилитационной, психологической, и иной помощи населению в стрессовой ситуации.
К основным видам социальной помощи следует отнести:
1) материальную помощь, представляемую в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости, а также специальных транспортных средств, профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
2) социальный патронаж, осуществляемый в отношении граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим работоспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью и инвалидностью, представляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют услуги по уходу за детьми;
3) социальное обслуживание в стационарных условиях, осуществляемое в отношении граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
4) предоставление временного приюта осуществляемое для граждан без определенного места жительства и занятий, безнадзорных детей и подростков, других нуждающимся в этой помощи лицам;
5) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального обслуживания;
6) консультативная помощь, предоставляемая гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;
7) реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилитационную работу с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно-опасным поведением. [3]
Иными словами, социальное обслуживание призвано способствовать клиентам в решении возникших у них социальных проблем, в восстановлении или усилении их способности к самообеспечению и самообслуживанию, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Деятельность социальных служб определяется и регулируется Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».[4]
Систему социальных служб принято подразделять на государственную, муниципальную и частную.
Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
— комплексные центры социального обслуживания населения;
— территориальные центры социальной помощи семье и детям;
— центры социального обслуживания;
— социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
— центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей:
— социальные приюты для детей и подростков:
— центры психолого-педагогической помощи населению;
— центры экстренной психологической помощи по телефону;
— центры (отделения) социальной помощи на дому;
— дома ночного пребывания;
— специальные дома для одиноких престарелых;
— стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
— иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
Социальное обслуживание основано на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; иные срочные социальные услуги). [5]
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
Полезное
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ» в других словарях:
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — по определению ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся… … Юридический словарь
социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги; Источник: Рекомендации: Рекомендации по проектированию центров социальной помощи семье и детям … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Социальные службы — (англ. social services) в РФ организации независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по … Энциклопедия права
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а тж. граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица … Юридическая энциклопедия
Социальные службы — 1) социальные службы предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического … Официальная терминология
социальные службы — по определению ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 15 ноября 1995 г. предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся… … Большой юридический словарь
Социальные службы — (social services), гос. некоммерч. службы, деят ть к рых направлена на обеспечение социальной сферы; это прежде всего общественное здравоохранение, образование, социальное обслуживание, а в нек рых странах помощь в приобретении жилья, продуктов и … Народы и культуры
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а т.ж. граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица … Энциклопедический словарь экономики и права
Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Федеральный… … Словарь юридических понятий
Социальные службы — общественные и государственные институты, оказывающие социальную помощь нуждающимся в ней пациентам, включая страдающих психическими расстройствами … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Социальная поддержка населения: список служб и фондов
Социальная поддержка (социальная защита) населения – это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.
Меры по социальной поддержке населения
Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:
Основным инициатором таких действий является государство.
Социальная поддержка населения включает такие меры, как:
Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.
Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?
Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:
Особенности социальной помощи в России
Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.
Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.
Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.
Социальное страхование населения
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.
В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.
Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.
Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.
По каким направлением осуществляется поддержка?
В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:
В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.
Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:
Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.
Дополнительные виды социальной помощи
Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.
Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.
Источники финансирования социальной помощи
Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:
Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.
Пособие на погребение
Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.
Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
Фонд социального страхования Российской федерации
Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).
Данный фонд выполняет следующие функции:
Государственные органы социальной помощи населению
Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.
Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения – это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.
Функции городского управления по социальной защите граждан
Задачи центра социальной поддержки
Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:
В заключение
Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения – центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РОССИИ
Но кроме государственных предприятий и учреждений социального обслуживания социальное обслуживание в РФ осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальная служба является структурой, которая создается для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Социальная служба может быть создана там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала.
В нашей стране социальная работа «как профессиональная деятельность» зародилась в начале 1990-х гг.
Основания для деления социальных служб на типы приобретает особую значимость. В основе классификации, которая делит службы по видам и формам социальной работы могут лежать различные основания, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим:
— решение проблемы клиента;
— взаимодействие с другими службами, учреждениями, организациями.
В зависимости от этих форм социальная работа подразделяется на виды.
В случае если принимать за основу классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае классификация социальных служб представлена следующей последовательностью:
а) занятие социальной помощью населению: обнаружение семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и другой необходимой помощи, с привлечением специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;
б) служба социальной реабилитации: социальная услуга лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;
в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; разные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.
Если за основание классификации взять сферу деятельности, то существуют следующие службы:
а) службы социально-бытовой помощи. Такие службы оказывает услуги престарелым, одиноким, инвалидам. Содействует строительству для данной категории людей специальных жилых домов; участвуют в развитии и совершенствовании системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
б) службы семейного досуга. Данные службы стимулируют семейный туризм, семейные экскурсии, организованных отдых семей, создают центры семейного досуга, семейные клубы, клубы молодых и многодетных семей;
в) службы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Такие службы ведут борьбу с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидами, бродяжничеством, правонарушениями и другими асоциальными явлениями среди несовершеннолетних. Данные службы содействуют созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Основой работы системы учреждений социальной службы и ее дифференциации служат различные законодательные акты. Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.
Основная информация, которая в нем заключена:
1) определение статуса социальной службы, источников ее финансирования;
2) основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы;
3) основные направления деятельности;
Так же в данном Положении определены приоритетные направления социальной работы:
— упорядочивание и систематизирование диагностических данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его группам (возрастным, разновозрастным, по интересам, состоянию здоровья и так дальше);
— составление перечня социальных услуг, организация условий для их реализации и подталкивание клиентов в решении собственных проблем;
— информирование и консультирование населения;
— организаторская служба по оказанию социальных услуг населению.
Главное направление социальной работы заключается:
— в сборе и изучении информации о клиентах, их семьях и характере проблем;
— в создании прогнозов и вырабатывании банка данных о возможностях решения проблем;
— в координационной посреднической работе по оказанию социальной помощи нуждающимся;
— в организации финансовой опоры, а так же в защите прав и интересов клиентов.
Важность нахождения социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложений на рабочие места; информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным; во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную активность; наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто работает не постоянно; к контролю за исполнением законодательных актов, регулирующих поддержку отчасти или целиком безработным. Помимо того, в круг обязанностей и полномочий социального работника служб занятости входит поиск причин, которые порождают проблемы трудоустройства, их правовые, социологические, социально-психологические и этические аспекты.
Социальный педагог «семейного профиля» работает в социуме по месту жительства клиента, автономно выходя на связь с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25-30 семей), личностью, вникает во внутренний мир, взаимоотношения, обстоятельства жизни людей, в те проблемы, к решению которых после подключаются специалисты, социальные работники.
Главные направления социальной работы семейной службы:
— осуществлять своевременную комплексную диагностику социума, факторов среды, характера интересов и потребностей семьи, ее возможностей и имеющихся трудностей, проблем;
— изучать и разграничивать проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;
— реализовывать посреднические услуги среди клиентом и службами-исполнителями в оказании семье необходимых видов услуг и социальной помощи;
— предоставлять механизм социальной самозащиты, самообслуживания населения, развития добровольных начал в социальной работе, вовлечение жителей в социальную взаимопомощь и заботу о наиболее незащищенных группах, детях, инвалидах и престарелых.
Другим направлением социальной работы является занятие с инвалидами. Главным результатом социальной работы с инвалидами является принятие такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (социальными умениями) понимаются трудовая активность, образование, умение к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная восприимчивость и др.
Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; неизменность и стадийность их проведения; единый характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов; личный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.
В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и преднамеренно оборудованные цеха, облегченный распорядок, надомный труд.
Особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие область дислокации части; мигранты. Потому одно из главных и самых востребованных в нынешнее время направлений социальной работы – является предоставление помощи с бездомными.
Бомжам и бродягам уделяют особое внимание – для них открыты дома ночного пребывания, ночлежки, для них организуют «телефоны доверия». Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны и в частности это заключается в организации и открытии для них приютов, столовых и душевых с прачечными; социальные центры и так далее.
В работе с бездомными надлежит отличный подход: не срамить и не отталкивать, предоставить шанс испытать человеческое отношение. Представление элементарных услуг (ночлег, пища, медицинская поддержка) не надо порождать ощущение обиды и горечи за свое состояние, а, наоборот, пробуждать надежду на положительное решение проблемы, как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты.
Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать инвестиции населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты коммунальных услуг, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству.
Так как в России достаточно насущно стоит вопрос бездомных детей, то для оказания помощи таким детям создаются специально-ориентированные учреждения по их социальной реабилитации, утративших семейные отношения, отказавшихся проживать в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Но, вместе с бездомными существуют и беспризорные подростки. В периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучное положение, уход детей из дома имеет социально-экономические и социально-педагогические причины, а затем и следствия.
Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье и коллективе. Соцработник может с помощью товарищей подростка по двору изучить район передвижения, установить связи с проживающими там детьми-бродягами и т.д.
Для предотвращения побегов школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.
Социальному работнику нужно не упускать из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.