Чем занимаются тк по стандартизации
Чем занимаются тк по стандартизации
Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
1. Технические комитеты по стандартизации создаются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
2. Под техническим комитетом по стандартизации понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.
4. Создание технических комитетов по стандартизации и формирование их составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом следующих принципов:
1) добровольное участие;
2) равное представительство сторон;
3) соблюдение целей и задач стандартизации, установленных в статье 3 настоящего Федерального закона;
4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.
5. Заявка на создание технического комитета по стандартизации в письменной или электронной форме подается заявителем в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
6. Заявителями могут быть лица, указанные в части 2 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заявку на создание технического комитета по стандартизации и в течение пятнадцати дней со дня подачи этой заявки принимает решение о возможности создания технического комитета по стандартизации или об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации.
7. В случае, если предложение о создании технического комитета по стандартизации, содержащееся в заявке на создание технического комитета по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на создание технического комитета по стандартизации.
8. Решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации доводится до сведения заявителя федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия такого решения.
9. Уведомление о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем в течение семи дней со дня принятия решения о возможности создания технического комитета.
10. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, в течение указанного в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации срока направляют заявки на участие в техническом комитете по стандартизации заявителю. Срок приема этих заявок устанавливается в уведомлении о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации и не может быть менее чем шестьдесят дней и более чем девяносто дней со дня размещения уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации. Заявка на участие в техническом комитете по стандартизации должна содержать обоснование участия заявителя в качестве члена комитета.
11. После окончания срока приема заявок на участие в техническом комитете по стандартизации заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поступившие заявки и следующий комплект документов:
1) проект положения о создаваемом техническом комитете по стандартизации на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;
2) проект перспективной программы работы создаваемого технического комитета по стандартизации;
3) перечень национальных стандартов и межгосударственных стандартов, сводов правил и иных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации и относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации;
4) перечень международных стандартов и региональных стандартов, относящихся к компетенции создаваемого технического комитета по стандартизации.
12. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления заявок и комплекта документов от заявителя размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень лиц, подавших заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.
13. В случае, если предложение об участии в техническом комитете по стандартизации, содержащееся в заявке на участие в техническом комитете по стандартизации, не соответствует принципам, установленным частью 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации выносит решение об отклонении такой заявки на участие в техническом комитете по стандартизации.
14. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в срок не позднее чем в течение семи дней со дня поступления от заявителя заявок и документов, указанных в части 11 настоящей статьи, размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решение о создании технического комитета по стандартизации. Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о создании технического комитета по стандартизации должно содержать информацию о составе технического комитета по стандартизации, наименовании технического комитета по стандартизации, закрепленных объектах стандартизации и областях деятельности, о структуре технического комитета по стандартизации, председателе технического комитета по стандартизации, его заместителе или заместителях, об ответственном секретаре технического комитета по стандартизации, об организации, выполняющей функции по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации. Назначение председателя технического комитета по стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом профессиональных, личностных и деловых качеств кандидата, а также его опыта работы в отрасли.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Решение о создании технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на создание технического комитета по стандартизации, решение об отклонении заявки на участие в техническом комитете по стандартизации могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в досудебном порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
16. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о ликвидации технического комитета по стандартизации, если в течение одного года им не были внесены в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации относящиеся к компетенции данного технического комитета по стандартизации предложения по разработке, пересмотру национальных стандартов, предварительных национальных стандартов или внесению изменений в них.
17. Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
18. Технические комитеты по стандартизации разрабатывают и утверждают технические спецификации (отчеты) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
(часть 18 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 523-ФЗ)
Чем занимаются тк по стандартизации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Правила создания и деятельности
Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization. Rules of organization and function
Дата введения 2014-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2013 г. N 165-ст
1 Область применения
1.2 Установленные в разделе 5 правила создания ТК распространяются только на вновь создаваемые и реформируемые комитеты, а также на проектные технические комитеты по стандартизации.
1.3 ТК, которые были созданы до введения в действие настоящего стандарта, применяют установленные в разделах 6 и 7 правила в части, не противоречащей положениям об этих комитетах. Приведение данных положений в соответствие с установленным в настоящем стандарте типовым положением о ТК рекомендуется осуществлять на основании решения ТК, принятого согласно 7.5.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.2 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.10 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 002 Общероссийский классификатор услуг населению
OК 004 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОК 005 Общероссийский классификатор продукции
ОК 034 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 технический комитет по стандартизации; ТК: Установленная настоящим стандартом и регулируемая национальным органом по стандартизации форма сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в определенной сфере деятельности.
3.2 эксперт по стандартизации: Специалист, который владеет знаниями и опытом для проведения работ в области стандартизации и квалификация которого подтверждена в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.
3.3 нормативная экспертиза: Проверка проекта стандарта на соответствие требованиям основополагающих стандартов.
4 Общие положения
4.1 Задачи технического комитета по стандартизации
4.1.2 Основными задачами ТК являются:
— формирование программы разработки национальных стандартов по закрепленной за данным ТК областью деятельности и контроль за реализацией этой программы;
— рассмотрение предложений по применению международных и региональных стандартов на национальном и межгосударственном уровнях в закрепленной за данным ТК области деятельности;
— проведение научно-технической, правовой и нормативной экспертиз проектов национальных* и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также представление их на утверждение (принятие) в национальный орган по стандартизации;
* Здесь и далее, где говорится о проектах национальных стандартов, имеются в виду проекты национальных стандартов Российской Федерации и проекты предварительных национальных стандартов.
— регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным ТК национальных и межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;
— оценка целесообразности утверждения закрепленных за данным ТК предварительных национальных стандартов в качестве национальных стандартов Российской Федерации по результатам мониторинга их применения;
— рассмотрение предложений об отмене действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным ТК национальных и межгосударственных стандартов и предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации;
— рассмотрение проектов международных стандартов в закрепленной за данным ТК области деятельности и подготовка позиции Российской Федерации при голосовании по данным проектам;
— рассмотрение предложений по разработке международных стандартов, в том числе на основе национальных и межгосударственных стандартов, закрепленных за данным ТК;
— проведение экспертизы официальных переводов на русский язык международных и региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за данным ТК области деятельности;
— подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за данным ТК области деятельности для подтверждения соблюдения требований технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни.
4.1.3 ТК может решать дополнительные задачи в закрепленной за данным ТК области деятельности, в том числе:
— проведение экспертизы проектов сводов правил и проектов технических регламентов, относящихся к этой области;
— участие в формировании перечней документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и перечней документов в области стандартизации, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
— проведение экспертизы проектов правил стандартизации и проектов рекомендаций по стандартизации, если они относятся к области деятельности ТК;
— проведение экспертизы проектов стандартов организаций.
4.2 Область деятельности технического комитета по стандартизации
4.2.1 ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или иным объектам и (или) аспектам стандартизации, которые не относятся к областям деятельности существующих в Российской Федерации ТК. При этом рекомендуется иметь аналог среди технических комитетов или подкомитетов международной или региональной организации по стандартизации или среди структурных подразделений иной международной организации, занимающейся стандартизацией.
4.3 Принципы формирования технического комитета по стандартизации
4.3.1 ТК формируют на основе принципа добровольного участия.
4.3.2 В состав ТК могут войти:
— федеральные и иные органы исполнительной власти;
— научные и учебные организации;
— общественные объединения предпринимателей и потребителей, в том числе общества и ассоциация потребителей, общественные организации малого и среднего предпринимательства;
— иные коммерческие и некоммерческие организации, заинтересованные в проведении работ по стандартизации.
4.3.3 Национальный орган по стандартизации осуществляет контроль за соблюдением паритетных начал при формировании ТК, которое предусмотрено в пункте 4 статьи 14 Федерального закона «О техническом регулировании».
4.4 Требования к структуре и составу технического комитета по стандартизации
Чем занимаются тк по стандартизации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Порядок создания и деятельности
Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization.
Order of creation and activity
Дата введения 2007-02-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 16.11.2011 N 556-ст c 01.01.2012
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2012 год
Введение
Технические комитеты по стандартизации действуют во многих промышленно развитых странах и являются, по своей сути, форумами, свободный доступ к которым имеют все предприятия и организации, в той или иной степени заинтересованные в развитии работ по национальной, региональной и международной стандартизации. Широкое представительство в технических комитетах по стандартизации организаций, являющихся непосредственными участниками рынка продукции и услуг, обусловливает рыночный характер принимаемых ими решений, а сотрудничество в них наиболее прогрессивных в научно-техническом и экономическом отношении предприятий способствует высокому уровню разрабатываемых документов.
Механизм ответственности за результаты деятельности технических комитетов по стандартизации устанавливается настоящим стандартом посредством привлечения к работе в них экспертов по стандартизации. Обязательства этического характера, которые принимает на себя лицо при получении сертификата эксперта по стандартизации, позволяют техническому комитету по стандартизации осуществлять деятельность в интересах национальной экономики в целом, а не отдельных предприятий и групп.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.7-2008 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 004-93 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 технический комитет (по стандартизации); ТК: Установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц (предприятий, организаций, органов исполнительной власти, экспертов, других специалистов и т.д.), осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.
3.1.2 секретариат (технического комитета): Подразделение (группа лиц) в организации, на которую национальным органом по стандартизации возложена ответственность за техническое и организационное обеспечение работ ТК.
3.1.3 эксперт (по стандартизации): Специалист, который обладает компетентностью, необходимой для проведения экспертизы проектов стандартов, и имеет сертификат соответствия эксперта в системе добровольной сертификации персонала, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
3.1.4 проектный технический комитет (по стандартизации); ПТК: Технический комитет по стандартизации, образованный в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по разработке отдельных стандартов, не входящих в область деятельности существующих технических комитетов или относящихся к тематике нескольких технических комитетов.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Задачи технического комитета
Основные задачи ТК:
— организация разработки в Российской Федерации проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов и участие в формировании ПРНС (в закрепленной области деятельности);
— проведение научно-технической экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов и их изменений;
— анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;
— участие в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных), а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации Российской Федерации и международными (региональными) организациями по стандартизации;
— подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации;
— проведение научно-технической экспертизы переводов международных, региональных и зарубежных стандартов перед их регистрацией в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
— организация работ по обновлению национальных и межгосударственных стандартов.
4.2 Область деятельности технического комитета
ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или видам деятельности.
Национальные ТК, как правило, являются аналогами ТК международных и региональных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и др.). В случаях когда это обусловлено потребностями выполнения каких-либо государственных задач или программ, интересами бизнес-структур, достижениями научных разработок, социальными явлениями и т.д., национальный орган по стандартизации рассматривает предложения по созданию ТК, не являющихся аналогами. В случае предложения новой темы (тем) работы, не входящей в области деятельности существующего ТК, может быть образован ПТК, правила образования и деятельность которого полностью соответствуют требованиям к образованию и деятельности постоянных ТК, но с ограничением срока деятельности.
Методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности осуществляет национальный орган по стандартизации.
4.3 Структура технического комитета
ТК возглавляет председатель, ответственный за все виды деятельности ТК.
В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем, и рядовые члены.
Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК.
Структуру конкретного ТК, его задачи, порядок деятельности и вопросы финансирования определяют Положением о ТК.
5 Члены технического комитета
5.1 Условия членства
Членство в ТК является добровольным. По решению членов ТК возможна уплата членских взносов в объеме, необходимом для реализации функции в заявленной области деятельности. Некоторые специальные проекты, выполняемые в рамках ТК, могут требовать внесения денежных средств от его членов, однако участие в таких проектах для членов ТК является добровольным. Для участия в деятельности ТК организация сообщает в секретариат: