Чем занимаются ученые географы в современный период
Особенности развития географической науки в современном мире
Эра Великих географических открытий давно завершилась, и на мировой карте, казалось бы, не осталось ни одного «белого пятна». Однако это не значит, что ученые-географы остались без работы.
Во-первых, некоторые регионы Земли исследованы недостаточно детально, поэтому туда до сих пор отправляются научные экспедиции. Во-вторых, география – это не только описательная наука. Она также изучает механизмы ряда происходящих на Земле природных процессов и явлений, а ещё собирает информацию о прошлом нашей планеты. Каковы же особенности современной географии?
Исследование «белых пятен»
Конечно, уже никто не откроет на Земле новый материк или хотя бы море, однако до сих пор ученые находят маленькие острова, которые раньше не были нанесены на карту мира. Например, рассмотрим вопрос о том, какой участок суши на Земле является самым северным. Долгое время такой точкой считали мыс Моррис-Джепул (83°37′39″ с. ш.), находящийся в Гренландии. Однако в 1900 году Роберт Пири открыл остров Каффеклуббен (83°40′00″ с. ш), ставший новым рекордсменом. Но в 1996 году был найден совсем крохотный остров ATOW1996 (83°40′34″ с. ш.) длиной 10 метров, который на сегодняшний день и считается самым северным участком суши.
Есть ряд труднодоступных районов Земли, которые очень плохо исследованы. К ним можно отнести:
Хотя в общих чертах эти территории и нанесены на карту, в атласе мира не удастся найти их подробного изображения. Таким образом, усилия картографов сегодня нацелены на уточнение карт, а не на расширение их границ.
Хотя уже есть несколько десятков альпинистов, сумевших покорить все 14 восьмитысячников планеты, на вершины некоторых гор до сих пор не вступала нога человека. Высочайшей из них является Канкар-Пунсум (7570 метров). Его исследование осложняется не только суровыми природными условиями, но и пограничными спорами между Бутаном и Китаем.
Нельзя забывать, что на Земле есть целый материк, покрытый ледовым щитом, чья толщина доходит до 4,8 км. Одно из крупнейших открытий современной географии (1994 год) – подледное антарктическое озеро Восток. Лишь в 2013 году удалось пробурить лед и начать исследование водоема. Всего же в Антарктиде найдено более 140 подледных озер, и наверняка на этом континенте еще будут совершены географические открытия.
Недостаточно исследованы и многочисленные полости Земли. Например, вторая по протяженности (346 км) пещера мира была найдена в Мексике только в 1987 году. Составление ее плана продолжается до сих пор.
Дно Мирового океана
Многие ученые утверждают, что человечество изучило поверхность Луны лучше, чем глубины Мирового океана. Составленная на сегодня карта его дна имеет разрешение в 5 км. Считается, что не исследовано порядка 95% Мирового океана.
Относительно недавно географы нашли такой феномен, как ложное дно океана. В некоторых районах дно то опускается, то поднимается, причем иногда есть несколько таких колеблющихся слоев. Выяснилось, что на самом деле это не дно, а огромные стаи кальмаров, которые в дневное время прячутся от солнечного света. Также в океане есть такие явления, как подводные реки и подводные водопады, «молочные моря».
Поиск природных ресурсов
Основой современной экономики являются углеводороды – нефть и природный газ. Однако их старые месторождения истощаются, поэтому географы постоянно ищут новые. Сегодня активно осваивается арктический шельф, а также новые методики добычи так называемых сланцевых нефти и газа.
Различают поисковый и разведочный этап «охоты» на углеводороды. На первом из них с помощью спутников и сейсмических приборов ищут «ловушки для нефти» – районы в земной коре, в которых может находиться «черное золото». На стадии разведке начинают буровые работы в районе ловушки, в ходе которых проверяют наличие в них нефти.
Но углеводороды – не единственные ресурсы, необходимые человеку. Золото, серебро, железо, марганец, никель, уран, редкоземельные элементы – все это можно найти в земной коре. Географы неустанно трудятся над поиском новых месторождений.
Объяснение и предсказание географических явлений
До сих пор ученые не понимают полностью механизмов возникновения землетрясений, а потому не могут их предсказывать. Единственное исключение заключается в том, что, когда начинаются первые толчки, автоматические приборы могут успеть сообщить об этом жителям тех районов, до которых колебания ещё не добрались. Например, во время землетрясения в Японии в 2011 году токийцы были предупреждены о нем по телевидению за 90 секунд до первых толчков. Однако этого недостаточно для подготовки к стихийному бедствию.
Куда лучше обстоит дело с предсказаниями капризов погоды. Климатологи могут сообщить об урагане за несколько дней до его появления. И всё же на сегодняшний день очень многие географические явления не имеют достаточно полного теоретического объяснения.
Палеогеография
Ученым интересна история нашей планеты. Как она выглядела миллионы лет назад, какой климат был на ней? Ответы на эти вопросы дает палеогеография. Благодаря ей мы знаем, что ранее, около 175-335 миллионов лет назад, вся современная суша образовывала единый материк, Пангею. Однако до сих пор многое об истории на Земле нам неизвестно.
Для получения информации о климате нашей планеты в прошлом используют льды Антарктиды. Дело в том, что анализ слоев льда позволяет понять, какой ранее был состав у атмосферы Земли. Также изучается взаимное расположение горных пород, окаменелости. Для определения возраста останков животных используют радиоуглеродный анализ и радиометрическое датирование. Большое значение для определения контуров континентов в прошлом играет исследование сегодняшнего рельефа. Сходство береговой линий Африки и Южной Америки – это одно из доказательств, что ранее они составляли единый материк.
Вопросы будущего планеты
Во многом прошлое Земли исследуется для того, чтобы можно было предсказывать ее будущее. Сегодня у географов есть карты, на которых показано расположение материков через миллионы лет. Огромной практической важностью обладает вопрос о процессе изменения климата.
Ученые фиксируют, что сегодня происходит резкий рост средней температуры планеты – глобальное потепление. Каковы его причины, и к каким последствиям оно может привести? Ответить на эти вопросы очень сложно. Имитационные модели, с помощью которых можно построить прогноз изменения климата, содержат тысячи переменных, между которыми есть неоднозначные связи.
Например, с одной стороны, рост концентрации углекислого газа вызывает рост температуры из-за парникового эффекта, что ведет к таянию льдов, уменьшению отражающей способности ледовых шапок Земли и ещё большему росту температуры. С другой стороны, чем больше углекислого газа в атмосфере, тем быстрее растут растения, которые поглощают его при фотосинтезе. Учесть все эти взаимосвязи в рамках одной теории очень тяжело, для этого нужны расчеты на суперкомпьютерах, а также масштабный сбор климатической статистики по всему миру.
Экономические и социальные исследования
Деятельность человека стала одним из самых важных факторов изменения нашей планеты, поэтому географы изучают ее. Оказывается, есть свои законы развития городов и государств. Например, при индустриализации государства происходит процесс урбанизации – переселения людей в крупные города. Однако при дальнейшем развитии возможен обратный процесс рурализации, при котором обеспеченные люди предпочитают переезжать из городских квартир в собственные дома, удаленные от места работы. С другой стороны, переезд в городскую местность связан с демографией: городское население ориентировано на относительное малое количество детей, а поэтому снижение рождаемости в мире является следствием урбанизации.
Существует премия Вотрена Лорда, которую неофициально называют Нобелевской премией по географии. Интересно, что почти все последние лауреаты специализировались именно на изучении социальной географии, динамики городов и влиянии человека на окружающую природу.
Географ кто это. Чем занимается, особенности профессии.
В число редких, но интересных профессий входит специальность географ кто это стоит разобраться более подробно. Географом называется специальность, главная задача которой заключается в изучении физических и экономических явлений. Кроме того, на основании полученных сведений, географ, должен будет обосновать необходимость изменений в природопользовании и подсказывать рациональные пути решения вопросов с ними связанных.
Считается, что со времен последних географических отрытый найти что-то новое и не изученное практически невозможно. И в этом будет заключаться ошибка. Зачастую, изучение ведется по нескольким направлениям, что позволяет делать новые и новые открытия.
Все дело в том, что в качестве объекта исследования географии может выступать достаточно большой пласт данных, дающий наиболее полную картину происходящего.
Для получения профессиональных знаний и умений необходимо завершить университет, в котором имеются соответствующие факультеты.
В чем заключается особенность работы?
Если рассматривать описание профессии географ, то стоит сказать, что географическая наука, рассматривает более 55 различных направлений.
Например, географами изучаются состав и изменения почвы, учитывают все известные изменения, происходящие с земной корой. Могут изучаться водные ресурсы, за которые отвечает подраздел географии – океанология и гидрология. Выезжают специалисты к местам извержений вулкана. Могут заниматься изучением естественной миграции населения и многими другими вопросами.
Основные обязанности специалиста
Выбирая профессию географа, стоит понимать, что это очень ответственная специальность. Кроме того, придется выбирать одно из трех направлений. Это будет физическое, экономическое и картография.
Географы изучают такие объекты, как:
Каждое направление изучается отдельными специалистами, имеющими нужное образование и квалификацию.
В число задач, стоящих перед географом, нужно будет знать, и уметь составлять объяснение и аргументированную документацию относительно различных процессов и выявленных явлений. На основе полученной информации будут составляться прогнозы, вестись научная работа с составлением научных статей, выполняться обучение школьников или студентов.
Для получения точных сведений, географов ждут длительные поездки, как по стране, так и заграницу.
Какие качества должны быть у профессионального географа?
К важным качествам географа стоит отнести:
Основные положительные и отрицательные свойства
Стоит перечислить плюсы и минусы специальности.
Так, к плюсам относят:
Теперь вы знаете, что за специальность географ кто это, какими знаниями, он должен обладает обладать.
Александр Чибилев: кто такой современный географ
Осенью нынешнгео года в Уральском государственном педагогическом университете состоялась конференция «География и современные проблемы географического образования». Научной повестке конференции предшествовало открытие выставки фоторабот «Картины Природы Урала». Её автор – Александр Чибилёв, Вице-президент Русского географического общества, академик РАН, научный руководитель Оренбургского федерального исследовательского центра УрО РАН (Института степи УрО РАН) (г. Оренбург). Спектр научных интересов Александра Александровича, его оригинальные и тонкие суждения о Природе* и науке вызвали огромное желание познакомиться с академиком Чибилёвым поближе и познакомить с ним читателей.
*по просьбе автора мы будем писать слово «Природа» с большой буквы
img_8961.jpg
— Александр Александрович, как вообще люди приходят в географию? Как лично вы поняли, что география — ваше призвание?
— Это было очень давно, примерно 60 лет назад. Я родился в селе. Отец работал в животноводстве. Я много ездил с ним по всей области, и Природа, которую я видел, вызывала у меня множество вопросов – «а это что такое?», «а это как называется?». В школе ответов на них не было. На уроках географии и биологии мы изучали все что угодно – Антарктиду, Новую Зеландию, а на познание местной Природы времени не отводилось. На какие-то из моих вопросов мог ответить и отец, он много знал. Но не на все. А в то время на всесоюзном радио была передача «Захар Загадкин и Антон Камбузов». Там было что-то вроде викторины, детям давали задания и даже проводили настоящие диктанты по географическим названиям, как мы сейчас пишем: все новое – это хорошо забытое старое. Вели эту передачу географы, преподаватели МГУ. Я начал участвовать в этой викторине: отвечал на вопросы с помощью «Большой Советской Энциклопедии» и «Географического атласа мира», изданного еще в начале XX века. И стал призером всесоюзной викторины, мою фамилию назвали по радио на всю страну – мол, такое-то место занял Саша Чибилёв, ученик шестого класса такой-то школы такого-то села Оренбургской области, получил множество дипломов «Юный географ». Потом я стал писать заметки, очерки о своих наблюдениях, публиковался в журнале «Юный натуралист».
img_9004.jpg
В 1966 году, после окончания школы, я поступил в Воронежский университет. Выбрал специально такой университет, где был географический факультет. Там заведовал кафедрой Федор Николаевич Мильков, который до 1950 года работал в Оренбурге и был самым молодым доктором наук в СССР – защитился в 29 лет. Удивительное стечение обстоятельств, что я его встретил в Воронеже. Он стал моим учителем. Его научная школа ничем не уступала ни московской, ни ленинградской. В то время интересных школ было немало: здесь, в тогдашнем Свердловском государственном педагогическом институте, была школа Прокаева. Василий Иванович Прокаев был соратником Милькова и написал отзыв на мою кандидатскую диссертацию.
prokaev.jpg
Так мои увлечения, связанные первоначально с краеведением, переросли в интерес к географической науке и стали развиваться дальше. Но любопытство, которое в свое время во мне разожгла именно родная Природа, долгое время не было удовлетворено. Книг по этой тематике просто не было, а если и были, то не в широком доступе. Уже в Воронеже Мильков показал мне книгу «Чкаловские степи» (в то время Оренбург назывался г. Чкалов), а я даже и не знал, что она была издана. Именно отсутствие информации и заставило меня в свое время самому искать ее по крупицам, делать наблюдения и все записывать, а по сути, писать собственные статьи и книги. Так я стал профессиональным географом.
— Александр Александрович, а кто такой, по-вашему, современный географ? Мы хорошо представляем, что такое быть географом во времена Александра фон Гумбольдта. В XVIII-XIX веках географ был тем человеком, кто совершал много путешествий в разные края земли, привозил коллекции флоры, фауны, минералов, уточнял известные данные о территориях, восполнял неизвестные, наблюдал за Природой, записывал и зарисовывал все, что видел… А чем занимаются географы сегодня, когда мир уже открыт?
– Я именно так себе современного географа и представляю! Его роль не так уж сильно изменилась со времен Гумбольдта. Я не преподаватель, хотя преподавать мне приходилось. Географу кроме школы, вуза работать, по сути, негде, из номенклатуры должностей географов убрали, хотя в принципе на предприятиях в штате должен быть именно географ – это не менее важно, чем, например, эколог или дизайнер. Для меня географ – это тот человек, который добывает новые знания об окружающей нас природной среде. География не закончилась с открытием всех островов, всех рек и так далее. Ведь окружающий мир меняется, природные условия меняются, и знания об этом должны постоянно уточняться. Можно это делать, не выходя из своей библиотеки, как Иммануил Кант и Карл Риттер, а можно как Александр фон Гумбольдт, который исходил немалую часть мира своими ногами. Короче говоря, географ и вчера, и сегодня – это исследователь, который наблюдает, изучает и описывает окружающий мир во времени и пространстве.
— Но возможностей профессиональной реализации действительно не так много.
img_8954.jpg
— Я всю жизнь сам создавал себе рабочие места. Сначала это были различные хозяйственные договоры в сферах, где географ может применить свои знания: рекультивация земель, паспортизация памятников Природы, обоснование проектирования заповедников и т.д. Затем я создал лабораторию от Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук, который находится в Екатеринбурге. Через три года лаборатория стала отделом, а в 1996 году отдел превратился в самостоятельный и единственный в мире Институт степи Уральского отделения Российской Академии наук. А до этого я организовал первые в России степные заповедники. В СССР было около 200 заповедников, и из них ни одного степного, потому что степь рассматривалась как ресурс, чтобы ее распахивать, засевать, добывать там полезные ископаемые и так далее. Четыре созданных мной степных заповедника в Оренбургской области существуют и развиваются, так же как и институт. Мною создана степеведческая научная школа.
— Когда открывалась выставка ваших работ, вы упомянули, что фотографии сделаны в экспедиции по Уралу, организованной Российской академией наук и Русским географическим обществом. Получается, вы своими ногами прошли вдоль всего Урала, от Карского моря до Аральского?
— Да, именно так. И не только весь Урал, я и всю степную зону прошел, от Дуная до Амура, от Венгрии до Монголии – 8 тысяч километров. У меня есть такая же фотовыставка и по степям, она называется «Картины Природы Степной Евразии». Мои фотографии – это моя записная книжка. Гумбольдт в своих путешествиях делал зарисовки и даже картины, а в наше время у географа есть возможность быстрее и проще фиксировать увиденное. Я не воспринимаю свои работы как что-то художественное. Я не художник. Художник здесь – Природа. Она не нуждается в приукрашивании.
Фотоаппарат у меня всегда с собой, и даже не один, а два-три. И штатив с собой ношу. В середине сентября мы поднимались на Конжаковский камень, и хотя было пасмурно, я все равно там фотографировал. Природа настолько прекрасна сама по себе, что даже в дождь можно сделать хороший снимок.
— Это как раз было воплощение идеи повторить путешествие Гумбольдта по России?
— Его многие повторяли, не мы одни, но у нас были хорошие предпосылки – Степная экспедиция Русского географического общества. Мы были в Восточном Казахстане и, возвращаясь, решили заодно и пройти этот отрезок путем Гумбольдта, тем более что нынешний год – юбилейный год Гумбольдта, и как раз в эти дни он был на Урале и отметил в 1829 году свой 60-й день рождения в городе Миассе. Мы тоже были в Миассе как раз в этот день, и видели дом, в котором он останавливался, – к сожалению, сегодня он не пригоден для жилья.
— Гумбольдт в 60 лет поднимался на Конжаковский камень?
— Но мне-то намного больше лет! (смеется). Ничего страшного.
— Просто мы привыкли людей того времени представлять более изнеженными, чем мы сами, – наверное, напрасно.
— На самом деле нет строгих доказательств, что он был именно там. Он был в Богословске, в Турьинских Рудниках, и в рудник спускался совершенно точно, а вершину, возможно, просто наблюдал. Подъем там довольно сложный, в то время был еще сложнее, рисковать ему такой уж необходимости не было. Но, безусловно, он горы видел, и это самый северный пункт его путешествий. В других местах, где был Гумбольдт, мы тоже побывали. Готовим буклет, на сайте Русского географического общества публикуем отчеты об экспедиции.
img_8957.jpg
— Открывая выставку, вы сказали знаменательную вещь: самая большая ценность Природы для нас – это ее внешний вид, ее красота. Можно ли прокомментировать чуть-чуть подробнее?
— Красота Природы вдохновляет, и в этом ее главная ценность. Самое важное, что создает человек – это не машины, не самолеты, не танки. А это духовные плоды: произведения музыки, литературы, живописи. То, что не устаревает веками. А чувство красоты, гармонии, симметрии, без которого невозможно создать великое произведение искусства, человек берет из Природы. Созерцание Природы дает нам представления о совершенстве. Созданное Природой настолько совершенно, что его невозможно ни приукрасить, ни воспроизвести.
— Но ведь без преобразования Природы современный человек уже не может существовать. Как бы научиться жить и брать необходимое от Природы, но при этом не обезображивать ее, не портить?
img_8956.jpg
— В этом-то и задача современной географии! Мы должны изучать Природу именно для того, чтобы научиться жить с ней в гармонии, и постепенно заменять природопокорительские технологии природоподобными.
— Александр Александрович, большое спасибо за интервью, желаю успешного развития вашему институту, а вам новых находок, новых открытий и вдохновения.
Греческое слово география, как вы знаете, означает землеописание. Начальной задачей этой науки действительно было описание: где и что на Земле возвышается и течет, растет и бегает, построено и распахано. На такую инвентаризацию понадобилось несколько веков. Сначала люди просто осматривались вокруг, познавая окрестности для использования их в своей жизни. Со временем они уходили от близких мест, а главным образом уплывали, расширяя свой кругозор и возможности получения земных даров. Дошло до плавания по морям и океанам. Открывались новые континенты, острова, реки, горы.
Кстати, географическим открытием следует считать увиденное, описанное и положенное на карту. Многие народы, в том числе и высокоразвитые, вроде американских ацтеков, майя и других, не додумались положить на карту свои земли и позволили «открыть» себя испанцам, португальцам, англичанам и французам. Такая недогадливость обернулась для них потерей собственных земель и свободы.
К середине XX в. земной шар был открыт, описан и положен на карту. В том числе вся наша страна имела топографические, геологические, почвенные, климатические и другие карты. Значит, все? География выполнила свою задачу? Теперь она нужна только для общего образования и повышения культуры школьников?
Нет! Географическая наука, как и всякая другая, неисчерпаема. Да, география выполнила первую часть своего назначения. Она ответила на вопросы, что и где размещается. Но перед нею встали более сложные и необходимые для человечества задачи — ответить на вопросы «почему?», «как?» и «сколько?». Начинается самая сложная и увлекательная часть географии, единственной науки, исследующей взаимосвязи компонентов природы вообще и в условиях использования их людьми.
Для изучения всего этого внедряются разнообразные методы исследования. Интенсивно применяются дистанционные методы, самые скорые в познании многих взаимосвязей в природе.
Дистанционный метод исследований стал применяться в 1934 г. при создании топографической государственной карты. Черно-белый аэрофотоснимок содержит 64 различные тоновые градации. По ним при первичном дешифровании аэрофотоснимка на Земле можно определить практически все предметы, включая различные травяно-мохово-лишайниковые покровы, темнохвойные и светлохвойные, мелко- и широколиственные леса, песчаные, глинистые, солончаковые пустыни и т. п. Получив дешифрованный на земле снимок одного района, можно по аналогии создавать топографическую карту других районов, без обязательного посещения и наземных исследований. В результате к 1954 г. вся площадь страны была закартирована в масштабе 1:100 000 очень точной топографической съемкой. Несколько позже таким же методом составлена государственная геологическая карта. В ее создании географы, знакомые с методами аэрофотосъемки, играли важную роль.
Со временем метод аэрофотосъемки развивался и уточнялся. Многие регионы большую часть года закрыты облаками. Однако сейчас это не помеха.
В таких случаях используют высокочастотный диапазон волн, не воспринимаемый глазом человека, но фиксируемый специальной аппаратурой и преобразуемый затем в видимые изображения.
Для радиодиапазона земная атмосфера прозрачна, а неровности рельефа и различия растительности «видны» и под облаками, и ночью. Кроме того, радиосигналы проникают на определенную глубину в почву (до 0,5—1,5 м) и дают сведения о составе грунтов, их влажности, уровне залегания грунтовых вод, что чрезвычайно важно для сельского хозяйства.
В тепловом диапазоне специальной аппаратурой можно с точностью до 0,1 — 0,2°С определить температурные различия растительности, почв, воды. Это сродни слепой чувствительности летучих мышей или змей, которые «видят» добычу на невидимых человеком волнах.
Этот метод получил широкое применение. Например, лесные пожары дают обширные дымовые завеcы. Куда сбрасывать парашютистов-пожарников? Снимки дают точный ареал пожара, направление движение огня, тут же выявляют сухие огнеопасные и, наоборот, более сырые, помогающие тушению участки леса. Не выходя из самолета, пожарники точно узнают, где им выгоднее спуститься и какие методы огнетушения применять.
Тем же способом определяется температура и влажность почв, что крайне важно при решении, когда и какую культуру начинать сеять. Дистанционное многозональное зондирование применяют и для изучения вулканических районов, многолетнемерзлых почвогрунтов, разных акваторий, пахотных полей и многих других объектов.
Сочетая различные способы съемки, можно изучить особенности рельефа, гидрографии, геологии, распределение растительности и почв на большой территории, получить объективную и оперативную информацию о температуре, влажности и некоторых других параметрах поверхности, характере и ходе процессов в атмосфере и океанах.
На рисунке приведена картина загрязнения акватории Финского залива, полученная путем сложения (синтезирования) снимков, сделанных в разных зонах спектра.
Для специальных целей применяют также и другие виды съемок – лазерное сканирование, гамма-съемку и др.
Вообще в географической науке сейчас происходит революция. Раньше многочисленные экспедиции собирали день за днем образцы почв, растений, делали замеры высот речных террас, обмеряли площади разнотипных лесов, болот, лугов и множества других компонентов природного комплекса. На это тратились многие годы и колоссальное физическое напряжение, о чем и рассказано в этой книге. Сейчас те же данные можно получить за считанные часы с помощью аэрофото- и космической съемки.
На картах из космоса часто отражаются такие подробности, которые не замечаются даже при наземных исследованиях. Космические снимки по сравнению с ними дают более точные данные о разломах, тектонических трещинах, лесах, болотах, лугах и» даже отражают типы растений.
По современным аэрофотоснимкам обновляются и создаются вновь более точные топографические карты. На них сразу же обозначаются не только высоты речных террас, но и деревьев с запасами древесины на каждом участке. Если раньше 100 км2 снимали за три-четыре месяца в зависимости от сложности рельефа, то теперь достаточно одного про лета самолета и тем более спутника, чтобы получить снимок на сотню квадратных километров. При этом все существующее можно измерить с точностью в 1-2 м ширины и в 15 см высоты.
Важно, что появились методы обработки и хранения огромного количества информации. Компьютерная техника берет на себя запись и архивацию всех данных с тем, чтобы при необходимости можно было легко выбрать все сведения по любому району страны.
Самое же главное достижение географии — осознание взаимозависимости объектов и явлений на Земле. На базе прошлых наземных исследований развилась наука о ландшафтах, о том, что вся Земля состоит из небольших участков, имеющих только им присущее строение, специфические направления развития и достаточно определенные границы. Они живут в своем режиме и темпах развития, взаимодействия между собой. Задача современной географии — обнаружение законов взаимодействия составляющих ландшафты частей и исследование взаимозависимости между ландшафтами. А для этого необходимо составление крупномасштабной карты ландшафтов.
Учет глобальных видоизменений в пространстве и времени сейчас совершенно необходим при любом вмешательстве человеческой деятельности в природу; Именно такой расчет исключит многочисленные просчеты ведомств при использовании отдельных природных ресурсов (переувлажнение и засоление почв при орошении, вспашке целины, переосушении болот, перерубе лесов на различных формах рельефа, губительные действия процессов в многолетнемерзлых грунтах и многое другое).
География начинает использовать достижения кибернетики. Этим создается геоинформационная система (ГИС), т.е. соединение всех сведений о территории: состав грунтов, тектоническое положение, естественная растительность и ее варианты, почвенные условия и разности в зависимости от рельефа и увлажнения, климатические и мезоклиматические данные, освоенность промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и динамика воздействия их на естественное состояние территории, воздух, воду, почвы, медицинские условия и т. п. Банк данных постоянно пополняется дистанционным зондированием в широком спектре электромагнитных волн в совокупности с необходимыми наземными наблюдениями. Все это включается в ГИС.
География сейчас входит в круг точных наук, с помощью которых можно рассчитывать рациональное вмешательство и планировать его дозы в естественных природных условиях и процессах. Имея технику и методы, географы могут выполнять ландшафтное картографирование ряда территорий (точных ландшафтных карт у нас по существу еще нет). На таких картах уже можно отражать причины возникновения или изменения каждого из природных компонентов. В первую очередь выявляются данные о последствиях цивилизованной деятельности на ландшафт, а значит, можно вырабатывать методы и способы предупреждения гибельных экологических последствий.
Однако это лишь новый этап географии. Со временем возникнут другие проблемы, ибо наука неисчерпаема, как жизнь и ее прогресс.