Чем занимаются в секте
Секта и сектанты: актуальный глоссарий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современный мир переполнен идеями: какие-то остаются лишь словами, другие обретают значительную теоретическую базу и обзаводятся практической основой.
В прошлом на осмысление новых концепций уходило несоизмеримо больше времени, что и обусловило зарождение такого понятия, как секта.
Что такое эти общины, в каких формах они существуют и какую опасность в себе таят, разберемся по порядку.
Секта – это…
Несмотря на четко выраженный негативный подтекст, оригинальное слово указывает всего лишь на приверженность/следование определенной идее. Причем изначально не было никакой строгой привязки к религиозным догматам и вероучениям – речь шла об особенностях мышления какого-либо человека или небольшой группы людей, объединенных схожим мировоззрением.
Секта – это социальная группа, объединенная духовной идеей или целью.
Тогда под сектой подразумевался и образ жизни, который в корне отличался от общепризнанных устоев, а иногда и противопоставлялся традиционным кодексам. Долгое время термин «секта» ограничивался употреблением в отношении:
И это понятно, поскольку основным понятийным маркером здесь послужило латинское «sequor» (то есть «следую»), которое впоследствии трансформировалось в «secta»:
Однако вскоре слово секта стало обретать все более негативную коннотацию, обусловленную в первую очередь двумя причинами:
Ну а поскольку члены таких общин действительно стремились отмежеваться от чего-то традиционного, то вполне ест естественно, что общество стало с подозрением смотреть на сектантов, воспринимая некорректную трактовку как истину.
Особенно непримиримо относилась к сектам официальная церковь. И это тоже понятно: какой доминирующей идеологии понравится покушение на ее единовластное правление?
Сектанты – все нюансы значений
В традиционном смысле секта – это обособленная религиозная община, созданная с нуля или отделившаяся от господствующей церкви.
В свою очередь, сектанты – это группа последователей какого-либо учения, ставшего ответвлением крупного культа, превалирующей религии или традиционной философской школы.
Ранние христиане, кстати, отнюдь не стеснялись называть себя сектой и адептами учения, отколовшегося от иудаизма. В то же время сам иудаизм, как утверждают некоторые эксперты, зародился в очень древние времена и перерос в мировую религию из маленькой секты, впервые попытавшейся подвести теологическую основу под знания об окружающей действительности.
Есть и другая аналогия. Например, современные ученые выделяют различные научные дисциплины, а в прошлом в разных местах существовали секты тех или иных наук, члены которых смотрели на мир иначе, нежели группа классических исследователей.
Внимания достоин и такой момент. Поскольку ересь – это результат сознательного отклонения от церковных догматов, то отрицание, что лежит в ее основе, практически всегда служит поводом для конфликтов.
С этой точки зрения любой еретик – тоже в своем роде сектант, потому что пытается следовать собственной теории, отличной от общепризнанных.
Правда, ересь при этом – далеко не единственный формат сектантства. Так и получилось, что в ходе доминирования того или иного религиозного мировоззрения – равно как и сопутствующей борьбы с мракобесием, – определение секты стало восприниматься людьми как нечто дурное.
Секта Виссариона как пример разрушительного влияния
В законодательствах многих стран используется такое понятие, как деструктивная секта. В этих случаях подразумеваются организации квазирелигиозного толка, лидеры которых пытаются осуществлять полный контроль над жизнью, мыслями и деятельностью всех своих членов.
Неудивительно, что современники просто опускают определение «деструктивные» и подсознательно опасаются любых видов сектантства. Да и наглядных примеров из жизни, как правило, бывает достаточно. Только, к сожалению, не для всех.
Яркое тому доказательство – новое религиозное движение с амбициозным названием «Церковь последнего завета» (основатель и духовный лидер – уроженец Краснодара Сергей Тороп, более известный как «Учитель» или просто Виссарион).
Начав свою деятельность в начале 90-х с публичных проповедей, в которых называл себя апостолом и избранным последователем Христа, Виссарион к 1993 году обзавелся уже несколькими тысячами адептов.
Они толпами съезжались к нему в поселение-самострой «Обитель рассвета» (близ озера Тиберкуль) буквально изо всех уголков России, привозя с собой нехитрый скарб и, главное, – свои щедрые пожертвования.
На своих проповедях Виссарион, отлично владеющий как словом, так и методиками эриксоновского гипноза, психологически «зомбировал» своих последователей, обретая над ними безграничную власть.
Помимо этого в общине «Тиберкуль» практиковались довольно дикие для современного общества вещи. В частности, это:
Что касается религиозной составляющей, то в этой секте люди верили не столько в бога, сколько в довольно противоречивое учение своего гуру и навязанный им образ жизни. При этом эксперты-культурологи и религиоведы, исследовавшие все аспекты движения Виссариона, отмечают, что сам лидер отнюдь не стремился соблюдать свои же правила.
Какие секты запрещены в России – список опаснейших из них
Сегодня методами психологической обработки пользуются, как говорится, все кому не лень, включая финансовые пирамиды, мошеннические структуры, большинство сетевых бизнесов и тренингов личностного роста.
И хотя официальная идеология подобных организаций ставит целью заработок и/или саморазвитие, они оказывают не меньший разрушительный эффект на жизни адептов, чем самозваные духовные гуру.
Кто из них опаснее – разницы в принципе нет, ибо в любом случае тот, кто последует за чужими красивыми словами, потеряет не только свои деньги, но и себя самого. Факт в том, что секты раскидывают наиболее обширные сети, чтобы «завербовать» подростков и молодых людей.
Обещания в таком случае традиционны: справедливое будущее, посмертное блаженство, праведная жизнь и т.д. Тогда почему, оказавшись в той или иной общине, адепты оказываются в убогих – практически нищенских – условиях, подвергаются жестокому обращению либо сами участвуют в истязаниях?
Но ведь именно это характерно для большинства запрещенных в России религиозных организаций, многие из которых признаны тоталитарными, но втайне продолжают свою деятельность, невзирая на букву закона.
В список таких организаций включены десятки особо опасных сект экстремистского толка. Чтобы представить себе их размах и масштабы влияния, достаточно упомянуть только первую тройку:
Таких сект может быть сколько угодно, но все они «работают» по одному и тому же принципу – активный набор последователей, отсекание семейных связей, культивирование фанатизма, подвластность лидеру, оппозиционность традиционному обществу, психологическое давление и, разумеется, – выкачивание денег.
Вместо заключения
Сегодняшняя реальность такова, что простому обывателю, ищущего себя или Бога, практически невозможно разобраться самому, где кончается «хорошая» религия и начинается «плохая». Трудно, спору нет. Но ведь здравый смысл никто не отменял!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Любая Секта — это стадо умственно отсталых
Серега: вовсе не факт. Уровень интеллекта не всегда играет главную роль. Чаще всего это внушаемость или жизненные обстоятельства.
Что такое секта: определение, виды, известные секты.
Секта может быть опасна не только для общества, но и для ее членов. Нередко участники секты отдают свое имущество, деньги и даже жизни за сектантскую веру.
В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других.
Определение секты
Современное сектантство представлено независимыми группами, преследующими собственные убеждения. Определение секты не принадлежит религиоведению. Изначально понятие не несло негативной окраски.
Сектой считали всех, кто исповедовал религию, отличную от канонической. Сейчас понятие ассоциируется с обманом, страхом, принуждением.
Сектантские направления различны. Встречаются буддизм, баптизм, мормонизм, сайентология и другие. Изменение отношения к понятию связано с рядом трагических происшествий, освещенных средствами массовой информации.
Чаще стали появляться свидетельства негативного и даже опасного влияния сектантов на жизнь общества. Некоторые сектантские объединения запрещены на законодательном уровне. Под запрет попадают опасные и экстремистские организации.
Важно!
Сектами признаются не только религиозные общины, но и любые обособленные группы, объединенные идеологией, убеждениями.
Виды сект
Определенной классификации обособленных сообществ не существует. Но выделяют общую категоризацию. С появлением новых веяний она постепенно утрачивает актуальность.
Категоризация сектантских сообществ | |
---|---|
Категория | Виды |
По виду деятельности | — экологические; — психологические; — экономические; — целительские; — религиозные. |
По времени возникновения | — классические конфессии; — новые направления. |
По виду управления | — Авторитаризм; — Иерархия; — Теократия; — Харизматический вид. |
Четких границ между конфессиями нет. Одна и та же секта может содержать признаки теократии и иерархии. Встречались сообщества, объединившие харизматическое и авторитарное религиозное руководство. Поэтому вид конфессии определяется индивидуально для каждой секты.
Религиозная секта
Люди, придерживающиеся радикальных догматов и отошедшие от каноничных религий, принадлежат к религиозным сектам. Для них характерно жесткое соблюдение свода правил, показательная любовь к новичкам, активное навязывание своих убеждений.
Баптисты
Секта протестантского направления, популярная по всему миру. Не признают христианские иконы, кресты, моление и поклонение перед святынями. Почитают Библию, но в иной трактовке.
Евангелисты
Всемирно известная религиозная секта, носящая официальный характер. Ярые противники абортов, разводов. Верят во второе пришествие Иисуса. Существует международный центр в Соединенных Штатах.
Протестанты
Направление христианства с независимыми убеждениями. От протестантов появились другие религиозные секты, такие как баптисты, методисты и евангелисты.
Свидетели Иеговы
Популярная религиозная организация с последователями по всему миру. Внутри наблюдается принцип иерархии и теократии. Отрицают Святую Троицу, утверждают, что Бог существует в нескольких лицах. Отличаются насаждением своей идеологии, активным привлечением новых участников.
Методисты
Секта, имеющая англо-американское происхождение. Иначе называют участников конфессии аскетами, ессеями. Почитатели укрепляют друг друга в вере, поддерживают в благочестии, ведут аскетичный образ жизни.
Каббала
Религиозная секта с ярко выраженным пантеизмом. Бог и окружающий мир считаются неразделимыми понятиями. Признается религиозно-оккультным течением, приближенным к иудаизму.
Тоталитарная секта
Группы людей, которые используют почитателей при помощи манипуляторных приемов. Несет физический, психологический и финансовый вред участникам.
Представители тоталитарных сект завлекают новичков различными способами, завербованных превращают в лояльных «рабов».
Аум Синрикё
Тоталитарно-деструктивная секта. Лидер позиционировал себя мессией, практиковал безапелляционное подчинение по иерархической цепочке.
Участники секты почитали его как бога, полубога. Секта известна организацией теракта в Токийском метро.
Семья Мэнсона
Тоталитарная секта, существовавшая в конце 1960-х. Более ста последователей вели аморальный образ жизни. Практиковали дьяволопоклонничество, оргии, пили кровь животных.
Вся жизнь подчинялась тоталитарному режиму внутри секты. Получила известность после ряда кровавых убийств.
Ветвь Давидова
Тоталитарная секта, приближенная к последователям Адвентистов седьмого дня. Последователи жили в уединенно в общине. О деятельности группы известно мало.
Правоохранительным органам пришлось взять общину в двухмесячную осаду. В результате штурма погибли десятки людей.
Храм народов
Широко известная тоталитарная секта. О ней написаны книги и сняты документальные фильмы. Община отличалась исключительной преданностью руководству и лидеру.
Они обосновались в небольшом палаточном городке. В 1978 году все члены секты в количестве 918 человек, вместе с лидером совершили массовое самоубийство.
Долина Солнца
Тоталитарная секта, носящая религиозный характер. Главой выдвигалась некая женщина, называвшая себя Асмито.
Ни один член организации не имеет права оспаривать решение руководителя.
Секта Бога Кузи
Псевдоправославная тоталитарная секта. Послушники делились на шесть кругов.
Первый круг жены Кузи, в третьем круге наложницы, в следующих кругах кандидаты в гарем. Организация распалась после осуждения лидера.
Деструктивная секта
Авторитарная иерархическая организация с упором на контроль сознания. Признаки деструктивной секты нередко перемежаются с тоталитарной.
Важно!
Первая встреча с рекрутами секты меняет мировоззрение новичка. Ему кажется, будто он нашел здесь то, что давно искал.
Новый Акрополь
Крысятницы
Известные существующие секты
Программирование сознания, оккультный или религиозный маркетинг процветает и в наши дни. Существуют открытые и запрещенные секты.
Как не стать сектантом
Опытные вербовщики с первых минут завладевают вниманием новичка. Лучший способ не стать сектантом – отказаться от разговоров с рекрутами, угощений и подарков.
Дополнительная информация
Риск попасть в секту есть у каждого человека. Но особенно подвержены несчастные люди, нуждающиеся в любви и заботе. На последнее чаще всего делают упор рекруты.
Добровольное любопытство также прямой путь в организацию, из которой часто нет выхода. Адептами становятся малообразованные люди со слабой психикой и волей.
Обновлена: 14.01.2020, 11:39 Количество слов: 1365 Время на чтение: 7 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 7 234 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 2 комментария и уже оценили статью 10 раз!
Тоталитарная или деструктивная секта – этот термин используют специалисты, определяя деятельность организаций, причиняющих вред (психологический, физический, материальный) своим последователям или подозреваемых в возможности причинения вреда. Но, несмотря на опасность, люди по всему миру становятся последователями таких объединений. В чем причина популярности сект? Подробности в нашем материале.
Специалисты по-разному объясняют интерес людей к сектам. Но в итоге сходятся на том, что он заключается в поиске любви и душевного покоя. В определенный момент жизни человек начинает остро осознавать свою смертность и чувствует одиночество. Чтобы избавиться от страха конечности жизни, люди начинают искать то, что может дать им успокоение и уверенность в будущем. Такой опорой для них могут становиться лидеры сект. Другие причины интереса к деструктивным культам – бедность, безработица, низкооплачиваемая работа, скучная жизнь, стресс на работе и в учебных заведениях. На фоне всего этого секта кажется островком надежды и счастья, а ее руководитель – учителем, знающим ответы на все вопросы и способным развеять любые сомнения и тревоги. Деструктивные секты так мастерски работают со своими последователями, что те, поверив в неминуемое чудесное спасение, становятся абсолютно безразличны к объективным фактам, рациональным аргументам и закрывают глаза на болезненную правду, отдавая свою жизнь, имущество и семью во власть «учителя». Беда в том, что зачастую те самые «учителя», в «объятиях» которых человек якобы находит успокоение, на самом деле порочны и очень опасны.
Сегодня интернет буквально заполонен роликами и цитатами индийского мудреца Ошо, который дает советы об осознанной жизни, путях поиска истины и достижении счастья. Но мало кто знает, что в действительности Ошо – лишь одно из многих имен индийского философа Чандра Мохан Джеин, которого исследователи его деятельности называют «секс-гуру», а также «бизнес-гуру» и «кока-кола-гуру».
В 1996 году в Аналитическом вестнике Государственной Думы РФ организация, созданная Ошо, по ряду признаков была классифицирована как тоталитарная секта или деструктивный культ. Аналогичный статус она имеет и в ряде иностранных государств.
Учение Ошо – хаотичная смесь элементов буддизма, психологии, дзэна, даосизма, христианства и т.д., приправленных собственными рассуждениями гуру.
Ошо родился в Индии в 1931 году в состоятельной семье, получил хорошее образование и какое-то время преподавал философию. С середины 1960-х он позиционирует себя как «духовного учителя» и берет имя Ачарья Раджниш. С начала 1970-х просит обращаться к себе Бхагван Шри Раджниш, что переводится как «просветленный». Собственно, под этим именем он прожил почти два десятка лет, лишь за два года до смерти став тем самым Ошо – «учителем», «монахом» и интернет-мемом. Сегодня все книги гуру публикуются под его последним псевдонимом Ошо.
Религия, созданная Ошо, трансформировалась в течение его жизни. Однако он неизменно позиционировал ее как «религию для богатых».
Первый ашрам гуру основал у себя на родине в городе Пуна. По некоторым оценкам, за год через него проходили до 50 тысяч учеников. Здесь же у Ошо появилась верная последовательница – Ма Ананд Шила, которая занималась переводами капиталов «святого», заработанных на верных прихожанах, в Европу и США.
Быт Ошо был совсем не таким, как у индийских или тибетских просветленных отшельников, которые медитировали в горах, жили в бедности и не ставили своей целью собрать огромный круг последователей и поиметь с них денег.
Состояние же Бхагван Шри Раджниша (Ошо) составляло более 200 млн долларов. Также в его распоряжении был парк более чем из 90 роллс-ройсов, четыре самолета и вертолет.
В 1981 году власти Индии лишили общину Ошо статуса религиозной организации и потребовали возместить все долги по налогам. Однако «святой» уже снял со счетов шесть млн долларов и уехал в Штаты, где его ждала Шила.
Сектанты осели в штате Орегон в городе Энтелоуп. Буквально за считанные месяцы силами трудолюбивых почитателей гуру заброшенное ранчо превратилось в процветающий городок.
Чтобы прочнее закрепиться в Энтелоупе, Ошо решил помочь избраться на должность мэра города «своему» человеку. Чтобы обеспечить надежное большинство голосов силами последователей секты, он придумал следующую схему: по закону Орегона, чтобы получить право голоса на локальных выборах, достаточно было прожить в городе 22 дня.
Так, чтобы увеличить количество «своих» среди избирателей, помощники «святого» начали зазывать в ашрам алкоголиков, наркоманов и бездомных из близлежащих территорий.
План Ошо сработал. На выборах победил нужный человек. При его поддержке Энтелоуп переименовали в Раджнишпурам в честь гуру.
Но потом Ошо решил избавиться от бродяг, приказав своим головорезам разогнать весь сброд. Однако бездомные не собирались никуда уходить. Работать на благо ашрама и гуру они, разумеется, тоже не планировали.
Чтобы не конфликтовать открыто с новыми жителями города, Ошо смирился с их присутствием. Но тут начали происходить странные события: то тут, то там на улице находили мертвых бродяг. Полиция заподозрила в их смертях гуру. Чтобы избежать разборок с властями, Ошо взял обет молчания на четыре года, отстранившись от управления сектой. Эту функцию на себя взяла Шила: она расширяла сеть ашрамов по всему миру и собирала дань с их обитателей, исправно пополняя банковские счета «святого».
Но вскоре начался конфликт сектантов с коренными жителям Энтелоупа, которых беспокоило то, что ашрам стал рассадником криминала, в том числе сексуальных оргий и самоубийств.
В итоге под давлением общественности полиция и ФБР возбудили против секты Ошо дело. Шила, сняв со счета секты несколько десятков миллионов, сбежала в Европу, оставив гуру одного. Ошо, в свою очередь, все грехи свалил на нее. А когда Интерпол задержал Шилу, она обвинила любимого «святого» в жульничестве. При этом, признав и свое участие в аферах секты, она назвала их тандем «парой первоклассных ловкачей».
А октябре 1985 года «святого» наконец-то арестовали. Судебный процесс быстро завершился, а наказание для Ошо оказалось чисто символическими: десять лет тюрьмы условно и штраф в 300 тысяч долларов. Власти обязали его в течение недели покинуть США. Гуру обвинили лишь в нарушении американского законодательства об иммиграции. Об убийствах, оружии, наркотиках, оргиях и сломанных судьбах людей, попавших в лапы «святого», никто не вспомнил.
На личном самолете Ошо вылетел в Непал, оттуда на остров Крит, откуда его вскоре попросили убраться греческие власти. Тогда Ошо поехал в Швейцарию, затем пожил в Ирландии и перебрался в Уругвай. Но нигде ему не были рады. Власти всех стран старались избавиться от скандального гуру.
В результате в начале 1987 года Ошо вернулся в родной дом в Пуне. А через три года, в январе 1990-го, умер, прожив всего 58 лет.
В СССР учение Ошо стало популярным во второй половине 1980-х. Информация о нем распространялась в самиздате. Однако ни ашрамов, ни школ гуру Ошо в нашей стране организовано не было.
Как распознать секту и самому не стать сектантом
Беседа с сектоведом Романом Михайловичем Конем
Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.
– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?
– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.
Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.
– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?
Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение
– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.
– Поясните, пожалуйста.
– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.
Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства
Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.
Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.
– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?
– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.
Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.
– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?
У врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы
– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.
Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.
Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.
– А каким людским страстям потакают секты?
– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…
Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.
– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?
– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.
Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.
Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.
– А как мотивируется запрет на переливание крови?
– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.
Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом
Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.
– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?
– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.
Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…
– Даже так?
– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.
Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.
Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.
– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?
Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность
– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.
– Что еще не любят сектанты?
– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.
– Люди доверчивы….
– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.
– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?
– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.
Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.
– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?
– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.
Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения
Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.
– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?
– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.
С Романом Михайловичем Конем
беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru