Чем занимаются в турфирме
Как работают турагентства изнутри: основные понятия и принцип работы
Каждый из нас, планируя свой отпуск, сталкивается с необходимостью выбора – самостоятельное путешествие или через турагентство. Если с самостоятельным путешествием все понятно, то с тем, как работают турагентства, стоит разобраться. Это важно, чтобы не ошибиться с выбором фирмы, предоставляющей услуги.
Принцип работы турагентства
Давайте посмотрим на работу такой фирмы глазами среднестатистического потребителя. Обращаясь в турагентство, клиент рассказывает о своих предпочтениях – куда он хочет поехать, что ему нравится, когда он планирует свой отпуск и каким бюджетом располагает. Менеджер, в свою очередь, задает наводящие вопросы, чтобы как можно лучше понять предпочтения клиента. Когда общение с вопросами закончилось, специалист предлагает клиенту несколько вариантов – направлений, стран, отелей, которые клиент изучает и делает окончательный выбор, опираясь на рекомендации менеджера.
Когда выбор сделан, между клиентом и турагентсвом заключается договор о реализации турпродукта, вносится оплата. За несколько дней до вылета клиент получает пакет документов, необходимых для поездки, в который входит ваучеры, билеты и страховки, и в назначенный день отправляется в путешествие по приобретенной путевке.
Казалось бы, все просто, и вопрос о том, как работают турагентства, можно считать закрытым. Однако это только вершина айсберга, так как основная часть работы клиенту не видна. Прежде чем обращаться в фирму, следует узнать, как работают турагентства изнутри.
Подготовка
Для начала работы турагентства необходимо создать юридическое лицо, больше всего для этого подходит общество с ограниченной ответственностью, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. В это же время необходимо выбрать систему налогообложения, больше всего подходит упрощенная система налогообложения «доходы минус расходы», что и выбирают большинство компаний и операторов. Достаточно сложно найти турагентства, работающие с НДС и общей системой налогообложения.
Когда первые шаги пройдены, компании необходимо заключить договоры с туроператорами, нюансы работы с которыми мы рассмотрим позже. Затем агентство должно арендовать помещение, в котором будет находиться его офис, оборудовать его мебелью и техникой, нанять квалифицированных специалистов. Конечно, если директор компании сам является специалистом в этой сфере, то будущий работник может быть и без опыта в туризме.
Как работать в турагентстве без опыта? Есть два варианта. Первый – иметь опыт в прямых продажах и выучить продукт (направления, страны, отели) в короткие сроки, при должном усердии это возможно сделать за несколько недель. Второй – иметь собственный опыт поездок заграницу, и чем этот опыт богаче, тем лучше – собственные впечатления и эмоции будут всегда лучше теоретических знаний о странах, но и в этом случае стоит почитать о нюансах путешествий и ознакомиться со списком востребованных отелей.
В конце концов, все придет с опытом, и, если директор действительно заинтересован в развитии турагентства, то как минимум раз в год должны организовываться инфотуры для работников – для личного ознакомления с отелями в России и за границей. Также для повышения квалификации следует посещать семинары и вебинары туроператоров, чтобы всегда быть в курсе последних новостей туризма и популярных направлений. Полная ясность о том, как работает турагентство, принципы и схемы взаимодействия с туристами и туроператором придет в течение нескольких месяцев.
Начало работы, заключение договора
Когда все готово к работе, турагентство открывается и ищет своих первых клиентов. Опустим работу маркетингового отдела и перенесемся к моменту, когда клиент уже пришел в офис. Как мы разобрались выше, турагент проводит консультацию с клиентом, выясняя его предпочтения и подбирая оптимальный вариант для отдыха. После того, как клиент определяется с выбором и происходит момент продажи, начинается техническая часть.
Клиент предоставляет турагенту заграничные паспорта для приобретения тура в другом государстве или общегражданские для отдыха в родной стране (паспорта клиенту возвращаются, турагенту достаточны лишь их копии), после чего обе стороны подписывают договор, в котором обозначены условия работы турагентства с клиентом, прописаны все параметры приобретаемого тура и сроки его оплаты. Договор заключается между турагентом и клиентом, однако следует упомянуть сроки: клиент – это покупатель турпродукта, но также в договоре имеется список туристов – тех людей, которые принимают участие в поездке и за интересы которых отвечает покупатель. Покупатель может быть одним из туристов или же просто приобретать тур для других людей.
Бронирование
После заключения договора турагентство бронирует выбранный клиентом тур у туроператора. Здесь нужно пояснить, что это такое, чем он отличается от турагентства и как работает турагентство с туроператором.
Туроператор – это поставщик туристических услуг, он заключает договоры с отелями, трансферами, авиакомпаниями, страховыми и другими компаниями, формирует пакетные туры и продает их через агентства, так как, по закону, сам продавать их в розницу не может. Турагентство же является посредником между туроператором и туристом, агент лишь предлагает сформированные туроператором предложения клиенту, предоставляет всю необходимую для поездки информацию, бронирует тур и передает пакет документов.
Итак, заключая с клиентом договор на реализацию туристского продукта и принимая оплату, агенство начинает бронировать выбранный тур в онлайн-системе оператора, внося данные паспортов всех туристов. В течение времени (от нескольких минут до трех рабочих дней) туроператор предоставляет агентству подтверждение тура – отель забронирован, места в самолете и на трансфере тоже. Агентство передает эту информацию путешественнику. Осталось дождаться только документов для совершения поездки, которые выписываются за несколько дней до вылета.
Оплата
В большинстве случаев клиенту неудобно заплатить за тур полностью, и хотя в договоре, утвержденном министерством туризма, прописаны сроки оплаты тура в течение трех рабочих дней, существуют системы рассрочки.
Турагентства, работающие в рассрочку, не редкость. Самый простой способ оплатить покупку не единовременно – это запросить у компании график платежей, который предоставляет оператор. У каждого оператора графики платежей по туру разные, но в среднем выглядят примерно так:
Конечно, если клиент приобретает тур менее чем за две недели до вылета, то, скорее всего, агент попросит его оплатить тур полностью в день заключения договора. Это относится и к так называемым горящим или отказным путевкам. Свои нюансы есть и при покупке тура по акции раннего бронирования – полностью оплатить его в данном случае необходимо до окончания акции, независимо от того, сколько времени осталось до начала тура.
Рассрочка
Большой популярностью пользуется приобретение тура в рассрочку с картой «Халва». Список турагентств, работающих с «Халвой», достаточно большой, и каждый турист может подобрать что-то для себя. Например, Tez Tour дает рассрочку по карте на три месяца, Anex tour от одного до четырех месяцев, Pegas от двух до четырех месяцев или сразу на полгода. Продолжать можно долго, актуальных партнеров и сроки предоставления рассрочки лучше всего уточнить на официальном сайте «Халвы».
Выдача документов для совершения поездки
После того, как тур забронирован, подтвержден и оплачен, клиенту остается дождаться дня, когда документы, которые будут необходимы ему для путешествия, будут выписаны и доступны для печати. Обычно об этом сообщает турагентство.
До этого момента турист может обращаться в компанию по различным вопросам, связанным с его путешествием, в том числе может расспросить своего менеджера, как работает турагентство, чтобы знать все тонкости и нюансы своей поездки.
Обычно документы на вылет доступны за три-десять дней до начала тура. Это зависит от туроператора – кто-то выписывает документы быстрее, кто-то строго за определенное время. Также выписка документов зависит от рейсов, на которых полетит турист. Если рейсы регулярные, то обычно билеты выписываются быстрее (но и стоить такой тур будет дороже, и заплатить нужно будет быстрее), если же рейсы чартерные, то билеты выписываются за 3-4 дня до вылета.
Что еще делает турагентство?
На этом обязанности компании по договору заканчиваются, турист совершает поездку, где за качество предоставляемых услуг несет ответственность туроператор. Он или его представители предоставляют все ранее забронированные услуги – перелет до страны назначения, трансфер из аэропорта в отель, проживание и питание в отеле, медицинская страховка и другие. Однако, если турагентство заботится о своих клиентах и хочет, чтобы клиенты стали постоянными, информационное сопровождение происходит до возвращения туристов из путешествия. Турагент извещает путешественников об изменениях времени вылета, помогает решать вопросы на отдыхе со страховкой, если требуется, а по возвращении интересуется мнением людей об отдыхе и договаривается о следующей встрече.
Таков принцип работы турагентства. В разных фирмах он несколько различается, но это уже зависит от ответственности и инициативы специалистов и директора.
Покупать у оператора или агентства?
Как было сказано ранее, операторы не имеют права продавать в розницу туры, которые они сформировали. Но на сайтах операторов есть поиск путевок для физических лиц, можно выбрать и купить тур. Что удобнее?
Покупая тур на сайте оператора, вы подаете заявку и заключаете договор-оферту с фирменным офисом – агентством, работающим под именем (франшизой) туроператора. Однако, выбирая тур на сайте только одного оператора, вы ограничивайте себя в выборе, так как, выбирая тур в агентстве, вы ищете его в базе сразу нескольких туроператоров и выбираете то, что вам подойдет.
Как выбрать агентство?
Если все турагентства во многом схожи, то какое же выбрать? Вопрос неоднозначный, для каждого будет свой ответ в зависимости от личных предпочтений. Рассмотрим основные критерии.
Во-первых, обратите внимание на то, где находится офис турагентства (на транспортную инфраструктуру и удаленность учреждения от центра), чтобы до него было удобно добираться. Посмотрите на здание, в котором находится офис фирмы. Если компания располагается в старом торговом доме, на цокольном этаже или на рынке, то это признаки плохого турагентства – непонятно, на чем еще оно может сэкономить. Входя в офис, ориентируйтесь на звук, запах и свет – все это показывает, насколько компания сориентирована на своих клиентов. В целом осмотрите офис лучше – на состояние ремонта, обстановку, чистоту, сотрудников.
Во-вторых, не стесняйтесь задавать турагенту больше вопросов. В зависимости от того, как вам будут отвечать, вы сможете составить собственное мнение о том, как в дальнейшем будут с вами работать в случае, если возникнет сложная ситуация.
Перед выбором турагентства поинтересуйтесь у своих знакомых, родственников, коллег и друзей. Возможно, их опыт поможет вам определиться и сделать правильный выбор. Ознакомьтесь с отзывами на сайтах, городских форумах и справочниках. И помните: красивый сайт турагентства не всегда является показателем его успешности и добропорядочности, исследуйте независимые источники.
Если вас интересует какое-то одно конкретное направление, то не стоит искать турагентства, работающие с Турцией или с какой-либо другой страной. Большинство компаний работают со всеми направлениями сразу, чтобы не упускать клиентов. Им будет невыгодна специализация только на одной стране или части света. Да, существуют туроператоры, работающие с одной или двумя странами, но это, скорее, является исключением.
Стоить помнить, что о профессионализме компании говорит ее многопрофильность и качественное обслуживание. Первоклассные турагентства, работающие с Черногорией или Турцией, должны на должном уровне оформить вам путевку в любую точку земного шара.
Выводы
Путешествовать ли с турагентством – личный выбор каждого. Кто-то предпочитает самостоятельно планировать свой отдых, но плюсы отпуска с определенной фирмой очевидно есть.
Обращаясь к квалифицированным специалистам, вы освобождаете себя от поиска самых дешевых билетов, подходящего места размещения, надежной страховой компании и безопасного трансфера. Обращение в турагентство экономит ваше время, а грамотный специалист всегда найдет лучший вариант и ответит на все вопросы. Не нужно бесконечно искать информацию в интернете или на горячих линиях каждого из поставщиков забронированных вами услуг. Несомненным преимуществом является и возможность оплаты тура в рассрочку, согласно графику оплат туроператора или с помощью карты «Халва».
Что такое турагентство
Дата публикации: 19.09.2014
Турагентством называют турфирму, занимающуюся розничной продажей туров от туроператоров. Основная задача турагентства заключается в работе с клиентами, как частными лицами, так и с корпоративными клиентами.
Функции турагентства:
Турагентства предоставляют услуги за определенное, установленное вознаграждение, эта сумма входит в стоимость тура. Так называемое начальное вознаграждение турагентства составляет от 8 до 10 % от общей стоимости тура.
Стоимость тура определяет туроператор, она не может быть ниже стоимости, указанной туроператором. Однако, стоимость тура может быть ниже, чем запрашивает туроператор в случае, если турагентство проводит акции, таким образом клиент получает скидку.
Однако, покупка тура напрямую у туроператора не будет ниже той цены, которую предлагает туристическое агентство. Начальная стоимость тура одинакова, как у туроператоров, так и у турагентств.
Все действующие турагентства можно разделить на три типа: независимые, уполномоченные и франчайзинговые.
Сетевые турагентства осуществляют свою деятельность под названием компании туроператора.
Уполномоченные агентства создает туроператор для продажи собственных туров.
Независимые турагентства имеют свое собственное название, они сотрудничают с различными туроператорами.
На сегодняшний день, большая половина турагентств, являются независимыми. Это, пожалуй, единственный тип турагентств, которые работают исходя из интересов клиентов.
Работа таких агентств полностью зависит от профессионализма работающих в них менеджеров. Профессионализм менеджеров по туризму заключается в умении оперативно мониторить стоимость туров от разных туроператоров, а также быстро подыскать клиенту оптимальное предложение, исходя из критерия «цена – качество». Именно к услугам таких агентств рекомендуют обращаться специалисты, только там вы сможете приобрести тур, который будет полностью отвечать вашим потребностям.
Франчайзинговые турагентства находят своих клиентов благодаря обширной рекламе, которую предоставляет управляющая компания, таким образом, происходит обеспечение турагентства клиентами.
Туроператор и турагент
Существует масса услуг, которыми пользуются туристы во время своего путешествия – это транспорт, проживание, питание, оформление страховок и многое другое, что составляет целый турпакет. Изначально все эти услуги являются абсолютно самостоятельными и никак не связанными друг с другом ни по времени, ни по своей последовательности. Для того, чтобы объединить их всех в единое целое, и предоставить туристу полностью готовый к использованию продукт, существуют туроператоры.
Туроператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии, занимается формированием пакета услуг (турпродукта), его продвижением и дальнейшей реализацией. Он определяет цены на сформированный тур, устанавливает политику скидок, продвигает продукт на рынке, участвуя на выставках и организовывая рекламные кампании, а также несет ответственность перед конечным потребителем за качество предлагаемых услуг и за достоверность предоставляемой информации. Туроператор реализует свой продукт сам, либо через турагентства. В отличие от последних, он может предлагать туристические услуги как раздельно, так и комбинировать их в любом угодном для клиента варианте.
Составление турпакета и успешная его реализация – это длительный и трудоемкий процесс, в ходе которого туроператор выполняет ряд функций:
Стоит отметить, что не все туроператоры занимаются формированием одних и тех же туров, их деятельность может сильно различаться. Всех туроператоров можно разделить по нескольким категориям:
1. По виду деятельности:
2. По месту своей деятельности:
Как говорилось выше, туроператор может реализовывать туры самостоятельно, либо через турагентов.
Турагентства действуют на основании агентских договоров с туроператорами. Согласно договору, туроператор обязуется предоставлять турагенту информацию об имеющихся продуктах, после чего турагент приступает к их реализации. При этом, несмотря на то, что тур будет приобретаться через третье лицо (турагента), туроператор несет ответственность за полную и достоверную передачу информации, за качество тура и всех его составляющих, его содержание, программу и маршрут, а также обязуется решать технические и организационные вопросы. В случае, если возникает ситуация, в которой отправить туристов в уже оплаченный тур не удается (и это происходит по независящим от туроператора причинам), он может предложить туристу замену либо тура, либо перенос дат вылета-прилета, либо возврат денег.
Основными задачами турагентства являются:
Учитывая большое число турагентств, обычному человеку, пожелавшему приобрести тур, может быть тяжело остановить свой выбор на одном из них. Для начала, нужно иметь ввиду, что существуют 3 вида агентств, каждый со своими особенностями:
На что стоит обращать внимание при выборе агентства?
У кого лучше приобретать туры – у туроператора напрямую или у турагента?
Однозначного ответа нет, и мы предлагаем сравнить плюсы и минусы обоих вариантов:
Приобретение тура у туроператора
Приобретение тура у турагента
Вывод
Таким образом, турпродукт проходит свой путь от поставщиков услуг к потребителю через туроператора и турагента. Приобретая тур и выбирая турагентство, путешественнику следует в первую очередь определиться с тем, что он хочет получить – какой тип отдыха он предпочитает, в какую страну направляется, есть ли предпочтения к определенному туроператору. Ответы на эти вопросы, а также советы, приведенные выше, помогут определиться с тем, какой тип агентства сможет удовлетворить эти потребности.
Список тем
Хочешь получать в ленту отобранные вручную фотографии городов и интересных мест нашей планеты?
Как работает турфирма. Взгляд изнутри
В любом случае, думаю, вам будет интересно узнать о внутренней стороне турбизнеса. В этой заметке расскажу, по крайней мере, о той части этого бизнеса, о которой мне известно на основании собственного опыта работы. Возможно, мне удастся развенчать некоторые мифы, будь то позитив или негатив, и ответить на особенно частые вопросы.
Денежка от туристов 🙂
Насколько велика прибыль в турбизнесе?
Прежде, чем говорить о процентах маржи, имеет смысл разделить туристические фирмы на туроператоров и турагентства. Если грубо, то разница между ними в том, что туроператоры сами формируют туристический продукт, а агентства его продают туристам. И что важно, именно оператор сам договаривается с иностранными партнерами (принимающей стороной) о ценах. Эти договоренности могут быть совершенно разные. Например, оператор активно занимается Таиландом, у него много продаж именно по этому направлению, большой потенциал, и в таком случае партнер предложит ему хороший процент с отелей. Но тот же самый оператор может совсем не заниматься Европой, и тогда каким бы гигантом туризма по Таиланду он не был, процент по Европе он будет получать меньше, чем даже какой-нибудь оператор, который в целом маленький и менее известный, чем он, но плотно работающий с Европой.
Процент от партнеров может быть разный. Обычно это — 15-20%. Когда у оператора большие объемы продаж или какие-нибудь личные взаимоотношения, иногда бывает 25-30%, крайне редко, скорее, как исключение, 35-40%, но это уже единичные случаи. Бывает, что партнер сам хочет проявиться на рынке более широко, и чтобы с ним работали операторы, проводит нечто вроде «акции» с раздачей высоких процентов, но такое бывает либо в начале работы этих самых партнеров, либо недолго, чтобы о них узнали или вспомнили, либо в низкий сезон, когда к ним никто не едет, и надо продать хоть за сколько.
Бывает и обратная ситуация, когда процент снижают. Например, у партнеров и так все хорошо, но вдруг к ним обращается туроператор, с которым они раньше не работали, с разовым запросом и без видимого потенциала, или у старого оператора сократились объемы. В таком случае процент падает до 10-15%. Но меньше 10% обычно не бывает.
В туристических агентствах ситуация совершенно другая. Напрямую с партнерами (принимающей стороной) они не работают. Ведь, согласно нашим законам, только туроператоры могут работать напрямую с заграницей, заключать договора с иностранными партнерами и переводить им деньги. Попасть в реестр туроператоров можно только при соблюдении целого ряда условий и наличии финансовых гарантий. И это совсем непросто, поэтому те, кто решает открыть свои туристические фирмы, обычно открывают как раз агентства, а не операторы. Ну, а раз такое дело, то агентствам ничего не остается, как брать готовый продукт у туроператоров и предлагать его туристам. Ну, а операторам надо кушать, поэтому те, допустим, 20%, которые они получили от партнеров, они делят пополам: 10% оставляют себе и 10% отдают агентствам. Бывает, конечно, что оператор очень добрый или у него есть проверенные прикормленные агентства, которым он может дать повышенный процент. Еще хороший процент агентство имеет шанс получить в том случае, если сам оператор от партнеров получил не 20%, а больше.
Но может быть и наоборот: если самому оператору вместо 20-25% обломились лишь 10-15%, понятное дело, что полностью он их агентству не отдаст.
Зачем нужен туроператор?
Из всего этого может показаться, что туроператор — чистой воды посредник, который лишь покупает за границей брони отелей, перепродает их агентствам, а они уже продают их туристам.
Нет, не посредник. Ведь тур — это не только бронь отеля. Это и авиабилеты, и трансферы. А если вы едете не на отдых, а в экскурсионный тур, то туроператор занимается и формированием всей программы вашего тура. То есть, это именно он решает, какая она у вас будет каждый день, что именно вы смотрите, какова будет логистика, стыкует все нюансы, бронирует автобус или машину (в зависимости от количества туристов), договаривается с гидами, с ресторанами, где вы будете обедать и ужинать и т. д. и т. п. Бывает, конечно, что принимающая сторона берет все эти вопросы полностью на себя, но такое случается далеко не часто, точнее, чаще не случается, чем случается. Особенно, если тур индивидуальный, а не стандартный групповой.
Так что, я бы сказала, что это агентство выступает посредником между туристом и туроператором, потому что оно как раз не занимается больше ничем, кроме как обычной продажей уже готового продукта. И туристу, по большому счету, было бы выгоднее обращаться за туром сразу к туроператору, минуя агентство. Но, во-первых, далеко не каждый туроператор работает с туристами напрямую, а во-вторых, если и работает, то чаще всего цена для туристов у него выше, чем для агентств. Потому что работать с агентствами ему выгоднее, они берут сразу не один тур, а несколько и чаще всего потом приходят еще. То есть, агентство для туроператора — этакий покупатель-оптовик. 🙂
Вы, друзья, можете спросить: почему же тогда нередко бывает, что у разных турфирм стоят совершенно разные цены на абсолютно одинаковый тур? Тут просто. Никто же не запрещает им делать еще свою надбавку! Да и работать они могут от разных туроператоров, от которого сами получают разный процент.
На чем еще зарабатывают турфирмы?
Про турфирмы, кажется, я вам всё рассказала. Теперь переходим ко второй части нашей истории, а именно:
Сколько зарабатывает менеджер, продающий туры?
Но я, к примеру, знаю девочку из другой компании, у которой оклад 20 тысяч, но зато планка 1500 евро, а проценты хотя и набегают больше месяцев в году, чем у меня, так как сидят они на более бойком месте, все равно получаются не каждый месяц. И еще знаю тетенек из третьей конторы. У одной из них оклад — 10 тысяч, планки нет вообще и начисляют ей 1,5%. У другой — нет оклада, нет планки, она получает голых 2% и как-то работает. Для меня это загадка, если честно. Какой у нее должен быть объем продаж, чтобы заработать хоть что-то?
Если у вас есть вопросы, пожалуйста, спрашивайте. 🙂