Чем занимаются военные метрологи
Точность измерений возводится в абсолют
Метрология пятый век кряду усердно служит армии и флоту
УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ!
Заместитель министра обороны
Российской Федерации
генерал армии Д. БУЛГАКОВ
В соответствии с приказом министра обороны РФ от 10 апреля 2018 года № 181 в Вооружённых Силах установлен профессиональный праздник – День военного метролога. Этим же документом определена дата его празднования – 26 апреля. Все специалисты метрологических служб Вооружённых Сил отметят его впервые.
Не разорвали цепь прогрессивных преобразований отечественных военных метрологов ни революция, ни гражданская война, ни разруха, ни политическая и экономическая изоляция Советского Союза. Уже в 1925 году в Рабоче-Крестьянской Красной Армии приказом Реввоенсовета СССР № 475 была введена Международная метрическая система мер.
Великая Отечественная война стала переломным моментом в отношении командования Красной Армии к метрологическому обеспечению войск. Именно 26 апреля 1944 года состоялся приказ начальника тыла Красной Армии генерала армии А.В. Хрулёва № 85, которым было введено в действие «Положение об инспекциях по надзору за весоизмерительными приборами». Фактически эта историческая дата даёт отсчёт создания штатной военной метрологической организации в составе Вооружённых Сил.
ФРОНТ РАБОТ
НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
В настоящее время спектр задач, решаемых специалистами столь специфической профессии, очень широк. Руководит всеми процессами в этой сфере начальник Управления метрологии Вооружённых Сил РФ – начальник метрологической службы Вооружённых Сил полковник Игорь Лесун.
Сегодня метрологическое обеспечение вооружения и военной техники – составная часть материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ. Контроль полноты, точности и достоверности измерений, проводимых при испытаниях ВВТ, в процессе их технического обслуживания и восстановления, подготовки к применению и использования по назначению невозможен без метрологического обеспечения.
Значительна роль военной метрологии и в решении задач оперативного обеспечения войск. Её составляющие – топография, метеорология, навигация, радиоэлектронная борьба, экология, радиационная разведка и др. – основываются на измерениях физических величин.
Они же (измерения) лежат в основе эффективного использования образцов ВВТ. Современные образцы ВВТ создаются на грани потенциальной реализуемости физических явлений, эффектов, процессов. Их тактико-технические характеристики определяются качеством метрологического обеспечения.
Практически вся медицинская техника рентгенологических, функционально-диагностических, физиотерапевтических, кардиологических, реанимационных отделений военных госпиталей относится к средствам измерений. Их точность и достоверность функционирования обеспечиваются метрологическими процедурами.
Переход метрологического обеспечения ВВТ в систему материально-технического обеспечения Вооружённых Сил РФ ознаменовался серьёзными организационно-структурными изменениями, в том числе принципа управления. Он трансформировался от смешанного территориально-видового к территориальному.
В настоящее время организационную основу, реализующую территориальный принцип трёхуровневой системы метрологического обеспечения ВВТ, обслуживающей все виды и рода войск Вооружённых Сил, составляет метрологическая служба Вооружённых Сил, включающая Управление метрологии Вооружённых Сил и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный научный метрологический центр» (ФГБУ «ГНМЦ») Министерства обороны. На 2-м уровне – метрологические службы военных округов (флотов), метрологические службы соединений и воинских частей, а также региональные центры метрологии военных округов. На 3-м уровне находятся метрологические воинские подразделения.
ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны РФ является головной научно-исследовательской испытательной организацией по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства. Центр выполняет задачи научного обеспечения и межведомственной методической координации метрологических работ. Кроме того, в соответствии с Положением о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств ФГБУ «ГНМЦ» осуществляет функции базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения единства измерений.
Эталонная база Министерства обороны РФ принципиально отличается своей мобильностью
Техническую базу метрологического обеспечения ВВТ образуют находящиеся в ведении Минобороны России военные эталоны единиц величин, соотносимые с государственными первичными эталонами единиц величин, эталоны-переносчики и их мобильные комплексы, рабочие эталоны и мобильные метрологические комплексы различного назначения.
Вероятно, самый старый в рунете сайт о менеджменте качества
ВОЕННАЯ МЕТРОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
Владимир ЛАХОВ, Иван ШАЙКО
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Рабоче-Крестьянская Красная Армия вступила в определенной степени подготовленной в метрологическом отношении. Еще 4 мая 1925 г. приказом Реввоенсовета № 475 в РККА была введена метрическая система мер длины и объема, войска обеспечивали измерительными приборами и справочной документацией. Началом этапа становления отечественной военной метрологии принято считать приказ начальника тыла Красной Армии № 85 от 26.04.44, которым было введено в действие Положение об инспекциях по надзору за весоизмерительными приборами. Первая Инспекция по надзору за весоизмерительными приборами в составе трех человек подчинилась Главному интенданту Красной Армии и стала, по существу, первой военной метрологической организацией.
Министр обороны Российской федерации генерал армии | С. Шойгу |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2019 г.
Регистрационный № 53766
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 15 января 2019 г. № 3
Порядок
проведения в Вооруженных Силах Российской Федерации обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них, разрабатываемых (модернизируемых) в интересах Министерства обороны Российской Федерации*.
3. Основными задачами ОМЭ являются:
оценка обоснованности и достаточности выбора состава измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);
оценка возможности контроля параметров ВВСТ в процессе испытаний и эксплуатации с помощью заданных средств измерений и контроля (контролепригодность ВВСТ);
оценка правильности выбора и применения средств измерений и контроля для заданных условий с учетом:
а) обеспечения требований к точности измерений и достоверности контроля параметров, заданных в ТТЗ на ОКР;
б) оценки схем передачи единиц величин;
в) соответствия периодичности поверки средств измерений периодичности технического обслуживания и ремонта ВВСТ;
г) требований по унификации и стандартизации;
оценка возможности поверки средств измерений, входящих в состав ВВСТ, в Вооруженных Силах;
оценка правильности выбора и применения методик (методов) измерений, а также необходимости их разработки;
установление технико-экономической целесообразности разработки и применения средств измерений и контроля для испытаний и эксплуатации ВВСТ;
оценка метрологического обеспечения испытаний ВВСТ;
определение соответствия метрологического обеспечения ВВСТ требованиям, заданным в ТТЗ на ОКР, а также требованиям государственных стандартов, документов системы общих технических требований и других документов.
4. На Управление метрологии возлагаются:
организация проведения ОМЭ в Вооруженных Силах;
обеспечение контроля выполнения Плана проведения ОМЭ;
контроль организации, порядка и качества проведения ОМЭ аккредитованными организациями Вооруженных Сил;
согласование проектов ТТЗ на ОКР;
аттестация в установленном порядке специалистов Вооруженных Сил, прошедших подготовку в качестве метрологов-экспертов.
5. На довольствующие органы возлагаются:
организация и контроль включения в ТТЗ на ОКР требований по проведению ОМЭ;
организация и контроль проведения ОМЭ ТТЗ на ОКР аккредитованными организациями Вооруженных Сил в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ;
организация доработки проектов ТТЗ на ОКР по результатам ОМЭ;
организация направления проектов ТТЗ на ОКР на согласование в Управление метрологии;
контроль включения в перечень технических заданий на выполнение СЧ ОКР технических заданий на создание средств измерений военного назначения, подлежащих обязательному согласованию с Управлением метрологии;
контроль выполнения требований по метрологическому обеспечению ВВСТ, установленных в ТТЗ на ОКР, при приемке этапов ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок.
6. На заказывающие органы возлагаются:
согласование проектов Плана проведения ОМЭ и изменений в План проведения ОМЭ в части касающейся;
обеспечение контроля выполнения Плана проведения ОМЭ (в части касающейся);
организация и контроль проведения ОМЭ при приемке этапа разработки технического проекта, утверждении программ и методик государственных испытаний ВВСТ, приемке этапа проведения государственных испытаний ВВСТ;
контроль выполнения требований по метрологическому обеспечению ВВСТ, установленных в ТТЗ на ОКР, при приемке этапов ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок;
включение в состав комиссий по приемке этапов технического проектирования и проведения государственных испытаний ВВСТ метрологов-экспертов (представителей аккредитованных организаций Вооруженных Сил).
7. На Военно-научный комитет возлагаются:
согласование проектов Плана проведения ОМЭ и изменений в План проведения ОМЭ текущего года;
контроль наличия согласования проектов ТТЗ на ОКР с Управлением метрологии;
контроль наличия у организаций Вооруженных Сил аккредитации на выполнение ОМЭ в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ.
8. На военные представительства возлагаются:
контроль своевременности представления головным исполнителем (исполнителем) технической документации на создаваемые (модернизируемые) ВВСТ в аккредитованную организацию Вооруженных Сил в соответствии с Планом проведения ОМЭ, а также полноты представления технической документации;
контроль выполнения головным исполнителем (исполнителем) мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проведении ОМЭ.
9. На ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны возлагаются:
обобщение опыта проведения ОМЭ, разработка рекомендаций по повышению ее эффективности;
проведение ОМЭ проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ;
научно-методическое руководство проведением работ по ОМЭ.
10. На организации Вооруженных Сил, осуществляющие ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок, возлагаются:
проведение ОМЭ ТТЗ на ОКР;
направление проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ в ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны для проведения ОМЭ;
проведение ОМЭ в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ на этапах разработки технического проекта и проведения государственных испытаний ВВСТ;
направление в состав комиссий по приемке этапов технического проектирования и проведения государственных испытаний ВВСТ метрологов-экспертов (представителей аккредитованных организаций Вооруженных Сил).
11. На головного исполнителя (исполнителя) возлагаются:
представление в аккредитованную организацию Вооруженных Сил технической документации на создаваемые (модернизируемые) ВВСТ в соответствии с Планом проведения ОМЭ;
допуск метрологов-экспертов (представителей аккредитованной организации Вооруженных Сил) к создаваемым (модернизируемым) ВВСТ и их технической документации, а также обеспечение их работы;
выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проведении ОМЭ.
12. Управление метрологии на основе поступивших предложений в План проведения ОМЭ разрабатывает проект Плана проведения ОМЭ и направляет его на согласование в Военно-научный комитет и заказывающим органам до 15 ноября года, предшествующего планируемому.
13. Согласованный проект Плана проведения ОМЭ Управление метрологии представляет на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), до 15 декабря года, предшествующего планируемому.
15. Аккредитованные организации Вооруженных Сил направляют выписки из Плана проведения ОМЭ (в части касающейся) в адрес головных исполнителей (исполнителей) ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок и ВП в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.
16. Организации Вооруженных Сил при осуществлении ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок ежегодно до 1 мая представляют в Управление метрологии предложения (изменения) в План проведения ОМЭ текущего года.
Предложения (изменения) в План проведения ОМЭ текущего года включают уточнения состава работ, исполнителей, сроков выполнения работ.
17. Управление метрологии на основе поступивших предложений (изменений) в План проведения ОМЭ текущего года разрабатывает проект изменений в План проведения ОМЭ текущего года и направляет его на согласование в Военно-научный комитет и заказывающим органам до 15 мая текущего года.
18. Военно-научный комитет и заказывающие органы согласованный проект изменений в План проведения ОМЭ текущего года направляют в Управление метрологии до 10 июня текущего года.
19. Согласованный проект изменений в План проведения ОМЭ текущего года Управление метрологии представляет на утверждение до 15 июня текущего года заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию материально-технического обеспечения войск (сил).
21. Аккредитованные организации Вооруженных Сил направляют выписки из изменений в План проведения ОМЭ текущего года (в части касающейся) в адрес головных исполнителей (исполнителей) ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок и ВП до 15 июля текущего года.
II. Проведение ОМЭ
Проведение ОМЭ проектов тактико-технических (технических) заданий на опытно-конструкторские работы (составные части опытно-конструкторских работ) и тактико-технических требований на инициативную разработку по созданию (модернизации) ВВСТ
22. Довольствующий орган организует направление проектов ТТЗ на ОКР для проведения ОМЭ.
23. ОМЭ проектов ТТЗ на ОКР проводится аккредитованными организациями Вооруженных Сил в соответствии с закрепленной номенклатурой ВВСТ.
24. Аккредитованная организация Вооруженных Сил в срок не более пятнадцати рабочих дней с даты поступления проекта ТТЗ на ОКР проводит ОМЭ в соответствии с задачами (таблица 1 приложения № 3 к настоящему Порядку), и оформляет заключение по результатам проведения ОМЭ проекта ТТЗ на ОКР (приложение № 4 к настоящему Порядку).
25. Заключение по результатам проведения ОМЭ проекта ТТЗ на ОКР утверждается руководителем (заместителем руководителя) аккредитованной организации Вооруженных Сил.
26. Довольствующий орган направляет проект ТТЗ на ОКР на согласование в Управление метрологии после устранения замечаний, выявленных при проведении ОМЭ, вместе с заключением по результатам проведения ОМЭ проекта ТТЗ на ОКР.
Проведение ОМЭ на этапах разработки технического проекта и проведения государственных испытаний ВВСТ
28. ОМЭ на этапах разработки технического проекта и проведения государственных испытаний ВВСТ проводится с выездом метрологов-экспертов (представителей аккредитованной организации Вооруженных Сил) в организации головного исполнителя (исполнителя) по согласованию с заказывающим и (или) довольствующим органом.
Решение о необходимости выезда метрологов-экспертов (представителей аккредитованной организации Вооруженных Сил) в организации головного исполнителя (исполнителя) в целях проведения ОМЭ принимается руководителем (заместителем руководителя) аккредитованной организации Вооруженных Сил.
29. Для проведения ОМЭ на этапе разработки технического проекта головной исполнитель в течение трех дней после утверждения технического проекта направляет в аккредитованную организацию Вооруженных Сил, определенную Планом проведения ОМЭ, следующую техническую документацию:
пояснительную записку технического проекта, утвержденную головным исполнителем (исполнителем), составленную в произвольной форме;
перечень измеряемых и контролируемых параметров и характеристик ВВСТ и их составных частей, допускаемых отклонений на них, требований к точности (погрешности) их измерений, выбранным типам средств измерений (методикам (методам) измерений) (приложение № 5 к настоящему Порядку);
перечень методик (методов) измерений, разрабатываемых при выполнении ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок, подлежащих аттестации (приложение № 6 к настоящему Порядку);
обоснование необходимости разработки новых средств измерений военного назначения (приложение № 7 к настоящему Порядку) с учетом требований нормативных технических документов системы общих технических требований;
метрологические цепи измеряемых (контролируемых) параметров (приложение № 8 к настоящему Порядку), разработанные головным исполнителем (исполнителем) при проведении метрологической экспертизы на этапе разработки технического проекта;
заключение по результатам проведения головным исполнителем (исполнителем) метрологической экспертизы на этапе разработки технического проекта.
30. Для проведения ОМЭ на этапе проведения государственных испытаний головной исполнитель в течение трех дней после утверждения (согласования) ВП акта материально-технической приемки опытного образца создаваемых (модернизируемых) ВВСТ направляет в аккредитованную организацию Вооруженных Сил, определенную Планом проведения ОМЭ, следующую техническую документацию:
отчеты (протоколы) по результатам предварительных испытаний;
комплекты эксплуатационной и ремонтной документации на ВВСТ;
акт оценки готовности метрологического обеспечения государственных испытаний ВВСТ (приложение № 9 к настоящему Порядку);
метрологические цепи измеряемых (контролируемых) параметров, разработанные головным исполнителем (исполнителем) при проведении метрологической экспертизы на этапе предварительных испытаний;
перечень средств измерений, испытательного оборудования и технических систем (комплекса) полигона или испытательной организации (ИО и ТСКП), используемых при государственных испытаниях ВВСТ (приложение № 10 к настоящему Порядку);
перечень средств измерений, используемых при эксплуатации ВВСТ (приложение № 11 к настоящему Порядку);
заключение по результатам проведения головным исполнителем (исполнителем) метрологической экспертизы на этапе проведения предварительных испытаний;
справку о реализации мероприятий по результатам проведенных метрологических экспертиз, составленную в произвольной форме;
копии свидетельств об утверждении типа средств измерений, разработанных в рамках ОКР, СЧ ОКР или инициативной разработки;
копии свидетельств об аттестации методик (методов) измерений, разработанных в рамках ОКР, СЧ ОКР или инициативной разработки.
Программа разрабатывается с учетом задач, указанных в таблице 1 приложения № 3 к настоящему Порядку.
32. Комиссия проводит ОМЭ в соответствии с Программой и оформляет заключение по результатам проведения ОМЭ.
33. Общая продолжительность выполнения ОМЭ не должна превышать:
При необходимости выезда метрологов-экспертов (представителей аккредитованной организации Вооруженных Сил) в организации головного исполнителя (исполнителя) продолжительность выполнения ОМЭ может быть увеличена. Срок выполнения ОМЭ может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя) аккредитованной организации Вооруженных Сил на срок не более 15 рабочих дней.
34. Заключение по результатам проведения ОМЭ утверждается руководителем (заместителем руководителя) аккредитованной организации Вооруженных Сил, и в срок не более трех рабочих дней с даты утверждения копии заключения по результатам проведения ОМЭ направляются в ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны, заказывающий орган, довольствующий орган, головному исполнителю (исполнителю) и в ВП.
35. Контроль устранения недостатков, выявленных при проведении ОМЭ, осуществляется:
организациями Вооруженных Сил при осуществлении ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок;
комиссиями по приемке этапов ОКР, СЧ ОКР или инициативной разработки.
36. Для контроля устранения недостатков, выявленных при проведении ОМЭ, в состав комиссий по приемке этапов технического проектирования и проведения государственных испытаний ВВСТ включаются метрологи-эксперты (представители аккредитованной организации Вооруженных Сил), проводившие ОМЭ на этапах технического проектирования и проведения государственных испытаний.
Проведение ОМЭ проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ
37. ОМЭ проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ, разработанных организациями Вооруженных Сил при осуществлении ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок, проводится ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны до их представления на утверждение.
38. Организации Вооруженных Сил при осуществлении ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок в соответствии с Планом проведения ОМЭ высылают в ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны проекты программ и методик государственных испытаний ВВСТ в срок не менее чем за тридцать пять рабочих дней до установленного срока представления указанных документов на утверждение. Одновременно с проектами программ и методик государственных испытаний ВВСТ высылается копия ТТЗ на ОКР.
39. Комиссия, назначаемая начальником ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны Российской Федерации, в течение тридцати рабочих дней с даты поступления проектов программ и методик государственных испытаний ВВСТ проводит ОМЭ в соответствии с задачами (таблица 2 приложения № 3 к настоящему Порядку), и оформляет заключение по результатам проведения ОМЭ.
40. Заключение по результатам проведения ОМЭ утверждается начальником ФГБУ «ГНМЦ» Министерства обороны Российской Федерации и в течение трех дней направляется в адрес разработчика проекта программы и методик государственных испытаний ВВСТ.
41. Организации Вооруженных Сил при осуществлении ВНС ОКР, СЧ ОКР или инициативных разработок представляют на утверждение проекты программ и методик государственных испытаний ВВСТ после устранения замечаний, выявленных при проведении ОМЭ.
Приложение № 1
к Порядку (п. 4)
(должность, воинское звание (при наличии),
подпись, инициал имени, фамилия)
“___”______________ 20__ г.
ПЛАН
проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них на 20___ год
№ п/п | Шифр ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки) | Головной исполнитель ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки) | Довольствующий орган | Заказывающий орган | Этап выполнения ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки), на котором проводится ОМЭ | Срок представления в аккредитованную организацию технической документации, подвергаемой ОМЭ | Аккредитованная организация, проводящая ОМЭ, срок и место ее проведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НАЧАЛЬНИК МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
“___”______________ 20__ г. ________________________________________________________________
(воинское звание (при наличии), подпись, инициал имени, фамилия)
Приложение № 2
к Порядку (п. 10)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в План проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них на 20__ год
№ п/п | Шифр ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки) | Головной исполнитель ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки) | Довольствующий орган | Заказывающий орган | Этап выполнения ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки), на котором проводится ОМЭ | Срок представления в аккредитованную организацию технической документации, подвергаемой ОМЭ | Аккредитованная организация, проводящая ОМЭ, срок и место ее проведения | Основание для внесения изменений (дополнений) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
(руководитель организации Вооруженных Сил)
“___”_______________ 20__ г. ________________________________________________________________
(воинское звание (при наличии), подпись, инициал имени, фамилия)
Примечание. Предложения в План проведения ОМЭ в части, касающейся изменений и дополнений, разрабатываются отдельно. В предложениях по изменениям (дополнениям) Плана проведения ОМЭ в графе «№ п/п» в обязательном порядке указывается номер пункта утвержденного Плана проведения ОМЭ, в который вносятся предложения. В графе «Основание для внесения изменений (дополнений)» указываются реквизиты документа (номер, дата, кем утвержден (подписан), на основании которого вносятся предложения.
ЗАДАЧИ,
решаемые при проведении обязательной метрологической экспертизы на этапах разработки (согласования) проекта тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу, разработки технического проекта, проведения государственных испытаний
№ п/п | Перечень задач ОМЭ | Этапы ОКР (СЧ ОКР), инициативной разработки, на которых проводится ОМЭ | ||
---|---|---|---|---|
Разработка (согласование) проекта ТТЗ на ОКР | Разработка технического проекта | Проведение государственных испытаний ВВСТ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Оценка полноты и обоснованности задания требований к измеряемым (контролируемым) параметрам ВВСТ и их допускаемым отклонениям | + | — | — |
2 | Оценка задания требований к точности определения параметров (характеристик) ВВСТ, заданных в ТТЗ на ОКР | + | — | — |
3 | Оценка полноты и обоснованности задания требований к показателям метрологического обеспечения, включая характеристики погрешности измерения параметров ВВСТ | + | — | — |
4 | Оценка задания требований к измерительным системам, средствам измерений и контроля технического состояния изделия ВВСТ в условиях эксплуатации, их автоматизации и унификации | + | — | — |
5 | Оценка полноты задания требований к методикам измерений и методам контроля | + | — | — |
6 | Оценка требований к контролепригодности изделия ВВСТ | + | — | — |
7 | Оценка перспективности, обоснованности задания требований к разработке и применению средств измерений и контроля, предполагаемых для комплектации ВВСТ | + | — | — |
8 | Оценка полноты задания требований к метрологическому обеспечению испытаний ВВСТ | + | — | — |
9 | Оценка требований к возможности поверки и ремонта средств измерений и контроля ВВСТ в условиях эксплуатации (с учетом согласованности периодичности поверки средств измерений с периодичностью технического обслуживания ВВСТ) | + | — | — |
10 | Проверка наличия требований к организации метрологической экспертизы на этапе (этапах) ОКР (СЧ ОКР или инициативной разработки), разработке программы метрологического обеспечения разработки ВВСТ | + | — | — |
11 | Оценка обоснованности и достаточности выбора состава измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений) | — | + | + |
12 | Оценка обоснованности назначения показателей точности измерений и достоверности контроля параметров, включающая: оценку обоснованности требований к точности определения параметров (характеристик) ВВСТ, заданных в ТТЗ на ОКР; оценку обоснованности технических решений, обеспечивающих измерение параметров (характеристик) ВВСТ с погрешностью измерений, заданной в ТТЗ на ОКР; оценку правильности установления значений погрешности измерений каждого контролируемого параметра | — | + | + |
13 | Оценка единства измерений, требуемой точности и достоверности контроля параметров, включающая: оценку обоснованности и правильности выбора средств измерений, обеспечивающих требуемую точность измерений параметров; оценку правильности применения и полноты изложения стандартизованных и (или) аттестованных методик (методов) измерений; оценку схемы передачи размера единиц величин (метрологических цепей) | — | + | + |
14 | Оценка качества средств и систем измерений и контроля, включающая: оценку технико-экономической целесообразности и необходимости разработки новых средств и систем измерений, а также методик (методов) измерений; оценку оптимальности состава средств измерений; оценку по унификации и стандартизации; оценку соответствия средств измерений: а) действующим ограничительным перечням; б) требованиям по надежности; в) требованиям по устойчивости к механическим и климатическим воздействиям; г) требованиям по уровню автоматизации процессов измерений; д) требованиям по совместимости между собой и с системой технического обслуживания. Дополнительно для систем измерений и контроля проводятся: оценка уровня унификации; оценка времени и трудоемкости проведения измерений и контроля | — | + | + |
15 | Оценка качества поверки средств измерений, включающая: оценку правильности отнесения средств измерений к числу подлежащих периодической поверке; оценку соответствия периодичности поверки средств измерений периодичности технического обслуживания и ремонта ВВСТ; оценку возможности поверки средств измерений, входящих в состав ВВСТ, в Вооруженных Силах; оценку правильности отнесения средств измерений к индикаторным; оценку правильности введения сокращенного объема поверки; оценку правильности передачи размера единиц величин; оценку необходимости создания новых эталонов единиц величин; оценку возможности и правильности введения самоконтроля средств измерений и автоматизации проведения поверочных работ; | — | — | + |
оценку возможности демонтажа (монтажа) встроенных средств измерений для поверки (замены) в соответствии с эксплуатационной документацией ВВСТ; оценку возможности поверки встроенных средств измерений без их демонтажа; оценку трудоемкости проведения поверочных работ | — | — | + | |
16 | Оценка контролепригодности, включающая оценку метрологической, электрической, информационной, конструктивной и эксплуатационной совместимости ВВСТ со средствами измерений и контроля | — | — | + |
17 | Оценка метрологического обеспечения испытаний ВВСТ | — | — | + |
18 | Оценка полноты и правильности изложения вопросов метрологического обеспечения в эксплуатационной и ремонтной документации | — | — | + |
19 | Контроль правильности применения терминов, определений, наименований величин и их единиц | + | + | + |
ЗАДАЧИ,
решаемые при проведении обязательной метрологической экспертизы проектов программ и методик государственных испытаний
№ п/п | Перечень задач ОМЭ | Проекты | |
---|---|---|---|
программ государственных испытаний | методик государственных испытаний | ||
1 | Оценка обоснованности назначения требуемой точности и достоверности определения характеристик ВВСТ | + | + |
2 | Оценка обоснованности и достаточности выбора состава контролируемых при испытаниях параметров для определения характеристик ВВСТ | — | + |
3 | Проверка соответствия заданной точности измерений для определения характеристик ВВСТ | — | + |
4 | Оценка методик (методов) измерений на возможность обеспечения требуемой точности измерений характеристик ВВСТ | — | + |
5 | Оценка обоснованности выбора и создания средств и систем измерений и контроля для испытаний | + | + |
6 | Оценка соответствия обеспечиваемой методиками испытаний достоверности контроля характеристик ВВСТ заданным требованиям | — | + |
7 | Оценка методик определения фактической точности результатов испытаний ВВСТ с учетом суммарной погрешности измерений, передачи и обработки измерительной информации | — | + |
8 | Оценка соответствия фактической точности результатов измерений и обработки измерительной информации заданным требованиям | — | + |
9 | Контроль выполнения требований государственных стандартов и других нормативных документов по формам представления результатов измерений | + | + |
10 | Контроль включения в программу государственных испытаний требований по подготовке и реализации мероприятий по метрологическому обеспечению испытаний | + | + |
11 | Контроль выполнения заданных в ТТЗ на ОКР требований по метрологическому обеспечению испытаний | + | + |
12 | Контроль выполнения требований нормативных документов по метрологическому обеспечению испытаний | + | + |
Приложение № 4
к Порядку (п. 24)
(должность, воинское звание (при наличии),
подпись, инициал имени, фамилия руководителя
- Чем занимаются военные метеорологи
- Чем занимаются военные на пенсии