Чем занять ленивого ребенка
Ленивый ребенок: инструкция по применению
«Мой сын учится в 5-м классе, ему 11 лет. Я каждый раз жду начала учебного года со страхом. Все, что я слышу от учителей — «он довольно способный, но только очень ленится». И я согласна с преподавателями. С трудом заставляю сына учиться. На уроках болтает и порой вообще ничего не пишет в тетради, к домашним заданиям приступает только после скандала.
Ладно бы я сильно нагружала его делами по дому. Так нет — он свободен от всего, лишь бы хорошо учился. А если и попрошу иногда помыть посуду, так в ответ слышу одно — не хочу, лень. Год назад слезно просил щенка. Купили. И что вы думаете? Теперь я о нем забочусь, поскольку сыну лень выгуливать собаку. Говорит, что скучно и неинтересно. Так же скучно ему и на секции ходить, и каким-нибудь хобби заниматься. Он постоянно бездельничает.
Я пробовала мотивировать сына подарками, чтобы он усердно учился. Говорила, что получит игрушку, которую хочет, только после хорошо написанной контрольной. На какое-то время помогло — действительно подтянул учебу. Но потом, как только получил желаемое, снова скатился на «тройки». Продолжаю мотивировать карманными деньгами. Но мой кошелек не резиновый — не могу постоянно давать ему деньги за хорошие оценки. Да и понимаю, что это неправильно. Я уже не знаю, что делать со своим ребенком-лентяем».
— Юлия, мама 11-летнего Вадима
Многие родители говорят: «мой ребенок — настоящий лентяй». И эта емкая фраза может включать в себя все что угодно — плохую успеваемость в школе, нежелание помогать по дому и посещать секции, откладывание дел на потом, недостаток стремления в достижении целей. Но неужели такое типично «взрослое» явление как лень может быть свойственно от природы активным, любознательным детям? Почему они порой не хотят ничего делать? В статье разберемся в причинах этой проблемы и дадим ценные рекомендации, как воспитывать ленивого ребенка.
Причины детской лени
Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.
Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины. [2]
Гиперопека со стороны родителей
Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.
Недостаток мотивации
У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.
Непонимание, зачем это делать
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?
Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно.
Неуверенность в собственных силах
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».
Особенности темперамента
Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.
Физическое и эмоциональное переутомление
При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Ленивый ребенок: что будет потом?
Лень станет выученной моделью поведения, если не попытаться скорректировать привычки ребенка. Все негативные установки он перенесет во взрослую жизнь. Если детская лень никак не пресекается родителями, значит и потом ребенок вряд ли станет сильно «напрягаться». И это будет проявляться во всем — в достижении поставленных задач, карьерном росте, построении отношений с людьми.
Труд необходим для полноценного психического и физического развития. Отсутствие у ребенка потребности в деятельности нередко приводит к деградации личности. Психологи обозначают следующие негативные последствия детской лени:
плохая успеваемость в школе и ВУЗе;
пассивность во всех сферах жизни;
плохая физическая форма вследствие пассивного образа жизни;
нежелание и неумение достигать поставленных целей;
прокрастинация (откладывание дел на потом);
преследующее чувство вины из-за вовремя не выполненных дел;
отсутствие ярких эмоций в жизни. [2]
Что делать, если ребенок ленивый: 5 рекомендаций психологов
«Всегда считала своего ребенка очень ленивым. Саша с раннего возраста ничего не хотел делать — ни зубы чистить, ни в бассейн ходить, ни постель утром убирать. Как-то не придавала этому значению — скажу строго, он все равно сделает. Но когда сыну исполнилось 9 лет, стала все чаще просить его помочь мне по дому — все-таки уже подрос. Саша постоянно отказывался, ему интереснее были игры на планшете, чем мытье посуды.
Инициативу проявил мой муж. Он часто ездит по командировкам и после очередного возвращения вызвал сына на серьезный «мужской» разговор. Он объяснил Саше, что сейчас вынужден много работать вдали от дома, поэтому поручает ему чрезвычайно важную миссию — заботу о маме. Вы не представляете — мой, казалось бы, безразличный ко всему ребенок раздулся от гордости и теперь без разговоров помогает мне по дому. Пылесосит, поливает цветы, гуляет на улице с младшей сестренкой. Теперь Саша чувствует себя не маленьким мальчиком, а взрослым помощником».
— Елена, мама 9-летнего Саши
Борьба с детской ленью — длительный процесс. Постарайтесь не наседать на ребенка, требуя от него активности и «уплотняя» его дневной график домашними делами. Действуйте мягко — без упреков, шантажа и громких скандалов.
Психологи дают следующие рекомендации, которые помогут бороться с детской ленью:
Показывайте личный пример
Дети копируют поведение взрослых. Если ребенок с раннего детства видит, с какой неохотой мама и папа выполняют домашние дела, то и сам, скорее всего, потом начнет отлынивать от уборки.
Подавайте ребенку исключительно положительный пример. При детях не рекомендуется демонстрировать недовольство своей работой, отзываться в негативном ключе о начальстве и коллективе, рассказывать о том, как вам самим было скучно учиться в школе. К выполнению бытовых дел подходите легко и с оптимизмом, который будет заряжать и вашего ребенка. Сами будьте активны, чтобы и ваш малыш стал более деятельным.
Забудьте о «методе кнута»
В борьбе с детской ленью «метод кнута» совершенно не работает. Не помогут ни угрозы, ни крики, ни наказания. Так вы только усугубляете положение дел, поскольку ребенок из вполне естественного чувства противоречия будет всячески сопротивляться любым указаниям взрослых. Особенно ярко у детей это проявляется в периоды возрастных кризисов.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно
Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая. Да, шестилетка будет дольше возиться с одеялом и подушками, но зато сделает все сам. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.
Правильно мотивируйте
Мотивация играет огромную роль в борьбе с детской ленью. Ребенок должен понимать, почему нужно выполнить определенное действие и какую пользу это принесет. Примеры правильной мотивации:
«Собери разбросанные игрушки, тогда у тебя будет больше свободного места, чтобы играть дальше».
«Сделай уроки сейчас, чтобы у тебя остался целый вечер на игры».
«Давай уберемся, тогда не будет стыдно пригласить в гости твоих друзей».
Многие родители практикуют мотивацию в виде денег и дорогих подарков за какие-то достижения. Да, это наверняка заставит ребенка прилежнее учиться и охотнее выполнять работу по дому. Но есть риск, что это трансформируется в меркантильность и станет еще одной негативной установкой — не буду ничего делать, если нет вознаграждения. Сначала малышу будет достаточно 10 рублей за хорошую оценку в школе, но потом «тарифы» непременно возрастут.
Критикуйте обоснованно
Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать.
Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.
Как приучить ребенка к труду: 6 важных шагов
Главный секрет в воспитании трудолюбивого ребенка — постепенное приобщении его к рутинной домашней работе. Кажется, что помощь в быту не играет никакой роли в развитии детей. Но по мнению психологов, это учит самостоятельности, выдержке и упорству, помогает следить за временем и строить дневной график. Это те качества, которые пригодятся во взрослой жизни. [3]
Психологи дают ценные советы, которые помогут в воспитании ленивого ребенка и в приучении его к труду:
Шаг 1: доверяйте
Как можно раньше определите для ребенка круг пусть элементарных, но его личных обязанностей. Доверьте ему ухаживать за цветами или за домашним питомцем, например. А чтобы у ребенка была мотивация, обязательно подчеркните важность доверенных ему дел. Наверняка он будет чрезвычайно рад, что помогает маме.
Конечно, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в 3 года, в более сознательном возрасте наверняка испарится. Но если он с малых лет станет оказывать посильную помощь родителям в бытовых делах, уборка не будет вызывать у него острого неприятия.
Шаг 2: вызовите интерес
«Думала, что у моей Ани какой-то синдром ленивого ребенка. Заставить ее что-то делать по дому — задача повышенной сложности. Но я все же нашла отличный способ привлечь дочку к помощи на кухне. Раньше она отвечала строгим «нет» и капризами, когда я просила ее что-то сделать — помыть посуду или почистить картофель. Но сейчас она с радостью бежит на кухню, чтобы вместе со мной приготовить что-нибудь вкусное.
Мы вместе смотрим интересное кулинарное шоу, где повара готовят самые разные блюда. Я удивлена, но дочери эта передача очень понравилась, а главное — пробудила интерес к посильной помощи мне. Теперь она горит идеями и сама зовет меня на кухню протестировать новый рецепт из передачи».
— Наталья, мама 9-летней Ани
Детям-лентяям крайне сложно что-то делать, если конкретное занятие им неинтересно. Попытайтесь пробудить в ребенке интерес, чтобы рутина не равнялась для него смертной казни. Почитайте с малышом интересную книгу или посмотрите мультик, где сделан акцент на трудолюбии персонажа, а лень, наоборот, представлена в негативном ключе. Смотрите вместе ТВ-шоу и мастер-классы, где участники с удовольствием что-то делают — например, мастерят поделки или готовят на кухне.
А когда дело касается малышей дошкольного возраста, можно превращать рутинное дело в интересную игру.
Шаг 3: четко обозначьте задачу
Ребенок 5-7 лет не догадается о том, что нужно помочь маме. Не ожидайте от него активности, если привыкли только намекать, а не ставить задачи четко. Дети не умеют «читать между строк».
Будьте конкретны и максимально ясно проговорите свою просьбу ребенку.
Шаг 4: объясните и покажите
Приучая ребенка к труду, не обойтись без наглядного примера. Особенно это относится к от природы застенчивым, неуверенным в себе детям. Они бояться приступить к делу, поскольку ожидают провала. Поэтому родителям важно «разложить все по полочкам», чтобы малышу было понятно, что его ждет. Расскажите и покажите, как правильно выполнять то, что вы ему поручили.
Шаг 5: похвалите
Ребенок, выполняя ваше поручение, наверняка старался. Не забудьте его похвалить. И постарайтесь всегда находить приятные слова для маленького трудяги, для него это важно. Ребенок, видя одобрение родителей, в следующий раз куда более охотно возьмется за дело.
Правильная похвала — это не просто «молодец», брошенное на ходу. Лучше всего сказать что-то вроде: «Какой ты хороший помощник. Без тебя я бы не справилась». Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать про свои обязанности. Так ребенок поймет, как высоко вы цените его вклад в семейный быт.
Шаг 6: помогите победить вредную привычку
Нередки случаи, когда родители спохватываются слишком поздно — у ребенка уже сформирована негативная модель поведения. Он ленив, потому что привык так вести себя. «Пусть ничего не делает, потом успеет еще наработаться» — опасное заблуждение, в которое почему-то продолжают верить многие родители. Нет, ребенок и во взрослой жизни может вести себя так же пассивно, как и сейчас. Задумайтесь о его будущем.
Когда в борьбе с детской ленью уже перепробованы многие способы, обратитесь к психологу. Высокую эффективность в коррекции вредных привычек доказала курс 7Spsy, который поможет вашему ребёнку избавиться от лени и стать трудолюбивым человеком. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Пройдя тренинг с психологом, ребенок изменит свои привычки, которые мешают ему быть активным и трудолюбивым. Избавившись от негативных установок, он станет проявлять больше самостоятельности, перестанет отлынивать от работы по дому и откладывать дела на потом. Это положительно отразится на его успеваемости в школе, поскольку трудолюбие — одно из важных условий отличных результатов в обучении.
Курс по технологии модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. Занятия проходят в удобном дистанционном режиме, когда все необходимые консультации психолог дает по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. При этом ребенок занимается полностью самостоятельно, а родителям остается только периодически напоминать ему, что пора приступить к тренингу. Участие в программе конфиденциально. Объясните ребенку, что о занятиях с психологом никто не узнает — ни учителя, ни друзья в школе. Для детей это бывает крайне важно.
«Психология развития и возрастная психология», 2012 г., А. К. Болотова.
«Психология развития и возрастная психология. Учебник для СПО», 2018 г., О. Хухлаева.
«Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень», 2011 г., Е. П. Ильин.
Чем занять ребенка, когда нет времени на совместные игры: 10 идей до 1000 ₽
Моему сыну три года: я работаю из дома, и иногда мне нужно, чтобы он поиграл самостоятельно.
У сына много игрушек, но они не всегда увлекают его надолго, а я не сторонница длительного просмотра мультфильмов. Чтобы заняться своими делами, мне приходится выдумывать для него занимательные игры из подручных средств.
В этой статье я собрала простые развлечения для детей: часть я придумала сама, а часть — подсмотрела у других родителей, которые столкнулись с той же проблемой.
Мой ребенок и двух минут не будет с этим играть! Откуда вы взяли такое время?
Время игры, указанное в статье, основано на личном опыте автора и знакомых родителей. Но все дети разные: одна и та же игрушка может увлечь одного ребенка на полчаса и больше, а другого — на пару минут. Пробуйте разные варианты и делитесь своим опытом в комментариях.
Чем занять ребенка
Курс о больших делах
Чем занять ребенка с года
К году у ребенка развивается моторная координация: он пытается доносить ложку ко рту и умеет пить из поильника, делает первые шаги, показывает жестами свои желания и говорит первые слоги. Активно познает окружающий мир, легко обучается и осваивает новые навыки. Выполняет просьбу взрослого показать мишку, мячик или другую игрушку, знает, какие звуки издает кошка, а какие — птичка.
Ребенок не только нанизывает кольца на пирамидку и строит небольшие башни, но и проявляет интерес к бытовым вещам. Ему интересно, почему в коробку из-под обуви можно положить мячик, а в спичечный коробок — нет. В год дети часто увлекаются предметами быта вроде пластиковых бутылок и пустых коробок. Главное, чтобы игрушки были крепкими и крупными: в этом возрасте дети могут проглотить мелкую деталь или засунуть ее в нос, ухо.
Если постепенно приучать ребенка к самостоятельной игре, в год он, как правило, может играть в одиночестве около получаса.
Что понадобится: магнитная рыбалка
Цена: 650 Р
Время игры: 10—15 минут
Магнитная рыбалка развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, усидчивость, глазомер. А разнообразные детали помогают узнать больше об окружающем мире: кроме классического варианта с рыбами в магазинах продают игрушки-рыбалки с жуками, бабочками и птичками.
Если обычная рыбалка наскучит, попробуйте придумать дополнительные правила: например, попросить ребенка вылавливать рыб одного цвета или формы.
Что понадобится: сенсорная коробка
Цена: бесплатно
Время игры: 20 минут
До трех лет ребенок активно познает мир через тактильные ощущения — разнообразить их поможет сенсорная коробка. Чтобы ее сделать, достаточно взять картонную коробку, например из-под обуви, и положить внутрь разные предметы: фигурки животных, цифры, буквы, резиновые шарики, пряжу, стаканчики, губки и щетки. Важно подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету и форме, а главное — на ощупь.
Сначала ребенку будет интересно просто перебирать, складывать и перекладывать содержимое, а позже можно показать, как сортировать предметы, к примеру, по цвету или размеру. Чтобы игра не наскучила, содержимое коробки надо периодически менять.
В год ребенка не стоит оставлять одного с коробкой, наполненной крупами, бобовыми или орехами: дети могут ими подавиться, засунуть мелкие детали в нос или ухо. Также стоит избегать длинных лент и веревок, которые ребенок может обмотать вокруг шеи и перекрыть дыхательные пути.
Чем занять ребенка с 2 лет
В два года дети обычно знают основные цвета и различают предметы по величине. Словарный запас растет и активно пополняется с каждым днем. У ребенка лучше развита координация движений, и он точнее строит башни из кубиков, легче нанизывает на шнурок крупные бусинки. Игрушки могут быть более детальными.
Время, которое ребенок может проводить в одиночестве, увеличивается до часа.
Что понадобится: матрешка
Цена: 549 Р
Время игры: 20—30 минут
Матрешка формирует первые математические навыки и наглядно показывает, что такое «больше» и «меньше». Ребенок учится различать фигуры по величине и развивает мелкую моторику, так как сначала раскрывает матрешку вращательными движениями, а потом совмещает рисунок на двух частях.
Что понадобится: прищепки
Цена: 20 штук — 189 Р
Время игры: 15 минут
Прищепки для белья можно использовать в качестве тренажера для развития координации движений и силы пальчиков. Прежде чем играть, ребенку нужно будет научиться пользоваться прищепкой: дети часто либо захватывают прищепку всей ладонью, либо нажимают на нее посередине.
С прищепками можно придумать игры разной степени сложности. Сначала попробуйте просто прикреплять прищепки к бумаге. Например, пусть ребенок сделает солнце из заранее вырезанного круга и прищепок-лучиков или нацепит прищепки-иголки на тело ежика. В интернете можно скачать и другие шаблоны: игра поможет ребенку узнать больше об окружающем мире и разовьет воображение.
Другой вариант игры — прицепить прищепки на край коробки: пусть ребенок снимает их и складывает в отдельную тару, а потом прикрепляет назад. Чтобы игра заняла надолго, предложите сортировать прищепки по цветам и размерам или прикреплять их к веревке — это не так-то просто.
Можно добавить в игру элементы счета. Например, договориться с ребенком, что каждый цвет прищепки означает какое-то число от 1 до 5, а потом предложить прикреплять их кругу, по краю которого нарисовано разное количество кружочков или звездочек. Правда, потом родителям нужно будет проверить, правильно ли ребенок справился с заданием: иначе толку от упражнения будет мало.
Чем занять ребенка с 3 лет
В три года дети уже достаточно хорошо говорят, чтобы начать активно интересоваться окружающим миром и задавать взрослым вопросы обо всем, что видят. Задача родителей, которые хотят спокойно поработать, — подобрать такие игрушки и занятия, которые удовлетворят этот интерес без их участия.
Что понадобится: музыкальный проектор
Цена: 950 Р
Время игры: 30—40 минут
В некоторых проекторах есть не только картинки, которые интересно разглядывать, но и слайды с цифрами или алфавитом. Еще это занятие развивает мелкую моторику: чтобы менять в проекторе диски, понадобится сноровка.
Что понадобится: воздушный шарик
Цена: 10 воздушных шаров — 99 Р
Время игры: 30 минут
С воздушными шарами можно придумать много игр, которые будут не только веселыми, но и полезными для развития координации, глазомера или легких. Например, предложить ребенку удержать в воздухе как можно больше шариков, дуя на них и не касаясь руками, или передвинуть шарик из одного места в другое, дотрагиваясь до него только руками или ногами. Еще можно метать шарики на дальность или стараться удержать на нем какой-то предмет вроде маленькой плюшевой игрушки.
Для игры достаточно одного шарика, но лучше приготовить набор: иногда шарики лопаются.
Чем занять ребенка с 4 лет
В четыре года дети обычно уже не тянут в рот мелкие детали, а моторика у них развита достаточно хорошо для лепки и рисования. Ребенок умеет играть с мячом и попадать в предметы на расстоянии, а еще часто самостоятельно придумывает новые игры — родителям достаточно только создать для этого подходящие условия.
Что понадобится: настольный бильярд
Цена: 996 Р
Время игры: 40 минут
Бильярд подойдет как для совместного досуга с родителями, так и для самостоятельных игр. В этом возрасте детям еще не нужны соперники: ребенок понимает, что цель игры — закатить шары в лузы, и увлекается самим процессом. Игра развивает ловкость, логическое мышление, координацию движений, моторику, ориентацию в пространстве.
Что понадобится: ненужная одежда
Цена: бесплатно
Время игры: 20—30 минут
В четыре года дети любят подражать взрослым, в том числе в одежде. Можно дать ребенку шляпку, сумочку, бабочку, носки и другие предметы гардероба родителей и предложить одеться как мама, папа или любимый герой мультфильма. А если снабдить ребенка кассой и игрушечными деньгами, примерка одежды может превратиться в игру в магазин: покупателем станет любая мягкая игрушка или кукла.
Если сложить в пакет обычные носки, они превратятся в домашний аналог сортера: пусть ребенок попробует правильно сложить их в пары, ориентируясь на цвет, материал, рисунок и размер.
Чем занять ребенка с 5 лет
В пять лет дети лучше понимают запреты взрослых: их уже можно оставить наедине с красками и не бояться, что рисунки появятся на обоях, а не в альбоме.
В этом возрасте дети любят придумывать что-то свое — лучше не ограничивать их фантазию раскрасками, а предоставить простор для фантазии и творчества.
Что понадобится: набор для рисования
Цена: 949 Р
Время игры: 40—50 минут
Набор для рисования интереснее, чем просто коробка с карандашами или красками. Как правило, в него входит несколько разных инструментов для рисования — цветные карандаши, краски — и дополнительные атрибуты: ластик, точилка, кисточка. Набор поможет не просто создать яркий рисунок, но и исследовать свойства материалов: например, сравнить, чем отличается восковой карандаш от обычного и что сильнее просвечивает с обратной стороны листа — краски или фломастер.
Разные инструменты для рисования тренируют разные умения ребенка: он учится правильно держать карандаш, фломастер, кисточку, мелок и нажимать на них с разной силой. А еще набор помогает быстрее навести порядок после рисования: нужно просто разложить все инструменты по подходящим ячейкам.
Выбирая набор, обратите внимание на размер кисточек и карандашей: ребенку должно быть удобно держать их в руке.
Лепить можно и с трехлетним ребенком, но оставлять его наедине с тестом, а тем более с пластилином нельзя: велика вероятность, что он попробует материал на вкус. Пятилетнему ребенку уже проще объяснить, что все это несъедобно.
Пятилетки обычно любят экспериментировать, поэтому вместо пластилина им можно предложить самостоятельно замесить тесто для лепки. Самый простой рецепт: смешать по стакану соли, муки и добавить полстакана воды, столовую ложку растительного масла. Воду лучше добавлять постепенно, пробуя тесто на ощупь: масса не должна разваливаться и прилипать к рукам. Возможно, воды потребуется чуть меньше или больше.
Иногда в тесто добавляют пищевые красители, но тогда поделка получится одного цвета или придется делать несколько замесов. Проще раскрасить готовое изделие с помощью кисточки и гуаши, акварели, цветных лаков или акриловой краски.
К раскрашиванию можно переходить только после полного высыхания: на открытом воздухе изделие сохнет несколько дней. Чтобы ускорить процесс, поделку запекают в духовке на слабом огне: для этого ребенку уже понадобится помощь родителей.