Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах

Партия «борщей и напильников»

Поговорили с учителем технологии о том, что могут делать современные дети на старых добрых уроках труда.

Если вы уверены, что уроки технологии — это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим.

Знакомьтесь — Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.

Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Смотреть фото Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Смотреть картинку Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Картинка про Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Фото Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах

Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком — но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.

Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.

Проекты, сделанные учениками Татьяны Евгеньевны, регулярно участвуют в конкурсах и фестивалях всероссийского уровня, а сама Татьяна Евгеньевна делится своими методами работы с другими педагогами на конференциях и мастер-классах.

Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.

Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.

Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?

Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.

Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост — это нужно самому ребёнку.

Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом — мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал.

Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир.

Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.

Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Смотреть фото Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Смотреть картинку Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Картинка про Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах. Фото Чем занять мальчиков на уроках технологии в 5 7 классах

Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?

Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.

Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология».

Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология — это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», — говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете.

А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.

Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…

Марсоход-шагоход Степана Рыбина

А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?

Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.

Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе — один токарный станок и один сверлильный.

С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.

Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.

Лицейская игротека «Мир глазами конструктора» проходит дважды в год. Здесь ученики с 1 по 8 класс могут смастерить что-нибудь этакое из коллекции конструкторов Татьяны Евгеньевны.

Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?

Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.

Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить — это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.

Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.

Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?

В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.

У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.

Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?

Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.

Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них — огромная работа мысли и рук.

Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.

Источник

Внеклассное мероприятие на тему «Веселые мастеровые по технологии для 5-7 классов»

Внеклассное мероприятие «Веселые Мастеровые» по Технологии для 5-7 кл. (совместно девочки и мальчики).

Подготовка к конкурсу:

2. Формирование команд (от каждого класса должна быть представлена команда из 6 человек – 3 девочки и 3 мальчика, участники выбирают капитана команды).

3. Участники готовят название команды, девиз, эмблему, оригинальные костюмы.

Состязание команд в конкурсах оценивает компетентное жюри.

Команды, болельщики, гости, жюри занимают свои места.

-Сегодня день у нас особый,

сегодня праздник у ребят.

Дорогие наши участники и гости, прежде чем начать наше мероприятие я предлагаю задуматься на минутку, какой была бы жизнь людей без работы, без труда. И дома, и на работе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и на фабриках, в больнице, в магазине.

-Нет электричества, не работают стиральные машины, утюги, телевизоры, компьютеры и т. д.

-Не работают портные.

-Все люди останутся без одежды.

-Решили не работать строители.

-Не будет домов, и людям негде будет жить, а на улице они заболеют и замерзнут.

-Не вышли на работу повара.

-Все будут без пищи, а без пищи человек долго не проживет, и жизнь тогда прекратится.

-Конечно, ведь жизнь не возможна без труда.

-Мы говорили о труде взрослых людей. А как мы можем трудиться? Главный труд у нас сейчас в школе – учеба, на уроках мы получаем знания, которые нам пригодятся в будущем и помогут выбрать профессию. Но и сейчас мы многое уже можем делать сами, своими руками. Не секрет, что изделия, сделанные своими руками, доставляют больше удовольствия, чем купленные. Они создают уют в доме, делают его не похожим на другие.

Многие из сидящих здесь ребят любят работать руками. И не важно любите вы пилить, сверлить, строгать или шить, вязать и готовить, важно, что никакое умение не пропадет даром. А напротив обязательно пригодится вам в вашей дальнейшей жизни. Сегодня команды будут соревноваться между собой как раз в этих очень важных для вашей дальнейшей жизни умениях.

Сегодня мы сможем увидеть не только насколько вы знающие, смелые и умелые, но и как хорошо вы работаете в команде, умеете ли вы дружить и прийти на помощь, если это нужно.

Позвольте представить команды участвующие в нашем «Празднике труда».

Везде хорошие есть люди.
Их много, что ни говори.
На этот раз судить вас будет
Сверхобъективное жюри!
Сегодня в жюри …..Идет представление членов жюри

Команды, вы выбрали своих капитанов? Представьте их!

-Капитаны! Вы умные, смелые и сильные люди. Вы должны быть примером и гордостью своей команды.

Вы должны называть по очереди профессии, которые начинаются на букву «П». Выигрывает и приносит первое очко своей команде тот, кто назовёт профессию последним. ( Плотник, печник, пекарь, почтальон, певец, парикмахер, продавец, портной, поэт, певец, программист, портье и т. д.)

Раздаются карточки с заданиями.

1.Назовите овощи, у которых едят клубни и корни.

(картофель, репа, редис, морковь, свекла, редька, лук, чеснок и др.)

2.Назовите растения, у которых едят семена.

(горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, кукуруза, подсолнечник и др.)

3. Назовите растения, у которых едят цветы.

(цветная капуста, одуванчики)

4. Назовите овощи и растения, у которых едят листья.

(капуста, свекла, салат, зелёный лук, петрушка, чеснок, сельдерей, укроп, щавель и др.)

А пока наши команды зарабатывают очки для своей команды давайте, и вы товарищи болельщики поработайте каждый для своей команды. У вас будет задача – «Продолжить пословицу о труде». Только не выкрикивайте, пожалуйста, поднимайте руку, если вас спросили, встаете, и говорите пословицу. Только тогда вы заработаете баллы для своей команды.

Без труда—————————не вынешь рыбку из пруда.

Кто мало говорит—————-тот много делает.

Терпенье и труд——————всё перетрут.

Скучен день до вечера———-коли делать нечего.

Землю красит солнце————а человека труд.

Одна голова хорошо————-а две лучше.

От каждой команды вызывается по одному болельщику ( Игрокам даются по маленькой пачке макарон, катушке ниток).

Игроки должны нанизывать макароны на нитку в течение 1-й минуты. Кто больше, тот и победил.

Конкурс 4-й- «Собери инструмент и назови»

Команде дают разрезанные на много частей картинки инструментов. Команды должны их на скорость собрать и назвать.

2 Ведущий: Пока команды собирают части картинки, вниманию болельщиков – игра. Называется она «Закончи предложение».

Я показываю на команду болельщиков, а она заканчивает начатое мною предложение:

Кто всё знает – молодец!

(веником вести мяч между предметами и загнать его в ведро – забить гол, передать эстафету другому)

2 Ведущий:

Конкурс 6й- « Кто быстрее»
От каждой команды вызывается по одному игроку. Вы должны пришить пуговицу; Обязательно нужно соблюдать ТБ, иначе игрок не принесет своей команде балл. Пока команды пришивают пуговицы, вниманию болельщиков – игра.

Конкурс 7 й –«Поможем Золушке перебрать крупу»

От каждой команды участвует по одному болельщику. Кто быстрее выполнит задание тот и принесет балл своей команде. На тарелке смешаны разные крупы. Необходимо разобрать зерна и назвать их. Пока наши «Золушки» трудятся, остальные члены команды, попробуют заработать своей команде еще несколько баллов, разгадывая загадки по темам предмета Технология.

Конкурс 8й- « Загадки по темам предмета Технология.»

1.Два конца, два кольца, а посередине гвоздик…. ….(Ножницы)

2. Где упрется хвостом, станет дырка потом. ………(Сверло)

3. Стежок за стежком встали рядком…………………(Шов)

4. Сам в комнате, а голова на улице…………………..(Гвоздь)

5. Тонка, одноуха, остра………………………………..(Игла)

6. Древесину ест едок, сто зубов в один рядок………….(Пила)

7. Из этого ведерка нельзя напиться……………………..(Наперсток)

8. Сам худ, а голова с пуд…………………………………(Молоток)

9. То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе. Продырявит море………………….(Утюг)

10. Остра, как игла, а шить не годится…………………….(Шило)

Конкурс 9й- « Лучший орнамент».

Составить орнамент из готовых треугольников и квадратов разных цветов

из цветной бумаги и наклеить его на белый ватман.

Задание для болельщиков: « Что спрятано в клубочках? ».

Задание: Небольшие предметы замотаны в клубочки – в каждом клубочке по одному предмету. Участники должны разматывать клубочки: кто быстрее?

Конкурс 10 й- «Угадай профессию».

выбрать атрибуты, соответствующие названию профессии в вашей карточке.

Повар ( колпак, белый фартук, половник),

Швея ( сантиметровая лента, ткань, ножницы ),

Врач ( шприц таблетка, халат),

Столяр ( долото, стамеска, рубанок, пила),

Маляр (краска, кисть, шпатель)

Подведение итогов. Жюри подводит итоги наших конкурсов.

Труду следует учиться всю жизнь. Я думаю, вы хорошо понимаете,

как важно любить труд, который созидает все лучшее на свете.

Спасибо всем кто принимал участие в нашем конкурсе: командам, классным руководителям, болельщикам и конечно нашему беспристрастному жюри. Сегодня мы с вами обобщили знания, полученные на уроках Технологии, провели замечательный конкурс и весело, с пользой провели время. Работа всеми была проведена большая, и я думаю, что каждый из нас уйдет с чувством глубокого удовлетворения.

Награждение команд грамотами и призами.

Заключительное слово. И закончим наш праздник словами Р.Рождественского :

Пока в пространстве кружится планета,

На ней пропахшей солнцем, никогда, не будет дня,

Чтоб не было рассвета,

На этом мы с вами прощаемся.

Желаем вам успехов!

«Знаете ли вы овощи?»

1.Назовите овощи, у которых едят клубни и корни.

2.Назовите растения, у которых едят семена.

3. Назовите растения, у которых едят цветы.

4. Назовите овощи и растения, у которых едят листья.

Для жюри. (Вопросы с ответами)

«Знаете ли вы овощи?»

1.Назовите овощи, у которых едят клубни и корни.

(картофель, репа, редис, морковь, свекла, редька, лук, чеснок и др.)

2.Назовите растения, у которых едят семена.

(горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, кукуруза, подсолнечник и др.)

3. Назовите растения, у которых едят цветы.

(цветная капуста, одуванчики)

4. Назовите овощи и растения, у которых едят листья.

(капуста, свекла, салат, зелёный лук, петрушка, чеснок, сельдерей, укроп, щавель и др.)

Источник

Развивающие игры и занятия на уроке Технология.

Игра – пространство «внутренней

социализации» ребенка, средство

усвоения социальных установок.

Контингент воспитанников современных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, значительно отличается от контингента воспитанников этих учреждений первых лет советской власти и военных лет. Подавляющее число сирот в начале века и в послевоенные годы были, как правило, детьми, у которых связь с семьей прервалась лишь в силу трагических обстоятельств. В настоящее время в детских домах, как правило, находятся в основном социальные сироты.

Последствия социального сиротства для детей крайне тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни – это глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи; аномальное внутриутробное развитие в процессе нежелательной беременности матери; отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей. Для воспитанников детских домов свойственны такие проблемы, как психологические, медицинские, педагогические и социальные.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Учащийся Детского дома должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Среди ряда общих направлений в своей работе считаю актуальным понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации выделю два аспекта:

а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;

б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.

В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уроках в школе. На своих уроках я поддерживаю и использую в работе все средства и методы здоровьесберегающих технологий. Для сохранения здоровья учеников применяю следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности: физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», пальчиковая гимнастики. ( см. Приложение № )

2. Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений.

Исходя из социальной значимости и педагогической актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность, мною была определена тема: «Развивающие игры и упражнения на уроке технологии».

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие

человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.

Так как игра способствует: повышению уровня развития мыслительных процессов, развитию личности ребёнка, сплачиванию школьного коллектива,

воспитанию положительных личностных качеств это актуальный метод для уроков технологии в Детских домах.

Актуальность данной темы в том, что у детей Детского дома присутствует односторонность, бедность мотивационной сферы; нервозность контактов, неумение общаться, эмоциональная нестабильность; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами; замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности.

Исходя из выше изложенного, я определила следующие цели:

— воспитание целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям.

В связи с этим поставила перед собой следующие задачи:

1. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.

2. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.

3. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.

Источник

Памятка «Разнообразие игр на уроках технологии» (5-7 класс)

Разнообразие игр на уроках технологии

Существует большое разнообразие игр, направленных на развитие интеллекта детей:

2. творческие, сюжетно-ролевые

4. строительные, трудовые, технические, конструкторские

Используя различные виды игр, учитель имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Предметные игры выступают как манипуляции с игрушками и предметами.

Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

Главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются:

сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности;

— усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

— постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Цель: обеспечить дифференцированный подход при работе в подвижных группах.

Оборудование: карточки с названиями отделов; листы-заготовки для работы в отделах; сигнальные карточки.

В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.

1 этап («мозговой штурм»)

Учитель объявляет тему и цели урока, проводит инструктаж начальников отделов.

Научный отдел будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации; независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.

2 этап (проектирование конкретной деятельности). Ученики работают в группах-отделах.

3 этап (защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов )

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре школьники охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний; стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в конструкторов, столяров, токарей, руководителей предприятий и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности. Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. В результате игры у детей рождается деятельность творческого воображения, происходит взаимосвязь игровой, учебной и трудовой деятельности. На уроках технологии при изучении темы «Современное производство и техническое и профессиональное образование» уместно проведение ролевых игр, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Представителя профессии».

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает познавательную активность.

Игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей школьников интересны и увлекательны. К ним относятся интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Счастливый случай». Учащиеся с большим азартом участвуют в них, каждый стремится к победе.

Подборка игр для уроков технологии.

Цель: развивать у детей способность быстро производить мыслительные операции анализа и синтеза.

Ход проведения : детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат.

Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлять закономерности

Ход проведения : на доске зарисовывается схема. В этой схеме зашифрована фраза, в которой сказано о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней. Завершает фразу слог, помещённый в центральном кружке.

Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлять закономерности.

Ход проведения : на доске зарисовывается схема из кружков, в указанной последовательности. В этой схеме зашифрована фраза о роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в верхней половине кружков, а потом – в нижней:

Подсказка: начинать с буквы «Т» по часовой стрелке через 2 кружка.

Ответ: Труд создал человека.

Цель : развивать логическое мышление, умения анализировать и синтезировать.

Ход проведения : детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый догадается, должен поднять руку. За правильный ответ давался жетон. Набравший игрок большее количество жетонов, объявляется победителем.

Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Логорифмы – загадки, в которых слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.

1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. (липа – пила)

2. Вдоль по проволоке мчусь

А с конца меня прочтут

Но буквы переставь мои –

В кастрюлю я полезу. (шпала – лапша)

4. Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шоферу каждому в дороге

Могу я пользу принести.

И буду я в лесу расти ( насос- сосна )

6. Настил из бревен мы возьмем

И переставим буквы в нем,

Из переставленных букв ряд

Увидим разновидность древа. (куб- бук)

2. Кто части мотоцикла знает,

Тот это слово разгадает.

А если букву «Д» прибавить,

Задание: мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в той семье? (3)

Задание: пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проспал? (1\4)

Задание: крестьянину нужно перевести через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти крестьянину свой груз?

Ведущий называет какую-либо букву и предлагает записать все названия инструментов из курса технологии за три минуты.

Выигрывает тот, кто напишет больше слов. Победитель зачитывает свои слова, остальные вычеркивают их в своих записях, затем читает тот, у кого осталось больше не зачеркнутых слов.

Участвуют все, образуют шеренгу в полушаге друг от друга. Ведущий с мячом стоит впереди.

Слова для ведущего: лобзик, ножовка, пила, ветер, стекло, кожа, фанера, лерка…..

По части очертания нужно узнать инструмент. Играют трое. Каждый получает по пять карточек. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот победитель.

Игра проводится после изучения темы. Учащиеся должны назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

1. ножовка, паяльная лампа, рубанок

2. дрель, молоток, картон

3. проволока, молоток, кожа

4. чертилка, резак, лобзик

6. плоскогубцы, штангенциркуль, тесемка

7. кусок кожи, тесемка, молоток

Данные игры могут послужить мотивацией перед изучением нового материала.

1. Чтобы сделать мне деталь,

Чтобы был я молодец,

Очень мне поможет в этом

2.Бывает технологической, игральной и маршрутной. (карта)

4. Передней, задней я бываю,

И в сказках про меня читают. ( бабка)

5. Она бывает левой, правой,

Но распространена цилиндрическая,

А ни какая-нибудь коническая. ( резьба)

6. Назовите сборочную единицу токарного станка, которая также является непременным атрибутом одежды хозяек на кухне. (Фартук)

7. Они бывают верхними, нижними, поперечными, а также являются зимним приспособлением для катания. (Салазки)

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют необходимые умения и навыки для данной возрастной группы: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *