Чем занять новорожденного во время бодрствования до месяца комаровский
Режим дня новорожденного: сон ребенка до месяца
Настал долгожданный день и мы наконец-то приехали с крохой из роддома домой. И вот на смену больничному спокойствию, где казалось все таким понятным, на меня накатила волна переживаний. Когда и как часто укладывать его спать? Как совместить сон и кормления с первых дней? Должен ли быть режим у ребенка или не стоит организовывать четкий график?
Все знания были в теории, но применить их на практике оказалось непросто. Поэтому я делюсь рекомендациями, которые хорошо знать молодой маме, чтобы пережить такой непростой первый месяц!
Режим ребенка
Перед тем, как перейти к разговору о режиме дня младенца, полезно запомнить несколько фактов о сне детей этого возраста:
Учитывая эти факты, можно сказать, что четкий график дня в 1 месяц создать трудно.
Дневной сон
Дневные сны не будут отличаться от ночного. Днем новорожденный малыш может спать как 3-4 часа, так и 20-40 минут в один сон.
Самый длинный период сна может приходиться на день.
Ночной сон
Путаница дня и ночи
До 6-8 недель дети могут путать день с ночью из-за несформированных биологических часов.
Выносите кроху на яркий свет днем, а вечером приглушайте свет дома. Используйте ночник с теплым неярким светом ночью во время кормления и смены подгузника.
Как дать понять ребенку 1 месяца жизни, что пора начинать день или пора ложиться спать?
Спальное место малыша
Для профилактики СВМС (Синдрома внезапной младенческой смерти) придерживаются определенных правил при организации спального места малыша.
Укладывайте новорожденного всегда на спину. Это самая безопасная поза для ребенка сейчас.
Ребенку необходимо спать на ровной плотной поверхности, без одеял, подушек, бамперов, игрушек и других вещей.
Таблица с рекомендациями, как помочь новорожденному уснуть
Кормление новорожденного
В первые дни прикладывайте кроху к груди как можно чаще. Это стимулирует выработку молока. Кормим от 15 до 90 минут. Длительное кормление позволяет новорожденному ребенку не только удовлетворить голод, но и пережить стресс после родов и привыкнуть к новому миру. После младенец, скорее всего, уснет. Ночные кормления не менее важны как для организма ребенка, так и для мамы. Они будут в основном происходить каждые 3-4 часа.
Чтобы наладить лактацию,старайтесь также кормить в предутренние часы ночного сна.
Если малыш на грудном вскармливании кушает хорошо и набирает вес, он не нуждается в дополнительной пище и жидкости до 4-6 месяцев.
Прогулки
Важная составляющая режима дня новорожденного в этом месяце. Прогулки на улице помогают настроить биологические часы ребенка и улучшают его сон. Со здоровым и доношенным малышом можно гулять, начиная с 10 дня жизни. Время прогулок на свежем воздухе увеличивайте постепенно до исполнения ребенком 1 года, начиная с 10 минут зимой и 20 минут летом.
Как видно, в первый месяц режим ребенка сводится к установлению определенной последовательности действий: сон-бодрствование-кормление-игры/прогулка и пока нет четкого режима по часам.
Поделитесь, удалось ли вам организовать сон и кормления в первые недели жизни малыша? С чем возникли трудности?
Ребенок играет: от рождения до года
МИР РЕБЕНКА
Способность видеть, слышать, чувствовать
В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает «гукать». Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется «ознакомлением». Ребенок как будто бы говорит: «Да, теперь я знаю, что это такое». Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)
Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: «Ку-ку».)
Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.
Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.
опубликовано 21/05/2007 12:26
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология
Ребенок играет: от рождения до года
МИР РЕБЕНКА
Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос.
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.
Понимаем своего ребенка
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.
Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
опубликовано 21/05/2007 12:16
обновлено 17/01/2017
— Педагогика и психология
Ребенок играет: от рождения до года
МИР РЕБЕНКА
Способность видеть, слышать, чувствовать
Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.
Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, малыш обернется в поисках источника звука.
В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться.
Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.
Понимаем своего ребенка
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Время кормления
Условный сигнал
Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.
Кресло-качалка
Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.
Теперь очередь папы
Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша.
Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.
Время пеленания
Настенный коврик
Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.
Посмотри в зеркало
Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.
Метелка из перьев
Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.
Маленький боксер
Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.
Время отдыха
Покатайся на мячике
Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.
Время для телевизора
Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.
Запишите на пленку голос своего малыша
Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.
опубликовано 21/05/2007 12:46
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология
Сон младенца в первые четыре месяца жизни
Условно формирование сна младенца в первые 4 месяца можно разделить на три периода (речь идет о возрасте, рассчитанном от предположительной даты родов, т. е. мамы недоношенных детей должны прибавить к этим цифрам то количество недель, на которое малыш не доношен).
Первый период: первые 8 недель жизни
Ребенок спит почти так же, как недавно спал в животе у мамы. Его биоритмы не сформированы, малыш живет по своему четырехчасовому ритму, инверсия сна (путаница дня и ночи) в этом возрасте — норма.
Сон не организован, привычки сна отсутствуют, сон может длиться от 30 минут до 4 часов, общее количество сна в сутки — 15–18 часов.
Второй период: с 8-й по 12-ю неделю
Появляется «социальная улыбка». К этому возрасту уже происходит формирование ночного сна, заканчивается путаница дня и ночи.
Ребенок может беспрерывно ночью спать 4–6 часов, ночной сон составляет 8–9 часов.
Дневной сон все еще не организован, дневные сны — от 30 минут до 4 часов.
Третий период: с 12-й по 16-ю неделю
Формируются циркадные ритмы.
Ночной сон увеличивается до 12 часов, ребенок может непрерывно спать 6–8 часов.
Формируется от 3 до 5 дневных сна (минимальной продолжительностью 30–40 минут).
Время бодрствования может достигать двух часов (в среднем полтора).
Теперь мы знаем, чего ждать от сна ребенка в первые 16 недель, но возникает вопрос: а что мы можем сделать, чтобы сон ребенка в реальной жизни развивался так же ладно и просто, как об этом написано в умных книжках?
Ответ простой: не мешать. Природа удивительным образом сама обо всем позаботилась. Современные мамы все меньше полагаются на свою интуицию, все хуже распознают потребности и сигналы ребенка, в то время как в их головах сталкивается масса противоречивых рекомендаций — начиная от советов советских бабушек «не приучай к рукам», «пусть полежит проорется», заканчивая современными «по каждому писку давай грудь, иначе вырастет, и будет у него депрессия».
Вдобавок такие блага цивилизации, как электричество (всего 100 лет назад мы жили без света и даже не мечтали о бодрствовании в 23.00, например, зимой, когда в 17.00 уже темно), свет от монитора компьютеров, планшетов, телефонов нарушают выработку гормона сна (мелатонина), что сбивает и формирование естественных биоритмов. Благодаря появлению стеклопакетов и батарей поменялся микроклимат в помещении, где спит ребенок. Воздух стал пересушенным, что неизбежно вызывает пересыхание нежной слизистой новорожденного, дети могут просыпаться от жажды или дискомфорта. Поэтому все советы по организации здорового сна ребенка будут сводиться к тому, чтобы вовремя выявлять потребности ребенка и создавать ему комфортные, естественные условия сна.
Новорожденность и второй месяц жизни
Первые 2 месяца жизни не боимся сформировать вредные привычки — ребенок еще не умеет анализировать и оценивать окружающую обстановку, причинно-следственные связи не формируются, а это значит, что приучить к рукам, качанию, засыпанию на груди невозможно. Удовлетворяем базовые потребности ребенка, переживаем с ним период фиолетового плача, обеспечиваем безопасный сон, комфортные условия сна, регулируем активное бодрствование и время для сна с помощью освещения и вида активности.
Третий месяц жизни ребенка
Появилась «социальная улыбка», а значит, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, анализировать изменения окружающей среды. Именно в этом возрасте оптимально создавать условия, которые способствуют формированию основ здорового сна, поэтому определяемся с местом сна. Укладываем ребенка спать в кроватку. Кроватка не манеж, в кроватке только спим!
Создаем комфортные условия сна:
1) темно (днем удобно пользоваться шторами блэкаут);
2) тихо (при невозможности обеспечить сон в тишине очень помогает белый шум, который поглощает посторонние звуки, а также успокаивает ребенка);
3) температура в помещении, где спит ребенок: летом 24–27 градусов, зимой 18–24, влажность 50–55%.
Наблюдаем за признаками усталости (отстранение, сосание, зевота, ребенок трет глазки, теребит волосики, чешет ушки, мотает головой из стороны в сторону). Ориентируемся на время бодрствования (45–60 минут). Укладываем ребенка спать, не давая ему переутомиться. Признаки переутомления: просится на ручки, капризничает, излишне веселый, активный.
Вводим ритуалы не только для сна, но и для всей активности в течение дня. Расслабляющий ритуал отхода ко сну (не более 10–15 минут), цель — расслабить и успокоить малыша. Важно четкое начало и конец, определенная последовательность (создаем благоприятные условия — надеваем подгузник — пижаму — колыбелька — покачивание).
Тренируем навык самостоятельного расслабления — наблюдаем за малышом и в тот момент, когда видим, что малыш готов уснуть, исключаем возбуждающие стимулы и даем возможность уснуть самому.
Вне контроля: время начала, продолжительность и количество дневного сна.
Четвертый месяц жизни
Продолжаем наблюдать за признаками усталости. Для того чтобы понять, правильное ли время бодрствования мы даем ребенку, следим за временем засыпания (в норме — около 15 минут) и качеством сна. В этом возрасте максимальное время бодрствования составляет около двух часов, причем после короткого сна оно сокращается на треть — до 1 часа 20 минут.
Смещаем время начала ночи на более ранний период (раннее укладывание — с 17 до 20 часов).
Важно помнить, что психологическое состояние мамы легко считывается ребенком. Если мама находится в стрессе, нервная, неуверенная, то ребенок не будет чувствовать себя в безопасности на руках у такой мамы, а значит расслабиться и заснуть ему будет очень трудно. В этом случае лучше поручить укладывать ребенка папе, а маму отправить отдыхать.
опубликовано 27/07/2018 14:03
обновлено 30/07/2018
— Рост и развитие, Сон