Чем занять ребенка с умственной отсталостью
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью
Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.
Что представляет собой умственная отсталость
Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.
Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.
Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:
Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.
Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:
Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.
Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.
Основные задачи коррекционных занятий
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.
Где можно проводить коррекционные занятия?
То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.
Варианты следующие:
Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.
Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.
Коррекционные занятия в домашних условиях
Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.
Примеры коррекционных занятий и упражнений
Для развития крупной и мелкой моторики:
Для развития памяти и внимательности:
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:
Для различения предметов по их свойствам:
Для особо беспокойных детей:
Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.
Прогнозы коррекционных занятий
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
Игровые упражнения для детей с умственной отсталостью
Олеся Жузлова
Игровые упражнения для детей с умственной отсталостью
Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированная произвольность поведения, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми игровых правил, принятию на себя определённой роли в игре. Крайне низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего затрудняют выполнение детьми действий в игре.
Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют педагогов уделять данному разделу специальное внимание. В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате,жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Твердая щетка. Мягкая ватка» Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Упражнение «Кисточки»
Упражнение «Веревочки»
Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий
Упражнение «Поиграем с тестом»
Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку.Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.
Упражнение «Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.
Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Упражнение «Веселый массаж»
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки.Все движения сопровождаются словами:
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
Упражнение «Зайка»
Взрослый читает стихотворный текст:
Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка,
надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой,
Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха,
На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).
Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»
Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке.Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровыедействия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.
Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.
Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»
Упражнение «Таблички»
Упражнение «Угадай-ка».
Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.
Развитие слухового восприятия и памяти.
Упражнение «Найди такую же»
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом
Упражнение «Найди лишнюю»
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».
Упражнение «Найди пару»
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.
Упражнение «Кто там»
Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.
Упражнение «Кто молчал»
Упражнение «Кто пришел»
В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.
Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)
Предложите ребенку стать «зеркалом» (обезьянкой) и повторять позы,ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!
Развитие схемы тела и лица.
Упражнение «Делаем вместе»
Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком): Вова хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Вова топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.
Упражнение «Поставь по порядку»
Упражнение «Водичка, водичка»
Рассказывайте сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка! Умой мое личико,
Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,
(совершайте воображаемые действия руками по лицу)
При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.
Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.
Игровые упражнения к математической сказке В предыдущей публикации я познакомила вас с неунывающими сестрёнками-Божьими коровками. Сегодня кратко расскажу об игровых упражнениях. Это.
Игровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Игровые упражнения с буквой Ё Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.
Игровые упражнения с буквой Ю Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение.
Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.
Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.
Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.
Занятия для детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость (олигофрения) — это приобретенное или врожденное недоразвитие психики и интеллекта, сформировавшееся из-за патологии головного мозга и сопровождающееся социальной дезадаптацией. Помимо недостаточного развития познавательной сферы (интеллект, мышление, внимание, речь и память), страдают также поведение, моторика и сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление.
Причины умственной отсталости у детей
Степени умственной отсталости
Традиционно степень УО классифицировалась по выраженности дефекта (от наиболее легкой к тяжелой): дебильность, имбецильность, идиотия. Однако в наши дни привычные в течение многих лет термины исключены из международной классификации болезней из-за того, что эти слова стали употребляться в оскорбительном смысле и накладывают негативный отпечаток на восприятие людей с таким нарушением.
Современная классификация степеней УО выглядит следующим образом:
Традиционный термин | Современная классификация и рубрика в Международной классификации болезней |
Дебильность | Легкая УО (F70) |
Нерезко выраженная имбецильность | Умеренная УО (F71) |
Выраженная имбецильность | Тяжелая УО (F72) |
Идиотия | Глубокая УО (F73) |
Коэффициент интеллекта определяется с помощью стандартных тестов с учетом культуральных особенностей ребенка на специальной комиссии.
Клиническая картина олигофрении
Выделяют три ключевых диагностических критерия УО:
Ведущий симптом при олигофрении — слабая познавательная деятельность у ребенка. В младенческом возрасте можно наблюдать, что ребенок отстает от нормы в плане моторного, психомоторного развития. Поздно начинает сидеть, ползать, ходить. Интерес к окружающему миру снижен, как и потребность в общении со взрослыми. Малыш не тянется к игрушкам, не хватает их, не пытается ими манипулировать. В более старшем возрасте, как правило, выявляется также задержка речи, непонимание обращенной речи, непонимание инструкций, неустойчивость внимания, отсутствие желания и умения общаться со сверстниками. Развитие игры по-прежнему запаздывает. И если сверстники в 3-4 года уже активно играют, подражая взрослым, у них представлена ролевая игра, то дети с умственной отсталостью в этом возрасте демонстрируют предметную игру, элементарное манипулирование игрушкой, без наличия сюжета. Также характерный признак УО — слабая развитость моторики, моторная неловкость, низкий уровень графических, изобразительных навыков. До школьного возраста часто рисование развито на уровне черкания. Таким детям сложно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и так далее.
Нарушено сенсорное развитие, восприятие информации, устойчивость произвольного внимания, мыслительные операции формируются не в полном объеме. Для того, чтобы ребенок усвоил какую-либо информацию, ему нужны более яркие стимулы, более дробное деление информации и большее число повторений, а также наглядная, предметная иллюстрация материала. Необходимо более длительное время на усвоение определенного объема материала (по сравнению с нормой). Даже в школьном возрасте дети с УО не способны оперировать абстрактной информацией и должны для усвоения соотносить полученную информацию с конкретным, предметным примером.
Помимо познавательной сферы, отмечают также выраженное своеобразие эмоционально-волевой и поведенческой сферы. Данные симптомы в своем проявлении зависят от социального окружения, степени отсталости, глубины и локализации органического поражения мозга.
Поскольку при олигофрении всегда присутствует «органическая почва», то характер поражения головного мозга накладывает свой отпечаток на внешнее проявление нарушения. То есть локализация поражения и его особенности могут «добавить» ребенку определенные качества, например, сложности ориентировки в пространстве и времени, вялость, раздражительность или агрессивность, эмоциональную заторможенность, инертность, или наоборот, частые перемены настроения, истеричность, капризность, возбудимость. Общее в эмоционально-волевой сфере для таких детей: эмоциональная незрелость, зависимость от взрослых, впечатлительность, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность, сложность усвоения социальных норм, что приводит к дезадаптации.
В некоторых случаях умственная отсталость сочетается с другими заболеваниями и нарушениями, которые утяжеляют общую картину, затрудняют диагностику и прогноз. Например, встречаются дети с нарушениями слуха или зрения.
Программа обучения детей с умственной отсталостью. Диагностика, коррекция и прогноз
Современная медицина и педагогика не стоят на месте. Задержки развития у детей сейчас диагностируют очень точно и в более раннем возрасте, чем раньше. Уже в год-полтора при подозрении на то, что малыш отстает от нормы, у родителей есть возможность провести полную диагностику и начать раннюю коррекцию, чтобы предотвратить усугубление дефекта и компенсировать его. Сегодня широко распространены так называемые «пограничные» формы нарушений, когда у ребенка есть неврологические, органические нарушения, но нет тяжелого дефекта. Для них прогноз наиболее благоприятен, так как при своевременном лечении у невролога и регулярных занятиях с дефектологом (олигофренопедагогом) и логопедом последствия нарушения могут быть сведены к минимуму и компенсированы.
Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в некоторых случаях может пойти даже в общеобразовательную школу (с инклюзией или специализированный класс), но чаще специальная комиссия рекомендует коррекционную школу.
В младших классах есть возможность перевода в обычную школу (однако для умственно отсталых детей эта возможность все равно подразумевает обучение в специализированном классе). В коррекционной школе не выдается аттестат, а только справка об участии в образовательном процессе. Там ученики не остаются на второй год, то есть усваивают материал по мере своих возможностей без обязательной «планки». С выданной справкой об обучении выпускники могут пойти в ПТУ или вечернюю школу. В некоторых школах есть 10 и 11 класс, в которых делается акцент на трудовом обучении, овладении профессией. В успешном обучении ученику присваивается разряд, квалификация.
Для детей с умеренной и тяжелой степенью олигофрении сегодня больше возможностей в плане коррекции и развития, чем раньше. По докладам дефектологов, такие дети, несмотря на общепринятое мнение, все-таки способны пойти в специальную коррекционную школу (школа для умственно отсталых детей с легкой степенью) в рамках специального класса. Если в обычном классе коррекционной школы около 12 детей, то в таком классе должно быть не более 8 детей.
Помимо непосредственно показателя интеллекта для прогноза развития ребенка с УО крайне важно учитывать особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. При неосложненной картине, когда с ребенком возможно выстроить коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу, прогноз благоприятен. Такие дети успешно обучаемы и при легкой степени олигофрении уже в подростковом возрасте адаптируются в обществе, чувствительны к оценке своей личности и способны выстраивать межличностные отношения, например, в своем коллективе. Выпускники школ с легкой степенью УО способны овладеть профессией и трудоустроиться.
Занятия для детей с умственной отсталостью
При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии. Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.
В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.
Программа занятий включает:
Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.
Кто проводит занятия для детей с умственной отсталостью в нашем центре?
Королёва Виктория Николаевна — ведущий дефектолог, олигофренопедагог,
стаж более 8 лет. Проводит занятия в офисе на Новочеркасском проспекте, а также выезжает на дом к клиентам в пределах Санкт-Петербурга.
Посмотреть странички всех сотрудников можно здесь