Чем заняться если не поступил после 9 класса
Если ребёнок не идёт в колледж, институт, университет. Альтернативы
Бывает трудно заставить вашего подростка продолжить своё образование после школы, если он решил выбрать другой путь. Вместо того, чтобы заставлять идти учиться дальше сразу после школы, изучите альтернативы университетам вместе. И делать это нужно задолго до 11-го класса. Здесь мы собрали несколько возможных вариантов.
Карьера военного
Армия может быть не только наказанием для ребят, не поступивших в университет, но и вполне осознанным выбором, причём даже для девушек.
Военная карьера может быть хорошим вариантом для подростков, которые действительно не знают, что они хотят делать в жизни. Если ваш ребёнок собрался в военкомат, важно провести небольшое семейное исследование того, куда фактически подросток может попасть, какие перед ним тогда открываются пути и варианты, прежде чем подписывать бумаги и принимать присягу. Не лишним будет почитать книги по военной истории.
Открыто говорите о плюсах и минусах вступления в вооружённые силы, чтобы ваш ребёнок адекватно оценивал различные рода войск, прежде чем принимать какие-либо решения.
Открытие бизнеса
Если ваш подросток имеет интерес в открытии бизнеса, убедитесь, что он имеет навыки, необходимые позволить ему выйти в общество и работать с документами, договорами и деньгами. Помогите ему начать малый бизнес в средней школе, чтобы увидеть, как он действует, будучи предпринимателем, чтобы убедиться, что это действительно то, что он хочет делать после окончания школы.
Найдите работу
Некоторые подростки могут сразу после школы идти работать. Правда, молодым людям (как и в случае с открытием бизнеса) сначала так или иначе всё равно придётся решать вопрос с армией.
Для подростков, которые не уверены, хотят ли они поступить в колледж, устройство на работу может быть лучшим вариантом. Если в течение какого-то времени они поймут, что им не хватает образования, они смогут самостоятельно подготовиться, сдать экзамены, и поступить в институт позже.
Проработав год, многие молодые люди, вероятно, захотят продолжать работать, в то время как другие смогут принять решение продолжить своё образование или попробовать что-то новое.
Помогите подростку, пока он ещё не закончил школу, получить работу на неполный рабочий день, обеспечив таким образом летнюю занятость (например, после 10-го класса), чтобы он смог получить опыт работы и знал, что это такое.
Волонтёрство
Некоторые подростки могут некоторое время побыть добровольцем после окончания школы. Однако большинству всё же нужно будет немного дохода, чтобы выжить самостоятельно. Либо вы можете продолжать полностью содержать ребёнка, как и раньше. Корпуса волонтёров для добровольческой деятельности работают по всему миру для решения таких проблем, как СПИД и охрана окружающей среды, организация спортивных мероприятий в крупных масштабах. Поищите в интернете, какие есть варианты.
Подростки могут извлечь ценные уроки жизни через волонтёрскую работу, но важно, чтобы они и далее занимались самообразованием и знали о недостатках и возможных рисках. Тем не менее, эта деятельность, хотя и полезна, скорее всего, будет временной. Если только ваш подросток не станет руководителем волонтёрского движения и не начнёт получать за это какую-либо зарплату.
ПТУ или техникум
Техникумы бесплатны или стоят намного меньше, чем традиционные колледжи-университеты, учиться нужно меньше, это может помочь студентам получить ценный опыт и знания, которые подготовят их к работе уже в достаточно раннем возрасте ( примерно с 18-19 лет).
Сертификаты или лицензии
Существует много краткосрочных курсов для получения профессиональных сертификатов и лицензий, которые не требуют высшего образования. Как правило, проводится семинар или тест, который учащиеся должны пройти для получения сертификата или лицензии. Таким образом можно стать сертифицированным специалистом 1С, или получить сертификаты на различные виды программирования, или пройти сертифицирование по иностранным языкам.
Эти типы карьеры могут быть хороши для подростков, которые не заинтересованы в колледжах, но хотят дальнейшего обучения и конкретного опыта, готовы начать работать по выбранной специальности.
Работы, которые не требуют высшего образования
Каждый родитель беспокоится о перспективах своего ребёнка в будущем, особенно когда подросток не идёт в университет. Но есть множество профессий, которые не требуют высшего образования. Они могут потребовать некоторого формального обучения, но не степени бакалавра и тем более магистра.
Плотник
Совершенствовать мастерство плотника можно всю жизнь, существует много отличных книг.
Смотрите разделы книг по обработке дерева. По ним можно учиться самостоятельно.
Ассистент стоматолога
Для стоматологов тоже существует специальная литература.
Электрик
Главная книга электрика.
Это высококвалифицированная профессия, которая не требует высшего образования, но большинство электриков проходят 3-4 года обучения в техникумах, изучая теорию, чертежи, СНиПы, безопасность, основы математики, и так далее.
Сиделки и медсёстры
Такая работа, как правило, включает в себя значительную физическую работу, в том числе подъёма пациента из коляски и переноса его в кровати, душ и т.д. Профессия требует формального обучения, можно пройти тест на профпригодность. Спрос на этот вид ухода большой, и его значение для людей очень велико. Но, к сожалению, эта профессия не является высокооплачиваемой.
Таксист
Набор для раскрашивания «Такси в Нью Йорке». Эта профессия понравится ребятам, которые любят автомобили, вождение, и разбираются в машинах.
Я все завалил: что делать, если не получилось поступить
1. Не расстраиваться
Люди ошибаются — это нормально. Жизнь состоит не только из череды достижений. Пожалуй, у каждого человека найдется примерно одинаковое количество побед и фиаско. Все дело в том, как вы преодолеваете трудности, с которыми взрослым приходится сталкиваться ежедневно. Одна неудача не делает никого «лузером» или «изгоем». Поступили вы или не поступили в вуз — ваше личное дело, и каждый человек сам кузнец своего счастья.
Другой пример — Джоан Роулинг. В 2008 году автор серии книг о Гарри Поттере выступила перед студентами Гарвардского университета, в которой рассказала всю правду о том, как сильно неудачи повлияли на ее самосознание.
«Неудачи помогли мне избавиться от неважного — я перестала притворяться кем-то, кем не являюсь, и направила энергию на единственное дело, которое имело для меня значение. каменное Дно, которого я достигла, стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь». Джоан Роулинг
Ее слова подтверждает психолог и профессор Нью-Йоркского университета Джонатан Хайдт. «Людям нужны невзгоды, неудачи и даже травмы, чтобы достичь высочайшего уровня силы, самореализации и личностного развития», — пишет он в своей книге «The Happiness Hypothesis» («Гипотеза счастья»).
2. Взять себя в руки
Согласно недавнему исследованию, опубликованному в Journal of Consumer Research, самопринятие — самая эффективная стратегия в борьба с неудачами. Восприятие себя таким, какой вы есть, со всеми вашими достоинствами и недостатками, намного упрощает процесс переживания неудач. Психологи также считают, что это одна из черт зрелой личности.
Если вы сможете принять то, что не поступили в университет, просто как факт, это станет первой ступенью к самопринятию и взрослению. Прекратить себя ругать может быть тяжело, но подумайте: насколько это результативно? От того, что вы лишний раз себя проклянете, ничего не изменится. А вот если прекратите страдать и наметите для себя план действий на ближайшие несколько месяцев — вполне вероятно, что да, пусть не сразу.
3. Поговорить с близкими людьми
Самые близкие люди для любого молодого человека — его родители. Не надо бояться с ними поговорить по душам. Ругать вас уже вряд ли будут, так как словами ситуацию никак изменить нельзя, да и зачем к ней возвращаться и вновь и вновь обсуждать ее — это бесполезно. Ваши мама и папа всегда могут что-то подсказать и помочь, так как искренне любят вас. Семья на то и создана, чтобы в случае чего быть надежным тылом и опорой. Вместе вы сможете придумать, что вам делать дальше.
4. Подать документы в колледж
После колледжа можно поступать в вуз на то же направление, которое вы изучали ранее. В этом случае сдавать ЕГЭ вам не понадобится, зачисление на 1 курс будет происходить по результатам вступительных испытаний университета. А после того, как вы станете студентом, есть возможность перейти на сокращенное обучение.
При выборе колледжа рекомендуем обращать внимание на отзывы учащихся и выпускников, не стесняйтесь поговорить с ними. В большинстве случаев вам подробно расскажут о достоинствах и недостатках той или иной организации. О жизни в ней можно также узнать на днях открытых дверей или в ее группах в социальных сетях. Не бойтесь задавать вопросы и уточнять необходимую для вас информацию, вроде наличия студенческой газеты или организации практики — это поможет определиться с выбором.
5. Пойти в армию
Если юноше исполнилось 18 лет, а он не является студентом образовательной организации, предоставляющей отсрочку, и у него нет противопоказаний по здоровью или других причин, предоставляющих освобождение от службы, то от армии никуда не уйти. В этой ситуации не стоит заранее настраивать молодого человека на то, что жизнь радикально изменится, а детство осталось далеко позади. Пусть он сам придет к такому выводу после того, как пообщается с теми, кто служит, или уже отслужил. Это поможет призывнику составить собственную картину и морально подготовиться к новым обязанностям.
6. Поехать в другую страну
На Западе многие будущие абитуриенты охотно берут так называемый gap year («год перерыва»), чтобы отдохнуть от учебы и попутешествовать (как правило, они занимаются волонтерством). Считается, что это позволяет узнать больше об окружающем мире, повзрослеть и начать более осознанно относиться к получению образования. В России так поступает лишь очень небольшой процент молодых людей, которые хорошо знают английский язык и склонны к авантюризму. Кроме того, вряд ли родители будут счастливы, если их сын или дочь вдруг захотят поработать официантом в исландском ресторане или собирать хлопок в ЮАР. Но кто сказал, что так нужно делать на протяжении длительного периода времени? Даже одна поездка способна изменить ваше мировоззрение и расширить горизонты восприятия. Хорошо, если финансовая ситуация позволяет вам просто так поехать за границу. Но если у вас такой возможности нет, ничего страшного, ведь сейчас так много вариантов волонтерства или временной работы за рубежом. Не поленитесь только изучить условия предложения, а также особенности конкретной страны — климат, культуру, законодательство.
7. Саморазвиваться
Если вы не поступили в вуз, это еще не означает, что свое вы уже отучились. Жизнь широка и полна возможностей, которые надо только уметь видеть, а ставить перед собой цели, узнавать новое и развиваться — вот что по-настоящему замечательно. Кроме того, это поможет вам расти в профессиональном плане. Читайте книги, на которые не было времени из-за подготовки к ЕГЭ, посещайте лекции и разговорные клубы, пройдите несколько онлайн-курсов (сейчас есть много бесплатных вариантов), знакомьтесь с интересными людьми, которые наверняка с удовольствием поделятся с вами опытом, поменьше грустите и побольше думайте о том, что весь мир открыт перед вами.
8. Работать
Никто не мешает совмещать саморазвитие и наемный труд. Тем более, если у вас будет хороший стаж, вы вырастете в глазах работодателя и без диплома о высшем образовании. Понятно, что новичка возьмут только на позиции, не требующие высокой квалификации, но даже великие люди начинали с азов. Да и любая подобная позиция — шанс получить первый трудовой опыт и стать более независимым от родителей в финансовом плане. Будучи официантом, промоутером или, скажем, специалистом call-центра, вы вряд ли сможете позволить себе купить последнюю модель самого навороченного смартфона, но обзавестись карманными деньгами или накопить на недорогую поездку или курсы вполне реально. А дальше, если вы хорошо себя проявите, не за горами и повышение.
9. Попробовать поступить в следующем году
Нельзя отрицать тот факт, что для некоторых работодателей очень важно, есть ли у вас высшее образование или нет. Да и родители тоже порой бывают крайне настойчивы в том, чтобы их сын или дочь поступил в вуз. Что же делать в такой ситуации? Подумайте о том, кем бы вы хотели работать и что для этого нужно. Почитайте биографии людей, ставших успешными в этой отрасли, задайте вопросы состоявшимся специалистам на форумах или в соцсетях. Есть ли у них высшее образование? Если да, то какое? Если вы понимаете, что без университета никак не обойтись, начинайте заранее готовиться к ЕГЭ и не паникуйте. Возможно вы не поверите, но проходить вступительные испытания во второй раз гораздо проще и не так волнительно, как сразу же после 11 класса. У вас уже есть опыт неудачи, который подсказывает вам, что жизнь не так сильно зависит от результатов экзаменов, и всегда есть альтернативы. Главное — никогда не отчаиваться и не опускать руки.
Что делать, если не поступил в ВУЗ или колледж
Такой вопрос часто задают родителям девяти- одиннадцатиклассники. «Ничего не бойся», — дипломатично уходят от ответа папа и мама, в душе надеясь, что с их ребенком подобного не случиться. И зря. Экзамены, как лотерея, могут оказаться выигрышными или провальными. Но это не финал истории. Поэтому, чем тратить время на залечивание душевных синяков, лучше заранее выработать стратегию дальнейшего движения вперед. «После плохой жатвы только один выход — снова сеять», — говорил Сенека. А многие успешные люди подтвердят: чтобы попасть на правильную дорогу, иногда требуется сделать шаг назад. И в этом нет ничего страшного…
Образование вчера и сегодня
В советские годы одним из признаков социальной успешности считалось наличие высшего образования. Светлый ум, золотые руки и выдающийся талант не могли компенсировать отсутствие заветного диплома. Примерно тогда появилась поговорка «Знание — сила, незнание — рабочая сила». Даже если корочки покупались в подземном переходе, ты — молодец, а твой одноклассник без документа о “вышке” — продавец.
В лихие перестроечные, когда деньги появлялись из ниоткуда и уходили в никуда, заговорили о бесполезности получения знаний.
«Толян церковно-приходскую школу окончил, а без пяти минут Трамп», — типичные для тех лет рассуждения. Слова «умный» и «богатый» считались взаимоисключающими друг друга.
В постперестроечные времена стало престижным иметь несколько образований и степень МВА до кучи. Глядя на таких умников, хотелось сказать: «Может, уже пойдешь, поработаешь?» Но при устройстве на службу волшебные корки и загадочные аббревиатуры действовали на кадровиков как валерьянка на котов и гарантировали защиту от безработицы.
Потом страсти поутихли. Эксперты рынка труда объявили: экономистов и маркетологов в стране перебор, а слесарей с токарями — недобор. Последним заметно повысили зарплату. И выпускники школ потянулись в училища и техникумы. Появились колледжи — учебные заведения, которые работают по углубленным образовательным программам и помогают подготовиться к поступлению в институт или университет.
В 80-е годы в «шараги» и «путяги» (так в народе презрительно именовали средние профессиональные учебные заведения) учителя настоятельно рекомендовали поступать аутсайдерам школьного образовательного процесса. То есть троечникам и двоечникам. Всем было известно, что ПТУ расшифровывается не иначе как «помоги тупому устроиться».
Но сегодня отношение к училищам изменилось. Они считаются достойной начальной ступенькой для получения профессии. Многие справедливо рассматривают эти учебные заведения как возможность приобрести высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие специальности, на которые сегодня огромный спрос.
В 2017 году были опубликованные результаты проекта, в котором приняли участие около четырех тысяч учеников 9-х классов. Социологи наблюдали за тем, где молодые люди получают образование и каким карьерным устремлениям отдают предпочтение.
По результатам исследования около 40% выпускников-девятиклассников продолжили обучение в техникумах, училищах и колледжах. Около 80% тех школьников, которые затем окончили 11-й класс, поступили в вузы. Учиться в средних специальных учебных заведениях чаще стремились юноши, а в институтах и университетах — девушки.
Отношение общества к образованию за последние годы изменилось. Его необходимость и пользу по-прежнему никто не оспаривает. Однако диплом вуза теперь не является безусловным преимуществом перед дипломом техникума. Рынок труда диктует свои условия, благодаря которым выпускники университетов и профтехучилищ имеют равные шансы на профессиональный и карьерный рост.
Сегодня выпускники школ не ограничены в выборе получения образования. Современные молодые люди имеют широкие возможности для обучения в образовательных учреждениях разного уровня. Главное — сделать правильный выбор и приложить некоторые усилия для реализации своих планов.
Как выбирать учебное заведение, чтобы иметь больше шансов для поступления
Неудовлетворительные попытки покорить колледж или институт нередко являются результатом недостаточной подготовки к этому важному мероприятию. И дело не только в знаниях экзаменационных предметов, но и в правильности подхода к выбору специальности и месту ее получения. В этой связи позволим себе некоторые рекомендации.
Как быть школьнику, который никуда не поступил после 9 класса
Среднее образование в России является обязательным. Это определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако это не означает, что выпускник может быть принят по своему желанию в любое учебное заведение. Большинство из них осуществляет прием студентов на конкурсной основе и за бюджетное место абитуриенту, возможно, придется побороться.
Какие существуют варианты получения среднего образования и что делать если не поступил(а) в колледж и техникум:
Что делать, если не поступил ВУЗ
Когда видишь, как плачет девушка, провалившая экзамены в университет или каким убитым выглядит парень, не обнаруживший себя в списке зачисленных в институт, хочется сказать: «Пусть это будет самое большое горе в твоей жизни».
Утешения в такие моменты имеют низкий коэффициент полезности. Ведь переживания молодых людей нетрудно понять — еще вчера планы казались реальными, мечты «сбыточными», а перспективы радужными. И лишь один недостающий балл перечеркнул все. Мир рухнул, небо опустилось на землю, мгла поглотила солнце.
Как бы сейчас рассмеялся Джон Рокфеллер, который за плечами имел среднюю школу и ускоренные бухгалтерские курсы, однако сумел стать одним из самых богатых людей в мире! Кстати, «отец» автомобилестроения Генри Форд тоже не получил инженерного образования, а основные знания приобрел, работая механиком в автомастерской.
Если этот факт сможет утешить, в среднем 35% студентов, особенно технических вузов, после первых курсов понимает, что ошиблись в выборе специальности и уходят из институтов и университетов. Поэтому пауза перед следующей попыткой поступления может оказаться полезной.
Но вернемся к нашему незадачливому абитуриенту. Как ему помочь? Главная задача близких в такой период — постараться перевести его эмоции из фазы «пожалейте меня несчастного» в стадию «рано или поздно я добьюсь своего».
Часто стремление доказать состоятельность, несмотря на случившуюся неудачу, творит чудеса. Упрямство в мирных целях, упорство для достижения результата и здоровые амбиции помогут молодому человеку занять активную позицию и начать двигаться вперед.
Если выпускник школы не прошел по конкурсу в выбранный вуз, он может:
Чем можно заняться в освободившийся год
Резюме
Очень часто наша жизнь состоит из разрушенных планов, разбитых иллюзий, неудавшихся проб и совершенных ошибок. И только оказавшись на вершине успеха, мы понимаем, что поднялись по этой лестнице, благодаря и вопреки неудачам.
Есть ли жизнь после провала экзаменов? Есть! Но ее нужно наполнить таким содержанием, чтобы она не напоминала сказку о потерянном времени. Только приобретения — свежие знания, новый опыт, уверенность в своих силах, убежденность в собственном интеллектуальном преимуществе. Каждый ли выпускник-медалист владеет таким багажом? Нет. А у абитуриентов-«неудачников» он есть. И в этом их безусловный «плюс».
Можно ли никуда не поступать: правила получения образования
Какое образование считается обязательным?
В соответствии с п. 5 ст.66 ФЗ «Об образовании в РФ» в нашей стране установлены следующие уровни обязательного образования:
Однако по последнему пункту в той же статье есть оговорка: «требование обязательности среднего образования сохраняет силу до достижения обучающимся возраста восемнадцати лет». Освоить этот уровень можно в общеобразовательной организации (школе) или в учреждении среднего профобразования.
Никуда не поступать: преимущества и недостатки
Что делать если никуда не поступил после 9 класса?
Согласно законодательству среднее образование в России обязательно. Но как быть, если подросток, после вручения аттестата, ушел из школы и не смог поступить в колледж? Имеются следующие варианты:
Отдельная ситуация, когда завалил ОГЭ и не получил аттестат об окончании 9-летки. В этом случае можно пересдать экзамен в резервные даты и дополнительные сроки. В случае неудачи — придется остаться на второй год в 9 классе.
Как найти колледж?
Найти колледж помогают соответствующие интернет-порталы. При выборе заведения важны следующие критерии:
Подготовка к поступлению
Заведения среднего профобразования принимают абитуриентов после 9 и 11 классов на основании среднего балла аттестата. Предоставлять результаты ОГЭ или ЕГЭ не требуется. Чем лучше оценки в аттестате — тем больше шансов поступить. Поэтому лучшая подготовка — это «подтягивание» отстающих предметов и попытка улучшить итоговые оценки.
Ряд специальностей предполагают дополнительные вступительные испытания. Экзамены требуются для освоения творческих профессий и представляют собой проверку профессиональных качеств абитуриентов.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Что делать если не поступила в колледж после 9 класса?
а дальше уже на усмотрение.
Подайте документы в другой колледж, ПТУ, туда оценки не нужны.
на удаленку можно. И подрабатывать
Очередной «подросток» с аккаунта зарегистрированного пару часов назад.
Смотреть в каких колледжах/техникумах продлен набор. И поступать. Скорее всего на профессию.(НПО) То, что раньше называлось ПТУ
Всё, тюрма по тебе плачет
В 10 класс не вариант что ли?)
Креативно
Сам пришел.
Я классный руководитель в профтехучилище.
Мальчик, уже два с половиной месяца, как первый курс и мой подопечный, 17 лет, пришел ко мне со словами: «Я употребляю наркотики и хочу отказаться от этого, но мне очень трудно, помогите».
Его руки тряслись и он старался не смотреть на меня. Мне показалось, что ему очень стыдно и страшно.
С его слов: где-то с 14-15 лет употребляет регулярно. Точнее время не помнит. Употребляет разное. Как «повезёт».
Сейчас месяц (впервые за все это время!) не употреблял. Сказал, проверял так свою силу воли. До этого пытался, но максимум неделю мог выдержать ломку, а тут учеба началась, мотивация откуда-то пришла, интерес к профессии. В общем, как-то вот так вот.
Я теперь прям кулачки за него держу.
Завтра в молодежную полицию с ним пойдем психолога выбивать.
Буду рада любым советам. Я всего третий учебный год работаю, и раньше не имела опыта с такими делами. Только разочек выселяла из общаги спиногрыза, который курил прямо в комнате. Чем можно было бы помочь молодому человеку?
Ставлю «Без рейтинга», помогите вынести в топ. Ситуация очень страшная, а парню помочь хочется, все таки сам пришел.
«Все дороги открыты — выбирай!». СССР, 1963
Художник В. Рыбаков (студент института им. В. Сурикова).
Малолетних вандалов заставили отмывать Курган Бессмертия
Двум малолетним правонарушительницам, осквернившим Курган Бессмертия в Реадовском парке в Смоленске, пришлось исправлять свои ошибки.
Читатель Readovka.ru сегодня стал свидетелем красноречивой сцены — девочки-подростки в компании родительницы отмывали памятник в присутствии наряда ППС.
Как удалось узнать у пресс-службы регионального УМВД, две 16-летние смолянки действительно сами же и оставили на Кургане «памятные надписи» ещё 4 апреля.
«С подростками проведена профилактическая беседа. Их отправили стирать надпись вместе с родителями», — пояснили в ведомстве.
Кроме того, инспектор ПДН отдельно поговорил и со старшим поколением,ответственным за поведение чад, с просьбой уделять воспитательным мерам побольше внимания. Что до наряда ППС — это полицейские,которые находились на дежурстве в парке, под их невольным присмотром юные хулиганки и отбывали наказание. Насколько поможет подобная трудотерапия и «скандальная слава» в СМИ, покажет время.
Вопрос к бывалым поварам
Записки на школьной парте. Часть 8.
Чуть прихрамывая, она вернулась на своё место и села. Раскрыв учебник на первой попавшейся странице, Кучерина сделала вид, что повторяет домашнее задание. На самом деле ей хотелось подумать.
Ольга прекрасно понимала, что не нравится Сашке Ляхину. Дело вовсе не в том, что он встал на защиту этой дуры Ленки Соленко — в конце концов, новенького никто не предупреждал, что Ботаника принято дразнить, и он мог просто сглупить. И та самая «борзота», в которой Саня обвинял Колю Зайцева, здесь была тоже не при чём. Ляхин просто завидовал новичку.
Нет, Ляхин не ненавидел их. Периодически его замечали в компании девочек из ПТУ : рослый, широкоплечий, Сашка выглядел старше своих пятнадцати лет. Но к каждой из случайных подруг он относился с грубым цинизмом, который даже не пытался скрывать. Парень просто не считал девушек людьми. И это знали все.
Мало-помалу класс заполнялся людьми. Еще сонные одноклассники появлялись в дверях, рассаживались по местам. Урок русского языка, который должна была вести престарелая учительница Антонина Александровна, никогда не начинался вовремя — у 90-летней старушки, которая чудом до сих пор оставалась в здравом уме, три года назад почти полностью отказали ноги. Она могла ходить, но передвигалась очень медленно и только опираясь на кого-нибудь из коллег, кого встречала по пути в школу. Кто догадался ставить её уроки с самого утра — неизвестно, но о том, что раньше, чем через 15 минут после звонка Антонина Александровна не появится в классе, было известно всем. А это означало, что сегодня у восьмого «А» должно быть очень весёлое утро. Школьники ждали двоих — Лену Соленко и Колю Зайцева. А тех всё не было. Вот уже и до звонка остались считанные минуты, почти весь класс был в сборе. Даже вечная соня Митрофанова, которая никогда не заходила в кабинет раньше учителя, сегодня явилась непривычно рано.
Рыжеволосая Настя с грохотом опустила сумку на пол и плюхнулась за соседнюю с Ольгой Кучериной парту.
— А этот где, который новенький. Костя или как там его?
Сидевшие рядом девочки захихикали. Денис и Сашка расхохотались грубым басом. Митрофанова улыбнулась. Одна Оля Кучерина оставалась серьёзной. Она не отрывала взгляд от двери.
Действительно, где же эта парочка.
— Стой, стой, я бою-у-усь!
Лена слетела с высокой ледяной горки и врезалась в огромный сугроб, едва успев зажмуриться. Рядом с ней, уже вскочив на ноги, Коля отряхивался от снега, запорошившего ему лицо и воротник зимней куртки. Наклонившись, протянул ей руку, помог встать и смахнул снежинки с шапки.
— Не то слово! Но жутко, жутко страшно! Давай больше не будем?
— Уговорила. Ну что, пойдём в школу? А то и вправду опоздаем.
Девочка молча кивнула. Зайцев улыбнулся ей, стряхнул ещё пару невидимых Лене снежинок с плеча, и ребята направились к выходу с детской площадки.
Они встретились сегодня утром у ворот. Лена, остановившись возле забора, набиралась решимости сделать ещё несколько десятков шагов, чтобы переступить порог школы. Переминаясь с ноги на ногу, она уже всерьёз раздумывала повернуть обратно и отправиться домой — остатки утренней смелости куда-то испарились. И тут она увидела Колю.
Ярко-красная тёплая куртка с меховым воротником, жёлтый рюкзак, синяя шапка. Он приближался, скользя летящей походкой по заваленному снегом тротуару и, казалось, шёл прямо к ней.
Хотя… нет, не показалось. Он улыбался и махал рукой.
Повисла неловкая пауза. Чтобы как-то сгладить её, Лена решилась упомянуть о ребятах.
— А как же остальные? Ведь в нашем классе мальчишки такого не прощают. А ты, тем более, новенький. У тебя будут проблемы, а я не хочу, чтобы из-за меня ты с ними разбирался. Не надо…
Девочка смутилась и вновь опустила глаза, уставившись на носки своих сапог.
Так они и очутились на этой горке. Катались на его рюкзаке. Сначала девочка боялась. Потом стеснялась. После восьмой попытки с оглушительным визгом она уже слетала с ледяного наката прямо в снег под подбадривающее улюлюканье Коли. После пятнадцатой Лена поняла, что замёрзла и урок, кажется, давно начался.
В класс они, смеющиеся, раскрасневшиеся ещё больше на морозе, с мокрыми рюкзаками и обувью в снегу ввалились за полминуты до прихода Антонины Александровны — обогнали её на лестнице, даже не заметив. Коля в лицах рассказывал какую-то забавную историю, а Лена слушала его, широко улыбаясь, и в эти минуты ей было совершенно всё равно, как их встретит восьмой «А».
Переговариваясь, они прошли к своей парте. Не сговариваясь, одновременно сели, достали учебники и тетради. Посмотрели друг на друга и снова засмеялись…
— Поговорить надо. После урока. На улице, за углом.
Что-то легонько ткнуло её в локоть. Лена скосила глаза, но ничего не увидела. И, вдруг поняв знак, повернула голову в сторону Зайцева.
— Пласт за восемь лет, я боюсь, за неделю вы не осилите.
Класс взорвался от хохота, а раздосадованная Ира состроила гримасу Олегу Мешику и уткнулась в учебник. Сложные взаимоотношения Марковой с правописанием были старой шуткой в восьмом «А». Антонина Александровна же, будучи педагогом старой школы, не упускала случая напомнить подросткам о том, что их нелюбовь к чтению убивает знание её предмета на корню, и всякий раз её замечания были по-новому ироничны, а местами — откровенно язвительными. За это, наверное, её так любили старшеклассники. И, быть может, именно поэтому учительницу до сих пор не уволили.
— Тише, тише! Посмеялись — и хватит, а то на проверке плакать будем дружно. Вы — из-за двоек, я — из-за вас. Включаемся в работу, проверяем знания. Что там у нас по плану? Многокоренные слова?