Чем заняться на продленке с 1 классом

Интеллектуально-развивающие игры в группе продленного дня

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.

Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

После 40 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаю воспитателем группы продленного дня.

Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщена разными воспитательными занятиями.

Правильно организованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.

Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.

Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.

Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…

2. “Зашифрованное слово”

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.

6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.

Алфавитаккуратный
Огоньалый
Шалунскакать
Чистыйазбука
Конницапламя
Прыгатьозорник
Бросатькавалерия
Красныйкидать

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.

Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.

Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.

Источник

Группа продлённого дня: помощь родителям или тяжкий крест для детей?

Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

Чем заняться на продленке с 1 классом. Смотреть фото Чем заняться на продленке с 1 классом. Смотреть картинку Чем заняться на продленке с 1 классом. Картинка про Чем заняться на продленке с 1 классом. Фото Чем заняться на продленке с 1 классом

Современная «продлёнка»

Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.

Отличие первое. «Продлёнка» стала платной

Первое и довольно ощутимое нововведение – во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.

В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.

К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих – льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.

Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.

Отличие второе. График работы

Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 – 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 – 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.

Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»

Воспитатели групп продлённого дня сейчас – это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.

Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).

Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.

Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.

«Минусы» продлёнки

Конечно, группа продлённого дня – это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа – не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.

Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги – в мешки для сменки.

У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят – шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.

Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.

Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.

Чем заняться на продленке с 1 классом. Смотреть фото Чем заняться на продленке с 1 классом. Смотреть картинку Чем заняться на продленке с 1 классом. Картинка про Чем заняться на продленке с 1 классом. Фото Чем заняться на продленке с 1 классом

Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным

К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:

Источник

Методы и приёмы работы с детьми в ГПД (1 класс)

Уроки в начальной школе заканчиваются достаточно рано, и такие проблемы, как забрать ребенка, отвести домой и помочь выполнить домашнее задание, становятся порой неразрешимой задачей для родителей. Возникает потребность в школе полного дня.

Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Поэтому стараюсь изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Расскажу о том, как организую работу в группе 1 класса по режимным моментам.

Детского коллектива в начале учебного года в классе ещё нет, и отношения между детьми носят поверхностный характер. Поэтому я ищу объединяющие детей, доступные им виды совместной деятельности.

ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем.

Координирую процесс общения между детьми, учу их корректно общаться в любой ситуации, объясняю и рассказываю о том, какие формы общения существуют. Также в какой-то мере реализую потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.

Для изучения коммуникативных умений первоклассников применяю следующую методику.

Использую силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

1. Двум детям даю по одному изображению рукавички и прошу украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

2. Детям предлагаю сделать то же, но даю один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Анализирую, как протекало взаимодействие детей:

1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

2) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

3) как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

4) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).

В работе группы часто использую ролики с детского канала Бибигон «Уроки хороших манер».

В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность наших учеников.

Ежедневно назначаю дежурных по классу. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки.

Нередко сама становлюсь в позицию дежурного по группе, привлекая к себе в помощь поочерёдно всех воспитанников, чтобы постепенно обучить их самым элементарным способам делового сотрудничества.

Дети учатся вместе выполнять все необходимые обязанности, поручения воспитателя. Выполнять и понимать, зачем они всё это делают.

Даю детям исключительно временные поручения (всего на один день). Участие в дежурстве дети стали воспринимать как высшую меру поощрения и доверия со стороны педагога, и сам факт начала дежурства стал для них значимым.

В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.

На протяжении ряда лет я провожу экскурсии и большие прогулки.

— природоведческие прогулка в школьный сад, экскурсии в парк («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);

— обществоведческие экскурсии в организации района ( «Село, в котором я живу»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

Второе полугодие первого класса, это время, когда мы начинаем приучать детей самостоятельно выполнять учебные задания. Подготовка домашнее задания – это особая деятельность учащихся во внеурочное время. Школьник продолжает то, что он делал с другими учениками в классе, и в то же время приобретает знания и навыки, которые нужны для дальнейшего обучения под руководством учителя. Без этого знания, учебный процесс не может продолжаться. Домашнее задание – это не только важная форма обучения, она является его органической неотъемлемой частью и представляет собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. В это время подготавливаю доску: расписываю домашнее задания, вешаю «Экран соревнования» в виде «самолётиков» и смайлики воспитанников группы для размещения по итогам самоподготовки на этих «самолётиках».

Дети довольно быстро включаются в работу, так как знают, что рациональное использование времени, отведённого на самоподготовку, позволит выполнить все задания в срок. Развитию особой заинтересованности у детей способствует использование мною элемента соревнования при проведении самоподготовки, особенно в её заключительной части.

Необходимо максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением элемента соревнования: «Кто сегодня первым «полетит» на самолёте красного, «золотого» цвета?». На доске уже висят смайлики. Ребята знают, что правильно выполненное домашнее задание позволит им «полетать» на самолётиках «красного» или «золотого» цвета. Для этого им нужно поместить в кармашек самолётика свой смайлик.

Использование элемента соревнования помогает детям активней включиться в деятельность. При этом дети не просто выполняют учебное задание, а стараются сделать его аккуратно, без ошибок и исправлений.

Следующий этап самоподготовки – подготовка к самостоятельной работе

Вместе с детьми читаем содержание заданий, выбираем более рациональную последовательность их выполнения, обращаемся к памяткам (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку” и др.).

Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, т.к. дети только приучаются работать самостоятельно.

Самостоятельная работа – самый трудный для детей этап самоподготовки, во время которого ребята самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. Во время самостоятельной работы стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя.

Более слабых учеников, которые ещё не умеют работать самостоятельно, контролирую больше. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь. Предлагаю повторить правило, прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию, просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей. Чаще всего использую музыкальные танцевальные минутки. Сигналом к выполнению физкультминутки служит рисунок с изображенными танцующими человечками или моё словесное приглашение.

Следующий этап самоподготовки – проверка работы.

Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь его сам и только после этого сдай тетрадь воспитателю.

Отмечаю внимательность, старательность, самостоятельность детей. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Кроме того, дети сами оценивают результаты своей работы.

Здесь использую приём «Полёт на самолёте».

Выполнив домашнее задание, ребёнок помещает свой смайлик на самолётик нужного цвета. Цвет самолёта зависит от качества выполненной работы.

Моя задача – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной работы детей в дальнейшем.

У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. Предлагаю им выбрать занятие по своему вкусу: рисование, настольные игры.

Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является подведение итогов. Анализируя «полёт» детей на «самолётиках», проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.

Чтение художественной литературы. Ежедневно читаю детям книги. Выбираю их в соответствии возрасту и интересам воспитанников. Приучаю детей читать самостоятельно.

Чтение – бесспорно, одно из самых важных умений, которое способствует разностороннему развитию ребенка. Однако далеко не все дети охотно берут книгу в руки. Чтобы приохотить детей к чтению, провожу акцию «Книжный червь» (1й класс, 2е полугодие, командное чтение). Весь класс делится на команды синего, желтого, зеленого, красного червячка по жребию. На стенах крепятся головы разноцветных червячков. Каждый ребенок за 10 мин. чтения получает кружок определенного цвета, подписывает его своим именем и прикрепляет к голове своего червячка. По мере того как дети читают книги, червячки растут. Акция проходит в виде соревнования между командами. Его ходом увлеклись не только дети, но и их родители: они подсчитывают кружочки своих детей, их команды, команд соперников, «болеют» и побуждают больше читать. Результаты акции будут подведены в конце полугодия.

Ежедневно провожу клубные часы. Содержание их продумываю так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планирую самые разные.

Применяю следующие формы работы с группой:

беседы, наблюдения, чтение и обсуждение, конкурсы, тематические викторины, оформление выставок, встречи с интересными людьми, мастерские, КТД, игры и т.д.

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей.

Мои воспитанники с большим желанием готовятся к праздникам: придумывают костюмы, танцуют, поют, читают стихи, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния также необходима. Она даёт воспитателю возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы.

Использую приём « Солнышко и тучка». В кармашках на доске тучки и солнышки. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

Так организую работу с детьми. Стараюсь сделать каждый день интересным и запоминающимся.

Труд воспитателя группы продленного дня порой незаметен для окружающих, не столь престижен, как, труд учителя. Но каждый из педагогов, работающий в группе продленного дня знает, что ежедневно вкладывает душу в детей, дарит им свое тепло и внимание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *