Чем заняться на стриме
Стримеры советуют, как завоевать расположение зрителей
Рассказывают режиссёр трансляций DTF Маша Agronom, Александр VooDooSh и Юлия koshkamoroshka.
Материал подготовлен при поддержке стриминговой платформы WASD.TV
Мы спросили у стримеров, почему люди смотрят их. У них разный контент — на DTF проходят разговорные и игровые шоу, Юлия koshkamoroshka поёт, Александр VooDooSh помогает людям уснуть. И разный онлайн — от пары сотен до нескольких тысяч.
Помимо героев статьи, мы также пообщались ещё с несколькими блогерами. И все сошлись на одном, самом важном совете.
Нужно быть искренним.
Александр VooDooSh стримит около двух лет, а средний онлайн на его трансляциях — три-четыре тысячи человек. Примерно треть из них — постоянные зрители.
Я бы не сказал, что у меня есть лайфхаки. Не существует свода правил, следуя которым обязательно достигнешь успеха и соберёшь большую аудиторию.
Его ниша — ночные релакс-стримы. На них много разговоров, неторопливые игры и расслабляющая музыка.
Есть определённый тип людей, которым нравится засыпать, когда на фоне кто-то разговаривает, и они включают трансляции. Обычно я в эфире с десяти вечера до семи утра. И бывает, что люди засыпают и просыпаются под меня.
А с теми, кто не спит, он общается о самых разных вещах: семейные вопросы, спорт, политика, искусство. Также всплывают и личные темы.
Зрители спрашивают, как познакомиться с девушкой, как уйти с работы, которая не нравится, где найти мотивацию. Особенно актуально последнее: как бросить курить, начать заниматься спортом. Некоторым людям нужен толчок, чтобы ему сказали: «Дружище, давай бросай. Будем вместе следить за твоими результатами». А через время он тебе пишет: «Сань, два месяца не курю, большое тебе спасибо».
На вопрос, почему люди доверяют ему, он отвечает просто.
Зрители видят, когда ведущий лукавит или не искренен. Как правило, люди приходят смотреть стримы из-за одиночества, они хотят внимания и общения. Нужно давать им это: больше разговаривать, интересоваться их мнением, благодарить.
Эта тактика помогла Маше Agronom, режиссёру трансляций DTF. Ей передали управление каналом под конец 2019 года, когда команду покинули несколько постоянных ведущих. Поначалу к ней, как к новичку, люди относились с недоверием.
Я прямо сказала зрителям: «Да, я тоже вас не знаю. Мне страшно, и, возможно, я вам не понравлюсь, но вам деваться некуда, равно как и мне. Поехали».
Но общение не обязано ограничиваться эфиром. Например, у VooDooSh оно продолжается в Discord и в группе во «ВКонтакте». Там он делает анонсы, интересуется у аудитории, что им понравилось, что нет, что они хотели бы видеть, и отвечает на вопросы. А также общается с некоторыми в личных сообщениях.
Слушаю предложения, получаю фидбек. А ещё люди всегда волнуются, когда нет стримов, и поддерживают во время болезней и сложных ситуаций.
Плюс люди общаются между собой. В Discord Александра есть каналы по играм, где можно поделиться с другими интересной находкой или спросить совет. Это делает сообщество активнее и сплочённее.
Юлия koshkamoroshka пошла дальше — она живёт далеко от Москвы, и когда приезжает в столицу, устраивает встречи для фанатов.
В январе мы организовали целый квартирник, на который пришло около 20 человек. На этапе подготовки все активно предлагали помощь. У меня крепкое сообщество, и я считаю это важным. Мои зрители не просто смотрят на мою деятельность — они участвуют в ней, помогают развиваться.
Юлия с детства занимается музыкой, и поэтому канал у неё музыкальный — она поёт песни, подбирает мелодии на разных инструментах и сочиняет что-то новое.
Её стримерский путь начался в 2016 году на другом канале в составе нескольких девушек, но по определённым причинам проект не удался.
К тому моменту у меня уже были зрители, которые меня ждали и говорили: «Тебе не надо заканчивать стримить, ты можешь сделать свой канал».
Она так и поступила. Тогда средний онлайн на её эфирах был всего десять человек, а сейчас вырос до 450. Из них примерно 70 — ядро аудитории.
У меня очень чуткие, заботливые и внимательные зрители. Например, ребята помогли мне найти хорошую аппаратуру для стриминга и проконсультировали по техническим вопросам.
Юлия участвовала во второй Лиге стримеров на WASD.TV и заняла четвёртое место во втором дивизионе, за что получила денежный приз. В этом ей помогли фанаты — они старались держать стабильный онлайн на стримах и призывали других людей помочь ей. За это koshakomorshka начисляли баллы, необходимые для победы.
Нарастить аудиторию отчасти помог интерактив со зрителями — он есть на каждом эфире. Юлия исполняет песни на заказ и иногда сочиняет что-то вместе со зрителями.
Однажды мы писали шуточную песню: люди предлагали в чате свои варианты, а я вытаскивала из них по строчке. В итоге получилось смешно, и аудитории понравилось.
Каждый человек хочет быть услышанным. Люди приходят на стрим за общением. Внимание, которое ты уделяешь конкретному зрителю, привлекает. Также подкупает искренность. Всё это точно «зацепит» человека куда больше, чем какой-то чувак, который на стриме занимается чем-то своим и не смотрит в чат.
DTF тоже старается проводить больше интерактивов. Каждый день на канале проходит по два-три стрима: «Утреннее шоу», где ведущие обсуждают со зрителями новости, игровые эфиры, много разговорных шоу и немало экспериментов.
На 23 февраля две художницы в прямом эфире рисовали зрителей. Они сделали поле боя, куда добавляли людей в смешных образах.
А ещё недавно мы ввели розыгрыш лутбоксов между платными подписчиками. Раз в месяц один из них получает коробочку с мерчем DTF, сладостями, брелоками, артбуками, статуэтками и прочим. Это один из способов поблагодарить зрителей за лояльность.
Осенью DTF устраивал кулинарный стрим, где зрители сами выбирали, что готовить, из каких ингредиентов и каким образом. Так, у ведущих получились роллы из бекона с жареным лимоном и активированным углём. А в шаурму пришлось добавить плавленных мармеладных мишек и варёную печень.
В конце эфира эти блюда пробовали приглашённые блогеры. Они должны были угадать, что это и из чего приготовлено.
Как привлечь и удержать зрителей на стриме, трансляции
Стать популярным и топовым стримером – мечта многих. Однако удается это далеко не каждому. Чтобы добиться цели, не следует уповать только на волю случая и благосклонность фортуны. Высокие рейтинги стримера – результат личностных усилий и постоянного совершенствования. Хороший стример – тот, кто сумел не только заинтересовать зрителя, но и удержать его. Если на канал подписываются, трансляций с нетерпением ждут, их обсуждают, а рекламодатели охотно размещают рекламу, значит, маршрут верный. Но как этого добиться, и с чего следует начать?
Проверенные советы: как набрать просмотры
Первый этап – выбор направления и формата. А именно – что транслировать. Единственное правильное решение – рассказывать и показывать то, что представляет живой интерес для самого стримера. Только собственной увлеченностью и внутренним азартом можно «заразить» зрителя, и впоследствии придти к высоким результатам. Главное условие – прекрасно разбираться в том, что будет транслироваться на канале.
Ошибка многих начинающих стримеров заключается в том, что они начинают свою онлайн-деятельность с сверхпопулярных игр. Их выбор очевиден: топовые игры интересны огромному числу людей. Но обратная сторона медали – то, что стримят их также многие. На старте попасть в верхние позиции на Twich практически невозможно. Поэтому самые кассовые игры лучше в начале пути не рассматривать, конкуренция очень большая.
Оптимальный вариант – найти игру, которая уже не столь популярна на ведущих каналах, но зрителям она по-прежнему интересна, что позволит совершить маленький прорыв. Лучше сделать это недели через две после выхода новой игры, когда все топовые стримеры уже ее прошли. Она потеряла главные позиции, но остается востребованной зрителем. Тогда и наступает «золотое» время стрима для стартаперов.
Еще один вариант привлечь посетителей на канал – протестировать абсолютно новую игру. Для этого следует записаться на бета-тест и получить от издателя ключ раннего доступа. Если игра будет интересна большому числу людей, можно добиться интенсивного внимания со стороны зрителей в условиях минимальной конкуренции. Однако следует внимательно ознакомиться с лицензионным соглашением, чтобы не получить бан канала в случае, если издатель запретил предварительную трансляцию игры.
Вне зависимости от выбора стратегии, главное условие успеха – получать удовольствие от игры, тогда его смогут испытать зрители. Как итог – отличный стрим и увеличение числа подписчиков.
Не каждый подписчик становится верным зрителем
Зависимость количества подписчиков канала от числа реальных зрителей трансляции – величина непостоянная и неоднозначная. Гораздо важнее в стриме – второй показатель, число людей, которые «здесь» и «сейчас» наблюдают за происходящим на экране. Подписчиков канала может быть 1 000 человек, а зрителей – 30. При этом разрыв между числом зрителей и подписчиков будет постоянно расти. Если вначале из 100 подписчиков – 25 становились зрителями, то, добившись аудитории в 100 000 человек – смотреть стрим, в лучшем случае, будут две или три тысячи человек.
Количество онлайн-зрителей на стриме зависит от нескольких факторов:
Падение зрительского интереса может быть вызвано сменой стратегии. Если на протяжении нескольких месяцев стримилась одна игра, а потом резко был осуществлен переход на другую, то будет наблюдаться отток посетителей. Ведь изначально подписывались на канал люди, которым была интересна та игра.
Способы накрутки: «за» и «против»
Нечестные способы поднятия рейтинга известны всем – это привлечение ботов. Однако такое увеличение числа подписчиков чревато самыми негативными, и даже губительными для канала, последствиями.
Во-первых, это потеря репутации и уважения. Если на канале нет живых зрителей, «мертвый чат» и отсутствие активности – желание на него подписываться отпадает. Становится очевидным, что львиную долю подписчиков составляет армия ботов, а канал сам по себе не представляет никакого интереса.
Во-вторых, существует опасность полной потери канала. Крупные онлайн-сервисы, такие как Twich, ведут активную борьбу с искусственно «накрученными» каналами. Объясним почему. Их наличие отталкивает от ресурса рекламодателей, т.е. живые деньги. Если человек вкладывается в рекламу, он хочет получить «выхлоп». Если же площадка этого не дает, рекламодатель уходит с портала, либо вкладывает в него меньшие деньги. Поэтому большим заблуждением полагать, что «накрутка» ни на что не влияет. Можно набрать аудиторию, и в один «прекрасный день» потерять все в одночасье.
Время стрима
Если стримить эпизодически и хаотически, в любое время, когда нашло вдохновение, стало скучно или по другим личным причинам, привлечь зрителя не удастся. Далеко не все получают уведомления на почту о начале стримов, не все ее проверяют, не у всех стоит нужное разрешение, поэтому полагаться на такое оповещение нельзя.
У каждого стримера должно быть строгое расписание, которого он должен придерживаться в своей работе. Зритель должен знать, когда ему приходить на стримы. «Вывесить» расписание можно в описании канала, в группе ВКонтакте или в статусе профиля. О графике выхода нового стрима можно напомнить и во время трансляции.
Как правильно стримить
Если запуск стрима происходит ради самого запуска и игры без слов, этот путь обречен на провал. Некоторые молчуны настолько привыкают к отсутствию зрителей, что даже не заглядывают в чат. Это в корне неверно. Хороший стрим – прежде всего, общение, взаимодействие с аудиторией в прямом эфире.
Однако возникает вопрос, как общаться с аудиторией, если ее нет? Парадоксальная ситуация. Но не стоит отчаиваться. Надо комментировать все, что происходит на экране, и стараться делать это интересно. Чтобы разбавить изолированность, лучше пригласить друзей, чтобы они посидели на стриме и пописали в чат.
Если комментирование будет увлекательным, рано или поздно люди обратят внимание на канал. Главное, чтобы удалось зацепить случайного посетителя, чтобы он захотел общаться. Поэтому молчать категорически запрещено. Зрителю должен быть интересен стример, его канал, и потом уже игра.
Главная отличительная черта – уникальная манера комментирования. Чем интенсивнее общение, тем быстрее набирается опыт, и приходит популярность.
Стоит ли заказывать рекламу для продвижения канала?
Привлечение внимания к каналу посредством «говорящей рекламы» или ссылки – принесет результат и приток аудитории в том случае если вы хорошо разбираетесь в рекламе. Эффективными способами являются партнерские союзы и взаимодействие с сайтами посвящённые данной тематики. Для партнерского союза необходимо найти стримера с похожим контентом, форматом, и количеством (!) подписок. И провести совместный стрим либо воспользоваться функцией «хост» и показать на своем канале чужой стрим.
При этом не стоит опасаться, что зрители убегут на другой канал. Если помогать людям, они ответят взаимностью. Взаимодействовать с сайтами, посвящёнными стримерам стоит в том случае если он достаточно популярен среди пользователей интернет и имеет не менее 1000 посетителей в день, вы можете оставить свою биографию на этих сайтах, либо купить рекламное место для привлечения аудитории, можно так же договорится с администрацией о каких-то эксклюзивных условиях.
Путь к успешному стриму полон терний. Это длительный процесс и проснуться известным с утра вряд ли удастся сразу. Но надо набраться терпения и отнестись к делу серьезно. Наладить хороший звук, четкость изображения, научиться приемам захватывающего комментирования – и день, когда на стрим придут сотни и даже тысячи воодушевленных зрителей, обязательно настанет.
Видео
КАК ПРИВЛЕЧЬ И УДЕРЖАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ НА СТРИМЕ
Как проводить стрим, если Вас никто не смотрит? Советы начинающим стримерам
Вы начинающий автор, на Вашем YouTube-канале пока ещё немного подписчиков, и вместо проведения стримов вы размышляете о том, сколько зрителей придёт на стрим? Проводить стримы важно и сейчас мы разберём тактику проведения стримов даже при отсутствии зрителей онлайн.
Независимо от типа стрима, который вы проводите, не забывайте взаимодействовать со своими зрителями.
То есть, не игнорируйте их. Разве, что в чате появятся люди, которые пришли написать гадости. Что делать и как себя вести, если у вас на стриме оказались хэйтеры? Есть пара вариантов действий:
По возможности проводите стримы не только из дома, но и каких-то интересных мест. Из парка, кафе и т.д. К примеру, можно идти вдоль моря, что-то рассказывать на камеру и показывать красивые виды при этом. Вовлечение зрителей будет лучше.
Итак, ещё раз кратко перечислим основные советы по проведению стримов:
Цените своих зрителей, свою аудиторию. Если хоть кто-то пришёл к вам на стрим, то старайтесь общаться, и отвечать на вопросы участников стрима. Ведите уверенно свою трансляцию и если всё сделано правильно, то к стриму постепенно будут присоединяться новые зрители. А там уже вы сможете убедить их стать вашими подписчиками.
Обязательно включите стримы в часть вашей контент-стратегии.
Как стать успешным игровым ютубером / стримером и о чем говорить
Комментировать и стримить видеоигры — задача непростая, и она может отнять у вас много времени и усилий на запись, редактирование, выбор подходящего материала или настройку трансляции. То, что отличает хорошего комментатора от плохого, — это упорный труд и страсть, которые они вкладывают в свои слова.
Если вы заинтересованы в контент-мейкерстве только ради славы, денег и относитесь к этому как к чему-то такому, чем можно заняться в свободное время, вероятно, это не для вас. Тем не менее никто не в силах помешать вам делать то, что вы хотите.
Возможно, этот материал поможет вам стать лучше, или по крайней мере даст некоторое представление о профессии.
Используйте видео высокого качества
Высокое качество не обязательно означает хорошее разрешение. Хотя, конечно, 720p или 1080p — это необходимый минимум, который нужно соблюдать каждому. Однако чтобы сделать качественный видеоряд, не стоит опираться лишь на одну картинку.
Никто не захочет смотреть, как вы проходите обучение, читаете инструкции или часами разбираетесь в основах. Убедитесь, что вы разобрались в управлении, прежде чем начнете что-либо комментировать. Вы удивитесь, как много людей заостряют внимание на подобных мелочах.
Среди знаменитых стримеров много бывших киберспортсменов или просто умелых игроков. Это дает понять, что зрители ищут людей, которые разбираются в том, о чем говорят. Исключение — вы снимаете развлекательный материал и умеете делать юмор из своих неудач и незнания.
Для записи видео с консолей, которые не поддерживают стриминг, используйте карту захвата.
Как настроить трансляцию стримов в OBS для YouTube, Twitch, GG, VK и др.
Энтузиазм и речь
Согласно статистике, большинство людей решают уйти или остаться в течение первых 30 секунд видео. Конечно, существует множество других определяющих факторов, но этот является самым важным. У вас всего 30 секунд, чтобы поразить зрителя контентом, которого они раньше не видели.
Еще один фактор, на который люди обращают внимание — это хронометраж. Если вы публикуете 45 минут неотредактированного материала в качестве своего первого ролика, вряд ли люди станут смотреть его целиком. Делайте видео короткими, точными и по существу. Создайте тему и доведите ее до конца. Не растягивайте.
101 тема или о чем можно рассказать
Не знаете о чем говорить? Чувствуете себя, будто язык проглотили? Распечатайте этот список и держите у себя под рукой. Ведь главное — не молчать!
Инвестируйте в качественный звук
Качество звука так же важно, как и хороший игровой процесс. Ютубер Адам Монтойя — яркий пример высококачественного звука. Он больше всего ценит высокое качество звука, и лично я считаю, что это здорово! Если он не на 100% уверен, что его контент полностью раскрыт, он не будет его публиковать. Так и должно быть.
Конечно, я не говорю, что вам нужно бежать в студию звукозаписи. Изучите различные микрофоны, программное обеспечение и другие технические средства, прежде чем действительно что-то покупать. Моя личная рекомендация — это Blue Snowball (около 50 долларов) или Blue Yeti (около 130 долларов). Дороже, как правило — лучше.
Играйте в качественные игры
Важно играть в качественные и популярные проекты. Например, к подобному относятся ААА-игры и фавориты с большой фан-базой, такие как Minecraft или Call of Duty: Warzone. У этих франшиз нет недостатка в аудитории и они могут быть полезны для получения первых подписчиков.
Уже затем, как добьетесь какого-то успеха, можете переходить на игры, которые больше соответствуют вашим потребностям. G2A предлагает новейшие и популярные видеоигры по сниженным ценам. Epic Games Store и вовсе раздает множество проектов бесплатно. А если вам хватает денег на Xbox Game Pass, то вы можете позабыть про частую покупку игр.
Немалой популярностью пользуются новинки. Если вы начнете стримить в день их релиза, это повысит шанс получить дополнительных зрителей.
PS+ отстой, а Xbox Game Pass – единственное спасение от игр за 70 баксов. Или наоборот?
Сеть и партнерство
Нетворкинг — это процесс общения и партнерство с другим каналом / человеком / сетью с целью получения бесплатной рекламы. Это означает, что вы присутствуете в их видео, на их канале и в других местах, обеспечивающих рекламу, и тем же самым отвечаете за услугу. Есть много энтузиастов, которые ищут партнеров и друзей для общения!
Определите, помогает ли вам участие второго лица, и какое влияние предоставляете вы. Некоторые комментаторы считают, что их лучший контент получается без какого-либо вмешательства. Часто это оказывается правдой. Если вы из подобных людей, лучше оставаться одиноким волком. Но вы должны понимать, что продвигать видео таким образом намного сложнее.
Личное пространство
Ничего из этого не произойдет, если у вас нет места для записи, времени для записи / редактирования или PC, консоли, на которой можно играть постоянно. Если у вас нет одного из этих компонентов, вам не следует претендовать на нечто большее. Когда обстановка располагает, проводите трансляции и записывайте видеоролики как можно чаще!
То, как вы относитесь к редактированию, какие заголовки придумываете, в какое время выкладываете в сеть, какая картинка на обложке — все это влияет на ваши просмотры и базу поклонников. Чем лучше видео, тем больше подписчиков!
Наконец, вам нужно участие аудитории. Будь то прямые трансляции или игра с вашими зрителями, любые средства хороши. К тому же это отличный способ найти новых друзей!
Не бросайте!
Малое количество зрителей или подписчиков может ввергнуть вас в пучину отчаяния. Главное — не бросайте! Начните как развлекательный комментатор и постепенно продвигайтесь к чему-то большему. Старайтесь получать удовольствия от процесса, а не от результата.
Если вы уйдете, вы так и не узнаете, станете ли вы следующим PewDiePie или, может быть, даже немного популярнее. Бросающие никогда не выигрывают! Вот почему вы должны бороться с разногласиями и продвигать свои видео, прославлять свое имя и взаимодействовать со всеми, кто смотрит в вашу сторону!
Вместо того чтобы бросить, попробуйте сделать перерыв. Если вы уже на раннем этапе перестали получать удовольствие и воспринимаете комментирование как работу, стоит составить график трансляций и сбавить обороты до комфортного уровня.
Возможно, следует разнообразить рутину — может быть, это будет Minecraft раз в неделю или руководство по достижениям через день. Что бы это ни было, не забудьте правильно рассчитать время.
Люди меньше бросают, когда знают, что делают. Если вы не уверены в своих действиях, есть масса видео / руководств (в том числе и это), которые могут помочь вам в решении любых проблем. Прежде чем все бросить, попробуйте сначала изменить ситуацию.
Делитесь своим контентом в сети
Форумы, чаты, игровые сайты и многие другие места — отличные инструменты для публикации вашего видео. Вам следует воздерживаться от рекламы своего контента в материалах чужих людей, хотя, если вы серьезно думаете, что у вас нашлось что-то полезное, это может стать хорошим способом продвижения вашего видео!
Вот несколько веб-сайтов, где можно делиться игровым контентом:
Кроме того, если кому-то понравится ваш контент, они могут заинтересоваться похожим материалом. Чтобы продемонстрировать ваш лучший контент или упорядочить существующий, не забывайте о создании плейлистов!
А что вы думаете о профессии стримера или ютубера? Будь то живые трансляции, монтаж видео или подкасты — какие перспективы вы прогнозируете в игровой индустрии? Возможно, вы уже прошли этот путь?
Профессия: игровой стример
Играть, пока другие смотрят
Есть сейчас новая «профессия» — стример.
Стримерам не платят зарплату — их доходы складываются из пожертвований зрителей и рекламных контрактов. Я люблю смотреть стримы и в статье расскажу, кто такие стримеры, как организована их работа и как собрать свою стриминг-студию.
Кто такой стример
Стример — это ведущий прямых эфиров в интернете. Чаще всего в прямом эфире играют в видеоигры, хотя стримить можно что угодно: готовку, вышивание, чтение книг вслух. Наравне с видео на Ютубе, этот формат заменяет современным зрителям телепрограммы.
В прямой эфир стримеры выходят через специальные сервисы, большие и маленькие. Основные площадки сейчас — это Твич и Ютуб, но есть и множество других, менее популярных: например, Вконтакте, Mixer, GoodGame.
Твич посвящен исключительно стримингу и в значительной степени играм. Зрители на этой площадке знают, зачем и на чей эфир приходят. Во Вконтакте стримы висят в общей ленте новостей и на них часто попадают случайно. Там количество зрителей может быть большим, но не показательным для стримеров: эти люди едва ли вернутся на следующий эфир.
Стримы — популярный у зрителей формат. За первый квартал 2018 года на двух больших площадках для стриминга — Твич и Ютуб-гейминг — зрители смотрели эфиры 2,4 миллиарда часов. Несмотря на это, мало кто из стримеров зарабатывает на жизнь одними эфирами. Чаще всего это хобби или подработка.
Для статьи я поговорила с Петром Сальниковым. На его примере расскажу, как устроена профессия. Петр известен зрителям стримов по проекту Disgusting Men («Отвратительные мужики»), который объединяет канал на платформе Твич, подкаст, сайт и канал в Телеграме.
Трансляции смотрят люди, которые увлекаются играми на компьютерах и игровых консолях, те, кому интересна разработка игр и создание саундтреков к ним, а также современная массовая культура. Лично я смотрю стримы как раз из-за последнего: мне нравятся диалоги и рассказы людей с разным жизненным опытом. По большей части стримы на Твиче смотрят мужчины — по статистике их 81,5%, 55% из них в возрасте от 18 до 34 лет.
Как начать стримить
Чтобы выйти в эфир, нужен канал на одной из стриминговых площадок и специально оборудованное место: комната или отдельная студия.
У Петра с командой домашняя студия, но она сделана в квартире, где никто не живет. Там нет спальных мест, никто не готовит, не принимает ванну — ничего не отвлекает команду от работы. Но если такой площадки нет, платить за ее аренду в начале пути — лишние расходы.
Большая часть стримеров выходит в эфир из дома. Минимальный набор техники для выхода в эфир — это компьютер с монитором, клавиатурой и мышкой, а еще веб-камера и USB-микрофон или наушники с гарнитурой.
Качественное оборудование в стриминге не критически важно. Стрим — это видео в прямом эфире, которое многие зрители смотрят на телефонах в небольшом разрешении. Главное, чтобы техника не выдавала никакого криминала — например, очень громкого звука или запредельного количества шума.
Компьютер
Для стриминга видеоигр нужно одновременно играть и отдавать картинку в прямой эфир. Для этого понадобится один мощный компьютер или сразу две машины — одна для игр, другая для стриминга.
У Disgusting Men работают в связке два компьютера. На одном ведущий играет, с другого отдают стрим в интернет и контролируют эфир. Сейчас в студии стоит системный блок Nvidia GeForce GTX PC и игровой ноутбук Acer Predator. Системный блок используется для студийных стримов в связке с ноутбуком. Ноутбук — для выездных стримов: турниров, концертов, командировок.
Вся техника эксплуатируется на пределе возможностей и потому долго не живет, к этому стоит быть готовым.
Стартовый компьютер для стримера
Для игр и стриминга важны четыре компонента игрового ПК: процессор, оперативная память, материнская плата и видеокарта. Жесткий диск можно брать любой.
Если вы хотите играть в карточные игры, например Hearthstone или MTG Arena, то получится сэкономить на железе.
Оборудование для стриминга карточных игр — 15 500 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1030 | 6000 Р |
Процессор | Intel i3 | 5500 Р |
Оперативная память | 4 Гб DDR3 | 2000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
Если вы хотите стримить и играть во что-то более серьезное, например в Dota 2, Fortnite или WoT, придется потратить больше.
Средняя сборка для стриминга популярных игр — 37 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1060 | 20 000 Р |
Процессор | Intel i5 | 10 000 Р |
Оперативная память | 8 Гб DDR3 | 4000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H81 | 3000 Р |
За эти деньги уже можно найти ноутбук, на котором нормально пойдут нетребовательные к графике игры, но, как по мне, лучше вложить деньги в стационарный компьютер, если вы всерьез настроены стримить.
Отличная сборка для стриминга любых игр — 90 000 Р
Комплектующие | Требования | Цена |
---|---|---|
Видеокарта | GeForce GTX 1070 | 40 000 Р |
Процессор | Intel i7 | 30 000 Р |
Оперативная память | 16 Гб DDR4 | 10 000 Р |
Материнская плата | чипсет Intel H310 | 10 000 Р |
За 100 тысяч уже можно найти крутой игровой ноутбук, но картинку он будет выдавать все равно хуже, чем стационарный компьютер за те же деньги. Зато не придется париться со сборкой и докупать монитор.
Простой Full HD монитор можно купить и за 7 тысяч рублей. Не советую брать 4К мониторы. Они могут показывать более четкую картинку, но сильнее нагружают видеокарту. Зрители не заметят разницы — у большинства нет 4К экранов. К тому же в киберспортивных играх важнее частота кадров, чем красота текстур. Лучше взять Full HD монитор с частотой 144 Герц. Стоит такой в районе 20 тысяч рублей.
Чтобы играть на одном компьютере, а стримить с другого, нужна карта захвата. Это небольшое устройство, посредник между компьютерами. В один HDMI-вход карты захвата втыкается компьютер с игрой, а из другого HDMI-входа сигнал уходит на транслирующую машину. К компьютеру карта захвата подключается через порт USB. Нормальные карты захвата стоят от 10 000 рублей.
стоит нормальная карта захвата — посредник между компьютерами
Чтобы стримить с комфортом, стоит завести второй монитор. На него выводят чат со зрителями и программы для контроля трансляции. У Disgusting Men в студии три монитора: один — изогнутый ультраширокий, второй — 4К, а третий — самый обычный и дешевый. Третий монитор используют, когда стримят многопользовательские игры. За потоками видео от разных игроков следит режиссер прямого эфира за отдельным монитором.
Игровые консоли
Чтобы иметь больше настроек и не терять в качестве картинки, нужна карта захвата. Подойдет та же, что для связки из двух компьютеров, просто в HDMI-вход карты захвата втыкается консоль.
Камера
Интересный ведущий в кадре важнее демонстрации игры. Поставьте человека, который захватывающе рассказывает, на фоне кирпичной стены, и у вас будет хороший трафик. И поставьте дурака перед дорогущей камерой, на которую Майкл Бэй снимал «Трансформеров», и ничего хорошего не выйдет.
Картинка отдается в эфир при помощи специальных программ для управления трансляцией. В основном стримеры пользуются двумя программами: бесплатной Open Broadcaster Software или платной XSplit Broadcaster. Они мало друг от друга отличаются, выбор программы — скорее вопрос удобства.
в среднем стоят веб-камера и штатив для стримов
Микрофон
Чтобы зрители слышали стримера, ему нужен микрофон. Для начала подойдут обычные наушники с гарнитурой.
Если хочется отдельно контролировать звук, понадобится внешний аудиоинтерфейс, к которому подключаются хорошие микрофоны. Если человек стримит один, достаточно интерфейса с одним каналом. На большее количество человек понадобится больше каналов, чтобы подключить отдельные микрофоны. Цены на аудиоинтерфейс с одним каналом начинаются от пяти тысяч, с двумя каналами — от девяти.
Динамический микрофон считывает сигнал, идущий прямо в него. Такой микрофон лучше держать не дальше 20 сантиметров от рта, чтобы было слышно. Динамические микрофоны используют на концертах или докладах, для стрима они тоже хорошо подойдут.
В студии у Петра шесть микрофонов. Три из них — AKG Perception Live P5, один Shure 55SH. Последним пользуются, если в студию приходят гости. Плюс у команды есть радиомикрофон Shure Beta 58A, который используется на записи выездных выпусков и вечеринках со зрителями.
Недавно Disgusting Men получили очередную премию за лучший подкаст — на этот раз от Вконтакте. В подарок им вручили премиальный конденсаторный микрофон «Союз», теперь на него записываются закадровые тексты и новый подкаст со страшными короткими историями «Радио Полночь».
Для подключения микрофона нужен кабель, плюс каждому микрофону нужна стойка. Стойку каждый выбирает сам, лучше искать и пробовать, какая подойдет. Стоят они от 1000 до 7000 рублей. Совсем дешевые стойки лучше не покупать: они ненадежные.
На звук влияет не только микрофон, но и звукопоглощение в помещении. Это не та звукоизоляция, которая не выпускает звук наружу, а та, которая мешает ему гулять по помещению. Ее можно сделать самостоятельно. Подойдут листы антирезонансного материала из пенополиуретана на стенах, они поглощают и рассеивают шум. Купить листы для звукоизоляции можно в интернете: на «Алиэкспрессе» они стоят от 850 рублей за 12 штук, более качественные листы обойдутся в 900 рублей за штуку.
Хромакей и свет
Бытовой свет от люстры на эфире плох тем, что может добавить ведущему некрасивые круги под глазами или оранжевую кожу. Желательно купить себе отдельный осветительный прибор, который можно поставить на стол или штатив. На «Алиэкспрессе» много дешевых решений: например, кольцевая светодиодная лампа стоит от 1200 рублей.
стоит кольцевая светодиодная лампа на «Алиэкспрессе»
Если ведущий один, можно работать на фоне зеленой ткани и с помощью технологии под названием хромакей выводить в эфир только изображение стримера, без фона. За спиной у человека будет сама игра. Если на стриме двое и больше ведущих, хромакей лучше не использовать. Обязательно кто-нибудь «вывалится» за пределы ткани, и на картинке появятся обрезанные руки или головы. Это некрасиво.
В стриминг-студии удобно использовать нетканый или тканевый хромакей. В зависимости от размера и материала он стоит от 700 до 2500 рублей. Нетканый хромакей дешевле, и для студии он подходит. Единственный его недостаток — он может помяться, поэтому его нужно аккуратно везти и вешать. Тканевый хромакей дороже, его можно сгибать и закрыть им, например, диван.
стоит хромакей FST B33 Chromagreen
Чтобы пользоваться хромакеем, нужен постоянный источник света. При бытовом свете хромакей работает плохо — появляются помехи, в кадр могут влезть куски фона. Чтобы избежать этих проблем, желательно поставить два постоянных студийных источника света. Один должен освещать хромакей, второй — человека. Подойдут софтбоксы на штативах, комплект стоит 9—15 тысяч рублей.
Примерный набор оборудования для стриминг-студии
Эконом-вариант | Хороший вариант | |
---|---|---|
Компьютер с монитором | 44 000 Р | 130 000 Р |
Кресло | Любой стул из дома 0 Р | DXRacer Racing OH/RV131 29 000 Р |
Игровая консоль | 0 Р | PlayStation 4 26 000 Р |
Карта захвата | 0 Р | Elgato Game Capture HD60 S 16 990 Р |
Звуковой интерфейс | 0 Р | Focusrite Scarlett 2i4 2nd Gen 14 000 Р |
Веб-камера со штативом | Microsoft LifeCam HD-3000 + Rekam Ecopod E-134 4100 Р | Microsoft LifeCam Studio + Vanguard Espod CX 203 AGH 11 700 Р |
Микрофон со стойкой | Trust MICO USB Microphone 2000 Р | AKG P5S + K&M 23850 Microphone-Arm 10 790 Р |
Свет | 0 Р | FST FK-4060 × 2 10 200 Р |
Звукоизоляция | 850 Р | 8100 Р |
Хромакей | 0 Р | FST B33 Chromagreen 2300 Р |
Программа для стриминга | Open Broadcaster Software 0 Р | XSplit Gamecaster 550 Р /мес |
или Open Broadcaster Software 0 Р | ||
Итого | 50 950 Р | 259 630 Р |
Что делает ведущий эфира
Основная задача стримера — развлекать зрителя и общаться с ним. Ведущий одновременно играет, рассказывает истории, читает чат и включается в диалог со зрителями. Люди смотрят стримы именно ради интересных рассказов, ответов на вопросы и смешных комментариев.
Поведение стримера в кадре — фактор, который сильно влияет на популярность канала. Зрителей привлекают харизматичные ведущие, которые хорошо выглядят и умеют спокойно говорить на разные темы. Разговор в чате может свернуть в любое русло: литература, школьная программа, что посмотреть на английском и что там у разработчика игры. Поэтому ведущему полезно обладать широким кругозором.
Хорошо играть стримеру не обязательно — это важно только киберспортсменам. Можно стримить Call of Duty, только и делать, что умирать, но при этом орать так, что всем будет смешно. Хотя в чате всегда найдутся люди, которые напишут: «Бэээ, играть не умеет».
Выходить в эфир страшно, со временем волнение окончательно не уходит, но притупляется, и трясет уже меньше. Чтобы начать стримить, придется перебороть свой страх, просто брать и делать.
Не страшно сказать что-то невпопад или допустить неловкую паузу — конечно, кто-то из зрителей заметит и поправит, но в следующий раз такую ошибку уже не допустишь. Главное — не терять фокус на процессе и представлять, что ты играешь с друзьями и обсуждаешь игру с ними. Но даже если на старте не все получается, стабильный стриминг поможет развить навыки.
Готовиться к эфиру или нет — выбор стримера. Петр перед стримами дополнительно ничего не читает и не изучает по теме игры. Ему помогает опыт — Петр играет последние 26 лет, а стримить начал до появления Твича. Его коллеги тоже давно в игровой индустрии, поэтому подготовка к эфиру для Disgusting Men упирается в технические моменты: проверку картинки трансляции, звука и света.
Но стоит быть готовым к тому, что в интернете есть знатоки по каждой теме. Если взяться за стрим ретро-игры и снабдить его недостоверными историями из интернета, в чате найдется человек, который знает игру и ее историю намного лучше ведущего. Он укажет на все неточности в рассказе.
Во время эфира стример следит за игрой и градусом веселья, а также за техникой и донатами — это добровольные пожертвования от зрителей. За пожертвования принято благодарить и зачитывать сообщение от задонатившего. Обычно это делают, когда возникает естественная пауза по ходу игры. Чаще всего на стримах Disgusting Men двое ведущих. Так один человек может сосредоточиться на прохождении, а второй читать комментарии и следить за донатами. К тому же дуэт — это всегда диалог. А если диалог интересный, то уже не так важно, во что, собственно, играть.
Случаются истории, когда краем глаза видишь в чате неприятный комментарий, от которого резко портится настроение. Лучший выход из ситуации — игнорировать и продолжать работу. В интернете хватает неадекватных людей, со временем начинаешь проще к этому относиться.
Есть редкие люди, которые считают, что за свои деньги они покупают право хамить и отвлекать от игры. Если кто-то излишне негативно высказывается или спамит в чате, проще попросить этого человека скинуть номер карты в личные сообщения и вернуть ему добровольное пожертвование — нервы дороже.
Площадка для стриминга — не федеральный канал, поэтому стримеры могут позволять себе хулиганство в эфире. Disgusting Men однажды стримили игру «Русская рыбалка 4» — популярный нишевый симулятор — и параллельно пили. Выглядело это как настоящая рыбалка: один ловит рыбу, остальные ему помогают — просто глушат водку. В конце стрима по русской рыбалке мужики вообще перестали понимать, что происходит, но никого из зрителей это не напрягало.
При этом у каждой стриминговой площадки есть свод правил, которые нельзя нарушать. Например, Твич запрещает попытки и угрозы нанести физический вред другим людям, разжигание ненависти и агрессии, трансляции музыки и фильмов без авторских прав, обнаженку. Правила Ютуба тоже ограничивают стримеров в дискриминационных высказываниях и нарушении авторских прав.
Несмотря на кажущееся веселье сферы, стримить нелегко. Работа в кадре эмоционально выматывает. Прямые эфиры Петр ведет в основном по вечерам, за месяц получается 40—50 часов работы в кадре.
проводит стример в прямом эфире за месяц в среднем
Петр начинает работать в девять утра — он общается с рекламодателями, потенциальными партнерами проекта Disgusting Men, занимается фирменной продукцией и другими вещами для развития бренда, организует встречи с читателями и слушателями. Эфир на Твиче выходит с семи, иногда даже девяти вечера. К этому моменту обычно хочется домой, спать, есть и смотреть сериалы. Но нужно собраться и провести стрим. В эфире несколько часов подряд надо быть веселым, информативным и причастным, иначе аудитория не будет смотреть.
Одна из кайфовых вещей в стримах — это постоянные зрители, которые делятся событиями своей жизни, держат в курсе того, чем занимаются. Другой крутой момент — это когда выясняется, что среди подписчиков есть редкие таланты. Например, один из подписчиков Disgusting Men — саксофонист, вместе с Петром они записали три музыкальные композиции для разных проектов. Приятно знать, что среди твоих слушателей есть бриллианты.
Как найти нишу и собрать аудиторию
На первый взгляд кажется, что стример — это человек, который просто играет в то, что нравится, и получает за это деньги. Но на самом деле заработать на стримах не так просто. Чтобы «Мужики» начали приносить деньги, понадобилась начальная аудитория, хорошее знание контента и регулярные эфиры.
Важно предлагать аудитории что-то новое, а не гнаться за популярными эфирами. Идеи уровня «сейчас я просто начну играть в Dota 2, и меня точно ждет успех» не работают, потому что пятисотый канал про Dota 2 никому не нужен.
Но знаний об играх тоже мало. Чтобы найти своих зрителей, нужно стабильно стримить, другого способа набрать аудиторию нет. Если стримить раз в месяц — будет мало зрителей, если стримить 20 дней в месяц — зрителей будет много. Если стучать в точку своего интереса, в какой-то момент аудитория появится, главное — этого дождаться. Disgusting Men стараются стримить каждый будний день.
Твич-канал Disgusting Men запустили в 2015 году. На момент создания канала стартовая аудитория уже была: читатели и слушатели видели анонсы стримов, переходили их смотреть и становились постоянными зрителями. Первый год стримили редко: несколько раз в месяц, поэтому канал практически не рос.
Стоило начать выходить в эфир несколько раз в неделю, как аудитория начала органически расти: в январе 2016 у канала было 3500 подписчиков, в декабре их стало 11 600. Появились рекламные проекты от агентств, которые просили именно интеграции в стримы на Твиче.
В том же году канал стал партнером Твича. Партнеры площадки получают деньги за подписку зрителей, долю от прибыли с рекламы, показанной на канале, дополнительные настройки чата, приоритетную техническую поддержку.
Чтобы стать партнером Твича, нужно стримить несколько раз в неделю и собирать стабильное количество зрителей. Фиксированной цифры для партнерства не существует, это индивидуальное решение площадки для каждого канала. Тем не менее это значит, что у канала хороший контент и постоянная аудитория.
Сначала нужно получить достижение «Давайте будем компаньонами». Если канал удовлетворяет всем требованиям, сервис автоматически пришлет уведомление. Чтобы получить статус партнера, нужно продолжать развивать канал и дождаться отдельного приглашения.
Сейчас у канала Disgusting Men 600 000 просмотров в месяц и 28 000 подписчиков. Большого оттока зрителей и подписчиков у канала никогда не было: тред остается растущим. На привлечение новой аудитории хорошо работают необычные форматы, например игровые турниры с гостями. Их анонсируют участники, а это блогеры и стримеры с лояльной аудиторией, которая приходит смотреть эфир и конвертируется в подписчиков.
получает Disgusting Men от платных подписчиков
Для Петра и команды стримы — часть медиапроекта. Канал на Твиче появился в 2014 году, когда у подкаста и сайта Disgusting Men уже сформировалась своя аудитория. Это обеспечило каналу органический рост: люди видели анонсы на сайте Disgusting Men, приходили на Твич смотреть эфиры и становились постоянными зрителями.
Турниры и особые форматы
Успех канала Disgusting Men в том, что они пробуют новые форматы. В 2016 году «Мужики» устроили турнир по игре Call of Duty: Infinite Warfare. Это был коммерческий проект, нужно было предложить заказчику что-то интересное. Они позвали друзей поиграть по олимпийской системе, когда проигравший сразу выбывает. Стримили турнир из своей студии, выглядело это, по мнению Петра, довольно нищенски.
В следующем году вышла Call of Duty WWII, на этот раз «Мужики» устроили турнир в пабе, позвали соревноваться блогеров, стримеров и журналистов, пригласили болельщиков. Все участники турнира вели трансляцию в свои каналы: программы для стриминга позволяют отдавать эфир хоть на 10 каналов, зритель подписан на канал определенного участника и смотрит турнир там. Так мероприятие получает больший охват.
Получился не классический стрим, а целое мероприятие с приветственными напитками, конкурсами и эпической попойкой со зрителями в конце. Так турниры стали одним из форматов Disgusting Men, в России до них такого не делали.
Однажды Disgusting Men делали концерт группы «Живой Арканум». Это струнный квартет, который играет музыку из разных игр: Arcanum, Heroes, Morrowind, Warcraft, Max Payne, Gothic, Dragon Age. Концерт проходил в заведении с публикой, трансляция шла на Твиче. Снимали на две статичные веб-камеры и руками оператора, который ходил по залу. Гостям и группе понравилось, стрим привлек новых подписчиков каналу и сделал группу известнее. Необычные партнерства — хороший способ выделиться в потоке.
Как продвигать канал
Петр не покупал рекламу для канала, но это один из способов сбора аудитории. Стримеры договариваются о хостинге или совместных стримах на Твиче и покупают рекламные посты в соцсетях.
Хостинг — формат, при котором на другом твич-канале выводится ваш стрим. Если зрителям стрим понравится, они перейдут и подпишутся на ваш канал. Я не слышала о том, чтобы кто-то продавал хостинг на свой канал за деньги, и не нашла подтверждений этому.
Стримеры добровольно хостят понравившиеся им каналы, но можно договориться о взаимном хостинге. Лучше приходить с предложениями к стримерам тех же категорий на Твиче или игр, которые вы транслируете, — так получится привлечь больше зрителей. Большие каналы с тысячами подписчиков редко хостят маленькие, поэтому лучше искать кого-то в своей «весовой категории».
Менее популярный способ поиска аудитории — реклама в соцсетях. Ее размещают в тематически подходящих сообществах — про игры и стриминг. Рекламный пост стоит от 200 рублей до бесконечности и зависит от количества и уровня вовлеченности подписчиков сообщества.
Лучше покупать рекламу в соцсетях для канала, у которого уже есть первые 100 подписчиков, — так к нему у новой аудитории будет больше доверия. С одного рекламного поста может прийти как несколько десятков подписчиков, так и два-три : заранее предсказать результаты невозможно, и нет другого способа, кроме тестов. Кроме платной рекламы в обсуждениях некоторых групп есть тема для обмена ссылками на каналы.
Сколько зарабатывают стримеры
Запуск канала на Твиче помог «Мужикам» больше зарабатывать. Стоило начать регулярно выходить в эфир, как стали приходить рекламные проекты от агентств, просили эфиры именно на Твиче. Стримы до сих пор пользуются спросом на рекламном рынке.
У независимой команды благосостояние напрямую зависит от того, сколько она работает. Заработок Петра и команды Disgusting Men складывается не только из стримов, а из разных источников по медиапроекту: рекламных доходов, подписки и донатов. Получается от 500 тысяч до 2 млн рублей выручки в месяц в зависимости от сезона, фаз Луны и расположения духа партнеров. До 25% могут заработать на стримах.
Только на деньги от стримов просуществовать сложно. Петр считает, что для этого нужно стримить гораздо больше, чем несколько часов в день.
Стримеры зарабатывают на платной подписке, встроенной рекламе Твича, донатах и коммерческих стримах.
Сейчас у Disgusting Men около 500 платных подписчиков. От них проект получает примерно 130 000 рублей в месяц. Эти деньги реинвестируют, тратят на новых авторов, оборудование и работу ресурса. Недавно сделали в студии ремонт — финансово в нем также участвовали подписчики.
Донаты, или пожертвования от зрителей — это плавающая сущность и надеяться на нее не стоит: сегодня ты заработал 20 000 рублей, завтра 200.
По оценке агентства StreamPub, которое занимается продвижением на Твиче и Ютубе, в среднем стримеры, с которыми работают в агентстве, получают 80—90 тысяч рублей доната в месяц. Примерно 20 тысяч россиян зарабатывают на донатах больше 11 280 Р в месяц.
На Твиче есть специальные рычаги для получения доната — это голосования или донат-цели. В голосованиях зрители рублем выбирают один из вариантов. Можно настроить так, что победит вариант, за который скинули больше всего денег, а можно настроить на победу наибольшего количества голосов.
Есть стримеры, которые работают не над расширением аудитории, а над тем, как на ней заработать. Это распространенная и нормальная история. Эти стримеры выжимают 100% из тех, кто готов донатить.
Коммерческие стримы проводят по заказу компаний, которые покупают у стримеров рекламу. Это могут быть издатели игр, интернет-сервисы, производители игрового железа и энергетических напитков, банки.
Коммерческие стримы игр привязаны к сезонам: большая часть горячо ожидаемых блокбастеров с маркетинговыми бюджетами выходит осенью и весной. В эти периоды за месяц на стримах можно заработать от 200 до 500 тысяч рублей.
В коммерческом стриминге размер дохода тесно связан с объемом аудитории и умением вести переговоры. Совладелец рекламного агентства StreamPub Артур Авакян считает, что брендам наиболее интересны стримеры с аудиторией более 20 000 уникальных зрителей в месяц и стабильным графиком трансляций.
Два наиболее распространенных рекламных формата в стримах — это видеовставки в трансляции и партнерские эфиры, посвященные определенной игре. Первый формат дешевле, обычно он стоит 60 копеек за просмотр. Disgusting Men ставят в стрим три рекламных вставки: в начало трансляции, в середину и в конец. Также под плеером выводят рекламный баннер и закидывают ссылки на рекламируемый продукт в чат со зрителями.
Средний показатель Disgusting Men — 500 одновременных зрителей. На специальных форматах, под которые команда заручается поддержкой Твича, бывает до 3500 одновременных зрителей.
Стриминг конкретной игры от рекламного партнера стоит дороже: в среднем 1 рубль за просмотр. Disgusting Men берут за такие стримы выше среднего по рынку — до 150 000 рублей. «Мужики» заключают рекламные контракты официально на ИП и платят с них налоги.
Партнерский стрим не требует обязательных комплиментов игре, он может быть каким угодно — конечно, в пределах разумного. Например, в начале года у Disgusting Men был партнерский стрим по демоверсии игры Anthem. Должны были играть представители нескольких медиа, но ни у кого, кроме Петра с его соведущим Артаваздом Мурадяном, игра не запустилась. Они немного поиграли, показали зрителям небольшую часть контента, но затем Anthem перестала работать.
В итоге Петр рассказывал зрителям об Anthem по своим впечатлениям с ее презентации в Лондоне. А два оставшихся часа трансляции выглядели как загрузочный экран игры с диалогами ведущих под пиво и орешки. При этом стрим смотрела пара тысяч зрителей, и это был один из самых богатых на донаты эфиров. Ситуация была во всех смыслах ненормальной и комичной. Но со своей стороны все коммерческие обязательства команда выполнила и получила от партнера полноценную компенсацию.
Как развиваться стримеру
Стример может стать частью командного проекта или продолжать стримить в одиночку и наращивать аудиторию.
Для создания большого проекта удобно кооперироваться с коллегами по цеху и делать общий канал. Команде легче работать в эфире и заполнять расписание: не придется следить и за игрой, и за техникой или работать 7 дней в неделю. Найти партнеров можно на том же Твиче или Ютубе: посмотреть, кто делает интересное, и написать человеку предложение поработать вместе.
В командном проекте можно распределить роли: выбрать того, кто будет отвечать за оборудование, за переговоры с рекламными клиентами, за своевременную публикацию анонсов. Прибыль придется делить на всех, но объем работы на каждого человека будет меньше.
Самые популярные и коммерчески успешные в мире стримеры — одиночки. Ninja, shroud, Tfue работают без команды. И преимущество, и недостаток этого формата в том, что ты за все отвечаешь сам. Творческих разногласий с коллегами гарантированно не возникнет, но придется самостоятельно разбираться с техникой и с коммерческими отношениями.
Перед эфиром
Надо начать стримить, как я сижу на Т—Ж.
Denis, это всё пошло из детства, когда старший играл, а младший смотрел:)
Классная статья, спасибо. Хотелось бы чуть больше информации про монетизацию с рекламы (роликов, баннеров и т.д)
Оберин, хотелось бы чуть меньше рекламы в интернете. Но это уже совсем другая история.