Чем заняться на уроке истории

Как сделать урок истории в школе интересным?

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Никто не будет спорить, что знание дат, имен и терминологии крайне важно. Но для чего? На этот вопрос могут ответить не все школьники, а вот любой студент исторического факультета ответит: «чтобы ориентироваться в ткани истории, искать причинно-следственные связи, вникать в суть процессов». Возможно, конечно, не так высокопарно. Тем не менее, в высшей школе преподавание истории не сводится к работе с датами и сухому запоминанию фактов. Умения рассуждать, анализировать, искать, сверять данные, группировать их выходят на первый план.

Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.

1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим

На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам

3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания

Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.

Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.

Источник

5 способов «оживить» уроки по истории Древнего мира. Сделаем так, чтобы детям было интересно!

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Курс истории в школе начинается в пятом классе с изучения Древнего мира. Если уроки будут скучными, это может отбить интерес к предмету на всё оставшееся время. Наш блогер Юлия Папанова сделала подборку интересных активностей, которые помогут заинтересовать ребёнка историей.

1. Виртуальные экскурсии

Во время пандемии в интернете появилось огромное число виртуальных 3D экскурсий — можно путешествовать по всему миру, не вставая с дивана. И, конечно, интересно побывать в тех местах, которые вы изучаете на уроке. Например, в Древнем Египте. Чтобы учителю подготовиться к уроку, можно посмотреть на ютьюбе видеозаписи, где египтологи проводят онлайн-экскурсии по гробницам и всё там комментируют.

Можно провести такую экскурсию как введение в тему, чтобы ученики сами попытались сделать выводы о жизни в Древнем Египте на основе рисунков на стенах гробниц: как одевались, что ели, чем занимались, какие науки уже знали (на потолке, например, там часто изображалась карта звёздного неба), какие животные там водились и т. д. А потом уже эту информацию можно сравнить с текстом параграфа, чтобы себя проверить.

2. Работа в группах

Для организации работы в группах я несколько идей украла на этом сайте. Например, выборы главы Олимпа. Дети делятся на группы, каждая группа вытягивает своего бога/богиню и придумывает предвыборную речь, почему именно это божество должно занять место Зевса. Разрешается не только восхвалять своего бога, но и критиковать конкурентов. Выборы проводятся тайно или поднятием рук. Пока ученики готовятся, им приходится внимательно перечитать информацию о богах Древней Греции и лучше ее запомнить. Кроме того, развиваются и метапредметные навыки.

Подобное занятие можно провести по Римской империи: каждая группа получает описание реальной биографии одного из императоров Древнего Рима и готовит предвыборную агитацию. Также мои ученики в группах придумывали экскурсии по Древней Греции, но можно выбрать любую другую страну Древнего мира. Им нужно было презентовать недельный тур, продумав, какие города туда войдут, где будут ночевать туристы, на чём перемещаться, чем питаться, какие достопримечательности они увидят и т. п.

3. Эксперименты

Этого я не проводила, но мне очень нравится идея. Можно посвятить некоторое время архитектуре Древней Греции и провести эксперимент, показывающий, что греки неплохо знали законы физики: не зря же у них было так много зданий с колоннами!

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

4. Использование артефактов

Есть очень крутой сайт «Преподавание истории по 100 предметам» от Британского музея. Великолепность его в том, что к каждому из сотни предметов прилагаются очень подробные методические разработки, что можно сделать на уроке. Например, Штандарт войны и мира из Ура — артефакт из Шумера.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Предлагаются такие задания:

2. Пусть ученики составят список предметов, которые символизируют власть и богатство. Чем они отличаются на двух сторонах Штандарта (война и мир)?

3. Предположите, для чего мог использоваться Штандарт и т. п.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

«Смешарики» дают урок истории. Да, Ёжик и Крош могут помочь

Интересное задание — раздать ученикам изображения предметов и предложить им подумать, что это такое и как использовалось в древности. Например, мне очень нравится вот эта штука из Рима для бани (емкость для масла и щетки для «сцарапывания» грязи с тела):

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Конечно, практически нереально догадаться, что это, но главное — чтобы дети учились мыслить исторически, чтобы их предположения соответствовали реалиям изучаемой эпохе.

5. Изучение письменности

Тут много вариантов. Можно поугадывать значение египетских иероглифов, можно попробовать придумать свои: сначала решить, какие иероглифы точно должны были существовать в Египте, а затем придумать значок. И значок должен соответствовать эпохе, а то у меня ученики как-то нарисовали «еду» в виде капкейка. Также мы читали на греческом (правда, не на древнем), чтобы почувствовать связь времен и наших языков: ἀγορά, ἀκρόπολις, δημοκρατία, μητρόπολις.

Мне кажется важным проследить процесс развития письменности — от иероглифов до нашего современного алфавита, поскольку это действительно какое-то связующее звено между эпохами. К сожалению, на русском языке я практически не находила каких-то интересных идей и разработок для уроков истории, поэтому рекомендую искать их в англоязычном интернете. Как правило, на сайтах музеев часто бывают разделы для учителей, где тоже публикуются хорошие методики. И погулять по музеям можно онлайн в 3D (правда, я побоялась показать детям римские музеи — уж больно там много обнаженных людей из мрамора). Делитесь в комментариях своими идеями крутых уроков!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Как увлечь учащегося историей

10 интересных идей для уроков истории

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

История — один из основных предметов школьного гуманитарного цикла. В новых стандартах образования преподаванию этой дисциплины уделено важное место, подчёркивается её значение для формирования патриотизма и гражданственности. Тем актуальнее становится выбор новых, нестандартных идей для проведения уроков истории. Можно предложить несколько вариантов.

Путешествие

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

В отличие от других наглядных пособий, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры. Такую форму урока можно использовать при изучении темы о Великих географических открытиях, Всеобщей истории или темы об освоении Сибири и Дальнего Востока русскими путешественниками в рамках истории России XVI–XVIII вв.
Целью урока станет систематизация знаний, а в качестве задач можно указать формирование умений работать с исторической картой, анализировать и синтезировать информацию, формулировать выводы.
Для проведения урока необходимы атласы по соответствующему периоду, большая демонстрационная карта, можно составить презентацию с портретами географов и путешественников.
Требуется провести подготовительную работу: разделить учеников на группы, каждой дать задание подготовить сообщение об одном из этапов путешествия, о местном населении, об особенностях географии новых земель, о способах присоединения территорий. В процессе урока ученики поделятся новой информацией, совместно научатся пользоваться картой, общими усилиями сделают вывод по теме урока.

Погружение в историческую реальность

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Такой урок можно провести по теме «Повседневная жизнь помещичьей усадьбы». Его целью будет формирование представления об исторической действительности. В процессе урока решаются задачи по формированию умения логически мыслить, работать с информацией, делать выводы.
Для проведения урока необходимы наглядные материалы: изображения усадьбы, её план, изображения людей разных сословий и рода занятий, иллюстрации типичных сельскохозяйственных работ. Можно оформить в виде презентации.
Ход урока зависит от возраста учеников. В младших классах больше внимания уделяется рассказу учителя, его взаимодействию с учениками. Вопросы, которые формулируются по ходу изложения, стимулируют интерес и вовлечённость детей в обсуждение жизни усадьбы. В старших классах имеет смысл в ходе урока «назначить» учеников владельцем, управляющим, крестьянином, ремесленником и устроить обсуждение условий жизни и обязанностей каждого «жителя». Живой диалог, дискуссия, эмоциональная вовлечённость позволит лучше понять историю.

Диспут

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Современники и многие советские историки считали реформу Александра II половинчатой и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причём ущербный и несправедливый
Такой урок можно провести при обсуждении проблемы исторического развития. Так, одним из вариантов является дискуссия на тему «Был ли кризис крепостного права в России в середине XIX в.?» Целью урока станет становление умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Такая форма урока предполагает подготовку. Заранее ученики разделяются на две команды — сторонников и противников наличия кризиса. И дома готовят мини-сообщения по одному из аспектов крепостничества.
Лучше всего на доске составить таблицу с указанием аргументов той и другой стороны. Учитель регулирует процесс дебатов и останавливает его в случае излишней эмоциональной увлечённости учеников. В конце урока аргументы анализируются и делается вывод.

Ролевая игра

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700—1721 годов.
Темой для такого урока может стать яркое или важное событие российской истории, например, заключение Ништадского мира. Ученикам в рамках этой темы можно предложить представить конгресс по заключению мирного договора. Целью урока станет обобщение и контроль знаний по изученной теме «Северная война». Задачами урока можно поставить формирование умения работать с исторической информацией.
Детей стоит разделить на группы по «ролям»: военные, дипломаты, финансисты. Каждая из групп дублируется, представляя «интересы» Швеции и России. Домашним заданием является подбор информации и анализ текста Ништадского договора, который позволяет понять, какие вопросы обсуждались и какие решения были приняты. Эта форма урока даёт ученикам представление о сложности и нюансах международных отношений.

Конференция

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

По утверждениям автора теории в рамках одного сеанса «Семейная расстановка» позволяет обнаружить ранее нераскрытые явления в системной динамике заданной «семьи» на протяжении нескольких поколений.
Для учеников 5–9 классов рационально использовать в этом ключе родоведческие исследования. Цель — формирование представления о человеке в истории, о влиянии исторических процессов на человеческие судьбы.
Довольно сложный организационно урок может готовиться в течение всего года и стать итоговым. Ученики вместе с родителями (только по желанию, не весь класс поголовно) составляют родословную семьи, изучают семейную историю. И на уроке представляют результаты своего труда. Рассказывая о предках, дети проникаются «духом истории», она перестаёт быть для них «собранием глупых дат и скучных фактов». За каждой такой датой стоит историческое явление, повлиявшее на судьбы целых поколений. И это можно проследить благодаря генеалогическим изысканиям.

Встреча

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Такие встречи позволят проводить дискуссиями в культуре об образах исторических деятелей, олицетворяющих крупные исторические свершения.
В соответствии с темой урока можно пригласить специалиста в этой области, который ярко, эмоционально, увлечённо и грамотно расскажет то, что не написано в учебнике. Гостем может быть учёный, военный, писатель, путешественник.

Экскурсия

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона
По теме урока можно провести экскурсию в музей. Так, если изучается русское искусство, разумным выбором станет экспозиция в музее изобразительных искусств. Исторические темы хорошо рассматривать в краеведческих музеях, где показана региональная специфика истории большой страны. Домашним заданием можно выбрать эссе или сочинение.

Мастер-класс

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

«Нива» — популярный еженедельный русский журнал с приложениями, издававшийся со второй половины XIX до начала XX века.
Урок подходит только для старшеклассников.
Довольно интересно можно рассмотреть тему истории русской культуры второй половины XIX в., несколько отойдя от привычного Золотого и Серебряного века и обратившись к одному из аспектов культуры — периодическим изданиям. Они довольно интересны и разнообразны, имели разный круг читателей. Можно воспользоваться ресурсами местной библиотеки музея или дома редкой книги. Это урок, который можно провести на базе библиотеки, запросив предварительно издания XIX — начала XX вв. На уроке рассказать об этих изданиях, показать и дать в руки «живую историю». А потом предложить детям создать свой журнал «События нашего класса» с периодичностью раз в четверть.

Игра «Умницы и умники»

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке историиЧем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке историиЧем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке историиЧем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада, выходящая на «Первом канале» с 29 ноября 1992 года.
Можно воспроизвести формат занимательного телешоу, выбрав исторический период или тему. Цель — обобщение и систематизация знаний, контроль изученной темы. Требует от учителя тщательной и скрупулёзной подготовки. Но можно дать детям задания приготовить друг другу вопросы. Это увлекает и позволяет развивать логическое мышление. Интересно предложить учащимся отгадывать загадки разных народов России. Углубляется понимание многонациональности и поликультурности страны.

Комплексный урок. История и литература

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьезных литературных навыков.Подходит для изучения художественных произведений в историческом контексте. Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи.
Требуется подготовка: подбор произведений для анализа и дискуссии. Ученикам предлагаются стихи русских поэтов, посвящённые тем или иным историческим событиям. Учащиеся определяют событие, выделяют его черты, описанные автором. Более сложное задание — определить степень соответствия художественного образа исторической действительности. Образность и эмоциональное восприятие сделают урок истории интересным и запоминающимся.
Таким образом, существует много разнообразных форм проведения уроков истории. Каждая из них имеет свои особенности, возможности и способы реализации. Очень много зависит от личности учителя, его желания сделать изучение предмета интересным и познавательным. Важно понимать и то, что нетрадиционные подходы должны использоваться в меру, с учётом необходимости такого урока и потенциала темы.

Особенности подготовки к написанию

Реферат по методике преподавания истории в школе

Источник

Что делать, если скучно на уроках?

1. Пишите все примеры прописными буквами, заменяя цифры на слова. Выводите аккуратно каждую буковку, переодически интересуясь у учителя, как пишется то или иное число («адин» или «один».
2. У доски возьмите мел и скребите им по доске так, чтобы все ученики морщились и закрывали уши руками.
3.Попросите учителя выйти. Когда он согласится, сидите на месте. Через три минуты снова попросите выйти. Сидите на месте. И т.д.
4. Возьмите учебник и начните лизать его. Когда ошарашенный учитель попросит у вас дневник, полижите и его (не учителя, а дневник).
5. Самым наглым образом лапайте соседа. На зверский взгляд учителя покажите ему свой язычок, томно закатите глаза и выдавите из себя: «не ревнуйте. »
6. Заявите, что у Вас аллергия на говно и потому, Вам надо находиться подальше от класса математики.

1. Пишите слова карандашом, а подчеркивайте все ручкой. Сойдут варианты письма салатовой или малиновой ручкой.
2. Засуньте в свои ноздри карандаши и ударьтесь ими о парту.
3. Закажите наконец пиццу с анчоусами и угостите ей весь класс, забыв об учителе.
4. Поиграйте на мобильном телефоне. Звук погромче.
5. Ковыряйтесь в носу, а потом суйте пальцы с козюльками в рот. Предложите козюльки учителю.
6. У доски пишите все английскимифранцузскимикитайскими буквами. Когда учитель начнет ругаться и скажет все стереть, возьмите ведро с водой и опрокиньте его на доску

1. Разрыдайтесь. Будь то «Муму», «Отцы и Дети» или «А зори здесь тихие». Рыдайте пронзительно, орите на всю школу, что они не должны были умереть.
2. Если у вас классное соченение — пукните. Тихонечко пукните. Через несколько секунд пукните два раза. Еще через несколько — три.
3. Вместо руки тяните ногу.
4. Излагая свою мысль, употребляйте жаргон. Чем больше, тем лучше.
5. Принесите с собой бюст Пушкина и целуйте его время от времени. Причем не коротким «чмок» в щечку, а основательно в шею, в губы, в лоб.
6. Достаньте расческу, причешите голову. Снимите штаны и причесывайте дальше.

1. Говорите английские слова, но с французским или японским акцентом.
2. Почаще употребляйте выражения на тип «peace dance» (танец мира) и chop is dish (котлета — это еда).
3. Испачкайте рот в красной пасте (втяните в себя конец стержня) и плюйтесь на журнал.
4. Подложите в контрольную работу изпользованный презерватив.
5. Расклейте по всему классу листовки с надписями «Буш — козел! Голосуйте за Жириновского».
6. Выйдите к доске, когда вам скажут рассказать пересказ и прокуренным голосом спойте «ой,мороз,мороз!»

1. Классика: поинтересуйтесь откуда берутся дети.
2. Покажите, наконец, всем, вашу мать, чем мальчики отличаются от девочек!
3. Листайте учебник и смушенно хихикайте, иногда прикрывая рот рукой и исторгая что-то типа «какой у него большой. » (учителю станет интересно)
4. Возьмите степлер и громким голосом протяните несколько раз: «оплачиваем за проезд», при этом «простепливая» все растения в классе.
5. Громко чихните, не прикрывая рот.
6. Сидите тихо, выпучив глаза и сжав губы. Покраснейте, надуйте щеки. Тужтесь.

1. Пописайте на Америку (если карта на доске).
2. Съешьте мел и заявите, что все равно в России еще много известняка.
3. Вытрите рот атласом.
4. Сядьте учителю на колени и попросите покатать вас по Европе, при этом яростно ерзая и подрыгивая.
5. (только для девушек) Громко заявите однокласснику, что вы беременны от него. Говорите громко, много, не останавливаясь. Если вас перебивают, рыдайте и бейте учителя портфелем по голове.
6. Заявите учителю, что пришло время молитвы, встаньте на колени и начинайте молиться (для большего эффекта подговорите весь класс).

1. При беге каждые сто метров снимайте с себя одну вещь.
2. Претворитесь мертвым. no comments
3. Оденьте мини-юбку

Источник

7 идей, как сделать уроки истории интересными

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Часто детям скучно на уроках истории: приходится заучивать много дат и определений. Как их заинтересовать? Наш новый блогер Константин Андреев рассказывает, как сделать уроки истории интересными для подростков, какими методами пользоваться, как работать с источниками.

Учитель всегда фиксирует формулировки Федеральных государственных образовательных стандартов, которые дадут ему возможность свободнее работать со своими учениками. В ФГОС можно увидеть формулировку про метапредметные результаты: «…умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность» (5-й класс). Педагогу есть на что опереться для обоснования выбора тех или иных форм работы с историческими источниками.

Принципы использования исторических источников в работе с подростками

Основные принципы использования исторических источников в работе с подростками напоминают, что образовательный процесс должен быть интересен и ученику, и учителю. Педагог имеет полный арсенал инструментов, чтобы общение с прошлым доставляло пользу, вызывало эмоции, удивляло, настраивало, вдохновляло.

1. В основе работы лежит деятельность. О деятельностном подходе к образованию написано много хорошего. В контексте работы с историческими источниками важны перспективы преобразования окружающей подростка действительности.

2. Значимый результат. У учащегося должно быть ощущение, что работа с историческим документом является значимой не только для него, но и для кого-то ещё — может даже, для общества в целом. Это даёт позитивные эмоции, перспективы действиям, вдохновляет на более тщательное отношение к текстам, дневникам, письмам, автографам, фотографиям.

3. Гармоничное сочетание групповой и индивидуальной работы. Очень часто ребёнок работает с документом, изучает его, а его опыт не используется группой. Его маленькие открытия просто не находят свидетелей среди одноклассников и педагогов. Тайное открытие — тоже открытие, но необходимо чувствовать и понимать более глубокие процессы, происходящие в коллективе.

4. Распределение ролей и их осознание участниками процесса. Грамотное распределение ролей и функций среди учащихся при взаимодействии с документами может дать особый результат. Роли могут быть игровыми (в основном используются для младших подростков) или более серьёзными и несущими с собой элементы ранней специализации.

5. Возможность выбора и определение индивидуального пути в решении задач.

6. Чётко осознаваемые подростками действия. Ребёнок должен понимать, для чего что-то делает, почему так, а не иначе.

7. Сочетание эмоционального и рационального отношения к документам. Необходимо видеть личность автора, пытаться понять его, но помнить, что из документа можно взять не только это.

8. Использовать результаты работы с источниками в дальнейших исследованиях. Ориентируясь на вышеперечисленные принципы, можно сделать процесс изучения истории более насыщенным, позитивным и полезным. Подростки, которые осознают, что изучение исторических источников — это не только урок истории, но и возможность более глубоко понять время, научиться работать с источниками личного происхождения, которые могут храниться в семье, могут применять полученные знания и умения в жизни более осознанно.

Формы взаимодействия с историческими источниками на уроках

1. Чтение документа по ролям. Часто для вовлечения в активное изучение источников, текстов, документов педагоги используют чтение по ролям, которое может быть полноценным действием. На основе этого можно выстроить всё занятие или его часть.

Игровая составляющая добавляет неформальности и позволяет включить в процесс даже не склонных к выступлениям и декламациям учеников.

Знакомя учащихся с определённым периодом или событием, учитель заранее готовит тексты, которые размещает, например, в конвертах, прикреплённых снизу к сиденью стульев (варианты размещения могут быть разные: разложенные в книгах, положенные в шкатулку и другие). Дети, обнаруживая тексты, выдержки из документов, читают их по очереди (например, по датам написания, если они известны). В процессе прочтения формулируются основные позиции, вопросы.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

«Учебник с его однозначной трактовкой — это всегда шоры, тёмные очки»

Подобная форма может применяться при актуализации знаний на занятиях. Она должна быть тщательно подготовлена, а документы и тексты — иметь внутреннюю драматургию.

2. Расшифровки письменных источников личного происхождения. Для этого необходимо иметь комплект письменных источников, связанных между собой. Подобными комплектами могут быть переписка (письма), дневники, тетради, записные книжки, рукописные книги рецептов и прочее.

В Музее истории ГУЛАГа уже несколько лет реализуется проект «Лаборатория „Прожито“» (в сотворчестве с электронным корпусом дневников «Прожито»), в рамках которого участники могут приобщиться к расшифровке подлинных дневников прошлого. Недавно для работы в лаборатории стали привлекать школьников. Особенностью такой формы познания является самостоятельная и групповая работа. Каждый получает доступ к отсканированной странице текста, с которой работает, и становится ответственен за расшифровку и «редактуру» отрывка дневника или письма. После завершения расшифровки фрагменты зачитываются в хронологическом порядке. Ученик, расшифровывающий текст, может интерпретировать его, в ходе прочтения расставлять акценты и знакомить с ними других слушателей. Это особо ценно, когда документы связаны между собой и другим крайне важно знать, что указывается в другом документе.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Основой для расшифровок могут служить документы, хранящиеся в школьном музее. В этом случае значимость проделанной работы не вызывает сомнений, а «оцифрованный» источник может быть использован в дальнейшем.

Используя расшифровки, можно получить материал для дальнейшей работы. Так, расшифровав комплект писем московского школьника 1930–40-х годов, участники образовательных программ Музея истории ГУЛАГа создали таблицу, в которой зафиксировали информацию из этих писем.

В таблицу подростки вносили информацию о ценах на продукты, о погоде, о взаимоотношениях с разными людьми, что позже позволило более полноценно проанализировать время, элементы повседневности подростка 1930-х годов.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Создание таких таблиц с критериями, на которые дети обращают внимание при работе с историческими источниками, может быть продиктовано темой, которую проходят на уроке, а иногда может использоваться и в рамках других предметов. Полученная и зафиксированная при анализе информация может лечь в основу проектно-исследовательской работы, создания мультимедиаматериалов (например, по истории школы, семьи, района или города).

3. Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстрациями. Предложите детям сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) можно найти в интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.

Визуальный ряд можно подбирать и под фрагменты записанных воспоминаний. Например, ребёнок может дома по разработанному заранее опроснику записать на диктофон рассказ своей бабушки или одного из родителей и сопроводить иллюстрациями аудиофрагмент.

В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определён содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком исходя из сформулированных им задач. При использовании такой формы может получиться качественный ролик, созданный с юмором (если текст позитивный), и это не должно вызывать возмущения, а наоборот, находить поддержку. Ребёнок выстраивает работу с разными материалами и источниками, и связи, которые он организует, опираются на доверие его выбору. Эти работы даже могут быть использованы для психолого-педагогической диагностики.

Тексты, которые имеют в своей основе более деликатную, тонкую и трагическую информацию, могут быть использованы детьми для создания более серьёзного творческого продукта. В подобной работе необходимо обозначить возможность постоянной консультации с педагогами, а может, и со сторонними специалистами (музейными сотрудниками, друзьями школы, родственниками).

4. Документальная анимация. В последние годы развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты), а также создание огромного количества программ и приложений обозначило и появление новых форм в работе с детьми. Многие из специфических программ сегодня могут быть использованы педагогом для решения самых неожиданных задач.

Если раньше для того, чтобы снять мультфильм (анимационный фильм), была необходима серьёзная подготовка, специальное рабочее место, качественная камера, то сегодня всё это может заменить смартфон и специальное приложение.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Создание анимационного фильма в технике stop-motion или ролика может оживить любой исторический источник. Причём как в прямом смысле этого слова (текст, буквы или изображение могут двигаться в кадре), так и в переносном (подростками может быть снята сцена из письма, дневника, оживлён рецепт, найденный в поваренной книге прабабушки). Материалом для съёмки ролика может служить практически всё: от канцелярских принадлежностей до самих артефактов и документов, от старых вырезок газет до фотографий из семейных архивов.

Качество ролика, создаваемого индивидуально или совместно, имеет значение, но не является основным. Основное в этом процессе — идеи, коллективная работа и распределение ролей, транслируемые роликом смыслы, образы, предварительная проработка и анализ исторического источника.

Например, в рамках всероссийской акции «Ночь в музее» Музей истории ГУЛАГа провёл мастер-класс по документальной анимации. В основе снимаемого участниками акции ролика была история здания, в которое переехал музей. Получился простой и оригинальный видеоряд, где здание музея представляло из себя силуэт, вырезанный из газеты. С каждым десятилетием силуэт здания менялся за счёт изменений передовиц газет. Совместная работа по подбору материала, определению параметров съёмки, содержания ролика — качественные кейсы не только для подростков, но и для взрослых.

5. Линогравюра. Учитель, используя различные техники, инструменты и формы, может существенно обогатить работу с учащимися, выйти за рамки предмета, использовать знания из смежных или совсем других дисциплин, что может дать результат, опирающийся на мотивацию и интерес подростков.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

6 важных событий Второй мировой войны, о которых почти не рассказывают в школе

Особенно интересна подросткам возможность самостоятельно что-то делать, пробовать, создавать. Это требует тщательной подготовки, потому что детям подросткового возраста (особенно мальчикам) нужен быстрый результат, а работа с историческим документом не всегда оперативно даёт результат. Реализовать потребность быстрого результата поможет использование прикладных техник в работе с историческими источниками.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

В Музее истории ГУЛАГа для посетителей регулярно организуются мастер-классы по линогравюре, где не только рассказывают про одну из самых распространённых печатных техник, но и работают с текстом. Сначала участники прорабатывают предлагаемый текст из произведения лагерной прозы (в случае с подростками это может быть текст письма, воспоминания, выдержки из мемуаров и прочее), потом учатся художественными средствами показывать разные явления, эмоции, людей. После пробы специальных инструментов учатся гравировать и позже тиражировать получаемое изображение.

6. Линия времени. Часто педагоги ограничивают свои возможности и возможности своих подопечных тем, что абсолютно не используют пространство аудитории, класса. Как правило, парта или несколько сдвинутых вместе парт — это граница пространства, которое задействовано в работе.

Любая форма, которая выходит за границы парт, уже может претендовать на элемент оригинальности и быть интересна ребятам за счёт своей нестандартности.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

Профессиональные тренеры и коучи часто используют малярный скотч, на котором удобно писать маркером, в своих тренинговых упражнениях. Им удобно размечать пространство, делать из него временные таблички для обозначения «станций». Из скотча можно сделать линию времени с обозначением дат. Подобная линия времени может быть использована в игровых упражнениях на занятиях. Например, на неё можно наносить информацию из документов. Представим, что из дневника или переписки школьники узнают о событиях в жизни отдельно взятой семьи или человека. Нанесение этих событий на линию времени может визуализировать их, помогать осознавать соразмерность временных отрезков.

Использовать линию времени можно по-разному. Варианты её применения ограничены фантазией педагога и способностью школьников выдумывать.

7. Разработка аудиогида. Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид. Современные приложения позволяют не только сделать качественный аудиогид, но и опубликовать его для использования неограниченным кругом лиц.

Творческий путь по созданию может быть любым. Представим, что группа школьников разрабатывает аудиогид по истории района, в котором находится их школа, или объектом их исследования становятся мемориальные места в школьном пространстве. Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы из школьного музея, воспоминания выпускников школы, опросы старожилов города.

Все эти материалы могут приобретать разные формы аудиопредставления. Например, рассказ о «мемориальном кабинете заслуженного учителя» может быть представлен написанным по воспоминаниям диалогом между двумя учениками 1970-х годов. А мемориальная доска с именами погибших может «ожить» благодаря чтению фрагментов их писем с фронта, чтению извещения о их гибели или чтению цитат из наградных листов. Эти документы доступны в специализированных открытых базах данных.

Создание подобных аудиогидов может стать не только элементом занятий, но и полноценным деятельностным проектом по истории школы.

Примеры различных форм заданий и упражнений, которые можно применить на уроках

Для использования разных форм в работе с подростками требуется серьёзное время, подготовка и достаточная свобода педагога (как внутренняя, так и внешняя). Если педагог стремится использовать интересные и живые формы работы, он может начинать с малого. Например, с простых и действенных форм заданий — как аудиторных, так и домашних. Вот несколько форм, которые могут подстегнуть к разработке новых.

1. Википоиск. С помощью «Википедии» за счёт использования гиперссылок в тексте статей перейти от одной статьи (например, «Ленин (Ульянов) Владимир Ильич») к другой (например, «Солнечное затмение»). Необходимо потратить как можно меньше переходов по гиперссылкам и зафиксировать свой уникальный путь. Эту форму можно использовать с элементами соревновательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как регулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.

2. Поиск автографов в книгах. Особыми заданиями можно считать те, которые педагог даёт подросткам для самостоятельного выполнения или же совместно с родителями. Например, задание по поиску автографов на форзацах книг домашней библиотеки может дать интересный результат.

Домашнюю библиотеку можно использовать и для задания сфотографировать расстановку книг и объяснить, почему книги расположены таким образом. Из подобных заданий может выйти полноценный процесс изучения семейной родословной или же того, как пополнялась семейная библиотека в разные годы и разными людьми.

Чем заняться на уроке истории. Смотреть фото Чем заняться на уроке истории. Смотреть картинку Чем заняться на уроке истории. Картинка про Чем заняться на уроке истории. Фото Чем заняться на уроке истории

3. Самый старый предмет. У учителей пользуется популярностью задание по поиску самого старого документа, хранящегося в семье. Задание может показаться простым, но оно преследует очень важную цель — обеспечить диалог внутри семьи о тех документах, семейных артефактах, которые способны рассказать историю и побудить на изучение родословной подростка.

Многие из представленных форм работы, заданий, деятельности являются сложными в осуществлении. Учитель не должен бояться подобных трудностей, так как заложенные основы исторического мышления дадут отсроченные результаты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *