Чем заняться на уроке рисунки
Как сделать уроки рисования интересными: 11 оригинальных идей
Мы собрали для вас 11 нетрадиционных идей, как сделать уроки рисования интересными и увлекательными для детей разных возрастов. Запасайтесь бумагой, красками или фломастерами, хорошим настроением — будем творить и вытворять!
Все дети любят рисовать. И если дома творческие порывы ребенка практически ничем не ограничиваются, то вот на уроках рисования в школе дела могут обстоять иначе. Правила, запреты, строгие рамки иногда превращают такой любимый с детства процесс в мучительное отбывание номера. Нетрадиционные подходы и методы, которые так необходимы для реформы образования в целом и уроков рисования в частности, помогут увлечь детей красками и сделают сам урок рисования интересным и увлекательным.
Как интересно провести урок рисования: 11 нетрадиционных идей
Процесс рисования очень полезен для детей, ведь развивает внимание, мелкую моторику, воображение и память. Подобные оригинальные техники рисования можно использовать не только на школьных уроках рисования, но и применять при хоумскулинге, либо для развлечения ребенка и его друзей на природе или во время детской вечеринки дома.
Обводим контур по тени
Рисование можно превратить в игру с солнцем, если переместить весь процесс на свежий воздух. Понадобится лишь бумага, предметы, которые будут отбрасывать тень, и фломастеры. А еще это способ объяснить детям о роли света и тени, о движении солнца и смене дня и ночи.
Автопортрет
Позвольте детям нарисовать свой автопортрет, но не рисуя его с чистого листа, а дорисовав лишь правую/левую часть. Принцип симметрии никто не отменял.
Портрет по памяти
Либо же предложите детям рисовать портреты друг друга по памяти. Прикрепите листочки на спины детям (уже это их позабавит), постройте всех в шеренгу друг за другом и пусть каждый нарисует портрет того, кто стоит перед ним. Стоящим впереди запрещено оборачиваться. Техника прекрасно развивает детскую память и надолго поднимает настроение.
Причудливые узоры на пленке
Вместо традиционного бумажного холста используйте широкую пищевую пленку. Натяните пленку между двух столов, застелите пол, а дети пусть наденут фартушки. Разделите детей на группы: одна рисует, а другая лежит под пленкой и наблюдает за процессом через пленку снизу вверх. Расскажите, что на разную поверхность краска ложится по-разному, потому даже брызги выглядят необычно.
Самая длинная кисточка
К каждой кисточке прикрепите скотчем длинную палку. Предложите детям для начала раскрасить заготовки, а уже потом переходить к рисованию. Такой оригинальный способ рисования развивает моторику, координацию и ловкость, ведь управляться с длинной кисточкой гораздо сложнее, чем с обычной.
Рисование ногами. Рисовать руками все умеют. А вот как на счет рисования ногами? Это тоже не менее интересный и увлекательный процесс, требующий концентрации и терпения. Такая техника рисования особенно полезна для профилактики плоскостопия у детей.
Крути головой. Кроме рисования ногами и рисования пальчиками можно задействовать еще и. голову. Как? Прикрепите к каждому велосипедному шлему по две кисточки, сложенных под острым углом, раздайте шлемы детям и повесьте перед ними большой кусок ватмана. Задача детей — рисовать на бумаге, двигая головой. Прекрасная зарядка для шейного отдела.
Рисование-выдувание
Вместо кисточек можно использовать коктейльные трубочки и дуть через них на краску, тем самым делая красочные разводы на листе бумаги. Таким образом интересно получаются прически у заранее нарисованных персонажей.
Шиворот-навыворот
Рисовать можно не только за столом, а и под ним. Прикрепите листочки с внутренней стороны стола и предложите детям рисовать сидя или лежа на спине, как это делал Микеланджело. Детям понравится, вот увидите.
От фигуры к абстракции
Чтобы создать коллективную абстракцию, можно использовать сетку из контуров тел. Покройте пол большими полосками бумаги и пусть дети обводят контуры тел друг друга, наслаивая одни контуры на другие. После дети выбирают для себя отдельные части рисунка и закрашивают их на свое усмотрение.
Светящаяся картина
Жидкость из флуорисцентных браслетов или палочек может послужить необычной краской для рисования. Возьмите несколько таких неоновых палочек, аккуратно отрежьте им кончики и извлеките стержни. Проделывать все лучше в перчатках. Поместите светящуюся «начинку» браслетов или палочек в пластиковые стаканчики, наполовину наполненные водой. Раздайте детям бумагу, выключите свет и пусть начнется волшебство!
Эти необычные идеи рисунков внесут разнообразие в стандартную программу по рисованию и помогут сделать уроки рисования интересными и увлекательными. А как вы рисуете с детьми дома или на уроках? Делитесь своими подходами в комментариях.
200+ идей что нарисовать когда скучно
2020 год был странным, коронавирус распространяется по всему миру, и всем нам рекомендуется оставаться дома и практиковать социальное дистанцирование. Но давайте во всем искать плюсы, например, оставаясь дома вы получаете шанс узнать что-то новое, получить новый навык или найти новое хобби.
И сегодня мы подготовили статью для всех творческих душ, нуждающихся во вдохновении. Итак, продолжайте читать, чтобы найти более 200 идей и примеров того, что нарисовать когда скучно.
Что нарисовать, когда скучно?
Не важно, хорошо вы владеете карандашом или нет, мы подобрали идеи как для новичков в рисовании, так и для продвинутых.
Вы можете рисовать акварелью, акрилом, маркерами, цветными карандашами, чем угодно! Главное — получайте удовольствие!
Итак, в приведенных ниже примерах мы собрали довольно много идей, которыми вы можете украсить свои скетчбуки.
Кликая на картинку, чтобы увеличить ее.
Акварельные идеи
Чашечка с любимым согревающим напитком
Воздушные шары
Любимый мультяшных персонажей и забавных зверят
Любимую косметику
Своё рабочее место и все, что увидите дома
Портрет себя или подруги
Рисовать портрет новичку довольно сложно, поэтому прежде чем пробовать, изучите пропорции лица и головы.
Затем попробуйте нарисовать себя в собственном стиле.
Что нарисовать? Идеи и упражнения на каждый день
Простой ответ на вопрос «что можно нарисовать».
Идеи для рисунков в скетчбуке и на бумаге.
Поэтапные упражнения для развития навыков рисования.
От базовых примитивов до растений, животных и людей.
Рисовать нравится многим людям и, конечно, далеко не все из них профессиональные художники. При этом довольно часто возникает вопрос — что можно нарисовать конкретно? Вы скучаете перед белым листом бумаги и раздумываете, с чего бы начать. Не волнуйтесь, это случается даже с самыми опытными художниками. Как и с любыми другими творческими начинаниями, каждый проходит через своего рода блоки, когда он не может решить, что именно изобразить прямо сейчас. Если вы пребываете в этой ситуации, то советы ниже как раз для вас.
Что можно нарисовать легко — идеи для рисования, вдохновленные реальной жизнью
Для того, чтобы преодолеть изначальный ступор, лучше всего иметь наготове несколько простых идей для наброска. Тогда можно сразу начать рисовать и сосредоточиться на самом процессе, а не на долгих размышлениях и мучительном выборе предмета или композиции.
Итак, вот несколько простых идей для наброска:
Что нарисовать в скетчбуке — 20 идей для рисунка
Практика — важная часть развития навыков рисования. Изучение основ и повторение их снова и снова — единственный способ улучшить и закрепить любые навыки. Просто представьте, что могут сделать несколько лет практики в каком-либо деле. Посвятив некоторое время постоянным тренировкам, вы увидите действительно невероятный прогресс. Тем более для того, чтобы перейти от простых набросков к изображению более сложных портретов и пейзажей, требуется не так уж и много времени.
Итак, когда вы берете в руки альбом, ну или только думаете это сделать, часто бывает полезно начать с некоторых подсказок, которые имеют четкие рамки или просто достаточно образны, чтобы включить воображение. Используя всего три или четыре слова в качестве отправной точки, можно нарисовать симпатичный и детальный набросок.
Никто не знает наверняка, что именно может его действительно увлечь. Поэтому отличный способ понять, что вы больше всего любите рисовать — это последовательно воплотить карандашом на бумаге несколько совершенно разных идей. И уже зная о том, что вам нравится еще на этапе наброска, можно более вдумчиво подойти к дальнейшему выбору тем для серьезных работ.
Что нарисовать в скетчбуке на разные темы, список из 20 идей:
В том случае, если ваши художественные навыки пока что оставляют желать лучшего, а желание рисовать уже проснулось, вам подойдут упражнения для начинающих.
Задания выстроены по принципу постепенного усложнения для того, чтобы максимально эффективно отточить основные скилы. Сначала начинаем рисовать с геометрических примитивов (линии, кривые и прочее), далее переходим к двумерным и трехмерным фигурам. А позже, набив руку на простых формах, вы будете готовы к рисованию предметов, растений и животных на их основе.
Главная фишка упражнений — в опциях «как рисовать». Добавляя варианты изменения размера, поворота, цвета, теней и не пренебрегая повторами, вы закрепляете базовые навыки, которые пригодятся вам позже в рисовании чего-то более сложного.
В том же случае, когда вы уже более-менее овладели основами рисования, и, возможно, даже выработали собственный стиль, вопрос «как нарисовать» становится менее актуальным, чем «что нарисовать». К этому времени поиск идеи для рисунка для ежедневной практики порой может стать настоящей проблемой.
И тут, когда уже не хватает фантазии, а порисовать хочется, или стоит вопрос, что нарисовать, когда скучно, на помощь приходит генератор идей для рисования. Он предлагает огромное количество сюжетов, которые отлично подходят для ежедневных эскизов или для того, чтобы помочь вам вырваться из привычных представлений и попробовать что-то новое. Нет особого смысла рисовать первую же созданную им идею. Продолжайте генерировать до тех пор, пока не найдете тот сюжет, который бросается в глаза и вызывает эмоциональный отклик.
Генератор идей помогает художникам развиваться и получать удовольствие от практики и экспериментов. Рисовать то, что не приносит радости и удовлетворения — просто скучно и может быстро надоесть. Поэтому развивайте свои художественные способности через регулярную практику с доступом к миллионам случайных идей для рисования, вызывающих вдохновение и интерес.
Необычная практика: как используют рисование во время нехудожественных занятий
Это полезно как в образовании детей, так и взрослых. Объясняем, почему стоит поощрять рисование на лекции, например, по истории или физике.
Оля Ежак для Skillbox Media
Цветочки, скандинавские узоры-косички, чёртики, сердечки и штрихи — стандартные украшения тетрадей, блокнотов и ежедневников. Рисованием во время серьёзных уроков и лекций балуются и школьники, и студенты, и взрослые. Некоторые «облагораживают» портреты Пушкина в учебниках, а то и занимаются творчеством прямо на партах. Да и сам Пушкин на полях рисовал!
Казалось бы, такой «вандализм» можно лишь порицать — только тетради с партами портит да от занятий отвлекает. Но многие прогрессивные педагоги, а вместе с ними и учёные, призывают использовать любовь к незатейливым рисункам в образовательных целях. Для этого есть несколько техник, например дудлинг, скриббинг, скетчноутинг. Разберёмся, что это такое и как с этим работать.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Почему для учёбы стоит рисовать
Объяснить этот феномен проще всего на дудлинге. Дудлинг (doodling) — фактически машинальное рисование, а дудл (doodle) — незамысловатый рисунок, закорючка. Представьте, что вы слушаете длинную лекцию и в это время «на автомате» рисуете те самые сердечки, чёрточки и квадратики, рожицы — это и есть дудлы. Их, кстати, не стоит путать с друдлами, то есть визуальными загадками, хотя их в обучении тоже используют.
Удивительно, но дудлы помогают сконцентрироваться и лучше запоминать получаемую информацию. В 2009 году профессор Плимутского университета Джеки Андраде провела эксперимент, чтобы подтвердить эту теорию. Участие в нём приняли 40 человек, все они собирались идти домой после другого эксперимента, поэтому были достаточно уставшими и уже не так хорошо могли воспринимать информацию.
Исследовательница попросила их послушать небольшое, но очень монотонное сообщение о подготовке вечеринки и записать имена людей, которые на неё пойдут. При этом часть волонтёров заштриховывали квадраты и круги на листке, который им выдали. После окончания эксперимента исследователь провела минутную беседу с каждым участником, а после попросила вспомнить имена, которые были им записаны. Оказалось, что рисовавшие запомнили на 29% больше, чем те, кто делал обычные заметки.
Спустя почти десять лет учёные из Ирана также решили провести эксперимент с дудлами, но уже с подростками — девочками в возрасте 12–13 лет, которые учились в одной из иранских школ. В рамках десяти занятий по естественным наукам школьницам предложили рисовать по желанию во время теоретической части. После первого такого урока исследователи выбрали 27 девочек для экспериментальной группы, в которой рисовали на занятиях, и ещё 27 для контрольной группы. Их результаты оценивали с помощью тестов на каждом уроке. В результате выяснилось, что девочки, которые рисовали, запоминали материал лучше тех, кто просто слушал учителя.
Похожее исследование провели и в одной из школ Техаса (США), но уже на уроках истории. Участие в нём приняли 39 старшеклассников в возрасте 16–17 лет. Их разделили на три группы:
Все участники слушали обычные лекции по 45–60 минут, а результаты — их способность запоминать услышанное и «не уплывать» во время урока — оценивались с помощью письменного опроса.
«Результаты показали значительную разницу в оценках между контрольной группой и экспериментальными: те, кто занимался как структурированным, так и неструктурированным дудлингом, продемонстрировали оценки выше, при этом первая группа, использовавшая структурированный дудлинг, получила самые высокие результаты», — говорится в исследовании.
При этом 82% школьников из экспериментальных групп подтвердили, что отвлекались реже, чем на обычных уроках. И 79,5% отметили, что дудлинг помог им лучше запоминать материал.
Исследователи считают, что такой эффект объясняется достаточно просто: механическое рисование помогает избавить человека от скуки и «дневных мечтаний».
«Когда вам скучно, реакция „бей или беги“ сделает всё возможное, чтобы вы оставались начеку. Рисование может быть последней попыткой бодрствовать и сконцентрироваться. Рисование не даёт вам заснуть или сидеть с отсутствующим взглядом, когда ваш мозг уже отключился. Разрешение на „свободное рисование“ даёт вашему мозгу ещё некоторое время „оставаться на связи“», — объясняет профессор Медицинской школы Гарварда Шрини Пиллэй.
Кроме того, благодаря спонтанному рисованию снижается уровень тревоги, а значит, проще сосредоточиться на восприятии и запоминании чего-то нового. Учёные доказали, что даже самые простые рисунки, как и другие виды занятий искусством, помогают снизить уровень кортизола, «гормона стресса».
Как в одной школе разрешили рисовать на партах
На пользу дудлинга обращают внимание не только учёные. Так, в 2016 году директор одной из средних школ Нью-Йорка Эндрю Касэль начал заменять обычные парты столами с досками для рисования. За два года он переоборудовал 12 классов из 30. Ученики, конечно, не просто их разрисовывали: под присмотром учителя они делали заметки и скетчи на уроках, работали над совместными проектами в группах. Касэль отметил, что возможность рисовать на партах-досках нравится школьникам, а совместная работа и похвала от педагога, которому хорошо видны все сделанные в классе записи, дополнительно их мотивируют.
Как рисовать с учебной пользой
Для этого в образовании применяют две техники — скетчноутинг (sketchnoting) и скрайбинг (scribing). По своей сути они очень похожи: это способ записи информации с помощью визуализации, то есть с использованием символов, рисунков и слов. Но есть и различия.
Скрайбинг | Скетчноутинг |
---|---|
Используется в профессиональной среде. | Используется в основном для личных заметок. |
Фиксация идей или встречи в реальном времени. | Фиксация мыслей, информации с помощью скетчей. |
Рисуют на большом листе бумаги или доске. | Рисуют в обычном блокноте или тетради. |
Скрайбинг часто используют, например, спикеры на конференциях или во время рабочих совещаний, чтобы быстро доносить суть своих докладов с помощью системы визуальных образов и отдельных слов. В образовании такой инструмент поможет именно педагогу — чтобы в процессе урока визуализировать на доске предложенные учениками идеи или ответы. А вот самим школьникам для работы больше подойдет скетчноутинг.
Скетчноутинг для детей
Американский преподаватель по математике и художественному мастерству Рэйчел Смит, которая сегодня работает графическим фасилитатором, рассказывала, что, когда она была школьницей, учителя ругали её за записи с помощью рисунков. Они были уверены, что Смит плохо слушает и запоминает урок, если рисует в процессе — и даже заставляли её вставать перед всем классом, чтобы пристыдить «нерадивую» ученицу. А она, наоборот, прекрасно запоминала сказанное на уроке и впоследствии собрала собственную «библиотеку» символов, которые помогали ей «кодировать» информацию и «доставать» её из памяти в нужный момент.
«Рисование помогает студентам создать персональные визуальные заметки, на которые они помогут посмотреть позже и воспроизвести услышанную историю. Когда педагог учит, на самом деле он рассказывает историю о том, что его увлекает. Когда школьник создаёт рисованные заметки, то визуализирует эту историю. Главное, чтобы рисунки можно было создать быстро и просто», — говорит Смит.
Если быстро создавать их не выходит, а у рисующего есть конкретная концепция, которую непросто перенести на бумагу сразу же, — для рисунка можно оставить место и вернуться к нему позже. Даже такой «пропуск» поможет запомнить информацию, объясняет Смит. Но если полностью «погрузиться» в художественный процесс, то внимательно слушать уже не получится.
В России учёная из СПбГУ Валентина Браташ провела собственное исследование: скетчноутинг она использовала для литературной мастерской в образовательном центре «Сириус» и на занятиях по литературе в петербургской школе №92. В общей сложности в её эксперименте приняли участие 533 российских школьника.
Например, на диагностическом этапе исследования ученикам «Сириуса» показывали скетчи, отражающие три темы: биографии русских писателей, классические литературные произведения и общелитературные темы. Ребятам предложили посмотреть на визуальные заметки, проанализировать их и обсудить в группе. По откликам школьников было сделано несколько выводов:
На экспериментальном этапе школьники в ходе внеурочных занятий по литературе сами делали визуальные заметки, при этом они изучали, как именно можно структурировать такой вид текста, как создавать визуальные метафоры, а также основы рисунка. В итоге часть учеников стала на постоянной основе прибегать к скетчноутингу на основных занятиях как в школе, так и позже в университете. По результатам исследования Браташ отметила, что скетчноутинг приносит значительную пользу для образовательного процесса. Однако применять инструмент можно с оговорками.
«Чтобы использовать скетчи во время урока, учителю необходима дополнительная подготовка. Педагогу важно понимать, что создание скетчей — это альтернатива, которую могут предпочесть не все дети. Поэтому продумывая логику представления формата, стоит сделать акцент на альтернативности инструмента. При знакомстве с порядком работы с таким текстом необходимо объяснить школьникам, как читать визуальную заметку (читать можно не только текст, но и визуальные элементы) и понимать, что скетч не является заменой линейному тексту. По этой причине при разворачивании скетча подразумевается привлечение ребёнком разных источников», — объяснила исследовательница.
Кстати, скетчноутинг используют и в обучении детей с особыми потребностями. Например, своим опытом с изданием Kqed поделилась Кэрри Баукум (она педагог и автор книги «Карандаш заставил меня сделать это»). Кэрри преподавала для детей с разным видом проблем — от речевых особенностей до расстройства поведения. Однажды она говорила с учениками об одном из рассказов Эдгара По и попросила их представить, что они видят, — но они молчали. Тогда педагог стала рисовать то, что представляла сама, прямо на страницах книги, а школьники честно повторили за ней это действие. Так повторялось на нескольких уроках, пока один из учеников не решил нарисовать собственную картинку, а его примеру последовали одноклассники.
Баукум рассказывает, что постепенно ребята стали визуализировать свои идеи или восприятие материала. Даже если изображение на первый взгляд не имело ничего общего с тем, что ученик изучал, — главное, чтобы он сам мог объяснить связь нарисованного с изучаемым. Визуализация, отмечает педагог, помогла ребятам лучше запоминать, внимательнее слушать и чувствовать себя увереннее.
Скетчноутинг для взрослых
Скетчноутинг прекрасно вписывается и в концепцию непрерывного обучения. Так, директор Центра нейтронных исследований Национального института стандартов и технологий (NIST Center for Neutron Research) из США Роб Димео решил использовать эту технику, чтобы лучше понимать и запоминать объяснения учёных — сотрудников ведомства. В течение года он «зарисовывал» каждую презентацию, встречу и даже прочитанную книгу. И если поначалу скетчи давались ему довольно тяжело, то чем дольше он рисовал — тем проще было вести записи в таком формате. Теперь они похожи на произведения современного искусства, и на них может посмотреть любой желающий.
«Самая тяжелая часть — слушать внимательно и осмыслять информацию, пока ты ведёшь записи, но это и становится самым полезным навыком, стоит только преодолеть дискомфорт. Этот процесс превращает тебя из пассивного слушателя в активного и вовлечённого», — считает Димео.
Кстати, скетчинг послужил вдохновением для выставки с участием нобелевских лауреатов, её целью была популяризация науки. Знаменитые учёные позировали фотографу Волкеру Стегеру с рисунком, отражающим суть их изобретения.
Почему не нужно бояться скетчей
На пути использования скетчноутинга стоит только страх перед рисованием: «У всех такие красивые заметки, а я могу только „точка-точка-огуречик“». В своём выступлении британский педагог и автор книги «Искусство бизнес-коммуникации» Грэхэм Шоу наглядно демонстрирует, почему бояться этого не стоит.
«Люди говорят: „Скетчинг — отличная идея, но я ведь не умею рисовать!“ Но я верю, что каждый может рисовать и достаточно хорошо, чтобы сделать обучение запоминающимся», — подчёркивает Шоу.
Рэйчел Смит приводит простейший алгоритм для тех, кто хочет создавать свои визуальные заметки. Его вполне можно использовать, чтобы научить скетчноутингу учеников.
1. Выберите подходящие инструменты. Это могут быть карандаш и бумага, ручка и блокнот, планшет или телефон, главное — чтобы работать было комфортно. Поэтому пусть это будет что-то простое и понятное: например, если приложения для скетчей вам не знакомы, то попытка найти в них нужную функцию приведёт только к раздражению. Но даже со знакомыми инструментами нужно заранее потренироваться.
2. Создайте свою библиотеку визуальных элементов. Это могут быть самые простые иконки: домики, человечки, даже обычные лампочки — всё, что упростит как сам процесс записи, так и дальнейшее восприятие материала. Это тоже лучше сделать заранее, чтобы можно было сосредоточиться на происходящем.
Смит приводит такой пример: предположим, вы записываете лекцию в обычном текстовом формате, но ведь сделать это трудно, если в процессе вы будете придумывать новый язык для записи. Простые визуальные элементы будут своеобразным готовым словарём.
3. Практикуйтесь в том, как отражать основную суть материала. В этом помогут детали. Рисунки в скетчноутинге могут быть самыми простыми — теми же закорючками из дудлинга, но их можно дополнять. Например, если в вашей библиотеке визуальных экспериментов есть человечек, то выражение его лица может быть разным (его, опять же, можно отражать в виде черточки и двух точек). Предположим, вам нужно изобразить исторический факт: гнев царя Петра I на его сына Алексея — и на человечке появится корона, а на лице его будет «перевёрнутая» улыбка. Другой пример: вы делаете заметки на инструктаже по пожарной безопасности — тогда в круге-гидранте появится спираль, а круглая кнопка тревоги будет закрашена красным цветом.