Чем заняться с ребенком на прогулке
15 идей, чем заняться с детьми на осенней прогулке
Дни становится холоднее и короче, прогулки уже не такие радостные и долгие, как летом. Вместе с Decathlon и детским психологом Еленой Шуваловой мы советуем вам одеться потеплее и взять на вооружение идеи, которые превратят осенние прогулки из обязаловки в чистое веселье.
Время, когда дети готовы гулять с родителями, пролетает очень быстро. Лет в 11–12 они уже вполне могут сказать: «Ладно, пока, встретимся через час», — и убежать в соседний двор к друзьям. Тем ценнее этот короткий и яркий период совместных прогулок, который может запомниться на всю жизнь — и сделать для этого нужно совсем немного.
В парке и во дворе
Измерить лужи. Дети 5–7 лет просто обожают игры с водой. Благо сейчас совсем не трудно одеться так, чтобы можно было ходить по лужам и возиться с мокрым песком, не промокая до нитки. Причем руки можно не пачкать, есть же совки, лопатки и, наконец, «палки-копалки». Разрешите детям строить «дамбы», расширять русла «рек» и пускать по воде «плоты» из палочек. Дети могут быть по-настоящему счастливы просто потому, что мама разрешает им играть в лужах и даже поощряет это.
Собрать коллекцию. Многие дошкольники просто обожают собирать что-либо, причем для них важны не сами артефакты, а процесс коллекционирования. Поэтому на прогулку можно взять небольшой мешочек или бумажный пакет, чтобы отыскать в парке или на бульваре гладкие блестящие каштаны, шишки, разноцветные листья, небольшие палочки или камешки. Дома все это можно использовать для поделок или просто организовать симпатичную выставку. Имейте в виду: чтобы сохранить осенние листья красивыми и использовать для букетов, гирлянд или инсталляций, непременно нужно их просушить и прогладить утюгом через бумагу, иначе они деформируются.
Заняться лэнд-артом. Слышали про такое направление в искусстве? Это когда художник творит на природе, а материалом для создания арт-объектов служит то, что можно найти вокруг. С детьми на прогулке можно выложить узор на земле, используя листья разных цветов, шишки, каштаны и палочки. Соорудить инсталляцию на ветвях в виде паутинки из цветных ниток или сделать «ловца снов». Заодно в процессе работы будет возможность изучить и запомнить названия деревьев, поговорить про цикл их жизни и трансформацию в зависимости от времени года, запомнить, как выглядят семена и листья.
Устроить праздник фонариков. Соорудите фонарики из небольших баночек с чайной свечой внутри, раскрасив их красками по стеклу. Сделайте длинную ручку из проволоки, чтобы пламя не обжигало руки, и отправляйтесь на прогулку в парк вечером. Только не забудьте захватить с собой термос с «осенним чаем» — с клюквой, палочкой корицы и медом: к красоте осенней природы и волшебной прогулке с фонариком добавится еще и вкус осени.
Порисовать на асфальте. Если в сухую теплую погоду днем выйти на прогулку с мелками, то можно обводить тени друг друга и дорисовывать потом детально лица и одежду. Рисовать можно и палочкой на земле или мокром песке. Кстати, «одеть» фигуру на асфальте можно в наряд из ярких осенних листьев. И не забудьте сфотографировать!
Заняться счетом. Когда-то в портфеле каждого первоклашки были счетные палочки, с которыми хороший учитель мог придумать десятки вариантов занятий — от тренировки навыков счета до выкладывания на парте геометрических фигур. Сейчас ими пользуются реже, но никто не мешает затеять математическую игру на улице, используя в качестве счетных обычные палочки разной длины. Можно выкладывать сложные фигуры, находить и считать треугольники или прямоугольники, измерять в палочках длину шагов, собственный рост или расстояние от качелей до горки на детской площадке.
В лесу
Устроить экспедицию. «Эй, Пятачок! — взволнованно сказал Пух.— Мы все отправляемся в искпедицию. Все, все! И берём про… Покушать. Мы должны что-то открыть» — помните эту главу из книги Алана Милна? У каждой экспедиции, даже небольшой, на несколько километров, должна быть цель. Пройти столько-то шагов, дойти до места на карте, научиться определять направление ветра при помощи самодельного ветряка, сфотографировать птиц, испытать новый термос. Выбирайте цель, собирайте в рюкзак то, что может порадовать вас, когда достигнете цели (чай, бутерброды, булочки), сверяйтесь с прогнозом погоды — и в путь!
Соорудить шалаш. Когда на улице ветреная погода, в лесу или парке можно найти множество веток прямо на земле. Они послужат материалом для строительства шалаша. Все дети обожают делать «домики», вокруг них сразу возникает интересная ролевая игра — распределяются обязанности, включается фантазия: «А давай это будет…» Они забывают про время на прогулке, если есть возможность обжить собственную территорию под крышей из веток. Кстати, совсем не обязательно строить большой шалаш, можно соорудить маленький — для игрушек или лесных гномов.
Освоить игры на равновесие. Пройти по бревну и не упасть, удержать палку на ладони сначала горизонтально, а затем вертикально, попасть шишкой в цель, стоя на одной ноге, перейти «болото», перепрыгивая по «островкам», которые вы обозначите на дорожке мелом или прочертите палочкой, пробежать по расчерченной или обозначенной веревочкой линии — эти игры помогут детям научиться держать баланс.
Сделать заготовки для поделок. Захватите с собой на прогулку в лес небольшую ножовку (лучше — складную) и перчатки и сделайте вместе с ребенком спилы толщиной 1,5–2 см с некрупных ветвей (диаметром 4–7 см) поваленного дерева. Дома их можно использовать для поделок (например, наклеить на кусочек картона или ткани, чтобы получилась подставка под горячее), а на прогулке это хорошая возможность научиться под вашим присмотром правильно обращаться с инструментом (это обожают делать как мальчики, так и девочки) и поговорить про то, что такое годовые кольца и как определить возраст дерева.
На спортивной площадке
Экзамен по вождению. Пока велосипед и самокат еще не отправились на зимнюю стоянку, устройте соревнования по маневрированию: проехать по прямой, развернуться в узком месте, проехать расстояние на скорость, сделать «змейку», не наезжая колесами на заранее нанесенную разметку. Представьте, что это экзамен по вождению на категорию «мастер».
Тренировка с мячом. Если вы вышли на площадку с мячом, но не встретили других игроков, можно устроить тренировку с интересными заданиями. Вообще, игры с мячом отлично развивают глазомер и координацию, задействуют оба полушария мозга. К сожалению, сейчас многие дети 6–7 лет не могут выполнить даже самых простых заданий — поймать мяч руками, отчеканить несколько раз от земли, перебросить с руки на руку, поймать его, ударив о стену. Кроме простых игр с мячом, можно тренировать удары по воротам, усложняя задачу игроку: подбежать к мячу, повернуться вокруг своей оси, а затем ударить. Интересно, попадет ли мяч в ворота?
Игры со скакалкой. Это отличная возможность подвигаться и потренировать ловкость. Прыгать через скакалку, ходить по ней, играя в «канатоходца», подпрыгивать, когда взрослый крутит скакалку на высоте 20–30 см от земли. Можно играть со скакалкой в словесные игры. Водящий прыгает и произносит: «Я знаю пять имен девочек — Нина, Вероника, Катя, Наташа, Ярослава». Затем скакалку передают следующему участнику, и он делает то же самое, но не повторяется. Если все удалось без ошибок, то игроки начинают следующий кон, называя, к примеру, пять городов или пять слов на букву «Л».
Сложные салочки. Есть увлекательная игра «Лисий хвост», которая напоминает салочки. Водящий — Лис с хвостом (лента или шнурок заправлен в брюки), игроки — зайцы. Задача Лиса — осалить зайцев, а те в свою очередь должны поймать «хвост» водящего, чтобы обезвредить его.
Тир. Захватите на площадку несколько упругих теннисных мячиков, чтобы потренировать меткость. В качестве мишени можно использовать волейбольный щит или более крупный мяч, который можно установить на спортивном комплексе.
Гулять, путешествовать и заниматься спортом в любую погоду и в любом месте позволит удобная и практичная детская одежда из магазина Decathlon. В ней не страшно испачкаться или промокнуть, она не сковывает движения, защищает от дождя и ветра, легко стирается и быстро сохнет. Вы можете не думать о погоде и смело увлечься процессом игры или тренировкой. Здорово, когда на прогулке интересно!
Твой Малыш
Лучшие друзья: фотопроект о маленькой девочке и ее собаке
Фестиваль талантов, конкурс костюмов и новогодний Брокант: праздничные развлечения на Дарынке
Новорічний парад хітів
Куда пойти с ребенком на длинных выходных 25-27 декабря. Детская афиша Киева
Лучшие подарки детям на Новый год.6 оригинальных идей
Календарь прививок
Календарь беременности
Таблица прикорма
Твой Малыш
«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.
Ура, каникулы! 100 способов развлечь ребенка на летней прогулке
Чем занять ребенка на свежем воздухе? Наши 100 вариантов для любой погоды сделают оригинальной и непохожей на другие каждую вашу прогулку на протяжении лета. Просто двигайся по плану, выбирая те игры и развлечения для ребенка на прогулке, что по душе сего
Наши способы развлечь ребенка проверены и подойдут для разного возраста (и даже взрослых!)
Привлекаем на помощь в ответе на вопрос, чем занять ребенка на прогулке, 4 природные стихии.
Воздух
Способы развлечь ребенка с помощью воздушной стихии:
Игры для ребенка на прогулке с водой — среди самых любимых:
Земля
Чем занять ребенка на прогулке? На помощь спешат земля, камни и песок:
Солнце
Чем занять ребенка на свежем воздухе в солнечную погоду?
Вот такие они, наши игры для ребенка на прогулке и другие способы развлечь твоего малыша. Попробуй все!
Консультация для родителей «Чем занять ребенка на прогулке?»
Консультация для родителей
«Чем занять ребенка на прогулке?»
А ведь именно прогулка открывает уникальные возможности для занятий с детьми. Автор многих статей по раннему развитию Ася Штейн предлагает несколько вариантов, как разнообразить прогулку с ребенком и сделать ее полезной не только для здоровья, но и развития, а также общения родителей с детьми. Возможно, вы знакомы с методикой Глена Домана и являетесь его сторонником или просто слышали, что некоторые специалисты раннего развития советуют показывать детям карточки с подписями. Делать это можно на прогулке: в ближайшем парке, на берегу реки, на бульваре или просто в зеленом уголке двора. Напишите на карточках слова «земля», «трава», «дерево», «одуванчик», «шишка», «кора», «берег» и т. д. Разложите их прямо на земле, прикрепите к стволам деревьев, прислоните к цветам. А теперь поводите малыша по этой волшебной полянке, читая ему карточки. Даже десяти-одиннадцати месячный кроха, не говоря уже о более старших, будет в восторге от такой игры. Ребенку постарше можно предложить поиграть в «музей живой природы», пусть он правильно расставит карточки перед «экспонатами». Если ваш малыш еще не умеет читать,помогите ему: «Где тут у нас одуванчик? Отнеси-ка к нему подпись! » «Вот я пишу: «сосна «, а ты поищи пока, куда ее прикрепить «. Трехлетний ребёнок с удовольствием примет участие в сборе гербария летом или коллекции семян зимой. Все образцы вы потом вместе рассортируете, оформите и подпишете. Кроме этого, пишет Штейн, на прогулке легко изучать основы географии и астрономии. Прихватите с собой компас и объясните малышу, как определять стороны света, заодно расскажите, как ориентироваться без компаса. Детям в четыре-пять лет уже можно рассказать, как пользоваться планом и картой местности. Прекрасно, если вы сможете отправиться в настоящий маленький поход, заранее определив маршрут с помощью
карты. Зимним вечером или на юге, когда небо ясное и усыпанное звездами,
попробуйте найти на небе Полярную звезду, Большую Медведицу, другие созвездия. Покажите малышу Луну в различных фазах, расскажите об их смене. Найдите открытое место, где хорошо видно закат. Это зрелище потрясет даже самых крохотных малышей.
Даже если вы что-то не знаете или забыли, не отказывайтесь от такого общения с вашим ребенком. Загляните в детские энциклопедии, посмотрите в Интернете. Найти ответы на детские вопросы будет несложно. Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, это голуби, воробьи, снегири и синицы. Прихватите крошки для уток и голубей, сделайте в парке кормушки. Приучите малыша тихо-
тихо наблюдать за птицами. Приходите регулярно на одно и то же место. Ранней весной можно посмотреть, как селезни ухаживают за уточками, летом полюбоваться утятами, осенью понаблюдать, как утки готовятся котлету, а заодно и вспомнить сказку «Серая шейка». Разыщите муравейник и понаблюдайте за его обитателями, расскажите малышу, какие муравьи трудолюбивые, как они живут большой дружной
Консультация для родителей «Чем занять детей в непогоду?» В идеальном мире каждый ребёнок мечтает о днях заполненных голубым небом и солнечным светом, но, к сожалению, это не всегда так. Плохая.
Консультация «Чем занять ребенка по дороге в детский сад и домой» Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени для простого общения и совместных игр со своим.
Консультация для родителей «Чем занять ребенка в выходной» h3] Чем занять ребенка в выходной. [/h3](Для уставших и занятых родителей) Последний день недели, пятница. Как долго его ждут дети, с.
Консультация для родителей «Чем занять детей летом» Лето, пожалуй, самое прекрасное время отдыха для взрослых и для детей. Не секрет что каждый ребенок с нетерпением ждет наступления лета.
10 занимательных идей на прогулке с детьми
Татьяна Помыткина
10 занимательных идей на прогулке с детьми
Многие родители жалуются, что ребёнок не хочет заниматься дома. Не заставишь его ни считать, ни писать, ни слушать. А давайте переместимся на улицу и попробуем незаметно для него сделать тоже самое.
Что будем считать? Птиц, людей, магазины, машины. Сделай 5 шагов, кинь мяч 3 раза, брось птичке 10 семечек, найди 8 кленовых листочков…
Рисование мелками на асфальте не только интересное занятие для ребенка, но и очень полезное. Оно развивает мелкую моторику и воображение. Можно незаметно добавить сюда и обучение. Напишите на асфальте любую букву и пусть ребёнок назовёт её и придумает слова на эту букву.
Нарисуйте круг или квадрат, и попросите ребёнка дорисовать, что может получиться из этих фигур.
Нарисуйте в линию любые простые рисунки: цветок, солнышко, домик, облако. Пусть ваш малыш продолжает последовательность.
Начертите на асфальте дорожку из прямых линий и кругов, по которой малыш должен пройти, не заступив за край. Дорожка может быть прямой или извилистой. Также в круги можно бросать разные предметы на меткость.
Дети любят играть в песке. Игры с песком развивают мелкую моторику рук и фантазию. Помимо обычных куличиков и замков, на песке можно рисовать.
Можно закапывать в песок разные предметы. Сообщите ему, что зарыли клад из 5 предметов, пусть он их ищет.
«Играем в находилки»
Нарисуйте или распечатайте дома картинки с предметами, которые нужно найти на улице. Это может быть камень, листок определённого цвета, кошка, мусоровоз, любая птица, лавочка, фонарь, шишка, каштан, дворник, машина скорой помощи – всё, что угодно, и каждый день задания будут разными. Это развивает внимание и наблюдательность ребёнка.
«Наблюдаем за машинами»
Договоритесь с малышом, что вы считаете машины синего цвета, а он – красного. Посоревнуйтесь, каких машин сегодня вы встретите больше. Или по определённым маркам. Или по пути следования. Вы считаете машины, которые въезжают во двор, а он – которые выезжают из него.
Тут фантазия мамы безгранична. Самые известные – «Съедобное – несъедобное», «Я знаю пять названий…». Мяч можно бросать друг другу, его можно отбивать о землю, кто больше, можно подкидывать вверх.
Не думайте, что мыльные пузыри интересны только малышам. Дети в любом возрасте очень их любят. У кого пузырь самый большой, а у кого их вылетает больше за один выдох, а чей пузырь дольше всех не лопнет?
«Наблюдаем и замечаем»
Договоритесь с ребёнком, что ищете в данный момент. Например, всё круглое. Дальше просто смотрите и замечайте. Солнце, буква О на вывеске магазина, помпон на шапке у проходящего мимо малыша, камень, апельсин на витрине…Придумывайте разные задания. Всё красное, всех животных или птиц, всё бумажное, всех прохожих в определённой одежде…
Поменяйтесь местами, теперь ребёнок прячет, а вы ищете.
Вспомните своё детство и поиграйте с ребёнком в прятки, в салки, научите прыгать через скакалку. Прогулка – это ведь так интересно! Нужно только забыть про гаджеты и наслаждаться друг другом!
Картотека занимательных игр Игры на формирование умения определять линию развития объекта. «Чем был – чем стал» для детей 3-5 лет Правила игры: Первый вариант: Ведущий.
Фотоотчет «Индивидуальная работа с детьми на прогулке» Добрый вечер дорогие коллеги, родители! Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий.
Ко Дню головоломок на МAAM. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Ко Дню головоломок на МААМ. Творческое использование и развитие популярных идей и их адаптация к работе с детьми с ОВЗ Головоломки – один.
Наблюдение за пчелой на прогулке с детьми 4–5 лет Находясь на прогулке, дети дошкольного возраста интересуются абсолютно всем! Так как в этом возрасте происходит формирование знаний, задают.
Серия занимательных опытов в лаборатории «Хочу всё знать» старшей группы Видео Фото и видеоотчет Как обуздать кипучую энергию и любознательность почемучек? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть.
Сидим дома и не скучаем «Картотека занимательных игр на Пасху» Уважаемые мамы и папы, познакомьте детей с народными играми – забавами, которые традиционно проводились на Руси в период празднования.
Сидим дома! Картотека занимательных игр Картотека игр на формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы. Игра «Что умеет делать» Правила игры: Ведущий.
Сидим дома с толком. План занимательных идей на каждый день Дорогие коллеги, доброго времени суток. Хочу предложить вашему вниманию небольшой план занимательных идей, как с пользой провести время.
Как превратить прогулку с ребенком в развивающее занятие: 15 идей для мам
Как развивать ребенка в песочнице и около лужи. Развивающие игры на улице для детей
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Продолжаем рассказывать о том, как сделать полезной для развития прогулку с ребенком. При каких условиях обычная весенняя лужа становится развивающим пособием? Сколько развивающих игр можно придумать в песочнице? И что лучше — гулять с ребенком 2 лет или водить его в группу развития в детский центр? Рассказывает Анна Быкова, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы».
Копай, зайка, копай!
Однажды на детской площадке, гуляя со своим ребенком, я случайно стала свидетельницей разговора двух мам. Мамы стояли в паре шагов от меня, а их детки ковыряли еще не до конца оттаявший после зимы песочек пластмассовыми совочками рядом с моим сыном. Одна мама жаловалась другой на катастрофическую нехватку времени на то, чтобы заниматься с ребенком, а вторая согласно кивала.
— Стирка да готовка — вот и день прошел, — печально выдохнула первая мама, а потом обернулась к своему ребенку, чтобы обозначить свое присутствие: — Копай, зайка, копай! — И вернулась к разговору с приятельницей. — Лето впереди, а летом опять не до занятий.
— Да какие летом занятия? Лучше на улице больше гулять. Хоть какая-то польза для здоровья, — закивала вторая мама.
— Вот осенью она у меня в садик пойдет, там и разовьют. В садике педагоги с детьми по программе занимаются.
— А мы не пойдем в садик. Буду для своего школу развития искать.
— Да ладно, было бы что в голове, а развить и потом можно. Копай, зайка, копай.
«Зайка» засмотрелась на собаку, лежащую на островке сухого асфальта. Собаку сморило весеннее солнце, она лежала, положив голову на лапы, и ленивым взглядом следила за нахальными воробьями, таскавшими хлебные крошки у нее из-под носа. А мамы продолжали беседовать.
— Я тут карточки купила по какой-то системе, забыла, как называется. На карточках разные животные и птицы. Цвет фона отличается, поэтому сразу понятно, кто из какой группы. Животные на зеленом фоне, а птицы — на голубом. Только опять все упирается в нехватку времени. Это ж надо время найти, чтобы сесть, карточки разложить и все ей объяснить. А целый день такая круговерть, сама знаешь. Копай, зайка, копай!
«Зайка», услышав мамино напутствие, отвлеклась от наблюдения за собакой и воробьями, которые, не считаясь с логикой карточек, вели свою жизнь на сером, вытаявшем из-под снега асфальте, и продолжила копать. Яркий пластмассовый совочек погрузился в ямку, зачерпывая песок.
Песка было немного. Докопав до асфальта, девочка принялась копать новую ямку, не сходя с места. Вокруг нее было уже четыре ямки.
Развивающее занятие в песочнице: 6 идей
Интересно, знает ли «зайка», что ямок вокруг нее именно четыре? Какая из этих ямок глубже, какая шире, больше?
Какого цвета у нее совок? Какого цвета ведерко? Какого цвета ведерко у мальчика, что играет рядом? У кого из них ведро больше?
Как зовут этого мальчика? А вон того, что рядом копается? Сколько им лет? Кто из них старше?
Чья это собака? Почему птички таскают у нее хлеб? Знает ли она, что эти шустрые гомонящие птички называются воробьи, а те, что побольше, — голуби?
Как много могла бы рассказать ей мама. Но мама во время прогулки рассказывает другой тете о том, что ей некогда заниматься с ребенком, и встречает при этом полное понимание. «Копай, зайка, копай. » Мама надеется на садик — «там педагоги», а тетя советует маме, в какую школу раннего развития лучше водить ребенка с первых дней осени. А впереди еще целое лето.
Лето, однако, не повод откладывать развитие ребенка до осени. Тем более что для развития вовсе не нужны специальные пособия, специальные методики, специально оборудованные классы и специально подготовленные в развитии малыша педагоги: это могут быть мама, папа, бабушка или няня. И тогда каждая прогулка превратится в развивающую. Достаточно присутствия заинтересованного взрослого.
Мы с сыном хором считаем ступеньки, поднимаясь или спускаясь по лестнице. А так как мы живем на четвертом этаже, то за один спуск (как и за один подъем) мы шесть раз считаем до девяти. Каждый раз мы весело удивляемся, дойдя до конца очередного пролета: «Надо же, опять девять ступенек! Всегда девять! Везде девять!». И делаем вывод, что на каждой лестнице ступенек поровну, одинаковое количество.
Считать до девяти в два года? Легко! Чтобы в голове ребенка счет не был связан только со ступеньками, можно считать все, что встретится на прогулке: шишки, камушки, палочки, да хоть ведерки в песочнице. И считать можно не только до девяти.
А еще можно выкладывать сокровища, обнаруженные на прогулке, по размеру: от самой большой шишки к самой маленькой, от самой длинной палочки к самой короткой. Чтобы сформировать у ребенка понятие размера, учебные пособия не нужны. Зачем они, когда кругом столько всего, что можно потрогать, переместить, приложить друг к другу, то есть сравнить опытным путем.
Познание через чувственный опыт — самый правильный подход к развитию ребенка в раннем возрасте. Для этого маме (бабушке, няне) достаточно быть эмоционально включенной в происходящее и следовать за интересом ребенка.
Развивающее занятие в весенней луже: что развиваем?
Ребенок не проявляет интереса к развивающим занятиям? Неусидчивый малыш категорически не хочет сидеть за столом и смотреть в книгу, которую показывает ему мама? Это нормально. Малыш увлекся лужей? Это тоже нормально. Напротив, было бы ненормально, если бы ваш ребенок проявлял полное равнодушие к лужам.
Если я вижу, что энергия интереса моего сына направлена на лужу, значит, мы будем вдвоем исследовать лужу. Измерять палочкой ее глубину. Измерять шагами ее ширину. Кидать в лужу камни и хохотать при виде брызг, разлетающихся в разные стороны. Еще мы будем спускать на воду разные найденные предметы, тестируя их на плавучесть. Пробка от бутылки — поплывет или потонет? А как поведет себя в воде щепка?
Из случайно обнаруженного в кармане чека из банкомата я сворачиваю маленький кораблик. Это еще как минимум двадцать минут, проведенных возле лужи. Что можно делать с бумажным корабликом такую прорву времени? А вот что.
Пускать в дальнее плавание. Читать вслух стихи о корабликах, посвящая их отважным путешественникам, — это развитие речи. Ой, да у нас кораблик плывет без команды на борту! Не проблема, опавшую сосновую хвою мы превратим в отряд мореплавателей — это развитие фантазии. Каждую хвоинку мой сын погружает на кораблик аккуратно, по очереди, удерживая ее двумя пальчиками, — это развитие мелкой моторики.
Теперь подсчитаем членов отважной команды моряков — развитие навыка счета. Подуем на кораблик, изображая шквальный ветер, — артикуляционная гимнастика, развитие речевого аппарата. Еще пару раз прочитаем стихотворение про кораблик — развитие памяти.
Из чего бы еще нам сделать кораблик? Обнаруживаем под скамейкой обертку от шоколадки — развитие наблюдательности, а заодно и развитие логики через установление причинно-следственных связей: обертка — это тоже бумага, как и чек, а значит, из нее можно свернуть просто отличный кораблик.
И вот на нашем море, то есть на поверхности лужи, от которой сына теперь не оторвать, появляется большой пиратский корабль. Естественно, начинается морской бой. Наша задача защитить корабль с хвоинками-путешественниками от пиратов, и мы начинаем кидать маленькие камушки в лужу, целясь в пиратское судно, — развитие меткости.
Затем с помощью палочки мы извлекаем оба кораблика из лужи и отправляем сушиться под ярким весенним солнышком на скамейку. Подойдем через какое-то время и посмотрим, что изменилось. Это — изучение свойств воды.
Вот такая развивающая лужа. Вот такая развивающая прогулка. Специально отведенного времени на развивающие занятия — ноль. Специально выделенных средств из семейного бюджета на приобретение развивающих пособий — ноль. Как видите, мы обошлись подручными и подножными средствами. Задействованные ресурсы — фантазия взрослого и его готовность следовать за интересом ребенка.
А могло бы быть и по-другому: «Ой, не надо! Не лезь в лужу!». Есть у меня гипотеза, что, если не наиграться с лужами в два года, ребенок все равно наверстает недополученный опыт позже, лет, скажем, в десять. То есть в десять лет ему будет не до учебников, если важный опыт взаимодействия с лужами он упустит.