Чем заняться в мертвецу
Чем заняться в мертвецу
Чем заняться мертвецу
Ларри не знал, что отец дома, пока не услышал, что тот спускается по лестнице. Шел шестой час. Сам Ларри только что вернулся с пляжа.
– Привет, папа! – закричал он, бросившись к отцу с протянутой рукой. – Ты не сказал, что вечером приедешь.
– Ты плохо выглядишь! Ты слишком много работаешь!
Ларри обожал отца и все время беспокоился за него: несмотря на то, что врачи советовали мистеру Виксу поберечь свое сердце, тот очень много работал, чтобы обеспечить семью.
Отец ничего не ответил. Вместо того, чтобы пожать протянутую руку, он глухо простонал:
– Не поднимайся, малыш!
Ужасное предчувствие заставило Ларри побледнеть и устремиться на второй этаж.
Большая дверь в конце коридора.
Он не ошибся комнатой. Она была здесь.
Она лежала поперек кровати, голова свешивалась с другой стороны, белокурые волосы касались пола. Одна рука была подвернута под тело, другая оставалась протянутой вперед, безнадежно прося уже не нужной помощи. Миссис Викс, мачеха Ларри. Дикий страх, обуявший юношу на лестнице, теперь, столкнувшись с реальностью, стих. С недавних пор он ожидал чего-то в этом роде.
Ларри приподнял тело, перевернул и встряхнул его, словно пытаясь оживить. Но слишком поздно. Неподвижные глаза глядели, не мигая, голова болталась из стороны в сторону, как резиновый мяч. Позвонки шеи были сломаны, фиолетовые следы уже начали появляться на горле, куда пришлись пальцы. Ларри отпустил Дорис Викс, и она осела, как шифоновая кукла.
Он вышел из комнаты, аккуратно прикрыл дверь и нетвердым шагом пошел к лестнице, где все ещё сидел, склонив голову, его отец. Ларри сел рядом. Через минуту он положил руку на плечо отца. Тот поднял голову.
– Я и не сомневался – слышал, как хрустнуло.
Мистер Викс содрогнулся и прижал ладони к ушам, будто боясь снова услышать этот звук.
– Она сама виновата, – зло буркнул Ларри.
Отец покосился на него:
– Конечно. Он приезжал сюда на выходные. Они встречались в Беркли.
– Почему же ты ничего мне не сказал?
– Ну, она же твоя жена.
Вдруг затрезвонил телефон, стоявший на журнальном столике у лестницы. Двое мужчин, казалось, окаменели. Они смотрели друг на друга, не говоря ни слова. А звонок все продолжал надрываться, разгоняя тишину, воцарившуюся в доме.
– Я подойду, – сказал Ларри, поднимаясь.
Отец проводил его взглядом, полным страха.
Молодой человек замер на минуту перед аппаратом, пытаясь взять себя в руки, и только потом поднял трубку:
Затем он с видимым облегчением в голосе произнес:
– Нет, она ещё не вернулась с пляжа.
И переглянулся с отцом. Затем продолжал:
– Почему бы вам не поискать её на пляже? Вы же знаете, где её можно найти. Боюсь, если вы придете сюда, придется ждать очень долго. Я это говорю только потому, что вы. Ну да! До свидания.
Ларри повесил трубку и с облегчением вздохнул. Капельки пота выступили на его лбу.
– Ухажер Элен, – сказал он, подходя к отцу. – У нас есть ещё два часа, если он сделает, как я ему сказал.
Мистер Викс не поднял головы.
– К чему? Лучше позвонить в полицию. Покончить со всем сразу.
– Нет! – воскликнул Ларри. – Нет, нет и нет! Ты мой отец, я не позволю. Я не хочу, чтобы ты погубил остаток жизни!
Он схватил отца за плечи, пытаясь заставить его подняться:
– Возьми себя в руки, прошу тебя! Нужно убрать её отсюда. Неважно, где её найдут, но только не здесь!
Юноша безуспешно пытался расшевелить отца:
– Послушай. Ты был в Нью-Йорке. Я хочу сказать, ты был в этот момент в Нью-Йорке. Ты меня понимаешь? Ты не приезжал сюда. Мы ведь не рассчитывали тебя сегодня увидеть.
Ларри снова встряхнул отца, пытаясь заставить его слушать.
– Ты встретил кого-нибудь в поезде? На вокзале? По дороге сюда? Кого-нибудь, кто тебя знает?
Мистер Викс приложил руку ко лбу:
– По дороге сюда – нет. Улица была пуста. Все на пляже. В поезде – тоже нет. На вокзале – не знаю. Возможно, некоторые из служащих меня знают.
– Они же видят тебя всего раз в неделю. Через пару дней они не смогут точно сказать, когда видели тебя в последний раз. Завтра устрой так, чтобы тебя увидели. Поговори с кем-нибудь, поищи подольше билет. Не важно, что. И если их спросят, они вспомнят именно этот день. В поезде обрати на себя внимание контролера.
Лицо мистера Викса слегка прояснилось. Он как будто начал понимать, куда клонит его сын.
– О, но. У меня ведь абонемент.
По лицу юноши скользнуло разочарование.
– Правда. Я и забыл. Там штамп сегодняшнего дня, и мы не сможем.
– Нет, нет, подожди. Со мной такого раньше не случалось, но в этот раз я забыл абонемент в бюро, и пришлось покупать билет.
– Тогда дело в шляпе! – воскликнул Ларри. – Господь на нашей стороне. Глупо не воспользоваться таким шансом. Это доказывает, что мы должны.
Он на секунду задумался, затем продолжил:
– Ты взял и обратный билет, я надеюсь? Или придется его покупать?
– Не помню. Я был в таком состоянии, что не обратил внимания. Подожди-ка. Да, вот он!
И отец, и сын, увидев обратный билет, вздохнули с облегчением.
– Прекрасно! – сказал Ларри. – Твой абонемент станет первым пунктом алиби. Есть у тебя кто-нибудь. Или, ещё лучше, найдутся у тебя два – три друга, в компании которых ты мог бы провести сегодня вечер?
– Могу позвонить Фреду Джэрмену. У него куча друзей, с которыми он часто засиживается почти до самого утра.
– Отправляйся к нему. Сходите в театр или в кабаре. Выпей немного и пробудь с ними как можно дольше. А перед этим, не после, а перед, и так, чтобы это могли увидеть и услышать – позвони мне сюда. На почте будет зафиксирован междугородний звонок. И тогда я тебе скажу, как ты должен себя вести. Если я ещё не избавлюсь от трупа, все можно будет объяснить тем, что алкоголь заставил тебя расчувствоваться и позвонить домой. Но если все пойдет, как надо, я сообщу тебе ужасное известие, и ты все сможешь рассказать друзьям. До этого момента держи себя в руках. Тебе нельзя казаться беспокойным, нервным, озабоченным. Обрати на это внимание, ведь многие нас знают и легко смогут почувствовать, что что-то не так. Вот твоя задача. Моя же ждет меня наверху. Где твоя шляпа?
Ларри посмотрел на часы.
– Поезжай на вокзал. Шестичасовой поезд придет через 10 минут. У тебя есть ещё время, и лучше будет, если ты пойдешь по Шэратон Стрит. Хоть это и дольше, но безопаснее – скоро все начнут возвращаться с пляжа. Иди, пригнув голову, ни на кого не смотри. Благодари Господа, что она не общалась с соседями.
Говоря это, Ларри подталкивал отца к двери.
– А что ты собираешься делать? – негромко спросил сына мистер Викс.
– Еще не знаю, но во всяком случае, мне не нужны свидетели. Все, что мне нужно – это темнота и память о том, каким хорошим отцом ты всегда был. И тогда я смогу все сделать как надо. Подожди минуту – я выгляну на улицу.
Ларри открыл дверь, вышел на крыльцо, посмотрел в разные стороны, как будто просто вышел подышать воздухом. Затем, вернувшись в дом, он вытолкнул отца на улицу.
– Иди, пока никого нет. Это, возможно, единственный шанс за весь вечер.
Но мистер Викс вдруг начал возражать:
– Это невозможно. Я не могу тебя так оставить. О чем я думал, соглашаясь, чтобы ты рисковал всем из-за меня. А если тебя застукают?
– Ты в самом деле хочешь умереть на электрическом стуле? – грубо оборвал его Ларри.
На лице отца легко можно было прочесть ответ.
– Тогда позволь мне делать то, что я решил.
Они обнялись, и мистер Викс вышел из дома. Ларри закрыл за ним дверь. Однако не прошло и секунды, как дверь отворилась снова, и отец, стоя на пороге, в ужасе проговорил:
– Элен! Она возвращается!
– Заходи быстрее, – Ларри втащил отца внутрь. – Сейчас ты не сможешь уйти. У неё хорошее зрение, и она увидит тебя даже издали.
«Чем заняться мертвецу в Денвере» («Things to Do in Denver When You’re Dead») (1995)
Перебирая в памяти кинокартины, «тянущие» на кандидатуру дзен-фильма, заставляющие взглянуть на собственную жизнь иначе, по-другому, я вспомнил об одном хорошем и, как мне думается, незаслуженно забытом фильме «Чем заняться мертвецу в Денвере». Я смотрел его не раз и, уверен, еще не раз посмотрю — хотя бы в качестве напоминания о том, что «жизнь проходит быстрее, чем летние каникулы». Это фильм о смерти. О том, как ее встречает человек. И что он оставляет после себя.
В некоторых рецензиях к «Мертвецу в Денвере» можно прочесть, что это фильм в духе Тарантино, с элементами черного юмора. Это не так. Это история о Джимми-Святоше, недоучившемся священнике и бывшем гангстере, чье прошлое не всплывает перед нами на экране, и не мешает ему жить сейчас. Нам показывают несколько дней его жизни, о которых известно наверняка, что они — последние. Но в них есть место справедливости и человеколюбию (и это не работа на публику, скорее — характер), настоящей дружбе (не бросать в беде друзей, которые по собственной глупости резко сократили себе и главному герою срок жизни), о зарождающейся любви (это действительно красиво).
Этот фильм невозможно смотреть со стаканом колы и пакетом попкорна. Его желательно смотреть в одиночестве. Чтобы прочувствовать и понять все, что происходит. Чтобы заглянуть в глаза героям (обратите внимание на взгляд Люсинды, сцена в зале совещаний). Чтобы успеть за эти полтора часа примерить на себя роль человека, который знает, что обязательно умрет, успеть хотя бы мельком взглянуть со стороны на свои собственные жизненные ценности. Чтобы задать себе важные вопросы о собственной жизни.
По сюжету фильма у Джимми-Святоши есть идея, которую он пытается развить в собственный бизнес. «И после смерти они смогут помочь вам». Его клиентами становятся люди, чей уход из жизни близок. Это люди, которые хотят оставить что-то после себя — для тех кто им дорог. Они наговаривают перед камерой свои размышления о жизни, личном жизненном опыте, дают советы тем, кто остается жить. То же сделает в финале и Джимми-Святоша, делясь самым важным, что он узнал здесь — с ребенком, которого ему не суждено будет увидеть:
Ты должен запомнить, мир не так совершенен, как хотелось бы.
Жизнь сложнее китайской грамоты.
Но как бы тяжко не приходилось, ты должен… верить.
Верить. Составь список самого важного для тебя.
Десять самых важных дел. Запиши их.
Никому не удавалось выполнить все десять. Это невозможно.
Если сделаешь хотя бы пять или шесть — уже хорошо.
У тебя свой путь, дитя.
Создавай свой собственный, совершенный, мир.
Один хороший человек как-то сказал мне,
что жизнь проходит быстрее, чем летние каникулы.
И он был прав.
И однажды ты повзрослеешь и поймешь это.
Наслаждайся своей жизнью.
Чем заняться мертвецу в Денвере
Золушка в прелестном платье хочет с принцем целоваться.
Побежала по ступенькам, но поцеловала змейку.
Сколько докторов смогут ей помочь?
Раз, два, три, четыре,
. пять,
. шесть,
. семь.
Привет.
Чего надо, придурок?
Энди Гарсиа
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ МЕРТВЕЦУ В ДЕНВЕРЕ?
Кристофер Ллойд
Уильям Форсайт
Раньше если ты хотел вкусно поесть, было куда пойти.
Жена сидела дома, а ты шёл в бар.
Я даже рот не успевал открыть, как в руках появлялся лакомый кусочек.
А теперь то СПИД, то феминистки. Чего только не придумают.
То одно движение, то другое. Слишком много движений.
Я лично признаю только одно движение: движение шара в боулинге.
Какие люди! Джимми-Святоша.
— Как тебе это, Джимми?
— О чём ты, Джо?
— Ты не слышал о придурке Бернарде?
— Нет, а что?
Я знал, что он озабочен, но не настолько же. Он у школы на малолеток охотился.
Серьёзно?
— Кастрировать таких надо.
— Тут дело в мозгах, а не в яйцах.
Что в лоб, что по лбу. Если у мужика едет крыша, дело всегда в яйцах!
За шампанское на яхте!
Джимми-Святоша из Флэтбуша. Он ходил в семинарию, но решил, что это не для него.
Теперь вон каким крутым стал.
. ведь когда ты умрёшь, твои деньги достанутся кому-то ещё.
Жена выйдет замуж за другого.
И дети уйдут к незнакомцам.
Но если ты жил честно, по совести,
. твою репутацию никто не отнимет. Это единственное, чего у тебя не отнять.
Очень хорошо, мистер Джерген.
Барри, налей ему воды.
Всё отлично. Может, сделаем перекур на пару минут?
Хорошо.
Добрый день.
Мистер Джерген делает свою запись.
Мой помощник задаёт ему вопросы. Они подобраны таким образом,
. что близкие смогут получить полезный совет даже после его смерти. Понимаете?
Я хочу вас кое с кем познакомить. Идёмте.
Это Стиви. Его отец умер от рака.
Стиви сейчас в том возрасте, когда советы отца так важны. Поэтому он приходит сюда.
Понимаете? Давайте покажу.
— Как дела, Стиви?
— Привет. Отлично.
С девчонками.
. это.
. как с собаками. На них просто не надо обращать внимания.
Я так поступал с твоей мамой. И она втрескалась в меня по уши.
Игнорируй их, и они будут бегать за тобой.
Спасибо.
— У вашего отца сахарный диабет?
— Да, и его состояние всё ухудшается.
— Тогда надо торопиться.
— Да. Спасибо.
— У него есть внуки?
— Восемь.
Я уверен, советы дедушки им пригодятся. Может не сегодня-завтра, но скоро.
Здравствуйте, мистер Джерген.
Доброго пути! Почитайте нашу брошюру.
— Держите. Это вам и молодому человеку.
— Спасибо.
У входа лежит книга отзывов. Пожалуйста, напишите там что-нибудь. Благодарю вас.
— Удачно?
— Нет.
Он, вроде, был не против, но её напугал мистер Джерген.
— Со следующими нам повезёт.
— Надеюсь.
Увидимся в шесть, в наш звёздный час.
Автор
Чем заняться мертвецу в Денвере
Роковой ошибкой вроде бы завязавшего с бандитизмом Джимми Святого стал неудачный подбор преступников для одного дела. Кто бы знал, что эта ошибка перечеркнет всё его будущее. Начав новую жизнь, Джимми открыл в Денвере свою компанию. Его фирма предоставляет загробные советы, то есть видео с записанными советами от ушедших на тот свет людей их родственникам. Но вот долг одному из главарей мафиози заставляет его вернуться к прежнему стилю жизни. Джимми должен припугнуть парня девушки, с которой ранее встречался его сын.
Себе в помощники он выбирает четырех знакомых: Куска, байкера по имени Франчайз, Критического Билла и чернокожего Ветерка. План продуман, головорезы наготове, но в итоге все пошло не так: и парень, и девушка погибают от рук неумелых бандитов. Разгневанный таким поворотом могущественный главарь мафиози хочет смерти всех участников убийства. И только Джимми он дает шанс, чтобы скрыться из Денвера за двое суток. Но Святой предпочитает остаться и попытаться спасти своих пятерых подельников. Кроме того, у него еще куча дел: он влюблен в красотку, а также нужно помочь знакомой ночной бабочке.
Криминальный триллер был снят в 1995 году. Режиссер Гэри Фледер работал в паре со сценаристом Скоттом Розенбергом. В том же году картина была показана на кинофестивале в Каннах.
Название кинолента получила благодаря песни Уоррена Зивона. А вот имя главного персонажа Джимми взяли из другой песни Брюса Спрингстина Lost in the Flood.
В фильме есть фраза, ставшая культовой: Лодочка плывет.