Чем заняться в жизни если ничего не интересно
Ничего я не хочу: Что делать, если ничего не интересно
И почему мы теряем энтузиазм
Текст: Яна Шагова,
автор телеграм-канала «Со мной всё в порядке!»
Наверное, это случалось с каждым: вы просыпаетесь однажды утром с чувством, что всё надоело, жизнь — сплошная рутина и сегодня уже не произойдёт ничего интересного. И завтра тоже. И послезавтра. Почему мы теряем интерес к жизни и повседневным делам? И как вернуть драйв и увлечённость?
Сразу оговоримся: мы сейчас не рассматриваем ситуацию депрессивного эпизода. Его можно заподозрить, если вы не только потеряли интерес к жизни, но чаще плачете, чувствуете, что движения или речь заторможены, вам стыдно за своё состояние, вы постоянно раздражаетесь, у вас изменился вес или отношения с едой (повысился или снизился аппетит) или изменился паттерн сна (бессонница, трудности с засыпанием или, наоборот, повышенная сонливость). В таком случае обязательно дойдите до врача-психотерапевта. Провериться у невролога и эндокринолога тоже не помешает.
Но что если вы здоровы и в целом чувствуете себя нормально — просто жить стало как-то пресно? С чем это может быть связано? И неужели жизнь больше никогда не будет увлекательной? Успокоим сразу: нет, это не навсегда и подобные кризисы — явление в целом нормальное. Разбираемся, как вышло, что интерес и драйв куда-то делись из вашей жизни, и что с этим делать.
«А вдруг это старость?»
Люди в двадцать четыре — двадцать пять лет нередко вспоминают, как весело было, скажем, в семнадцать. А тридцати-тридцатипятилетние говорят, что в двадцать у них было намного больше интересов и сил, и так далее. В общем, даже у совсем молодых людей есть тяга сравнивать себя более юного с нынешним. Обычно это происходит не в пользу «нынешнего»: «А помнишь, как мы в двадцать могли завалиться друг к другу без приглашения? А теперь…»; «А помнишь, как мы спали три часа перед парами, потому что гуляли всю ночь после концерта?» Такие сравнения приводят в уныние: прощай, былая свобода, и добро пожаловать в тоскливую взрослую жизнь.
При этом мы часто не замечаем, что сравнение происходит по какому-то одному критерию, вроде того, насколько мы активны или насколько разнообразны наши интересы. Другие обстоятельства, вроде необходимости каждый день вставать по будильнику и восемь-десять часов проводить на работе, ипотеки, детей, финансовых и семейных или партнёрских обязательств, не учитываются. Хотя если вам нравится ваша работа, партнёр или дети, они в некотором смысле тоже являются вашим интересом — тем, во что вы вкладываете силы, время и внимание. Так что нельзя сказать, что с возрастом у людей обязательно становится меньше интересов — скорее они становятся более стабильными.
И, разумеется, никакой возраст не помеха тому, чтобы открывать новое и чем-то увлекаться. Действительно, вступив во взрослую жизнь, мы теряем возможность (а часто и желание) быть максималистами: больше нельзя бросить еду, сон и все повседневные обязательства, если вы увлеклись созданием сайтов или исторической реконструкцией — хотя бы потому, что нужно где-то жить и что-то есть. К тому же в юности хобби и интересы образуются как бы сами собой: друг стал ходить на карате и зовёт присоединиться, в институте появилась театральная студия — пойду попробую свои силы.
После двадцати пяти — тридцати лет у многих людей этот поток иссякает: среда, в которую мы попадаем, всё больше ориентируется на заработок, карьеру или семью. И тогда приходится осваивать новый навык — умение во взрослой, уже довольно занятой жизни специально выстраивать пространство под новые интересы. Это требует морального «разрешения» самому себе: я могу быть несерьёзной или несерьёзным, не думать о делах круглые сутки. Могу специально выделять время для развлечений, хобби или просто прогулок по лесу и не чувствовать себя за это виноватой или виноватым — и сделать это частью повседневной жизни.
«Подожду ещё немного…»
Иногда отсутствие интереса к жизни говорит, что мы топчемся на «пройденном» уровне, теряя интерес к происходящему вокруг. И вроде бы даже есть идеи и желания, которые хотелось бы воплотить, но приступить к ним никак не получается. Браться за новое страшно всегда, и особенно когда это нечто принципиально новое. Например, я хочу открыть своё дело, но даже не понимаю, с какого конца за это браться. Я никогда ни с кем не жил(а), но партнёр предлагает съехаться, и, кажется, я хочу попробовать. Я очень хочу ребёнка, но не знаю, как это изменит мою жизнь (и не уверена, что эти изменения мне понравятся). Хочу переехать в другую страну, хочу сменить профессию, хочу домик у моря и так далее.
Масштаб наших желаний порой пугает нас. И тогда легче соврать себе что-нибудь успокаивающее, чтобы отложить их в долгий-предолгий ящик. Якобы нужно ещё три-пять лет готовиться, заработать ещё немного денег на старой и нелюбимой работе, ещё немного пожить врозь и присмотреться, пройти ещё один чекап перед тем, как планировать беременность, а ещё бы к стоматологу сходить…
Подготовка к большим проектам — это важно, но она должна в какой-то момент завершиться. И нужно понимать, что вы не будете чувствовать себя абсолютно готовой или готовым, — это просто невозможно. В какой-то момент пора просто начать действовать. А если страх и отговорки перевешивают уже не первый месяц или даже не первый год, возможно, стоит обсудить это с психологом.
«Хочу стать увереннее»
Под целями люди чаще всего понимают конкретные достижения. И увлекаются гонкой за ними: сдал проект — возьми ещё два, заработал на квартиру — теперь заработай на другую, ещё больше. Но целями могут быть и нематериальные вещи, и даже состояния. К примеру, если я никогда не чувствовал(а) себя хорошо и уверенно в жизни, а хотел бы — это тоже цель. Или если у меня хорошая работа, но недостаёт человеческого тепла. Добавить в жизнь чего-то, чего остро не хватает, или, наоборот, убрать что-то лишнее (недоброжелательное и не поддерживающее окружение, чувство постоянного цейтнота, ощущение своей неполноценности и недостаточности) — тоже цели, и довольно масштабные.
Правда, решить эту задачу тем же способом, каким достаются материальные достижения, скорее всего не выйдет. Тут не хватит исключительно рационального. Скорее потребуется бережность к себе, готовность исследовать и понимать себя и постоянное внимание к своим чувствам. Наладив контакт с собственными эмоциями, человек постепенно начинает разбираться, что делает его счастливым и вызывает энтузиазм, а что — совсем наоборот (из-за чего мы и теряем интерес). Иногда для этого нужен не один год. Помочь может обращение к психологу и практики, направленные на установление контакта с чувствами и телесными ощущениями: дневник, письменные упражнения, медитация.
«Не хочу на работу»
Игнорирование чувств вообще нередко приводит к тому, что мы теряем интерес к жизни. Любопытство, желание что-то делать требуют, чтобы нам было хорошо: очень трудно быть лёгким на подъём, когда внутри слипся огромный комок гнева, обиды, разочарований и страха. Любопытство возникает, когда удовлетворены базовые потребности, когда мы не испытываем стресса из-за нехватки денег, сил, из-за нападок близких или коллег, из-за конфликтов. В условиях, когда мы не можем удовлетворить основные нужды, гораздо труднее чем-то интересоваться — хочется забиться под одеяло.
Так что потеря интереса к происходящему, например нежелание ходить на работу (учёбу) или возвращаться оттуда домой, нежелание попадать в какие-то сообщества людей или места, может быть связана с тем, что мы не чувствуем себя безопасно в этих местах и с этими людьми. Это повод для размышления, а возможно, и для работы со специалистом — психологом или коучем. Умение создавать комфортное пространство для жизни, различать безопасные и небезопасные контакты и от вторых по возможности отказываться — ценный навык, который в принципе необходим каждому.
«Хочу всё и сразу»
Как ни странно, опустошённость и потерю интереса нередко чувствуют увлекающиеся люди, которым интересно всё вокруг. Так не хочется что-то упустить, что человек набирает себе больше активностей, дел и хобби, чем может физически и эмоционально потянуть. Жизнь в большом городе с огромным количеством событий, мероприятий и знакомств отчасти провоцирует такой образ жизни. Например, если у вас широкий круг общения, куда входят такие же активные люди, вы постоянно получаете предложения сходить куда-то, поехать, посмотреть то и это, заняться чем-то интересным. Некоторым не так просто сказать: «Прости, я не смогу в этот раз», — и они пытаются успеть посетить за один вечер три места, на выходных слетать за границу и в понедельник утром отправиться на работу прямо с самолёта. А в результате происходит выгорание и больше уже не хочется ничего.
Если это ваш случай, хорошо бы подумать, почему вам так страшно снижать активность. Есть ли у вас перед глазами пример близких, членов семьи, которые как будто ничем не интересуются, их жизнь кажется вам пустой и скучной — и вы боитесь стать на них похожими? Каким человеком вы хотели бы видеть себя и как на это видение влияет количество посещённых мероприятий и встреченных людей? В чьих глазах вам важно выглядеть активным, неутомимым человеком? Важно понимать, что жизнь в бешеном темпе и интересная жизнь — это разные вещи. Мелькание ярких красок в конце концов сливается в один сплошной серый.
Мне ничего не интересно и я ничего не хочу. Всё, что начинаю делать, быстро забрасываю
Какой у вас вопрос к психологу?
Что для себя хотелось бы понять на этой консультации?
Какой результат ожидаете от письменной консультации?
1) У меня отсутствует интерес ко всему. Мне быстро всё наскучивает, я просто лежу в постели днями и такое уже довольно длительное время. Вопрос в том, что я хочу вылезти из подобного состояния, но самостоятельно этого сделать не могу, однако я пытался несколько раз.
2) Хотелось бы чтоб меня подтолкнули к выходу из этого состояния.
3) Ожидаю того, что мне помогут прийти к появлению интереса к жизни и я вновь начну получать удовольствие от моих хобби.
Мне трудно что-то подробно описывать без ориентира в виде вопросов, можете направлять меня с их помощью?
После каких обстоятельств началось состояние в котором вы прибываете?
После длительного затворничества и сидения за компьютером. Я возвращался со школы, садился за компьютер (телефон), ел, спал и так повторялось изо дня в день. В то время моей жизни отсутствовали другие занятия
я просто лежу в постели днями и такое уже довольно длительное время
Вы не учитесь, не работаете, не выходите на прогулки и не встречаетесь с приятелями, а только лежите в постели, да?
Сколько дней/месяцев/лет продолжается такое состояние?
Где-то 2 года, после того как я вытащил себя из дома и ушел после 9 класса на учёбу в другой город.
Кому известно о вашем состоянии?
Кто вам помогает и кто вас поддерживает?
Кто покупает продукты? Кто готовит еду?
Подруга, мать, но та говорит что я просто ленив и сам это придумал чтобы оправдаться
Никто меня не поддерживает.
Еду я покупаю сам (т.к. учусь в отрыве от семьи в другом городе), но предпочитаю готовую или не ем.
Т. Е. Вы не только лежите в постели, но ещё учитесь, ходите в магазины.
Хорошо. Расскажите, пожалуйста, подробно как проходит ваш стандартный рабочий день и обычный выходной день.
Просыпаюсь, ухожу на учебу, возвращаюсь, ем и просто просиживаю весь остаток дня в телефоне (могу сходить в магазин) и так по циклу. Насчёт учебы спорно, я просто прихожу и там ничего не делаю.
При попытках занять себя чем-то другим я возвращаюсь в исходное состояние (в постель) через пару минут.
А при отсутствии интереса стоит делать все это через силу?
Да, первое время придётся себя заставлять, как необходимые предписания. Через какое-то время вы начнёте чувствовать удовольствие от того, что делаете. Если не будем даже минимальных изменений, всегда сможете обратиться к психиатру за медикаментозной поддержкой.
В любом случае что-то может изменится, только, если начнёте что-то делать.
Расскажите, пожалуйста, какие у вас были увлечения?
Какие из начинаний вы бросали в течение пяти минут?
Где вы учитесь и насколько удачно, на ваш взгляд, выбрана вами профессия?
Были ли ранее другие мечты при выборе профессии?
Попытки играть на гитаре, читать книги и рисовать, усилия начать смотреть какие-нибудь фильмы оканчиваются забросом.
Учусь на веб-разработчика и мне кажется, что она хорошо подобрана
Никогда не было установок типа «я буду кем-то» и «я хочу стать»
Учусь на веб-разработчика и мне кажется, что она хорошо подобрана
Отлично! Главное, чтобы было интересно.
Попытки играть на гитаре, читать книги и рисовать
Вы ищите себя. Узнаете новое. Получаете новую информацию в том объеме, в котором необходимо для вас. На каком-то этапе останавливаетесь. И вполне можете пробовать что-то другое.
Чем заняться в жизни если ничего не интересно
Иногда подросткам так и хочется крикнуть: «Да отстаньте вы от меня со своими профессиями, кружками, тренировками. Не хочу я ничего! Мне все одинаково неинтересно. Оставьте меня в покое». Если у ребенка пропал аппетит, он не хочет никого видеть и по утрам встает с кровати совсем без сил — это повод обратиться за помощью к специалисту. Если же это разовый протест, волноваться особо не о чем, но можно попробовать помочь.
Доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова подскажут, как это лучше сделать.
Задайте правильные вопросы
Первый вопрос: давно ли тебе ничего не хочется?
В какой момент ребенок понял, что его ничто не вдохновляет? Может, в памяти всплывет какое-то событие, слово или даже период в жизни. Если ему удастся вспомнить момент, когда он впервые встретился со своим «ничего не хочу», будет очень хорошо.
«Ничего не хочу» появляется вдруг, а не находится с нами всегда. Все маленькие дети от природы любопытны и азартны, могут часами бросать камешки в пруд, бегать, ломать, строить, снова ломать и наслаждаться этими занятиями. Просто рано или поздно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нашу жажду деятельности слегка охлаждают: сломал что-то — родители отругали, набегался в детском саду — воспитательница велела сидеть тихо до конца прогулки… Пара таких ситуаций — и азарт угасает. А если за свою активность ребенок получает только негативную оценку, вполне вероятно, что скоро он вообще расхочет бегать и что-то предпринимать.
Второй вопрос: из чего сейчас состоит твоя жизнь? Что ты делаешь каждый день, на что находишь силы?
Если утром ваш подросток встает с кровати, ест, не забывает мыться и чистить зубы — все не так плохо. Его «ничего» не такое уж абсолютное. Если он к тому же не против посмотреть телевизор, поиграть в приставку, посидеть в соцсети и погрызть конфет — все вообще отлично. Просто ему не хочется напрягаться. Это вполне нормальное состояние, особенно для человека, который сильно устал.
А вот если ребенку ничего не хочется в течение длительного времени — нужно срочно что-то делать. Возможно, нужен психолог или хороший терапевт, который поймет, каких витаминов и ферментов не хватает организму и почему появилась такая слабость.
Главное — понять, чего именно не хочется
Прилагать усилия
Подросток, может, и не против научиться танцевать хип-хоп или поступить на журфак, но вот бы оно как-то само собой получилось… Чаще всего человек не хочет напрягаться, если он сильно устал. А устаем мы от самых разных вещей:
А еще бывает так. У ребенка с самого начала все очень легко получалось. Например, он быстрее всех в классе научился читать, без особых усилий побеждал на олимпиадах, как-то с наскока, ярко и блестяще справлялся со всеми задачами. А потом вдруг обо что-то споткнулся. Например, с первого раза не получилось разобраться в новой теме по физике. Или никак не удается сочинение. И после каждой такой неудачи он не может заставить себя попробовать еще раз, постараться, подготовиться. Оказалось, что он не умеет прилагать усилия.
Делать то, что предлагают родители
Возможно, ваш подросток только и слышит: «Пойди займись делом, учись, стремись к совершенству, ну что ты все лежишь и время тратишь». И чем больше ему так говорят, тем крепче он прирастает к дивану. Мало кому нравится, когда за него решают, что делать и чем заниматься. Представьте: перед вами на столе миска черешни. Вы уже готовы ее попробовать, но тут вам говорят: ну угощайся же, чего ты ждешь? А ну ешь давай, кому говорю! И черешни уже совсем не хочется…
Источник
Если это ваш случай, очень важно перестать давить и осторожно подсказать, как можно поступить:
Делать то, что делал раньше
Зеленый пояс по айкидо у него уже есть, и он больше не может видеть этот спорткомплекс. И в школу больше не хочет. И кружок по авиамоделированию совершенно не интересует.
Скорее всего, ему просто надоело. Он уже вдоль и поперек изучил эту сторону жизни, и ему хочется попробовать что-то еще.
На самом деле это здорово: ужасно интересно, освоив одно занятие, переходить к другому. Дети растут, а вместе с ними растут их цели и потребности.
Теперь, когда вы разобрались, что происходит с подростком, какие вопросы ему нужно задать и как помочь понять, чего ему хочется, пора переходить к практике. Взрослым, кстати, тоже будет полезно.
Чек-лист: как придумать новую цель
ШАГ 1. Составить список всего, что интересно
Предложите ребенку записать все, приходит в голову и что вызывает положительные эмоции. Полеты, крутые ботинки, кофе, блоги, путешествия, Новый год, пение.
Пока без «примерки» на себя. Все это сейчас не важно. Мы просто составляем длинный-длинный список того, ради чего можно поднять свою пятую точку и начать что-то делать.
ШАГ 2. Выбрать из списка один пункт и составить «карту приятных занятий»
Например, кофе. Подростку нравится его вкус, запах. Может быть он задумывался сделать линию парфюмерии с кофейными ароматами? Кофейные чашки тоже очень интересные. Может, стоит заняться дизайном посуды? А может, вообще через пару лет выучиться на бариста? Они так красиво оформляют напитки в кофейнях.
Источник
У одного понятия — кофе — есть несколько ветвей: запах, чашки, дизайн, работа. Из каждой такой ветви могут выходить разные занятия и хобби, которые делают жизнь увлекательнее. Получается логическое дерево, которое и называется картой приятных занятий.
Пусть поначалу сами идеи кажутся не очень интересными — польза уже в том, что мы о них думаем и фантазируем. Наш мозг начинает работать и выстраивать нейронные связи: от темы — к удовольствиям, от удовольствий — к определенным занятиям. Это полезно.
ШАГ 3. Составить шорт-лист «кофейных» целей
1 — поехать на Коста-Рику и увидеть своими глазами кофейные плантации.
2 — расписать кофейные чашки.
3 — выучиться на бариста.
А дальше превращаем все эти цели в планы. Как расписать чашки? Где этому научиться? Найти курсы росписи по керамике? Найти и рассмотреть самые крутые дизайны чашек?
ШАГ 4. Не останавливаться
На этом этапе подросток может немного «забуксовать»: «Я же никогда не расписывал чашки, получится какая-то фигня…». Эти мысли — следы той самой причины, из-за которой он ничего не хочет. Может быть, он мало в себя верит или просто раньше цели были не его, а нашими. Теперь пришла пора понять, чего хочет он сам, и начать что-то делать, чтобы достичь цели.
Упражнение «Подогрей хотелку!»
Любая цель в жизни, даже самая маленькая, начинается с «хочу». Хочу чаю, поэтому пойду на кухню и поставлю чайник. Хотеть можно по-разному. По десятибалльной шкале — на девять: «Ой-ой-ой, как чаю хочется, скорее чайник ставить!» На пять: «Да, немного посижу, потом пойду и чайку попью». А на два балла будет примерно так: «Ну дава-аай, только если ты сам заваришь». И вполне понятно, что с двухбалльной хотелкой чаю попьешь не скоро, если вообще попьешь. Поэтому сейчас мы попробуем слегка повысить градус желания.
Источник
Можно нарисовать такой «термометр», где ноль — это «совсем не хочу», а десять — «ужасно хочу». Выбрать любое свое любое желание: пойти на фехтование, записаться на танцы, найти вузы с факультетом дизайна. Отметить на термометре, на сколько баллов сейчас хочется этим заниматься. Потом постараться представить все приятное, что связано с этим желанием: мечты, планы, вдохновляющие идеи. После этого нужно отметить на термометре, на сколько баллов теперь мы оцениваем свое «хочу». Попробуйте поднять градус хотя бы на пару делений, и, если поймете, что готовы действовать, — вперед!
Упражнение «А это точно моя цель?»
Иногда мы, близкие подростка, уверены, что очень хорошо его знаем. Замечаем его математические способности, помним, как в три года он виртуозно сортировал камешки или решал логические задачки. Мы им гордимся и хотим, чтобы он реализовал все свои таланты. Но ему, возможно, хочется другого!
Предложите ребенку следующее упражнение: нужно начертить на листе круг. Все пространство внутри круга — это какое-то важное дело или решение, которое касается его жизни. Спросите, какая часть этого дела сейчас принадлежит ему, а какая — окружающим: родителям, друзьям, учителям?
Источник
Например, если он сам нашел в интернете бесплатные курсы программирования, будет готовиться, поступать и учиться — это уверенные сто процентов. А если сходить на курсы его уговорил учитель информатики, а потом еще и мы настояли? Тут придется задуматься, какой кусок «пирога» в этом случае принадлежит родителям, какой — учителю, а какой — ему самому. Может быть, каким-то важным делом увлечены в большей степени друзья и родители, и цель вовсе не его?
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.
На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:
Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!
В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.
«Мне ничего не интересно. И я кайфую от этого». Подростки — про лень и отсутствие мотивации
Как это — ничем не заниматься и не чувствовать от этого дискомфорт? На вопрос с легкостью ответит подросток. Мы поговорили с двумя из них — шестнадцатилетний Андрей и двенадцатилетняя Женя размышляют о прокрастинации и о том, стоит ли переживать, если тебя ничего не интересует.
Андрей, 16 лет:
Период, о котором идет речь, в моей жизни уже кончился. Я практически ничем не интересовался в 7-9-м классах, а сейчас я уже учусь в 10-м. До шестого класса я был, можно сказать, задротом: просто сидел, играл в компьютерные игры. Это был весь мой день, школа и игры. Потом я решил, что компьютерные игры для тупых, больше не хочу в них играть.
В то время у меня как раз начались первые отношения. Но они довольно быстро закончились. И тогда наступил тот самый момент, когда у меня не было мотивации, чтобы к чему-то идти. Я просто плыл по течению и думал, что оно само меня куда-то вынесет.
В классе седьмом, когда это все началось, было просто плохо, почти депрессия. Ничего не хотелось — максимум гулять с друзьями и ничего не делать. В конце седьмого класса, когда плохое настроение ушло, я просто жил с осознанием того, что «сейчас мне ничего не интересно, ну и ладно».
Мне ничего не нравилось. Я не пробовал новые для себя вещи: был обычным подростком, ходил в школу и к репетиторам, шел домой и спал. И далее по тому же кругу. Я понимал, что это состояние мне не особо нравится, но и искать какие-то выходы из ситуации в тот момент не собирался.
Потом, классе в 8-м, я решил, что мне всегда советовали читать книжечки, так почему бы не почитать? Тогда я купил книгу, «Фауста» — я его до сих пор не прочитал, он лежит на полке, — но тогда же я решил купить что-то другое. Во второй раз это был «Коллекционер» Фаулза. С этого, как я считаю, началась моя история как читателя.
И, наконец, в начале 9-го класса, который я называю «моментом взросления» и перехода от подросткового возраста к чему-то высокому, я решил, что надо что-то менять.
Моя подруга хотела поступать в Лицей при Высшей школе экономики, и я подумал: «Почему не попробовать?»
Сыграло роль то, что я понял — в той школе, где я учусь, я не получаю тех знаний, которые хочу получать, не занимаюсь тем, чем хочу. Посмотрел описание вступительных испытаний и понял, что могу попробовать силы. Это обычная школьная программа, просто что-то подучить. Тогда я начал заниматься историей, которую, хотя и не любил, прекрасно сдал.
«Если вам ничего не нравится, то, может быть, вы не нашли то, чем вам будет интересно заниматься», — такой совет я могу дать людям, которые испытывают схожее чувство отсутствия заинтересованности. Наверное, это совершенно нормально — находиться в таком состоянии и не чувствовать дискомфорта.
9 самых частых причин, почему ребёнок не хочет учиться
При желании можно обратиться к специалисту, который поможет человеку. Необязательно медикаментозно, но, наверное, предложит что-нибудь почитать, поговорит с ним, даст почву для размышлений.
Сейчас у меня настолько загруженный график, что просто не хватает времени думать о том, что мне неинтересно. Иногда приходит ощущение: я делаю не совсем то, что я хочу делать. Но сейчас я нахожусь в таком пограничном состоянии, когда я что-то делаю и это меня в целом радует, но при этом хочу найти то, что будет интересно мне на все 100%.
Женя, 12 лет:
«Вот вы, подростки — невыносимы и бесчувственны, почему вы постоянно ссоритесь и ведете себя так холодно с родителями? Занимаетесь всякой фигней, совершенно не думаете о будущем!» — я часто слышу в своем окружении или в интернете подобные фразы от взрослых людей. И я хотела бы со стороны подростка рассказать, почему некоторые подростки вызывают такую реакцию и оставляют о себе такое впечатление, что может этому предшествовать.
Одна из распространенных причин отсутствия интересов у подростков в моем окружении — давление со стороны родителей и общества, обесценивание интересов, нехватка поддержки от близких людей.
Если интересы человека с самого детства обесцениваются и представляются в виде бесполезного занятия, то у человека в голове складывается картина:
«Мои интересы — это полная ерунда, они не имеют значения, я не буду к себе прислушиваться»
Поэтому многим людям трудно найти занятие по душе — то, чем бы им действительно хотелось заниматься. Это происходит потому, что человек забивает на все свои интересы, считая, что они не важны и бесполезны, — и такое мнение формируется вслед за общественным.
Взрослым стоит задуматься: «А почему я так отношусь к интересам своего ребенка/ученика? Почему я так отношусь к тому, что его интересует?».
Совет Жени родителям:
«Попытайтесь понять и поддержать своего ребенка, постарайтесь извиниться перед ним — хоть это и трудно, но решит многие проблемы. Конечно, в подростковом возрасте сложно исправить отношения полностью, но чем раньше вы начнете, тем это будет легче и лучше.
Вам может казаться, что ребенок занимается ерундой, но помните, что вы две разные личности, два разных поколения и имеете такие, а не иные ценности, приоритеты и интересы отчасти в силу возраста. Попробуйте узнать, чем увлекается подросток, и найти в этом движении что-то интересное для себя, чтобы хоть немного понимать его и смочь поддержать».
Сама стараюсь пробовать те вещи, которые меня привлекли. Если мне нравится, я продолжаю этим заниматься и выделяю для этого время. И все это важно для меня, потому что приносит мне удовольствие и развивает меня как личность.
«Дорогой ребёнок, я тебе не друг». Мама подростка — о детских претензиях к родителям
Мне кажется, что каждый человек может найти занятие по душе — просто если он его не нашел, то, возможно, найдет позже. Конечно, полезно иметь увлечения, от которых тебе классно. Но если их нет, то есть много других замечательных вещей, которые могут это заменить: прогулка, чтение книг, сериалы или фильмы, или просто видео на ютьюбе.
Есть много способов отдохнуть и сделать себе классно, не имея увлечений. Я считаю, что у каждого человека есть то, что ему нравится и в обычной жизни, и в быту: некоторым, например, нравится готовить еду или наводить порядок, и из обычного быта это может перерасти в хобби или даже в профессию.
При этом наличие интересов я считаю важным лишь для себя — для меня это один из приоритетов. Но у всех своя жизнь, свои ценности и цели, и я ни в коем случае не осуждаю людей, которые еще не нашли себя. Или не хотят искать. Их жизнь — их правила.