Чем запачкать номер автомобиля
Зачем опытные автомобилисты пшикают WD-40 на передний номер машины
Подготовку этого материала спровоцировал почти курьезный случай. Недавним субботним утром автор этих строк, выйдя из дома, обнаружил соседа, сосредоточенно поливающего из какого-то баллончика госномера своей машины. Издалека показалось, что он запшикивает их «искусственной грязью», чтобы затруднить распознавание камерами автоматической фиксации.
Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что гражданин обработал регистрационные знаки совсем иной субстанцией — той самой WD-40. На мой удивленный вопрос «зачем?», автовладелец на полном серьезе ответил — «чтобы камеры не ловили»! Занавес, как говорится…
Отбросив бредовую теорию по поводу завиральных свойств «вэдэшки» в противостоянии полицейским комплексам автоматической фиксации, в обработке ею поверхности госномера все-таки можно найти здравое зерно.
В свое время ГИБДД обожала проводить по весне рейды типа «чистый автомобиль». В такие периоды экипаж ДПС, «пасшийся» у дороги, останавливал, порой, каждую вторую машину из проезжавших и пытался выписывать водителям какие-то протоколы за грязный номерной знак. Сейчас подобная ерунда встречается крайне редко, поскольку избежать 500-рублевого штрафа «за нечитаемые номера» по ч.1 ст. 12.12 КоАП можно простейшим способом.
Если тебя остановил полицейский и предъявляет эту статью, просто выйди из машины и протри номер — нарушение устранено и повод для протокола тоже. Но тут есть нюанс.
Когда номерной знак запачкан не легко стираемой пылью, а, например, плюхами засохшей до каменного состояния глины или покрыт толстой коркой пропитанного водой и замерзшего снега, очистка может оказаться делом совсем сложным. Аккуратно стереть тряпочкой подобные субстанции с поверхности ГРЗ невозможно. Придется их оббивать, что чревато повреждениями не только краски на номере, но и его металла.
Так и до превращения его в окончательно нечитаемый недалеко. Сделать новый знак не проблема, но зачем тратить на это лишние деньги? Вот тут на помощь и приходит WD-40! В составе этой жидкости, помимо керосина, присутствует около 15% минерального масла. Когда мы пшикаем «вэдэшкой» на номер, оно образует на его поверхности тоненькую маслянистую пленку. Последняя потом не даст прилипнуть ни грязи, ни льду, ни останкам насекомых.
Поэтому, если вы собираетесь в дорогу и по пути ожидается встреча с каким-либо из этих типов загрязнения — превентивная обработка переднего номера WD-40 явно не повредит. Летом облитый из такого баллончика ГРЗ, разумеется, будет интенсивно собирать пыль из-под колес впереди идущих авто. Зато удалить и ее, и налипших насекомых будет можно одним взмахом бумажной салфетки.
Разработчики камер показали, как водители прячут номера. Примеры и фото
Дорожные камеры становятся все умнее и учатся распознавать новые нарушения ПДД. Чтобы избежать штрафов, водители придумывают новые хитрости и пытаются обманывать устройства. Большинство приемов незаконно, но водителей это не пугает. Разработчики современных комплексов и представители Центра организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) разобрали популярные способы обмана и показали, как на них реагируют сами камеры.
Госномера необычных форм
Все современные камеры умеют распознавать госномера любых форм и даже размещенные нестандартным способом, объяснили в ЦОДД.
«В Москве все камеры распознают любые номера: квадратные, установленные с наклоном и так далее. Поэтому пытаться как-то обхитрить камеры бессмысленно», — предупредили в ЦОДД, предоставив несколько примеров, включая квадратные и «болтающиеся» номера.
Деформация номерной пластины
Водители иногда специально не меняют помятые номерные знаки. Такая деформация, которая приводит к частичному искажению символов, может произойти после ДТП. Также такие повреждения часто можно увидеть на грузовом транспорте — при откидывании заднего борта он бьет пластину. Хитрые водители решают оставить такие таблички, чтобы запутать камеры и избежать возможных штрафов.
«Любое искажение потенциально может приводить к ошибкам, особенно такие проблемы были актуальны примерно с 2010 по 2016 гг., когда еще никаких нейросетей не использовали», — рассказал Autonews.ru представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов. — Однако к текущему времени нейросети уже пропустили через себя огромное количество комбинаций и возможных видоизменений госномеров».
В итоге, по словам эксперта, проблема с ошибками постепенно сошла на нет: нейросети научились понимать и достраивать комбинации, а также получать информацию с нескольких кадров, которые были сделаны при фиксации.
«Такое искажение номера, как на примере, камеры все-таки безошибочно распознали, хотя это и наиболее проблемный пример. Цифры и буквы тут «поплыли», у них изменилось геометрическое построение, — объяснил Кусов. — Но важно понимать: если нейросеть все-таки не сможет распознать номер, всегда есть второй. Ведь контроль сейчас ведется в нескольких направлениях, а диапазон работы камер расширился с одного-двух рядов до нескольких полос сразу».
Госномер на нестандартном месте
Некоторые водители считают, что камеру можно сбить с толку, перевесив госномер со стандартного места вбок или же приделав его с наклоном вправо или влево. Однако, по словам Кусова, необычное местоположение номерной пластины камеру не смутит.
«На этом примере видно, что табличка сильно пострадала, госномер разбит и деформирован. При увеличении видно, что буква «У» поплыла. Конец буквы начинает размываться, — разобрал пример Кусов. — Еще более ухудшить такою ситуацию может грязь на номере. В таком случае мы теряем символ — тогда нейросеть его либо достраивает, либо ставит «звездочку». Но чаще всего, когда номер более мене чистый, проблем не возникает. И тут видно, что госномер потертый и помятый, но распознан все равно правильно».
Табличка под острым углом
Еще один прием автомобилистов — размещение номерной пластины под острым углом. То есть табличка приделана на машину в согнутом виде. Тут водители пытаются найти тонкую грань, чтобы странное положение госномера не привлекло внимание инспектора ГИБДД. Ведь любые манипуляции с табличкой и ее перемещения запрещены.
Эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что камеры могут справиться с распознаванием, а вот точность определения скорости может оказаться под вопросом.
«Для распознавания самое важное — чтобы программное обеспечение могло выделить символы, и чтобы они читались, — объяснил Шухман в беседе с Autonews.ru. — Но для измерения скорости оптическим способом надо измерить на фотографии размеры знака, оценить его высоту над дорогой и соответственно рассчитать расстояние от него до камеры. Когда размеры и геометрия знака соответствуют стандартам, то это не проблема. Если же геометрия нарушена, то возникает проблема корректного измерения. Поэтому, кстати, для камер нет проблем и с квадратными номерами — если они висят верно, скорость также будет рассчитана правильно».
Госномер смотрит вверх
Иногда водители при установке наклоняют рамку так, чтобы госномера смотрели чуть вверх. Как уверяют производители, такие приемы чаще всего тоже не срабатывают.
«В этом случае для камеры все сложилось идеально, — прокомментировал Кусов. — Номер тут сильно завален. Инспектор ГИБДД на дороге, мог бы и не прочитать такой номер. — А для камеры госномер оказался в идеальном горизонте, он лежит как лист для чтения. И то, что госномер двустрочный, для нас не имеет значения, камера все спокойно распознает».
Госномер повешен криво
«Номер подвешен под непонятным углом и неровно, также есть артефакты в виде креплений и болтов, который могут внести неясность при плохих условиях освещения, или же если госномер будет загрязнен, — проанализировал Кусов еще один пример. — Нейросеть может прочитать эти символы неверно. Но если на улице хорошее освещение и нет «мешающих» факторов, то камеры справятся и с такой задачей».
Затертые номера
Затертые до бела символы из номерных знаков также не составят проблем для камер, считают в компании «Технологии распознавания». Конечно с оговоркой на хорошие погодные условия. Помимо возможности достраивать нечитаемые знаки камерам помогает совершенно утилитарная вещь — в России у табличек с госномерами обязательно должен быть рельеф.
«Выпуклость, некий рельеф, создает дополнительную степень защиты, добавляя нужную контрастность. Человеческий глаз может это не распознать, а камера эти моменты увидит. Именно поэтому для ведения штрамповки госномерв нужно получать разрешение — таблички изготавливают по ГОСТам, которые нарушать запрещено, — уточнил Кусов. — Конечно, есть условия плохой видимости, пересветы, но с этим сталкиваются все производители».
Нейросети помогает рельеф и снимки с разных камер
Эксперт заверил: порядка 95% госномеров при распознавании не создает каких-либо проблем. При этом если у системы будут возникать сомнения, она будет использовать всю доступную информацию, чтобы все-таки определить номер правильно. Например, если не читаются передние госномера, обращаться к задним и наоборот. Также у нейросети есть возможность проанализировать и достроить изображение табличек по серии снимков. А чтобы нейросеть ориентировалась в разных видах госномеров, ее постоянно дообучают.
«Есть номера квадратные, номера с флагом и без флага, госномера разных стран. Чтобы нейросеть знала о самых свежих изменениях, у разработчиков работают специалисты, которые «скармливает» системе новые виды номерных знаков. У нас, например, есть возможности для распознавания 944 типов из 94 стран мира. Их могло бы быть и больше, просто нет необходимости добавлять слишком редкие серии», — рассказал Кусов.
Что грозит за нечитаемый госномер
Если водитель установит табличку с госномером в нарушение ГОСТа, ему грозит ответственность согласно ч.2 ст. 12.2 КоАП за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков, либо без установленных на предусмотренных для этого местах номеров, либо управление автомобилем с видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов знаков, препятствующих идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть, объяснил Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин. За это грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 1-3 месяца.
По словам юриста, исключение могут составить только автомобили с нестандартными, но при этом штатными бамперами. Если же госномер окажется затерт по естественным причинам, например, после ДТП или в результате износа, водителя могут лишь оштрафовать на 500 рублей по ч.1 ст. 12.2 КоАП. Дугин подчеркнул, что, решение о том, как квалифицировать каждый случай, будет решать сначала инспектор ГИБДД, а потом суд.
Искусственная грязь на номере – защита от штрафов или очередной «развод»?
Особую популярность набирает специальный аэрозоль, которым водители умышленно пачкают номер. Разбираемся, влечет ли его использование ответственность?
За последнее время к нашим специалистам на горячую линию поступил целый ряд обращений, связанных с применением так называемой «искусственной грязи». При этом часть вопросов касалась как теоретической возможности использования, так и уже попавших в поле зрения ГИБДД после использования этого «чудесного» способа.
Опыт использования искусственной грязи: последствия
Вопрос 1. Долгое время пользовался баллончиками с искусственной грязью, скрывая номера. Штрафов практически не было, но тут меня остановили ГИБДД на посту и оформили по части 2 12.2 КоАП РФ за умышленное сокрытие номерных знаков. Суд лишил прав на 3 месяца, поскольку все в один голос – и полиция, и суд по фотографиям, признали, что номера умышленно замазаны грязью. Законно ли это? По закону же использовать специальные устройства запрещено, а это просто грязь и какая разница, естественная она или нет?
Вопрос 2. Добрый день! Скажите, если я использую популярную сейчас искусственную грязь в баллончиках и замажу часть номера – по какой статье меня могут привлечь? 12.2 КоАП я знаю про номера. Но там первая часть – 500 рублей просто за грязный номер, а вторая часть с лишением. Так что мне грозит?
Справка: Искусственная грязь – вещество темно-серого цвета в баллончике под давлением, распыляемое аэрозольным способом. Появилась в продаже последние полгода, изначально будут предназначена для искусственного загрязнения автомобилей или иных поверхностей для фотосъемок, декораций и т.д., но была быстро адаптирована автомобилистами к сокрытию номерных знаков, чтобы избежать штрафов с камер.
При всей описываемой простоте стоит все это удовольствие от 300 до 500 рублей за баллончик.
Подобные ситуации, как мы видим, не редкость. Более того – ГИБДД вполне активно привлекает водителей к лишению прав даже за заснеженный номер или же вымазанный естественным путем.
Помогает ли грязь на номере от его фиксации?
Если используется вещество темного цвета, которое исключает просвечивание контура цифры или буквы – то, возможно, камера не сможет его распознать в автоматическом режиме.
Но не стоит забывать, что у операторов и инспекторов, обрабатывающих зафиксированные нарушения есть целый арсенал технических средств – начиная от приближения картинки, заканчивая корректировкой яркости и контрастности.
Поэтому чтобы грязь на номере помогла – он должен быть замазан ей практически полностью. И здесь возникает главный вопрос – зачем нужна «искусственная» грязь, когда на грязной же машине можно легко скрыть номер и естественным путем?
Налицо обычная уловка маркетологов, продающих разведенную водой землю под видом золотого способа избежать штрафов!
Юридический состав – чем грозит замазанный искусственной грязью номер?
При естественном загрязнении номерного знака ответственность безусловно наступает по части 1 ст. 12.2 КоАП РФ за управление автомобилем с нечитаемыми номерами. Санкции более чем гуманные – предупреждение или штраф в 500 рублей.
Формально, можно легко избежать привлечения к ответственности по этой статье, выйдя сразу из машин после остановки и «устранив нарушение» на месте. Если инспектор ничего не сфотографировал, то ему останется лишь устно предупредить вас, посмотреть документы и отпустить с миром.
А вот в случае с умышленным сокрытием номера, которое очевидно и без разницы чем выполнено – ответственность наступает уже по части 2 ст. 12.2 КоАП РФ с последующим штрафом в 5000 рублей или с лишением прав от 1 до 3 месяцев.
Как инспектор доказывает умышленность сокрытия номера?
Основное доказательство – это фиксация нарушения на фото или видео. Если вас заметят в потоке, то служебный автомобиль ГИБДД обязательно приблизится и зафиксирует проблемы с номером.
Так же и инспектор – в случае с грязью полицейский обычно сперва фотографирует номер, а уже затем поясняет причину остановки.
С доказыванием вопрос спорный, но при ЯВНО умышленном сокрытии части номера той же искусственной грязью инспектор с чистой совестью приложит одно фото к материалу и составит протокол.
Примеры «успешного использования грязи» на фото ниже – а ведь подобными фото снабжена даже реклама этого аэрозоля!
Поставьте себя на место инспектора и ответьте – это похоже на умышленное сокрытие номера или же нет?
Инспектор посчитает данные «художества» умышленным искажением номера и с чистой совестью составит протокол по части 2 ст. 12.2 КоАП РФ. А вот уже опровергать его позицию придется вам и непосредственно в суде, но исходя из практики – суды с очень большой долей вероятности будут на стороне полицейских, потому как даже с одного фото явно видно умышленное нанесение искусственной грязи на госномер.
ВАЖНО: Часто горе-юристы пытаются доказать, что «грязь не может являться средством сокрытия номера», но это не так. Часть 2 содержит отсылку к «материалам», что вполне допускает квалификацию по этой статье сокрытие номерных знаков даже снегом.
Но, конечно, если вы изобразите настоящий «натюрморт» на своем автомобиле и позаботитесь, чтобы грязь выглядела максимально естественно – у вас, возможно, есть шансы избежать ответственности. Как на картинке ниже.
Источник: Яндекс.Картинки
Но с учетом стоимости аэрозолей – езда по правилам обойдется куда дешевле.
Юристы про искусственную грязь на номерах
Комментирует автоюрист Николай Марков
Тенденция с рекламой различных средств ухода от ответственности перед оком камер видеофиксации принимает опасные масштабы. Прикрываясь, якобы, заботой о водителях, страдающих от незаконных (с точки зрения тех же водителей) камер, мы сознательно культивируем беззаконие и отрицание Правил на дорогах. А потом, когда случае беда, начинаем винить полицию, что он недостаточно жестко пресекает правонарушения.
Искусственная грязь в баллончиках – это очередной громкий фейк типа нанопленки или «переворачивающихся номером». Полиция прекрасно осведомлена обо всех уловках, поэтому водители, спрятавшие 1-2 буквы под слоем спрея, обречены на путешествие пешком – суды безоговорочно становятся на сторону ГИБДД и даже бригада опытных юристов не поможет, разве что инспектор забудет сделать фото или же оно будет недостаточного качества.
Мы в любом случае оказываем помощь водителям по всем направлениям, но помните – соблюдение Правил обходится дешевле искусственной грязи и юридических услуг.
Не надо грязи: за нечитаемый номер лишают прав
ГИБДД попросила водителей возить «чистящие принадлежности» для регистрационных знаков. За умышленно скрытый номер могут лишить прав, но возможно и более мягкое наказание. Чем рискуют автогрязнули, выясняли «Известия».
В пресс-службе МВД автомобилистам напомнили, что весной из-за талого снега номера и другие важные детали транспортного средства имеют тенденцию загрязняться и прекращают выполнять свою функцию. Поэтому ведомство рекомендует проверять чистоту знаков перед каждой поездкой, а также следить за тем, чтобы фары, зеркала и стекла также были не загрязнены.
«Быстро и неминуемо покрываются грязью»
Согласно ст. 12.2 КоАП РФ, езда с нечитаемым с расстояния в 10 м номерным знаком — административное правонарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 500 рублей. За умышленно скрытый номер возможно наказание вплоть до лишения водительского удостоверения на срок до трех месяцев или штраф 5 тыс. рублей.
«Действительно, регистрационные знаки автомобиля должны быть всегда чистыми и читаемыми, поскольку их наличие и читаемость относятся к исправности транспортного средства. Правила дорожного движения обязывают водителя перед выездом проверить, а в пути обеспечить исправность автомобиля — в том числе и чистоту номерных знаков», — поясняет адвокат Сергей Радько.
Однако требование ПДД часто трудно выполнить. Зимой мешает использование реагентов, а весной уже через 300 м пути номерные знаки могут основательно испачкаться.
«Отдельная проблема, которую практически невозможно проконтролировать, — состояние заднего номера: на многих автомобилях аэродинамика устроена так, что номера быстро и неминуемо покрываются грязью. И именно на такие транспортные средства в потоке реагируют патрули ГИБДД», — рассказал «Известиям» вице-президент Национального союза автомобилистов Антон Шапарин.
«Это проблема водителя»
Причина загрязнения не имеет значения — это может быть снег от неудачного маневра с заездом в сугроб или грязь, попавшая на него при движении. «Катайся с тряпкой и водой, на мойку заезжай каждые полчаса — неважно. Это проблема водителя», — прокомментировал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Получит автомобилист штраф или отделается предупреждением за езду с нечитаемыми номерами, решает только инспектор. Но даже если нарушение устранено после замечания инспектора, штраф заплатить придется всё равно.
Транспортное средство обычно останавливают, если номер не читается вообще, а водителя просто просят протереть знак и проводят разъяснительную беседу.
Грязь в баллончиках
Те, кто хочет обмануть камеры фото- и видеофиксации, чтобы сэкономить на штрафах, умышленно делают номера нечитаемыми. Если на улице не осталось грязи, хитрецы готовы ее даже купить.
«К сожалению, использование грязи в баллончиках имеет место быть. Например, на ЦКАД, где организованы пункты оплаты проезда через считывание номеров (free-flow), такой метод позволит уйти от оплаты», — рассказал Антон Шапарин.
Нужно отметить, что система оплаты free-flow, применяемая на ЦКАД, считывает и передний, и задний номерные знаки. Кроме того, в целях снижения числа транспортных средств с нечитаемыми номерными знаками на ЦКАД предусмотрены меры в виде проведения специальных мероприятий-рейдов ГИБДД.
«В целях снижения численности пользователей платных автомобильных дорог с нечитаемыми регистрационными знаками у оператора предусмотрен штат специалистов ручного разбора, которые могут определить номерной знак в случае, если он плохо читаем и система автоматически не смогла его распознать», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ГК «Автодор».
Всё равно прочитают
Загрязненный номер — не проблема для дорожной камеры, предупредили в ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО».
— За счет инфракрасной подсветки комплексы фотовидеофиксации способны распознавать рельеф номера и светоотражающую белую краску фона. Когда автомобильные номера загрязнены из-за плохой погоды или умышленно, в большинстве случаев это лишь слегка ухудшает качество, но существенно не влияет на работу комплексов.
Чтобы идентифицировать номера, которые видны только частично, применяются нейросети. Они определяют цвет, марку и модель автомобиля с помощью специальных алгоритмов и идентифицируют автомобиль по базе данных регистрации транспортных средств.
Если же номера автомобиля загрязнены так, что нельзя считать ни одной цифры, ни их рельеф, такой фотоматериал система фотовидеофиксации отправит в брак. Но на первом же посту ГАИ такой автомобиль, скорее всего, остановят.
Даже на платной парковке плохо читаемый номер не помешает наложить штраф. «Пешие инспекторы могут почистить такой знак для его идентификации — прикосновение к чужой собственности без ее повреждения законом не запрещено. К тому же номерные знаки не являются собственностью автовладельца», — предупредил Сергей Радько.
Кроме того, водители, которые специально искажают или частично скрывают номерные знаки, должны понимать, что системы фото- и видеофиксации используются не только для выявления дорожных правонарушений, но и для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
«В случае угона их автомобиля поиски будут затруднены тем, что номер отображен некорректно, камеры не могут его зафиксировать и шансы на возвращение автовладельцу будут гораздо ниже», — предупредили в пресс-службе «ОКО».
Малозначительная грязь
Если номерной знак читаем и автомобилист не согласен с вынесенным штрафом, можно напомнить инспектору про ст. 2.9 КоАП РФ. При малозначительности совершенного административного правонарушения делопроизводство прекращается, инспектор ограничивается устным замечанием. При этом устное замечание выступает мерой превентивного воздействия, а не видом административного наказания.
Автомобили с плохо читаемыми номерными знаками, припаркованные в зоне действия знака «Остановка запрещена» в Москве