Чем запитать вентилятор радиатора
Подключение электровентилятора через реле: особенности и схемы
Настало лето, жаркая погода. Многие едут на дачу, путешествуют на машинах, часами стоя в пробках. Из-за жары электровентилятор легко может сгореть перегревшись. В такие дни данное устройство просто необходимо, чтобы радиатор с двигателем обдувались. Включается оно только в тот момент, когда происходит блокировка муфты. Но чтобы не ждать, когда это время наступит, можно сделать кнопку с принудительным включением, а как подключить вентилятор охлаждения в своей машине — узнаете ниже!
Схема подключения вентилятора радиатора
Датчик включения двигателя ставится на радиатор, имеющий у себя внизу небольшую пластину. От температуры она начинает нагреваться, двигая красный стержень, соединяющий контакты вместе. Один из контактов всегда соединяется с кузовом, уже через него скрепляясь с минусовой клеммой аккумулятора. Минус подается на электромагнит реле.
На другой контакт идет плюс при включении зажигания. Электромагнит притягивает к себе железку, соединяющую вместе контакты (30, 87) и на электровентилятор через предохранитель от генератора идет плюс, что заставляет всю конструкцию работать.
Электросхема вентилятора охлаждения происходит по следующему описанию:
Когда температура снижается у двигателя — датчик, соответственно, размыкается, ток прекращает течь, электровентилятор останавливается: происходит отключение системы.
Обратите внимание, что схема подключения вентилятора охлаждения через реле отличается тем, что весь заряд идет на массу. При его замыкании ток течет через первичную обмотку, контакты 87, 30 замыкаются — I начинает течь в цепи электродвигателя. При понижении температуры происходит обратный процесс.
Первичная обмотка подключается к плюсу 12 В на катушку зажигания. Провод тянется к 86 выводу реле. С 85 тянется на датчик вентилятора. С датчика включения провод приходится на массу. Получается минимум проводов, а реле находится в непосредственной близости от датчика включения.
Варианты схем
Схема включения вентилятора охлаждения с помощью реле зависит только от правильного соединения плюса с минусом, соответственно, проводов!
Как работает реле
Электровентилятор со временем начинает потреблять большое количество электроэнергии, в отличие от нового. Пусковые токи могут просто испортить выключатель температуры.
Основная задача реле — коммутация высоко токовых цепей с помощью низко токового управляющего сигнала.
Типичное реле представляет собой катушку на сердечнике, являющуюся электромагнитом и группу контактов, замыкающихся или размыкающихся между собой. Катушка срабатывает при очень низких значениях тока в несколько миллиампер. Пропускаемые контакты дают пройти через себя большие токи.
Обозначается реле на схеме буквой К с числовым индексом, показывая его порядковый номер и при помощи 2-х блоков: первый — электромагнит, второй — группа контактов.
Характеризуется оно следующими параметрами: напряжение, ток, при которых срабатывает реле, а также U, ток комутации: какую величину I он сможет пропускать по своим контактам. Превышать U нельзя — может возникнуть напряжение контактов, последующее их прилипание друг к другу.
Подключение вентилятора охлаждения через реле
Имеется электровентилятор, от него отходят 2 провода. Один ведет к термодатчику, другой — к реле. Дополнительно можно подключить лампочку контроля работы Карлсона через 87 контакт для лучшей визуализации, диагностики.
На крышке вы увидите обычную схему 4-х контактного реле, с помощью которого можно понять какие контакты являются электромагнитами:
По схеме подключения электровентилятора через реле 30 и 85 пускают на аккумулятор. На датчик вентилятора идут только минусовые провода. Если вы кинете к нему плюсовой — он у вас постоянно будет перегорать. На 2 минусовых провода подключается кнопка, чтобы замыкать цепь.
При разрыве тока на реле электровентилятора возникает искра, поэтому стали делать модели со встроенным диодом.
87 идет на фишку вентилятора, 80 — на датчик охлаждения. Плюсовой провод подцепляете сразу к вентилятору, кидая на массу.
Совет: 2 провода, отходящих от вентилятора лучше всего спаять (скрутить, заизолировать). Это нужно для того, те не повредеились, т.к. здесь могут проходить большие нагрузки, сам разъем находится в моторном отсеке, где присутствует влага, контакты окисляться, поэтому лучше перестрахуйтесь!
Для отдельного использования реле используется кнопка, фиксирующаяся при включении, она будет давать минус на 86 контакт, замыкая его. Протягивается она на рулевую колонку через магнитолу (можно попробовать спицей), в итоге получается принудительное включение вентилятора. Синий провод идет на массу, коричневый — на управляющие контакты.
Причины неисправности вентилятора
Первое, что нужно проверить — уровень тосола в расширительном бочке. При недостаточном уровне его температура может не достигнуть нужной точки, при которой включается датчик. При полной исправленной цепи питания вентилятор включаться не будет.
Если не будет открываться термостат, в него не сможет попасть горячий тосол. Это является причиной, по которой вентилятор неисправно работает.
Проверить, генерирует ли термостат — просто! Нужно прогреть двигатель до рабочей температуры, пощупав нижнюю часть радиатора — они должны быть горячими.
Можно приступать к проверке самого вентилятора и цепей его питания:
Бывает такое, что вентилятор работает постоянно. Связано это с:
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ
Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.
Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки – просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.
Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107
А – к контакту “30” генератора.
Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106
Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099
До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.
Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722
К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60
А — К выводу “30” генератора
Схема включения ВО ВАЗ 2110
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.
Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор
Где находится реле вентилятора
4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).
Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.
Если вентилятор охлаждения не работает
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:
Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:
Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.
Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.
Замена электровентилятора в авто
Модернизация схемы управления
Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.
Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в “мозгах” или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.
В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот “тюнинг” не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.
На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.
Видео – подключение и проверка ВО
НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ
Вентилятор охлаждения двигателя – свежий воздух для радиатора и мотора!
Вентилятор системы охлаждения двигателя представляет собой специальное устройство, которое обеспечивает обдув радиатора и разогретого мотора автомобиля посредством постоянного и равномерного отвода в атмосферу излишнего тепла.
Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства
Конструкция данного механизма, который нередко называют вентилятором радиатора, достаточно проста. В ней предусмотрено наличие одного шкива, на котором размещаются четыре и больше лопасти. По отношению к плоскости вращения они монтируются под определенным углом, за счет чего интенсивность нагнетания воздуха повышается (ниже мы расскажем, куда именно дует вентилятор).
Также в конструкции имеется привод. Он может быть: гидромеханическим; механическим; электрическим. Привод гидромеханического типа – это гидравлическая либо специальная вязкостная муфта. Последняя получает требуемое движение от коленвала. Такая муфта частично или полностью блокируется при повышении температуры заполняющего ее силиконового состава.
Само повышение температуры обуславливается увеличением нагрузки на мотор транспортного средства, которая возникает при увеличении количества оборотов коленвала. Вентилятор включается в тот момент, когда происходит блокировка муфты. А вот блок гидравлической муфты включается при изменении в ней объема масла. В этом заключается ее принципиальное отличие от вязкостного приспособления.
Под механическим понимают привод, выполняемый ременной передачей от коленвала двигателя. На современных автомобилях он практически не используется, так как для вращения вентилятора затрачивается значительная мощность ДВС (мотор отдает слишком много своих сил). А вот электропривод, наоборот, применяется очень часто. В его составе два основных компонента – система управления и электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
Система управления отслеживает температуру, которую имеет мотор автомобиля, и обеспечивает функционирование механизма охлаждения. Электромотор привода подключен к бортовому компьютеру. Схема управления стандартного электрического привода состоит из:
Исполнительным механизмом при этом является именно электрический мотор, обеспечивающий привод. Принцип работы озвученной схемы достаточно прост: датчики передают сообщения в ЭБУ; электронный блок, куда попадают сигналы, производит их обработку; после анализа сообщений ЭБУ запускает регулятор (реле) вентилятора.
Многие авто последних лет выпуска в своей конструкции имеют не регулятор, по командам которого включается и выключается вентилятор, а отдельный блок управления. Его использование дает гарантию на более экономичное и по-настоящему эффективное функционирование всей охлаждающей системы (блок всегда знает, куда дует вентилятор, под каким углом он расположен, когда требуется отключить устройство и так далее).
Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения
Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.
Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.
Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.
При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:
Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.
Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:
Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.
Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками
Достойный уровень охлаждения радиатора и двигателя машины достигается только в том случае, когда вентилятор периодически проверяют на наличие разных мелких поломок и загрязнений. Совсем несложно регулярно выполнять такую проверку и при помощи щетки очищать устройство от грязи и пыли.
Принцип демонтажа вентилятора прост: от АКБ откидывают провод массы; отключают все без исключения провода, которые подходят к рассматриваемому узлу; откручивают болты крепления устройства. Теперь можно слегка сдвинуть кожух вентилятора и посмотреть на его состояние. Подобный осмотр позволяет выявить немало поломок и выполнить:
Иногда требуется менять электрический мотор (например, когда вентилятор не запускается при хорошо прогретом двигателе). Ремонт этой важной части устройства охлаждения, к сожалению, не выполняется.
Куда дует вентилятор охлаждения?
В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост.
Само назначение охлаждающего устройства и принцип его работы, описанный выше, говорит нам о том, что дует он исключительно на двигатель, засасывая холодный воздух через радиатор.
Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.
Как подключить 12 вольтовый вентилятор к 220
В процессе реанимации и модернизации усилителя Солнцева пришлось избавиться от громоздкого блока питания выполненного на трансформаторе ТС-180. Был изготовлен импульсный блок питания на IR2153 мощностью 200 Вт. Однако в процессе эксплуатации при снимаемой мощности порядка 130 Вт был выявлен нагрев импульсного трансформатора. Не критичный, но все же присутствовал. Кроме того, достаточно заметно грелись стабилизаторы L7815, L7915. Установить большие радиаторы не позволял плотный монтаж на плате.
Для устранения данного эффекта решил применить кулер. Выбор остановился на малогабаритном вентиляторе мощность 0,96 Вт при питании 12 вольт и токе потребления 0,08 А. Так как трансформаторный БП для него будет иметь неприемлемые массогабаритные размеры, решил собрать бестрансформаторный БП с гасящим конденсатором.
Схема
Бестрансформаторный источник питания в общем случае представляет собой симбиоз выпрямителя и параметрического стабилизатора. Конденсатор С1 для переменного тока представляет собой емкостное (реактивное, т.е. не потребляющее энергию) сопротивление Хс, величина которого определяется по формуле:
где f — частота сети (50 Гц); С—емкость конденсатора С1, Ф. Тогда выходной ток источника можно приблизительно определить так:
где Uc— напряжение сети (220 В).
При токе потребления 0,08 А емкость С1 должна иметь номинал 1,2 мкф. Ее увеличение позволит подключить нагрузку с большим током потребления. Приблизительно можно ориентироваться на 0,06 А на каждую микрофараду емкости С1. У меня под рукой оказался 2,2 мкф на 400 вольт.
Резистор R1 служит для разряда конденсатора после выключения БП. Особых требований к нему нет. Номинал 330 кОм – 1 Мом. Мощность 0,5 – 2 Вт. В моем случае 620 кОм 2 Вт.
Конденсатор С2 служит для сглаживания пульсаций выпрямленного мостом напряжения. Номинал от 220 мкф до 1000 мкф с рабочим напряжением не менее 25 вольт. Мною был установлен 470 мкф на напряжение 25 вольт.
В качестве выпрямительных диодов применены 1N4007 из отработавшей свое энергосберегающей лампы.
Стабилитрон (12 Вольт) служит для стабилизации выходного напряжения и его заменой можно добиться практического любого необходимого напряжения на выходе БП.
При сборке схемы следует иметь ввиду, что подключение вентилятора следует выполнить безошибочно изначально. Ошибка в неправильной полярности припаивания проводов вентилятора приведет к выходу вентилятора из строя. А само подключение (припаивание) следует выполнить, заранее, поскольку напряжение на холостом ходу в точках присоединения вентилятора может составлять 50-100 вольт. Если полярность безошибочна (красный провод, это плюсовая шина питания), то при включении в сеть 220 В на вентиляторе будет примерно +12 вольт.
Печатная плата выполнена методом ЛУТ. Травление проводилось перекисью водорода, лимонной кислотой и поваренной солью из расчета 50 мл перекиси, 2 ч.л. кислоты и чайная ложка соли.
В дополнение привожу схему (может кому понадобится) регулировки частоты вращения вентилятора.
По сути, это регулятор напряжения, подаваемого на двигатель вентилятора. Изменение напряжения приводит к изменению частоты вращения вентилятора. В схему специально введён постоянный резистор R2, назначение которого ограничить минимальные обороты вентилятора, для того, чтобы даже при самых низких оборотах, т.е. при самом низком напряжении, обеспечить его надёжный запуск.
Устройство и ремонт кулера ПК
Для того чтобы разобрать вентилятор, нужно снять наклеенный шильдик со стороны проводов, открыв доступ к резиновой заглушке, которую и извлекаем.
Подцепим пластмассовое или металлическое полукольцо любым предметом с острым концом (нож канцелярский, часовая отвёртка с плоским шлицем и т.п.) и снимаем с вала. Взору открывается моторчик, работающий от постоянного тока по бесщёточному принципу. На пластиковой основе ротора с крыльчаткой по кругу вокруг вала закреплен цельнометаллический магнит, на статоре — магнитопровод на медной катушке.
Затем почистите отверстие под ось и капните туда немного машинного масла, соберите обратно, поставьте заглушку (чтоб пыль не забивалась) и пользуйтесь уже гораздо более тихим вентилятором дальше.
У всех таких вентиляторов бесколлекторный механизм вращения: это надёжность, экономичность, бесшумность и возможность регулировки оборотов.
У современных кулеров разъёмы имеют гораздо меньший размер, где первый контакт пронумерован и является «минусом», второй «плюсом», третий передаёт данные о текущей скорости вращения крыльчатки, а четвёртый управляет скоростью вращения.
2019-01-09Опубликовано 9.01.2019 авторАндрей Андреев
Как подключить кулер?
before—>
Привет, друзья! Как вы знаете, чем мощнее комплектующие установлены на компьютер, тем сильнее они будут нагреваться. При сборке хорошего игрового компа, придется позаботиться об эффективной системе охлаждения, дабы исключить перегрев оборудования. Это справедливо и в случае если подключить SSD и HDD в одном компьютере.
Сегодня можно выбирать из множества вариантов, в том числе и поставить водяное охлаждение. Однако в любом случае, в том числе и при плановом апгрейде, все кулеры придется запитать.
Лучше сделать это от материнской платы, чтобы иметь возможность мониторить количество оборотов и при необходимости изменять его с помощью специального софта. Кроме того, управлять режимом работы RGB кулера и менять интенсивность освещения, можно только при подключении этой детали к материнке.
Сегодня я расскажу сколько можно подключить вентиляторов вообще, а также как подключить кулер к материнской плате если нет свободных разъемов. Вы найдете в этой инструкции полезные советы и практические рекомендации.
Сборка
подключить кулер на 220 вольт
В процессе реанимации и модернизации усилителя Солнцева пришлось избавиться от громоздкого блока питания выполненного на трансформаторе ТС Был изготовлен импульсный блок питания на IR мощностью Вт. Однако в процессе эксплуатации при снимаемой мощности порядка Вт был выявлен нагрев импульсного трансформатора.
Не критичный, но все же присутствовал. Кроме того, достаточно заметно грелись стабилизаторы L, L Установить большие радиаторы не позволял плотный монтаж на плате. Для устранения данного эффекта решил применить кулер.
Выбор остановился на малогабаритном вентиляторе мощность 0,96 Вт при питании 12 вольт и токе потребления 0,08 А. Так как трансформаторный БП для него будет иметь неприемлемые массогабаритные размеры, решил собрать бестрансформаторный БП с гасящим конденсатором. Бестрансформаторный источник питания в общем случае представляет собой симбиоз выпрямителя и параметрического стабилизатора.
Конденсатор С1 для переменного тока представляет собой емкостное реактивное, то есть не потребляющее энергию сопротивление Хс, величина которого определяется по формуле:. Тогда выходной ток источника можно приблизительно определить так:. При токе потребления 0,08 А емкость С1 должна иметь номинал 1,2 мкф.
Ее увеличение позволит подключить нагрузку с большим током потребления. Приблизительно можно ориентироваться на 0,06 А на каждую микрофараду емкости С1.
У меня под рукой оказался 2,2 мкф на вольт. Резистор R1 служит для разряда конденсатора после выключения БП. Особых требований к нему нет. Номинал кОм – 1 Мом. Мощность 0,5 — 2 Вт. В моем случае кОм 2 Вт. Конденсатор С2 служит для сглаживания пульсаций выпрямленного мостом напряжения. Номинал от мкф до мкф с рабочим напряжением не менее 25 вольт.
Мною был установлен мкф на напряжение 25 вольт. В качестве выпрямительных диодов применены 1N из отработавшей свое энергосберегающей лампы. Стабилитрон 12 Вольт служит для стабилизации выходного напряжения и его заменой можно добиться практического любого необходимого напряжения на выходе БП.
При сборке схемы следует иметь ввиду, что подключение вентилятора следует выполнить безошибочно изначально. Ошибка в неправильной полярности припаивания проводов вентилятора приведет к выходу вентилятора из строя.
А само подключение припаивание следует выполнить, заранее, поскольку напряжение на холостом ходу в точках присоединения вентилятора может составлять вольт. Печатная плата выполнена методом ЛУТ. Травление проводилось перекисью водорода, лимонной кислотой и поваренной солью из расчета 50 мл перекиси, 2 ч.
По сути, это регулятор напряжения, подаваемого на двигатель вентилятора. Изменение напряжения приводит к изменению частоты вращения вентилятора.
В схему специально введён постоянный резистор R2, назначение которого ограничить минимальные обороты вентилятора, для того, чтобы даже при самых низких оборотах, то есть при самом низком напряжении, обеспечить его надёжный запуск. В заключении отмечу, что при монтаже и эксплуатации следует помнить об отсутствии гальванической развязки устройства недостаток по сравнению с трансформаторной схемой с сетью вольт.
Диод Шоттки. Схема Бестрансформаторный источник питания в общем случае представляет собой симбиоз выпрямителя и параметрического стабилизатора. Конденсатор С1 для переменного тока представляет собой емкостное реактивное, то есть не потребляющее энергию сопротивление Хс, величина которого определяется по формуле: где f — частота сети 50 Гц ; С —емкость конденсатора С1, Ф.
Тогда выходной ток источника можно приблизительно определить так: где Uc — напряжение сети В. В дополнение привожу схему может кому понадобится регулировки частоты вращения вентилятора. Сборка В заключении отмечу, что при монтаже и эксплуатации следует помнить об отсутствии гальванической развязки устройства недостаток по сравнению с трансформаторной схемой с сетью вольт.
Как подключить корпусный вентилятор к блоку питания
Для устранения данного эффекта решил применить кулер. Выбор остановился на малогабаритном вентиляторе мощность 0,96 Вт при питании 12 вольт и токе потребления 0,08 А. Так как трансформаторный БП для него будет иметь неприемлемые массогабаритные размеры, решил собрать бестрансформаторный БП с гасящим конденсатором.
Применение вентиляторов в оборудовании
Питание 12 вольтного вентилятора от сети В. Во многих устройствах для охлаждения деталей, на которых рассеивается значительная мощность используют 12 — вольтовые миниатюрные вентиляторы, предназначенные для работы в персональных компьютерах. В некоторых случаях такого источника нет, но необходимость в установке вентилятора имеется. При этом желательно питать вентилятор от электросети. На рисунке 1 показана простая схема бестрансформаторного источника для питания вентилятора от электросети В. Схема представляет собой мостовой выпрямитель с конденсатором С1, на реактивном сопротивлении которого падает избыток напряжения. Стабилитрон VD 5 защищает цепь вентилятора от превышения напряжения питания при обрыве или отключении вентилятора например, если в нем имеется встроенный терморегулятор – выключатель.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ВЕНТИЛЯТОРА К СЕТИ 220 В
Можно ли, и если можно, то как запитать компьютерный вентилятор от сети В через трансфарматор для двенадцативольтовых осветительных лампочек? Еще бы ссылочку на схему, в помощь Дидный мост и сопротивление, должно всё работать. Схема КРЕНки 5й или восьмой проста как грабли. Смотрим со стороны надписи, крепёжное отверстие вверх. Левая нога – вход. Средняя нога – минус общий. Правая нога – выход. Кроме электролита на вход и выход относительно минуса – по керамическому кондёру 0, – 0,5 мкФ для борьбы с помехами. КРЕНка, если рассеивается мощность более 0,25 Ватт, надо садить на радиатор константа – 15 кв.
Как запитать вентилятор(от компа) от розетки
В статье расмотрены примеры применения вентиляторов для охлаждения оборудования и выравнивания температуры в помещениях. На фотографиях показаны примеры нагревательных устройств в которых применены малогабалритные вентиляторы от старинных ЭВМ типа ЕС. Это устройства на базе асинхронных двигателей, рассчитанные на напряжение вольт. Оказалось, что применение таких нагревательных элеиентов весьма эффективно для погреба. Нагревательные элементы изготовлены самостоятельно, замена спираль. Это сделано для умменьшени явыделяемой мощности.
Можно ли подключить вентилятор к обычной розетке?
Форум Новые сообщения. Файлы Поиск файлов. Что нового Новые сообщения Новые Файлы. FAQ Возможности сайта, оформление своих тем.
В процессе реанимации и модернизации усилителя Солнцева пришлось избавиться от громоздкого блока питания выполненного на трансформаторе ТС Был изготовлен импульсный блок питания на IR мощностью Вт. Однако в процессе эксплуатации при снимаемой мощности порядка Вт был выявлен нагрев импульсного трансформатора. Не критичный, но все же присутствовал. Кроме того, достаточно заметно грелись стабилизаторы L, L Установить большие радиаторы не позволял плотный монтаж на плате.
Технический портал радиолюбителей России. Фотогалерея Обзоры Правила Расширенный поиск. RU Источники питания включение 12 вольтового кулера в сеть вольт. Уважаемые посетители! RU существует исключительно за счет показа рекламы. Мы будем благодарны, если Вы не будете блокировать рекламу на нашем Форуме. Просим внести cqham.
Добрый день. Подскажите пожалуйста, как подключить стандартный компьютерный кулер 12в? Буду благодарен, если кто-нибудь нарисует схему, с указанием необходимых компонентов. А я в детстве электромоторчик так пробовал подключить.
3‑х пиновый слот на материнской плате
Для начала немного о разъемах, которые вы можете найти на системной плате. Основной, который есть на любой материнке, маркируется CPU FAN и всегда используется для подключения процессорного охладителя. Без такого охлаждения ЦП будет быстро перегреваться, а компьютер аварийно отключаться.
В зависимости от модели на системной плате могут быть и другие разъемы, от которых можно запитать корпусные кулера (как вариант, можно подключать корпусной к блоку питания ПК, на что обычно и ориентируются производители). Обычно такие коннекторы маркируются надписью SYS FAN.
Отличие 2‑х и 3‑х пиновых крыльчаток в наличии дополнительного кабеля.
В любом случае есть черный кабель («земля») и красный (напряжение +12 В). Третий провод, который всегда маркируется желтым цветом, предназначен для мониторинга скорости вращения лопастями крыльчатки.
Однако такую конструкционную особенность имеют не все вентиляторы — многие из них, особенно бюджетные модели, лишены необходимого датчика и дополнительного желтого кабеля. Аналогично и на материнской плате в зависимости от бренда и модели могут быть слоты дополнительного питания от 2 до 4 пинов.
Соответственно, если вы подключите двухпиновую крыльчатку, то следить за его скоростью вращения вы не сможете.
Теперь расскажу, как можно «сколхозить» адаптер своими руками. Вам потребуется нерабочий 3‑пиновый вентилятор, от которого вы возьмете коннектор с небольшими кусочками провода. Дальше нужно их спаять, отрезав старый разъем у кулера: черный к черному, красный красному. И не забудьте об изоляции!
Вариант подходит, если вам потребовалось прям срочно подключить охладитель. Но лучше дочитать пост до конца(и паять может и не придется).
А вообще, в любом магазине можно найти, выбрать и купить новый кулер на 3 контакта(ценники все равно не высокие).
Принцип работы гасящего конденсатора для подключения вентилятора от компьютера к 220 вольтам
Прежде чем мы рассчитаем конкретный пример, скажем пару слов скажем о том, как же работает гасящий конденсатор в цепи переменного тока. По сути в этом случае конденсатор работает как ему и полагается. При первой полуволне он заряжается, пропуская ток и напряжения. Затем после зарядки он просто «закрывается». Хотя полуволна еще не завершена. В этом случае и происходит ограничение питания для последующих радиоэлементов. Далее, при обратной полуволне, все в том же порядке, но направление протекания тока и напряжение через конденсатор происходит в обратном направлении. В итоге, так и происходит ограничение по напряжению и току. Конденсатор просто закрывается в определенный момент, вот и все. По сути его закрытие будет зависеть от сопротивления потребителя, от емкости конденсатора, от частоты переменного тока. Не будем копаться в дебрях, а сразу приведем конечную формулу. Вот она.
С(мкФ) = (3200*I(нагрузки, А))/√(Uвход²-Uвыход²)
Поясним значения в формуле
3200 – коэффициент пропорциональности, I – потребляемый нагрузкой ток, Uвх – напряжение сети (220 вольт, хотя это может быть значение и меньше, если вы используете понижающий трансформатор), Uвыход – напряжение питания нагрузки(лампы). Теперь когда мы понимаем что и откуда, попробуем разобрать случай для конкретного примера
Распиновка проводов кулера 4 pin
Здесь скорость вращения можно не только считывать, но и изменять. Это делается при помощи импульса от материнской платы. Он способен в режиме реального времени возвращать информацию на тахогенератор (3-х штырьковый на это неспособен, так как датчик и контроллер сидят на одной ветке питания).
Как подключить вентилятор от компьютера к 220 вольтам (пример расчета)
Скажем у нас есть вентилятор на 120 мА и с напряжением питания 12 вольт. Считаем.
С= (3200*0,12)/√(220*220-12*12) С = 384/219= 1,75 мкФ.
Как раз получилось так, что емкость нашего конденсатора совпадает с типорядом конденсаторов. То есть такой конденсатор есть в природе, его нам не надо будет собирать из нескольких конденсаторов. Ну и для верности, дабы вентилятор не накрылся точно, параллельно ему ставим стабилитрон на 12 вольт. Здесь если будут какие-то скачки, он будет брать это на себя, пропуская ток и напряжение. В итоге схема будет следующая.
Вот собственно и все. Теперь следуя алгоритму, приведенному здесь, сможете подключить вентилятор, лампочку, светодиод…
Как подключить 3-pin кулер к 4-pin
Для подключения 3-pin кулера к 4-pin разъему на материнской плате для возможности программной регулировки оборотов служит вот такая схема:
Полезное: Распиновка проводов камеры заднего вида авто
При прямом подключении 3-х проводного вентилятора к 4-х контактному разъёму на материнке вентилятор будет всегда вращаться, потому как у материнской платы не будет возможности управления 3 pin вентилятором и регулировки числа оборотов кулера.
Подводя итог и резюмируя
По сути конденсатор работает с реактивной мощности, то есть связанной с нарастанием и уменьшением напряжения. В этом случае она несколько отличается от активной мощности, с которой работает обычный резистор. Однако и здесь, следует проверить, чтобы конденсатор не пригревался, так как это чревато выходом его из строя. Примерно через 5-10 минут работы обесточьте схему и проверьте на ощупь пальцами, что конденсатор не греется. Также само собой необходимо использовать конденсаторы для переменного тока и с запасами по напряжению раза в 2.