Чем запомнилось произведение шинель гоголь
Шинель Гоголь Н.В. — читательский дневник
В произведении Гоголя «Шинель», написанной в 1842 году, затронута серьезная, глубокая тема, актуальная и в наши дни. Просматривая читательский дневник по повести «Шинель», вы сможете четко отследить ее основные моменты и смыслы.
События, описанные в «Шинели», происходят в Петербурге, в середине 19 века.
Башмачкин – робкий, незаметный чиновник 50-ти лет, ведущий одинокую жизнь.
Петрович – портной, неравнодушный к выпивке, который пошил Башмачкину шинель.
Чиновники – сослуживцы Башмачкина, многие из которых насмехаются над ним.
Значительное лицо – человек, занимающий высокую должность, властный, жесткий, грубо обошедшийся с Башмачкиным, отказавшийся помочь ему.
Мелкий чиновник Башмачкин, ничем не примечательный человек, имел неприглядную внешность, однообразную работу и сослуживцев, которые постоянно унижали его. В жизни Башмачкина произошла счастливая перемена – у него появилась новая, красивая и добротная шинель. Вскоре на Башмачкина напали грабители, сняв с него шинель. Потеряв единственную ценность он не получил помощи от властей. И главный герой умер, не вынеся такого сильного стресса.
Уважения достоин каждый человек, независимо от социального положения, интересов, особенностей своего характера. И каждый человек стремиться, чтобы его уважали.
Подобного отношения нет в той общественной среде, которая описана в «Шинели». Башмачкина унижают и подавляют своим отношением его же коллеги. На него обрушивается и гнев со стороны значимого лица только потому, что главный герой осмелился прийти к нему с просьбой. Наболевший вопрос, с которым пришел Акакий Акакиевич к значимому лицу, для него – настоящая трагедия, а для генерала – ничтожная и неинтересная проблемка, недостойная внимания властей.
Опорой для человека и для общества могут стать лишь отношения, построенные на взаимопонимании и доброжелательном отношении друг к другу. Обществу важно выйти на новый уровень отношений.
События, произошедшие в XIX века, понятны и сегодня. Описывая обыкновенную жизни мелкого чиновника, Гоголь проявляет серьезный общечеловеческий конфликт. Он показал слабость и ущербность людей, как сложно понимать и уважать другого человека, относиться к нему с интересом.
Если человека забить, затравить, то и получится человек наполовину, который не может постоять, защитить себя и выразить свои лучшие стороны. Насмешками, негативным отношением люди обкрадывают не только другого человека, но и самих себя. Они не испытывают радости от контакта со своим коллегой, он только все больше раздражает их.
И все может кончиться достаточно плачевно, как и получилось в истории с Башмачкиным. Интересы Акакия Акакиевича не разделяли, а, когда, для него произошла настоящая трагедия, то никто не обратил на это внимания, и никто не помог ему. И человек умер, не видя для себя никакого выхода. Он не смог пережить холодность и безразличие людей к себе. И возникает вопрос: неужели же эти бездушные люди стоят того, что умирает человек, глядя на их отношение к нему?
Лично для меня это история еще и о том, что живет человек, терпит унижения, насмешки и считает это нормой жизни. Башмачкин долгое время ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Мне это кажется странным.
Важнейший символ – шинель, как возможность лучшей, теплой, красивой жизни. Именно этот образ вначале раскрывает личность Башмачкина, а затем становится причиной трагедии.
Образы персонажей повести создают как единение, так и противопоставляются друг другу. У Башмачкина и Петровича единая цель – сшить хорошую добротную вещь. Они совпадают в этом желании, подходят к вопросу с душой, и им все удается.
Значимое лицо, отвергающее его просьбу, и чиновники, унижающие Акакия Акакиевича противопоставлены главному герою. Все они препятствуют счастливой гармоничной жизни героя, раскрытию его внутреннего потенциала. Однако, и среди чиновников есть человек, который молчаливо разделяет боль главного героя. Стремления Башмачкина к лучшей жизни проявляются – они видны в приобретении шинели.
Капот – разновидность халата свободного кроя, предназначенного для женщин.
Чубук – продолговатая часть курительной трубки, через который проходит дым.
Козлы – сиденье, расположенное впереди повозки, экипажа, на которой сидит кучер.
Онучи – полоска ткани, которой обматывают ноги под лапти и сапоги, заменяющая чулок.
Фаворит – человек, отмеченный расположением влиятельного лица.
« …Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник… »
« Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения ».
« Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью ».
« …как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным… »
« Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель ».
« И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было ».
« …ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать всё, что он ни думает… »
Мои впечатления о повести «Шинель» Н. Гоголя: отзыв, рецензия
Рецензия на повесть «Шинель»
В 1842 году Николай Васильевич Гоголь написал повесть «Шинель». Это произведение стало всемирно известным как образец мира, где по улицам ходят не люди, а вещи, где материальное благосостояние руководит мыслями и поступками людей.
Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин, довольно ограниченный в своих мыслях и несамостоятельный в действиях человек. Он работает простым переписчиком, к которому нет никакого уважения. Его жизнь неинтересна, выполняемая работа однообразная и скучная, хотя ему самому и нравится. По сюжету произведения у Акакия Акакиевича появляется цель — купить новую шинель, так как старая совсем прохудилась. После многих месяцев экономии он, наконец, осуществляет столь желанную покупку. С приобретением новой шинели Башмачкин чувствует, что его жизнь словно заиграла яркими красками. И отношение к нему коллег сразу улучшилось. Его даже пригласили на вечеринку. Но по возвращении с этого мероприятия, что происходило ночью, грабители сорвали с Акакия Акакиевича новую шинель.
Несчастный титулярный советник так и не смог оправиться от такого неприятного события. К сожалению, не помогло даже обращение к «значительному лицу». Генерал накричал на Башмачкина так, что тот «вышел, ничего не помня». После этого бедный Акакий Акакиевич простудился и через несколько дней в лихорадке умер.
Отзыв о произведении «Шинель» Н. В. Гоголя
После прочтения произведения «Шинель» мне стало обидно за судьбу главного героя. Ведь его не только не уважали, но и морально издевались над ним. И хотя с появлением новой шинели отношение коллег изменилось, это продолжалось совсем недолго.
Из достоинств произведения можно отметить актуальность мысли, которую хотел донести до читателя писатель. Идея произведения такова: даже ничтожный, «маленький человек», которым был Акакий Акакиевич Башмачкин, заслуживает уважения к себе и достойной жизни. Отношение к людям не должно зависеть от их успешности или материального благосостояния.
Недостатком произведения «Шинель», на мой взгляд, является преувеличение значения вещей для коллег Башмачкина. Удивительно также, что у главного героя совсем не было друзей. Неужели среди его коллег не нашлось человека, не зацикленного на материальном?! Или же Акакий Акакиевич такой примитивный, что никому не было интересно общаться с ним? Мне кажется, образ Башмачкина получился слишком упрощённым.
Таким образом, произведением «Шинель» Николай Васильевич Гоголь затрагивает тему жизненных ценностей человека. Автор высмеивает подлое поведение людей и обращает внимание читателя на несправедливость и жестокость нашего мира.
Если в целом, то повесть мне понравилась. Хотя после неё и остаётся чувство жалости и сострадания к главному герою, я всё равно рекомендую её к прочтению.
«Шинель» (Н. Гоголь)
Цитата: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
История создания
Николай Васильевич увидел в этой истории больше трагедию, чем комедию, — и написал «Шинель».
Проблематика: человеческое достоинство маленького человека.
Смысл названия: новая шинель — та оболочка, которая позволила бы Акакию Акакиевичу быть принятым в мире чиновников и не ощущать их презрения. Шинель становится смыслом жизни главного героя.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (из цикла « Петербургские повести »).
Жанровые особенности: «Шинель» написана в житийной традиции и формально схожа с описаниями жизни святых. Поэтому повесть следует читать как притчу с философским подтекстом.
Кстати, с глубиной содержания связано и жанровое определение: по объёму «Шинель» ближе к рассказу, но вечные проблемы бытия, раскрытые в ней, выводят это произведение на иной уровень.
Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в Петербурге.
Действующие лица
Краткое содержание
Акакий Акакиевич Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Он любил переписывать бумаги, но был, в общем-то, незначительным, и все над ним посмеивались. Жалование у Башмачкина было скромное — 400 рублей.
Однажды шинель Акакия Акакиевича совсем прохудилась. Он попросил портного Петровича зашить, но и шить-то уже было нечего — вся ткань гнилая. Надо шить новую. Акакий Акакиевич стал экономить: отказался от чаепитий, старался ходить на цыпочках, чтобы беречь ботинки, реже отдавал бельё стирать, а дома носил только халат. Наконец деньги были накоплены, и Акакий Акакиевич получил новую шинель.
В департаменте все его поздравили и пригласили на именины к коллеге. Ночью Акакий Акакиевич возвращался домой, как тут к нему подошли неизвестные и со словами: «А шинель-то моя!» — драгоценную одежду отобрали.
Квартирная хозяйка советовала обратиться в полицию. Акакий Акакиевич обратился — но толку никакого. На работу он пришёл в старой шинели. Сотрудники пожалели его и посоветовали обратиться за помощью к «значительному лицу», но это «лицо» так накричало на Башмачкина, что тот ушёл, «себя не помня».
Было холодно, старая шинель не грела, и Башмачкин слёг, а через несколько дней умер. Только у Калинкина моста появился призрак в образе чиновника, снимающий с прохожих верхнюю одежду. Кто-то даже узнал в этом призраке Акакия Башмачкина. Однажды мимо моста проезжало «значительное лицо». Призрак с криком: «Твоей-то шинели мне и нужно!» — снял с «лица» верхнюю одежду и больше не появлялся.
Экранизации
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В честь кого главный герой «Шинели» был назван?
Ответ. В честь отца — Акакий Акакиевич.
К какому типу героев можно отнести Башмачкина?
Ответ. Акакий Башмачкин — представитель типа героя, который называется маленьким человеком. Первым представителем этого типа героя стал Самсон Вырин (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»). Маленький человек безобиден и зауряден, но от того не менее значим, чем любой другой человек.
В какой цикл повестей включена повесть Н. В. Гоголя «Шинель»?
Ответ. «Петербургские повести».
Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?
Приблизительное время чтения: 17 мин.
«Шинель» — одно из самых известных произведений русской литературы. Но, к сожалению, эту великую повесть чаще всего воспринимают как попытку Гоголя обличить социальное зло. Однако в ней есть гораздо более глубокий смысл. Она обращена к каждому из нас и в иносказательной форме говорит о том, как грех разрушает человеческую душу.
Что происходит?
Сюжет «Шинели» прост. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Но вот у него приходит в негодность старая шинель, и он вынужден приобрести новую. Копит деньги, отказывает себе во всем — и в итоге становится счастливым обладателем новой шинели. Но счастье длится недолго — Башмачкина, возвращающегося ночью из гостей, грабят, отнимают шинель. Он пытается хлопотать перед высоким начальством, чтобы помогли вернуть шинель, получает суровую отповедь, простужается, заболевает и умирает. Но после смерти становится привидением и по ночам отнимает шинели у прохожих: мстит за свою обиду. Ограбив таким образом генерала, отказавшего ему в прошении, привидение исчезает. Вот, собственно, и все.
Как это трактовалось?
Повесть «Шинель» была опубликована в 1842 году. Критики (и в первую очередь Виссарион Белинский) восприняли ее как жесткий социальный памфлет, как голос в защиту униженных и оскорбленных. Бедного Акакия Акакиевича трактовали как жертву несправедливой социальной системы, страдающую от бюрократии и произвола. После Гоголя эту же тему (страдания мелкого чиновника от бессердечия чиновников крупных) разрабатывали многие русские писатели. Известный литературовед Дмитрий Чижевский (1894–1977) в 1938 году опубликовал работу «О повести Гоголя “Шинель”», в которой насчитал более сотни рассказов и повестей на эту тему.
Поэтому фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому*, «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”» в определенном смысле верна: действительно, «Шинель» породила целую литературную традицию.
Такая трактовка «Шинели» перешла и в советское литературоведение, а из него, конечно, в школьный курс литературы. И хотя советской власти нет уже четверть века, в современных школах чаще всего по инерции говорят то же самое. Вот и думают семиклассники, что Акакия Акакиевича потому следует жалеть, что он — жертва несправедливой власти.
Другой подход
Не все, конечно, были согласны с такой социально-политической трактовкой. В свое время замечательный русский писатель Борис Зайцев (1881–1972) писал о таких толкованиях: дьявол «напустил тумана в глаза и навел марево на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять». А еще раньше, в 1847 году, известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев (1822–1864) писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…»
Надо учитывать, что волновало Гоголя на момент написания «Шинели», чем он в те годы жил и дышал. А жил и дышал он православной верой. Известнейший исследователь духовного наследия писателя, протоиерей Василий Зеньковский, писал, что как раз в то время у Гоголя произошел «. духовный перелом, связанный с крушением эстетической утопии, перешедший потом в живую потребность религиозного понимания творчества и жизни». Насчет перелома, конечно, можно поспорить — другие исследователи полагают, что Гоголь всегда был глубоко верующим православным христианином, что его духовное развитие шло без резких поворотов, но вот что действительно очевидно — в 40-е годы XIX века Гоголя волновали вопросы религиозные: вопросы духовного делания, духовной борьбы. Он конспектировал святоотеческую литературу (читая ее, кстати, и на греческом), ежедневно молился (как отмечает доктор филологических наук Владимир Воропаев в своей книге «Духовная биография Гоголя», его молитвенное правило было куда обширнее, чем у большинства мирян).
И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)».
В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев.
Духовная драма
Попробуем разобраться, что же в ней происходит.
Почти святой
В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…»
Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате.
Герой «Шинели» — образец смирения, он абсолютно лишен тщеславия — порока, противостоящего смирению. В этом он радикально отличается от своих сослуживцев, стремящихся к почестям, выстраивающих карьеру.
Трудно не согласиться с доктором филологических наук Сергеем Гончаровым в том, что «. Акакий Акакиевич наделен чертами аскета-подвижника, “молчальника” и мученика. Убогость и “ничтожность” героя, его невзрачность предстают формами отъединенности от мира, его особой отмеченностью, знаком исключительности».
Заметим, что Гоголь, создавая перед читателем портрет Башмачкина, делает это с иронической интонацией, но на самом-то деле ирония тут не выражает авторского отношения к герою. Тут все тоньше — эта ирония иллюстрирует воспринимающее героя сознание. Гоголь как бы намекает читателю: вот так вы, люди обычные, приземленные, могли бы воспринять моего героя. Я показываю вам его вашими глазами. Таково ваше зрение.
Но вернемся к Акакию Акакиевичу. Тот не просто добросовестно исполняет свое дело, переписывание бумаг, — он исполняет его ревностно. Для него это смысл жизни, это дает ему высшую радость. «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрешнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра».
Символом чего является это переписывание? Символом служения, символом благословленного Богом труда, символом подчинения всего себя Промыслу Божиему.
Искушение святого Акакия
Тем не менее эта святость Акакия Акакиевича дала трещину. Когда у него возникла потребность в новой шинели (сама по себе вполне естественная, вовсе не греховная), то все свои душевные силы, все свои устремления он направил на эту шинель. Та оказалась для него не просто предметом одежды, а целью жизни, высшей ценностью. Вещь становится для него идолом. «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Акакий Акакиевич кардинально меняется: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась проходить с ним жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».
Прежний образ жизни, прежние цели для него поблекли. Мы помним, какой радостью для него было переписывание бумаг. Теперь же, в мыслях о шинели, «Один раз, переписывая бумагу, он чуть было даже не сделал ошибки, так что почти вслух вскрикнул “ух!” и перекрестился». Вроде бы мелочь, но это знаковый момент, и мы еще вернемся к нему.
Пока же зададимся двумя очевидными вопросами. Во-первых, почему именно шинель? Почему именно такое искушение оказалось непосильным для Башмачкина? Во-вторых, почему он вообще оказался слаб, почему его прежняя «почти святость» не защитила его?
Грех нашего времени
Почему шинель? Вспомним, что перед нами не психологическая проза (в ее современном понимании), а притча. Повесть про Акакия Акакиевича — это не только и не столько про конкретного героя, тут надо искать иносказание. Акакий Акакиевич символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное Гоголю. Деньги и вещи — вот та страсть, которая была писателю особенно ненавистна. И дело не только в корыстолюбии, тут сложнее. Для человека, который предпочел внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещь становится высшей ценностью, а значит, воспринимается уже не только «функционально», как средство решить ту или иную бытовую проблему, но как самодостаточная цель. Такой человек стремится к бытовому комфорту, стремится окружить себя удобными вещами. Но в этом своем стремлении к комфорту он реализует — неправильным, недолжным образом! — все силы своей души. Важный момент: обретя новую шинель, Акакий Акакиевич думает, что «В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо». В этом «хорошо» вся суть.
Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула.
Почему именно тут? Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь. Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление.
Как раскололась сталь
А теперь попробуем разобраться, что же не так было со «святостью» Акакия Акакиевича, почему он сломался.
Есть в народе такое выражение: «свят, да неискусен». Это можно сказать и про Башмачкина. Его смирение, кротость — они даны ему изначально, как дар Божий, а не достигнуты сознательной работой над собой. Они — не результат следования за Христом, борьбы со своими страстями, наблюдения за своими помыслами, искреннего покаяния и, естественно, жизни в Церкви. Если душу Акакия Акакиевича и можно сравнить со сталью, то это не закаленная сталь, она хрупкая, и достаточно даже не сильного, но точного удара в нужное место, чтобы ее расколоть.
Тут, однако, можно возразить: раз уж «Шинель» — это притча, где о духовной жизни говорится иносказательно, то как же там может быть напрямую упомянуто о Боге, о вере? В правильной, классической притче ведь все это должно быть вынесено за скобки, чтобы читатель самостоятельно сделал нужные выводы.
На это можно ответить, что «Шинель» — произведение все-таки более сложное, более многогранное, чем просто притча, и в ней совмещаются как аллегория, так и психологически точное описание человеческой души. Нельзя сказать, что действие «Шинели» происходит in vitra, в стерильных, лабораторных условиях. События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге. Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух!» — и перекрестился. Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне?
А на более глубоком уровне Акакий Акакиевич о Боге не вспоминает, с христианских позиций свою ситуацию не оценивает. Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель.
И если уж вспоминать, что Акакий Акакиевич в «Шинели» интересен не столько сам по себе, сколько тем, что призван нечто символизировать, то заметим: символизирует он именно что отход от веры многих русских православных людей. Отход не громкий, не демонстративный, не на идейном уровне, а тихий, бытовой. Такие люди не то чтобы сомневаются в бытии Божием — они просто о Боге не задумываются, их волнуют совсем другие вещи. Красиво бумагу переписать. или новую шинель пошить.
Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем.
Как действует страсть
В «Шинели» есть и соблазнитель — портной Петрович, который тоже ведь важен не сам по себе, не как «типичный представитель своей профессии», а как символ. А символизирует Петрович именно что сатану или, вернее, мелкого беса.
Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. «Одноглазый чорт», — называет его жена. Ей вторит рассказчик, говоря, что Петрович, бывая «в трезвом состоянии крут, несговорчив и охотник заламывать чорт знает какие цены», да и герой вспоминает, что «…за Петровичем водилась блажь заломить вдруг чорт знает какую цену…», сидит Петрович «на широком столе», подвернувши «под себя ноги свои как турецкий паша», а в руках у Петровича «круглая табакерка с портретом какого-то генерала, какого именно неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». В связи с этим Дмитрий Чижевский в своей работе «О “Шинели” Гоголя» замечает: «Чорт безлик!» И далее продолжает: «Начитанный в религиозной литературе, знаток и собиратель фольклорного материала… Гоголь, конечно, знал об этой безликости чорта в христианской и фольклорной традиции».
Кто-то, возможно, воспримет этого «чорта» просто как фигуру речи. Но художественный прием в том и заключается, что, повторяя раз за разом «фигуру речи», писатель воздействует на сознание читателя, понуждая его вспомнить исходный смысл этого затрепавшегося слова. Кроме того, для нас, современных людей, «черт» не кажется каким-то особым словом, а вот во времена Гоголя это было крепким выражением, на грани неприличия. Можно вспомнить момент из «Мертвых душ»: «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чорта.
Чорта помещица испугалась необыкновенно. “Ох, не припоминай его, Бог с ним!” —вскрикнула она, вся побледнев».
Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека.
Гоголь подробнейшим образом описывает, как Петрович обольщает Акакия Акакиевича и как поначалу тот сопротивляется: «хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но. » — но растерялся. Не вспомнил о Боге, не помолился хотя бы мысленно, не перекрестился — и потому его сопротивление быстро было сломлено.
А когда оно было сломлено, то у героя началась новая жизнь — «как во сне». Акакий Акакиевич уже не контролирует себя. «. вместо того, чтобы пойти домой, пошел совершенно в противную сторону, сам того не замечая». Это слово здесь важно. Казалось бы, уместнее было написать «противоположную», но Гоголь хотел показать, что герой лишился своей воли и что с ним происходит именно то, о чем предупреждал апостол Павел: ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех
(Рим 7:15–17).
Чем больше мечтает Акакий Акакиевич о новой шинели, тем сильнее меняется его образ жизни. Мало того, что он теперь жестко экономит каждую копейку — но и прежнее дело перестало приносить ему радость. Раньше он брал со службы бумаги домой и переписывал — теперь перестал это делать и проводил время в праздности. Теперь после обеда он «уж ничего не писал, никаких бумаг, а так. », «сибаритствовал на постеле. ». Если раньше он ходил по улицам, ни на что не обращая внимания, то теперь засматривается на витрины.
Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь.
Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина. Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен. То есть как человек, как личность он для них ничто, но как обладатель некой вещи приобретает в их глазах некую значимость. Очень характерная деталь.
Но куда важнее, что Акакий Акакиевич отправляется на вечеринку вынужденно. До того, как в его жизни появилась мечта о новой шинели, он поступал так, как ему хотелось, как ему свойственно, то есть был свободен. Теперь же, с новой шинелью, он открывает для себя существование светских условностей, которым приходится подчиняться через «не хочу». Ему не хотелось идти на эту вечеринку, но отказаться было бы неприлично. Он приходит туда — и сразу же ощущает себя в этой среде лишним: «Все это: шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно. »
Став пленником своей страсти, человек не только теряет свободу, не только оказывается вынужден вписаться в новый, чуждый ему формат жизни, но и никакой радости от этого не испытывает. Акакий Акакиевич, казалось бы, достиг, чего хотел, стал счастливым обладателем новой шинели — но очень скоро счастье его съеживается, в душе возникает пустота.
И просто огромной, зияющей дырой становится эта пустота, когда на обратном пути из гостей его грабят, отнимают шинель. Казалось бы, жизненной трагедии не произошло, его не убили, не искалечили, не пустили по миру, он «остался при своих», то есть мог бы жить, как и раньше — со старой своей драной шинелью, усердно переписывая бумаги. «Бог дал — Бог взял», мог бы он сказать себе. Но нет — потеря шинели стала для Акакия Акакиевича метафизической катастрофой. Потому что прежней своей невозмутимости, кротости и благодушия он уже лишился, прежний смысл жизни потерял, и это его ранит куда сильнее, чем петербургский холод. Его отчаянные попытки вернуть шинель, хлопоты, унижение перед «значительным лицом», а после, в горячечном бреду, бунт — это ведь попытки вернуть себе не материальную вещь, а именно что смысл жизни.
Смерть после смерти
Умирает тело, но душа умереть не может. Однако вне покаяния она вознестись к Богу неспособна, и потому призрак Акакия Акаки евича мечется в ледяном пространстве пустынного города и в злобе своей мстит всем подряд.
На первый взгляд эта месть кажется торжеством справедливости, но если вдуматься, то какая уж тут справедливость? Напротив, Гоголь достаточно ясно показал, чем обернется для человечества торжество «последних», которые стали «первыми». Бунт опустошенного человека страшен. По сути, Гоголь рисует здесь образ будущей русской революции, и мы слышим ее лозунг «Грабь награбленное!» В финале повести Гоголь показывает, как «преобразует мир» духовно опустошенный человек: «. и под видом стащенной шинели сдирая со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели». Тут уже слышатся крики героев из поэмы Блока «12»: «Эх! Эх, без креста! Тра-та-та!» Неслучайно на следующий день после завершения своей поэмы Блок записывает в дневнике: «. страшный шум во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь».
Вновь повторим: повесть Гоголя не о бедном чиновнике, уничтоженном огромной государственной машиной. Она — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. Жаль, что до сих пор не все это видят.
| Читайте также:
Все материалы «Фомы» о Гоголе
Подготовил Виталий Каплан
Иллюстрации Максима Корсакова