Чем зарабатывать на яхте

Как зарабатывать, путешествуя на парусной яхте Один из основателей проекта Sofa Sailors рассказал, как стать шкипером, организовать путешествие на парусной яхте и заработать на этом

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

Год назад петербуржец Александр Бабицкий выучился на шкипера и вместе с другом Алексеем Ганджевым отправился в своё первое путешествие на парусной яхте. Так появился проект Sofa Sailors: теперь его основатели регулярно набирают на яхты пассажиров, которым нравится нестандартный отдых, и пытаются его монетизировать. О том, как зарабатывать, путешествуя на Канарские острова, The Village поговорил с Алексеем Ганджевым.

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

Алексей Ганджев

создатель Sofa Sailors

В Sofa Sailors нас двое: у меня есть партнёр Александр Бабицкий, мы с ним на равных. Он первый стал шкипером, и это была его идея — выйти в море. Потом он втянул и меня в своё дело.

У меня есть свой бизнес — магазин лонгбордов и профессионального оборудования для них. Кроме того, я работаю страшим преподавателем в роллер-школе RollerPride. Александр до некоторого времени занимался недвижимостью. Сейчас он сосредоточился на Sofa Sailors и по ночам ради развлечения работает барменом в баре Apteka у наших друзей. Мы познакомились с ним давно, когда я пришёл администратором в его первый клуб «Цыпа» на Коломенской улице.

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхтеЧем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхтеЧем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

Началось всё в прошлом году. Александр прошёл долгое, нудное, дорогое обучение в одной из шкиперских школ Петербурга, съездил на практику в Хорватию и Норвегию и решил развивать яхтенный туризм у нас. Для начала отправились из Хорватии в Венецию и обратно. В путешествие пригласили знакомых — нужно было на ком-то откатать яхту и провести испытания. За несколько дней до старта Александр запаниковал. Понял, какой объём ответственности на него валится. Обучение в школах шкиперов на 90 процентов отличается от практики. Учишься уже потом, в процессе, и объём знаний, который нужно получать самостоятельно, огромен. И он попросил меня, своего давнего друга, поехать с ним. Правда, я на тот момент не умел ничего и никогда в жизни не плавал на яхтах.

О трудностях и опасностях

Первая поездка была кошмаром. Каждая швартовка — стресс: яхту нужно филигранно завести на место, поставить, ни обо что не ударить. Сложнее только космический корабль. Яхта просто так не останавливается, просто так не набирает скорость, она реагирует на все течения, ветра. Мы боялись мелей, постоянно орали друг на друга и пассажиров, потом мирились. Помните книгу «Иванов и Рабинович, или Ай гоу ту Хайфа!», где два полных лоха на яхте по Чёрному морю идут в Израиль? Мы выглядели примерно так же.

Если видишь шторм — не надо молиться богу. Надо брать рифы
и после этого молиться богу

Интересные случаи начали происходить потом, когда мы осмелели. На Канарских островах мы зашли в марину (яхтенный порт), о которой ничего не знали. У нас огромная яхта в 56 футов, а места для неё нет. Мы встали на стоянку для очень маленьких яхт, решили передохнуть. А когда начали выходить, яхта на полном ходу попёрла в лодки, которые стоят напротив. Чудом мы не въехали на них, а аккуратно и плавненько легли бортом. Ситуация казалась безвыходной: дует сильный привальный ветер, мы внатяг примотаны мурингом (специальная верёвка для швартовки судна). Повылезали все, кто живёт на яхтах, помогли нам.

В Норвегии мы попали в шторм. Правда, это было больше удовольствие для туристов, которые ни разу не были на больших волнах. Все сидели бледные, пристёгнутые к яхте. Тогда мы уже более-менее знали, что делать.

Есть несколько основных вещей, которым учит море: принимать чёткое направленное решение — если ты ошибёшься, ты попал; применять весь объём знаний, предвидя результат. Если видишь шторм — не надо молиться богу. Надо брать рифы, и после этого молиться богу. Это вещи, которые лично меня изменили. Ещё появляется всякая мелкая дисциплинированность — вставать по утрам, когда не хочется, использовать вещи экономно. Это очень серьёзная школа.

Пассажиры и направления

Каждый раз мы берём яхту в аренду в том регионе, где будем ходить. Стоит это по-разному, цены очень легко узнать в интернете. Туристу поездка обходится в 450–1 500 евро в зависимости от региона и времени года. До места отплытия пассажиры добираются сами, на самолёте или машине.

Мы не продаём туры, а предлагаем поучаствовать в аренде яхты. В эту сумму входит также еда, яхтенные сборы, наша шкиперская зарплата. У нас нет строгих обязательств, люди прекрасно понимают, что они отвечают за себя сами.

На судне есть определённые правила. Днём, во время переходов, запрещено употреблять крепкие алкогольные напитки. К сожалению, с друзьями сложно регулировать этот момент, но в большинстве случаев удаётся. Еду закупаем таким образом, чтобы можно было три раза в день плотно поесть на яхте. Нет никаких изысков: макароны, каши, мясо и овощи, специи. Если вы хотите что-то дополнительно, возьмите это с собой.

Мы сейчас двигаемся к получению лицензии от Международной яхтенной тренинговой ассоциации для того, чтобы учить шкиперов

Мы предпочитаем совмещать экзотику с доступностью. Наши региональные предпочтения — это Средиземное море, где действительно можно интересно походить на яхте и развлечься на берегу, Атлантический океан, в частности Канарские острова, — это огромный ветер, волны, акулы, киты. Есть, например, Турция, Хорватия и другие регионы, которые битком набиты русским яхтсменами. Мы туда ходить не любим. Всего за год мы совершили десять поездок.

На суше мы проводим чуть ли не больше времени, чем в переходах. Часто останавливаемся в интересных местах: можно искупаться, половить рыбу, полюбоваться красотами, пообедать на якоре. Во второй половине дня мы приходим в марину или на якорную стоянку. Тот, кто хочет, идёт на сушу — гулять по барам, ресторанам, местным достопримечательностям или бродить по диким местам. Мы продвигаем определённую независимость: это не корпоративный отдых, и не обязательно всем проводить вечера вместе. Ночуют люди на яхте, то есть фактически на воде.

Нам до сих пор везло с пассажирами, и в наши экипажи попадали вменяемые люди. Большинство их них — наши знакомые, и мы знаем, чего от них ожидать. Были случаи, когда мы отказывали человеку, который приносил деньги, потому что не хотели видеть его на яхте.

Как формируется экипаж

Шкипер может управлять яхтой в одиночку. Но поскольку мы не хотим превращать путешествие в рабский труд на галерах, то запустили проект «Школа старпомов». Мы бесплатно берём на яхту человека, который физически и психологически подходит под наши параметры. И всячески им помыкаем. Он должен делать обед, мыть яхту, помогать её швартовать и заниматься всем тем, что скажет шкипер. При этом на него будут орать. Но многие идут с удовольствием, потому что мы учим их бесплатно. В конце они получат сертификат International Crew, который является необходимой ступенью для получения сертификата шкипера. На мой взгляд, это честный обмен.

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхтеЧем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхтеЧем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

Старпом должен уметь отжаться 15–20 раз, должен быть дисциплинированным, стрессоустойчивым и готовым без раздумий выполнять команды. Если поход лёгкий, то можем взять и девушку, а если экипаж целиком состоит из девушек, то мы, конечно, возьмём мужчину, потому что он единственный, кто сможет помочь швартовать яхту в сложной ситуации.

Мы ходим на двух яхтах, на одному шкиперу на каждой. Если ни у кого из экипажа нет шкиперской лицензии, то яхту приходится арендовать со шкипером, который берёт за услуги по 200–250 евро в день. Мы просим вдвое меньше, ищем яхты на грани низкого и высокого сезона — когда они только-только упали в цене, выбираем удачные регионы. Поэтому остаёмся в категории бюджетных круизов.

Планы на будущее

Сейчас Sofa Sailors хорошо монетизируется. Мы готовим новый сайт и несколько спецпроектов. Например, хотим приглашать опытных экспертов штормования, которые провели бы лекции и мастер-классы для будущих членов экипажа. А затем выехать куда-то во время штормов, провести длинные переходы между атлантическими островами, подготовиться к трансатлантике. Кроме того, мы сняли передачу о яхтинге и будем предлагать её кабельным каналам.

Двигаемся к получению лицензии от Международной яхтенной тренинговой ассоциации для того, чтобы учить шкиперов. Сейчас мы можем учить только так называемых International Crew — членов яхтенной команды, уже выдали несколько сертификатов. Но делать это своей профильной работой не хотим.

Источник

Свободное плавание: можно ли заработать на яхтинге в России Статьи редакции

Интервью с основателями парусной школы «Сила ветра» Максимом Пинигиным и Александром Сколковым — о доходах, проблемах с морской полицией и способах продвижения.

Максим, если я правильно понимаю, вы — первый основатель «Силы ветра»? А Саша присоединился к вам позже?

Максим Пинигин: Так и есть. Я попал на яхту во взрослом возрасте, примерно 11 лет назад. После этого влюбился в парус окончательно и бесповоротно. Почти сразу решил делать свой проект.

«Силе ветра» уже более 10 лет, проект долго существовал как закрытый клуб. Мы организовывали регаты в Средиземном море, набирались опыта и звали друзей.

Александр Сколков: В 2016 году «Сила ветра» стала открытым проектом, куда может записаться кто угодно. Сначала это был просто способ получать удовольствие от яхтинга, а с опытом мы поняли, что можно организовывать экспедиции лучше, чем остальные.

Некоторых услуг на рынке в принципе не было. Например, не было обычных тренировок в Подмосковье, куда могут прийти новички, научиться самостоятельно управлять яхтой и посоревноваться между собой.

В таком формате можно заняться футболом или волейболом, а с яхтингом проблема. Тогда мы организовали тренировочную школу в Подмосковье. Или, например, яхтинг на Фарерских островах — до нас никто не организовывал путешествия с таким маршрутом.

Когда решили организовать первое путешествие, на что понадобились деньги?

Пинигин: Деньги потребовались только на аренду лодки. Капитальных вложений не было — не нужно было тратиться на аренду офиса и рекламу. Компанию мы зарегистрировали только спустя несколько лет, поэтому не тратились даже на юриста.

У вас есть школа в Москве, а в этом месяце вы запустили подобную и в Петербурге. Почему только сейчас?

Сейчас появилась команда, которая хочет помогать в Санкт-Петербурге. В наших планах не было задачи по масштабному расширению — важно в первую очередь качество продукта. У нас большие ожидания от Санкт-Петербурга, потому что там живёт много наших друзей, и вообще это морской город — яхтинг должен понравиться жителям.

Сколько людей в команде «Силы ветра»?

Команда большая — около 100 человек, активно вовлечённых в сообщество: это и инструкторы, и преподаватели школы, и капитаны регат и экспедиций, которые также отвечают за качество продукта.

Мы взаимодействуем с сообществом, которое выстраивается вокруг «Силы ветра». Многое помогают делать люди, которые когда-то влюбились в яхтинг. Их нельзя считать командой, которая ежедневно работает, но без них мы бы развивались не так быстро.

В офисе около 15 человек, ещё примерно 40 человек на фрилансе.

Извне мы людей не ищем, чаще по рекомендациям и через случайные знакомства.

Сколько в среднем людей в одной экспедиции?

Пинигин: От 15 до 350 человек. Это зависит от продукта. Когда проходит обучение вождению — на яхте находятся не больше пяти человек, а когда это туристическое путешествие на гонки, то в десятки раз больше.

Расскажите про свои продукты — куда предлагаете отправиться с вами?

Сколков: Самое простое из того, что мы предлагаем людям, — это просто покататься на яхте в Средиземном море. Для этого не нужно ничего уметь, достаточно желания. На яхте есть капитан, который всё знает, умеет и может научить желающих.

Есть большая регата — когда много яхт отправляются в какое-нибудь красивое место, например, в Греции. Есть регаты для гонок, а также те, на которых люди учатся плавать по открытой воде.

Всё это — способ показать людям другую сторону путешествий. Снимать отели в Booking.com уже все научились, яхты — это не менее доступный способ путешествовать.

Сколько стоит поехать с вами?

Пинигин: От €500 до €1100 в среднем. Зависит от региона и от того, как дорого там стоит аренда лодок. У нас есть поездки и дороже — например, пересечение Атлантического океана.

Как устроена подготовка к плаванию?

Пинигин: Всё просто — чтобы арендовать яхты, нужно обратиться к чартерным компаниям. Если на выбранном нами направлении нет чартерных компаний, то, вероятнее всего, мы не будем организовывать это путешествие.

К частникам обращаться опасно: можно столкнуться с поломкой лодки или невыполнением обязательств. Бывает, приезжаешь на место, а лодка не готова к плаванию. Владелец яхты возвращает деньги, но ты же уже приехал с людьми. И что будешь делать — вместо яхты поедешь на скутерах?

У чартерных компаний есть сайты, на них можно зайти, подобрать подходящую яхту. Мы стараемся не брать капитанов на стороне, а приглашать наших друзей или выпускников школы. Путешествие мы планируем примерно за год до отправления.

В стоимость входит аренда лодки, зарплата капитану, реклама, налоги и дополнительные услуги — уборка, постельное бельё, иногда трансфер из аэропорта до марины.

Сколько стоит работа капитана?

Пинигин: Примерно €700–1000. Есть звёздные гонщики, которые хотят особой оплаты за своё мастерство — до €2000. Если удаётся обеспечить капитана стабильной работой, можно договориться о скидке.

А стоимость аренды яхты зависит от сезона, региона и самого транспорта. Разброс — от €1500 до €10 тысяч. Одна и та же лодка в апреле может стоить в три раза дешевле, чем в августе.

Как устроено путешествие на яхте?

Сколков: Всегда плюс-минус одинаково. Утром все завтракают, затем отходят, доезжают до желаемого острова, швартуются в новом месте и гуляют по новому острову. Или днём яхта может остановиться в каком-нибудь красивом месте, где люди купаются, а уже вечером причалить к новому острову.

Путешествия по новым местам разбросаны таким образом, что перед выходом в море или океан есть возможно посмотреть прогноз погоды, не будет ли шторма и так далее.

На каких продуктах зарабатываете больше всего?

Сколков: Мы стараемся делать все наши туры хоть немного прибыльными, потому что таким образом бизнес будет развиваться. Для собственного удовольствия мы выпускаем журналы, книги, переводим кино и так далее. Такие вещи иногда сильно убыточные.

У нас не очень большая рентабельность, но мы стараемся делать максимально доступные по цене туры, чтобы показать, что яхтинг — это не только для богатых. Пока экспедиция не завершена, мы не можем знать, сколько на ней заработаем. Например, если на лодке будет восемь человек вместо возможных десяти, то мы выйдем в ноль, если не в минус.

Тренировочный комплекс в Подмосковье регулярно приносит прибыль, но одного этого проекта не хватит, чтобы покрывать наши ежемесячные расходы на офис, зарплаты команде и прочее. Поэтому у нас много экспедиций в году.

У нас есть две больших регаты в году — туда ездят около 350 человек. Но у них самая низкая маржинальность.

Случались ли форс-мажорные ситуации в экспедициях? Сталкивались ли с морской полицией?

Пинигин: Например, в Норвегии мы приехали принимать лодку, и нам сообщили, что у неё не включается задняя передача. Компания предлагала вернуть нам деньги, но на свой страх мы всё же пошли в море. Всё закончилось без инцидентов, но делать так, конечно, не нужно.

На Липарских островах была история с полицией. Наша чартерная компания не предупредила, что любые гонки нужно согласовывать с итальянскими властями. В итоге на нас пожаловался проходящий мимо теплоход, и через время пришла морская полиция.

Мы съездили в полицию и выяснили, что установка буёв в Италии — это уголовно наказуемые действия. Мы сразу же подали апелляцию, а через два года были полностью оправданы.

У Максима есть ещё несколько коммерческих проектов — Музей советский игровых автоматов и Laba.Space. Саша, а вы кроме «Силы ветра» занимаетесь ещё чем-то?

Сколков: Сейчас нет. На жизнь хватает, а дальше, надеемся, дела будут идти ещё лучше.

Почему вы решили уйти из медиа?

Сколков: Для меня яхтинг — это не экзотическое занятие. Когда начинаешь этим увлекаться, понимаешь, что это нормальное, интересное занятие.

Я долго работал в медиа, каждый день обрабатывал целый массив информации и вёл диалоги с читателями. Сейчас я занимаюсь примерно тем же самым — настраиваю визуальный и текстуальный диалоги. Это не такая кардинальная смена деятельности, как, например, из врача в каскадёры.

Ушёл потому, что мне немного наскучили медиа, а яхтингом я горел. И до сих пор горю.

Как распределены ваши с Максимом обязанности?

Сколков: Мы вместе более-менее занимаемся всем. Но Максим больше занимается продуктом и финансами, потому что у него в этом больше опыта. А я — маркетингом и всем, что касается общения с аудиторией.

До «Силы ветра» у меня была своя маленькая парусная школа. Я вырос в Ейске, занимался виндсёрфингом на Азовском море. А затем подумал, что туда можно отправлять людей учиться и отдыхать — недорого и с пользой.

Затем я познакомился с Максимом, мы начали делать совместные регаты, обучать людей гонкам. Параллельно мы запустили тренировки в Москве. Стало понятно, что у нас два бренда, которые делают одно и то же. Надо было сливаться и работать вместе. «Сила ветра» — более сильный бренд с уже сформированным комьюнити, поэтому решили работать под ним.

Вы выпускаете журнал, хотя это не прибыльно. Зачем?

Сколков: Журнал мы делаем силами энтузиастов, офисной команды, знакомых дизайнеров. Сначала издание затевали ради собственного удовольствия, но мы всё равно считаем его частью маркетинговой стратегии.

С журналом получается достучаться до тех, кого не может достать интернет-реклама. Когда человек берёт в руки печатный журнал, он вдохновляется.

Создаётся впечатление, что ваш проект развивается в первую очередь за счёт сарафанного радио. Какие рекламные каналы работают, а какие нет?

Сколков: Плохо работает перфоманс-маркетинг, потому что у аудитории много страхов. Отлично работает контент-маркетинг: люди читают наши статьи, подписываются, бронируют туры.

С человеком нужно говорить, потому что на бронирование путешествия ему нужно больше времени, чем на онлайн-покупку какой-то вещи. Человек почитает, подумает, увидит, что его друзья съездили и довольны, и тогда решится. Сарафанное радио работает наиболее эффективно.

Вы говорите, что стараетесь сделать яхтинг доступным для людей со средним достатком. Получается ли? Какие люди чаще всего ездят с вами?

Сколков: Да, получается. Перед нами стояла важная маркетинговая задача — настроить диалог с потенциальным клиентом. Объяснить ему, что путешествие на яхте — это не страшно и не дорого. В целом наши гости — активные ребята 24–35 лет, которым интересно что-то новое. С такой аудиторией многие стараются работать, потому что эти люди первыми пробуют что-то новое.

Все привыкли ездить в Турцию, Италию, Францию. С яхтингом нет сложностей, но так просто люди на подобное путешествие не готовы.

Сколько времени нужно выделить в год, чтобы научиться самостоятельно управлять яхтой?

Пинигин: Управление яхтой похоже на вождение велосипеда — уже на второй день понимаешь, что получается уловить суть и начать постепенно прогрессировать. Конечно, чемпионом мира по яхтингу на второй день учёбы вряд ли станешь, но уже чему-то научился. Через пять-шесть двухчасовых занятий уже можно кататься и получать удовольствие.

Но если хочется самостоятельно брать яхту в аренду, то нужно пройти теоретический курс и сдать практический экзамен. Это займёт не меньше двух недель.

Сколков: Права на яхту несложно получить, может, даже проще, чем на машину. Очень многое определяет опыт — можно получить права и начать накапливать опыт, самостоятельно тренируясь в хорошую погоду в тихих бухтах. Главное — следовать наставлениям инструкторов.

Дайте совет новичкам — к чему готовиться?

Сколков: Основные моменты расскажет капитан. Но главное — если ты вдруг подумал, что яхтинг — твоё, нужно попробовать с чего-то простого: покататься летом в Италии или Греции. Не нужно сразу же бросаться пересекать Атлантический океан или участвовать в гонках.

Переживать тоже нет смысла — в 90% случаев гости приезжают на неделю и наслаждаются жизнью. Вот и все советы. Покупать специальную форму или космический костюм не нужно.

Чем «Сила ветра» отличается от конкурентов?

Пинигин: Мы в принципе не считаем, что у нас есть конкуренты, поэтому и отличаться не от кого. Мы делаем проект для себя и своих друзей. У нас не было задачи от кого-то отличаться или под кого-то подстраиваться. Мы стараемся придумывать новые продукты, которые были бы интересны нашей аудитории. Возможно, мы скоро будем делать собственные лодки на продажу.

Основная наша мотивация: сделать проект, который подошёл бы нашим близким. Услуги яхтинга в России были и до нас, но нам не нравились предложения на рынке, поэтому мы делаем свой собственный.

Долго решался, но вдохновился и решил поехать на острова близ Сицилии в это году, присоединяйтесь!

Ого! Женя, встретимся там 👌

«Пинигин: Мы в принципе не считаем, что у нас есть конкуренты, поэтому и отличаться не от кого.»

Вы серьезно? ИМХО, сотни только в РФ. Коммерческие чартеры имеют реальную проблему наполняемости.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ребята молодцы, у них очень классно!

Пинигин: в принципе не считает что у него нет конкурентов.
У вас ребят есть конкуренты. Вы че, перепили? Погуглить, глупцы. ))))

По теме яхтинга: предложений, куда пойти довольно много, и не все коммерческие. https://www.team2.travel/s_yahty

Кто в теме, на Moscow Boat Show в этом году стоит идти?
Несколько лет не ходил (тогда еще MIBS был), не знаю как там сейчас.
Вроде с началом кризиса мало иностраных яхт стало, не поменялось?

Ну так и есть, да. Там, в основном, катера. Особенно сильно контраст чувствуется после посещения выставки в Дюссельдорфе.

Показалось, что статья оборвалась на середине. Было бы классно, если бы вы рассказали о ближайших запланированных, но не заполненных по участникам, путешествиях. И из вашего описания обычного тура, кажется, что все не очень весело: поели, дошли до очередного острова, опять покупались, легли спать. Будто разница, только в том, что на яхте спать менее удобно, чем в турецком отеле. Но ведь на деле всё явно живее – чему можно научиться, начав дружить с вами? Когда я смогу быть достаточно уверен в себе, чтобы пытаться сдать международный экзамен? И вообще, это как курсы устроено по подобию автошколы, или мы просто катаемся по средиземному морю и у меня есть шанс что-то узнать, наблюдая за капитаном. Или в его обязанности не входит обучение меня?

Привет! Все наши запланированные путешествия есть в календаре на 2019 год (коротко): https://silavetra.com/calendar-2019 и в разделе «приключения» (более подробно): https://silavetra.com/ehkspedicii-na-yahtah

Если мы говорим о практике на права капитана, то всю неделю вас активно обучают практическим навыкам (теория уже сдана к этому моменту), вы отрабатываете все важные маневры и управляете яхтой.
Если вы имеете в виду путешествия, то и там мы тоже всех учим азам яхтинга — тут по желанию вашему (если хотите — научим азам яхтинга, конечно).

Источник

«Рынок немного дикий»: как устроен яхтенный бизнес и сколько стоит снять яхту в России и за рубежом

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

У россиян все еще сильны стереотипы о том, что яхтинг доступен только богатым, обязательно требует специальной лицензии, а учиться на капитана дорого и долго. Это не всегда так. Для примера, в Ростове-на-Дону взять напрокат небольшой моторный катер на четырех человек можно за 3 тысячи рублей в час, катер чуть больше — на 11 человек — за 4 тысячи рублей в час.

Rusbase разобрался, сколько на самом деле стоит чартер, как устроен российский рынок яхт и катеров и есть ли на нем место новым технологиям.

Структура яхтенного рынка

Российский яхтенный рынок начинался с двух тенденций, рассказывал изданию MotorBoat Андрей Ломакин, генеральный директор группы компаний West Nautical.

Российский рынок аренды яхт до сих пор делится на два типа — для внутреннего туризма (по водам России) и внешнего (для отдыха за границей), говорит Евгения Романенко, директор Dream Yacht Charter Russia. Компаний на рынке очень много: в России из собственного флота продают и сдают в аренду яхты как крупные иностранные игроки (Burgess, Dream Yacht Charter и другие), так и российские (например, Charterly, 12 Knots). Кроме того, есть сервисы, которые позволяют арендовать яхты и катера у владельцев (SEARADAR, Click&Boat, Nautal). При этом одного сильного игрока, который закрывал бы своей компетенцией, опытом или предложениями весь мир, как Booking.com или Airbnb, на российском и зарубежном рынке нет, отмечают основатели SEARADAR Дмитрий Безнасюк и Максим Тербов.

Один из главных критериев, по которому классифицируют яхты — это размер (длина).

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

При аренде или покупке яхты длиной более 24 метров взаимодействие между клиентом и продавцом обычно происходит через брокеров с обеих сторон. Если яхта поменьше, заказчик и арендодатель общаются напрямую. «Что касается организации бизнеса, рынок немного дикий», — говорит Никита Горчаков, основатель проекта itBoat и Charterly. Так, во всем мире чартер люксовых яхт обычно делают по стандартному контракту Международной ассоциации яхтенных брокеров (MYBA), в котором четко прописаны взаимоотношения между всеми сторонами, что позволяет избежать юридических вопросов. «В России пока такого нет — четко выработанных правил игры нет ни у судовладельцев, ни у брокеров, и даже в законодательстве не определено понятие “чартер” так, чтобы оно подходило под яхтенный бизнес», — указывает Горчаков.

В России отдельные брокеры пробуют внедрять общемировые стандарты и уже предлагают клиентам подобный договор, добавляет Вилена Павлова, глава по развитию рынков России, Казахстана и Восточной Европы Burgess. Но пока чартер в нашей стране в начале пути, признает она. Однако у клиентов есть возможность арендовать большую яхту под иностранным флагом с экипажем за границей и прийти на ней в Россию, объясняет эксперт.

Еще одна особенность российского рынка в том, что в основном он представлен арендой яхт и катеров с капитаном, рассказывает яхтенный капитан, основатель клуба путешествий 50BAR Дмитрий Баранов. В мире есть также большой рынок самостоятельной аренды парусных и моторных яхт (так называемый bareboat charter) для тех, кто прошел обучение и получил права на управление судном определенного класса. Во многих странах арендовать судно для такого путешествия не сложнее, чем автомобиль. Если есть международная лицензия на управление, взять яхту в аренду за границей не составит проблемы, подтверждают Безнасюк и Тербов.

Сколько стоит снять яхту и сколько можно заработать, сдавая ее

В интернете огромный выбор лодок на любой вкус и бюджет — путешествие под парусом достаточно популярный и, вопреки многим предубеждениям, не такой уж и дорогой вид отдыха, говорит Баранов. Стоимость варьируется и зависит от размера яхты, количества кают, года выпуска, региона нахождения и времени года, добавляют Безнасюк и Тербов.

Burgess, которая также сдает яхты за границей, специализируется на супер- и мегаяхтах. Стоимость аренды таких судов начинается примерно с 250 000 евро за неделю, включая все расходы, говорит Вилена Павлова: «В этом году начало летнего сезона сильно задержалось в связи с коронавирусом, и наша компания, имеющая 14 офисов по всему миру, впервые столкнулась с ситуацией, когда в апреле общее количество заключенных контрактов можно было пересчитать по пальцам, хотя обычно летом только через наш московский офис арендуются десятки яхт». В основном это отдых с друзьями или семейные каникулы и торжества, реже — мероприятия, хотя бронировать лодку на время Каннского кинофестиваля или Гран-при Формулы-1 в Монако и Абу-Даби, где яхты швартуются вплотную к трассе и можно смотреть гонку прямо с палубы, нужно очень заблаговременно, отмечает Павлова.

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

В яхтинге оптимально забронировать лодку за 6-9 месяцев, говорит Романенко. Многие европейские и американские клиенты планируют свой отдых на год вперед, а россияне нередко заказывают суда с датой выхода через 2-3 недели.

Согласно международному стандарту, в чартерную стоимость включена комиссия брокерам в размере 20%, которую между собой делят два брокера — со стороны владельца яхты и клиента, знает Горчаков. В России стандарта нет, и маржа составляет от 10% до 20%. Заработок зависит не только от стран, где работает компания, но и от того, является она собственником судов или посредником, говорит Ждан: при владении судами в яхтинге маржа может достигать 50%.

Проблемы яхтенного рынка России

Основная проблема, на которую указывают опрошенные Rusbase эксперты, — это неразвитость инфраструктуры.

Вторая масштабная проблема связана с законодательством: самого слова «яхта» в нем нет, указывает Павлова. Российские законы в целом не приспособлены под суда, которые используют для частного отдыха. Морские кодексы (например, внутреннего водного транспорта) прописаны для торговых, грузовых и пассажирских судов, говорит Горчаков, и маленькой яхте соблюдать все требования законодательства практически нереально. Во всем мире требования для арендных судов не такие высокие, а вся ответственность на арендаторе.

В России другая система прав, добавляет Баранов — чтобы взять яхту в аренду, нужны права ГИМС, а за рубежом действуют права международных систем (IYT, RYA и другие). По словам Безнасюка и Тербова, школ, которые выдают международную лицензию, несколько десятков в крупных городах, в них легко записаться, в том числе на онлайн-курсы. Школ, в которых можно получить права ГИМС, гораздо меньше, а процессы не адаптированы под запросы клиентов, указывают они: «Как результат — большинство идут получать не местные, а международные права». Рынок не приспособлен и для иностранцев. «Может ли иностранец приехать на Байкал и легко взять яхту в аренду — непонятно, скорее всего, у него не будет нужных прав, — рассказывает Баранов. — А хватит ли для развития рынка самостоятельной аренды только внутреннего спроса? Большой вопрос».

Еще одна проблема — нынешний кризис из-за режима самоизоляции. Рынок переживает его очень тяжело, говорит Вадим Ждан: 80% игроков закрывается и переходит в другие бизнесы. Собственникам лодок приходится оплачивать стоянку, но спроса при этом нет. Содержание флота из 8-10 яхт сопоставимо с содержанием небольшого отеля, сравнивают Дмитрий Безнасюк и Максим Тербов. По их словам, мелкие чартерные компании распродают свой флот, чтобы фиксировать убытки, а крупные закрывают региональные офисы и переводят менеджмент в онлайн.

Потенциал для развития яхтинга в России, конечно, есть, и немалый, говорит Баранов — в первую очередь в таких местах, как Сочи, Крым, Байкал, Балтика, на больших реках. «С точки зрения природы и климата — у нас тут и Черногория, и Норвегия, и Мичиган», — улыбается он.

Технологии в яхтенном бизнесе

Особенность яхтенного бизнеса в том, что он один из самых консервативных в мире, и инновации сюда приходят в последнюю очередь, отмечает Никита Горчаков. По его мнению, в этом есть и преимущество — можно брать уже отработанные решения из отельной индустрии, автомобильного проката, то есть из всех смежных отраслей, более продвинутых в IT. То же касается и электроники — например, на яхты стали ставить интегрированные системы, которые показывают всю информацию о маршруте судна, как на экранах в самолетах.

Вилена Павлова отмечает, что в некоторых отношениях современный яхтинг довольно технологичен: например, Burgess снимает видео в формате 360 градусов, и у клиентов есть возможность совершить виртуальный тур по яхте. По словам Павловой, сейчас компания находится в процессе закрытия нескольких сделок, в которых владелец покупает лодку, ни разу не ступив на ее борт в реальности. «В прошлом это было немыслимо, сейчас же технологии значительно расширяют возможности как брокеров, так и покупателей», — рассказывает она.

Чем зарабатывать на яхте. Смотреть фото Чем зарабатывать на яхте. Смотреть картинку Чем зарабатывать на яхте. Картинка про Чем зарабатывать на яхте. Фото Чем зарабатывать на яхте

Фото с виртуального тура по яхте

Источник: Denison Yacht Sales

По словам Федорова, сейчас на рынке пытаются сделать несколько нововведений: например, приложения с прибрежной инфраструктурой, приложения наподобие автоклубов для яхтсменов, агрегаторы по аренде яхт, сбор мусора в маринах, спасательные лодки на моторах и многое другое. Из 100 стартапов хорошо себя показывает около 3-4%, поэтому в большинстве своем подобные проекты закрываются, рассказывает он.

Год назад компания itBoat разработала глобальную блокчейн-платформу Сadena для яхтинга, довела ее до состояния закрытой бета-версии и перевела стандартные контракты на покупку яхт и чартер на язык смарт-контрактов Ethereum — то есть фактически запрограммировала всю бизнес-логику, рассказывает Горчаков: «Сейчас этот проект на паузе, потому что мы понимаем, что рынок к этому просто не готов. Но года через три мы его разморозим — и покажем наши передовые разработки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *