Чем зарабатывают люди в суздале
Способов заработать денег в Суздале на сегодняшнее время великое множество. Переход к капитализму, развитие информационных технологий, все это порождает массу возможностей, все, что остается – это взять и делать. В данной статье попробуем разобрать, как заработать деньги легче, больше и быстрее.
Легкий способ заработать денег
Прежде чем мы начнем рассказывать про способы, поговорим о том, что значит вообще легко зарабатывать деньги? Ничего не делать и получать деньги? Такие варианты тоже есть, но неужели все настолько просто, что вам нужно всего лишь прочитать эту статью?
Нет, конечно, мир финансов не так просто. Да, можно легко зарабатывать деньги (имеется ввиду более-менее нормальной деньги), нужно сначала потрудиться. Так, можно создать свой бизнес, а потом сидя на диване получать деньги, лишь иногда вмешиваясь в его деятельность. Однако, до этого вы должны построить его, автоматизировать и плюс к этому не забывать про него.
Но, вероятнее всего, вас же интересует не это. Вы хотите знать способы, которые принесут вам деньги, практически ничего не делая.
На самом деле легкий способы заработка денег действительно существуют, это, например, ответы в онлайн-опросах, заработок на кликах и др. В интернете действительно существует немало подобных способов заработка. Однако, все же учтем, что не всегда счастье в простоте и легкости, как правило, легкий способов заработка денег не существует, если имеется ввиду заработок с нуля. Нельзя быть бедным, ничего не делать и стать богатым (если только не выиграть лотерее или получить неожиданное наследство).
Быстрый способ заработать денег
В отличии от легкого заработка, быстрый заработок смотрится гораздо правдоподобнее. Стоит понимать, что здесь мы не говорим, как быстро разбогатеть, а именно как быстро заработать. К примеру, вам нечего кушать, и желательно сегодня-завтра где-то подработать. В этом вам помогут в том числе способы, перечисленные в последнем пункте.
Быстрый способ заработать денег – это точно не поиск долгосрочной работы, конечно, в долгосрочной работе нет ничего плохо, но вам ведь нужны деньги здесь и сейчас. Поэтому нужно найти что-то временное. Среди подобных способов – подработки, этим может быть что-угодно: разгрузка фуры, раздача листовок и т. д.
Сейчас есть интересный сервис YouDo, который был разрекламирован везде, где можно. Но его прелесть в том, что действительно, можно получить деньги здесь и сейчас за разную работу. Поэтому лучше задуматься об этом, и использовать свои силы по назначению.
Способы заработать много денег
Основными способами заработка больших денег являются:
Вы можете сказать, что это и так очевидно, что инвесторы, бизнесмены и люди, у которых высокооплачиваемая работа зарабатывают много денег. Но ведь в этом и есть ответ на вопрос, в мире финансов пока новых способов не изобрели. Поэтому важным для вас будет – не отвлекаться на другую ерунду. Оцените себя, оцените свои навыки, начните учиться новому и тогда вы можете преуспеть в любой из этих трех сфер.
Многие бизнесмены начинали, будучи бедными, то есть настолько бедными, что им не всегда было, что покушать. Нередко можно встретить бизнесменов, которые жертвовали покупкой еды, ради того, чтобы побольше заработать на чем-нибудь.
Ограничивайте свои финансы, и тратьте только на необходимое, а параллельно учитесь новому, научитесь заниматься бизнесом, познавайте новые виды инвестиций, и тогда спустя какое-то время вы обязательно пойдете в гору. А там пусть кто-то попробует вас остановить на вашем пути к большому заработку.
Где и как зарабатывать
Существуют специальные сайты, которые платят деньги за просмотр видео, добавление комментариев, наполнение форумов и репостинг в социальных сетях. Такие сервисы нужны людям, которым необходимо получить начальную аудиторию в новых проектах (зрители, подписчики).
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.
Чем заниматься в Суздале?
Чем заниматься в Суздале?
Суздаль находится в центре Владимирской области на автотрассе Москва–Иваново, в получасе езды от Владимира и немногим более часа – от Иванова. Это важно не только для туристов, но и для тех, кто готов работать в этом старинном городе. А поле для деятельности здесь широкое.
Экономика Суздаля связана, прежде всего, с туризмом: это большое гостиничное хозяйство, ресторанный бизнес, культурно-просветительная сфера (музеи, экскурсионные бюро), организация развлечений для туристов, производство сувенирной продукции и т. д. В городе есть вся необходимая инфраструктура для этой наиболее успешно развивающейся части экономики. Она готова принять как свежие идеи, так и новые рабочие руки. Если вы захотите купить квартиру в Суздале, чтобы обосноваться в старинном и красивом городе, то знайте, что вы сможете найти здесь работу по душе, как с полной, так и с частичной занятостью.
В последние годы интенсивно развивается строительный бизнес. Использование современных технологий и материалов позволяет строить здания общественного назначения (например, аквапарк), промышленные объекты вокруг города, жилые дома в Суздале.
В городе есть предприятия пищевой промышленности – молочный завод, хлебокомбинат и, почти экзотический, Суздальский медоваренный завод. Много предприятий торговли –маленьких магазинчиков и больших торговых центров. И везде нужны квалифицированные и ответственные работники.
Если вы вышли на пенсию и, приобретя жилье в Суздале, решили провести лучшую часть жизни в нашем тихом и уютном городе, знайте, что и для вас найдется любимое занятие.
Суздальский район славится своим «владимирским черноземом», способствующим высоким урожаям овощных культур. Занимаясь огородничеством, вы не только обеспечите продуктами себя, но и сможете зарабатывать, продавая овощи ресторанам и кафе города. Кроме того, известно, что туристы очень любят, например, суздальские соленые огурцы или пироги с картошкой, которые продают бабушки на городском рынке, – можно выбрать и такой вариант получения дохода.
Иностранные туристы с удовольствием покупают изделия русских промыслов. Если вы умеете вязать, шить, работать с деревом или металлом, вы можете свое хобби превратить в источник постоянного заработка.
Суздаль – место паломничества художников. Сохранившийся исторический средневековый город, монастыри и храмы, пейзаж Ополья, прекрасный в любое время года, – все это привлекает художников и даже заставляет их покупать квартиры в Суздале.
Наш старинный и вечно молодой город ждет вас.
Переехала из Москвы в Суздаль, чтобы жить в доме, с которым все фотографируются
— Вы пока живете на два дома?
— Как работодатели отнеслись к переезду и переменам в трудовом ритме?
Сейчас в столице издали книгу “Как работать в рабочее время”. Налицо проблема: люди не успевают заниматься крупными проектами из-за кучи отвлекающих факторов. То срочная задача, то коллеги на чай зовут. Так что мой нынешний график идеален: я не выпадаю из общего ритма и разбираюсь с “текучкой”, пока нахожусь в Москве. Но пятницу и понедельник могу тратить на крупные задачи, которые неудобно выполнять в офисе”.
— Кроме ритма жизни, чем Суздаль отличается от Москвы?
Цены на продукты и прочее примерно одинаковы. Я специально сравнивала их для одного сетевого издания. Выяснилось, что в Суздале за коммуналку приходится отдавать даже больше. Так что когда местные жители жалуются, что тут все дорого и рассчитано на москвичей, это правда.
— И все же дом здесь вы любите, это видно. Расскажите, как вы его строили?
“Это очень дорогое жилье. Мы брали кредиты, вложили наследство и накопления, а купили избушку в 40 квадратных метров, просто развалюху. Но при этом она была памятником архитектуры. Так что прежде, чем снести старое здание, пришлось согласовывать проект нового и в администрации Суздаля, и в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия во Владимире. Это заняло 9 месяцев.
— Как шли работы? Заметили ли разницу между столичными мастерами и местными?
— Вы обмолвились, что пригласили архитектора. А над внутренней отделкой работал дизайнер?
— А как местные жители встретили новых соседей?
“Первое время они настороженно посматривали, а теперь и на чай друг к другу ходим. Так что народ здесь довольно милый и радушный. Правда, стать для них своей все равно не получается. Меня пока считают “москвичкой”. Но, думаю, это дело времени.
— Не встречались ли с негативом? Все же жителей маленьких городов иногда упрекают в зависти, любви к сплетням и прочим “грешках”…
Чего хочет Суздаль?
Чего хочет Суздаль? запись закреплена
В ближайшие годы Суздаль ожидают перемены. И вы, суздальцы и его гости, неравнодушные к облику и наследию города, можете в этом поучаствовать, подсказав, как сделать город еще уютнее!
На сайте чего-хочет-суздаль.рф каждый житель города может предложить свою идею и поделиться своими пожеланиями по визуальному стилю города, а также прикрепить фотографии с образцами самых удачных и неудачных примеров визуального оформления города.
Давайте сделаем Суздаль лучше! Добавляйте свои идеи и посмотрите, что уже предложили другие жители Суздаля!
Ксения Адушина запись закреплена
Владимирская область – аутсайдер в вакцинации от COVID-19. РБК опубликовал свои расчёты доли вакцинированных жителей субъектов федерации, основанные на данных региональных оперативных штабов по борьбе с коронавирусом. Согласно им, во Владимирской области самая низкая доля вакцинированных во всём Центральном федеральном округе и одна из самых низких в России наряду с Адыгеей, Кабардино-Балкарией, Дагестаном и Осетией.
Регион-33 на карте вакцинации выглядит белым пятном в окружении зеленых (привитых) соседей. Это закономерное следствие полного провала всей системы управления областью случайным губернатором Сипягиным.
Евгений Карев запись закреплена
Малахова Альбина запись закреплена
СУЗДАЛЬ.
В крупную торговую сеть на работу требуется работник на выкладку товара в торговом зале.
В обязанности входит:
З/п 1 час 109 рублей.
График работы 2/2, 3/3, 1/1 (график корректируется)
Смена с 8:00 до 20:00.
По всем вопросам обращаться по телефону 8-930-842-76-13 Альбина, или в личку.
Ксения Адушина запись закреплена
Варвара Морозова запись закреплена
Ксения Адушина запись закреплена
Илья Носов запись закреплена
Широко разрекламированное строительство десятков ФАПов по всей Владимирской области провалилось. За 2,5 «сипягинских года» большая часть проектов так и не достроена. А там, где ФАП все же возвели, жителям становится не легче, а только хуже – из-за непродуманных управленческих решений.
Население деревни Афанасьево бьется в истерике. Благодаря нововведениям, им для получения медпомощи или простой справки приходится брать отгулы на работе и по целому дню тратить на разъезды сначала в новенький ФАП в Кипреево, а затем в районную больницу в Киржаче. График рейсового автобуса составлен настолько неудобно, что люди вынуждены по 2 часа утром ждать открытия медучреждения. И после ездить между населенными пунктами за получением одной печати.
Смирившись с невозможностью получить медицинскую помощь, жители просят вернуть все как было: приписать их обратно к райбольнице, чтобы забыть про чудовищный бесполезный ФАП. А пока в период пандемии коронавируса люди вынужденно занимаются самолечением у себя в деревне.
Ксения Чудинова: Суздаль, или Как заработать на русском
Год назад Валерий Панюшкин в своей колонке на «Снобе» задал 15 вопросов русским. Среди прочего он спросил, какой у нас национальный костюм, танец, детская игра, колыбельная, общая трагедия — что вообще мы считаем русским? Ответов по интернету расплодилось видимо-невидимо. Большая часть из них сводилась к тому, что в стране, где проживают представители 194 народов и где более 70 лет шла тотальная унификация товаров и услуг, попытка самоидентификации обречена на провал. Примерно то же самое говорят и шеф-повара, пытающиеся восстанавливать старинные рецепты: «Советский Союз полностью нивелировал взаимоотношения человека с местными продуктами. Все потребление превратилось в бездушный конвейер: каша, майонез, тушенка, картошка!» И модные критики, ответственно заявляющие: «Русской моды нет».
Однако запрос на русское сегодня высок: по всей стране появились фермерства, ярмарки мастеров, которые собирают рекордное количество посетителей, и невероятно кликабельные интервью с создателями русского бизнеса. Прибавьте к этому слова «импортозамещение» и «импортонезависимость», фразу «нам есть чем гордиться» — и ажиотаж готов.
Чтобы узнать, как зарабатывать на русском, мы взяли Land Rover Discovery Sport и отправились в Суздаль. Этот город — один из немногих в стране городов-везунчиков. Он почти не тронут цивилизацией и похож на маленькую шкатулку с сокровищами. В городе на девять тысяч человек и девять квадратных километров приходится 32 действующих храма и больше 150 памятников архитектуры XIII–XIX веков, а границы города с XVIII века не изменились. Причина — стечение счастливых обстоятельств. Главные из них — отсутствие железной дороги; до ближайшей станции от Суздаля — полчаса на машине, вокзал находится в городе Владимир, — и присвоение городу статуса памятника еще в начале 50-х: несмотря на то что в 1936–1937 годах здесь было уничтожено 14 церквей, а три получили новое назначение, большая часть храмов, монастырей и архитектурных комплексов сохранилась. Ехали и едут сюда именно за старым духом — посмотреть, что такое «русское». Настоящее, не поддельное. Это глубинка в самом ее привлекательном виде: деревянное зодчество, белокаменные церкви, медовуха, соленья и варенья.
Около 15 лет назад началась «московская экспансия» в Суздаль: состоятельные москвичи покупали дома в самом городе и близлежащих селах. Одним из первых сюда стал инвестировать Михаил Кравченко, бывший владелец «Фабрики мебели «8 марта”», погибший в 2012 году. Почти сразу за ним переехал Андрей Попов, фотограф, основатель «Лаборатории «Человек»». В 2001 году дом в Суздале купил владелец мясных производств и автор концептуальных магазинов «Республика» Вадим Дымов, потом инвестиционный банкир Алексей Поляков. «Бегство на село» — так в шутку называют они свое переселение. Все они начали здесь новую жизнь — купили дома и попытались воссоздать в них деревенский быт, не потеряв при этом в качестве жизни. Правда, как со смехом признавался потом Алексей Поляков, найти печника, который умеет класть русскую настоящую печь, или «водяного», который сложит колодец, — настоящее испытание и настоящая проверка на состоятельность.
Как был построен бизнес в Суздале
В 2003 году Дымов купил в Суздале бывший цех по ремонту тракторов и мототехники, отремонтировал его и в 2004 году открыл гончарное производство «Дымов Керамика». Начиналось это исключительно как хобби. «Путешествовал по Италии, был в Сиенне, — говорит Вадим Дымов, — увидел красивую керамическую мастерскую и подумал: а почему бы такое же не сделать в России? Вот и сделал». Спустя 10 лет чашки и тарелки «Дымов» продаются не только в Суздале — местные, кстати, считают это исконным товаром и даже рассказывают туристам, что название города происходит от слова «създати», что среди прочего означает «лепить из глины», — но и в Москве, Лондоне, Торонто и Монте-Карло. Из дымовской посуды можно поесть в московских ресторанах White Rabbit, «Мари Ванна» или Saperavi. А в прошлом году «Дымов Керамика» получила Гран-при на Миланской выставке. Ежемесячно на производстве в Суздале бывает до тысячи человек: берут мастер-классы, ходят с экскурсиями. Из хобби «Керамика» превратилась в устойчивый, понятный, не только самоокупаемый, но и растущий бизнес.
В начале этого года Дымов перестал говорить в интервью, что суздальская керамика бизнесом называться не может — дескать, это чистое увлечение, образ жизни, радость и личное удовольствие. Теперь вопросы о том, как идут дела, он переадресовывает своей жене Евгении Зеленской: «Спросите у нее. Она наш бизнесмен». О встрече с Женей мы договариваемся накануне: «Подъедете к ресторану “Гостиный двор”, запаркуетесь напротив, и я подойду», — инструктирует она. Однако с официальными парковками в Суздале дело обстоит не очень хорошо, а потому мы долго и весьма комично пытались запарковать наш оранжевый Land Rover нос к носу с рядом стоящей гнедой лошадью, пока хозяин повозки не объяснил, что ставить машины лучше в соседнем переулке. А оттуда — буквально 300 метров до ресторана. («Гостиный двор» начинала делать мама Вадима Дымова. Кормят тут вкусно и просто: летом подают картошку с лисичками, жаркое в глиняных горшочках, домашнюю медовуху, зимой — пельмени с речным осетром. Словом, типичный русский фьюжн. Цены — средние московские, совсем не провинциальные.)
Женя Зеленская организовала бизнес так: к керамическому производству добавила два сувенирных магазина, еще занимается рестораном «Гостиный двор», а сейчас открывает продажу керамики через интернет. Для того чтобы объединить все в одно, Вадим Дымов и Женя зарегистрировали торговый бренд «Сельская жизнь». В целом структура бизнеса, несмотря на довольно простое описание, замысловатая. Она вся построена на эксплуатации русского стиля. Глядя на любую штуку на керамическом заводе, трогая вещи в магазине или заказывая что-то в ресторане, ты должен понимать, что это настоящее, родное, любимое, что-то, связанное со страной и с твоей семьей. Система узнавания должна сработать стопроцентно: «О! Из такой крынки бабушка мне молоко наливала! Ровно такие сырники делала нам тетя Лена, когда мы к ней приезжали под Рязань. Откуда у вас эти вязаные игрушки? Так же делают только у нас в деревне! Самотканые полотенца! Я думал, такие уже и не делают» — Вадим этот метод называет «интуитивной айдентикой». При этом так устроен не только бизнес Жени Зеленской и Вадима Дымова, так устроен весь город. На маленьких улочках здесь продают моченые грузди, копченую стерлядь, берестяные украшения, детские кокошники — работать с этим направлением нужно деликатно: тиражирование убьет аутентичность, а заигрывание с нестандартной эстетикой может отвадить большую часть туристов, ориентирующихся на классическую «сувенирку».
Сколько стоит сувенирный магазин в российской глубинке
Казалось бы, открыть сувенирную лавку в самом туристическом городе России (на территории Суздаля расположено 90 отелей) — дело плевое: поток людей большой, машины с московскими и подмосковными номерами теснятся на узких улочках. Однако многие путешествующие подтвердят, что найти хорошие подарки в Ликино-Дулево, который находится на том же маршруте, что и Суздаль, или обнаружить крутой магазин в Павловском Посаде — дело практически неразрешимое. В России настоящая беда с дизайном простых вещей: магнитики, футболки, народные платья для маленьких девочек и рубашки для мальчиков, брелоки, чашки, полотенца. То, что продается на улицах, зачастую выглядит как настоящий китч, который сложно представить в городской квартире. Словом, организовать московский магазин «Республика» в Суздале оказалось непросто.
Если перечислять проблемы, которые стопорят развитие сувенирных магазинов в России, говорят и Женя, и Вадим, то на первое место выйдет вопрос тотального отсутствия понимания, что упаковка — это важно. Вот, например, самые простые вещи, такие как местный чай, варенья, мед и пищевая соль. Это стопроцентный набор любого туристического магазина в любой стране мира. Но выясняется, что крымский чай нужно переупаковывать: картонные коробки, в которые его фасуют, выглядят неудобными и некрасивыми. Черная пищевая соль, которую могли бы с руками отрывать люди, с трепетом относящиеся к готовке, расфасована в неудобные, быстро рвущиеся пакетики. Мед надо заливать в собственные керамические крыночки, потому что нормальных стеклянных нет, а если и есть, то резиночку к банке уже и не купить — надо везти из-за границы: «А у нас санкции — и цена на банки взлетела до небес. Для нас же принципиально держать цены невысокими. Я ориентируюсь на средний класс. Вернее, ориентировалась, — поправляется Женя Зеленская. — Сейчас уже и не поймешь, что с нашим средним классом. Он совсем размылся: кто теперь сюда едет, непонятно. С другой стороны, нельзя не заметить, что ушел так называемый “Русь экспорт” — это когда сюда возили автобусами экскурсии; теперь едут более осознанно, на личных автомобилях, небольшими компаниями». Вадим добавляет: «Вообще заметно, что сельская жизнь манит. Быть немного кантри-чуваком сейчас даже модно. Видимо, город совсем съел людей, им не хватает жизни, природы, земли, чего-то настоящего, знакомого с детства».
«Вообще дизайн, не только упаковки, — это то, что в нашей стране проседает, — продолжает Женя. — Покупать приходится буквально отовсюду и многие вещи в единичном экземпляре. Люди делают что-то забавное для себя, приносят или мы случайно находим, нам нравится. Дальше вопрос логистики. Спрашиваем: а тысячу таких штук сделаете? Отвечают: ну нет, тысячу не сделаю, не могу — у меня хозяйство, работа, дом. Следом — вопросы государственного участия. Казалось бы, например, в Суздале есть все для того, чтобы люди могли жить безбедно и уютно. Хочешь — летом открывай маленький ресторан, весной води экскурсии. Или вяжи игрушки на продажу в промышленном масштабе. Или делай расписные сундуки и продавай в маленькой лавке рядом с собственным домом. Но нет! Открыть ресторан и магазин здесь или организовать продажу собственных поделок — гигантская проблема. На это нужно тысячи разрешений, сотни встреч с представителями контролирующих организаций и миллион нервных клеток. В России любой малый бизнес хиреет, не успев родиться».
И последняя проблема — это вопрос транспортного сообщения между селами и маленькими городами: «Связь между ними практически отсутствует. Наша страна становится огромной в тот самый момент, когда ты думаешь: о, надо же на Валдай съездить, там колокольчики красивые. Потом садишься, чтобы просчитать маршрут, — и машешь рукой: ну к черту!» — говорит Женя. И действительно, проезжая по маленьким селам, ты постоянно замечаешь, как мы не ценим дороги, не думаем о том, что они соединяют села друг с другом. Как часто, выезжая на проселочную дорогу, ты через пару километров обнаруживаешь, что переключаешь режим с «нормального» на «кэмел-трофи» и чешешь с низкой скоростью по таким рытвинам и буеракам, с которыми может справиться только Land Rover с адаптивной подвеской. А все потому, что кому-то пришло в голову проехать на грузовике из одного села в другое сразу после дождя, превратив дорожное полотно в систему рытвин, по которому не пройдет ни поселковый автобус, ни маленькая легковушка.
Как работает керамическое производство
Из ресторана мы выкатились объевшимися колобками, погрузились в Land Rover и отправились на окраину Суздаля, то есть буквально проехали одну минуту после городских ворот в сторону Владимира, свернули в ближайший поворот направо и по указателям через три минуты были на производстве. Ничего не скажешь: удобно, когда от дома до работы — шесть минут на машине.
На фабрике в четыре часа вечера уже тихо: работает только цех «художки» и росписи, заканчивают смену литейщики, гончарные круги остановлены. Зато в формовочном цеху кипит жизнь: две студентки, приехавшие на стажировку, ждали Женю, чтобы показать ей новые формы изделий. Одна из них, Марина Турлай, студентка Британской высшей школы дизайна, рассказывает, как она придумала работать с берестой. Плотные куски молодой бересты вымачиваются в горячей воде, кладутся под пресс, а затем из них получаются замысловатые изделия: стаканчик с деревянной окантовкой, мыльница, подставка под украшения. Сейчас Марина проводит испытание мыльницы, дно которой выложено берестой: «Вообще, с ней ничего не должно случиться. В старину из бересты делали посуду, пили из нее горячие напитки и спокойно мыли». Тем не менее поставить производство на поток невозможно: пока не будет гарантии, что изделие не разрушится в руках у нового владельца, производить продукт нельзя.
— Зачем к вам едут студенты? В чем их интерес?
— Очень мало в России таких гончарных керамических производств, как наше. Оно маленькое, у нас есть качественное сырье, можно экспериментировать, и мы не гоним — понимаем, что на просушку изделия, окраску и испытание нужно не меньше месяца. К тому же у нас есть маленький хостел, где можно жить, есть возможность заработать, пообщаться с профессионалами. Это очень ценный опыт для тех, кто начинает свой путь в дизайне.
— А вам это зачем? Кто-нибудь из них придумал или воплотил что-то такое, что вы взяли в производство? Это вообще выгодно хоть сколько-нибудь?
— Сказать, что выгодно, не могу. Пока нет. Но мне очень важно знать, чему их сейчас учат, над чем они работают, какие технологии осваивают. Например, 3d-принтер, печатающий формы тонкой струей глины, — интересно. С другой стороны, сколько прошло тысячелетий, а до сих пор ничего лучше гипса для формовки так и не придумали. Еще студенты помогают нам с мастер-классами: в выходные проходит по пять-шесть, а в будни — по четыре как минимум.
— Много людей приезжает сейчас?
— Летом всегда много. Недостатка в покупателях у нас нет. Это касается как туристического сектора, так и корпоративных заказов. У людей оформилось желание бежать из города, особенно сейчас, когда информационный фон перегрет, все друг друга ненавидят и из телевизора льется черт знает что.
— А вы им как раз предлагаете национальный колорит, с которым душа не спорит.
— Конечно, с одной стороны, есть где нас «подловить», но с другой — мы этим занимаемся давно. И перед нами, как и перед всеми, тоже стоял вопрос, что же такое русское? Чем оно отличается от того, чем торгуют испанцы, итальянцы, голландцы?
Вот, например, изразцы. У нас по всей России всего 30 сюжетов изразцов, а в Голландии — 300. Чашки и чаши везде одинаковые, глазурируются изделия тоже примерно похоже. Мы долго ездили на разные выставки, смотрели, что там показывают, и поняли, в чем наша уникальность — чернолощеная посуда. Технология ее изготовления непростая. Изделия формуются вручную на гончарном круге, затем дымятся с опилками, чтобы цвет проник в поры посуды. Затем посуда натирается пчелиным воском, который мы закупаем у местных пасечников. Потом посуда шлифуется, и готово.
Формирование собственного, узнаваемого стиля — вопрос вообще не простой. «Мы стараемся делать вещи, про которые нельзя сказать, что они спорные, — объясняет Вадим. — Люди хотят понятной им продукции: чего-то настоящего, русского. И хотя, кажется, я тот человек, который рушит скрепы, потому что люблю работать с современными художниками, но все равно, даже делая что-то новое, мы создаем ироничные, теплые, если можно так сказать, добрые вещи. Еще есть такой трюк (я о нем все время говорю): надо делать вещи, создавать бренды с чувством, будто бы что-то похожее делали тысячи лет до тебя». Этот трюк прекрасно работает, замечаем мы: местные продавцы, которые предлагают сегодняшние дымовские чашки, кувшины и чайники, с упоением рассказывают покупателям, что вот это — форма XII века, а это — исконный товар Суздальского-Владимирского княжества.
Глина, с которой работают на «Дымов Керамике», — белая фаянсовая. Белую глину во всем мире покупают только в одном месте — в Донецкой области. Там находится шахта, в которой идет добыча сырья. После начала конфликта между Россией и Украиной поставки глины сбились, однако, как говорит Женя Зеленская, к счастью, довольно быстро все наладилось.
Основная продукция предприятия — посуда и керамическая плитка, при этом все делается вручную: планов становится «Икеей» и выполнять гигантские заказы нет. Вадим поясняет: «Я открывал по два магазина “Республика” в год, но потом понял: все, что большое, гигантское, выхолащивает суть вещей. Если тебе никуда не надо ехать, искать, а ты просто заходишь и берешь, это значит, что у товара ценность равна себестоимости. Я это не понимаю, не люблю. В моей шкале ценностей такая модель бизнеса равна 1 из 10. Жизнь только кажется длинной, на самом деле она короткая. Мне жалко все время потратить на гонку за объемами и рынком». «Конечно, самый простой и выгодный товар, — объясняет Женя, — отливать фаянс: раковины, унитазы. Вот это рынок! Но мы это не делаем, потому что понимаем, что и для этого тоже нужно целиком перестроить фабрику, отказаться от ручного труда, забыть о гончарном круге, чернолощеной посуде и попытке воссоздать русские традиции». Всего сейчас на предприятии работает около 40 человек. Средняя зарплата по региону — около 13 тысяч рублей, средняя зарплата на «Керамике» до надбавок — от 20 до 45 тысяч. Что значат надбавки, Женя объясняет так: «Например, уже в августе пошли корпоративные заказы на Новый год, значит, смены стали дольше, работы больше — соответственно, и денег сотрудники зарабатывают тоже больше».
Мы идем по «Дымов Керамике» неспешно. Женя замечает недостатки, мягко спрашивает сотрудников, как давно чинят стол, когда уже привезут то, что обещали, уточняет сроки, потом кивает мне головой: «Видишь, здесь никто никуда не торопится». — «Но ты и не подгоняешь», — замечаю я. «Тут есть два важных аспекта. Первый — керамикой занимаются очень особенные люди: спокойные, уравновешенные, с совершенно иным способом восприятия времени. Это творческая работа, которой можно научить, с одной стороны, любого, а с другой — не каждый на нее пойдет. Второй — все-таки это их дом, их город, их работа, им должно быть комфортно здесь. Начальник, который орет, никому не нравится».
Особенности построения бизнеса в России
Мы выходим во двор «Дымов Керамики», смотрим на поля, деревянные домики, синее небо — красота. Здесь хочется жить и работать. Перебираем фамилии людей, уехавших из города, и постепенно выходим на вопрос о конфликтах: как часто мы слышали и читали истории о том, как городские приезжают в деревню, а деревня их отторгает — жители поджигают дома и разбивают машины, разоряют огороды, детей травят в школе. Классовая ненависть, желание выдавить чужаков, ксенофобия как она есть. Женя уверяет, что это естественная реакция людей на новых соседей во всем мире — везде приходится договариваться и демонстрировать максимально дружелюбное поведение: «Вообще коммуникатор у нас в семье — Вадим. Он со всеми может найти общий язык. Для него договориться с кем-то — не проблема. И потом, он человек-праздник, рядом с ним все начинают что-то делать, совершать большие поступки, веселиться. Все начинает работать. Я на мелочах специализируюсь: поставки, договоренности, бумаги — мне с этим проще».
А самое сложное — найти хороших работников: «Формула такая: лучшие — те, у кого есть хозяйство: куры, корова или простой огород. Да, их день строится совсем иначе, чем у нас. Они встают в пять утра, кормят животных, ухаживают за ними, чистят хлева. На работу приходят к восьми, в пять уходят. Но эти люди самые надежные, на них всегда можно положиться, они знают, что такое ответственность. Искать специалистов вообще очень сложно. Несмотря на то что в Суздале есть художественно-реставрационное училище и регион считается швейным, тут много ремесленников, умельцев, но найти того, кто тебе нужен, практически неразрешимая задача. Поэтому мы делаем следующее: берем толковых, обучаем и потом берем на работу. При этом у нас открыт набор со всей России, есть жилье у производства — там могут жить студенты, которые проходят практику, проводят мастер-классы, придумывают новое, готовы сотрудничать».
— Вообще, если быть честным, — внезапно говорит Женя, — бизнес в России — это бизнес по наитию. Мы постоянно балансируем между вкусом большинства и собственным, сами придумываем, с кем хотели бы сотрудничать, как развиваться, какие договоры заключать, что предлагать городу, что государству. Единственный рецепт успеха — непрошибаемая вера в себя. Через три года любое дело начинает приносить доход. Так говорит Вадим, а ему можно доверять.
Дымов спорит с этим утверждением:
— Я так говорил? Честно? Не помню! Сейчас, особенно с учетом такого тяжелого для бизнеса времени, я думаю, что три года — это очень мало. Для создания нормального бренда, чтобы он обрел очертания, вошел в жизнь людей, нужно 5–10 лет. Вообще в том, чтобы создавать и менять мир, нет никакого секрета. Делай что-то ценное, важное, нужное в течение 10 лет. А если быть точным, то для того, чтобы нам окончательно встать на ноги, понять, кто мы и про что мы, нужно еще 10 лет как минимум. Приятно, что на сегодняшний день мы уже довольно серьезны. И мы действительно создали уникальное производство — почти все, что есть похожего в нашей стране, либо разрушено, либо изменено до неузнаваемости. Я вижу, что мы делаем то, что в будущем будет иметь для России большое значение. Может быть, когда-нибудь «Институт Стрелка» будет проводить исследование регионов, посмотрит на нас и скажет: «Да, эти ребята сделали что-то невообразимое!»