Чем завершается медный всадник
«Медный всадник» А. С. Пушкин Кратко
Александр Сергеевич Пушкин
Поэма «Медный всадник» Краткое содержание
В поэме «Медный всадник» великий русский поэт, главным образом, акцентирует внимание читателя на проблеме маленького человека и трагичности его судьбы на фоне величия окружающего мира. Таким миром в произведении становится главное «детище» Петра I город на Неве Петербург, попавший во власть стихии, в поединке с которой человеку не победить. Наводнение олицетворяет собой власть, а Евгений, потерявший из-за него любимую девушку и вместе с ней смысл жизни, — представителя простого люда. Для доподлинного понимания произведения недостаточно прочтения его краткого содержания, но получить общее представление о сюжете, героях и обстоятельствах, с которыми они сталкиваются, вполне реально.
Очень краткий пересказ сюжета поэмы «Медный всадник»
Наводнение на улицах Петербурга, о котором говорит автор поэмы, было серьёзнейшим испытанием для его жителей за всю историю города. Оно принесло разрушения и гибель множества людей. В числе жертв оказалась невеста скромного чиновника Евгения. Герой на фоне своего горя сошёл с ума. Ему казалось, что оживший памятник Петру преследует его на улицах города. В конце повествования рыбаки находят бездыханное тело Евгения.
Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»
Краткое содержание поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» подробно по частям
Поэма «Медный всадник» включает в себя предисловие, вступление и две части повествования. С их содержанием можно ознакомиться ниже.
Предисловие
Здесь автор объясняет читателю, что его история основывается на реальных событиях, сведения о которых были им почерпнуты из архивов.
Вступление
Читатель знакомится с величественным Петром I, который размышляет о возведении города. Спустя сто лет на задуманном месте вырос молодой и величавый Петербург. Автор искренне восхищен его красотой и признаётся городу в любви: «Люблю тебя, Петра творенье..».
Часть I. Знакомство с Евгением. Наводнение.
Ноябрь. Поздний вечер. Евгений возвращается из гостей. Его одолевают мысли о бедном существовании, долгом пути к выслуге. Погода портится, черные думы сгущаются. Но лучиком в этом «тёмном царстве» для героя становится мечта о будущем рядом с любимой девушкой Парашей. Она живёт на другом конце города, у залива. Из-за непогоды вряд ли Евгений сможет увидеть её в ближайшее время. Герой засыпает с мыслями о возлюбленной.
Часть II. Страшные последствия потопа.
Буря утихла. Вода стала отступать. Евгений спешит к месту, где стоял ветхий домишко его невесты. Но домик смыло страшными волнами. Осознав, что его любимой больше нет, Евгений теряет рассудок.
С наступлением нового дня, жизнь возвращается в город. Люди спешат на службу, открываются лавки. Но для героя поэмы потерян смысл существования. Он бесцельно скитается по городу, он бросает и службу, и дом. Спит где придётся, ест что попало, дети швыряют в него камнями, возницы бьют плетями, прогоняя с дороги.
В конце лета, когда над городом разразилась гроза, Евгений оказался на том самом месте, где был во время потопа. Он видит памятник Петру и винит его в своём горе. Затем герой бросается бежать. Ему кажется, что медный всадник ожил и преследует его по пятам. С той минуты, он в страхе, смиренно опускал глаза при виде памятника. А по весне бездыханное тело Евгения нашли рыбаки на одном из островов. Там беднягу и похоронили, как неизвестного.
Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах
В сюжет поэмы легла реальная история наводнения в Петербурге в 1824 году. Сам автор наводнения не видел, но основывался на показания очевидцев, статьи журналов того времени, архивы. Меньше чем за месяц написал Пушкин свою поэму в 1833 году в Болдино. Однако процесс создания требовал от поэта полной самоотдачи, он переписывал каждый стих чуть десятки раз, добиваясь, таким образом, идеальной формы.
Идея об «оживающем памятнике», возможно, была почерпнута классиком из истории о том, как Александр I помышлял перевезти памятник Петру из города. Он передумал, после того, как ему рассказали о сне одного майора, который видел скачущего медного всадника на улицах Петербурга и слышал грозные слова Петра Великого, обращенные к императору: “Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться”. Есть и другое предположение. Возможно, Пушкин вдохновился идеей «оживить» памятник из произведения «Дон Жуан».
Поэма «Медный всадник» по объёму относится к самым небольшим произведениям великого русского поэта, при этом она вмещает в себя благоговение перед мощью самодержца и его бессмертного творения Петербурга, историю любви, жуткие сцены страшного потопа и раскрытие проблемы «маленького человека» на фоне большого жестокого мира.
Краткое содержание поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
Краткое содержание знаменитого рассказа «Медный всадник» поднимает тему «маленького человека». В произведении указывается на влияние, которое Петр I оказал на Санкт-Петербург и Россию в целом. Простой человек против этого влияния – ничто.
Характеристика героев поэмы
Сюжет «Медного Всадника» представляет читателю лишь 3 главных персонажей, описание которых представлено в тексте:
Помимо них, упоминается мать Параши и перевозчик, с которым Евгений плывет на лодке. О них почти ничего не известно. Композиция поэмы полностью выстроена вокруг главного персонажа.
Евгений – чиновник без особых заслуг. Обычный средний человек, каких довольно много. Когда-то он относился к знатному роду, а все что у него есть сейчас – мечты и планы о будущем. Хочет жить размеренной семейной жизнью с любимой.
Параша – проживает вместе с матерью на другом берегу реки. Она – единственный смысл жизни главного героя. Погибает вместе с матерью от наводнения.
Медный всадник – это монумент, посвященный Петру I и его олицетворение. В начале произведения царь предстает как мудрый правитель, который ведет страну в верном направлении.
Образ Медного Всадника — полная противоположность Петра. Это неразумный тиран, который преследует Евгения, пока тот не сходит с ума.
Пересказ сюжета очень кратко
Главный герой, простой слуга народа, проживающий в Санкт-Петербурге. Он жив лишь мечтами о свадьбе с Парашей, своей любимой, которая живет с матерью-вдовой на другом берегу Невы.
Однако счастливым планам не суждено сбыться. Домик, в котором жила девушка, был разрушен потопом. Увидев жуткую картину, Евгений теряет рассудок.
Он бродит по городу, спит на улице, ест то, что сможет найти. Натыкаясь на памятник Медного Всадника, он чувствует злость. Ему кажется, что виной всему Петр I, построивший этот город.
Ему начинает казаться что памятник услышал его и разгневался. Скульптура срывается с места, начинает нагонять жалкого чиновника. Конечно, это оказалось лишь плодом его воображения. Через несколько месяцев его нашли мертвым, неподалеку от дома Параши.
Краткое содержание поэмы по частям
Социально-историческая поэма прославилась своим философским характером и загадочностью. Краткий пересказ по частям поможет вспомнить произведение и его главный смысл.
Предисловие
Повествование основано на фактах, происходивших в 19 веке. Настоящий потоп произошел в Санкт-Петербурге осенью 1824 г. Это было одно из самых страшных наводнений, которое нанесло Петербургу страшные разрушения. Все детали о произошедшей катастрофе взяты из документации тех лет.
Вступление
Через 100 лет вырос город. На месте, где финские рыболовы ловили рыбу, теперь стоят дворцы и башни, появились мосты.
Затем Пушкин описывает свою безграничную любовь к Петербургу. Пишет, как он прекрасен даже в самую холодную погоду. Он надеется, что стихия усмирена навсегда, Петербург будет стоять так же долго, как Россия, и никто не потревожит сон Петра.
Часть 1. Знакомство с главным персонажем. Потоп
Первая глава произведения показывает, что в городе стоит холодная осень, Нева беспокойна. Евгений возвращается поздно вечером к себе домой из гостей. Он проживает в маленькой комнатке на самой окраине – в Коломне.
Ночь у него выдалась беспокойная – мучили думы о том, где раздобыть денег. Несправедливо, что он так много работает, но не может разбогатеть. Другие при этом не работают вовсе, однако ни в чем не нуждаются.
Ранее он принадлежал к именитому роду, о котором знал каждый житель. Но в памяти почти не осталось следа о прошлом, сейчас Евгений избегает любых вельмож.
Пытаясь заснуть, он задумывается о непогоде. Переживает, что не увидит возлюбленную – Парашу, ведь Нева может выйти из берегов. Решив, что он женится на любимой, Евгений наконец-то уснул.
На утро Нева уже затопила весь город. Катастрофа была настолько сильной, что с размывшего кладбища выплыли гробы. Царь признает, что даже он не в силах совладать со стихией.
Евгений переживает о Параше, ведь она одна со своей матерью в ветхом доме. Вокруг видна вода, и лишь памятник Медного Всадника виднеется над поверхностью Невы.
Часть 2. Последствия стихийного бедствия
Вторая часть поэмы показывает читателю последствия от разгневанной стихии, которая напала на город.
Нева успокоилась. Евгений сразу же направился к дому любимой. С лодочником он переправился на другой берег. Сойдя на землю, он в первые минуты не понимает, где находится: все размыто, дома разрушены, кругом завалы и трупы. Все выглядит так, словно на поле прошло военное сражение.
Дома любимой он так и не обнаружил, хотя старая ива была на месте. Евгений разразился хохотом, от горя он обезумел.
Очень быстро жители навели порядок и вернули все в прежнее русло. Один Евгений одиноко бродил по проулкам. В течение долгого времени он не возвращался домой. Ночь он проводил прямо на пристани, а питался чем попало. Он все больше походил на бездомного.
Прошел год. Он вспомнил тот самый день катастрофы и возвышающийся памятник над толщей воды. Евгений решает, что нашел виновного: ведь именно Петр I построил город у моря.
Сказав памятнику несколько нехороших слов, он заметил, что тот злобно посмотрел на него. Евгений, слыша вдали топот медных копыт, убежал прочь. Привидевшийся Медный Всадник нагонял его.
Медный всадник нагоняет Евгения
После этого случая, чиновник каждый раз, завидев памятник, убирал головной убор и сжимал руку у сердца, словно извиняясь перед ним.
Прошло несколько месяцев. Рыбаки, которые приезжают к острову на Взморье, обнаружили ветхий домик. На пороге лежал труп, распростершись возле ветхого дома. Тут же его и похоронили.
Основная идея поэмы
А.С. Пушкин написал «Медного Всадника» еще в 1833 году. Краткое содержание поэмы поможет вспомнить произведение, а его основная идея подготовит к написанию сочинения.
Главная идея – это противостояние личности и общества, государства, судьбы. Через главного персонажа показано отношение общества к реформам государства, которое олицетворяет памятник.
Попытка Евгения обвинить Медного Всадника в существовании города – это отчаянное сопротивление злому року, судьбе, которое заканчивается провалом.
Может ли личность противостоять судьбе народа? Мог ли Петр I выбрать другое место для Санкт-Петербурга, осознавая риск наводнений? Он строил город, создавая лучшую жизнь для государства, но не смог уберечь отдельные судьбы. В этом была историческая необходимость, «торжество общего над частным».
Подчеркнутое бедное положение чиновника Евгения указывает на то, что именно такие люди страдают больше всего.
Заметна разница между пафосным описанием Петра и простым повествованием о чиновнике Евгении. Пушкин всячески использует композиционные приемы, чтобы подчеркнуть разницу между простым человеком и государством.
«Медный Всадник» – это знаменитое произведение, краткое содержание которого можно как слушать, так и читать, оно включает в себя исторические и философские проблемы.
Поэма медный всадник.
В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастия и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нем виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.
http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/bryusov/mednyj-vsadnik.htm
Статья о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Поэма была написана в Болдине осенью 1833 г. В рукописях ее начало помечено 6 октября, конец — 31 октября. Полностью поэма не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра», с пропуском четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). О запрещении «Медного всадника» Пушкин писал в своем дневнике 14 декабря 1833 г. Он пробовал изменить строки, на которых остановилось внимание Николая I, но бросил исправления, не доведя их до завершения. Переделывал все эти места уже Жуковский после смерти Пушкина и напечатал поэму в томе 5 «Современника», 1837 г.
Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. Поэта волновала мысль о том, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в неоконченной поэме «Езерский». Возможно, что тема наводнения и памятника Петру вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: «Олешкевич» и особенно «Памятник Петра Великого» («Дзяды»). В последнем стихотворении Мицкевич описывает себя с другим поэтом, в котором узнавали Пушкина, у памятника Петру, причем русский поэт в беседе с Мицкевичем так истолковывает аллегорию памятника: «Уж пьедестал готов, летит медный царь, царь-кнутодержец, в тоге римлянина, вскакивает конь на гранитную стену, останавливается на краю и вздымается на дыбы». И поэт, сравнивстатую с застывшим водопадом, заключил: «Скоро блеснет солнце свободы и западный ветер согреет эту страну: что же будет тогда с водопадом? » Отрицательному отношению Мицкевича к Петру Пушкин противопоставил свое, положительное, и в этом можно видеть полемическую цель Пушкина.
Для описания наводнения 7 ноября 1824 г. Пушкин обратился к журнальным сообщениям, в частности к статье Булгарина в книге Берха.
о чем поэма «медный всадник» А. С. Пушкин, дайте краткий пересказ) С. Пушкин, дайте краткий пересказ)
надеюсь этого хватит
Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопоставляет правительство, олицетворённое в Петре I (а потом в символическом виде ожившего монумента), и человека с его личными, частными переживаниями.
С первых же строк вступления в поэме «Медный всадник» возникает образ Петра-реформатора, «полного великих дум», которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: тут будет город заложён Назло надменному другу. Природой тут нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к «Медному всаднику», этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых именитых произведений Пушкина. Но в данной поэме в первый раз поэт задумывается над тем, что с годами начинает тревожить его все сильнее. Это противоречие «меж государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами».
В «Медном всаднике» есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-или конкретных деяниях, а в символическом виде Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строчках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация волнения: О массивный властелин судьбы! Не так ли ты над самой пучиной На высоте, уздой стальной Россию поднял на дыбы? «Стальная узда» в именитом монументе Петру преобразуется в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не направлял, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник это, естественно, не Петр, который «могущ и радостен, как бой», который «весь, как божия гроза». Медный всадник это перевоплощение Петра, которое вышло (с ним и его делом) за минувший век. Непременно, основным для автора становится резкий контраст меж вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
для чего же нужен этот контраст? Какова его смысловая перегрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке «Два лика». Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «массивный властелин судьбы» и его перевоплощение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное течение» и основная угроза городу и жизни людей), два Петербурга («Петра творенье», «молодой град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не лишь основная композиционная, но и основная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I либо Евгений. Медный всадник противоборствует и живому Петру I как его трагическое перевоплощение, и Евгению как знак бездушной государственности. Как пишет Гранин, «П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка». Евгений это ещё один герой поэмы АСП «Медный всадник», мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошедшем, внешности, чертах характера. На этом фоне достаточно многозначителен намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений «благородный» в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине.
Несомненен глубочайший художественный смысл схожих умолчаний. Лишив Евгения личных воспримет, автор превращает его в человека толпы заурядного, «каких встречаем всюду тьму». Но та же обезличенность открывает способности символического укрупнения вида мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры «Медного всадника». На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошедшем, превратившийся в мещанина не лишь по своему достатку, но и по виду жизни, по своим идеалам. Намеч
Жил-был один совершенно обычный человек. Звали его Евгений.
Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
У него есть любимая девушка, Параша. Однажды ночью Евгений размышлял о планах на будущее. Планы соверешнно обычные, житейские. О женитьбе, о детях, о старости. А на улице в это время царила непогода, на утро:
В общем началось сильнейшие наводнение. Евгений испугался за свою любимую девушку и как только представилась возможность- переплыл на другую сторону реки. Пошёл он искать Парашу, но не нашел даже и дома, в котором она жила. Все было снесено водой. После этого, Евгений в буквальном смысле сошёл с ума. Жизнь ему стала безразлична. Отныне он питался чем придется, спал где придется. Однажды он проходил мимо памятника Петру I (в народе который завется «Медным Всадником») и, глядя на памятник, обвинил Пета в своём несчастье. Ведь именно Петр решил построить город на болоте. И тут в своем безумстве, ему вдруг почудилось, будто бы голова памятника повернуась в его сторону.
Заканчивается поэма такими строками:
Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхой. Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Это краткий пресказ. Но пересказывать это произведение- маразм. Оно не такое уж и большое, читается легко, интересная тема. Неужели так трудно прочитать? И не потому что в школе заставляют, а ведь просто интересно.
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)
В середине осени разбираем ироническую и вместе с тем трагическую поэму А. С. Пушкина — и обнаруживаем, что всадник-то вовсе не медный! В помощь школьнику. Вторая неделя октября
Текст: Ольга Лапенкова
В 1820-х гг. Александр Сергеевич Пушкин работал в основном в рамках романтизма — то есть литературного метода, подразумевающего очень серьёзный, даже пафосный, тон. Действие в романтических произведениях происходит в необычных декорациях (много-много лет назад, или в далёкой неведомой стране, или вовсе в потустороннем мире), главной ценностью провозглашается свобода, а главный герой бросает вызов обществу, государю-тирану или самой Судьбе. Романтические произведения Пушкина — это, например, поэма «Руслан и Людмила», стихотворения «Узник», «Анчар» и «Пророк».
Однако в 1830-х гг. Александр Сергеевич обратился к реализму. Сюжеты, которые он стал выбирать, разворачивались в самом XIX веке или немногим ранее, а герои получались всё более многогранными: читатель уже не мог точно сказать про того или иного персонажа, положительный он или отрицательный. Наконец, новое направление «развязывало руки» писателям, не лишённым чувства юмора. Романтикам — по крайней мере в России — было не до шуток, а вот реалисты могли вволю смеяться над своими персонажами. Эта тенденция продолжилась, например, в творчестве Н. В. Гоголя, чьи комедии «Женитьба» и «Ревизор» и сейчас сложно читать без хохота.
Но одно дело — похождения чиновника, выдающего себя за ревизора, и совсем другое — хроника наводнения, которое случилось в Петербурге в 1824 году и унесло сотни человеческих жизней. Что здесь, казалось бы, смешного? А если так, зачем же Пушкину подтрунивать над главным героем?
Сейчас разберёмся! Но прежде чем говорить о несчастном Евгении, обратимся к другой фигуре, с появления которой и начинается произведение.
Россию поднял на дыбы
Само название «Медный всадник» отсылает читателя к памятнику Петру I, расположенному на Сенатской площади. Однако во вступлении мы видим государя вполне живым человеком, да ещё и в исторический момент. Император бродит по болотистым берегам Невы и мечтает:
Чтобы понять, что переживал в этот момент пушкинский Пётр, нужно обратиться к истории.
Территория, где был построен Санкт-Петербург, не всегда принадлежала России. В 1240 году здесь происходила Невская битва между русичами и шведами, затем шведы возвели там свою крепость, а в 1301-м эта местность снова отошла нам — её отвоевали новгородцы. Впрочем, в начале XVII века, воспользовавшись тем, что в России было Смутное время, шведы опять «прибрали» эту местность себе. Но прошло ещё сто лет, и в 1703-м Пётр I пошёл войной на Карла II, который ещё до столкновения с Россией приобрёл славу государя-агрессора, — и территория вновь отошла к Российской империи.
Чтобы спорная местность больше не «гуляла» от одной державы к другой, её нужно было как-то «закрепить». Поэтому Пётр I приказал заложить здесь город — и не просто город, а настоящую крепость. Кроме того, будущий Санкт-Петербург располагался в стратегически значимом месте — потому-то шведы веками и пытались заполучить эти «зыбкие, топкие берега», — и Пётр I понимал: если построить ещё и порт, то в России появится новый центр торговли. Значит, сюда будут прибывать сотни заморских судов! Самолёты в XVIII веке, разумеется, ещё не изобрели, поэтому драгоценные товары перевозили на кораблях… А если в Петербурге расцветёт торговля, то что это будет значить? Во-первых, почёт и уважение от европейских соседей; во-вторых, экономическую выгоду для России; в-третьих, возможность перенимать у заграничных мастеров опыт и приобретать не только модные штучки, но и полезные инструменты.
Потому-то пушкинский император и говорит: «отсель грозить мы будем шведу». То есть — в нашем порту будут стоять военные суда, и чуть что — отпор дадим, хоть Карлу II, хоть ещё кому. А дальше — «все флаги в гости будут к нам» — это уже про торговцев и дипломатов.
И всё бы хорошо, но была одна огромная проблема: «юный град, полнощных стран краса и дивно» не очень-то милосерден к обычным людям. Ну, не способствует жизнь на этом берегу, где вечно сыро и пасмурно, хорошему самочувствию. И ладно бы ещё это: город стоит на Неве, а уровень воды в этой реке нередко меняется. Чаще всего опасности это не представляет, но в 1824-м она всё-таки вышла из берегов — и, разрушив более 450 домов, унесла в свои пучины сотни человек.
Тут-то и возникает вопрос: как относиться к амбициозному плану Петра? Возможно, ему не стоило возводить на «проклятом» месте такой большой, красивый город? Обеспечить всё необходимое для проживания торговцев и военных — и всё на этом. Но, с другой стороны, как не восхищаться «младшею столицей», перед которой «померкла старая Москва»? Только посмотрите, с каким трепетом автор говорит о Санкт-Петербурге:
Так уж в литературе — да и в жизни — повелось, что простого и понятного ответа на философские вопросы не существует. Но главный герой «Медного всадника» так не считает.
«Пришёл Евгений молодой»
Центральный персонаж поэмы — молодой человек по имени Евгений. А. С. Пушкин, к 1833-му уже закончивший писать «Евгения Онегина», с самого начала подтрунивает над новым героем — кстати, тоже петербуржцем:
Но дальше следует одиннадцать строк, смысл которых нынешние читатели в большинстве своём не понимают:
«Прозвание» — это, в переводе на современный русский язык, фамилия. В «Евгении Онегине» все персонажи — и сам Онегин, и Татьяна и Ольга Ларины, и Владимир Ленский, и даже второстепенный персонаж, скандалист и задира Зарецкий — эти «прозвания» имели. Почему же главный герой «Медного всадника» обделён фамилией?
Всё потому, что фамилии в XIX веке носили в основном дворяне. Евгений же не просто дворянин, он происходит из старинного почтенного рода: это следует из того, что его прозвание «под пером Карамзина/ В родных преданьях прозвучало». Николай Михайлович Карамзин, написавший «Бедную Лизу» и «Наталью, боярскую дочь», прославился ещё и тем, что создал масштабный 12-томный труд «История государства Российского», где, разумеется, упоминались самые именитые дворяне — и в том числе предки Евгения. Однако в начале XIX в. от их былого богатства не осталось и следа. Дошло до того, что Евгений «живёт в Коломне» — историческом районе Санкт-Петербурга — в съёмной квартире, а вовсе не в роскошном особняке.
Как такое могло произойти? Скорее всего, предки Евгения бездарно растратили фамильное состояние. Для дворянина это было обычным делом. Вспомните Евгения Онегина, который, напомним, «поделился» именем с новым пушкинским героем: что мы знаем о его батюшке?
Если бы Онегин не получил наследство от дядюшки — ту самую деревеньку, где он познакомился с Ленским и Лариными, — бегать бы ему всю жизнь от кредиторов.
Что же касается Евгения из «Медного всадника», ему повезло меньше: молодой человек вынужден сам зарабатывать на жизнь. Но, в отличие от «предшественника», эта обязанность его не слишком-то напрягает — да и планы на жизнь у него куда более определённые, чем у Онегина. Рассказывая, что за человек главный герой «Медного всадника», автор опять же иронизирует:
Вряд ли про Евгения, который только и хочет, что иметь хорошее «местечко» — то есть продвинуться по службе — и наслаждаться семейным уютом, можно сказать, что он «размечтался, как поэт». Однако ничего плохого в его желаниях, разумеется, нет. Подтрунивая над персонажем, автор, думается, немного завидует ему: у Евгения нет никаких психологических травм, в том числе — обид на промотавшихся родственников. Ничего особенного он из себя, конечно, не представляет, и всё же это верный и нежный возлюбленный, исполнительный служащий и вообще — человек надёжный.
Вот только судьба обходится с этим «маленьким» человеком неимоверно жестоко. Теряя всё, Евгений обвиняет во всех бедах не кого иного, как Петра I, и грозит истукану кулаком… Однако бунтовщик заранее обречён на поражение.
Так почему же автор, зная, какая судьба ждёт Евгения, всё-таки потешается над ним? Именно потому, что хочет показать: удары стихии сокрушают не только титанов. Если бы речь шла о борьбе Петра и, допустим, шведского короля Карла II, то, кто бы ни пострадал, всё было бы понятно: политика — дело опасное. Но из-за амбиций монархов страдают обычные, ни в чём не повинные люди. Эти люди со своими заурядными проблемами кажутся нам милыми и смешными — но когда они теряют всё, это трагедия не меньшая, чем гибель государя. А может, даже большая: ведь «маленький» человек беззащитен против судьбы.
А всадник-то не медный!
На то, что Пётр I, построивший город в неподходящем месте, всё-таки виноват в гибели людей в 1824 году — в то время, когда сам император уже столетие как отправился в мир иной, — косвенно указывает само название поэмы. На самом деле памятник выполнен не из меди, а из бронзы, металла куда более благородного. Но Пушкин решил «понизить градус» пафоса — и это привело к тому, что сейчас туристы, да и сами жители города на Неве, называют монумент «Медным всадником» и в большинстве своём понятия не имеют о его истинной ценности.
Кроме того, с лёгкой руки Пушкина, давшего поэме авторское жанровое определение — «петербургская повесть», — в русской литературе появилось множество героев-страдальцев, живущих в Петербурге и ближайших окрестностях. Недаром Николай Васильевич Гоголь озаглавил свой сборник, вышедший в 1842 г., «Петербургские повести». Вошла туда, в частности, «Шинель» — душераздирающая история мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина.