Чем завершилась история союза королей и философов история 8 класс
Вопросы по истории 8 класс учебник Загладин, Белоусов, Пименова параграф 3
Чем объяснялось обращение части европейских монархов к идеям философов-просветителей, известных своей критикой существовавших в то время порядков? Что в «просвещённом» правлении привело к реальным результатам? Что осталось лишь заявлениями?
1. Определите на основе первого из приведённых текстов, как представлял смысл «просвещённого правления» Ж.Ж. Руссо.
2. Проанализируйте высказывание императора Иосифа II, осуществившего в своих владениях значительные реформы в духе «просвещённого абсолютизма». Каким путём он предпочитал проводить свою политику?
3*. Сопоставьте точки зрения мыслителя и монарха. В чём состояли различия? Как в связи с этим вы оцените попытки установления «союза философов и королей»?
1. Как вы охарактеризуете стиль данного текста?
2*. Какими личными качествами и деяниями прославился в истории прусский король Фридрих II? (См. § 9 учебника.) Как можно объяснить и оценить его позицию в отношениях с Вольтером?
. В чём можно видеть причины интереса некоторых европейских правителей к идеям Просвещения?
2. Используя материал учебников по всеобщей и отечественной истории, ответьте на следующие вопросы: как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей (например, Фридриха II, Екатерины II) с известными просветителями? Можно ли сказать, что этот стиль переносился на обращение монархов с их подданными?
3. Систематизируйте информацию об основных мероприятиях политики «просвещённого абсолютизма» в разных сферах жизни общества, заполнив в тетради таблицу.
*Как вы оцените результаты этой политики?
4. Объясните, чем завершилась история союза «королей и философов». В чём заключались противоречия между его участниками?
5*. Составьте исторический портрет одного из европейских монархов, разделявших идеи «просвещённого абсолютизма» (по выбору). Выскажите суждение, какое место занимали названные идеи в государственной политике вашего «героя».
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 3 Просвещённый абсолютизм
Стр. 16. Вспомните
Чем объяснялось обращение части европейских монархов к идеям философов-просветителей, известных своей критикой существовавших в то время порядков?
Решение некоторых европейских монархов (в частности Екатерины ІІ, Фридриха ІІ, Иосифа II и др.) реализовать некоторые идеи просветителей, с одной стороны, было продиктовано искренним желанием ускорить развитие возглавляемых ими государств, а с другой – попыткой укрепить собственное положение и ослабить потенциальных конкурентов центральной власти (прежде всего церковь и крупное дворянство).
Что в «просвещённом» правлении привело к реальным результатам?
Реальные результаты принесла политика «просвещённых» монархов, которая была направлена на обновление законодательства и упорядочивания системы государственного управления (т.н. административные реформы), развитие торговли и ремесел, поддержку науки, искусства и предпринимательства. Также огромное значение имело существенное ограничение влияния церкви на процессы внутри общества государства (например, запрет деятельности ордена иезуитов, отмена инквизиции и церковных судов, провозглашение свободы вероисповедания).
Что осталось лишь заявлениями?
Крайне незначительные результаты принесла политика «просвещённых» монархов по отношению к крестьянскому сословию. С одной стороны, делались заявления о необходимости улучшения быта и условий их жизни и защите от произвола землевладельцев. Однако на кардинальное решение проблемы – отмену крепостного права, решился только австрийский император Иосиф ІІ. В некоторых странах (например, в России) положение крестьян только ухудшилось.
Стр. 17. Документ №1
1. Определите на основе первого из приведённых текстов, как представлял смысл «просвещённого правления» Ж.Ж. Руссо.
Жан Жак Руссо считал «просвещённым правлением» такое, при котором монархи оказывают покровительство наиболее одаренным учёным, а те в свою очередь помогают правителям своими мудрыми советами. При таких условиях в наибольшем выигрыше окажется народ, поскольку принимаемые «просвещенными монархами» решения будут именно в их пользу.
2. Проанализируйте высказывание императора Иосифа II, осуществившего в своих владениях значительные реформы в духе «просвещённого абсолютизма». Каким путём он предпочитал проводить свою политику?
Согласно отрывку с данного документа, Иосиф ІІ не считал необходимым обсуждать свои планы с широкими народными массами, а просто ставить их перед фактом. Свою позицию император объяснял тем, что простые люди, в силу своей невежественности, не в состоянии понимать решения государственного масштаба и поэтому просто должны их послушно исполнять. Соответственно монарх должен руководствоваться исключительно собственными убеждениями и советами своего ближайшего окружения.
3*. Сопоставьте точки зрения мыслителя и монарха. В чём состояли различия? Как в связи с этим вы оцените попытки установления «союза философов и королей»?
И Руссо, и Иосиф ІІ считали, что «просвещенный» правитель не должен принимать решения самовольно, а предварительно спросив мнения у компетентных лиц. Только для Руссо такими лицами были исключительно талантливые учёные, а для Иосифа II – ближайшие слуги. Поэтому «союз философов и королей» мог быть успешным, только при условии, что такие учёные смогли завоевать доверие монарха и стать лично преданными ему советниками. В противном случае, в окружение правителей попали бы лица, которые руководствовались своими корыстными интересами и не думали о народном благе (таких среди привилегированных сословий было большинство).
Стр. 19. Документ №2
1. Как вы охарактеризуете стиль данного текста?
Данное письмо написано в дружественном тоне. Сразу видно, что Фридрих ІІ дорожит дружбой Вольтера и не хочет её потерять. Таким образом, стиль переписки не официальный, а сугубо личный, доверительный.
2*. Какими личными качествами и деяниями прославился в истории прусский король Фридрих II? (см. параграф 9 учебника.) Как можно объяснить и оценить его позицию в отношениях с Вольтером?
Если верить суждениям современников, то Фридрих ІІ Великий как личность характеризовался высоким уровнем интеллекта, любовью к искусству и наукам, склонностью к веротерпимости и гуманным отношением к подданным, а также педантичностью и рационализмом. Если оценивать его как короля, то прежде всего следует отметить его склонность к захватническим войнам и пренебрежение к существующим на то время международным принципам и порядкам. Соответственно крайне дружелюбная позиция Фридриха ІІ по отношению к Вольтеру, на мой взгляд, могла объясняться только одним – прусский король действительно восхищался личностью французского просветителя и испытывал глубокий интерес к его идеям.
Стр. 21. Вопросы в конце параграфа
1. В чём можно видеть причины интереса некоторых европейских правителей к идеям Просвещения?
Причины интереса европейских монархов к идеям Просвещения были двоякими. Во-первых, они стремились путем определенных реформ модернизировать свои страны, более активно развивать торговлю и ремесла, в некоторых случаях – даже улучшить условия жизни широких народных масс. Во-вторых, монархи желали укрепить свою власть и уменьшить влияние привилегированных слоев общества (прежде всего, крупного дворянства и духовенства). Идеи просвещения прекрасно подходили для такой задачи.
2. Используя материал учебников по всеобщей и отечественной истории, ответьте на следующие вопросы: как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей (например, Фридриха II, Екатерины II) с известными просветителями? Можно ли сказать, что этот стиль переносился на обращение монархов с их подданными?
Моя точка зрения заключается в том, что образ «просвещённого монарха» создавался исключительно в произведениях философов-просветителей (Монтескьё, Вольтера, Руссо), был скорее плодом их мечтаний, очень часто оторванным от реальности. В действительности идеального «просвещённого монарха», каким они себе его представляли, просто не существовало. Политика Екатерины ІІ, и Фридриха ІІ, и Иосифа ІІ имели много отклонений от замыслов просветителей. Однако это все же не уменьшает их заслуг и достижений.
Если судить исключительно по переписке, то стиль общения «просвещённых монархов» был открытый, дружественный и даже иногда просящий. Правители общались с философами как равный с равным, не допускали надменности или какого-нибудь презрения. Однако такой подход не работал в обращении монархов со своими подданными, особенно с крестьянским сословием, которое традиционно занимало низшую ступеньку в социальной пирамиде тех времен. Поскольку деление людей на сословия не было отменено ни в одном государстве Европы, то можно с уверенностью говорить о том, что идеи Просвещения принципиально не повлияли на отношения «просвещённых монархов» к низшим слоям населения.
3. Систематизируйте в таблице информацию об основных мероприятиях политики «просвещённого абсолютизма» в разных сферах жизни общества.
Сферы | Мероприятия |
---|---|
Государственное управление | Упорядочивание и централизация органов власти, административные реформы, усиление власти монарха |
Социальные отношения |