Чем завершилась первая балканская война
Первая Балканская война
Пе́рвая Балка́нская война́ (9 октября 1912 — 30 мая 1913) — война Балканского союза (Болгария, Сербия, Греция и Черногория) против Османской империи с целью освобождения от османского господства христианского населения Балкан и создания национальных государств (война привела к возникновению независимой Албании).
Содержание
Причины и цели
В ходе войны Болгария и Сербия, возглавлявшие Балканский союз, стремились удовлетворить и собственные территориальные притязания:
Силы сторон
В Первой Балканской войне участвовали крупные силы:
Военные действия 9 октября 1912 года начала Черногория (выставила 35 тыс. чел.). Болгария (3 армии в составе 9 пехотных и 7 резервных дивизий — около 300 тыс.), Сербия (3 армии в составе 9 пехотных и 1 кавалерийской дивизии — свыше 280 тыс.) и Греция (2 армии в составе 8 пехотных дивизий — до 110 тыс.) вступили в войну 18 октября.
Османская империя к моменту открытия военных действий выставила около 300 тыс. военнослужащих (в том числе Восточная и Западная армии — 220 тыс. и гарнизоны крепостей 30—40 тыс.). Возможна была переброска подкреплений в составе 5 корпусов из Малой Азии, поэтому союзники ставили задачу разбить основные османские силы на Балканах до подхода подкреплений.
Союзные армии в моральном и боевом отношении превосходили османскую армию.
Ход боевых действий
Попытка перемирия
Ввиду ошеломляющих военных успехов балканских государств великие державы пытаются вмешаться в войну, преследуя собственные интересы:
В декабре 1912 года заключено перемирие между Османской империей, с одной стороны, и Болгарией и Сербией — с другой. 23 января 1913 года к власти в Османской империи в результате государственного переворота младотурок приходит новое правительство, которое отказывается принять условия мира, выработанные на Лондонской конференции послов.
Возобновление войны
3 февраля 1913 военные действия возобновляются. Турецкая армия, однако, терпит новые поражения, теряет Янину (6 марта 1913) и Адрианополь (Эдирне, 26 марта), и в апреле 1913 года союзники (за исключением Черногории, продолжавшей осаду Шкодера) подписывают перемирие с Турцией.
Мирный договор. Итоги
По Лондонскому мирному договору, подписанному 30 мая 1913, Турция потеряла все европейские владения, кроме Стамбула и небольшой части Восточной Фракии. Под давлением европейских держав Черногория вынуждена снять осаду Шкодера.
Европейские владения Турции в основном разделены между Грецией (часть Македонии и район Салоник), Сербией (часть Македонии и Косово) и Болгарией (Фракия с Эгейским побережьем и часть Македонии). При поддержке великих держав установлена независимость Албании в тех границах, которые они для неё определили. Сербия не достигает основной цели — не получает выхода к Адриатическому морю.
bs:Prvi balkanski rat ca:I Guerra Balcànica el:Α΄ Βαλκανικός Πόλεμος en:First Balkan War es:Primera Guerra de los Balcanes fr:Première guerre balkanique hu:Első Balkán-háború id:Perang Balkan I no:Den første balkankrigen pl:I wojna bałkańska ro:Primul război balcanic sl:Prva balkanska vojna sq:Lufta e Parë Ballkanike sr:Први балкански рат
Выделить Первая Балканская война и найти в:
Первая Балканская война на море: противники пробуют силы
Балканские войны 1912–1913 годов стали одними из первых конфликтов ХХ века, в которых активно использовались военно-морские силы. Главными противниками на море стали флоты Греции и Османской империи, оснащённые преимущественно кораблями иностранной постройки.
Тень турецкого величия
В 1870-е годы османский флот считался третьим в мире и вторым на Средиземном море (после французского), но после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов пришёл в упадок из-за скудного финансирования и низкого технологического уровня турецкой промышленности. Лишь в самом начале XX века туркам удалось собрать средства на заказ за границей двух лёгких бронепалубных крейсеров. «Гамидие» был построен в Англии, «Меджидие» — фирмой Крампа в США (как и построенный у того же Крампа «Варяг», он отличался ненадёжностью котлов).
Несколько позже в Германии и Франции были построены несколько небольших кораблей — минных крейсеров, миноносцев и канонерских лодок. Кроме того, с 1898 по 1903 год в Италии был кардинально модернизирован старый броненосный фрегат «Месудие» (9190 т): он получил новую силовую установку, две башни, в которых размещалось по одной 234-мм пушке, и двенадцать новых 152-мм пушек в казематах.
Наследство греческого мецената
Греция, получившая независимость в 1820-е годы, очень гордилась своими морскими традициями, но денег на флот у неё было ещё меньше. К началу XX века самыми крупными греческими кораблями были три броненосца береговой обороны «Псара», «Гидра» и «Спецай», построенные в конце 1880-х годов. Лишь в 1900 году был учреждён особый фонд для воссоздания флота, после чего в 1906–1907 годах в Англии и Германии были заказаны восемь эскадренных миноносцев — классических «30-узловых» истребителей водоизмещением в 350–380 т.
В войне против турок 1897 года греки потерпели поражение, однако не перестали мечтать об освобождении островов Эгейского моря и присоединении прибрежных территорий Румелии и Анатолии. На османские территории претендовали и другие соседи Турции – Болгария, Сербия и Черногория. Отношения между этими странами представляли собой клубок противоречий, но к весне 1912 года им всё же удалось создать Балканский союз, единственной целью которого была война с Турцией. Самой мощной армией в этом союзе была болгарская, наиболее сильным флотом обладала Греция.
В последний момент грекам удалось серьёзно усилить свой флот: они купили в Германии два турбинных «больших миноносца» V-5 и V-6, вступившие в строй как «Керавнос» и «Неа Генеа», а в Англии — четыре новейших эсминца водоизмещением в 1175 т, строившихся по аргентинскому заказу. То ли по недосмотру, то ли из соображений экономии 533-мм торпеды для них куплены не были. В итоге «Этос», «Иеракс», «Пантер» и «Леон», прибыв в Грецию в октябре 1912 года, числились разведывательными кораблями: четыре 102-мм орудия и скорость в 32 узла позволяли им играть роль сверхлёгких крейсеров.
Кроме того, во Франции удалось приобрести две подлодки, «Дельфин» и «Ксифас»; правда, в разразившейся войне они сыграли минимальную роль — выяснилось, что купить субмарины проще, чем подготовить квалифицированные экипажи для них.
Самым ценным приобретением оказался купленный в Италии только что построенный броненосный крейсер, получивший имя «Георгиос Аверов» — в честь известного александрийского банкира и мецената. Аверов умер в 1900 году, завещав своё наследство Фонду национального флота, из которого и была оплачена треть стоимости корабля.
Это был типичный корабль преддредноутного типа, причём и четыре 234-мм, и восемь 190-мм орудий располагались в двухорудийных башнях. Толщина брони пояса и башен достигала 203 мм, скорость составляла 22,5 узла. Крейсер обошёлся Греции в 23 650 000 драхм — около 950 000 фунтов стерлингов. Для сравнения, за все четыре «аргентинских» эсминца было заплачено 740 000 фунтов — огромные деньги для маленькой бедной страны.
Империя готовится к схватке
Турки тоже пополняли свой флот. Весной 1910 года им удалось купить в Германии четыре турбинных миноносца, примерно аналогичные греческим, а также два старых броненосца — «Курфюрст Фридрих-Вильгельм» и «Вайсенбург», переименованные в «Хайраддин Барбаросса» и «Тургут-Рейс». Оба броненосца, построенные в начале 1890-х годов, обошлись в 18 млн марок, четыре новых миноносца в сумме оказались немногим дешевле — 17 млн.
По тогдашнему курсу (20 марок за фунт) оба броненосца обошлись туркам в 900 000 фунтов — то есть, немного дешевле одного «Аверова». Миноносцы германской постройки оказались дороже более сильных английских эсминцев — 212 500 фунтов против 185 000 за один корабль. Правда, «немцы» несли полноценное торпедное вооружение; один из них, «Муавенет-и Миллие», 13 мая 1915 года тремя торпедами потопил у входа в Дарданеллы британский броненосец «Голиаф».
Несмотря на паровую машину и устаревшую схему вооружения, «Георгиос Аверов» по размерам превосходил любой из кораблей османского флота. Вес его минутного залпа (около 5700 кг) примерно соответствовал весу минутного залпа всех двенадцати 280-мм орудий обоих турецких броненосцев (с учётом табличной скорострельности орудий). В реальности артиллеристы обеих сторон стреляли заметно медленнее, а у броненосцев скорость заряжания снижалась в зависимости от угла возвышения орудий.
Толщина пояса германских броненосцев достигала 400 мм, но это была старая броня «компаунд», по прочности в полтора-два раза уступавшая новейшей цементированной броне греческого крейсера. Впрочем, дистанция, на которой велись морские бои Балканских войн, редко превышала 25–30 каб, поэтому все корабли легко пробивали броню друг друга.
Новые английские пушки Армстронга имели бо́льшую кучность, чем старые германские орудия, вдобавок стволы последних уже были расстреляны. Оснащение «Аверова» новыми средствами управления огнём обеспечивали грекам дополнительный перевес (турецкие броненосцы не имели даже современных дальномеров). Наконец, греческий крейсер имел заведомо более высокую скорость (22,5 узла), в то время как старые броненосцы даже в лучшие времена давали не более 16,5 узла.
Начало войны
Первой кусок «османского наследства» сумела отхватить Италия: в ходе Итало-турецкой войны 1911–1912 годов она захватила Триполитанию и Киренаику, а затем, пользуясь полным господством на море своего флота, заняла Додеканесские острова. Эта война подтолкнула к действиям остальных желающих поживиться — поводом для выступления стал отказ Высокой Порты принять болгарский ультиматум о предоставлении автономии Македонии. 18 октября 1912 года Болгария и Сербия объявили войну Османской империи, 19 октября к ним присоединилась Греция.
Турки не успели пополнить свою армию на Балканах, она оказалась между двух огней и была быстро разгромлена. Уже к 9 ноября греки заняли Салоники и вместе с болгарами захватили всю Македонию и Восточную Фракию. Сербам достался Новобазарский санджак, а основная часть османской армии отступила на хорошо укреплённые Чаталждинские позиции, от которых до Константинополя оставалось всего 40 км.
Все попытки болгарской армии прорвать эти позиции провалились, болгары понесли огромные потери. Фронт стабилизировался, и 4 декабря Османская империя подписала перемирие с Болгарией, Сербией и Черногорией. Греки отказалась к нему присоединиться — сухопутного фронта с турками у них не было, но они активно занимались захватом Эгейских островов. Таким образом, морская война продолжилась.
Ещё до начала войны почти все турецкие войска были сняты с островов Эгейского моря, более-менее крупные гарнизоны оставались лишь на Лесбосе и Хиосе. Такое решение можно объяснить деморализацией военного руководства Османской империи, первоначально отказавшегося от всякой борьбы на море.
Греки не преминули воспользоваться этим: уже 20 октября их корабли высадили десант на остров Тенедос (Бозджаада), лежащий у входа в Дарданеллы. На следующий день был высажен десант на Лемносе с его великолепной гаванью в бухте Мудрос. Крошечные турецкие гарнизоны оказали неожиданно упорное сопротивление: бои на Лемносе продолжались до 27 октября, на Тенедосе — до 6 ноября. Тогда же был занят лежащий ещё ближе к Дарданеллам остров Имврос (Гёкчеада). Османский флот так и не оказал островам никакой поддержки — в это время почти все боеготовые корабли были заняты огневой поддержкой приморских флангов сухопутных войск и находились в Чёрном и Мраморном морях.
Османский флот выходит в море
Лишь 30 ноября, в преддверии перемирия с Болгарией, османский флот был переведён в Дарданеллы для действий против греков. 7 декабря 1912 года командующий флотом нерешительный Тахир-бей был снят с должности и заменён албаем (контр-адмиралом) Рамизом Наман-беем, тесно связанным с партией «младотурок». Последний сразу же начал реорганизацию флота: были созданы дивизион броненосцев, два дивизиона эсминцев, дивизион вспомогательных кораблей и крейсерская оперативная группа для независимых действий. Во главе этих соединений встали молодые и энергичные офицеры, также в основном связанные с «младотурками». Но для подъёма боевого духа моряков требовалось вывести флот в море, одержать победу или хотя бы не потерпеть поражения.
16 декабря 1912 года османский флот начал разработанную штабом Наман-бея операцию против острова Имврос. Дивизион броненосцев и два дивизиона миноносцев выдвинулись из Дарданелл, а дивизион вспомогательных кораблей перешёл к Кум-Кале, чтобы при необходимости оказать помощь повреждённым кораблям или отбуксировать их в безопасное место.
Броненосцы должны были держаться южнее Имвроса, по возможности оставаясь под защитой береговых батарей в Кум-Кале (на южной стороне пролива) и форта Седд-уль-Бахир возле мыса Хеллес (на северной стороне).
Корабли начали выходить с якорной стоянки между Нарой и Чанак-кале в 7 часов утра, а в 8:00 дивизион броненосцев подошёл к мысу Седд-уль-Бахир в следующем порядке: миноносец «Шиврихисар», броненосцы «Хайраддирн Барбаросса» (флагман), «Тургут-Рейс», «Месудие» и «Асар-и Тевфик». 1-й минный дивизион сначала шёл перед броненосцами, а после выхода из пролива переместился севернее, прикрывая главные силы от возможной минной атаки со стороны Имвроса. 2-й дивизион двигался по левому борту.
Вскоре на горизонте появилась греческая эскадра под руководством командующего флотом контр-адмирала Павлоса Контуриотиса — броненосный крейсер «Георгиос Аверов», броненосцы береговой обороны «Спецай», «Гидра» и «Псара». В течение предшествующих двух суток греки патрулировали вблизи Дарданелл, ожидая турок, и поэтому были готовы к бою. Началось сражение, которое турки именуют «боем у мыса Хеллес». В западной историографии его принято называть «боем у мыса Элли», по греческому названию этого места — при том, что в описании Дарданелльской операции 1915 года он всегда именуется мысом Хеллес (Геллес).
Обнаружив противника, греческая колонна развернулась на север, а турецкая эскадра — на северо-запад. По греческим данным, это произошло в 9:20, по турецким — в 9:35.Теперь противники шли параллельными курсами, постепенно сближаясь. Турецкие корабли исполняли данное им ранее предписание по возможности держаться под прикрытием артиллерии Кум-Кале и Седд-уль-Бахира.
Примерно в это время ко 2-му минному дивизиону присоединился крейсер «Меджидие»: он шёл по левому борту колонны и с некоторым отставанием, чтобы обезопасить броненосцы от возможной атаки подлодки с юга. Старый эсминец «Самсун» и миноносец «Акхисар» двигались впереди в качестве дозора — не имея радиооборудования, они могли общаться с остальными кораблями только семафором. Турецкая колонна двигалась заметно медленнее греческой, так как «Асар-и Тевфик» не мог дать ход более 8 узлов из-за проблем с котлом.
Дальнейший ход боя все источники описывают крайне туманно. Наиболее известна греческая версия событий — разойдясь по множеству публикаций, со временем она превратилась в апокрифическую. Но эта версия сильно расходится с турецкой — вплоть до времени и прокладки маршрута движения противников. При этом даже в описаниях греческих авторов встречаются серьёзные расхождения. Ниже мы дадим картину так, как она виделась с османских кораблей, уточняя и дополняя её по греческим источникам.
«Палочка над Т»
В 9:40 турецкие броненосцы первыми открыли огонь с дистанции около 50 каб. Греческие корабли ответили огнём через три минуты. Поскольку старые греческие броненосцы береговой обороны могли держать ход не более 12 узлов, адмирал Контуриотис решил разделить свои корабли и на быстроходном «Аверове» в одиночку устроить вражеской эскадре манёвр «crossing T».
Через пять минут после открытия огня, в 9:45, «Аверов» дал полный ход и оторвался далеко вперёд от греческих броненосцев, которые в свою очередь развернулись на обратный курс. Увидев этот манёвр, Рамиз-бей в 9:50 приказал своим кораблям поворачивать вправо и ложиться на обратный курс. Греки указывают, что флагманский «Барбаросса» начал поворот, и за ним стала поворачивать вся турецкая колонна, по пути рассыпаясь из-за плохого управления. В 9:55 греческий крейсер под прямым углом пересёк курс османской эскадры, поставив ей классическую «палочку над Т». Расстояние между флагманами составляло до 25 каб. В этот момент «Барбаросса» получил одно попадание тяжёлым снарядом в ют погибло пять человек из службы борьбы за живучесть.
Плохая сплаванность турецких кораблей привела к тому, что их строй в самом деле рассыпался: «Тургут-Рейс» последовал за «Барбароссой», а тихоходные «Месудие» и «Асар-и Тевфик» развернулись вправо по отдельности и двинулись почти параллельными курсами, оказавшись на правом траверзе «Барбароссы». Здесь они попали под огонь греческих броненосцев береговой обороны с дистанции чуть больше 20 каб.
В «Тургут-Рейс» и «Месудие» также попало несколько снарядов, на них имелись раненые, но в целом повреждения оказались незначительными — в основном на верхней палубе и у открыто стоящих орудий.
Возле входа в пролив оказавшиеся впереди «Месудие» и «Асар-и Тевфик» восстановили строй и легли в циркуляцию, чтобы дождаться двух других броненосцев и прикрыть их с тыла вместо 2-го дивизиона. К 12 часам вся эскадра достигла Седд-уль-Бахира, а в 13 часов подошла к месту своей обычной стоянки у Чанак-Кале. Здесь на госпитальное судно «Решит-паша» с кораблей были переданы 18 погибших и 40 раненых (в основном с «Барбароссы»).
Тем временем 1-й минный дивизион вернулся к острову Тенедос, где в 15:45 вступил в перестрелку с группой греческих эсминцев, пытавшихся подойти ко входу в Дарданеллы. Обе стороны обменялись несколькими залпами и разошлись.
Таким образом, командующий турецкой эскадрой прекратил бой и вернулся в Дарданеллы, не добившись решительного результата. 1-й минный дивизион имел возможность атаковать разделившиеся греческие корабли, но не воспользовался ею. Однако греки также не решились отправить свои эсминцы для атаки отходящих турецких кораблей. Более того, при отходе имел место инцидент, когда с «Аверова» была случайно выпущена торпеда, прошедшая мимо броненосцев.
Неопределённый итог
Не исключено, что потери греков были больше, но подробности с греческой стороны крайне скупы. Неизвестно даже количество снарядов, выпущенных греческими кораблями. В целом очевидно, что артиллеристы с обеих сторон стреляли крайне плохо (при том, что на «Аверове» стояли современные английские орудия).
Результат боя в целом оказался разочаровывающим, но османский флот, по крайней мере, показал готовность сражаться, что было особенно важно в момент внутренней политической нестабильности в империи. В конце концов, бой при мысе Хеллес стал первым морским сражением османского флота с 1877 года. Один из турецких морских офицеров заявил германскому военно-морскому атташе, что «линкоры, купленные у Германии, доказали свою ценность в бою с греческим флотом».