Чем живут ночлежники материально и духовно

Жизненные позиции ночлежников в пьесе Горького «На дне», Спор о вере и правде. Роль Луки.

Бубнов
В прошлом он владел красильной мастерской.
Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить,
в то время, как жена его сошлась с мастером.
Утверждает, что человек не может изменить свою
судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно.
Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие
хороших качеств.
Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая
его негативное отношение к миру.
«Все люди на земле лишние».-заявляет он в противовес
Луке и Сатину.

Васька Пепел. Потомственный вор, который
дважды сидел в заключении.
Влюбленный, слабохарактерный вор.
Мечтает уехать с Натальей в Сибирь и начать
жизнь с нового листа, став добропорядочным
гражданином.

Актер
На дно опустился из-за постоянного пьянства.
Часто цитирует литературные произведения.
Мечтает вылечится от алкоголизма, найти работу
и выбраться из социальной ямы.
Верит в утешительную ложь Луки.
Повесился.

Настя
Жизнь заставила ее стать проституткой, что
и является социальным дном.
Мечтательная и романтичная особа, которая
живет любовными романами.
Долгое время мечтает о большой и чистой любви,
продолжая заниматься древнейшей профессией.
Не желая трезво смотреть на действительность,
она сотворила себе прошлое, в котором якобы
«жила» большая и чистая любовь.
Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

Самым жалким и трагичным персонажем
является Анна.
Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем.
Свою жизнь она описывает следующим образом:
«Не помню, когда я сыта была…
Над каждым куском хлеба тряслась…
Всю жизнь мою дрожала…
Мучилась… как бы больше других не съесть…
Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь».
Скорее всего она родилась в обычной бедной семье.
Потом вышла замуж не столько по любви,
сколько по необходимости.
Образ Анны является скорее нейтральным,
характеризующим общую массу серых людей:
не творящих в жизни зла, но и не являющими собой
светлый образ.
Она полностью смирилась с окружающей
действительностью, уповая лишь на счастье
в загробном мире.
В этой вере её укрепляет Лука.

Лука. Загадочный странник, о котором мало что известно.
Утешает героев, учит их быть добрыми и сочувствовать,
направляет на истинный путь.
Мечтает помочь многим нуждающимся.

Источник

Образы ночлежников в драме Горького На дне

Сочинение по литературе.

«Здесь. человек заметен, слышен его голос, озлобленный, раздражённый, мстительный. Здесь у человека есть лицо – голодное, возбуждённое, тоскующиее. Видно, что люди чувствуют, заметно, что они думают.»
А.М. Горький.

Пьеса Горького «На дне», написанная в тысяча девятьсот втором году, принадлежит к новому для того времени типу социальной драмы. Её герои – обитатели ночлежки, люди, выброшенные на дно жизни.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», – поют ночлежники. Ночлежка действительно напоминает тюрьму. В подвале, «похожем на пещеру», оказались представители различных слоёв общества, но участь у всех одна. Никто из них не может выбраться отсюда. И даже здесь, на дне, продолжается власть «хозяев жизни», представленных зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылёва и его жены Василисы.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. Но даже в немногих словах раскрываются их судьбы. «Не помню, когда я сыта была. Всю жизнь в отрепьях ходила», говорит Анна. «Скорняк был. своё заведение имел», – рассказывает о себе Бубнов. «Я – сызмальства вор», – признаётся Пепел. «Образованным человеком» считался бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин. Осталась в прошлом обеспеченная жизнь Барона, творческая работа Актёра.

Автор бегло знакомит читателя с предшествующей жизнью персонажей, но прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток. Это ярко проявляется в их поведении и манере речи.

Горький – знаток языка многих сословий, отлично владеет искусством описания диалога. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Сатин любит иностранные и замысловатые слова, его язык меток и выразителен. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой. Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка».

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Обитатели ночлежки отвергают многие общепринятые истины. «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть», – отвечает на укор Клеща Пепел. «На что совесть? Я – не богатый», – подтверждает Бубнов. Когда Клещ отмечает, что «ворам деньги легко достаются. они не работают», Сатин парирует: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

Ночлежники много говорят о лжи и правде. «Вали всю правду, как она есть!» – считает Бубнов. Его слова приводят в бешенство Клеща: «За что мне – правду? Будь она проклята!» Настя уходит от жестокой реальности в иллюзорный мир выдуманной любви, выдавая фантазии за действительность.

На самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах возникает спор о человеке. Здесь на первый план выходят Лука и Сатин. Лука – беспаспортный бродяга, умный и обладающий громадным опытом. Он пытается успокоить и ободрить человека, утешая его ложью. Гуманизм Луки – сострадательный, Лука призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Сатин, напротив, уверен, что следует не примирять человека с тяжёлой действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев». «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» – говорит о Человеке Сатин.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *