Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне

Что объединяет ночлежников? Пьеса «На дне»

Действие драмы «На дне» происходит в убогой ночлежке, где жизнь и случай свели на первый взгляд абсолютно разных, но одинаково несчастных людей. Каждый из них не смог адаптироваться в обществе, не нашел своего места, не видит собственного будущего. Эта моральная потерянность и отрешенность не дает людям двигаться дальше, они как бы застыли, их души опустошились, а сердца онемели.

На примере этих героев произведения, представителей низших социальных слоев, автор хотел показать, куда ведет человека бездействие, отчаянье и напрасные надежды и мечты. О жизни обитателей ночлежки мы знаем мало. Это лишь реплики из разговоров, но они настолько точные, эмоциональные и психологически глубокие, что мы можем прочувствовать каждого героя, отчетливо представить себе его жизнь и откровенно сопереживать ему. Всех этих людей объединяет одно горе: они опустились на дно общественной жизни, у них нет дома, работы, будущего. Каждый из них пришел к этому по-своему, у каждого своя трагедия: сознательная или же случайная.

Все обитатели ночлежки являются собирательными образами. В них автор воплотил характеры и судьбы тысяч обездоленных людей, раскрыл психологическую глубину проблем низших слоев общества и поставил перед читателями такой наболевший и трудный вопрос: как жить дальше? Если каждый человек сможет обстоятельно и содержательно ответить себе на этот вопрос, тогда он будет знать, в каком направлении ему двигаться. И только движение может помочь человеку подняться с общественного дна и не только.

Не имеет значения, как мы падаем, важно то, как мы поднимаемся.

Источник

Описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика в цитатах

Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть картинку Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Картинка про Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне
«На дне».
Сцена из спектакля.

Ночлежка для бедных является местом действия в знаменитой пьесе Горького «На дне».

В этой статье представлено описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика жилища в цитатах.

Смотрите:

Описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика в цитатах

«Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки

«Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой.»

«. большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное.»

«Я тебя не спрашиваю – с кем! Грязь везде… грязища! Эх, вы… свиньи! Чтобы было чисто… слышите!» (Василиса)

«На нарах около печи Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов на своих нарах играет в шашки с Медведевым.»

«Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.»

«Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.»

«. в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя.»

«Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла. «

«Костылев (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла).»

«Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, всё – некрашеное и грязное.»

«За столом, у самовара, Квашня – хозяйничает. «

«Василиса. Я за порядком гляжу – понял? Это почему у вас до сей поры не метено? Я сколько раз приказывала, чтобы чисто было?

Василиса. Мне дела нет – кому! А вот если санитары придут да штраф наложат, я тогда… всех вас – вон!»

Это было описание ночлежки в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика в цитатах.

Источник

Образы ночлежников в драме Горького На дне

Сочинение по литературе.

«Здесь. человек заметен, слышен его голос, озлобленный, раздражённый, мстительный. Здесь у человека есть лицо – голодное, возбуждённое, тоскующиее. Видно, что люди чувствуют, заметно, что они думают.»
А.М. Горький.

Пьеса Горького «На дне», написанная в тысяча девятьсот втором году, принадлежит к новому для того времени типу социальной драмы. Её герои – обитатели ночлежки, люди, выброшенные на дно жизни.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», – поют ночлежники. Ночлежка действительно напоминает тюрьму. В подвале, «похожем на пещеру», оказались представители различных слоёв общества, но участь у всех одна. Никто из них не может выбраться отсюда. И даже здесь, на дне, продолжается власть «хозяев жизни», представленных зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылёва и его жены Василисы.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. Но даже в немногих словах раскрываются их судьбы. «Не помню, когда я сыта была. Всю жизнь в отрепьях ходила», говорит Анна. «Скорняк был. своё заведение имел», – рассказывает о себе Бубнов. «Я – сызмальства вор», – признаётся Пепел. «Образованным человеком» считался бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин. Осталась в прошлом обеспеченная жизнь Барона, творческая работа Актёра.

Автор бегло знакомит читателя с предшествующей жизнью персонажей, но прошлое наложило на их личность неизгладимый отпечаток. Это ярко проявляется в их поведении и манере речи.

Горький – знаток языка многих сословий, отлично владеет искусством описания диалога. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Сатин любит иностранные и замысловатые слова, его язык меток и выразителен. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой. Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка».

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Обитатели ночлежки отвергают многие общепринятые истины. «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть», – отвечает на укор Клеща Пепел. «На что совесть? Я – не богатый», – подтверждает Бубнов. Когда Клещ отмечает, что «ворам деньги легко достаются. они не работают», Сатин парирует: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

Ночлежники много говорят о лжи и правде. «Вали всю правду, как она есть!» – считает Бубнов. Его слова приводят в бешенство Клеща: «За что мне – правду? Будь она проклята!» Настя уходит от жестокой реальности в иллюзорный мир выдуманной любви, выдавая фантазии за действительность.

На самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах возникает спор о человеке. Здесь на первый план выходят Лука и Сатин. Лука – беспаспортный бродяга, умный и обладающий громадным опытом. Он пытается успокоить и ободрить человека, утешая его ложью. Гуманизм Луки – сострадательный, Лука призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Сатин, напротив, уверен, что следует не примирять человека с тяжёлой действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев». «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» – говорит о Человеке Сатин.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Источник

Сочинение на тему обитатели ночлежки в пьесе горького на дне

Ночлежка и ее жители по пьесе М. Горького «На дне»

В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее. Писатель стремился найти выход из тупиковой ситуации, пытался провозгласить идею свободного выбора человеком своего будущего. Проблемы, поднятые автором пьесы «На дне», носят общечеловеческий характер. Самое главное — это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения — проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы — вера писателя в Человека.

«Мрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне»»

Пьеса А.М.Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти 20-летних наблюдений над миром “бывших людей”. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и “сирых”: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны”. Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации о том, что “человек… звучит гордо”. Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж Лука. Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.

Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Эта фраза Горького была вынесена в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль. Точнее вопрос: что лучше истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.

Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя.

Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А как думаем мы?

Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.

Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. “Ложь религия рабов и хозяев. Правда бог свободного человека!” говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин положительный герой. Главное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.

Фактического ответа на вопрос автора: “Что лучше: истина или сострадание?” в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необходима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обитателям “дна”. Все же остальные клянут жизнь… и грешат, грешат, грешат. А человек живет надеждой.

Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука человек хитрый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.

Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства в раскрытии этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на “стариков с детства” и “юных, которые любят”. Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра герой первой легенды. Недаром его отец орел житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех: он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.

Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер “грезит” о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.

Источник

Как оказались в ночлежке герои на дне. М. Горький «На дне»: описание, герои, анализ пьесы

Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» — именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила — это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» — люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его — каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Образы персонажей пьесы

Писатель ввел в отечественную классику необыкновенно символичный облик босяка, рассказав о нем по-своему. Своды подземного обиталища приютили множество людей с разными характерами и социальным положением. В диалогах отображается индивидуальность каждого человека «на дне». Ночлежники стараются руководствоваться своими мечтами, которые делают их образы еще более трагичными.

Все обитатели имеют отдельные личностные качества, из-за которых у читателя возникает к ним сочувствие. Эти люди верят в идеализированное будущее, но поменять свое место в мире не способны. Именно здесь появляется тот самый персонаж, который полностью переворачивает устройство ночлежки — Лука.

Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть картинку Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Картинка про Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне

Герой характеризует утешительную силу, это образ, который пытается поменять жизнь людей. Он предлагает Пеплу заоблачную мечту о свободе и воле в Сибири, Актеру — подходящую лечебницу, Анне — награду на небесах за терпение. Практически каждый герой получает от него утешительные слова, но все они строятся на обмане.

Лука считает, что правда только ранит людей, мешает им двигаться дальше, поэтому нужно тешиться надеждами и искренне верить, что будет лучше, даже если это не так. Сам писатель подобные мысли отвергает и ставит напротив странника другого героя — Сатина, который готов спорить с Лукой и говорит словами самого Горького: ложь во спасение не способна помочь людям, она делает человека бессильным и слабым. Сатин предстает символом невероятного ума, но и сам по жизни не может вылезти «со дна».

Один из малочисленных женских персонажей — Настя, девушка, занимающаяся проституцией. Несмотря на все тяготы собственной жизни, она не впала в отчаянье, не ожесточилась на мир, не стала бездушной. Наоборот, она искренне мечтает, что встретит своего любимого. Однако в реальной действительности нет места светлым чувствам, все оценивается только бумажками, имеющими определенный номинал. Отказываясь трезво воспринимать происходящее, она выдумала себе времена, в которых у нее была большая и светлая любовь.

Барон тоже живет прошлым, как и Настя, но отличается оно тем, что имело место быть. Временами, вспоминая свое былое положение, герой не в силах сражаться с действительностью. Спасение от всего этого он нашел на дне стакана. Горький такими словами показал свое отношение к Барону: «В карете прошлого далеко не уедешь». И, действительно: стоит и не двигается «карета» персонажа, да и сам он не стремится что-либо сделать для изменения своей жизни.

Настоящее имя Актера читателю не известно. Когда-то он относился к творческой интеллигенции, а в настоящее время является просто кем-то. Безымянный человек. Каждое новое воспоминание о былой славе ярче предыдущего. Спасение от горькой действительности он также находит на дне стакана.

Анна — самый несчастный и трагичный персонаж. Она страдает больше всех: больна, и с каждым днем огонек ее жизни угасает. Эта героиня являет собой собирательный образ простой женщины начала ХХ века. Ее облик можно отнести к нейтральным, который характеризует общую массу ничем не примечательных людей: не приносящих зла, но и не олицетворяющих собой ничего светлого. Она абсолютно примирилась с действительностью, надеясь лишь, что обретет счастье в загробном мире.

Единственный, у кого еще не иссякла надежда вырваться со дна — это Клещ. Да, он разгневан на всех людей, иногда жестоко обходится со своей супругой Анной. Однако только он видит, что спасение от нынешней жизни кроется в утомительном, каторжном, но честном труде.

Герои пьесы «На дне»: таблица

геройкак оказался на «дне»характеристика героямечты
БубновВладел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.
НастяЖизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.
БаронБыл в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.
АлешкаВеселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый».Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце».
Васька ПепелЭто потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.Слабохарактерный, влюбленный человек.Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.
АктерОпустился на дно из-за пьянства.Цитирует частоМечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.
ЛукаЭто загадочный странник. О нем известно не много.Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их.Мечтает помочь всем нуждающимся.
СатинУбил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму.Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение.Мечтает донести до людей свою философию.

Анализ произведения

Писатель долго думал над названием своей пьесы, постоянно меняя его. Одно время это была «Ночлежка». Однако в итоге придумал новое: «На дне». Название полностью отражает суть пьесы. История о людях, которые упали на самый низ и не в силах подняться обратно, униженные и оскорбленные жизнью образы русской литературы.

Благодаря невероятному таланту, Горький сумел создать страшную из-за своей реалистичности картину мира того времени, людей, отверженных обществом. Беспощадная, но правдивая реальность показывает ночлежку, которой заведуют супружеская пара — Костылев и Василиса Карповна. В этом пристанище собраны разные типы личности, каждый наделен отдельной историей, своими характерами и социальным положением в прошлом, например:

Таких персонажей в пьесе очень много, каждый искренне старается верить, что когда-нибудь получится вернуть свою жизнь в прежнее русло. Их существование крутится сейчас вокруг подвала, той самой ночлежки, где люди перестают быть собой и постепенно сдаются.

Максим Горький старается особо сильно не расписывать своих персонажей, не затрагивает биографию, а просто приводит минимум черт, которые отлично раскрывают всю атмосферу произведения.

Человек, обитающий «на дне», выброшен из жизненного устройства и социального порядка. Общество того времени автор описывает, как сломанный механизм, способный погубить жизни. Одна ошибка может стоить человеку погружения «на дно». Изуродованные условиями своего обитания, люди теряют надежду на спасение.

Страшное существование жителей ночлежки становится символом обездоленности. Однако некоторые до сих пор стараются биться за личностную стойкость. Темнота и угрюмость обиталища наполнена болью, но даже здесь звучат гордые слова о человеческом достоинстве, о невероятной силе человека.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел — представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении — это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть картинку Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Картинка про Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть картинку Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Картинка про Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.

Бывшие люди

Максим Горький часто наблюдал за людьми. Когда писатель был ребенком, ему удалось погрузиться в мир, наполненный всевозможными личностями. Также он видел и «дно» жизни, людей брошенных на произвол судьбы. Именно эти первые впечатления особенно сильно повлияли на его творчество. Поначалу автор хотел идеализировать «бывших людей», но в итоге переделал свою работу, перестав романтизировать образы персонажей, а показывая всю жестокость их обитания.

Пьеса Горького изображает ночлежку Костылева и лишенных всего жителей этого мрачного места. Общество сформировало официальную пропаганду о существовании ночлежки. Было решено, что туда попадают те, кто обязательно обладает какими-то пороками, люди, неспособные приспособиться к социальному устою. Автор же пытался доказать обратное: что даже в таком злачном месте, человек старается сохранить достоинство и то хорошее, что у него осталось:

Уже на основе таких фактов, читатель формирует вывод, что многие из этих людей не способны были сами провалиться «на дно». Если бы обстоятельства повернулись по-другому, каждый мог стать достойным членом общества. Судьба несчастных кроется только в неправильном отношении мира к людям тех времен.

Чем утешают себя герои?

Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Смотреть картинку Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Картинка про Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне. Фото Чем живут ночлежники материально и морально в пьесе на дне

Ночлежка и ее жители по пьесе М. Горького «На дне»

В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее. Писатель стремился найти выход из тупиковой ситуации, пытался провозгласить идею свободного выбора человеком своего будущего. Проблемы, поднятые автором пьесы «На дне», носят общечеловеческий характер. Самое главное — это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения — проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы — вера писателя в Человека.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек. Это звучит… гордо!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *