Чем живут современные подростки
Ответственность, амбициозность, индивидуализм: как изменились подростки за последние 30 лет?
Ученые Психологического института Российской академии образования опубликовали результаты исследования, в котором они сравнили современных подростков и их сверстников из 1989 года по целому ряду психологических характеристик.
Наиболее явные различия обнаружены в степени ответственности тех и других. Так, например, выяснилось, что нынешние школьники менее самостоятельны в своих действиях и решениях. Они привыкли опираться на взрослых и воспринимают свой нынешний возраст как основание для того, чтобы подольше не брать на себя ответственность.
Зато современные школьники более амбициозны и имеют не только многочисленные личные желания, но и планы. А их сверстники в 80-х годах прошлого века мечтали о будущем счастье «для всех» и в целом имели более коллективистские устремления.
Новые технологии и чрезмерная опека родителей
ФОТО : Кирилл Кухмарь/ТАСС
Под многими из этих выводов готовы подписаться современные психологи и педагоги. Особенно те, кто успел после института поработать в советской школе и до сих пор преподает. «Действительно инфантилизм подростков и опека родителей в 80-х годах была значительно меньше, чем сейчас, – сказал корреспонденту «МИР 24» учитель биологии с 38-летним стажем, заслуженный учитель города Москвы, почетный работник образования Евгений Бабенко. – В связи с развитием новых технологий ребенок все время находится на связи с родителями. Помимо мобильных телефонов и соцсетей, многие устанавливают на гаджеты приложения, которые позволяют наблюдать, где находится ребенок в каждый момент времени. И эта гиперопека родителей приводит к тому, что ребенок постоянно внутренне опирается на них. Он считает, что его все время отследят. Между тем, у ребенка есть свои потребности, которые он всячески пытается скрыть от своих родителей, поэтому он все время действует с оглядкой. У таких детей со значительным опозданием формируется чувство социальной ответственности».
По словам Евгения, воспитание в СССР действительно формировало, в первую очередь, коллективизм, а современное воспитание формирует, в первую очередь, индивидуализм. Беспокойство за других – будь то родители, друзья или члены команды – формируется в меньшей степени, чем за себя самого.
«Достигаторы» и все остальные
О том, в чем истоки такого различия и что еще изменилось в характере подростков, рассказали в интервью «МИР 24» детский, семейный психолог Оксана Суржина. «Разные исторические эпохи наложили отпечаток на формирование целых поколений, – говорит она. – Подростки 1989 года формировали идентичность еще при позднем социализме, когда культивировалась идея «раньше думать о Родине, а потом о себе». Родителям приходилось в буквальном смысле выживать, поэтому дети были более самостоятельными. Гимн того поколения: «Перемен требуют наши сердца!». К тому же в обществе наблюдалась большая тревожность: шла война в Афганистане, с падением Берлинской стены зашатался СССР, и в целом было много неопределенности и страхов. Вместе с открытием границ в страну хлынул сначала поток информации, а затем и наркотиков. Что уж и говорить, жизнь была интересной, все бурлило, зато появилась надежда, что человек в отдельности способен что-то изменить, что многое зависит от тебя самого».
Нынешние подростки – это дети тех самых подростков 80-х. По словам Оксаны Суржиной, многие родители пытаются дать своим чадам то, чего не получили сами: не только в материальном плане, но и в форме чрезмерного контроля, заботы. Семьи сконцентрированы на ребенке, отсюда эгоизм нового поколения: его представители считают, что их интересы – в приоритете. Как следствие, у них все чаще отмечаются неумение нести ответственность за свои поступки, отсутствие мотивации, апатия. И все это на фоне большого расслоения общества.
ФОТО : PA Wire/PA Images/ТАСС
«Официально ВОЗ объявила, что подростковым следует считать возраст с 10 до 27 лет. Ведь фактически лишь к этому времени у современных молодых людей реально наступает самостоятельность и независимость от родителей, – говорит психолог. – Такой длинный период – это требование времени, продиктованное необходимостью получения образования и тем, что усложнились все сферы жизни. Сдвиг границ между возрастными периодами произошел, среди прочего, из-за увеличения продолжительности жизни».
Современные подростки живут в основном онлайн. «Мало реального общения, практически нет самостоятельной жизни «во дворе», со своими законами и правилами. Как следствие – неумение решать конфликты самостоятельно, – говорит Оксана Суржина. – Меньше обязанностей и в семье, поскольку многие мамы имеют возможность не работать и заниматься воспитанием детей или работать удаленно из дома. Для 1989 года наличие няни или гувернантки было невозможным, сейчас же у детей часто нет времени побыть одним дома, быть самостоятельными».
Реальных друзей у подростков мало или нет совсем. Современные тинэйджеры находят друзей, общаются, влюбляются в интернете. Ценится не дружба, а количество лайков в Instagram. Жизнь напоказ: каждое мгновение жизни фиксируется и выкладывается в сеть. Влияние интернета на неокрепшую психику подростков трудно контролировать.
Впрочем, очевидно, что подростковая среда весьма неоднородна. Вот что говорит психолог, коуч Лилия Левицкая: «Современные подростки делятся на две группы. Первая – это малочисленная группа «достигаторов», которые очень много могут в свои 15 лет, готовы ставить цели и к ним идти. Но их, я думаю, не более 5 %. А вторая – огромная масса инфантильных и зависимых от гаджетов ребят».
Граждане мира
Еще одна особенность современных подростков, как говорит заслуженный учитель Евгений Бабенко, в том, что их с полным основанием можно назвать гражданами мира.
«Они свободно рассуждают о том, куда они поедут учиться после школы: в Швейцарию, Англию или во Францию и легко планируют, где еще они поучатся, если им не понравится их первый выбор, – говорит педагог. – Конечно, так себя ведут не все дети, а те, что учатся в продвинутых школах и у которых стоят высокие планки в образовании. А вот любознательности и любопытства у подростков было значительно больше в СССР. Информацию приходилось черпать из сторонних источников, добывать ее. А часто – и перепроверять на собственном опыте, подвергать сомнению. Сейчас же дети растут с ощущением, что они любой вопрос могут быстренько загуглить и тут же получить ответ. И глубокие, проверенные опытом знания обесцениваются. Общая информированность в 80-е годы была ниже, а любознательность детей выше. А сейчас поверхностная информированность выше, но страсть к постижению нового стремится к нулю. Это взаимосвязанные вещи».
Зато, по словам Евгения Бабенко, сейчас среди подростков очень велика свобода выражения собственного мнения. А при СССР ее было довольно мало. Это касается, в том числе, и сексуальной раскрепощенности. То, что для советских детей было строго табуировано, современные подростки обсуждают вполне свободно.
ФОТО : Владимир Гердо/ТАСС
Да и ценности современных подростков, как отмечает психолог Лилия Левицкая, очень далеки от тех, которые с детства внедрялись в головы советских подростков: «Раньше была определенная структура воспитания нравственности, а сейчас все сильно зависит от того, что вложили в их головы значимые взрослые, друзья и те, кого они считают кумирами. Кроме того, у них куда больше свободы, которой в большинстве случаев они не умеют распоряжаться, и эта свобода достаточно часто загоняет их в зависимость от чужого мнения и навязанных рекламой представлений об успехе».
Отличия есть – и это хорошо!
Но стоит ли однозначно негативно оценивать явную разницу между подростками 1980-х и подростками нынешними? Как считает психолог, психотерапевт Юрий Ионов, если и стоит, то далеко не всегда: «Многие, сравнивая поколения, находят нынешних подростков менее ответственными, более погружёнными в здесь и теперь, чем поколение подростков восьмидесятых. Но вместе с тем, нынешние обладают и большей амбициозностью и склонностью к большему уважению себя, ощущением своей ценности».
Изменилось общество – изменятся и дети, ведь они – его отражение, уверен психолог. Тем более что общество пережило и продолжает переживать колоссальные перемены и в технологиях, и в устройстве общества, и во взглядах на жизнь.
«Конечно, можно сравнивать людей тогда и сейчас по их ценностям, по отношению к окружающим, по тому, кто и что ставит во главу угла, чего боится, во что верит, к кому обращается с просьбой о помощи, – отмечает Юрий Ионов. – Но нужно помнить, что все общество качнулось к полюсу индивидуализма, выросла тревожность, неуверенность, а ответственность как раз и зиждется на уверенности. С другой стороны, положительное влияние тревожности в том, что она побуждает к защите от опасности. То же касается и информации: поскольку изменилась ее роль в обществе, мы стали гораздо больше тяготеть к ней, даже сходя с ума от её переизбытка и не умея отличать зёрна от плевел».
И все же, по мнению Юрия Ионова, изменения в характере, мировоззрении и поведении нынешних подростков, которые, несомненно, есть, вряд ли можно оценивать оппозицией «хуже-лучше». «Отличия, несомненно, есть, и это уже хорошо!», – считает психолог.
Чем живут современные подростки
Тех, кто родился после 2000-го года, называют центениалами. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих.
Новый сленг современных подростков
«Особые» слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и «чужим» было непонятно. И это нормально, уверяют психологи.
Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.
Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они «коверкают» язык. Сленг — нормальное явление. Просто объясните подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза «го в магаз» прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю «сорян» за несделанную домашку уже некорректно.
Прогрессивность и толерантность
Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают.
Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — «хранительница очага», мужчина — «добытчик»).
Современное воспитание подростков должно включать в себя уроки толерантности и искоренение гендерных стереотипов.
Клиповое мышление подростков
Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой.
Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.
За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в Instagram, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка. О том, как уменьшить риски, мы расскажем далее в статье.
Быстрый темп
Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи.
Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и Google. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google даст ответ за 0,65 секунды.
Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями.
По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.
Педагоги советуют внедрять в процесс образования интерактив, преподносить информацию кратко и по делу, чередовать форматы обучения. Лучший способ заставить современного подростка сфокусировать внимание — сделать так, чтобы ему было интересно.
Проблемы современных подростков
Период, когда ребёнок становится подростком, — один из самых сложных для родителей. У всех разные способы пережить это «смутное время». Перечислим распространённые проблемы и попробуем найти решение.
Сложности с общением в реальной жизни
Зависимостью современных подростков от соцсетей обеспокоены родители во всём мире. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам тяжелее знакомиться и устанавливать близкий контакт в реальной жизни. Виртуальное общение полностью поглощает и кажется более привлекательным, чем реальное.
Само по себе виртуальное общение — это здорово. Можно знакомиться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и находить друзей в других городах. Но для успешной социализации подростка разговоров в мессенджерах недостаточно. Чтобы влиться в социум и построить успешную карьеру в будущем, нужно уметь общаться в реальной жизни.
Решение
Не пытайтесь заблокировать доступ ребёнка к социальным сетям и запретить ему переписываться. Подросток будет злиться и считать взрослых врагами. Так вы рискуете нарушить самое важное — контакт между вами и вашим ребёнком.
Вместо этого показывайте подростку, как можно устанавливать социальные контакты в реальной жизни:
Крутые и интересные мероприятия со сверстниками помогают подростку влиться в среду и почувствовать себя частью социума. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мы регулярно устраиваем выезды и встречи, где ребята со всех уголков мира знакомятся, общаются и взаимодействуют в рамках мероприятий.
Невнимательность
Современные дети на «ты» с технологиями. Но бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребёнка превращается в калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.
Результатом может стать рассеянное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. Подростку в наше время становится трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать приблизительное время чтения материала. Если текст длинный, то принято либо упоминать в самом начале, что это «лонгрид», либо извиняться за «много букв». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клипового мышления.
Клиповое мышление делает современного подростка уязвимым к различным манипуляциям и ангажированному влиянию. Примером может стать бесчисленная реклама, видеоролики, эмоциональные статьи на остросоциальные темы, политическая повестка.
Решение
Потеря мотивации учиться
Современные подростки подвержены влиянию культуры: сегодня предполагается, что успех должен последовать мгновенно. Всё чаще в мировоззрении современных подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами становятся без диплома. Набирают популярность бестселлеры про стартапы и бизнес, где в пример приводится Стив Джобс, бросивший престижный колледж, или Билл Гейтс, которого отчислили из Гарварда.
Это внушает восприимчивым подросткам ложные иллюзии. По данным опросов «Левада-центра», 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учёбе самой серьёзной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учёба в школе необходима для будущей успешной карьеры.
Что делать, если у подростка отсутствует мотивация учиться?
Решение
Наш мозг привык отсеивать информацию, которая кажется ему ненужной. Поэтому учёба в первую очередь должна быть интересной для подростка. Если ребёнок мучается с абстрактными задачами по математике и не понимает, зачем они ему нужны, — мотивации не будет. Ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
Если подростку неинтересно в средней школе, попробуйте более персонализированные форматы обучения. Например, семейное образование. В России легально учиться вне школы.
«А что, так можно было?» — история хоумскулинга семьи Фомичевых →
Не забывайте хвалить за успехи. Подбадривание и награда — мощные мотивирующие факторы, которые могут значительно повлиять на учёбу.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученикам и родителям помогает штатный психолог. Если ваш ребёнок испытывает трудности переходного периода, он сможет получить бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения. А родители на консультации со специалистом смогут задать любые вопросы про современных подростков.
Кроме того, в нашей онлайн-школе с мотивацией работают персональные наставники. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник первым делом выясняет причины на видеовстрече с ребёнком и даёт советы, как можно исправить ситуацию. Наставники выстраивают с детьми доверительные отношения, и порой между ними завязывается настоящая дружба. Он всегда выслушает и поддержит в трудную минуту, поможет поверить в свои силы и вселит надежду в будущее у любого подростка.
Резюме
Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не означает, что они хуже или лучше. Просто другие. Проблемы и особенности современных подростков нужно учитывать при воспитании нового поколения.
С современным подростком стоит познакомиться как с самостоятельной личностью, с человеком, который пока ещё остро нуждается в нас, но всячески старается не подавать вида. Ребёнку, который уже, возможно, выше вас ростом, точно так же нужна забота, внимание и поддержка, как и едва вставшему на ноги малышу.
Чем живут современные подростки
О консервативных родителях и прогрессивных подростках:
Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им — от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства — явление неизученное.
Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» — говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие — эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:
Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.
Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.
О свободе
Все российские школьники — дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми. Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях — одна из их важнейших ценностей. И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.
При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь — сахар. Мем «жизнь — боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, — им бы этого не хотелось. Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых.
Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.
Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию. Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников». И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого.
В современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность — это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них — не просто игрушка, а образ жизни.
Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка — моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора. Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал). Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных.
Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.
О консервативном обществе
В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку. А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой. Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо.
Эта проблема (а для многих детей она серьезна) — следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.
Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще — внутри даже одной моей школы — возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» — не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос. Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога. Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы.
Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.
Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность — другое пагубное следствие консервативного общества. Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится. Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.
Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками. Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее. И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.
Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.
О неосознанности взрослых
Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит. А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет — мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права». Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет.
Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.
Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой. Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем — ты же не можешь победить время. Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.
Мне остается только сочувствовать таким детям. Ну что ты будешь делать, когда в шестнадцать уже критически мыслишь, читаешь сложные книги и понимаешь что-то большое, а дома видишь утыкающихся в телевизор родителей с кучей комплексов и проблем, которые не замечают ни тебя, ни жизни? Может, уйдешь с головой в виртуальную реальность? Эскапизм в шестнадцать — что может быть грустнее.
Проблема неосознанности кажется следствием предыдущих двух — консервативности общества и коллективизма. Советская идеология высоко ценила уважение взрослых и не позволяла ставить этот догмат под сомнение. Возраст в народном понимании приравнивается к опыту, а опыт — к обладанию истиной, которое, в свою очередь, дает власть, возможность для манипуляции — чем и занимаются многие взрослые и большая часть учителей.
О будущем
В моих глазах нынешние школьники — интереснее и глубже своих родителей. В шестнадцать они читают битников, нон-фикшн и сложную классическую литературу вне программы, тогда как их родители в том же возрасте читали Жюля Верна и Конан Дойла. Это не значит, что они лучше, они просто шире, ведь Конан Дойла они тоже читают. Многие из них уже подрабатывают и могут найти себе работу по увлечениям. У подавляющего большинства индивидуальный музыкальный вкус.
Когда я учился в школе, разговоры о политике казались нам скучными, и они просто-напросто отсутствовали в дискурсе. За десять лет ситуация кардинально изменилась. Это не хорошо и не плохо, это данность. И мне кажется, этот протест — не просто банальный юношеский максимализм.
Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок.
Я учился в старшей школе в конце нулевых, во время расцвета «неформалов»: готы, эмо, кислотники, рокеры, скины и другие. Я сам носил широкие штаны и футболки на два размера больше, чтобы позлить завуча и математичку. Посмотрите на сегодняшних подростков. Они одеты… обычно. Их протест никак не выражается внешне. Им не нужен протест ради протеста, им есть чем заняться — хотя бы в социальных сетях. Они просто хотят отстоять свое право на анонимность, на свободы, зафиксированные в конституции (кстати, многие школьники знакомы с этим документом), на объективность и откровенность, они хотят получать честные ответы на вопросы. Мне кажется, они хотят не разрушать, они хотят защищать и созидать.
И я думаю, что подростки выходят на митинги не столько против власти, сколько за себя. Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок. Другой вопрос: кто поведет этот протестный импульс и в какую сторону.
В любом случае процесс сдерживания и насильственного закрепления традиций искусственен. Сегодня подростков учат смирению, но в итоге смириться придется тем, кто учит. И пусть их сколько угодно называют другими, в итоге все равно правда, какая бы она ни была, останется за ними, потому что именно они определят будущее.
Молодой учитель литературы Артем Новиченков