Чем жонглируют в цирке
Жонглирование
Жонглирование — вид циркового искусства. Одновременное умелое манипулирование несколькими объектами, такими как шары, пои, палки, булавы.
Содержание
История
Известные жонглёры
Классификация жонглирования
В этом типе жонглирования шары (булавы, кольца и др. предметы), в основном, подкидывают в воздух. Такое жонглирование может быть количественным, когда жонглёр работает с разным количеством предметов в воздухе (три, четыре, пять, семь и тд.), при этом — чем больше, тем лучше, или трюковым, когда жонглёр старается сделать как можно больше различных сочетаний жонглёрских трюков с одним и тем же количеством предметов.
В данном виде жонглирования два и более жонглёров перекидывают или перекладывают друг другу предметы в определённой последовательности.
Такое жонглирование представляет из себя выбрасывание в пол прыгающих мячиков. Тут, подобно классическому жонглированию, можно работать с разным количеством шаров и делать разнообразные трюки.
В контактном жонглировании шары (булавы) перекатывают по телу. Большую часть времени шар находится в контакте с телом жонглёра. Такое жонглирование можно разбить на два основных направления — это бодиролл и мультибол. В бодиролле жонглёр катает шар по всему телу. Самыми рабочими областями являются руки, плечи, голова и шея. Мультибол представляет из себя перекатывание нескольких шариков в ладошках жонглёра.
Такое жонглирование сочетает в себе элементы всех остальных типов жонглирования, а также театр и танец. Основной упор делается на свободу движения тела при взаимодействии с реквизитом.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Жонглирование» в других словарях:
жонглирование — я, ср. jongleur m. Действие по знач. гл. жонглировать. Жонглирование шарами. Жонглирование цитатами. БАС 1. Никто более жонглированию этой газеты не удивляется. Восход 1901 № 288. Лекс. Ож. 1952: жонгли/рование … Исторический словарь галлицизмов русского языка
жонглирование — манипулирование, жонгляж, эквилибристика, манипуляция Словарь русских синонимов. жонглирование сущ., кол во синонимов: 6 • жонгляж (1) • … Словарь синонимов
жонглирование — ЖОНГЛИРОВАТЬ, рую, руешь; несов., чем. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Жонглирование — перен.: ловкое, но не вполне честное пользование фактами, цитатами и произвольными данными в стремлении доказать отстаиваемое положение. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
жонглирование — žongliravimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Daugkartinis futbolo ar kitokio kamuolio smūgiavimas aukštyn (į viršų) kojomis arba galva. atitikmenys: angl. jugglery; juggling vok. Jonglieren, n rus. жонглирование … Sporto terminų žodynas
жонглирование — žongliravimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Miklūs judesiai rankomis su vienu (pvz., su stalo teniso rakete ir kamuoliuku) arba dviem kamuoliais. Žongliravimas yra parengiamasis fizinis pratimas technikos veiksmams, judesių … Sporto terminų žodynas
жонглирование — žongliravimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Svarsčio mėtymas ir gaudymas viena arba abiem rankomis; parengiamasis pratimas sunkiosios atletikos ir kitų sporto šakų pratybose jėgai ugdyti. Žongliravimas pratimai gali būti… … Sporto terminų žodynas
Жонглирование — Жонглёр на арене. ЖОНГЛИРОВАНИЕ, жанр циркового искусства, один из самых древних. Демонстрация умения подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов. Часто сочетается в выступлениях артистов с элементами других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Жонглирование — жанр циркового искусства; умение в определённом ритме бросать и ловить различные предметы (не менее трёх). Ж. существовало в Древнем Египте, Китае, Японии, Древней Греции и Риме. В период средневековья номера Ж. показывали бродячие… … Большая советская энциклопедия
Жонглирование — I ср. 1. процесс действия по гл. жонглировать I 2. Результат такого действия. II ср. разг. 1. процесс действия по гл. жонглировать II 2. Результат такого действия; жонгляж. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Жонглирование. Теория. Практика
Теория
Утверждать, что жонглирование — это последовательность бросков, все равно, что сказать, что музыка — это просто последовательность нот. Нельзя назвать это неправдой, но любой, хоть немного знакомый с музыкальной теорией, возмутится последним определением — столь поверхностным и недалеким.
Взгляните на 3 трюка (вообще их очень много) с 3 предметами (о цифрах в скобках чуть ниже)
Каскад («3»)
Круг («51»)
531 («531»)
Понятно? Мы зациклили сайтсвоп и под каждой цифрой указали руку которая выбрасывает мяч. Каждая цифра — какой-то бросок. Для более быстрого понимания, можно сказать, что они означают высоту, на которую выбрасывается мяч. Но это лишь следствие. Время разбивается на такты. Каждый такт совершается бросок. По четным тактам работает одна рука, по нечетным другая. Если рука(например правая) делает бросок 3, то этот мяч вновь будет свободен только через 3 такта. Все это время нам не нужно думать о нем. Но у нас есть еще мячи! После первого такта у нас должна быть задействована сначала левая рука, затем, после второго, правая. И, наконец, после третьего такта, наш мяч вернется, и мы должны выбросить его левой рукой.
Как нетрудно догадаться, все мячи с нечетными бросками должны ловиться другой рукой, а четные той же самой, которой был произведен бросок. И чем больше цифра, тем выше должен лететь мяч.
Более наглядная схема:
Бросок «0» в сайтсвопе, не является броском, так как это обозначение того, что мяча в руке нет. «1» — быстрый горизонтальный бросок из одной руки в другую. «2» — формально, это небольшое подбрасывание в руке, но на практике, мяч не выбрасывают, а просто держат в руке.
Среднее значение всех цифр сайтсвопа равно количеству мячей.
На симуляторе(java) можно посмотреть как будет выглядеть трюк, зная сайтсвоп.
Сайтсвоп задает только некоторый паттерн. На базе одного сайствопа можно придумать много трюков, изменяя броски и движения рук.
Хотя на вид они очень разные, но суть одна — все броски трехтактные и каждый мяч летит из одной руки в другую.
Теннис
Спираль
Миллс месс
Бостон месс
Переходы
Представим, что мы научились делать каскад(«3») и круг («51»). Разумеется, это обязательно нужно показать всем друзьям и знакомым! Но не торопитесь. Если показать сначала один трюк, остановиться, затем показать второй, то это будет не очень эффектно, по сравнению с плавным, почти незаметным переходом прямо в воздухе, не прекращая жонглирования. Тут-то вам и поможет нотация.
Проверим в симуляторе что получилось (я добавил переход с «51» снова на «3»: 515123333, так как сайтсвоп выполняется циклически и не должен нарушаться):
1-й переход:
2-й переход:
Практика
Мотивация
Пробуем
Для начала прошу запомнить, что если вы умеете делать вот так:
никогда не говорите, что умеете жонглировать двумя мячиками. Это не жонглирование. Сказать, что вы жонглируете двумя мячиками, можете только после того, как сделаете вот так:
Приступим. Вам понадобятся три предмета шарообразной формы. Для начала подойдут яблоки, мандарины, куриные яйца, картофель. Надолго их не хватит, но для пробы сойдет. Если понравится, то лучше наполнить теннисный мяч крупой или водой (шприцом), и отверстие заклеить. Еще лучше наполнить старый носок горохом, зашить и обтянуть возушным шаром.
Сроки обучения очень разные. Кто-то утверждает, что научился за полчаса, кто-то за месяц. Да и непонятно, что подразумевать под умением жонглировать? Осмелюсь предположить: в среднем, чтобы делать 10-20 бросков нужно несколько часов, для уверенного жонглирования несколько десятков часов.
Чем жонглируют в цирке
Жонглирование
Искусство жонглирования, то есть умение подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или различных предметов, было известно еще в древности. Изображения жонглеров сохранились на наскальных рисунках Бени-Хасанских гротов в Египте, нанесенных три с половиной тысячи лет до нашей эры. На некоторых древних гробницах Египта художник запечатлел двух женщин, которые, сидя на спинах двух других женщин, перебрасывались шарами. Римский историк Квинт Курций описывает выступление индуса-жонглера перед Александром Македонским (IV в. до н. э.) во время его похода в Индию.
В России при дворе царя Федора Иоанновича в 1634 г. жонглирование показывали скоморохи («метальники»). Иностранные жонглеры появились в России только в XVIII в.
Любой вид жонглирования подчиняется общему правилу: артисту необходимо иметь в поле зрения все предметы, находящиеся в воздухе, и мгновенно реагировать на малейшую неточность, малейшее отклонение предмета от заданной траектории полета. Во время репетиции жонглер иногда сотни раз должен нагнуться, чтобы под- пять упавшие предметы. И не один месяц или год пройдет, пока эти предметы станут послушны ему.
Приемы построения номера этого жанра различны. Одни исполнители ставят перед собой задачу демонстрировать высокую технику жонглирования, исполнять наиболее трудные трюки, добиваться умения подбрасывать и ловить одновременно большое количество предметов. Другие строят номер на необычном композиционном решении. Исполняемые ими трюки несложны, но реквизит оригинален и разнообразен.
Жонглирование как жанр делится на четыре разновидности: соло- жонглирование, групповое жонглирование, жонглирование на лошади, антипод.
Соло-жонглирование. Соло-жонглер выступает один на протяжении всего номера. Трюки, комбинации и реквизит- все специально подбирается для одного исполнителя. Наиболее распространенными предметами, которыми пользуются соло-жонглеры, являются палочки, мячи, шарики, булавы, факелы. С этими предметами легче всего строить трюковые комбинации.
Соло-жонглирование может исполняться в классическом стиле, в эксцентрическом, с элементами трансформации и в сочетании с акробатическими прыжками.
Довольно долго в выступлении соло-жонглеров был распространен так называемый салонный стиль. Артист появлялся на манеже во фраке или в визитке, с цилиндром и тростью, с сигарой в зубах и в белых перчатках. Эти аксессуары соответствовали образу светского кутилы и являлись обычно предметами жонглирования, утвердившимися в номерах подобного плана. Салонно-ресторанный налет в подаче номера, возникший под влиянием западных варьете, сохранялся некоторое время и у наших жонглеров как дань прошлому.
Позднее такие номера стали подаваться в эксцентрическом плане, подчеркивавшем ироническое отношение исполнителя к образу кутилы. Некоторое пристрастие к такой форме выступления оправдывалось реквизитом, дающим возможность для многих интересных комбинаций. Однако в настоящее время этот стиль подачи номера в цирке не встречается; редко используются в арсенале обширного жонглерского реквизита и цилиндры, перчатки, сигары и т. п.
А. Кисс
Групповое жонглирование. Для такого номера требуется не менее двух участников. Групповое жонглирование основано на приемах перекидки предметов друг другу.
Чем большее число исполнителей занято в номере, тем большее количество комбинаций перекидок предметов возникает на манеже. Обычно групповое жонглирование исполняется шестью-восемью артистами. В групповом жонглировании могут демонстрироваться и сольные элементы, которые являются как бы вставными фрагментами номера.
Наиболее распространенным реквизитом, которым пользуются артисты в групповом жонглировании, являются булавы. При броске артисты подкручивают булаву, заставляя ее делать одинарные или двойные обороты, а это создает более интересный рисунок траектории полета булав.
В групповой перекидке от жонглеров требуются точность расчета броска, мгновенная реакция на малейшие отклонения предметов от траектории полета и так называемое чувство партнера. Неточный бросок одного участника группы сразу же нарушает весь ритм перекидки, осложняет действия партнеров и может привести к срыву всей комбинации.
Четкая, уверенная и ритмичная перекидка всегда создает впечатление хорошо отрегулированного механизма, работающего без остановки и перебоев. Как правило, перекидки исполняются в быстром темпе, что увеличивает зрелищный эффект номера. Осуществляются перекидки предметов с большого и малого расстояний. Вариантов перекидок множество, многообразны и построения артистов при групповом жонглировании: двое против двоих, трое против троих, четверо располагаются крест-накрест, один против всех остальных или все, стоя в затылок друг другу, перебрасывают булавы через плечо к стоящему сзади.
Во многих номерах группового жонглирования демонстрируется финальный трюк с алюминиевыми тарелками. Стоя у входа на манеж, один из участников группы ловит тарелки, которые ему бросают одну за другой партнеры, стоящие на противоположной стороне манежа. Тарелки летят через весь манеж сплошным потоком и с такой скоростью, что артист едва успевает ловить их одной рукой и складывать на другую. Но именно этот очень высокий темп, в каком выполняли трюк артисты Н. Лихачев, В. Оскал-оол, Э. Аберт, и создает большой зрелищный эффект.
Жонглирование на лошади. Эта разновидность жанра довольно трудна, так как в данном случае жонглирование выполняется при постоянном перемещении точки опоры артиста.
В прошлом исполнитель этого номера был связан с группой дрессированных лошадей, поскольку в дореволюционном цирке конюшни дрессированных животных являлись частной собственностью. Поэтому их владелец стремился создать как можно больше конных номеров, в которых были бы заняты члены его семьи. К числу этих номеров относилось и жонглирование на лошади.
В процессе подготовки познается характер лошади и способность к данному виду работы.
Раньше для большей устойчивости жонглера применялось панно, в наши дни спину лошади покрывает чепрак.
Во время жонглирования артист стоит на лошади слегка согнув ноги в коленях. Такая поза помогает ему пассировать толчки, неизбежные при беге лошади.
Номер может исполняться и двумя артистами на двух лошадях, бегущих по кругу манежа друг за другом. Это дает возможность создавать новые трюковые комбинации, разнообразить номер. В таком выступлении демонстрируются и сольные трюки на каждой лошади, и перекидка между жонглером, стоящим на лошади, и находящимся на манеже и между жонглерами на разных лошадях и т. д.
Как видно из рисунков, уже древние антиподисты стремились разнообразить свои в общем-то довольно статичные номера оригинальными трюками.
И хотя с крупными предметами антиподисту работать легче, чем с мелкими, этот реквизит, надоев и зрителям и исполнителям, постепенно исчез с манежа. Новые предметы реквизита, такие, как шары, шестигранники, барабаны и т. п., позволяют артисту демонстрировать технически усложненные трюки антипода, расширяют творческие возможности исполнителя. Для разнообразия номера некоторые антиподисты жонглируют и руками.
Наиболее характерным для антиподистов всегда было сольное выступление. В 40-х гг. эту традицию нарушили артисты Микитюк, которые стали выступать группой на двух и на трех подушках одновременно (рис. 80). Сольные трюки в их номере чередовались с перекидкой предметов друг другу. Для выступления антиподистов как соло, так и группой характерен быстрый темп выполнения трюков.
Рис. 80
Некоторые элементы антипода иногда сочетаются с эквилибристикой. Например, стоя на голове, эквилибрист вращает ногами двухметровое древко. Более сложные трюки исполнялись Виолеттой Кисс. В стойке на одной руке на голове партнера (А. Кисс) она другой рукой крутила кольцо и одновременно вращала ногами древко. Другой трюк: стоя на голове партнера на руках (узкоручка), В. Кисс балансировала, подбрасывала и вращала ногами небольшой бочонок. Необходимо подчеркнуть, что такие трюки, когда артист не видит предметы, которыми оперирует, наиболее сложны в антиподе.
Совершенствование жанра жонглирования в советском цирке идет в основном по линии повышения исполнительской техники, увеличения количества бросаемых одновременно предметов и усложнения трюков. Различные средства выразительности, которыми располагает этот жанр, используются пока недостаточно. В наших программах редко встречается комическое жонглирование, которое могло бы разнообразить и сольные и групповые номера, выступление жонглеров на лошади, на проволоке и т. п.
К. Никольский
Достижения мастеров советского цирка в жонглировании показывают, сколь богаты возможности этого жанра. С каким интересом воспринимается, например, номер Т. Александровой, соединившей жонглирование с выступлением дрессированных собачек. Вот она балансирует на лбу спираль, на вершине которой сидит собачка и ловит ртом мячи, поочередно бросаемые артисткой вверх. Поймав мяч, четвероногая партнерша опускает его в воронку спирали, и мяч скатывается в руки жонглера. На подобных трюковых комбинациях, в которых собачки выступают в роли партнеров, построен весь этот оригинальный номер.
А как выразительно сочетается жонглирование с современными танцевальными ритмами, которое демонстрировала пластичная и подвижная М. Рубцова. Выполняя трюки жонглирования, она двигалась по манежу в легком танце.
Сейчас умельцы что только не подкидывают в воздух. Мячи, кольца, тарелки, палочки, булавы, цилиндры, бильярдные кии и даже канделябры. Предметы бросают вверх, отбивают об стенку, перебирают ногами и всем телом. В жонглировании ставят немыслимые рекорды. В 2010 году в парке Поттерс-филдс в Лондоне жонглер Мерлин Кадоган, задержав под водой дыхание, в течение 1 минуты 20 секунд жонглировал тремя предметами. А в Китае в этом же году американец Эрик Клекер жонглировал тремя предметами 5 минут 45 секунд, повиснув вниз головой. На сегодняшний день существует несколько сотен жонглерских клубов, созданы Международная ассоциация жонглеров и Всемирная Федерация Жонглирования. В рамках этого искусства проходят различные соревнования.
Однако в этом жанре есть и другие, менее известные направления. Некоторые их них являются самым настоящим видом спорта, другие имеют целью развлечь публику или собрать деньжат, или и то, и другое вместе. Остановимся на этом подробнее.
Итак, десятка необычных видов жонглирования:
1. Флейринг – жонглирование бутылками и стаканами при приготовлении коктейлей в работе бармена. Зародилось в Америке, с развитием питейной индустрии, для привлечения клиентов. Слово «flairing» состоит из двух частей: «flaire» – летящий, «ring» – круг.
В Россию флейринг пришел сравнительно недавно, но наши умельцы уже успели прославиться за рубежом. В ноябре 2003 года в Севилье прошел конкурс Международной ассоциации барменов, где московский бармен Александр Родоман завоевал 1-е место в этой номинации, обойдя американцев, англичан и итальянцев.
2. Жонглирование кендамой (перевод с японского: «кен» – «штырь», «тама» – «шар»). Кендама – это японская игрушка, состоящая из рукояти, похожей на молоток, двух чашек (лунок) и шара с отверстием, привязанного к рукояти веревкой. Задача игрока – так манипулировать шаром, поочередно перебрасывая его с лунки на лунку, чтобы насадить его на штырь. Думаете, это просто? Недавно в Японии вышла книга об игре в кендаму, где описывается порядка 30000 возможных комбинаций!
Турниры с кендамой проходят во всем мире, в том числе и в России, а в Японии, например, победа в таком соревновании сулит счастливцу не только признание в спорте, но и в карьере. Японские работодатели считают, что хорошо играющий в кендаму человек терпелив и стоек, а это для японского работника самое важное достоинство.
3. Жонглирование йо-йо и диаболо. Йо-йо – игрушка, состоящая из двух одинаковых дисков, соединенных осью, к которой крепится веревка. При броске веревка разматывается, и игрушка возвращается к игроку, за счет чего можно совершать разные манипуляции. Помимо классического «лупинга» с частыми бросками, можно выполнять трюки из серии «слип» – когда игрушка вращается на конце размотанной веревки.
Диаболо похоже на йо-йо, только гораздо больше размером, а веревка на нем закреплена палочками. Жонглер, как можно сильнее раскрутив игрушку, ловит ее на нить, заставляя диаболо скользить по ней. Со стороны это выглядит так, как будто диаболо перекатывается по всему телу жонглера, поэтому зрители, наблюдающие за игрой, часто восклицают: «Как? Как он это делает?»
4. Воллейклаб – это уже не просто жанр искусства, это командный вид спорта. Как видно из названия, воллейклаб объединяет в себе волейбол и жонглирование булавами, здесь вместо мяча через сетку перекидывается булава. Причем помимо общей булавы, каждый игрок имеет и свою.
Правила здесь такие. Чтобы поймать общую булаву, игрок подкидывает одну из своих булав и начинает жонглировать тремя булавами – двумя своими и одной общей. Далее он бросает общую булаву, продолжая держать две своих в руках. Жонглирует только тот игрок, в руках которого находится игровая булава. Так же как и в волейболе, до игровой булавы можно дотронуться не более трех раз, после этого ее надо перебросить через сетку.
5. Жонглирование гирями, или, как его еще называют, силовое жонглирование, тоже относится к спортивным дисциплинам, оно очень развито в нашей стране, родине былин о богатырях. Жонглировать можно одной или двумя гирями разного веса – 16, 24 или 32 кг, одному или с партнером, с открытыми или закрытыми глазами. Профессионалы советуют выполнять достаточно высокие броски, с полной амплитудой движений. При этом рядом с бросающим должно быть много свободного места, поэтому тренироваться и оттачивать мастерство лучше всего на улице, но помнить, что от частых ударов гири приходят в негодность. Для занятий в зале площадку для жонглирования лучше застелить двумя слоями гимнастических матов.
Осваивая силовое жонглирование, спортсмен укрепляет не только мышечную систему, но и силу запястий и пальцев, при этом улучшается координация движений, развивается ловкость и выносливость.
6. Не так известно боевое жонглирование, где каждый игрок имеет три булавы, но его задачей является не столько жонглировать своими, сколько выбить булаву противника. Во время этого необычного действа игроки перемещаются по полю, а подойдя к противнику, начинают так выстраивать схему жонглирования, чтобы одна из его булав упала на поле. Это очень сложно сделать, ведь умышленно касаться противника нельзя. Победителем игры является тот, кто последним остался на поле с полным набором булав, не обязательно своих.
7. Джогглинг – это жонглирование предметами на бегу. Сочетание слов «juggling» (жонглирование) и «jogging» (бег трусцой) образует слово «joggling» (джогглинг). Первым попробовал сочетать бег с жонглированием американец Билл Гидаз в 1979 году. А абсолютный рекорд в этой области принадлежит Оуэну Морсу. В 1988 году, жонглируя пятью предметами, британец пробежал 100 м за 13,8 секунды.
8. Для жонглирования можно использовать пои, что чаще всего используется в фаер-шоу. Пои представляют собой пару шариков либо фитилей на веревках или цепях, которые вращают, беря за другой конец веревки. Пойстеры обычно используют ярко окрашенные пои, во время уличных или цирковых шоу они создают в воздухе красивые фигуры – как просто геометрические конусы, так и целые огненные картины, такие, например, как крылья дракона.
9. Контактное жонглирование – это магия взаимодействия прозрачных шариков и человека. Во время этого красивого действа жонглер перекатывает шарик по всему телу, удерживая баланс, выглядит это так, как будто шарики парят в воздухе. Такой интересный эффект достигается за счет акрила, материала, из которого изготовлены шары: он прозрачный. Поэтому самого вращения шариков не видно – кажется, что они то зависают в воздухе, то воспаряют к небу, то перекатываются по телу и ладоням мастера.
Контактное жонглирование зародилось в 80-х годах XX века в Америке. Мастер сценических постановок Майкл Моушен собрал воедино разрозненные формы этого вида искусства, выработал общие принципы и идеи. Именно ему принадлежит идея преобразования циркового шоу в гипнотический концерт, получивший впоследствии признание во всем мире.
10. И, пожалуй, самым тяжелым видом жонглирования можно назвать органический вид. В него входят все виды жонглирования, а усложняется это еще и танцем.
Как видите, на сегодняшний день жонглер – это не только настоящий профессионал, умеющий манипулировать несколькими предметами одновременно, но и человек, превративший это занятие в спорт и даже в искусство.