Чем знаменателен в истории русской культуры 1564 год
Начало книгопечатания на Руси
1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного было выпущено первое печатное издание на Руси – изданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем «Апостол». Оба мастера вошли в историю как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на Руси. Техника печати, шрифт, верстка — все восхищает в этой книге.
1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного было выпущено первое печатное издание на Руси – изданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем «Апостол». Оба мастера вошли в историю как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на Руси. Оригинальная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, безупречно грамотный текст, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге.
Если в начале 50-х годов XVI в. по указу царя Ивана IV «…начали изыскивать мастерство печатных дел…», то в начале 60-х царь «повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело». Издание такой солидной книги, как Апостол, требовало большой предварительной работы. Поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они «начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. Окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…».
Напомним, что это было за время. Иван Федоров трудился над «Апостолом» как раз тогда, когда на Красной площади возводился знаменитый Собор Василия Блаженного великими архитекторами Бармой и Постником. Велось большое строительство в Москве мастерами из Владимира, из Пскова, из-за границы, расписывался Благовещенский собор Кремля. Это годы, когда Русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний. Широко строились церкви в Москве и присоединенных восточных областях, особенно в Казани и ее окрестностях. Открывшиеся церкви надо было снабжать богослужебными книгами, но, говорит автор, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому, когда Иван Грозный узнал об этом, он решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались. Иван IV, по свидетельству Федорова, не жалея давал деньга из казны своим «делателям».
Что же касается качества, то это одно из лучших произведений своего времени. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса. Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. Нет многочисленных форм литеры «о», устранены широкие «е» и «с». Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.
К сожалению, вскоре Ивану Федорову пришлось покинуть Москву. В послесловии ко второму «Апостолу», он напишет о причинах отъезда: «. от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово. Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».
В1569 году Иван Федоров переехал во Львов. Здесь первопечатник оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Он получил помощь от образованных, хотя и небогатых священников и горожан. В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет своими содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником
И еще одно свидетельство уважения к памяти первопечатника: в 2009 году Русской православной старообрядческой церковью Иван Федоров был причислен к лику святых, как «Святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник». День его памяти 5 декабря по старому стилю.
Самостоятельная работа «Культура XVI века». 1.Чем знаменателен в истории русской культуры 1564 год?
1) началом книгопечатания
2) постройкой Успенского собора Московского Кремля
3) изготовлением Царь-пушки
4) возведением церкви Вознесения в Коломенском
2. Дионисий получил известность как
1) зодчий 2) «литейных дел мастер» 3) писатель 4) иконописец
3. «Государство без грозы, как конь без узды», — считал русский писатель-публицист XVI в., идеолог дворянства, изложивший в челобитных Ивану IV концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.
1) Федор Конь 2) Андрей Чохов 3) Иван Пересветов 4) Андрей Курбский
4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) возведение Успенского собора Московского Кремля
2) возведение храма Вознесения в Коломенском
3) создание Андреем Рублевым иконы «Троица»
4) издание первой печатной книги «Апостол»
5) изготовление Царь-пушки
5. Какие три новых явления из перечисленных характерны для культуры России XVI в.?
1) развитие иконописи
2) оформление теории «Москва — Третий Рим»
3) начало книгопечатания
4) развитие летописания
Рассмотрите изображение и решите задания 9-10.
9. Какие суждения об архитектурном сооружении, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Храм был возведен в честь взятия Казани.
2) Архитектор, построивший храм, — Аристотель Фиораванти.
3) Храм построен при великом князе Иване III.
4) Архитектурный стиль храма — нарышкинское барокко.
5) Храм находится в Москве
10. Какие из сооружений, представленных ниже, были построены в том же веке, что и указанный архитектурный памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти сооружения.
Истории вещей. Заглядываем в одну из первых русских печатных книг — «Апостол» Ивана Федорова
Первой точно датированной печатной русской книгой стал «Апостол», изданный в Москве дьяком Иваном Федоровым во второй половине XVI века. О том, что представляет собой этот фолиант, один из экземпляров которого хранится в музее-заповеднике «Коломенское», читайте в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Как на Руси начали печатать книги
«Апостол» не был первой книгой, напечатанной на Руси. Известны около десятка не имеющих выходных данных изданий, которые относят к 1550-м годам. Считается, что их мог выпустить приглашенный в Москву из Дании мастер Ганс Мессингейм, прозванный Бокбиндером (от латинского bokbyndere — «переплетчик»). В случае с «Апостолом» известны и имена создателей этого труда — Иван Федоров и его сподвижник Петр Тимофеев Мстиславец, и даты: они набирали лист за листом без малого год, с 19 апреля 1563-го по 1 марта 1564 года.
Перейти от рукописей к печати книг религиозного содержания потребовалось из-за стремительной экспансии Русского царства при Иване Грозном. Успешные походы на Казань и Астрахань привели к присоединению обширных территорий на востоке. На них стали появляться православные храмы, для которых остро требовалась богослужебная литература. Попытаться хоть как-то удовлетворить эту потребность можно было только при помощи печатного станка, изобретенного Иоганном Гуттенбергом еще в XV столетии.
Другим катализатором книгопечатания стала необходимость выверить религиозные тексты, за века хождения в рукописном виде обросшие ошибками, описками и региональными трактовками. Эта проблема сильно волновала набожного Грозного, который, как об этом говорит Иван Федоров в послесловии к «Апостолу» 1564 года, начал «помышляти како бы изложити печатныя книги… дабы впредь святыя книги изложилися праведне».
Впрочем, Грозный мог только мечтать об унификации религиозных книг. Этот процесс, запущенный через сто лет при патриархе Никоне, получил название книжной справы и привел к расколу Русской православной церкви.
Что такое «Апостол»
Книга представляет собой литургический сборник текстов из Нового Завета, рассказывающих о деяниях и посланиях святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. Такую компоновку придумал не Иван Федоров — рукописные варианты «Апостола» известны с XII века.
Как и Евангелие, этот сборник бытовал на Руси в двух основных вариантах — тексты располагались либо в хронологическом порядке повествования, либо в порядке чтений церковного календаря. Книга Ивана Федорова относится к первому варианту.
Полиграфическое оформление книги — расположение текста, использование лиственного орнамента, появление гравированного фронтисписа — стало образцом для последующих русских печатников.
Особенно интересно изображение апостола Луки в архитектурном интерьере: если основой для обрамляющей его арочной декорации была гравюра в одной из немецких Библий XVI века, то прототип евангелиста неизвестен. Принято считать, что это работа русского мастера.
Важная часть «Апостола» — колофон (послесловие), в котором содержатся сведения о целях издания, его печатниках, месте и времени создания. У анонимных русских книг 1550-х годов такого раздела еще не было.
Всего в «Апостоле» 267 листов или 534 страницы, на каждой странице — 25 строк. Формат — примерно 28 на 18 сантиметров, определить точнее не представляется возможным, поскольку все известные экземпляры первого «Апостола» обрезаны переплетчиками.
По оценкам специалистов, тираж издания составил около двух тысяч копий, из которых до наших дней дошло чуть более 50.
Что известно о первопечатнике Федорове
Точных сведений о дате, месте рождения и социальном происхождении Ивана Федорова нет. Считается, что он закончил Краковский университет: там в 1532 году ученой степени бакалавра был удостоен некий Johannes Theodori Moscus. Исследователи расшифровывают это имя как «Иван Федоров Москвитин», из чего делают вывод, что будущий первопечатник родился около 1510 года.
В послесловии к первому «Апостолу» он упоминается как дьякон церкви Николы Гостунского. Этот храм существовал в Московском Кремле с конца XV века до 1817 года. Затем его за одну ночь снесли, чтобы не мешал проведению парадов.
В Москве в 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец еще успели выпустить два издания «Часовника», после чего отправились в Великое княжество Литовское. По одной из версий, причиной их поспешного отъезда стало преследование со стороны переписчиков книг. Разгневанные переписчики, осознав, что у них отбирают хлеб, подожгли печатный двор, находившийся неподалеку от Никольских ворот.
Беглецы основали новую типографию в имении известного ревнителя православия гетмана Григория Ходкевича в Заблудове (сейчас этот город находится на территории Польши). Там они напечатали «Учительное Евангелие» (1569) и «Псалтырь с Часословцем» (1570).
После образования Речи Посполитой с его усиленной ролью католической церкви Федоров был вынужден переехать во Львов, где в 1574 году напечатал второе издание «Апостола» и первую русскую азбуку.
В 1576 году он обосновался в Остроге, вотчине князя Константина Острожского. Там он издал еще пять книг, в том числе знаменитую Острожскую Библию 1581 года — первое полное издание Библии на церковнославянском языке.
Московский первопечатник скончался во Львове 5 декабря 1583 года и был похоронен в местном Свято-Онуфриевском монастыре. За свою жизнь он успел выпустить тринадцать различных печатных изданий, первые четыре — совместно с Петром Мстиславцем.
До нас не дошло ни одного прижизненного изображения или описания внешности Ивана Федорова. Открытый в Москве в 1909 году у Китайгородской стены памятник первопечатнику работы скульптора Сергея Волнухина является обобщенным образом и никаких индивидуальных черт этого выдающегося человека не несет.
Что известно о Петре Мстиславце
Сведений о соратнике Ивана Федорова еще меньше. Вероятно, он родился в первой половине XVI века в Мстиславле, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского (теперь — Белоруссия). О его жизни до 1564 года, когда в Москве был напечатан «Апостол», достоверных сведений нет.
Расставшись с Федоровым, Мстиславец переехал в Вильну, где открыл свою типографию. В ней он напечатал три книги — «Евангелие» (1575), «Псалтырь» (1576) и «Часовник» (около 1574–1576). После 1577 года следы Мстиславца теряются.
Что известно об «Апостоле» из фондов музея-заповедника «Коломенское»
Раскол, последовавший за церковной реформой патриарха Никона в 1654 году, привел к появлению старообрядцев, которые были не согласны с нововведениями. В частности, они стремились сохранить дореформенные иконы и церковные книги. Во многом такие раритеты дошли до нас благодаря их стараниям. Не стал исключением и экземпляр «Апостола», который находится в музее-заповеднике «Коломенское».
Книга принадлежала ковровским купцам Першиным из деревни Ильина Гора Мало-Всегодичского прихода (сейчас — Вязниковский район Владимирской области). Першины занимались хлебной и рыбной торговлей, их суда ходили до низовьев Волги. Будучи беспоповцами Спасова согласия (нетовцами), они содержали молельню, а также организовали переплетную мастерскую. В семье поколениями собирали, хранили и реставрировали старинные книги и иконы.
В 1897–1898 годах из-за финансовых трудностей Першиным пришлось распродать в Москве большую часть своего книжного и иконописного собрания. Вероятно, тогда один из первых русских «Апостолов» и попал к кому-то из старообрядцев, живших в селе Коломенское. В 1962 году их потомки передали бесценную книгу в дар музею.
Этот день в истории: 1 марта 1564 года — день рождения русского книгопечатания
1 марта 1564 года на московском Печатном дворе была отпечатана книга «Апостол» — первое точно датируемое издание первой русской типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники.
Книга вышла по личному повелению Ивана Грозного, с благословления митрополита Макария, что придавало этому событию значительный государственный и духовный статус. Хотя, строго говоря, «Апостол» и не был первой книгой, напечатанной в Москве. Начиная с 1552 года царь, активно поощряемый митрополитом, ищет мастеров печатного дела для создания типографии. Именно в тот период на Москву приезжают несколько датских специалистов, а из Польши выписывается необходимое оборудование. Точно неизвестно, откуда в приложении к польскому печатному станку оказались нужные русские буквы, — тут историки спорят. Одни считают, что сама типография находилась в русских владениях тогдашней польско-литовской Унии, а другие полагают, что необходимый шрифт мог быть заказан специально в мастерских той же Дании или Голландии.
Как бы то ни было, за 10 лет до появления на свет «Апостола» на Руси выходили различные «анонимные» издания в неизвестном количестве (известно о семи). Местоположение типографии, выпускающей «доапостольские» издания также точно не установлено, как неизвестно и то, кто именно ей руководил. Здесь опять дискуссия: то ли это были датчане, то ли новгородские мастера, а может быть, проект был совместным. Но определенно работа велась, и она привела к уже точно известному результату — в 1563 году Иван IV именным указом учредил на Москве Печатный Двор, выделив ему значительное казенное финансирование. С этого момента, к счастью для историков, началось чиновное документальное сопровождение деятельности казенного типографского ведомства. Благодаря чему точно известно, что работа над «Апостолом» началась 19 апреля 1563 года под руководством Ивана Федорова и его помощника Петра Мстиславца.
Известно также, что к этому времени всю подготовительную работу уже можно было осуществлять на месте — при Печатном дворе имелась вся необходимая инфраструктура, где отливались нужные шрифты, а также изготавливалось и монтировалось оборудование. Эта работа заняла более полугода, но не менее продолжительной оказалась и подготовка самого текста. Редактура проходила под личным контролем митрополита Макария, а по некоторым сведениям — в ней принимал участие и сам царь Иван, который для своего времени считался весьма образованным человеком.
1 марта 1564 года первая официальная русская книга вышла в свет. «Апостол» превосходил предыдущие неофициальные «анонимные» издания как по качеству самого слога изложения, так и по качеству полиграфического исполнения. Выбор самого текста был вовсе не случаен — книга являлась официальным учебником для духовенства, так как в ней догматично закреплены первые толкования Святого Писания от учеников Христа. С появлением этой книги стало ясно, что книгопечатанье в стране уже точно есть, и есть образец на который должна равняться новорожденная отрасль. В этом смысле вторая книга Федорова и Мстиславца этому полностью соответствовала — изданный в 1565 году «Часовник», содержащий сборник молитв, также являлся учебным пособием для духовенства.
Столь блестящее начало, как это часто случается в нашем Отечестве, дорого обошлось самому начинателю — на Ивана Федорова начались гонения. И тут опять — нет точных данных о том, что же именно послужило причиной его отъезда из Москвы. По одной версии — главными притеснителями первопечатников стали переписчики книг, которых распространение типографского дела попросту лишало куска хлеба. Они несколько раз поджигали типографию Федорова, заставив его в конце концов уехать в Литву. Однако большинство историков считает эту версию несостоятельной, поскольку сама работа типографии с отъездом первопечатника вовсе не прекратилась. Под руководством ученика Федорова — Андроника Невежы —Московский Печатный двор с 1568 года продолжал активную издательскую деятельность. При этом книги печатались под покровительством и с благословения митрополитов Макария и Афанасия.
Так или иначе, но Федоров вынужден покинуть Москву, отправившись в Великое княжество Литовское. Сначала он основывает типографию в Заблудове, где издает «Учительное евангелие» (1568) и «Псалтырь с Часословцем» (1570). К этому времени первопечатник оказывается на территории новой страны — Речи Посполитой, что дает ему возможность перебраться во Львов, где появляется на свет второе издание «Апостола» (1574). Под именем Иван Федоров-Москвитин русский просветитель обретает европейскую известность, и магнат Константин Острожский приглашает его к себе в город Острог. Князь предлагает Федорову стать настоятелем и управителем Дерманского Свято-Троицкого Монастыря и организовать при нем типографское дело. Здесь Федоров издает, пожалуй, главный труд всей своей жизни — Острожскую Библию (1581). Это первое известное завершенное издание Библии на церковнославянском языке.
Андрей Седов, обозреватель EADaily
Проверочная работа «Культура Руси 15-16 век»
Проверочная работа Культура Руси 15-16 век.
1. Чем знаменателен в истории русской культуры 1564 год?
1) началом книгопечатания
2) постройкой Грановитой палаты в Москве
3) изготовлением Царь-пушки
4) возведением церкви Вознесения в Коломенском.
2. «Государство без грозы, как конь без узды», — считал русский писатель-публицист XVI в., идеолог дворянства, изложивший в челобитных Ивану IV концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.
3. Запишите термин, о котором идет речь.
В деревянном и каменном зодчестве XVI-XVIII вв. завершение построек в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды.
4. Какие из представленных ниже памятников зодчества были созданы в том же веке? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
5. Какие три сооружения из перечисленных были созданы в Москве в XV — начале XVI в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Грановитая палата
3) Дмитриевский собор
4) Благовещенский собор
5) Архангельский собор
6) церковь Спаса на Нередице.
6. Установите соответствие между историческими деятелями и их деятельностью.
А) Пьетро Антонио Солари
Б) Аристотель Фиораванти
1) возведение первого Московского Кремля
2) строительство Грановитой штаты в Кремле 3) возведение Успенского собора в Москве
4) строительство Архангельского собора в Москве
5) возведение колокольни «Иван Великий»
6) строительство Благовещенского собора в Москве
7. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Постройка этой церкви относится к XV в.
2) Это одна из первых каменных церквей, построенных в шатровом стиле.
3) Церковь была воздвигнута в честь взятия Казани.
4) Церковь построили Барма и Постник.
5) Эта церковь была выстроена в подмосковской резиденции князя Коломенском.
8. Какие из представленных ниже исторических деятелей имели прямое отношение к созданию данного храма? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
9. Какие суждения об архитектурном сооружении, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) храм был построен по указу Ивана III
2) архитектурный стиль постройки — крестово-купольный
3) храм был построен в честь взятия Казани
4) архитектором, построившим храм, был Аристотель Фиораванти
5) храм находится в Москве на Красной площади
10. Какие из памятников архитектуры, представленных ниже, построены в том же веке, что и указанный храм? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти архитектурные памятники.
11. Фрески в Ферапонтовом, Белозерском монастырях, в Успенском соборе Московского Кремля создал
1) Аристотель Фиораванти 2) Феофан Грек 3) Дионисий 4) Симон Ушаков
12. Покровский собор на Рву, известный как собор Василия Блаженного, был создан
1) Бармой и Постником
2) Аристотелем Фиораванти и Марко Руффо
3) Феофаном Греком и Андреем Рублёвым
4) Симеоном Полоцким и Симоном Ушаковым
13. Автором «Домостроя» является
1) Максим Грек 2) Андрей Курбский 3) священник Сильвестр 4) Авраамий Палицын
14. Изучите предлагаемое Вам изображение и ответьте на вопросы:
1) Какие исторические события легли в основу картины:
2) В каком веке происходили события, изображенные на картине?
3) Кто выступал противником русских воинов в этой битве?
4) В чье правление происходили события, изображенные на картине?
5) Какое прозвище закрепилось за этим правителем?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-200878
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.