Фэнтези фантастика отличие в чем
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Фантастика и фэнтези — два огромных направления, в рамках которых увидело свет множество самых разных книг. Однако до сих пор многие читатели путаются или спорят о терминологии. Фэнтези — часть фантастики? Что появилось первым? В чем разница между научной и остальной фантастикой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, что отличает жанр фэнтези и фантастику.
Ни для кого не секрет, что фантастика в своей основе содержит фантастическое допущение — прием, с помощью которого автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат.
Истории зарождения фантастики мы посвятили отдельный материал. Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.
Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, хронооперу, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую…
С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.
С другой стороны, фэнтези — самый что ни на есть поджанр фантастики. Просто исторически так сложилось, что его часто обособляют от остальной фантастики, и на то есть причины — например, то, что в рамках фэнтези тоже есть множество поджанров и направлений: эпическое, героическое, городское, детективное, юмористическое, технофэнтези.
Другой фактор обособления фэнтези — его высокий спрос среди читателей. Примечательно, что поклонники фантастики и фэнтези могут не пересекаться. Одни целенаправленно читают только про «магию и драконов», другим нужны звездолеты, роботы или новейшие научные изобретения. И отделять одно от другого просто удобно для всех. Впрочем, разумеется, немало читателей с удовольствием берутся за книги обоих направлений.
Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».
Впрочем, бывает и такое, что книгу можно занести в оба жанра. Действие книги может происходить, например, в космосе, но если в сюжете присутствует магия, то от фэнтези никуда не деться. И наоборот: мир, в котором отсутствует магия, но сам по себе он полностью вымышленный, все равно причисляется к фэнтези. И таких примеров очень много.
Но как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.
Нередко можно встретить мнение, что хорошая книга едва ли укладывается в рамки каких-то жанров. Многие авторы даже намеренно сочетают жанры, чтобы их истории получались по-настоящему запоминающимися, необычными и яркими. Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.
Чем отличается Фэнтези от Фантастики?
Начнём, пожалуй, с самых истоков зарождения искусства. Искусство это так или иначе переосмысление увиденного. В Древнем мире люди изображали на скалах мамонтов и себе подобных — то есть то, с чем они имели дело в реальном мире. Постепенно с зарождением цивилизации, появлением государств и развитием человечества в целом, начали появляться изображения нереалистичного. Египетские боги, греческие мифы и так далее. Зародилось то, что сегодня мы называем фантастикой.
На мой взгляд самое простое, не углублённое в суть, объяснение разницы между фэнтези и фантастикой — это допущение. Если мы говорим именно о научной фантастике, то от фэнтези её отличает допущение. Это могут быть научные прогнозы автора, причём им даже необязательно сбываться. Главное, чтобы они придерживались околонаучной тематики. И хоть как-то пытались объяснить нереалистичное с научной точки зрения. К примеру, в Мстителях 2012 года, создавая Левиафан, авторы действительно обдумывали, засчёт чего он может держаться в воздухе.
Фэнтези напротив, не пытается объяснить законы по которым существует выдуманный мир. Авторы просто ставят нас перед фактом существования волшебства, эльфов или чего-то подобного. Во «Властелине колец» мы наблюдаем за сказочным миром Средиземья и не задумываемся о том, как можно объяснить происходящее с научной точки зрения, в то же время в научно-фантастической «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика мы наблюдаем хоть и за нереалистичным и модернизированным, но привычном нам миром.
По сути, ответ на вопрос дан, но на самом деле мир фантастики гораздо сложнее и его нельзя однозначно делить на чёрное и белое. Например, «Звёздные войны» нельзя на 100% отнести ни к научной фантастике, ни к фэнтези. Действие саги происходит в вымышленном мире со своими законами, но при этом имеет научно-фантастический антураж: космические корабли, лазерные мечи и т. д.
Давайте для начала определимся, что и фэнтези, и научная фантастика являются всего лишь направлениями такого жанра как фантастика. К другим видам фантастики можно отнести фантасмагорию и даже фильмы ужасов. Я называю эти вещи направлениями, а не жанрами не случайно. Фантастику нельзя назвать жанром наравне с драмой, комедией или триллером. Фантастика является скорее способом донесения определённой идеи кинотворца.
Как я уже сказал ранее фантастика может принимать в себя любой жанр, в том числе и фэнтези. Одним из пионеров направления стал фильм «Уиллоу» 1988 года. Ему удалось собрать две номинации на оскар и пять на золотой глобус, но к сожалению кино провалилось в прокате. Массовому зрителю того времени не была интересна сказочная история о злой волшебнице и пророчестве. Хотя это кино до сих пор является одним из лучших представителей сказочного фэнтези, которое очень тонко передаёт замечательную историю, а помогает ей в этом отличный саундтрек. Этот фантастический, а в более узком рассмотрении фэнтезийный фильм является и приключением, и драмой, и боевиком.
Или взять к примеру фильм Лобстер 2015 года, который является одним из самых недооценённым кино. Массового зрителя от картины оттолкнул поверхностный взгляд на её концепцию. Сюжет фильма строится вокруг антиутопичного мира, в котором одиночество находится под строжайшим запретом. Людей без пары отправляют в специализированные отели и дают 45 дней на поиск второй половины. При неудаче одиночек превращают в животных на выбор и отправляют в лес. Ну вы поняли…
Именно таким фантастичным описанием фильм и оттолкнул от себя зрителя, посчитавшего, что это кино не для него. Но на самом деле картина является мощной критикой на современный мир, его устои и взгляды человека на романтические отношения. Кино высмеивает устаревшие устои, при которых человек обязательно должен находиться в отношениях и без них не может быть самодостаточным. Почему даже пытаясь завести отношения, люди должны следовать каким-то стандартам и правилам?
Обо всём этом говорит ФАНТАСТИЧЕСКИЙ фильм. Что в очередной раз доказывает глобальность разносторонность фантастики. Лобстер собрал в себя драму, мелодраму, комедию и триллер.
Смотрите хорошее кино и получайте от него удовольствие вне зависимости от жанра.