Фэнтези и фантастика разница жанров в чем
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Фантастика и фэнтези — два огромных направления, в рамках которых увидело свет множество самых разных книг. Однако до сих пор многие читатели путаются или спорят о терминологии. Фэнтези — часть фантастики? Что появилось первым? В чем разница между научной и остальной фантастикой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, что отличает жанр фэнтези и фантастику.
Ни для кого не секрет, что фантастика в своей основе содержит фантастическое допущение — прием, с помощью которого автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат.
Истории зарождения фантастики мы посвятили отдельный материал. Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.
Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, хронооперу, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую…
С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.
С другой стороны, фэнтези — самый что ни на есть поджанр фантастики. Просто исторически так сложилось, что его часто обособляют от остальной фантастики, и на то есть причины — например, то, что в рамках фэнтези тоже есть множество поджанров и направлений: эпическое, героическое, городское, детективное, юмористическое, технофэнтези.
Другой фактор обособления фэнтези — его высокий спрос среди читателей. Примечательно, что поклонники фантастики и фэнтези могут не пересекаться. Одни целенаправленно читают только про «магию и драконов», другим нужны звездолеты, роботы или новейшие научные изобретения. И отделять одно от другого просто удобно для всех. Впрочем, разумеется, немало читателей с удовольствием берутся за книги обоих направлений.
Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».
Впрочем, бывает и такое, что книгу можно занести в оба жанра. Действие книги может происходить, например, в космосе, но если в сюжете присутствует магия, то от фэнтези никуда не деться. И наоборот: мир, в котором отсутствует магия, но сам по себе он полностью вымышленный, все равно причисляется к фэнтези. И таких примеров очень много.
Но как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.
Нередко можно встретить мнение, что хорошая книга едва ли укладывается в рамки каких-то жанров. Многие авторы даже намеренно сочетают жанры, чтобы их истории получались по-настоящему запоминающимися, необычными и яркими. Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.
Как распознать фэнтези – основные черты жанра
Фэнтези как жанр появилось намного раньше, чем профессор Джон Р.Р. Толкин взялся за перо. Первым произведением в этом жанре часто называют старинный миф о Гильгамеше, однако и после него примеров хватало. Толкин же оказал значительное влияние на жанр, обозначил основные фэнтезийные черты, изучил и закрепил в своем творчестве основные особенности этого жанра.
Так в чём же заключаются основные отличия фэнтези от фантастики? Давайте разбираться вместе.
Наличие магии или иных сверхъестественных сил
Это жанрообразующая черта фэнтези. Волшебная сила, прорицание, способность перевоплощаться, наличие магических существ или тварей и многое другое. Вообще в этом пункте подойдет всё, что выходит за рамки обычного. Персонажи фэнтези вовсе не обязаны обладать какой-то особой сверхъестественной силой (например, «Песнь Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина), но возможность взаимодействия с магией должна существовать. Это же относится и к наличию эльфов, гномов, троллей, орков и прочих магических рас.
В фэнтезийных произведениях магия имеет четкие и логичные законы функционирования: набор конкретных заклинаний, перечень способностей у магического существа или свойств предмета. Магия тем и отличается от сказочных чудес, что является чем-то системным и предсказуемым.
Магия не обоснована научно
Отсутствие рационального объяснения происходящему во многом и отличает фэнтези от научной фантастики, в которой всё нестандартное подкрепляется солидной научной базой. А фэнтези в свою очередь дает автору большую свободу, не стесняя его в выборе сверхъестественных средств.
Действие происходит в вымышленном мире
Литературоведы называют придуманные миры вторичными. Это не обязательно иной, незнакомый нам мир, действие может происходить и на нашей планете. Авторы не указывают расположение своей вселенной относительно нашей: она может существовать как где-то во вселенной, так и быть параллельным. Во вторичном мире обычно соблюдаются элементарные законы природы: закон притяжения, существа дышат воздухом, у человека пара рук и пара ног и так далее. Однако автор может и самостоятельно придумать с нуля законы мироздания (например, серия «Плоский мир» Т. Пратчетта).
Авторские миры стилизуются под реальные исторические периоды, чаще всего под Средневековье. Однако это вовсе не обязательная черта: мир может существовать, например, в Древней Греции («Горой должен быть один» Г.Л. Олди), некоторые авторы даже перемещают своих героев в современность («Ночной дозор» С. Лукьяненко) и даже будущее («Чародей поневоле» К. Сташефф).
Герой должен пройти Путь
Или квест, на котором строится сюжет повествования. Путешествие может быть совершено в поисках магического предмета, человека или знания. По мере прохождения этого квеста герой получает ценные жизненные уроки, меняет свой характер и отношение к жизни, находит друзей, а иногда «принцессу/принца» и сокровища. Герой не возвращается из путешествия прежним. Многие авторы почему-то воспринимают необходимость «Пути» слишком буквально, поэтому в огромной массе фэнтези-произведений персонажи на протяжении всей истории куда-то едут. В силу квестовой основы фэнтези ставится отличным материалом для компьютерных игр («Сага о ведьмаке» А. Сапковского).
Противостояние Добра и Зла
Некоторые исследователи оспаривают принадлежность этого пункта к основным чертам фэнтези. Мол, границы жанра давно стёрты, писатели пытаются как можно меньшее соответствовать канонам классического повествования жанра, да всем уже надоело это зубодробильное клише. Но если присмотреться, из каждого современного фэнтези за очень редким исключением торчит старая как мир история о борьбе Ангела и Дьявола, Тьмы и Светы, Добра и Зла.
Текст: Катя Светлостражева
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чем отличается:: фантастика и фэнтези
Истоки и развитие фантастики
Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.
Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.
В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.
Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.
Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали «космической оперой».
Возникновение жанра фэнтези
Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.
Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.
Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.
Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.
Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.
Различие в описании законов мироустройства
В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.
Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.
Примером являются произведения поджанра «паропанк» («стимпанк»), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.
Добро и зло
В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.
В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.
Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть «не такими, как все».
Смешение жанров
Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.
Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко «Не время для драконов»).
А поджанр «научное фэнтези» является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»).
Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют ( романы С. Лукьяненко из цикла «Дозоры»).
Жанры фэнтези и фантастика: в чем разница, описание простыми словами
Многие современные подростки увлекаются фэнтези. Мир драконов и волшебников способен заинтересовать не только ребенка, но и взрослого. Споры о терминологии не утихают: фэнтези это фантастика? Если нет, то чем отличается фантастика от фэнтези простыми словами?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, чем отличаются эти интересные жанры, основанные на вымысле.
Фантастика: определение жанра
Чтобы объяснить отличие между фэнтези и фантастикой, для начала нужно рассказать о двух жанрах отдельно.
Фантастика описывает вещи, которые не могут произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат. Уходит корнями в античную мифологию, хотя легенды и сказки существовали во все времена и найти первоисточник будет затруднительно. Жанр пытается представить себе будущее, авторы XX века – Герберт Уэллс, Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов и другие.
Позже появилось разделение фантастики на виды:
Фэнтези: что за жанр
Что такое жанр фэнтези? Как вы уже поняли, он отпочковался от фантастики. Его главная особенность – использование мифологических и сказочных мотивов в современном виде.
Фэнтези переводится как «фантазия». Жанр оформился в XV веке. В наши дни его популярность возросла, появились подвиды:
Фэнтези и фантастика: в чем разница
Что такое фэнтези и фантастика? Те и другие произведения имеют сходство – они отличаются нарушением границ реальности, принятых условностей. Но, несмотря на родственность жанров, поклонники фантастики и фэнтези зачастую совершенно разные люди. Одним по вкусу только маги и драконы, другим – покорение космоса, новейшие роботы, миры будущего. Отделять жанры фантастика и фэнтези просто удобно для всех.
Фантастика и фэнтези имеют различие в привязке ко времени. Большинство фантастических произведений устремлены в будущее, и тесно связаны с научным прогрессом. Герои фэнтези, наоборот, возвращают нас в прошлое или даже увлекают в некие параллельные либо вымышленные вселенные, не пытаясь подвергнуть это научному осмыслению. Но от этого сюжет не становится менее захватывающим. Переживания героев находят живой отклик в сердцах читателей, в них также можно узнать себя. Книги фэнтези буквально переносят человека в свои волшебные миры.
Чем мистика отличается от фэнтези
Это произведения, в которых герои наделены сверхъестественными способностями, ощущают тонкие материи. Сюжеты опираются на распространенные в литературе случаи встречи с потусторонними силами, которые ученые не могут подтвердить или опровергнуть. Зачастую мистические сюжеты содержат элементы ужасов.
Чем отличается фэнтези? В его мире живет множество богов, драконов, эльфов, троллей. Чудеса являются нормой и действуют системно, как законы природы. Можно сказать, что события книги подаются более позитивно, в отличие от мистики. Даже когда речь идет о жестоких и кровопролитных временах средневековья. Часто произведения построены на основе архетипических сюжетов.
Чем фантастика отличается от научной фантастики
Очевидно, что первое понятие – более широкое, а второе представляет одно из его направлений. В категорию научной фантастики попадают книги о научном прогрессе, вариантах развития будущего. Авторами движет желание знать будущее человечества и предупредить о возможных опасностях.
Чем отличается фэнтези от научной фантастики
Как бы причудлив ни был сюжет научно-фантастического произведения, автор попытается его изложить с точки зрения разума. Авторы фэнтези даже не пытаются сделать попытку рационально объяснить происходящее в книге. Это вымышленная вселенная, где царят свои законы, которые принимаются на веру.
Фильмы фантастика или фэнтези
Фантастика как кино продолжает идею показать не реальные, а возможные события. В XXI веке жанр фильмов стал самым популярным и высокооплачиваемым. Классические примеры современных хитов – «Аватар», «Звёздные войны: Пробуждение Силы».
Мир фэнтези уже давно пленил миллионы читателей, а в последние годы приобрел и целую армию зрителей. Сюжеты, насыщенные волшебством, фантазиями можно особенно зрелищно экранизировать. Примеры фэнтези как жанр кино – фильмы саги «Властелин колец», «варкрафт», экранизации сказок – яркие примеры киношедевров.
Чем фантастика отличается от сказки
Сказки рассчитаны на детей и дают минимальное понимание мироустройства. В них может случиться любая чертовщина. В фэнтези как литературном жанре мир проработан детальнее, ведь его аудитория – это молодежь и взрослый читатель.
В чем разница между фантастикой и фэнтези
Научная фантастика — это литература, которая показывает представленный мир, нереальный с точки зрения читателя и основанный на фантастических допущениях в области науки.
Фэнтези-литература отличается от научной фантастики тем, что в ней происходят сверхъестественные явления и все необъяснимое объясняется магией. Оба эти жанра подпадают под понятие фантастика.
Существует еще поджанр «Космическая опера», который представляет собой нечто среднее между научной фантастикой и фэнтези. Лучший пример — «Звездные войны», действие в котором разворачиваются в будущем с помощью современных технологий, но магия там тоже существует. В таких произведениях есть элементы как научной фантастики, так и фэнтези.
Различия между научной фантастикой и фэнтези: подробно
Наиболее подходящие слова, иллюстрирующие различия между мирами двух этих жанров, были произнесены Станиславом Лемом: «Если герой летает на ковре-самолете, у нас есть фэнтези, а если он сидит на антигравитационном табурете, то научная фантастика».
Разницу между научной фантастикой и фэнтези легче всего наблюдать на примере технологических различий. Мир, представленный в фэнтези, напоминает средневековье, крестьяне в нем работают своими руками, лопатами и вилами, они не используют машины, потому что у них нет соответствующей техники.
Еще одно видимое технологическое различие — способ путешествовать, в произведениях жанра фэнтези герои большую часть времени передвигаются на лошадях, но они также часто вынуждены совершать долгие и трудные пешие походы. Возможны также и более необычные путешествия, например, полет на ковре-самолете.
В научно-фантастических романах путешествия происходят совершенно иначе. Космические корабли в книге Станислава Лема представляют собой тесные неудобные контейнеры, а в «Черных океанах» фантаста Дукая путешествия происходят с помощью комфортабельных, технологически продвинутых кораблей.
Несмотря на то, что технологии в фэнтези не очень развиты, в этом жанре есть иная сила. Это магия, считающаяся ересью и подавляемая инквизиторами. Такая литература, как правило, мифологична, в ней обычно присутствуют разные мифические существа: эльфы, ведьмы, гномы, драконы, маги. В фантастике за основу взята реальность, но при этом имеют место определенные допущения, например мутации, путешествия во времени и т. д.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что различий между жанрами больше, чем сходства. Хотя оба жанра относятся к фантастической литературе, между ними существует постоянный конфликт. Сторонники научной фантастики говорят, что у читателей фэнтези задача проще, потому что магия просто существует и ее не нужно понимать, а фанаты фэнтези смеются над утверждением, что научная фантастика лучше, потому что она говорит о будущем и науке.