Фэтбайк или горный велосипед что выбрать
Фэтбайк или горный велосипед. Что выбрать?
А Вы хотите велосипед внедорожник?
Немного истории происхождения фэтбайка.
В 1932 году американский журнал опубликовал статью и картинку байка с покрышками огромного размера. Люди не поверили, посчитали эту информацию розыгрышем.
Спустя почти 50 лет, американец Марк Грюнвальд воплотил данную идею в жизнь. Он создал велосипед с широкими шинами для езды по заснеженной Аляске. Удивительная модель велосипеда была названа Ш. Брауном достойнейшим изобретением столетия.
Байки очень популярны на Американском континенте и в Европе. На них ездят зимой и летом молодёжь, люди преклонного возраста.
На улице всё чаще встречаются велосипеды на толстых шинах. У всех вызывает любопытство вопрос – что же лучше фэтбайк или горный велосипед. Что выбрать?
Название фэтбайк состоит из двух английских слов. «Fat» –толстый, «bike» –велосипед. То есть, это модель с толстыми колёсами, которые значительно больше, чем у горного велосипеда.
Глядя на конструкцию данной модели, можно предположить, что данный велосипед является внедорожником. Это действительно так. Толстые шины помогают преодолеть непролазную грязь и заснеженные тропы.
Он с лёгкостью проедет по песку и распаханному полю, снегу и бездорожью.
Что собой представляет фэтбайк, чем отличается от горного велосипеда?
Проходимость фэтбайка и МТБ.
Горный велосипед, обутый в специальную резину для грязи, может проехать далеко не по всем дорогам. В тех местах, где он безнадёжно застрянет, фэтбайк будет чувствовать прекрасно.
Главный секрет этого чудо вездехода не в широких шинах, а в невысоком давлении внутри них. Не стоит опасаться, что колесо проколется. Этого не случиться, благодаря мощным покрышкам. Их размер доходит до 5,5 дюймов, а ширина обода до 10 см.
Размеры колес фэтбайков – такого же диаметра как и у горных велосипедов: 26″, 27,5″ и 29 дюймов. Но при выборе между фэтбайком и горным велосипедом, нужно учитывать стоимость покрышек. Тут явный минус у фэтбайка. Дешевых велошин для великов с широкими колесами не бывает. Их стоимость приравнивается к автомобильным и даже не самым бюджетным.
За счёт такой особенности строения, давление в колёсах может быть снижено с 2 до 0,5 атмосфер. Вес такого колеса доходит до 3 кг. Но многие производители нашли выход из данной ситуации. Чтобы облегчить вес, в ободе просверливают множество отверстий.
Если колёса фэтбайка накачать посильнее, то он становится обычным горным велосипедом, только немного тяжелее. Кроме шин, остальные детали у фэтбайка идентичны и взаимозаменяемы с горным байком.
Выбирая велосипед для прохождения сложных участков пути, по проходимости, фэтбайк превосходит горный велосипед.
Рассматривая общие характеристики можно выделить:
Амортизация
Впереди на фэтбайке стоит амортизатор, хотя это совсем необязательно. Ход у него очень мягкий даже с ригидной (жёсткой) вилкой. Самый дорогой велосипед с воздушным амортизатором не сравнится с этой моделью.
Непередаваемый комфорт во время передвижения является неоспоримым достоинством этого внедорожника. Особенно это чувствуется на дорогах, покрытых гравием, мелкими бугорками. Где горный велосипед начинает вибрировать, фэтбайк проходит мягко и без проблем. Но качественная, амортизационная вилка, сгладит все неровности и на MTB байке.
Ход у внедорожного велосипеда мягче, а езда на нём комфортнее. Но крутые подъёмы в гору на фэтбайке дадутся сложнее. Крутить такие колесища не так будет просто, чем на МТБ байке.
Внешний вид
Преимуществом фэтбайка можно считать его стильный облик. Вы не сможете проехать на фэтбайке по городской улице незаметно.
Современные горные велосипеды не выделяются своими большими колесами, но окрас у всех моделей двух, трех и четырехцветный, привлекающий взор прохожих и тех, кто смотрит на мир из окна автомобиля.
Удобство и скорость.
Возникает ощущение, что ездить на таком велосипеде сложно. Это не верно! Фэтбайк устойчив и очень надёжен. Езда на нём практически не отличается от горного байка. Единственный нюанс состоит в том, что разогнаться выше чем 30 км/час будет достаточно сложно.
Для быстрой езды лучше выбрать горный велосипед, он превосходит фэтбайк по маневренности и скорости. Если Вы предпочитаете экстремальный вид езды – МТБ позволят выполнить ряд трюков.
Производители решили и проблему скоростного режима. Появилась электрическая модель фэтбайка. Это такой же внедорожник, только оборудованный моторчиком. Аккумулятор располагается в багажнике или висит на раме, вместо фляжки.
Если аккумулятор разрядится, то электро фэтбайк превратится в обычный велосипед. Такая модель имеет очевидное преимущество, потому что может развивать высокую скорость. Если использовать энергию аккумулятора не постоянно, а при необходимости, то его заряда хватит более чем на 100 км.
Что же выбрать фэтбайк или горный велосипед – решать Вам. Подытожим и перечислим все критерии которыми Вы будете руководствоваться при выборе:
Выбирайте, взвешивайте все преимущества и недостатки, и поскорее приобщайтесь к вело культуре. Независимо, какому варианту Вы отдадите предпочтение – он принесет огромное удовольствие и Вам, и пользу Вашему здоровью.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Что лучше фэтбайк или горный: делаем правильный выбор
Что лучше фэтбайк или горный
Фэтбайком называют велосипедный транспорт с широкими колесами, отличающийся повышенным показателем проходимости. Название взято от английского слова, в переводе означающего «толстый велосипед». Чтобы понять, что лучше – фэтбайк или горный велосипед, предлагаем изучить все достоинства и недостатки велотранспорта с толстыми покрышками.
История появления
Развитие такого транспорта проходило двумя параллельными курсами, один из которых находился на Аляске, второй – в южной части Нью-Мексико.
Гонки Iditabike, происходившие на Аляске в 1987 г., подразумевали преодоление участниками зимней трассы для снегоходов протяженностью в 200 миль. Состояние ее поверхности представляло собой местами гладкий лед или рыхлый снег, встречались и проталины. Необычные по своей суровости условия вынудили велосипедистов задуматься об улучшении показателя проходимости велосипеда и применить колеса с двойными ободами.
Примерно в то же время Рей Молино, совершивший путешествие по дюнам, начал производить велосипедные обода шириной 8.2 см, оснащая их шинами на 3.5 дюйма. Марку Грюнвальду довелось увидеть такое колесо на выставке в 1999 г., после чего он привез образцы на Аляску и позднее стал применять термин fatbike.
Первая серийная модель фэтбайка – Pugsley. Выпустила ее в 2005 г. американская компания Surly Bikes, известная на то время благодаря широкой дистрибьютерской сети. Велосипед был оснащен колесами Large Marge, ширина которых составляла 6.5 см, и покрышками Endomorph в 3.7 дюйма.
Особенности устройства
Сравнивая фэтбайк и горный велотранспорт, можно увидеть разительное сходство – для изготовления фэтбайка пользуются аналогичным навесным оснащением: переключателями, кассетами и тормозными системами. Отличие фэтбайка – широкие покрышки, что подразумевает увеличенные размеры для обода и втулок, рамной конструкции и вилки, кареточного узла.
Руль на фэтбайке более широкий, благодаря чему управление транспортным средством становится проще, ведь на этом факторе сказывается и увеличенная ширина колес.
Как известно, горные велосипеды оснащены амортизатором вилочного типа, в то время как на большинстве фэтбайков устанавливают ригидную деталь, более жесткую, потому что частично функция амортизации выполняется широкими колесами с низким давлением в шинах.
Преимущества
Перечислим главные достоинства фэтбайков, отличающие их от горного велосипедного транспорта:
Недостатки
К их числу относятся:
Разновидности фэтбайков, критерии выбора
Учитывая конструкцию рамной части, наличие амортизирующих устройств и электрического привода, фэтбайки делят на определенные категории.
По типу рамы
Складная модель предпочитается теми, кто предполагает перевозку велосипеда на машине либо хранение его в ограниченном пространстве.
Классическая версия отличается жесткостью рамы, потому что не имеет возможности складываться. Зато она лучше переносит нагрузки.
По числу амортизаторов
Полное их отсутствие. На фэтбайке установлена жесткая вилка, колеса с низким давлением в шинах легко амортизируют неровные места.
С одной вилкой-амортизатором. Езда становится комфортней, вилка воспринимает на себя ударные воздействия при движении по бездорожью.
С двумя подвесами. Фэтбайк считается максимально управляемым и комофртным, задний амортизатор отвечает за маневренность.
По имеющемуся электрическому приводу
Есть фэтбайки с одним мотором, установленном на каком-нибудь колесе либо с центральным электродвигателем.
Во вторую группу входят полноприводные транспортные средства, оснащенные двумя двигателями (по одному на колесо).
Фэтбайк или горный: делаем окончательный выбор
Приобретая транспортное средство, необходимо решить, на каких участках местности предполагается его эксплуатация. Если в маршрут будут включены труднопроходимые трассы, покрытые песком или щебнем, рекомендуется купить фэтбайк. Для катания на асфальте или твердом грунтовом покрытии подойдет обычная горная модель.
Фэтбайк лучше зарекомендовал себя в зимний сезон, когда снег рыхлый и не сильно уплотненный. А вот по трассе с плотным снежным слоем подходит лучше стандартный велик с шипованной резиной.
На склонах с большими перепадами по высотам лучше использовать горную велосипедную технику, потому что она легче, чем фэтбайки.
Покупая велосипедный транспорт, внимательно изучите все его положительные качества и негативные стороны, и только после этого принимайте окончательное решение.
Фэтбайк – иметь иль не иметь?
Купите себе велосипед. Не пожалеете, если останетесь живы.
Всё чаще на улицах нашего города можно видеть людей, гордо рассекающих пространство на внушительного вида велосипедах, которые именуются фэтбайками. Их главная отличительная особенность – огромные колеса, словно взятые от мотоцикла или мопеда.
Историю происхождения фэтбайка легко погуглить, как и разновидности фэтбайков (да-да, у них тоже есть разные типы! Двухподвесы и хардтейлы, с жесткой или амортизационной передней вилкой, например..). Но помимо первичного удивления у человека зачастую возникает вопрос: «На фига?
В чём фишечка?». Учитывая, что фэтбайк стоит раза в полтора-два дороже обычного горного велосипеда, вопрос совершенно резонный. Постараюсь на него ответить.
Итак, допустим, ты любишь покататься с друзьями на велике по городу, пару раз выезжал «на природу» (например, у самарцев пользуется популярностью велорейды из Рождествено) и увидел однажды сие чудо-юдо со здоровенными колесами. Подошел, спросил, пощупал – понравилось, но цена… Стоит ли он того? Ответ один – стоит! Нужно лишь правильно задавать вопрос. И не один.
1. Где ты будешь гонять?
Если ты планируешь кататься по набережной, чтобы ветер нежно ласкал твою свежевыращенную бороду, попыхивая вейпом на ходу, то я тебя огорчу – зря стараешься, парниша (ну иль юная девица, такое тоже может быть). Для пафоса лучше брать растабайк, а на фэте сподручнее гонять по говнам или бордюрам (но без фанатизма).
Кстати, о говнах. На рекламных фото и видео зачастую вижу отважных людей, бодренько едущих по глубокому снегу, песку, дорожкам с валунами и прочему бездорожью. Так вот, если тебе дороги коленные суставы, шатуны, цепь и вся ходовая в целом, то не рассчитывай на легкую сверхпроходимость. В противном случае птица обломинго будет непрестанно кружить над твоей головой, гадя прямо на макушку. Широкие колеса фэтбайка лишь ПОВЫШАЮТ проходимость по сложным поверхностям (снег, песок, грунтовая дорога и проч.), но не более того. Моё первое знакомство с фэтом произошло в 2016 году на Ольхоне, когда я взял напрокат Norco Bigfoot и отмахал на нем около 40 км. от западного берега острова до восточного и обратно. На грунтовом спуске моя скорость достигала 45 км в час, и при этом я уверенно контролировал велосипед, хотя дорога была щедро присыпана пылью, песком и мелкими камешками. Большое пятно контакта с дорогой дает тебе бонусы при езде по бездорожью, но не сверхпроходимость, дружок.
На асфальте фэт ведет себя довольно бодро, только чувствуется бОльшая инерция при разгоне и торможении. Если качнуть шины до «каменного» состояния, то в городе можно ездить, не особо заморачиваясь.
2. Как ты будешь гонять?
Фэтбайк – это своего рода джип. Забудь о бодром, динамичном разгоне. Плавно и вдууумчивооо… На моем уже собственном фэте впереди всего одна звездочка, а сзади 7. И представьте себе – мне этого хватает! Для неспешной езды по городу и вылазок на природу этого вполне достаточно.
Теперь о печальном: вес. Это неизбежная расплата за те ништяки, которые тебе дарует фэт. Бюджетные модели весят около 20 кг. Те, что весят на 4-5 кг.меньше, стоят в 2 раза больше, как правило. И стоят дороже в основном не за счет всяких примочек типа гидравлических тормозов, крутых переключателей, а из-за более легкой рамы и колес, для чего используются продвинутые и дорогостоящие технологии (не забываем и про брэндовую накрутку). Маленькой ложкой мёда будет тот факт, что вес при езде особо не чувствуется. Он дает о себе знать при транспортировке вела вручную, особенно по лестнице…
Бабло побеждает зло – здесь эта фраза тоже верна… Бюджетный фэтбайк, который не развалится в первый сезон, обойдется тысяч в 30. Для ознакомления с этим типом велосипедов вполне достаточно. Хочешь полегче и пошустрее – готовь как минимум в 2 раза большую сумму.
Итог: фэтбайк – это особый тип велосипедов, имеющий свою философию, впрочем, как и другие типы великов. Он нравится далеко не всем, хотя почти на всех оказывает впечатление. Это не тот велосипед, с которого стоит начинать знакомство с велосипедами. Это результат осознанного выбора. Ведь мой выбор – это моя свобода.
Фэтбайк: плюсы и минусы
Рассмотрим плюсы и минусы фэтбайков, которые помогут правильно выбрать и приобрести качественный велосипед на толстых шинах.
История фэтбайков
В 1987 году гонка Iditabike, проходящая на Аляске, требовала от участников преодолеть 200 миль по зимним трассам для снегоходов. Поверхность трассы менялась от гладкого льда до рыхлого снега и проталин. Суровые условия заставили гонщиков задуматься о повышении проходимости велосипедов и использовать колёса со сдвоенными ободами.
В те же годы Рей Молино, после путешествия по песчаным дюнам на юге Нью-Мексико, запустил производство широких ободов на 82 мм, а также соответствующих шин на 3,5 дюйма. Марк Грюнвальд встретил эти широкие колёса на выставке Interbike в 1999 году и решил привезти их на Аляску, а впоследствие придумал термин fatbike.
Первым серийным фэтбайком считается модель Pugsley, выпущенная в 2005 году американским велосипедным брендом Surly Bikes и доступная через широкую дистрибьюторскую сеть. Он имел ободья Large Marge шириной 65 мм и шины Endomorph на 3,7 дюйма.
Устройство фэтбайка
На фэтбайках устанавливается более широкий руль, чтобы упростить управление, так как колёса увеличенного размера сказываются на управляемости.
В отличие от горных велосипедов, имеющих амортизационную вилку, большинство фэтбайков имеют ригидную (жёсткую) вилку, так как функцию амортизации частично выполняют широкие шины низкого давления.
Плюсы фэтбайков
Рассмотрим основные плюсы фэтбайков, которые отличают их от горных велосипедов:
● Мягкость хода. Покрышки содержат значительный объём воздуха, и являются своего рода амортизаторами, поглощая мелкие неровности, чего нет у стандартных моделей горных велосипедов. Это снижает вибрации на руле и повышает комфорт эксплуатации.
● Универсальность. Широкие колёса фэтбайка подходят не только для его использования по вязким и сыпучим поверхностям. При повышении давления в шинах до 20-25 PSI накат увеличивается, и фэтбайк катится по асфальту так же легко, как горный велосипед.
● Идеальный велосипед для зимы. Широкие шины хорошо катятся по снегу, проглатывая неровности на утрамбованных участках и успешно преодолевая рыхлый снег.
● Впечатляющий внешний вид. Благодаря широким покрышкам, фэтбайк напоминает мотоцикл и выделяется на фоне других велосипедов.
Минусы фэтбайков
Среди минусов фэтбайков, по сравнению с горными велосипедами, стоит отметить следующие:
● Большой вес. Толстые покрышки и камеры большого диаметра увеличивают вес колеса, который может достигать 4 кг. Стандартный вес фэтбайка находится в пределах от 15 до 21 кг.
● Сложнее разгоняется. Так как колёса фэтбайка более тяжёлые, их сложнее раскрутить, а следовательно, и разогнать сам велосипед.
● Сложнее поддерживать высокую скорость. Так как фэтбайк больше и тяжелее горного велосипеда, для движения на высокой скорости потребуется прилагать серьёзные усилия.
● Более высокая цена. Топовые качественные фэтбайки имеют лёгкую раму и качественные покрышки, их вес может быть даже меньше веса горного велосипеда. Но стоимость такого велосипеда чаще всего будет многократно выше стоимости бюджетного фэтбайка.
● Сложности с подбором комплектующих. В небольших городах бывает сложно купить необходимые комплектующие для фэтбайка, в этом случае придётся оформить заказ через Интернет и ждать доставки.
Виды фэтбайков и какой из них выбрать
В зависимости от конструкции рамы, наличия амортизаторов и электропривода, фэтбайки можно разделить на несколько категорий:
По типу рамы:
Складной фэтбайк. Подойдёт тем, кто планирует перевозить велосипед на автомобиле или хранить на небольшом балконе
● Классический фэтбайк. За счёт отсутствия механизма складывания рама более жёсткая и лучше выдерживает нагрузки.
По количеству амортизаторов:
● Без амортизаторов. Фэтбайк с жёсткой (ригидной) вилкой. Функцию амортизации выполняют широкие колёса низкого давления.
● С амортизационной вилкой. Больше комфорта при езде, вилка поглощает удары при езде по неровностям.
● С двумя амортизаторами (двухподвес). Максимально комфортный и управляемый фэтбайк. Задний амортизатор обеспечивает постоянный контакт заднего колеса с дорогой, повышая устойчивость при манёврах.
По наличию электропривода:
● Электро фэтбайки с одним двигателем, установленным в одном из колёс или с центральным мотором.
● Полноприводные электрические фэтбайки имеют двигатели в обоих колёсах.
Фэтбайк подходит для эксплуатации зимой по недостаточно плотному или рыхлому снегу, а на плотном снегу себя вполне комфортно чувствует обычный велосипед, но для преодоления ледяных участков его лучше оснастить шипованными покрышками.
Для горной местности со значительными перепадами высот лучше подходит горный велосипед, так как он легче фэтбайка.
Перед покупкой велосипеда тщательно взвесьте все плюсы и минусы фэтбайков, чтобы понять, какой вид велосипеда Вам больше подходит, и принять взвешенное решение. Надеемся, наша статья Вам в этом поможет.
Ты толстый! 5 фактов о фэтбайках, за которые любят и ненавидят эти велосипеды
Еще одна попытка изобрести велосипед заново. Между прочим, изображения прототипов велосипедов на широких колесах встречались еще в тридцатых годах XX века — так хотелось людям придумать что-то свежее для, казалось бы, очень традиционного и простого транспортного средства. Зачем? Ну как же! Что может быть лучше, чем бороздить на велике сугробы где-то вдали от существующих троп или покорить на двух колесах песчаный бархан? Сегодня говорим об одном из самых необычных типов серийных велосипедов — фэтбайке.
За что любят и ненавидят фэтбайки:
Вседорожный велосипед
Что такое фэтбайк по своей сути? Это тот же привычный велосипед — ригид, хардтейл, двухподвес, — но на очень широких покрышках. Ширина резины в 4—5 дюймов (10—12 сантиметров) дает просто невероятно большое пятно контакта колеса с поверхностью. Но это не единственная фишка фэтбайков. Эти покрышки можно накачивать совсем небольшим объемом воздуха — в отдельных случаях всего по 0,2 атмосферы. Для сравнения: давление в колесах горного велосипеда обычно составляет 3—4 атмосферы (по крайней мере так рекомендуют производители шин).
Мягкая, широкая резина с хорошим протектором — это то, что позволяет такому велосипеду ехать там, где ни один другой не проедет. Да на таких колесах — только вдумайтесь! — даже покоряли Южный полюс. Фэтбайк — это вездеход в мире велосипедов. И это самое главное его достоинство.
Тяжелый велосипед
А вот один из главных недостатков этого велосипеда — его вес. «Толстячка» создавали на основе «горников», которые также не могут похвастаться легковесностью. Прибавьте к этому увеличенные размеры вилки, рамы и колес. А как вам покрышки, каждая из которых весит где-то по килограмму?
Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.
Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).
Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.
Особенный велосипед
На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.
Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.
Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.