Ффп что это такое в косплее
Чем современный косплей отличается от старого доброго маскарада, и Почему он так популярен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История косплея
Как любая уважающая себя субкультура, косплей имеет и собственную историю. Изобретателями «игры костюмов» считают поклонников научной фантастики. В начале XX века этот жанр переживал свой расцвет: мир ожидал от науки настоящих чудес, и они действительно случились. Но еще задолго до первого полета в космос и изобретения компьютера люди бредили новыми технологиями и пытались приблизиться к счастливому техногенному будущему, предсказать его и описать. 30-50-е года прошлого века называют теперь «Золотым веком научной фантастики».
На одном из первых съездов любителей фантастики в Нью-Йорке, в 1939-м году, произошел случай, положивший начало новому фанатскому движению. Писатель Форрест Акерман появился перед единомышленниками в необычном костюме футуристического вида. По всей видимости, он изображал человека будущего. Идея понравилась, и в следующем году уже несколько любителей этого жанра приехали на встречу в костюмах. В 1956-м желающих принарядиться стало так много, что между ними впервые провели конкурс.
Первые косплееры, еще не зная, что через пару десятков лет их будут так называть, изображали героев научно-фантастических комиксов, фильмов и литературных произведений. Популярными персонажами тогда были пришельцы, космонавты и безумные, но гениальные ученые. Фанаты нового движения начали объединяться в тематические группы, общаться и делиться опытом.
В конце 1970-х свет увидели «Звездные войны». Мир фанатов научной фантастики вздрогнул. Теперь на конкурсах костюмов самыми популярными персонажами стали звездные рыцари и принцессы. Примерно в эти же годы в США впервые провели фестиваль Comic-Con, и мероприятие сразу же стало массовым.
Откуда такое странное название
Запад-Восток
Зародившись в США, новая субкультура достаточно быстро дошла до Японии. Именно здесь косплей приобрел тот вид, в котором мы его знаем сейчас: на смену героям фантастики пришли персонажи из фэнтези. Источником вдохновения теперь чаще всего служат комиксы, фильмы и видеоигры. Вернувшись в таком, обновленном варианте, а Америку, косплей стал восприниматься как японское изобретение.
Интересно, что сегодня направления «костюмированной игры» на западе и на востоке отличаются, но касается это не столько самих костюмов, сколько внутренних отношений косплееров. Японское движение, как считают знатоки, более требовательно и жестко. В стране восходящего солнца были случаи, когда человека травили за то, что он оскорбил любимого персонажа несоответствующей фигурой или некрасивым лицом.
В США же основы политкорректности настолько привычны, что обращать внимание на цвет кожи или комплекцию косплеера считается недопустимым. Каждый имеет право почувствовать себя феей, независимо от веса и возраста. Американские косплееры любят посоревноваться в своем искусстве, но при этом остаются очень дружелюбными друг к другу.
Дебет с кредитом
В начале движения косплееры соревновались не столько в актерстве, сколько в умении создать красивый и достоверный костюм из подручных материалов (есть у нас одна подходящая пословица, из чего можно смастерить конфетку). Сегодня, кстати, такой подход не теряет актуальности, однако не для всех. Есть прослойка «профессиональных» косплееров, с которыми работают целые бригады: швеи, костюмеры, гримеры и фотографы. Разумеется, стоит все это недешево, а результатом могут служить раскрученные аккаунты в соцсетях и продажа фотографий.
Впрочем, многие истинные фанаты этого движения считают, что экономическая подоплека только вредит движению в целом, ведь в погоне за конъюнктурой многие начинают делать ставку на то, что точно «проглотит» публика – эротичность нарядов и скандальность образа. Для настоящих же любителей косплея важен только сам образ. Они вкладывают в каждый костюм частичку своей души и делают это не для денег, а с целью перевоплотиться в любимого героя и слиться с ним, хотя бы и в виде игры.
Глядя на оживших героев аниме, как будто погружаешься в Яркий мир кавайных иллюстраций
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ффп что это такое в косплее
Записки косплеера ☆ Kyoya запись закреплена
Что такое закос?
Этим вопросом задается не один начинающий косплеер. Как правило, закосом считается незаконченный образ, так называемая «проба персонажа». Когда у вас уже есть парик и, скажем, линзы, а костюм пока не готов. Или когда хотите посмотреть, пойдет ли вам выбранный герой.
Некоторые называют закосом фотографии персонажа не в каноническом костюме. Например, в повседневной одежде, которую изображают на фан-артах. Хотя иногда это называют термином «original cosplay».
Я думаю, что у закосов нет строгих разграничений. Ведь изначально значение слова в русском языке совсем иное. По-английски же закос называю cosplay test или costest, что дословно переводится как «тест косплея».
То есть, автор закоса хочется делать косплей и пробует, чтобы понять, как лучше работать над образом. Но есть и другие цели.
— понять, подходит ли персонаж и стоит ли его косплеить;
— «протестировать» образ перед полноценным косплеем, выявить ошибки;
— побыть в образе любимого героя, если для полного косплея нет возможности/желания;
— расслабиться и хорошо провести время (одному или с друзьями).
Можно преследовать одну цель или несколько. Конечно, у закосов может быть и другое назначение. Я лишь написала о тех, с которыми знакома лично.
1. Определите зону с самым удачным освещением.
Лучше всего для этих целей подойдёт зона возле окна. Ванная комната тоже стратегически важная территория, поскольку свет там зачастую лучше за счет белизны стен. Впрочем, все зависит от вашей квартиры.
И не забывайте про дополнительные источники света. Не такие, как используют в студии, конечно. Настольная лампа или фонарик подойдут.
2. Не ориентируйтесь на других косплееров персонажа.
Многие начинают смотреть чужие косплеи. И это большая ошибка. Вероятность, что человек на фото совпадет с вами по типу внешности, очень мала. Косплеят люди по всему свету, разных национальностей. И макиях, который отлично подходит азиатскрму типу, человеку с европейской внешностью может не пойти. Не забывайте об этом.
3. Просмотрите как можно больше изображений с персонажем.
Изучите кадры из аниме/фильма/сериала, скриншоты из игры. Пролистайте официальные арты. Обращайте внимание на форму глаз, бровей и черты лица героя. Детали костюма в закосе не так важны. Но если у вас получится воссоздать их это будет большой плюс.
4. Делайте фото с разных ракурсов.
5. Не бойтесь попробовать снова.
Если с первого раза не удается, не стоит отчаиваться. Займитесь другими делами. Поешьте, выспитесь. Отложите закос на время. Даже профессиональным актерам не всегда удается попасть в образ с первого раза. Попробуйте закос снова, когда поймете, что готовы.
И никто не мешает пробовать столько, сколько хочется.
Ффп что это такое в косплее
Именно в работе на конвентах сложностей я не вижу. У меня есть опыт работы на стенде на «Игромире», и единственное, что было тяжело — это быть весь день в костюме! Команда была хорошей: платили, кормили и вообще вниманием мы (косплееры) были не обделены.
Мне кажется, этот вопрос можно рассмотреть в целом — сложность косплея и работы в нем. Это сама публика: на мероприятиях, таких как «Игромир» и «Старкон» публика знает, на что идет и чего ожидать от конвента, отсюда и нет сложностей сильных. А вот если брать более мелкие мероприятия или вообще «около гик-культуры», то там можно столкнуться с неадекватностью зрителей, потому что многие люди, не связанные с косплеем, достаточно враждебно воспринимают это хобби.
Ну и особая сложность работы в таких мероприятиях — сами заказчики, чаще всего они не понимают силозатратность и предлагают уж совсем смешные деньги за работу на мероприятии (хорошо если вообще деньги, а то бывает и за еду зовут работать).
Какие комментарии/отзывы вас расстраивают, а какие наоборот, радуют?
Мне кажется, тут все достаточно очевидно. Расстраивает, конечно, неадекватная критика — без оснований, без выводов, просто вброс, который не несет никакой смысловой нагрузки. Я никогда не понимала, как можно оставить под любой работой злой комментарий, который по сути не никому не интересен и ни на что не влияет. Это расстраивает. А радуют, конечно, любые положительные комментарии. К счастью, в моей жизни больше положительных слов! Именно поддержка моих подписчиков позволяет мне идти дальше и совершенствоваться. В добром мире и жить проще!
Какие сложности возникают в процессе монетизации своего труда?
Монетизация — одна большая сложность. В России, как мне кажется, косплей до сих пор остается в головах людей как хобби, а раз это хобби, значит ты сам себе голова и никто не должен тебе в этом денежно помогать. Никакие патреоны в нашей стране сильных толчков не дают (если вы новичок и среднестатистический косплеер). Наши люди бедны и помогать другим не очень любят.
Зачем платить за принты и открытки, когда я и сам могу их напечатать? Зачем покупать календари, когда я могу и в интернете посмотреть все эти образы? Я думаю, так рассуждает большинство людей, хоть как-то заинтересованных в косплее.
Ну и другой момент тоже очевидный — чаще всего люди готовы поддерживать более сексуальные проекты, что часто опускает большую часть косплееров. Если ты великий крафтер, но не любишь оголять некоторые части своего бренного тела — скорее всего, тебе будет куда более тяжелее собирать денежную помощь за свой труд
В целом — что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить или изменить (организацию, отношение людей, отношение косплееров друг к другу и т. д.)?
Улучшить нужно только отношение. И косплееров друг к другу тоже. Косплей — это большая семья, но все чаще и чаще я замечаю зависть, ненависть, ссоры и склоки.
Нас и так обижают диванные зрители, а теперь еще и косплееры обижают косплееров. Не надо так. Также хотелось бы от всех людей понимания — какой это труд, а еще, чтобы было уважение к авторству, в нашей стране, похоже, такое понятие вообще отсутствует. Часто публикуют без подписей, используют твои фотографии в печатной продукции без согласия и, конечно, есть такие, кто вообще сливают эксклюзивы в сеть. Исправить это, наверно, невозможно. Все эти улучшения — идиллия, которая вряд ли когда-то случится.
Есть ли в косплее такое понятие, как плагиат?
Плагиат — конечно. Вот только доказать его сложно. Кто-то проводит идентичные фотосеты, кто-то создает одинаковые образы (не по конкретным вселенным, я имею ввиду, а ориджиналы), а кто-то создает группы и мерч такой же, как у тех, кто смог добиться каких-то высот.
Как вы считаете, надо ли учитывать свои физиологические особенности при создании образа? Например, я невысокий и коренастый, а делаю косплей на Супермена.
В идеале — да. Я за косплей, наиболее приближенный к образу.
Как пробиться новичкам? Вообще, возможно ли это?
Пробиться возможно. Как и в любой деятельности, важна конкурентоспособность. Если ты можешь предложить косплей-миру что-то новое — волна успеха может тебя и подхватить.
Почему большинство косплееров одиночки?
Не знаю как большинство, но лично мне удобнее одной. Это из-за неудачного опыта в косбенде. Когда ты уже давно сделал костюм и связан цепями с другими людьми, которые даже половины еще не завершили в создании образа, а сроки уже горят — это всегда тяжело. Теперь я работаю с другими только тогда, когда и у них, и у меня уже готовы образы, и мы можем провести совместный фотосет или выступить. В других случаях я боюсь подстав и нервотрепки.
Александр Вольф
VK | Instagram
С какими сложностями вы сталкиваетесь во время работы на мероприятиях/конвентах?
Да их масса. Один из главных — физически и морально тяжело несколько дней ходить в тяжелом/неудобном костюме с гримом и постоянно быть в образе. По мере того, как у меня появилось много друзей в косплей-тусовке, сохранять образ постоянно стало нереально, потому как общение, юмор и встречи после долгих месяцев разлуки выводят твои эмоции наверх, там уже невозможно оставаться в образе, поэтому учусь прыгать туда-сюда в плане отыгрыша.
Еще на больших конвентах бывают не очень адекватные зрители, но пока откровенно диких случаев почти не было.
Какие комментарии/отзывы вас расстраивают, а какие наоборот, радуют?
Раньше расстраивал тупой необъективный хейт от русского сообщества, но теперь я с него скорее люблю посмеяться. Очень радует конструктив и похвала по делу, внимание от разработчиков, конечно!
Вот недавно мои фотографии выложили ребята из CD PROJEKT RED во всех соцсетях Cyberpunk 2077 — я был в приятном шоке.
Какие сложности возникают в процессе монетизации своего труда?
Да всевозможные. На самом деле, в России очень сложно монетизировать творчество в принципе, так как в РФ не принято платить ни за что нематериальное: люди пиратят кино, музыку и т. д., донатить косплеерам здесь готов 1 из 100, если не меньше. В основном получается на волне внимания фандома получить какое-нибудь предложение о работе на мероприятии. Ну и все, в общем-то. У тех, кто хорошо раскрутит соцсети, есть шансы на донат от зарубежных фанатов, некоторые заводят патреон-страницу в таких случаях.
В целом — что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить или изменить (организацию, отношение людей, отношение косплееров друг к другу и т. д.)?
Изменить в фестивалях или вообще в сообществе? Всегда можно найти, что улучшить. В основном, хотелось бы как раз увидеть больше возможностей для монетизации своего творчества, так как оно требует существенных финансовых вложений (не говоря уже о времени и усилиях). А касательно фестивалей… у некоторых стоило бы подтянуть организацию, да.
Еще было бы супер упростить получение виз для поездок на зарубежные фестивали, но это уже фантастика!
Есть ли в косплее такое понятие, как плагиат?
Сложный вопрос. С одной стороны, все косплееры, создающие образ по одному и тому же канону, делают примерно одинаковые вещи. С другой, бывают какие-то уникальные находки по материалам или конструктиву. Я затрудняюсь сказать что-то о плагиате в этих ситуациях, ведь часто косплееры делятся находками и помогают друг другу. Но бывают неприятные ситуации, которые в основном завязаны на копировании чужих фотографий (прямо полностью) или необычных идей для фото. Такое, конечно, напрягает, особенно, если человек делает это некачественно и пытается обогнать того, у кого идею подрезал. Такое я не люблю.
Как вы считаете, надо ли учитывать свои физиологические особенности при создании образа? Например, я невысокий и коренастый, а делаю косплей на Супермена.
Здесь есть две противоположные позиции:
Разумеется, обе крайности весьма бредовые, моя позиция: здравый смысл. Если ты не полная копия персонажа, то это не значит, что надо забить на идею, ведь есть грим, мышечные костюмы, ходули и прочие нюансы. НО: если ты совсем не того типажа и не готов лепить грим и все остальное, чтобы сделать круто, то не надо делать заранее провальный контент. Цель: быть максимально каноничным. 120 килограммов жира в образе спортивного супергероя — не смелость, а неумение найти себе подходящий образ.
Если делаешь для себя, потому что очень хочешь, хотя и не похож, то сфоткайся и не выкладывай. Пусть будет для личного архива.
Косплей: фантастика vs реальность
Супергерои, диснеевские принцессы, персонажи аниме, которые словно перенеслись из сказки в реальность… Переодевание в яркие костюмы, изготовленные собственноручно, подражая фантастическим персонажам, называется «косплей».
Косплей — что это такое? Слово «косплей» образовалось из двух английских слов, благодаря которым все сразу становится все понятно: «costume» — костюм и «play» — играть.
Простыми словами, так называют изготовление костюмов и, соответственно, переодевание в них, полное преображение в персонажей фильмов, комиксов, книг или компьютерных игр. Причем увлекаются этим веселым занятием не только дети и подростки, но и взрослые, превращая косплей в настоящий образ жизни.
Как сделать косплей, легко ли это, или только кажется? Отличие косплея от обычной костюмированной вечеринки в том, что на создание нарядов у профессиональных косплееров уходят недели и даже месяцы. Создав костюм, они могут провести в новом образе еще несколько недель, посещая разные фестивали и съезды любителей этой новомодной культуры.
Но одного переодевания недостаточно. В косплее мало просто надеть костюм, нужно постараться полностью перевоплотиться в выбранного героя, скопировать его привычки, речь, мимику, манеры поведения. В общем, полностью войти в роль.
Косплей в последнее время стал очень популярен, это движение охватило буквально весь мир. Люди копируют героев компьютерных игр и мультсериалов, но большинство косплея делается на аниме, что неудивительно — корни феномена ведут историю из Страны восходящего солнца.
Хобби отлично подходит для активных и творческих людей, обладающих жаждой самовыражения, чувством юмора и самоиронии, а также талантом, мастерством и терпением. Вопреки распространенному заблуждению, косплей — это не только развлечение и позирование в живописных нарядах, но и месяцы утомительной подготовки и кропотливого труда.
Чтобы иметь возможность появиться на публике или мероприятии в образе любимого персонажа, нужно самостоятельно изготовить для себя костюм, продумать и реализовать весь образ — от макияжа и цветных контактных линз до прически и даже пластического грима.
При взгляде на фотографию фантастического персонажа, встретившуюся в ленте Инстаграма, большинство из нас и не задумывается, сколько времени, сил и средств было потрачено на отрисовку орнамента на платье, оформление деталей и другие мелочи.
Подготовка требует от авторов костюмов самых разных умений: работать с пластиком, деревом, пенопластом, монтажной пеной, владения навыками шитья, вышивания, клейки и филигранной работы канцелярским ножом.
А еще — таланта визажиста, стилиста и парикмахера. Потратив на отдельный костюм от нескольких недель до полугода, некоторые косплееры задумываются: «а стоило ли начинать?» Именно тогда они задумываются том, как можно заработать на своем хобби.
Заработать на косплее тоже можно. Например, костюмы для косплея отлично продаются на популярных сайтах с объявлениями, в социальных сетях и на электронных аукционах типа ebay. Как правило, их приобретают коллекционеры, предлагая весьма солидные деньги. Цены на качественные образы могут доходить до сотен тысяч рублей, а за границей и еще выше.
Покупатели, обычно самые преданные фанаты героев, могут приобретать костюмы как для косплея, так и в качестве сувенира. Например, качественные реплики доспехов могут достигать космических высот.
За авторский костюм, точную копию любимого героя, сделанную на заказ в единственном экземпляре, некоторые готовы предложить сумму, сравнимую со стоимостью недорогого автомобиля.
Так, медленно и верно, косплей становится все больше популярным и в нашей стране. Косплееры активно участвуют в фестивалях, тусовках, чемпионатах по кибер-спорту. Многие из них начинают все больше напоминать звезд шоу-бизнеса, становясь все известнее и популярнее, имеют миллионы подписчиков в соцсетях.
Вполне вероятно, что в будущем эти яркие представители фантастического сообщества встанут на один уровень с популярными актерами и музыкантами, завоевав мировую славу.
И, конечно, каждому из нас иногда хочется оторваться от реальности и стать частью волшебного мира из любимой игры, фильма, сериала или аниме. И косплееры могут себе это позволить!
Все про косплей: история, психология, суть (+фото)
Comic-Con 2017
“… С одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет?”
Косплей называют искусством перевоплощения. Если во время маскарада нужно переодеться в другого человека, то в косплее важен уровень слияния с персонажем. Мало выглядеть похоже, нужно говорить тоном героя, копировать его манеру речи, выражение лица, употреблять те же слова и фразы, реагировать схожим образом — косплеер должен чувствовать своего персонажа изнутри.
Говорят, что у косплея японские корни
Но это не совсем так. Никому точно не известно, где именно он начал формироваться как отдельная субкультура, но бесспорно то, что в Японии он разросся шире и глубже, чем где-либо.
Nipponbashi Street Festa 2014
Возможно, дело в многовековых традициях самодеятельного японского театра “кабуки”, который существует с начала XVII века. Это был синтез музыки, танца и драмы. В постановках актеры уделяли особое внимание сложному гриму, который отражал сущность персонажа, и костюмам, которые имели сильную символическую нагрузку. Традиции театра глубоко проникли в культуру страны, позволив косплею со временем гармонично отделиться как самостоятельной культурной ветви.
Считается, что первый косплей появился в 1939 году в США: на первом в мире ежегодном научно-фантастическом конвенте World Science Fiction Convention писатель-фантаст Forrest J. Ackerman нарядился в необычный футуристический костюм, сподвигнув тысячи подражателей последовать его примеру.
К 1956 году традиция уже относительно устоялась, на конвенте даже проводился конкурс на лучший наряд. В 1984 году судьей очередного состязания стал Нобуюки Такахаси, японский писатель, который был в восторге от костюмированного представления и стал распространять эту идею в родной стране. Ее подхватили в первую очередь поклонники аниме, которые получили возможность перевоплощения в любимых персонажей. Примерно в это время в Японии появился термин “косплей”.
Параллельно идея косплея продолжала развиваться в Америке. Для США 1960-е годы были периодом возникновения многих общественных движений и субкультур: панки, рокеры, хиппи. Молодежь стремилась к самоидентификации и к самовыражению. Тогда увлечение комиксами и фэнтэзи вылилось в фанатскую среду, приверженцы которой переодевались в любимых персонажей. Одновременно с любителями комиксов в это же время появилась волна толкинистов, больше связанная с ролевыми играми, “полёвками”, чем с косплеем. Тем не менее, толкинисты тоже повлияли на создание косплей-культуры.
“Полёвки” перекочевали в Россию и проводились в ней с 1990-х годов.
Таким образом, в СНГ косплей пришел с нескольких сторон: через ролевое движение толкинистов и рост популярности аниме. С течением времени косплей перестал быть прерогативой фриковатой молодежи и стал многообразным культурным явлением, которым занимаются увлеченные люди целыми семьями. Современный косплей больше не имеет прямого отношения ни к толкинистам, ни к аниме.
Comiket 2015
Косплей и LARP — в чем разница?
Элементы маскарада и актерства применяют также в LARP`е — ролевых играх живого действия, где герои не только перевоплощаются и отыгрывают свою роль, но и активно взаимодействуют между собой: общаются, проходят линейные квесты, ходят по кабакам, подвергаются “пыткам”, попадают в плен или в мертвяк.
Для LARP`а переодевание — инструмент игры. Для ролевика важнее погружение в персонажа, а костюм вторичен: он может обходиться минимальным антуражем без проработки деталей и фактур. Для косплеера проработка костюма стоит на первом месте, а в образе он не нон-стоп, а лишь на время фотосессии или дефиле.
Nipponbashi Street Festa 2013
Nipponbashi Street Festa 2010
Nipponbashi Street Festa 2014
Nipponbashi Street Festa 2017
“Торжество гиковства, фричества и эскапизма” — LARP, косплей и общественное мнение
Взрослые люди переодеваются в персонажей из фильмов и бегают по лесу в тяжелом доспехе и с мечом из пенопласта. Выглядит странно? Возможно, но вы бы удивилась, узнав, какая разнообразная там собирается публика. Например, полевыми ролевыми играми когда-то серьезно увлекался Oxxxymiron, популярный российский рэпер. Он говорит о движении так:
“Фэнтезийные игры — это нишевая тема, но вообще все человечество играет в те или иные формы подобных игр: кто-то работает офисным клерком, а в пятницу переодевается в Stone Island и идет на махач.
Честно сказать, у меня двойственное отношение ко многим субкультурным явлениям — с одной стороны, это, безусловно, торжество гиковства, фричества и эскапизма. А с другой стороны, почему бы и нет, концентрация интеллектуалов в такой среде достаточно высока, просто часто это люди зажатые и слабо способные к коммуникации в реальном мире. Так ведь и я отчасти такой же — и тут ничего особо не изменилось.”
Общественное мнение по поводу ролевых игр и косплея неоднозначное, возможно, из-за недостатка информации в этой сфере. В движение сейчас приходит все большее количество нефриковых, совершенно нормальных во всеобщем смысле слова людей. Возможно, из-за того, что косплей дает возможность проявить разностороннее творчество — шитье, визаж, перевоплощение, иногда арт, дизайн и фото. LARP и вовсе позволяет полностью выпасть в другую реальность: пережить день где-нибудь в сосновом лесу среди бардов, купцов, эльфов, нежити и опасных тварей — звучит гораздо веселее, чем просто сходить в кино.
Yukicon 2018
Суть и смысл
Глубже вникая в суть и психологическую базу косплея, можно обнаружить не только фан.
Об этом говорит Полина Ханова, аспирант философского факультета МГУ, косплеер и специалист по современной массовой культуре:
“Есть большой соблазн предположить, что косплеерами движет простое желание почувствовать себя конкретным персонажем, воспользоваться готовым образом, но я считаю, что все сложнее. Примеряя на себя роли различных героев, человек получает возможность изучить способы конструирования личности на основе опыта разных персонажей. Понять, из каких элементов выстраивается образ, как он воздействует на самоощущение и поведение. А затем освоенные инструменты используются для построения себя и поиска собственного уникального места в мире.
Особым смыслом обладает, конечно, сообщество: косплей-движение существует через вечеринки, фестивали. Для фанатов это возможность оказаться в среде, где гиковские увлечения не являются предметом осуждения, где царит взаимопонимание. Каждый костюм, сложный или простой, получает свою долю внимания и одобрения.”
Конечно, когда приходишь в косплей, построение личности интересует в последнюю очередь: как правило, начинающие косплееры просто любят фэнтези, классные костюмы, создавать образы и веселиться. Из интервью с Carioka и littlegenius666:
“Начиналось все с того, что мы выбирали себе персонажей, делали костюмы и выступали со смешными сценками, которые придумывали сами, на вечеринках в аниме-клубах. О качестве этих костюмов никто тогда особо не задумывался, как и об отыгрыше персонажей – мы просто делали то, что нравится, веселились вместе.”
Позже это переходит в серьезное увлечение, с заказами серьезных костюмов из ателье или самостоятельной разработкой нарядов.
Какой бывает косплей
Косплей нельзя четко разграничить по жанрам, но условно его можно разделить на шесть видов.
1. Стандартный косплей
Переодевание, грим и перевоплощение. Сюда относится косплей по манге или аниме, персонажам из фильмов, мультфильмов, популярных артистов.
2. Косплей с антуражем
WEGAME 3.0 (2017)
Иногда косплей готовят не для фестивалей, показов и ролевых игр, а для фотосессии. Образ приходится воплощать без пластики, походки и речи: используя только мимику, костюм, жесты и атмосферу.
Фото: Kira Winter
4. Крафтовый косплей
Главный принцип крафтового косплея — самостоятельное создание костюма и при необходимости декораций с нуля. Косплеер сам закупает материалы и создает образ своими руками. Это высший пилотаж.
Косплеер Мария Ханна создает костюмы своими руками
5. Оригинальный косплей
Косплеер не выбирает себе персонажа, а создает его. Такой вид косплея не ограничен никакими рамками, но и оценить его сложно из-за отсутствия прототипа.
Одежда используется по минимуму, большинство деталей костюма прорисовывается на голой коже.
“Хочешь публикаций — раздевайся”
В РПГ-играх и аниме девушки на экране часто больше раздеты, чем одеты. Косплееру нужно в точности воссоздавать эти костюмы, что порой смотрится провокационно.
Вместе с тем, откровенный косплей популярен — это хороший способ быстро набрать подписчиков. Косплеер и руководительница агентства Golden Hamster Маргарита Тепляковая комментирует это так:
“Здесь всё достаточно легко объясняется. Хочешь публикаций в больших пабликах в соцсетях, славы и денег — раздевайся! Чем больше на тебе одежды, тем меньше к тебе внимания”.
Komiket 2017
Многое зависит от того, какую именно аудиторию хочет привлечь косплеер, но и в этом случае качество костюма и отыгрыша имеет значение. В обществе косплееров к такому способу обретения популярности относятся с прохладцей:
“Допускаю, что есть косплееры, сделавшие себе имя на так называемом «сиськокосплее» плохого качества, но имя тогда соответствующее — вряд ли от единомышленников последуют восторженные возгласы. Залог популярности — качество костюма, умение вжиться в роль персонажа и хороший макияж, опять же терпеливо подобранный. Самое важное для меня — любовь к своему делу и радость от каждого нового косплея.”
Kumori
“Совершенно не соглашусь с мнением «хочешь публикаций — раздевайся». Если ты действительно увлечен своим делом, тебе нравится делать качественные фотосеты с тщательной подготовкой, то тебя обязательно заметят.”
Нинель Нуретдинова
В любом случае, откровенный косплей требует хороших форм, актерских навыков и фотогеничности. Это тоже мастерство.
О создании костюмов
Многие косплееры шьют костюмы самостоятельно. Как они создают свой образ, с какими сталкиваются трудностями и на чем делают акцент:
Дарья Пасечник
Косплеер, художник и поэтесса. Украина
“Аксессуары я заказываю на интернет-аукционах, а вещи шью на заказ. Иногда бывает сложно понять, из чего сделать ту или иную деталь, но в кругу косплееров есть много людей, которые делают все своими руками, и я часто с ними советуюсь. Костюмы лежат в шкафу, продавать или отдавать их не хочется: я такой себе косплеер-плюшкин.”
Мария Ханна
Косплеер и крафтер. Россия
“На подготовку сложных образов может уйти до полугода, в то время как простые костюмы можно сшить за день-два. Откровенно говоря, ничто так хорошо не мотивирует, как дедлайн. Когда время на исходе, появляются и силы, и вдохновение, и много разных неожиданных способностей.”
Марианна де Морт
Косплеер, режиссер, телеведущая и судья косплей-шоу WEGAME 4.0. Украина
“Использую все, что есть под рукой: различные коробки, пластиковые бутылки, пакеты, даже туалетную бумагу. С помощью последней когда-то создала маску Несмертного Джо, персонажа фильма «Безумный Макс».
Долго, помню, искала на YouTube лайфхаки по ее изготовлению, но находила лишь сложные и дорогостоящие способы. Потом вдруг пришла идея вырезать из шестилитровой баклажки форму и обклеить ее кусками измельченной туалетной бумаги, смешанной с ПВА. Вместо металлических деталей приклеила картон – и все это покрасила. Получилось очень эффектно.”
Что может дать косплей?
WEGAME 3.0 (2017)
Косплей собирает единомышленников и дает возможность весело провести время. Он позволяет проявить себя в любой из выбранных граней: кому-то хочется показать себя в качестве актера, кому-то как дизайнера, у кого-то красивое тело или умение преподнести себя.
Зачем все это нужно? По той же причине, по которой каждый из нас время от времени любит выпадать в мир книг, фильмов и фестивалей. Бизнес, прикладные науки и повседневность обеспечивают нам жизнь, но карнавалы, перевоплощения, приключения и романтика нужны нам, как воздух — это то, ради чего мы живем.