Фольклор что это для детей 3 класс

Читайлики.ru Электронная библиотека для детей

меню сайта

регистрация

детская книга

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

полезные сайты

Фольклор

Устное народное творчество

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 классВ данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые в 3 классе.

Фольклор (с англ. – народная мудрость) – чаще всего устное народное творчество.

Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.

Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.

Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.

Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.

Жанры фольклора

Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.

Поговорка – точная фраза, не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.

Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.

Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.

Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.

Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.

Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.

Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.

Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.

Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.

Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.

Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.

Источник

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 2. Русские народные песни

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Фольклор – устное народное творчество.

Шуточная песня- веселая юмористическая песня, как правило, исполняется в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.

Устное народное творчество. Фольклор. Русские народные песни. Заклички. Потешки. Колыбельные, лирические, шуточные народные песни.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2.Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. с. 16-17

3.Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4.Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М: АСТ – 1996., Т.3 С.166,380,430, Т.5 С. 150.

На уроке мы узнаем, о новых жанрах устного народного творчества;

Научимся прогнозировать содержание раздела,

различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.

Сможем познакомиться с разными видами народных песен.

Основное содержание урока

Песенки-заклички относят к малым жанрам фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения.к ним относятся также колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы, считалки, скороговорки, загадки.

Большими жанрами фольклора называют сказки, былины, песни, романсы, частушки, народные драмы

Вот проснулась Алёнушка, умывается, а матушка припевает песенку-потешку: (звучит песня)

Умой Алёнушке личико!

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

Захотели дети выйти на улицу погулять, а там дождик идет. Вот и поют они песню солнышку: (звучит песня)

Выгляни в окошечко!

В России зима долгая. Никак весна не наступает. Вот люди и придумывают песенку- закликают весну:(звучит песня) «Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью:

С хлебами обильными»

Такие песенки, в которых люди обращались к силам природы назывались «закличками»

А вот девушка сидит, грустит, тоскует о чем-то и поёт лирическую песню (звучит песня)

«Из-за лесу, лесу тёмного,

Из-за гор ли, гор высоких,

Летит стадо лебединое,

Что от стада лебединого,

Как ко стаду ко серым гусям.

Начали её гуси щипати,

А лебёдушка кликати:

– Не щиплите, гуси серые,

Не сама я к вам залетела,

Занесло меня погодою,

Что великою невзгодою».

А вот друзья собрались повеселиться. Здесь звучат веселые шуточные песни: (звучит песня).

Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк».

Наступил вечер, баюкает матушка сыночка, поет колыбельную: (звучит песня).

Прилетели гули, гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Мишу усыплять.

Глаз своих не открывай».

Вы услышали разные песни: лирические, шуточные, колыбельные, песни-заклички. Русские народные песни бережно сохраняются в народной памяти и передаются от поколения к поколению. Благодаря им мы многое узнаем о жизни и обычаях русского народа.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Впишите в текст пропущенные слова из песенки-заклички.

Унесите от нас _____________холодную.

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Разбор типового контрольного задания

Образуйте пары отрывков из песенок одного вида (потешки, колыбельные, заклички и т.д.)

Источник

Презентация по литературному чтению «Фольклор» (3 класс)

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по литературному чтению на тему: «Фольклор» Выполнила: ученица 3 «А» класса Ковалёва Алина Руководитель: Шитова С.В.

Фольклор Фольклор – произведения устного народного творчества. Его живая память, передаваемая из поколения в поколение. В фольклоре отразились жизнь и обычаи народа, представления о добре и зле.

Фольклор Загадки Пословицы и поговорки Небылицы Скороговорки Сказки Былины Потешки Прибаутки

Небылицы Небылицы – жанр устного народного творчества. Это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чём-то таком чего на самом деле быть не может. *** На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А посмеяться хочется. *** Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила.

Былины Былина – это поэтические произведения русского фольклора, написанная особым былинным стихом. В них повествуется о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с чудовищами – врагами земли русской. Былина Илья Муромец и Соловей – разбойник

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Номер материала: ДБ-519445

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть фото Фольклор что это для детей 3 класс. Смотреть картинку Фольклор что это для детей 3 класс. Картинка про Фольклор что это для детей 3 класс. Фото Фольклор что это для детей 3 класс

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

3 класс. Литературное чтение. Уроки 3–4. ТЕМА. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, НЕБЫЛИЦЫ. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

3 класс. Литературное чтение.

Уроки 3–4. Тема. Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.
Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства
( у чебник, с. 13–21)

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с многообразием произведений устного народного творчества, русским фольклором – народными песнями, потешками, небылицами, волшебными и докучными сказками; показать мудрость, красоту, напевность, добрый юмор, выразительность народного творчества разных национальностей; помочь учащимся сравнивать искусство слова, прикладное искусство, живопись, музыку, произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; совершенствовать все компоненты навыка чтения, прежде всего выразительность; способствовать развитию воображения, эстетических чувств и художественно-эстетического вкуса, формированию чувства сопричастности к национальной истории, искусству своего отечества, гордости за великолепные произведения фольклора, устного народного творчества; привитию любви к русскому языку, интереса к предмету

познакомятся с русскими народными песнями, потешками, небылицами, волшебными сказками; научатся различать виды устного народного творчества, жанры русских народных песен; приводить примеры произведений фольклора, читать осознанно текст художественного произведения «про себя», создавать небольшой устный текст на заданную тему; называть признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других видов устного народного творчества

Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; ориентируются в тексте произведения; осмысливают содержание прочитанного текста народной песни, характеризуют особенности мелодии, настроения; анализируют содержание для определения идеи произведения, мотивации персонажей с целью характеристики персонажей и выявления типа сказки; сравнивают произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства; регулятивные: планируют работу на уроке; выполняют учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимают, удерживают и выполняют поставленную учебную задачу; сопоставляют; проявляют способность к оценке и самооценке в выделении лучших исполнителей русских народных песен; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения; коммуникативные: строят понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействуют в паре или в группе при выполнении учебного задания, читают фрагменты текста в паре; вступают в общение, выражают свою точку зрения, обоснованное мнение по поводу исполнения одноклассниками русских народных песен; слушают другого, соблюдают правила общения; аргументируют высказывания

самоопределяются в выборе заданий, определяют личностный смысл при выполнении творческих заданий, стремятся реализовывать свой творческий потенциал; приобретают опыт ценностных нравственно-этических ориентиров; проявляют самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах общения

Образовательные ресурсы: выставка книг (пословицы, прибаутки, потешки, сказки)

Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Ч тобы выполнить работу быстро и правильно, нам нужно соблюдать определенные правила. Нам важно:

1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей.

3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение.

5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают.

7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать свое мнение.

9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.

10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быстро и дружно работать в паре и группе.

12. Быть бесполезным для товарищей.

– Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят?

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя.

II. Изучение нового материала .

– Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?

Определяют содержание урока.

1. Постановка учебной задачи.

2. Работа с толковым словарем.

– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?

– Обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы урока.

Устное – уста (губы, рот): сказатель, рассказчик, певец. Устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. (Обращает внимание на слово «уста» – рот, губы.)

Народное (от слова «народ»): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен; так как нет одного автора, то автором считается народ.

Творчество (творить, творенье): создавать, рождать, придумывать, сочинять.

– С какими жанрами устного народного творчества, то есть фольклора, вы знакомы?

– Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.

– Что же такое фольклор? Как вы считаете?

Определяют совместно
с учителем толкование слов

– Песни, потешки, частушки, считалки, загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, сказки.

– Это произведения устного народного творчества.

3. Работа над русскими народными песнями.

1) Колыбельные песни.

– Фольклор передаётся из поколения в поколение устно.

– Послушайте песенку: Ай, баю, баю, баю, ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт, коту лапти плетёт.

А кот лапти износил и другие попросил.

– Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку: Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай!

Ой, люли, люли, люли, прилетели к нам гули,

Прилетели гуленьки, сели возле люленьки,

Они стали ворковать, Диме спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте, дайте Димушке поспать.

– Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Как они называются? (Колыбельные.) Колыбельные помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу-пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.

– Как, с каким настроением, с какими чувствами надо петь колыбельные?
– Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19).

– Для чего создавались колыбельные песенки?

– Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,

Что ж ты рано встаёшь, детям спать не даёшь?

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока-белобока,

Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдали.

– Какое назначение у потешки?

– Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

– Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками, такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна ( от глагола «баять», «баить», то есть говорить, «шептать», «заговаривать».) Колыбельные песенки – это ещё и древние «заговоры», «обереги», с помощью которых матери оберегали детей.

Ребёнок учился играть. Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых.

Отвечают на вопрос.

– Для того чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

Источник

Внеклассное интегрированное мероприятие для 3 класса «В гостях у дедушки Фольклора»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 города Смоленска

В гостях у дедушки Фольклора

(интегрированное внеклассное занятие)

Самусевич Ирины Александровны

учителя начальных классов

высшая квалификационная категория

В гостях у дедушки Фольклора

(интегрированное внеклассное занятие)

· Формирование знаний о жанрах русского народного творчества.

· Изучение характерных черт русского фольклора и пополнение знаний в этой области.

· Содействие в развитии ребенка любознательности и внимания; в обогащение словарного запаса учащихся; мышления и коммуникативных навыков, творческих способностей.

· Пробудить познавательный ин­терес к культурному наследию народа, способствовать формированию патриотических чувств, уважения к культуре и традициям русского народа.

На мероприятии у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.

Оборудование: иллюстрация «берёзовая роща», картины русской природы, эмблемы «жителей – деревень»; сундучок, платок; самовар, хохломская посуда, скатерть, сушки на ленточке; книга Даля, опорные слова на карточках: фольклор, фольклорист, песни, пословицы, поговорки, обычаи, сказки, частушки, заклички, считалки, небылицы, прибаутки, потешки, Владимир Иванович Даль ; декорация к сказке: репка, рожь; выпечка «жаворонки», картинка с изображением жаворонка; эпиграф к уроку, записанный на доске:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

I . Вступительная часть.

Зазывалы в русских народных костюмах встречают гостей:

— Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно уж вас мы поджидаем,

Без вас речей не начинаем.

— Для каждого найдется глоток водицы из колодца.

Подарки есть на всякий вкус:

Кому песенка вприкус.

— Мы приветствуем гостей, дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых.

Пригласил на праздник вас!

— Здравствуйте люди добрые!

Гости званые и желанные,

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые,

Почтенные и молодые,

Рады гостям, как добрым вестям.

— Слушайте, люди добрые!

Потом не говорите, что не слышали.

Сего года, месяца, числа

Всех на праздник приглашаем!

— Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно уж вас мы поджидаем,

Праздник не начинаем.

У нас на каждого найдется и словечко, и местечко.

— А теперь мы разделимся на три команды – жителей трёх деревень (Берёзовка, Рябинка и Осиновка). Для этого надо отгадать загадки и тогда вы узнаете, как называется ваша деревня.

Белый сарафан. (Берёза)

2. Что за дерево стоит —

ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

3. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Дети, отгадав загадки, берут эмблемы соответствующие названию их деревни.

Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает ил­люстрации.

— Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.

— Ты смотришь в спокойное небо, бредешь лесными тропа­ми, сидишь у прохладной воды. Это Россия.

— Ты видишь древние стены Кремля, блеск куполов над хра­мами. И это Россия.

— Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. В праздники площадь бурлит. И это тоже Россия.

— Что для вас слово «Русь», «Россия»?

-А как человек должен относиться к своей родине, к её истории, культуре?

(Любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…)

— Сегодня мы совершим путешествие в старину, обратимся к фольклору, к старинным русским обычаям, играм, пословицам, песням. Мы приветствуем вас на фольклорном празднике.

Какой итересный сундучок стоит. Интересно, чей он? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. (Открываем, достаем платок.)

— Вот чудеса! Какой красивый платок! Да на нём что-то написано:

«Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Путь ко мне не близкий, но очень интересный. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи!

— Интересное послание, ребята! И имя очень странное у де­душки.

Как вы понимаете это слово – имя?

— Вы уже знаете, что фольклор выражается разными жанрами. Назовите их. (Ответы детей.)

Карточки вывешиваются на доске: песни, пословицы, поговорки, обычаи, сказки, частушки, заклички, считалки, небылицы, прибаутки, потешки.

— Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколе­ние, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Нередко рассказчики вносили в полюбившийся текст, что-то свое, и постепенно песни и сказки совершенствовались. Целыми веками жили эти произ­ведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность фольклора и стали его собирать и записывать. Человек, собирающий фольклор, называется фольклористом. Одним из великих собирателей фольклора был Владимир Ива­нович Даль.

Знакомо ли вам это имя? (Ответ детей). Правильно. Всю свою жизнь он работал над созданием книги «Толковый словарь живого великорусского языка».

На доске иллюстрация «берёзовая роща».

Ученик выходит и играет на баяне «Во поле берёза стояла…»

4. Мы с вами родились в России

В стране, где жара и мороз.

Где небо, то хмуро, то сине.

В стране тонкоствольных берёз!

5. На полянке, на пригорке.

Под окном среди полей.

Символ Родины моей.

6. Образ России немыслим без русской берёзки.

Белоствольная, немного задумчивая,

с развивающимися на ветру зелёными кудряшками,

ясная, кипучая, стройная, скромная.

— В конце весны, начале лета русские люди отмечали праздник «Троица». Яркой обрядностью отличался этот праздник. Символом расцветающей природы служила молодая берёзка. В этот день молодые девушки и юноши одевали свои праздничные наряды и водили хороводы. Каждая губерния имела свой праздничный костюм. (Учитель показывает несколько образцов народных костюмов). Долгое время на Руси ткани окрашивали натуральными красителями, которые получали из трав и деревьев.

Рассказ ученицы о народном праздничном костюме Смоленской губернии.

Традиционный костюм Смоленской губернии складывался на протяжении нескольких веков. Он отражал культуру и творческие способности жителей этого края. Косоклинный сарафан — едва ли не самый ранний вид одежды, которую носили наши предки. Са­рафаны были праздничные, или, как еще называли их на Смоленщине, «бодрые» и «добрые». Они отлича­лись от будничных («постных») шириной подола, бо­гатством отделки и тканью. Для пошива косоклинного сарафана использовали домотканое полотно из шерсти или льна, изготовленное на домашнем ткацком станке — кросне. Готовую материю красили в черный, красный, но чаще всего в темно-синий цвет. Центральную часть переднего полотнища сарафана расшивали контрастными нитками или цветными лентами. По подолу сарафана пускали в несколько рядов узора. Рубаха с воротником-стойкой украшена ткачеством красными и желтыми нитями. Рукава на манжетах присборены. По праздникам на голову надевали шапочку наподобие кички. Ее шили из атласа или бархата красного цвета. Переднюю часть украшали золотой вышивкой. Сзади пришивали позатылень — прямоугольную полоску ткани на холщовой подкладке.

— В каком музее нашего города мы впервые увидели праздничный народный костюм Смоленской губернии?

— Крестьянские девушки вставали в круг, который символизировал солнце, дающее тепло, свет, красоту. Вставая в круг, люди старались задобрить солнце, показывали в движениях, какой им нужен урожай и верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Они пели песню про берёзку, водили хороводы.

8. Начинаем хоровод.

Подходи, честной народ

Пусть сердца раскроются

Девочки поют хороводную песню «Во поле берёза стояла».

Слова народной песни «Во поле берёза стояла».

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

Белую берёзу заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли люли, проснися.

Люли люли, проснися.

Борода седая пробудися,

Вот тебе помои умойся.

Вот тебе рогожа утрися,

Вот тебе лопата помолися.

Люли люли, помолися.

Люли люли, помолися.

— Вот примерно так и водили хороводы на Руси. Возвращаемся в современность. Как вы думаете, сейчас хороводы исполняют? Да, они сохранились до сегодняшнего дня, это новогодние хороводы вокруг елки, это масленичные хороводы, во время проводов зимы вокруг чучела Масленицы, летом во время праздника Ивана Купалы. И даже на концертной сцене можно увидеть красивый русский хоровод.

Дедушка Фольклор приготовил вам конкурс «Пословицей правда молвиться».

У вас на столах в конвертах №1(жёлтый) лежат русские пословицы. Я читаю пословицу другого народа, а вы подыскиваете подходящую из тех, что лежат у вас на столе. А также надо объяснить смысл пословицы.

Арабская: Бежал от дождя, попал под ливень. (Из огня да в полымя)

Смысл: из одной неприятности в другую, не менее неприятную.

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)

Смысл: расспросы помогут найти то, что надо. Говорится, когда не известен адрес, когда не знают, как дойти или найти кого-нибудь, но уверены, что это можно сделать, спрашивая у встречных.

Смысл: основное время должно отдаваться делам, а забавам, веселью, отдыху — только досуг.

Смысл: лучше промолчать, чем сказать и потом жалеть о том, что сказал; лучше промолчать, чем сказать необдуманно. Говорится, как совет тщательно обдумывать каждое своё высказывание.

Китайская: Разговорами риса не сваришь. (Гостя баснями не кормят)

Смысл : разговорами не накормишь того, кто хочет есть, ему надо предложить еду. Говорят хозяева дома, когда они, прекращая беседу, приглашают гостя к столу.

Смысл : прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.

-Молодцы. Вы знаете русские пословицы и можете их объяснить.

— Как и русская речь. Русь богата праздниками, традициями, обрядами.

А что такое обычаи, обряд?

-Какие обряды вы знаете? (Свадебные, крещение, венчания, гадания…)

В.Жуковский в поэме «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали.

В 12 ч ночи подходили к воротам, у каждой был башмак, они кидали его за ворота. Девушка снимала с левой ноги башмак и кидала его за ворота. (Предлагается девочке бросить валенок.)

— Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)

— Как назывался распространённый на Руси напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

— Как назывался в старину суп – пюре? (Похлёбка)

Быт русского народа

— Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

— Какая самая распространённая в древней Руси обувь? (Лапти)

-Как называлась небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок? (Лукошко)

— «Делу время, а потехе – час». Дедушка Фольклор предлагает поиграть.

Все игроки сидят в кругу за столом. Одна рука находится на столе. Ведущий игру начинает рассказ:

«Я много путешествовал по разным странам. И пришел к такому замечательному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают». На последних словах ведущий поднимает указательный палец руки вверх и все повторяют за ним. Сообщается правило игры: если это птица, и она летает, то надо поднять указательный палец вверх. Дальше ведущий продолжает: «И утки летают (водящий и игроки на каждую правильную фразу поднимают палец вверх), и гуси летают, и синицы летают. И львы летают».

«И утки летают, и гуси летают, и синицы летают. И воробьи летают».

«И дятлы летают, и лебеди летают, и вороны летают. И собаки летают»

Многие игроки автоматически поднимут пальцы вверх. И ошибутся.

Игру надо проводить в быстром темпе, чередуя птиц, зверей, рыб, насекомых (они тоже летают, но ведь они не птицы, и потому не надо поднимать палец), летающие предметы – осенние листья, стрела (поднимать палец не нужно, ведь это не птица)

Все, кто ошибся, в конце игры платят фанты – выполняют простые задания.

Продолжение конкурса «Угадай-ка».

Задания в конвертах №2 (розовый).

1. Жителям « Берёзовки» найти текст – небылица.

2. Жителям « Осиновки» найти текст – докучные сказки.

3. Жителям « Рябиновки» найти текст – колыбельную песню.

-Докажите, что это небылица.

-Докажите, что это колыбельная песня.

-Докажите, что это докучная сказка.

— На уроках литературного чтения мы разучивали различные произведения народного творчества. Кто хочет прочитать наизусть и порадовать дедушку Фольклора?

Мужик и медведь (Вершки и корешки)

Действующие лица (дети в костюмах):

Мужик
Медведь
Рассказчик

Близ деревни в темной чаще,
Очень страшный жил медведь.
То корову в лес утащит,
То начнет в ночи реветь.
А людей к своей опушке
Он совсем не подпускал,
И не сосчитать кукушке,
Скольких здесь он заломал.

Все медведя опасались,
Обходили за версту.
За дровами не совались,
Да не драли бересту.
И по ягоды подружки,
Не решались в лес ходить.
Но затеял у опушки
Федор репу посадить!
Только борозду вспахал он,
Вышел из лесу Медведь.

Ух, расправлюсь я с нахалом,
Ну, нельзя же так наглеть!
Али ты, мужик, не знаешь,
Что моя кругом земля?

Мне слова твои по нраву!

От опушки до реки,
Не страшась расправы, Федя
Землю всю перепахал.
Ну а осенью медведю
Честно всю ботву отдал.
Очень был Медведь доволен,
Но попробовав вершок,
Разбросал все в чистом поле.

Дай-ка мне свой корешок!

Дал мужик, куда деваться,
А Медведь, как репку съел,
Начал громко возмущаться,
Что есть мочи заревел.

Но не испугался Федя.

Ты меня, Медведь, не трожь,
Мы ведь все-таки соседи.
Вот весной посею рожь,
Так и быть, себе в убыток
Корешки тебе отдам.

Ладно, прошлое забыто,
Все поделим пополам!

Так они и порешили,
В мире жили целый год,
Вместе поле сторожили.
И пололи огород.
Рожь поспела, в чистом поле.
К Феде вновь пришел Медведь.

Отдавай-ка мою долю,
Мы договорились ведь.

Нынче урожай немалый,
Корешков-то целый воз.
Ну, прощай! Твое отдал я,
А свое домой повез.

— Как называется эта сказка? ( «Мужик и медведь» или «Вершки и корешки»)

— Назовите главную мысль сказки?

Русские народные сказки всегда несли в себе поучительный смысл, так и сказка «Мужик и медведь» рассказывает читателю, как больно бьёт жизнь по бездельникам и лентяям. Мужик делаем всю грязную работы – пашет, сеет и собирает посевы. Медведь ни во что не вникает — просто делит урожай (думая, что вершки у репы вкуснее). Сказка «Мужик и медведь» дает медведю еще один шанс, но он просто решает, что «корешки – всему голова» и снова попадает «мимо». Теперь-то медведь точно должен одуматься и начать вникать «что и как», но нет – он решает, что более не будет вести дел с хитрым мужиком. Сказка «Мужик и медведь» высмеивает архаичность медведя, который остается голодным.

Звучит пение жаворонка, учитель вывешивает картинку с изображением жаворонка.

Жаворонки относятся к перелётным птицам, но они не улетают далеко от места гнездовья и одними из самых первых возвращаются назад. Массовый прилёт начинается ещё тогда, когда не сошёл снег, в самом начале марта. Первыми прилетают самцы, являясь как бы разведчиками, именно самцы занимают первые, прогретые солнцем, проталины, где собираются группами и греются на солнце. Потом прилетают самки. Именно они ищут наиболее удобное место для гнездования, в то время как самец занят охраной и пением.

— Итак, наш праздник подошёл к концу, победила дружба, ваша заинтересованность русской культурой, знание традиций русского народа.

— Понравился ли вам наш праздник?

— Что больше всего понравилось, запомнилось?

— А наградой для нас будет чаепитие со сдобной выпечкой «жаворонки» от дедушки Фольклора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *