Фольксдойче это что такое

Значение слова «фольксдойче»

Фольксдойче это что такое. Смотреть фото Фольксдойче это что такое. Смотреть картинку Фольксдойче это что такое. Картинка про Фольксдойче это что такое. Фото Фольксдойче это что такое

После поражения в Первой мировой войне значительная часть территории Германии была отобрана у неё странами-победительницами в качестве контрибуций и репараций вместе с гражданами. Тогда понятие «фольксдойчеры» стало политическим, а этот его подтекст оставался в активном употреблении до 1940—1960-х годов XX века. В период существования Третьего рейха (1933—1945) фольксдойчеры имели особый правовой статус как в пределах самого рейха, так и в генерал-губернаторстве, протекторатах и рейхскомиссариатах, а также в союзных странах.

В данной статье также раскрывается и обобщается значение термина фольксдойчеры как этнической группы немцев, живущих вне границ национального государства.

фо̀льксдо́йче

1. местный житель (жительница) немецкого происхождения на территории, не входившей в гитлеровскую Германию

Делаем Карту слов лучше вместе

Фольксдойче это что такое. Смотреть фото Фольксдойче это что такое. Смотреть картинку Фольксдойче это что такое. Картинка про Фольксдойче это что такое. Фото Фольксдойче это что такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова террикон (существительное):

Источник

Оккупация и национальный вопрос. ч. 3 Фольксдойче

Оккупация и национальный вопрос. ч. 3
Фольксдойче в СССР.

Итак, напомню, что в 30-х годах ХХ века В Германии возник термин «фольксдойче».
(Гитлер ввел в употребление термин фольксдойче в меморандуме Имперской Рейхсканцелярии от 1938 года.
Фольксдойче — (нем. Volksdeutsche, «германский народ») — обозначение людей, родным языком которых был германский и которые жили вне Германии (в отличие от «рейхсдойче» нем. Reichsdeutsche — «имперские немцы»).

При Гитлере, фольксдойче имели особый правовой статус как в пределах самого рейха, так и в генерал-губернаторстве, протекторатах и рейхскомиссариатах, а также в союзных Германии странах..

В соответствии с германскими постановлениями 1930-х гг., около 30 миллионов фольксдойче жили вне границ рейха, существенная часть их — в Восточной Европе — Польше, Украине, странах Балтии и Румынии.
Нацистские фундаментальные идеи экспансии на Восток отводили фольксдойче особую роль в германских планах завоевания стран Восточной Европы.

Давайте вспомним некоторые организационно-правовые основные структуры управления и функционирования фольксдойче:

«Гитлеровские власти постоянно выступали с официальными призывами к сотрудничеству или репатриации в Германский Рейх лиц-фольксдойче, главным аргументом при этом выступала идея «кровного единства» с германцами, живущими в Германии.

Одну из главнейших ролей в реализации идеологии нацистской расовой доктрины в общем, и идеологии целостности германской расы в частности, играла организация «Фольксдойче Миттельштелле» (нем. Volksdeutsche Mittelstelle; сокр. VoMi), имевшая статус одного из пяти главных управлений СС и проводившая разнообразную работу среди этнических немцев, проживающих за рубежом.
Главное управление (нем. Hauptamt) было создано 1 февраля 1937. После начала Второй мировой войны это управление осуществляло программу переселения на оккупированные восточные территории немецкого населения, которой руководил назначенный 7 октября 1939 рейхскомиссаром по расселению германской расы Генрих Гиммлер.

Его основным инструментом в попытках завоевания такой цели было управление вне структуры СС — нацистский партийный орган „Фольксдойче миттельштелле“ (VoMi), что можно перевести как „Управление связей с этническими германцами“.»
Создание «Фольксдойче миттельштелле» означало передачу в руки СС важнейшего инструмента воздействия на внешнюю политику Третьего рейха.
Управление возглавлялось обергруппенфюрером СС Вернером Лоренцом. Сфера деятельности этой организации распространялась, в основном, на соседние с Германией страны Восточной и Западной Европы, где она вела разведывательную и идеологичеcкую подрывную работу, фактически, занимаясь формированием «пятых колонн».

Секция печати этого управления готовила ежедневные обзоры материалов, публикуемых в более чем 300 газетах и журналах, выходящих за рубежом, а также занималась внедрением в зарубежные СМИ и формированием (посредством написания «заказных статей») необходимого организации общественного мнения через антикоммунистические газеты Австрии, Франции, Бельгии и других стран, положительно отзывавшихся о нацизме.
В сентябре 1939 года, немецкая сторона, а именно — организация «фольксдойче миттельштелле», организовала центральное регистрационное бюро, названное «Список германских граждан» (нем. «Deutsche Volksliste», сокр. DVL), где они регистрировали немцев с гражданством оккупированных стран как фольксдойче.

Местное неарийское население было крайне заинтересовано в попадании в этот список, так как тем, кто числился в данном списке, были положены определенные выгоды, включая лучшее питание и особый правовой статус.
Каждому натурализировавшемуся германцу властями рейха выдавался специальный документ — фолькслист (нем. Volksliste), игравший роль паспорта и удостоверения «чистоты расы», что было необходимо на случай возникновения подозрений у бдительных граждан рейха или местных органов гестапо.

К сожалению, мне не удалось найти самого текста обязательства, которое подписывал тот, кто желал оказаться «причисленным» к фольксдойче.
Любопытно было бы прочитать, в верности кому, или чему он там клялся, не правда ли?!
Во всяком случае все «власовцы», в своей присяге, клялись в верности ЛИЧНО фюреру Адольфу Гитлеру.

Подчеркнем, что этот самый Deutsche Volksliste подразделял фольксдойче на 4 категории:
• Категория I: Личность германского происхождения, предложившая свои услуги рейху до 1939.
• Категория II: Личность германского происхождения, оставшаяся пассивной.
• Категория III: Личность германского происхождения, этнически частично смешавшаяся с местным населением, напр., посредством брака с местным партнером, или посредством рабочих связей (на территории Польши это особенно касалось силезийцев и кашубов).
• Категория IV: Личность с германскими предками, чьи предки были культурно едины с местным населением, но поддерживающая «германизацию».

(Была и пятая категория, к ней относились лица, которым оккупационными властями было ОТКАЗАНО в получении желанного статуса «фольксдойч». Были и такие «халявщики»).

Дело в том, что на территории оккупированных стран статус фольксдойче давал множество самых разных льгот и привилегий при одной существенной обязанности: фольксдойче обязательно подлежали призыву в вермахт или Ваффен-СС.

Фольксдойче Польши I и II категорий, только на присоединённых к Германии территориях, составляли около одного миллиона; категории III и IV — около 1 миллиона 700 тысяч человек.
На территории генерал-губернаторства «Украина» таковых было 120 тысяч.

(Разумеется это не означает, что ВСЕ они сразу попадали в вермахт, или Ваффен-СС.
Призыву подлежали только фольксдойче мужского пола, чей возраст и состояние здоровья позволяли служить в военное время в армии).

Тем не менее, эти цифры позволяют понять, какой мощный резерв для гитлеровского вермахта были эти «новообращенные» фольксдойче в Польше, Прибалтике, на Украине, да и в Западной Европе…
Попадая потом нашим бойцам в плен, многие из них старались обратно «перекраситься» в поляков, латышей, чехов и т.д.

«Фольксдойче играли заметную роль при формировании так называемых «туземных» дивизий СС (дивизий, в которых могли служить лица, не являющиеся членами СС) — во многих из них батальоны были в основном или полностью укомплектованы именно солдатами-фольксдойче. Однако, руководство дивизий отмечало достаточную ненадежность этих частей, которая стала проявляться все больше и больше по ходу войны, ближе к разгрому фашистской Германии.

• Перед и во время начала Второй мировой войны некоторые фольксдойче в Чехословакии, Польше и Югославии активно поддерживали нацистов, передавая им важные сведения, занимаясь саботажем и другими недружественными акциями по отношению к странам своего рождения и проживания.
• В Югославии была сформирована 7-я добровольческая горная дивизия СС «Принц Ойген», практически полностью состоящая из фольксдойче, которая активно использовалась в карательных акциях против партизан и мирного населения. Около 300 тысяч фольксдойче с оккупированных территорий и из стран Оси поступили на военную службу в части Ваффен-СС. Так, только из Венгрии (с Трансильванией, Воеводиной и Закарпатьем) было призвано на службу около 100 тысяч солдат-фольксдойче.
• В сентябре 1939 года в Польше были созданы так называемые «отряды самообороны» (нем. Selbstschutz), состоявшие из этнических немцев. В начале 1940 года, после некоторой стабилизации ситуации в данном регионе, отряды вспомогательной полиции были расформированы, а их солдаты были распределены по частям Ваффен-СС, в частности 4-й дивизии СС (полицейской).

Среди прочих своих акций, «Фольксдойче миттельштелле» с широким размахом организовала на оккупированных территориях экспроприацию частной собственности не арийцев в пользу немцев.
Фольксдойче там были предоставлены апартаменты, мастерские, фермы, предметы мебели и одежды, ранее принадлежавшие русским, украинцам, полякам, и евреям.

Местное «неарийское» население оккупированных стран было крайне заинтересовано в попадании в этот список, так как тем, кто числился в данном списке, были положены определённые льготы, включая лучшее питание, и особый правовой статус.
Льготы распространялись на выдачу продуктов питания, одежды, мебели.

Например, на оккупированной Украине через сеть специализированных магазинов каждому фольксдойче один раз в неделю выдавались 150 г. жира, 100 грамм сыра, 4 яйца, овощи, фрукты, картофель, мёд, мармелад, соль и многое другое, как правило недоступное лицам, не подписавшим фолькслист.

Давайте посмотрим, теперь, как вели себя фольксдойче на оккупированных территориях Советского Союза.
Вот что вспоминает об этом проживавший в Днепропетровске Юрий Нефедов, которому в 1941 году, кода туда пришли немцы, было 12 лет:

«По городу ходили полицаи, откуда-то наехавшие дядьки в костюмах явно с чужого плеча с винтовками и белыми повязками на левом рукаве, на которых черными буквами было пропечатано по-немецки и по-украински: «УКРАЇНСЬКА ДОПОМІЖНА ПОЛІЦІЯ», с немецкой печатью, с орлом и свастикой. Они отыскивали евреев. Немного позже их одели в черную форму с серыми обшлагами рукавов.
Они же исподволь распространяли слух, что регистрация производится для переселения евреев в села немцев-колонистов Сталиндорф, Калининдорф и Ямбург, а немцев, или как их стали называть, фольскдойче — в город.

И действительно в нашем дворе появилась некая Евгения Карловна из Ямбурга, толстенная, одинокая, сравнительно молодая женщина. Мама продала ей какие-то вещи за пуд муки.
А в соседнем дворе — Эльза Фридриховна, к которой тут же приехал брат фельдфебель, занимавшийся ремонтом бронетранспортеров на территории Химико-технологического института…»

Как видим, фольксдойче начали переезжать из своих немецких колоний в города, занимали там пустующие квартиры и «присматривались» к имуществу местных евреев, которых немцы поначалу «только» грабили, «уплотняли», а сами готовились к их ликвидации.

При оккупантах появились существенные новшества и в школах:
«Открылось несколько школ. Мама сказала, что нужно учиться, и я вместе с ребятами с нашей улицы пошел в пятый класс школы № 33, что напротив Троицкого собора.
Проучились там несколько дней, а когда учительница немецкого языка закричала изо всех сил:
— Это вам не при советской власти, всех буду сечь! — мы ушли и больше в школу не возвращались… (Ю. А. Нефедов «Поздняя повесть о ранней юности»)

Характерно, что «избалованные» советскими педагогами школьники категорически не захотели, чтобы их «всех секли» в «новой европейской школе» и навсегда покинули её стены.

Похожие примеры, о реалиях жизни в оккупированном немцами Симферополе, записал в своем дневнике Хрисанф Гаврилович Лашкевич:
«На наших глазах немцы обращались с русскими пленными как с животными: били их, морили голодом, всячески издевались.
Мирных жителей немцы оскорбляли, били, вешали на столбах, в квартиры входили как хозяева, выгоняли жильцов в кратчайшее время и сами занимали жильё, не позволяя изгнанным людям брать с собой ничего из своих вещей.
Всякий протест был бесполезен, да никто и не протестовал, угроза казни за неповиновение висела над всеми жителями.
Мы знали, что малейший намёк на непослушание может привести нас к насильственной смерти.

Целые кварталы, улицы очищались в течение 2—4 часов от жителей, и в освобождённые дома вселялись немцы.
Ужас виднелся во всех лицах, мы чувствовали себя беспомощными, раздавленными».

Надо сказать, что фольксдойче в Крыму оказалось относительно небольшое количество.
Дело в том, что в соответствии с постановлением Совета по эвакуации СЭ-75 от 15 августа 1941 года проводилась эвакуация немецких колонистов и граждан немецкой национальности из Крыма. Тогда было вывезено в глубь страны около 60 тыс. «крымских» немцев.

НАМНОГО больше фольксдойче оказалось на Украине.
Согласно немецким документам, в Рейхскомиссариате Украина проживало около полумиллиона фольксдойче.
Положение фольксдойче, проживавших на территории на Рейхскомиссариата Украина определялось директивами Альфреда Розенберга, как рейхсминистра Восточных оккупированных территорий, от 19 февраля 1942 г. и Генриха Гиммлера, как рейхсфюрера СС и имперского комиссара по консолидации и укреплению германской нации и расы, от 8 сентября 1942 г.

Согласно данным документам, статус фольксдойче, как и во всей Европе, присваивался каждому отдельному гражданину после постановки на учет в «Deutsche Volksliste Ukraine».
Зачастую партийные органы НСДАП были вынуждены заниматься такими проблемами местного населения-фольксдойче, как приобретение новой квартиры, помощь в трудоустройстве, прочие исключительно бытовые проблемы.
Вскоре немцы приступили к полной ликвидации местного еврейского населения.

Посмотрите, что об этом и о методах «улучшения жилищных условий» для фольксдойче вспоминает Ю. Нефедов:
«Из нашего двора навсегда исчезли наши соседи Добины, Елизавета Григорьевна и Марк Евсеевич.
На веранде в инвалидной коляске осталась сидеть бабушка, мать хозяйки. Такая же старушка и тоже в инвалидной коляске осталась в доме № 42 из семьи расстрелянных Шерфов.
Несколько дней за ними ухаживали соседи, затем наехали фольксдойче, заняли опустевшие квартиры, а старушек солдаты перетащили в подвал одноэтажного дома, что еще до недавнего времени стоял на углу улиц Кирова и Дачной, напротив студенческой поликлиники…

В середине марта 1942 г., в один из дней, когда был наш черед кормить старушек, мы с братом ранним утром, еще не совсем рассвело, несли им котелок горячей кукурузной каши, или мамалыги, другого тогда не было. Дойдя до дома № 31, мы увидели телегу с лошадью, стоящую у входа в подвал, где находились наши подопечные.

Это все тогда было ОБЫЧНЫМ делом:
«Расклеиваемые листовки и газеты сообщали о взятии Сталинграда. Когда они сообщили об этом в третий раз с интервалом в две-три недели стало понятно, что это вранье. Нам всем было обидно, страшно и по-прежнему голодно.
А из открытого окна соседей-фольксдойче доносились запахи вареного мяса и мы спорили, что варится: свинина, говядина или курица.

У соседей, что жили в квартире расстрелянных Добиных, хозяин работал в городской Управе переводчиком, ходил в полувоенной форме и подчеркнуто строго обращался ко всем только по-немецки.
Мы все его люто ненавидели, и у его сына Аркадиуса спрашивали, не собирается ли его отец на фронт — помочь фюреру.
Нам всем так хотелось, чтобы его там убили…»

Самое удивительное, что на Украине фольксдойче действовали также нагло и напористо даже в 1943 году, когда «счастливая звезда» их фюрера начала стремительно закатываться.
Вот как у Юрия Нефедова (и его матери) они тогда отобрали квартиру:

«Вообще 1943 год был не похожим на предыдущий. Немцы бежали полным ходом, как они писали в своих сводках — выравнивали линию фронта.
В город наехало множество всякого войска, а с ними те, кто бежал от нашей армии: фольксдойче, полиция и прочие, замаравшие себя сотрудничеством с оккупантами.
В наших кварталах улиц Кирова, Чернышевского, Бассейной и Дачной разместилась какая-то часть зенитной артиллерии.
Новшеством было их подчеркнуто вежливое отношение к населению и работавшим у них нашим военнопленным. Военнопленные заготавливали топливо, перемещаясь без конвоя, но из осторожности нескольких человек держали в заложниках.

Своей уверенностью эти пленные не были похожи на своих собратьев 1941–1942 годов. При встречах они, не таясь, радостно сообщали, что немцев гонят во всю.

Не знаю какому из прибежавших с востока фольксдойче понравился наш дом, но стали докучать полицаи, предлагавшие немедленно его покинуть.
После двух или трех таких приходов мы собрали все, что могли унести втроем, и ушли…»

Надо бы вообще поподробнее упомянуть о деятельности различных структур фольксдойче на Украине:
«В отличие от официальной политики НСДАП, Гитлерюгенд на территории Рейхскомиссариата Украина действовал как организация для фольксдойче.
Бытовало мнение, что, в отличие от старшего поколения, «испорченного большевизмом», молодежь было возможно перевоспитать, создав из них убежденных, настоящих национал-социалистов.
Однако же, необходимо отметить, что в руководящих органах Гитлерюгенда служили исключительно приезжие рейхсдойче.
Украинский Гитлерюгенд получил название «Дойче Югенд Украины» (нем. Deutsche Jugend Ukraine — «Немецкая Молодежь Украины»).
Его членами были обязаны становиться все молодые фольксдойче первой и второй категорий в возрасте от 10 до 21 года.
Что же касается фольксдойче третьей категории, то их принимали только с разрешения местного гебитскомиссара.

Украинский гитлерюгенд старался охватить своим влиянием каждый населенный пункт, где проживали фольксдойче, что ему, в принципе, удавалось.
Кроме того, на территории Рейхскомиссариата Украина действовала также организация NSV (нем.Nationalsozialistische Volkswohlfahrt — «Национал-социалистская взаимопомощь»), чьи отделения существовали при соответствующих структурах НСДАП…

После 1943 года общая процедура подтверждения немецкого происхождения упростилось. Достаточно было подтверждение 2-3 свидетелей-немцев об этом факте.
19 мая 1943 г. был подписан указ о предоставлении немецкого гражданства этническим немцам (не гражданам Германии), уже служившим в частях вермахта, СС, полиции или организации Тодт. Лицам, которые поступали на службу в эти части после вступления этого указа в силу, немецкое гражданство предоставлялось со дня их зачисления на службу.

Тогда же, 19 мая 1943 г., последовало распоряжение министра внутренних дел и министра оккупированных восточных территорий о предоставлении немецкого гражданства лицам, проживающим на территории Рейхскомиссариата Украины и включённым в категории 1 и 2 Deutsche Volksliste Украины» (Verordnung ;ber die Verleihung der deutschen Staatsangeh;rigkeit an die in die Deutsche Volksliste der Ukraine eingetragenen Personen vom 19. Mai 1943).
Этнические немцы, отнесённые к 3-й категории, получали немецкое гражданство временно, сроком на 10 лет, в течение которых они могли оправдать оказанное им доверие.
Если они это доверие оправдывали до истечения положенного срока, гражданство могло быть окончательно предоставлено раньше.

Лица, включённые в категории 1 и 2 Deutsche Volksliste, получали удостоверение синего, а включённые в категорию 3 — зелёного цвета. В синих документах имелась запись, подтверждавшая немецкое гражданство их владельцев.
В зелёных стоял штамп, удостоверявший получение немецкого гражданства на испытательный срок (Inhaber besitzt die deutsche Staatsangeh;rigkeit auf Widerruf).

(На иллюстрации к этой главе мы видим счастливого обладателя удостоверения фольксдойче первого (самого высшего) «сорта»).

Приведу еще один пример из воспоминаний Юрия Нефедова, который показывает судьбу многих уехавших в «объединенную Европу» Адольфа Гитлера гражданок Советского Союза.
Дело происходит весной 1945 года в Восточной Пруссии где наступала 191-я Краснознаменная Новгородская стрелковая дивизия, в которой воевал Юрий:

«Проверяя стоящий примерно в километре от главной дороги большой и красивый фольварк, наши ребята услыхали стон в подвале, на двери которого висел огромный замок. С помощью гранаты дверь открыли, вошли и увидели большую бочку, к которой спиной была привязана голая девушка, сидящая на цементном полу без сознания.
Подняли ее наверх в теплую комнату, растерли спиртом, влили в нее водку и она, придя в себя и увидев нас, опять потеряла сознание.

В конце концов мы все же услыхали от нее, что произошло: вечером в фольварк зашли шесть немецких солдат, поужинали с выпивкой и стали приставать к хозяйской дочке.
Хозяин предложил им вместо дочки русскую работницу, чему те обрадовались и вшестером ее изнасиловали.
Утром повторили, привязали к бочке и ушли. Спасибо, не убили.

Несколько дней она была под наблюдением полковых врачей, а потом мы снабдили ее одеждой и с первой оказией отправили в тыл.

Была она украинкой, из-под Киева.
Интересно получила ли она в наши дни компенсацию от Германии за работу в рабстве?»

Не правда ли, страшная реальность той безжалостной войны?!
Нам сейчас либеральные сочинители всячески навязывают идеи «всепрощения», примирения, равной ответственности СССР и Германии за развязывание войны и прочее паскудство.
Интересно бы спросить у той многократно изнасилованной немцами, и спасенной советскими солдатами от смерти украинки, что она думает о таких «проповедях».

Надо сказать, что местные поляки (которые издавна проживали в Восточной Пруссии) после прихода Красной Армии, не слишком-то церемонились с местными «фольксдойче».
Вот, что рассказывает об этом Ю. Нефедов:

«Обыскали поляка, забрали с собой и пошли к батальону. На окраине хутора люди: старики, женщины. Один старик бросился на нашего поляка, что-то кричит, из-за его волнения мы совсем ничего не можем понять.
Потом разобрали: немец он!
Грабитель и насильник, сын местного помещика-немца, убивал в этих краях.

Мы его еле отбили от разъяренных людей, а когда привели в батальон, там удивились: зачем, мол, отбивали?
И это тоже была война…»

Ну и чтобы не рассказывать в этой главе только об одних подонках и мерзавцах, приведу, в ее завершении, потрясающее описание одного из боев в Германии в котором в апреле 1945 года принял участие молодой красноармеец Юрий Нефедов:
«…на гвозде висел оставленный мною шмайсер. Схватив его, я забыл о сумке с запасными рожками, и выскочил в траншею, осторожно выглянул и невольно съежился: человек 250 немцев, охватывая полукольцом то место, где находился блиндаж, двигались через мокрую низину с подоткнутыми за пояс полами шинелей, ведя огонь на ходу из автоматов и пулеметов.
За спиной у них рванули два снаряда, я понял, что наши передали данные для стрельбы по третьей траншее и сейчас ударят между третьей и второй, а затем по второй.
Какая-то сила рванула меня из окопа прямо за насыпь на крыше блиндажа, откуда я пополз к фундаменту разбитого сарая: до него было метров 30 и внутри его можно перевалить почти что на обратный скат высоты.

Вдруг где-то рядом ударил «горюнов». Немцы замешкались, попятились, я выглянул из-за угла.
Комбат лежал за пулеметом, ленту ему подавал кто-то из офицеров. Был он в гимнастерке с расстегнутым воротом, без ремней, в свете огня поблескивали ордена. Все было каким-то будничным, как на работе или учениях.

Только яростная напористость чувствовалась в его слившейся с пулеметом фигуре, и огонь из ствола, казалось, изрыгался не порохом, а его командирской волей.
Подумалось, что все это похоже на эпизод из фильма «Чапаев»…

Требуется небольшой комментарий этого эпизода.
Упомянутый тут Ю. Нефедовым «горюнов», из которого комбат бил по наседавшим немцам и власовцам, это 7,62-мм станковый пулемёт Горюнова (СГ-43), который был принят на вооружение РККА в 1943 году и существенно превосходил «Максима».
«Горюнов» обладал бОльшей скорострельностью (800 выстрелов в минуту, против 600 у «Максима») и имел воздушное охлаждение ствола (а «Максиму» для охлаждения ствола зимой требовался глицерин (около 5 литров, если не ошибаюсь)), который в военное время был большим дефицитом.
Всего было выпущено более 80 тысяч «горюновых».

Этого своего комбата, капитана Трусова, Юрий Нефедов, получивший тогда тяжелую контузию, «потерял» в яростной круговерти военных дней.
Надо сказать, что Юрий очень уважал своего комбата, который запомнился ему опытным, умным и требовательным командиром, который берег своих бойцов.

А вот что произошло в критический момент этого боя:

«От понтонной переправы в нашу сторону быстро шла, почти бежала, огромная колонна нашей пехоты.
Впереди шел подполковник в расстегнутом на груди кителе, из-под которого виднелась матросская тельняшка, с пистолетом в руке.

А немного ниже нас, в немецком пулеметном окопе копошились трое — командир дивизиона, Китайкин и старший сержант Боев, как я узнал позже, лучший корректировщик. За бруствером сверху лежал Пагин, положив впереди себя две немецкие каски: в окопе он не помещался.
Снаряды уже рвались на склоне высоты прямо среди бежавших в разные стороны власовцев, осколки свистели над нашими головами, но это были свои осколки, а подбежавшая пехота разворачивалась плотными цепями и двигалась наверх, ко второй немецкой, брошенной нами с десяток минут назад, траншее.

Комдив со своими помощниками выскочил из окопа, те, что были в подвале, присоединились к ним, и мы двинулись следом за пехотой. Телефон висел на плече Боева, трубка — в руках комдива и он непрерывно переносил огонь по уже убегающему противнику».

Как бы хотелось, чтобы в памяти нынешней молодежи и будущих поколений россиян остались не уголовники, власовцы и прочее отребье, «образами» которых щедро потчует нас рассеянское телевидение и «либеральные» СМИ, а комбат Трусов, в гимнастерке с расстегнутым воротом, без ремней «слившийся с пулеметом», в свете огня которого поблескивали его ордена!

Или тот безвестный подполковник, кто вел своих «орёликов» в атаку, вышагивая впереди них «в расстегнутом на груди кителе, из-под которого виднелась матросская тельняшка», демонстрируя всем свое презрение к смерти и бесшабашную «морскую душу».

Это же были совсем молодые ребята, лет по 30-35 не больше.
Разве им не хотелось жить, тем более тогда, в апреле 1945 года, когда всем было видно, что Победа близко?!
Однако, чувства командирской чести и гордости требовали от них показывать своим бойцам личный пример в тех последних, яростных схватках с немцами и их холуями всех мастей…

В следующей главе мы поговорим о переселении немцев Поволжья в Казахстан в августе 1941 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *