Фомино воскресенье что это
Антипасха
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспомниание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день ( Ин.20:26 ); а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня); называется также «Неделя о Фоме», или «Фомино воскресенье».
Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника ( Ин.20:19-31 ). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4 ).
Антипасха связана с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. она служила завершением 8‑дневных пасхальных торжеств, с др. стороны – с Таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поётся пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.
Этот праздник открывает собой период после Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака.
Неделя вторая после Пасхи: Радостная Антипасха и печальная Радоница
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка — это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.
Но все это, конечно же, второстепенно!
Что же празднует Церковь на исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей.
Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это апостол Фома.
В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25). И увидел — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.
Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), — отвечает апостолу Спаситель.
«Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями», — комментирует эти слова Христа святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит, и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже не забыты.
Поминовение умерших. Радоница
Вопреки распространившемуся в советское время обычаю ходить на кладбище на Светлой неделе в эти дни не совершается даже панихид (служб об упокоении умерших). Почему? Потому что это время радости, отчего даже выпавшие на этот период отпевания священники совершают, облаченные в самые праздничные — красного цвета — одежды, с пением радостных песнопений Пасхи. Более того. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — это обычное печальное пение, под которое гроб с телом умершего несут, чтобы предать земле, заменяется ликующим пасхальным тропарем. Все дышит Воскресением Христовым — окончательной победой над смертью.
Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи все-таки есть: это вторник Фоминой (Новой) недели. Радоница — плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Но само название свидетельствует о настроении этого дня: хоть он и связан с печалью об оставивших наш мир, но печаль эта светлая, растворенная возгласом: «Христос воскресе!»
Читайте также другие тексты из серии «7 недель после Пасхи».
О жизни апостола и его характере – Фома: апостол и «авантюрист»
Антипасха — Фомино воскресенье
Уверение Фомы (фрагмент иконы)
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Красная горка 2021: Антипасха и Радоница, свадебные обряды, «кормление» покойников
Красная горка — это народное название праздника Антипасха, который отмечают через неделю после Пасхи — Светлого Воскресения Христова. Антипасха посвящена апостолу Фоме, поэтому праздник иногда называют Фоминым воскресеньем. Вся следующая после Антипасхи неделя называется Фоминой неделей. Вторник Фоминой недели — это Родительский день, или Радоница. Согласно церковным правилам, это первый день после Пасхи, когда положено посетить кладбище и помянуть усопших близких. При этом древние народные славянские традиции предусматривает посещение кладбищ и в пасхальную неделю.
В 2021 году Антипасха (Красная горка) приходится на 9 мая, Радоница — на 11 мая. Подробнее об этих праздниках — в материале ФАН.
Антипасха апостола Фомы
Слово «Антипасха» означает обновление, продолжение Пасхи. Праздник связан с историей об апостоле Фоме, который опоздал и не увидел, как Иисус Христос впервые после своего воскресения появился перед своими учениками.
В память о том, как Фома лично «прочувствовал» Пасху, и отмечается праздник Антипасха — обновление радости от Светлого Христова Воскресения.
Красная горка: свадебные обряды и приметы
Народное название Антипасхи — Красная горка. С Фоминой недели церковь вновь начинает венчать новобрачных, по традиции стартует весенний сезон свадеб. На самом деле Красная горка — праздник дохристианский, связанный с окончательным пробуждением природы, с первой зеленью, с возвращением птиц в родные края, с появлением в лесах дичи. В древности это означало окончание голодного периода и возможность подумать о продолжении рода. О происхождении названия «Красная горка» и о некоторых традициях этого дня можно узнать из инфографики ФАН.
После принятия христианства Красная горка объединилась с Антипасхой, но народные корни (хороводы, ритуальные блюда, символизирующие Солнце, и некоторые другие обряды) остались.
На Красную горку еще не венчают, но этот день дает старт свадебному сезону. Сыграть свадьбу весной на Руси считалось очень престижным. Согласно приметам, такой союз должен быть прочным и долговечным. Дело в том, что организовать свадебное торжество весной могли только зажиточные семьи, у которых были «живые» деньги, оставшиеся от продажи излишков урожая. Более «скромным» вариантом была свадьба осенью, на Покров, после окончания осенней страды.
Поэтому молодые люди, которые по бедности не могли рассчитывать на весеннюю свадьбу, в это время присматривали себе пару, чтобы пожениться осенью.
Кроме того, на Красную горку чествовали молодоженов, а также девушек и женщин как продолжательниц рода.
Вообще, согласно приметам, Красную горку и Фомину неделю молодым людям без пары нужно провести весело, в радости, в общении, иначе можно надолго остаться в одиночестве.
Одной из излюбленных забав молодежи на Красную горку было обливание водой — как форма заигрывания. В ходу были различные забавы и игры с пасхальными яйцами. Яйца скатывали с пригорков, ими бились, обменивались, дарили и так далее. Все эти игры носили ритуальный характер, были формой заигрываний и ухаживаний — как намек на возможное более серьезное продолжение.
Когда лучше жениться в 2021 году
Самым удачным весенним периодом для замужества считается вся Фомина неделя после Красной горки — с 10 по 16 мая включительно.
Радоница 2021: традиции и «кормление» покойников
Радоница считается первым после Пасхи Родительским днем, когда по православному обычаю нужно обязательно посетить могилы усопших родных, помолиться за них и разделить с ними радость Христова Воскресения. Радоница всегда приходится на второй вторник после Пасхи. В некоторых местностях этот день объявляют выходным, а для поездок на кладбища выделяют дополнительный транспорт.
На Радоницу люди по традиции сначала поминают близких в церкви, а затем посещают кладбища, где проводят уборку и благоустройство могил. До сих пор живы и народные кладбищенские обряды, которые церковь не одобряет. Самый известный обряд — это «кормление покойников» — то есть трапеза на кладбище как бы вместе с усопшими, после которой на могилах оставляют не только зажженные свечи и лампады, но и различную снедь (в основном сладости), а иногда и рюмки с алкоголем.
Церковь считает такие традиции пережитком язычества и призывает верующих не устраивать застолье на кладбище, а проводить поминальную трапезу дома. Поминальными блюдами в русской традиции считаются каша-кутья, блины и кисель. «Упиваться» алкоголем в этот день на Руси было не принято. Неумение вести себя на поминках до сих пор считается серьезным недостатком и предметом осуждения.
Что такое антипасха, и когда она отмечается
Антипасха – это первое воскресенье после Пасхи, в 2021 году оно выпадает на 9 мая (а сама Пасха – соответственно на 2 мая). Название дословно можно перевести как «вместо» или «напротив» пасхи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.
Здесь нет ничего отрицательного или тем более негативного по отношению к главному христианскому празднику. Просто Антипасха завершает светлую седмицу (пасхальную неделю), что дает повод в очередной раз вспомнить Светлое Христово Воскресенье и как бы опять погрузиться в атмосферу пасхальной ночи.
Что такое Антипасха
Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в восьмой день (в воспоминание того, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Своё явление, случившееся в первый день, а также в воспоминание того, что это воскресенье стало Новым после первого Воскресного дня).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Этот день имеет и несколько других названий:
Что можно и что нельзя делать на Антипасху
На Антипасху принято делать все то же самое, что и на Пасху: радоваться Воскресению Спасителя, славить Христа и поздравлять друг друга с Пасхой. Также на нее официально снимается запрет на венчания, действовавший весь Великий пост и Светлую неделю.
Под запрет попадает все то же самое, что и на Пасху: в Антипасху нельзя сквернословить, ругаться, грустить и скорбеть — так как это радостный праздник, — давать и брать деньги в долг, заниматься физическим трудом, работать и хлопотать по хозяйству.
На Красную горку, по традиции, наряжались в самые красивые наряды, посему к празднику готовились заранее.
Красная горка считалась девичьим праздником, поэтому девушки старались всячески привлечь к себе внимание – вплетали яркие ленты в косы и надевали красочные платки.
Почему на Антипасху часто женятся
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства. Хотя, конечно, сочетаться браком можно в любое время, но в первую неделю после Пасхи делать это нежелательно.
Приметы на Красную горку
На Красную горку проводились массовые гуляния, хороводы, песнопения, игры и, конечно же, сватовство. Кстати, для молодых людей считалось плохой приметой в праздник сидеть дома, поскольку поговаривали, что те, кто не вышел на гуляния в Красную горку, найти себе пару не сможет.
Обряды, призванные защитить село от невзгод и привлечь хороший урожай, проводились также в этот день. Обряд, по традиции, проводили только женщины – для этого они собирались затемно на краю села, впрягались в плуг и, читая молитвы, делали вокруг всего селения борозду.
Хорошей приметой считалось, если при замыкании круга образовывался крест, а глубокая борозда указывала на защиту поселения от неурожая, засухи, болезней и других напастей.
Гуляния начинались после проведения обряда — активное участие в них принимала молодежь со всего села. Девушки и юноши старалась показать свои умения и таланты с наилучшей стороны — девицы пели и танцевали, а юноши — демонстрировали в состязаниях свою ловкость и силу.
Обряд на счастье также проводили на Красную горку – крашеные яйца люди скатывали с небольших пригорков. Если яйцо ровно скатывалось и не разбивалось – владельца ожидало счастье. Для привлечения счастья люди на Антипасху загадывали желание на монетку и бросали ее в водоем или колодец. В старину верили, что данный обряд принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.
Для того чтобы водились деньги в праздник, по приметам, необходимо умыться перед иконой, вдобавок самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе. На Антипасху, по приметам, чтобы получить крепкое здоровье и долголетие, принято было молиться Господу. Люди верили, что в праздник не только Бог слышит их молитвы, но и усопшие родственники, которые будут также помогать молящимся.
Материальное благополучие и счастливое супружество год сулит тем, кто на Красную горку приметы соблюдает. Но не забывайте, что эти суеверия, как и любые другие, Церковь не одобряет.
Как и на Антипаску, на Красную горку нельзя работать. Считается, что любое начатое дело непременно пойдет наперекосяк, а посаженное в землю семя не даст плодов.
Чтобы привлечь счастье и благополучие, нужно накормить семь бездомных животных.
Услышать колокольный звон на Антипасху — добрый знак, сулящий здоровье всей семье.
Что думает церковь об Антипасхе: ответ священника
Андрей П., 14 лет
– Недавно я услышал, что после Пасхи будет еще праздник Антипасха. Почему этот праздник так странно называется? Чем отличается Антипасха от Пасхи?
Отвечает священник Евгений Аленин, клирик Лазаревского храма г. Рязани
– Действительно, следующее после Пасхи воскресенье имеет в церковном календаре наименование «Антипасха».
Приставку «анти» мы привыкли употреблять для противопоставления чего-то (например, антивирус, антициклон). Но в переводе с греческого она может еще означать «вместо». В данном случае получается, что название праздника означает: «вместо Пасхи».
Речь идет, скорее, о повторении Пасхи: «вместо дня Пасхи… празднуем Пасху снова и снова». Праздник Пасхи настолько велик, что одного дня для его празднования явно мало. Поэтому празднование Пасхи совершается аж 40 дней. Особенно же торжественно Пасха празднуется в течение первой недели, имеющей название «Светлая седмица».
А ее окончание – это и есть «Антипасха».
Повод отпраздновать Воскресение Христово нам дает и то, что через 8 дней после Своего Воскресения Спаситель снова явился ученикам в горнице. Об этом читается Евангелие в день Антипасхи на Литургии. При этом явлении Господь уверил в Своем Воскресении апостола Фому, показав ему Свои раны.
Упадок духа апостола Фомы после Крестной смерти Спасителя был настолько велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения, а их словам о явлении воскресшего Учителя не поверил. Имя апостола Фомы из-за этого стало нарицательным: «Фома неверующий». Но справедливости ради стоит добавить, что св. апостол Фома впоследствии основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и в Индии, где претерпел мученическую кончину за Христа.
Богослужение на Антипасху
Богослужение этого дня посвящено воспоминанию явления воскресшего Иисуса Христа ученикам в «первый день недели вечером» и уверение апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин. 20:19–31). Число «восемь» имеет символическое значение, восьмой день обозначает жизнь мира грядущего (см. Евр.4).
Антипасха словно завершает круг пасхальных богослужений. На Всенощном бдении Антипасхи, которое совершается в субботу на Светлой седмице, двери алтаря, распахнутые настежь всю пасхальную неделю, закрываются. Церковь продолжает богослужения в привычном режиме. При этом попразднство пасхи длится целых 38 дней, вплоть до Вознесения, которое в 2021 году приходится на 10 июня.