Смотреть что такое «Либих Юстус» в других словарях:
Либих, Юстус — Юстус Либих нем. Justus von Liebig Юстус Либих (1803 1873) Дата рождения … Википедия
Либих Юстус — Либих (Liebig) Юстус (12.5.1803, Дармштадт, 18.4.1873, Мюнхен), немецкий химик. Профессор университетов в Гисене (с 1824) и Мюнхене (с 1852). С 1830 член корреспондент Петербургской АН, с 1860 президент Баварской АН. В 1825 организовал в Гисене… … Большая советская энциклопедия
Либих, Юстус — ЛИБИХ (Liebig) Юстус (1803 73), немецкий химик, основатель научной школы, один из создателей агрохимии. Открыл (1823) изомерию. Получил ряд органических соединений. Один из создателей теории радикалов. Автор химической теории брожения и гниения,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛИБИХ Юстус — (Liebig, Justus von) (1803 1873), немецкий химик, один из основоположников органической химии. Родился в Дармштадте 12 мая 1803. Учился в Боннском (1820), затем в Эрлангенском (1821) университетах, в 1822 1824 работал у Ж.Гей Люссака в Париже.… … Энциклопедия Кольера
Либих Юстус — … Википедия
Либих, Юстус фон — Юстус фон Либих нем. Justus von Liebig … Википедия
ЛИБИХ — Юстус (Justus v. Liebig, 1803 1873), знаменитый немецкий химик.. Получив университетское образование в Бонне и Эрлангене, Л. в 1822 году отправился для специального изучения химии в Париж, где работал в лаборатории Гей Люссака. Вернувшись в… … Большая медицинская энциклопедия
Либих — фон Либих (нем. Freiherr von Liebig): Либих, Юстус фон Бочка Либиха Гиссенский университет имени Юстуса Либиха (нем. Justus Liebig Universität Gießen) … Википедия
Юстус Либих — нем. Justus von Liebig Юстус Либих (1803 1873) Дата рождения: 12 мая 1803 года Место рождения … Википедия
Юстус Либиг — Юстус Либих нем. Justus von Liebig Юстус Либих (1803 1873) Дата рождения: 12 мая 1803 года Место рождения … Википедия
Ю́стус фон Ли́бих (нем. Justus von Liebig ; 12 мая 1803, Дармштадт — 18 апреля 1873, Мюнхен) — немецкий химик.
Биография
Первоначальное образование получил в дармштадтской гимназии. Университетское образование получил в Бонне и Эрлангене (1819—1822).
В 1822 г. переехал в Париж, где благодаря своей научной работе, представленной французской акд. наук, стал известен Александру Гумбольдту, через которого вошёл в тесные отношения с Гей-Люссаком. Либих уже с 1824 г. стал экстраординарным, а с 1826 г. и ординарным профессором химии в Гессене.
Благодаря своим необыкновенным дарованиям Либих скоро стал главой научной школы. При поддержке правительства им была устроена первая в Германии образцовая лаборатория, которая более четверти столетия привлекала учёных всех стран.
Многие из русских учёных были учениками Либиха, как напр. А. Воскресенский, Н. Зинин, А. Ходнев, П. Ильенков, Н. Соколов, К. Шмидт. Либих великим герцогом гессенским произведён в баронское достоинство. С 1852 г. состоял профессором в мюнхенском университете, с 1860 г. — президент академии наук и главный консерватор научных музеев государства.
В Дармштадте ему поставлен памятник в 1887 г.; в Гессене в 1890 г. и ещё ранее, в 1883 г., немецкое химическое общество воздвигло ему памятник на Максимилиановской площади в Мюнхене. Нельзя не удивляться разнообразию, многочисленности и плодотворности работ Либиха.
Изданная им в 1840 г. (9 издание в 1876 г.), «Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Agrikultur und Physiologie» была, по справедливому выражению Гофмана, благодеянием для человечества. Его «Naturwissensch. Briefe über die moderne Landwirtschaft» (Лпц., 1859 г.) не только интересны для химии, но и для остальных отраслей естествознания.
Не менее известны его «Die organische Chemie in ihrer Anwendung auf Physiologie und Pathologie» (1842, 3 изд. 1846 г.). Эти работы переведены на французский, английский, итальянский, венгерский и русский языки. Из других капитальных сочинений укажем на «Theorie und Praxis in der Landwirtschaft» (1856). Кроме большого числа научных работ, указанных ниже, Либих редактировал «Annalen der Chemie und Pharmacie», издаваемый им с 1832 г. совместно с Гейгером, с 1851 — с Велером и Коппом.
Совместно с Поггендорфом им начато издание «Handwörterbuch der Chemie», и кроме того им была обработана химическая часть в «Учебнике фармации» Гейгера, органическая часть которого вышла как самостоятельный «Учебник химии» (1839—1843). Научные работы Либиха также касаются всех отраслей этой науки.
В технической и агрономической химии важны его исследования над цианистым калием в применении его к фабрикации жёлтой кровяной соли и гальванопластике, работы об альдегидах при фабрикации уксуса, опыты над серебрением стекла для фабрикации зеркал, над известковыми суперфосфатами в применении к земледелию.
В области аналитической химии заслуживают большого внимания работы, касающиеся метода отделения никеля от кобальта, метода определения кислорода воздуха при помощи пирогалловой кислоты, а также определение соли и мочевины в моче человека и хищных животных. Главная заслуга Либиха несомненно, однако, принадлежит к области органической химии.
Он усовершенствовал аппарат для сжигания органических соединений (печь Либиха) и улучшил метод анализа; исследовал почти все важнейшие органические кислоты; изучил продукты разложения спирта хлором, продукты окисления алкоголя и сверх того составные части жидкостей мяса. Либих открыл в аммелине и меламине первые могущие быть искусственно приготовленными углеродосодержащие основания, нашёл в моче сначала травоядных, а потом человека — гиппуровую кислоту, в жидкости мяса — креатинин и инозиновую кислоту и тирозин как продукт разложения казеина. Он отличил далее цинтонин — главную составную часть вещества мускулов — от кровяного фибрина. С Велером Либих предпринял исследование циановой и мочевой кислот, радикала бензойной кислоты и масла горьких миндалей.
Либих открыл один из фундаментальных законов экологии — закон ограничивающего фактора (известный также, как бочка Либиха).
Либих известен и как оратор. Между речами, сказанными им как президентом акд., следует указать речь «О Фрэнсисе Бэконе Веруламском» (1863), «Индукция и дедукция» (1865), одна из позднейших — «Развитие идей естествознания».
Юстус Либих похоронен на Старом южном кладбище в Мюнхене.
Юстус Либих (1803-1873) – Агрономия для человечества
Выдающийся немецкий профессор органической химии Юстус Либих всю свою жизнь исследовал способы питания растений, решал вопросы рационального использования удобрений.
Он многое сделал для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Россия за оказанную ей помощь в подъеме земледелия наградила ученого двумя орденами Святой Анны, Англия сделала его почетным гражданином, в Германии он получил титул барона. Ему принадлежит заслуга в создании концентратов пищевых продуктов. Он разработал технологию производства мясного экстракта, который уже в наши дни получил название «бульонного кубика». Немецкое химическое общество воздвигло ему памятник в Мюнхене.
Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора, или закон минимума Либиха («бочка Либиха») – для организма наиболее значим тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.
Интерес к химии Юстус перенял от отца, известного аптекаря в немецком Дарм- штадте. Кроме того, за городом отец имел небольшую химическую лабораторию, в которой проводил всевозможные опыты. И рядом с ним всегда был Юстус. Мальчик с огромным интересом наблюдал, как под воздействием пламени, спирта, воды одно вещество превращается в другое. В гимназии он тяготился изучением гуманитарных наук. Он жаждал поскорее вернуться домой и приступить к изучению свойств органических и неорганических веществ.
Юстус Либих оказался способным студентом, он быстро освоил курс традиционных наук, но и быстро разочаровался – профессора не могли ответить на многие его вопросы. Помог случай: талантливый юноша познакомился с гессенским герцогом, который, узнав о его научных интересах, направил на учебу в Париж, к самому члену Французской академии наук Гей-Люссаку. Три года работы со знаменитым химиком, три года экспериментов!
Юстус вернулся домой в 1824 году уже известным химиком, поступил работать в университет Эрлангена, стал доктором наук в 21 год! И тогда же получил место профессора химии Гиссенского университета. С 1852 года он – профессор Мюнхенского университета, а в 1860 году его выбрали президентом Баварской академии наук.
Наблюдая за ростом растений в питательной среде, он убедился, что наибольшее влияние на рост и плодовитость растений оказывают калий, азот и фосфор. Он решил вносить в почву эти вещества и с их помощью повысить урожайность сельскохозяйственных культур на посевных полях. Это было открытие. Но сколько нужно вносить удобрений? И Либих занялся проведением новых опытов. Его эксперименты доказали: с минеральными удобрениями растения лучше развиваются, приносят хорошие плоды, улучшается структура почвы.
Далеко не все с интересом отнеслись к результатам его экспериментов. Крестьяне не хотели вносить в почву фосфор, отказались от сжигания и перемола костей. И как Либих ни убеждал, что внесение удобрений повысит урожайность, ничто не помогало. Потребовались годы, прежде чем человечество осознало необходимость широкого использования минеральных удобрений.
Сегодня Либих по праву признан одним из основоположников агрохимии и биохимии. Он обосновал теорию минерального питания растений и повышения плодородия почв. Он также внимательно относился к проблемам качественного питания человека и предложил делить пищевые продукты на жиры, белки и углеводы. Это ему принадлежит утверждение, что жиры и углеводы служат для организма своего рода топливом. Он открыл один из фундаментальных законов экологии – закон ограничивающего фактора (известный также как «бочка Либиха»).
Либих предложил перестроить всю систему преподавания химии, рекомендовал проводить лабораторные занятия, давать учащимся больше возможности заниматься самостоятельно, поощрять их экспериментирование. Его новая учебная система распространилась не только в Германии – она была принята и в других странах Европы.
С 1826 г. началась дружба и совместная работа Либиха с Вёлером. С Вёлером, Гей-Люссаком и Берцелиусом Либих состоял в постоянной научной переписке.
В 1838 г. Либих выступил с критикой низкого уровня развития химии в Австрии, указав прежде всего на отсталость и неспособность к творчеству преподавателей высшей школы в этой стране. Спустя два года Либих возложил ответственность на правительство Пруссии за пренебрежение уровнем исследований и преподавания химии в этой стране. Но по вине реакционного прусского правительства был потерян еще десяток лет, пока не была наконец создана современная лаборатория под руководством Бунзена в Бреслау. И лишь спустя четверть века после опубликования критической статьи Либиха первый ученик Либиха А. В. Гофман получил кафедру химии в Пруссии. Правительство Австрии, признавая заслуги Либиха в развитии химии и справедливость его критики, пригласило немецкого ученого в 1840 г. в Вену. Но Либих отклонил это приглашение, поскольку либерально настроенный ученый не хотел жить в условиях реакционного режима Меттерниха. Отклонил Либих и последовавшее в 1851 г. приглашение Гейдельбергского университета, так как он надеялся добиться улучшения материальной поддержки своей лаборатории в Гиссене. Когда его надежды не оправдались, Либих с горечью написал об этом своему бывшему ученику М. Петтенкоферу, который выхлопотал у короля Баварии Максимилиана II приглашение Либиху работать в Мюнхене. Плохое состояние здоровья не позволило Либиху проводить занятия со студентами в мюнхенской лаборатории. В столице Баварии Либих читал свои знаменитые публичные лекции и посвятил себя главным образом изучению физиологической химии, биохимии и агрохимии. Юстус фон Либих умер 18 апреля 1873 г. незадолго до семидесятилетия. При жизни он был удостоен многих почетных званий и отличий. В 1845 г. ему был пожалован титул барона, а в 1859 г. Либих был избран президентом Баварской академии наук.
Лаборатория Либиха в Гиссене (по рисунку 1842 г.)
Мировоззрение и политические взгляды Либиха отражали идеологию немецкой буржуазии. Как и многие его современники, будучи студентом, Либих участвовал в патриотическом движении. Став уже в юности преподавателем высшего учебного заведения, он выступал против реакционной политики прусского и австрийского правительств в области высшего образования. Но к революции 1848 г. он отнесся выжидательно. В идеях организованного пролетариата Либих не смог увидеть прообраз будущего общества.
В опубликованных впервые в 1844 г. «Химических письмах» Либих 8 защищал виталистические взгляды и выступал против материализма, хотя следует заметить, что его статьи были направлены лишь против «Круговорота жизни» Молешотта.
Вклад Либиха в развитие органической х.шии сравним лишь со значением работ Берцелиуса для неорганической химии. Как и Берцелиус, Либих усовершенствовал применявшиеся ранее аналитические методы и аппаратуру и разработал новые, что создало решающие предпосылки для развития органической химии в XIX в. Интерес Либиха к анализу органических соединений возник в первую очередь под влиянием Берцелиуса.
Уже Лавуазье исследовал органические вещества, окисляя их хлоратом калия или оксидом марганца (IV) и анализируя продукты сожжения. Гей-Люссак, Тенар и независимо от них Дёберейнер ввели в качестве окислителя оксид меди (II). В работах Берцелиуса продукты сгорания органических соединений поглощались хлоридом кальция и едким кали. Либих ввел в употребление специальные раздельные печи для анализа органических веществ при их сожжении, трубку для сжигания с оттянутым концом и усовершенствованные сосуды для абсорбции. Либих разработал метод определения азота отдельно от углерода и водорода. Этот способ в усовершенствованном Ж. Дюма виде применяется и в настоящее время.
Аппарат Либиха для сжигания при органическом элементарном анализе
Первый шаг в этом направлении сделали Либих и Вёлер в работе, посвященной исследованию бензоила. В этом основополагающем исследовании было доказано, что в многочисленных продуктах превращения бензальдегида (горькоминдального масла) и его хлор- и бромпроизводных остается неизменной группировка атомов, которая ведет себя как элемент. Авторы назвали эту группировку атомов радикалом бензоилом. В этой же работе Вёлер и Либих развили метод постепенного химического превращения органических соединений, принципы которого на протяжении столетия с большим успехом применялись как для установления структуры, так и для синтеза многих новых веществ.
Своими указывающими новые пути исследованиями амигдалина и мочевой кислоты Либих и Вёлер создали образец будущих методов работы в органической химии.
Либих надеялся, что сотрудничество с Дюма позволит развить положения теории радикалов, независимой от Берцелиуса. Но его ожидало глубокое разочарование. Дюма отказался от теории радикалов и выдвинул собственную теорию замещения. Не сумев справиться с потрясением, Либих отстранился от научной полемики о структурной теории.
В работе «О конституции органических кислот», опубликованной в 1838 г., Либих изложил основы созданной им теории кислот и высказал соображения об основности. Он определил кислоты как соединения, в которые входит водород, способный замещаться на металлы.
Жан Батист Дюма (1800-1884): французский химик, создатель теории замещения; в начале творческого пути работал с Либихом
Учение о питании растений и почвоведение находились тогда еще в начале своей разработки. Этим объясняется тот факт, что вначале исследовались не связанные друг с другом частные вопросы, а не вся проблема в целом. Уже до работ Либиха Альбрехт Таер выдвинул теорию гумуса, где, однако, вопрос о питании растений ставился односторонне. Другие исследователи, среди которых были К. Шпренгель и Либих, теорию Таера отклоняли в принципе. Лишь позднее была преодолена односторонность таких точек зрения. Только тогда были признаны представления о питании растений, учитывающие всестороннюю связь между растениями, почвой и другими факторами окружающей среды.
Большой заслугой Либиха в развитии агрохимии были исследование им химической стороны питания растений и последовательная пропаганда данных этих исследований и следствий из них. Результатом этой деятельности Либиха было введение в немецкое сельское хозяйство в начале второй половины XIX в. химических удобрений и создание предприятий по производству этих удобрений (суперфосфата, сульфата аммония).
Письмо Либиха в 1851 г. к землевладельцу (в начале письма изображение лаборатории в Гиссене)
На основании проведенных обстоятельных анализов образцов растений и почвы Либих пришел к выводу, что растения во время своего роста извлекают из земли минеральные вещества, которые естественно не возвращаются на поля. В этом Либих видел причину падения урожаев. Одновременно Либих вывел закон минимума, в соответствии с которым максимальный доход от сельского хозяйства зависит от того минимума питательных веществ, которые растение может взять из почвы.
Будучи одним из наиболее выдающихся агрохимиков, Либих много сделал для решения продовольственной проблемы растущего населения страны. Проведенные Либихом агрохимические работы, результаты которых обеспечили значительное увеличение урожаев сельскохозяйственных культур, явились серьезным аргументом в борьбе против мальтузианства.
Публикация Либихом в 1842 г. труда «Органическая химия в ее применении к физиологии и патологии» ознаменовала начало его исследований в области физиологической химии. Он изучал химические основы обмена веществ и дыхания. Позднее, работая в Мюнхене, Либих заложил основы науки о питании.
Письмо Либиха (продолжение письма)
Даже многочисленные небольшие работы Либиха оказывали значительное воздействие на развитие химии. Это особенно относится к критике Либихом состояния химии в Пруссии и Австрии, которая диктовалась желанием способствовать подъему химии в интересах страны и народа.
Методы преподавания Либиха оказали далеко идущее влияние на химическое образование. Либих считал, что студенты лишь в результате собственной практической работы могут познакомиться с методами и законами химии, и сделал лабораторные занятия основой изучения химии. Лаборатория Либиха в Гиссене стала примером для всех немецких университетов и высших школ, хотя до него еще в 1811 г. практическими работами студентов руководили И. Дёберейнер в Йене, И. Троммсдорф в Эрфурте и Ф. Штромейер в Гёттингене. Либих ввел в преподавание принцип постепенности в прохождении практикума, при котором студенты знакомились вначале с качественным, затем с количественным анализом, после этого с препаративными методами и затем лишь приступали к самостоятельным исследованиям.
Применяя новые методы обучения, Либих воспитал целое поколение химиков из разных стран мира, ставших его последователями. Наиболее выдающимися из учеников Либиха были А. В. Гофман, Кекуле, Петтенкофер, Копп, Фелинг, Фрезениус, Эрленмейер, Фольгард, Жерар, Вюрц, Гиббс, Плейфер, Зинин, Воскресенский.
Шел обычный урок в Дармштадтской гимназии. В классе стояла тишина. И вдруг над партой, за которой сидел Юстус Либих, взметнулось пламя. Можно представить, какая возникла паника! Виновнику такого «опыта» пришлось в скором времени покинуть гимназию. Отец отдал его в обучение к аптекарю. Но и на новом месте юный химик не прекращал экспериментов со взрывчатыми веществами: во время одного из них даже сорвало крышу с мансарды.
Либиха интересовали не только эксперименты: он с увлечением читал сочинения великих химиков и физиков прошлого — Василия Валентина, Г. Шталя, П. Макёра, Г. Кавендиша и других.
Краткая биография Юстуса фон Либиха
Родился Либих в 1803 г. в Дармштадте в семье аптекаря. Учился в Боннском и Эрлангенском университетах, затем уехал в Париж, где работал у прославленных химиков Л. Тенара и Ж. Гей-Люссака. В Германию Либих вернулся известным химиком. В 21 год он стал профессором Гиссенского университета. С 1860 г. Либих — президент Баварской Академии наук.
Творческая деятельность
Либих был отличным популяризатором науки, свидетельство тому — его «Письма о химии» (1844). Он создал журнал «Анналы фармации» (1832), переименованный в 1839 г. в «Анналы химии и фармации», а после смерти ученого — в «Либиховские анналы химии». Печататься в этом журнале считается большой честью.
Творческая деятельность Либиха чрезвычайно многогранна (это открытие и синтезы новых веществ, усовершенствование методики органического анализа, организация производства жидкого стекла; он по праву считается основоположником агрохимии…). Мы остановимся лишь на созданной Либихом теории радикалов, сыгравшей важную роль в развитии органической химии.
Теория этерина
Первой общей теорией органической химии стала, по существу, теория этерина, выдвинутая в конце 20-х годов французами Ж. Дюма и П. Булеем (этерином в то время называли этилен, иначе — «двууглеродистый водород», «маслородный газ»). Они полагали, что этилен является общей составной частью спирта и эфира и в этом отношении напоминает аммиак в солях аммония.
Таким образом, теория этерина позволяла рассматривать с единой точки зрения различные органические вещества (эфиры и спирты). Кроме того, она показывала, что состав органических соединений, как и неорганических, тоже подчиняется определенным закономерностям.
Теория этерина не получила экспериментального подтверждения и просуществовала недолго. Уже в 1832 г. была опубликована статья Ю. Либиха и Ф. Вёлера «Исследования радикала бензойной кислоты», которая положила начало новой теории — теории радикалов.
Теория радикалов
Понятие о радикале как о группе атомов ввел в химию Лавуазье. Применительно к органической химии этим понятием пользовались (и углубили его) Берцелиус и особенно Либих и Вёлер.
Изучая «горькоминдальное масло» (как тогда называли бензальдегид С6Н5СНО), немецкие химики установили, что в присутствии водного раствора щелочи это соединение переходит в бензойную кислоту, а при действии на него галогенами (хлором или бромом) получается хлористый или бромистый бензоил. При этом было обнаружено, что во всех реакциях группа С7Н50 переходит из одного вещества в другое без изменения:
Берцелиус считал, что открытие немецких химиков «можно рассматривать как начало новой эпохи в растительной химии».
Открытый радикал-группу атомов, остающуюся при реакциях неизменной, Либих и Вёлер назвали бензоилом. Тогда же Берцелиус предположил, что основой этилового спирта должен быть радикал С2Н6, а основой эфира — радикал С4Н10.
Через два года Либих выступил со статьей «О строении эфира и его соединений». В ней он распространил теорию радикалов и на эфиры. «Этот взгляд не является лишь мнением,— писал Либих в заключении статьи, — это неопровержимый факт, и нельзя остановиться на другой теории без того, чтобы не впасть в ошибки и в ложные выводы».
В 1835 г. Ж. Дюма и Е. Пелиго установили, что в состав метилового и этилового спиртов и их эфиров входит группа СН2. Общую для всех этих соединений группу они предложили назвать метилен.
Результаты этой работы, казалось, укладывались в рамки теории радикалов.
Что же понимали в то время под радикалом? Вот как пояснял это сам Либих на примере радикала циана:
«…он является неизменяющейся составной частью в ряде соединений; … замещается другими простыми телами; …в его соединениях с простым телом последнее может быть выделено и замещено эквивалентами других простых тел…».
Вместе с тем уже были известны факты, опровергавшие представление о радикалах как о группах, переходящих без изменения из одного соединения в другое. В 1821 г. М. Фарадей, действуя на хлористый этилен (дихлорэтан С2Н4Cl2) хлором, получил гексахлорэтан (С2Cl6)-соединение, в котором все атомы водорода были замещены хлором, т. е. равные объемы водорода уступили место равным объемам хлора. Еще раньше Ж. Гей-Люссак обнаружил, что водород в синильной кислоте полностью вытесняется хлором; при этом образуется хлористый циан (CNCl). В 1822 г. французский химик Г. Серюллас получил йодоформ (CHI3)-производное метана, в котором водород почти полностью замещен йодом. Теория радикалов не объясняла и того факта, что 1 объем хлора замещает 1 объем водорода в бензальдегиде, как это наблюдали Либих и Вёлер (1832).
Все эти факты, противоречащие теории радикалов, не были объяснены пока ими не занялся Жан Батист Дюма.