Фонд оценочных средств что это

Оренбургский государственный университет

1.1 Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию и оформлению, а также порядок разработки, утверждения и хранения оценочных материалов (фондов оценочных средств) по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет).

1.2 Положение об оценочных материалах (фондах оценочных средств) (далее — Положение) разработано в соответствии с:

1.3 Оценочные материалы создаются в виде фондов оценочных средств (далее ФОС). ФОС включают в себя:

1.4 ФОС должен формироваться на ключевых принципах оценивания: валидности, надежности, объективности.

1.5 Настоящее Положение подлежит применению всеми учебными подразделениями университета, обеспечивающими реализацию образовательных программ высшего образования (далее — ОП ВО) — программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры.

2 Основные термины и определения

Фонд оценочных средств — совокупность оценочных материалов, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения.

Уровни сформированности компетенций — это планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике — знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Этапы формирования компетенций:

Оценочное средство — варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, в ходе выполнения которой испытуемый совершает конкретные действия, позволяет определить уровень сформированности компетенции. В качестве оценочных средств могут выступать разноуровневые задачи и задания.

Виды оценочных средств по уровню сложности:

3 Требования к структуре, содержанию и оформлению ФОС

3.1 При формировании ФОС должно быть обеспечено его соответствие:

3.2 ФОС предназначен для оценивания запланированных результатов обучения (знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, практического опыта) обучающихся и позволяет определить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы (компетенциям выпускников, установленных ФГОС ВО и компетенциям выпускников, установленных университетом (в случае установления таких компетенций).

3.3 ФОС для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) (пример макета — Приложение 1), практике (пример макета — Приложение 2), включает:

3.3.1 перечень компетенций с указанием этапа их формирования в процессе освоения образовательной программы;

3.3.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3.3.3 типовые контрольные задания и (или) иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) или практике;

3.3.4 процедуру оценивания результатов освоения дисциплины (модуля), результатов обучения по практике.

3.4 ФОС для государственной итоговой аттестации (пример макета Приложение 3) включает:

3.4.1 перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы;

3.4.2 описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания;

3.4.3 типовые задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы.

3.4.4 процедуру оценивания результатов освоения образовательной программы.

3.5 В состав ФОС могут входить следующие виды оценочных материалов: тестовые задания по дисциплине, перечень тем рефератов, перечень вопросов к экзамену/зачету (дифференцированному зачету), перечень методов интерактивного обучения (деловые/ролевые игры, задачи по анализу конкретных ситуаций и т. д.), перечень тем курсовых работ (курсовых проектов), задания для контрольных работ, расчетно — графические задания, перечень тем научно — исследовательской работы студентов, перечень заданий/ вопросов для выполнения индивидуальных заданий по практике, перечень тем выпускных квалификационных работ, иные оценочные средства.

3.6 Оценочные средства могут быть разделены на следующие блоки с учетом этапов формирования компетенций.

Начальный этап формирования компетенции(ий) — включает оценочные средства блока А, В, С.

Блок А. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «знать» могут быть: тестовые задания по дисциплине; вопросы для устного собеседования (опрос, коллоквиум, рубежный контроль) и др. При наличии разработанного фонда тестовых заданий по дисциплине вместо тестовых заданий приводятся его регистрационные данные.

Блок В. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «уметь» могут быть: тематические практические задания (работы), письменные работы: расчетно-графические задания, расчетно-проектные работы, лабораторные работы, рефераты; типовые задачи, задачи по анализу конкретных ситуаций и др. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению соответствующих видов работ расчетно-графических заданий, лабораторных работ и т. д. приводятся их библиографические данные.

Блок С. Оценочными средствами для диагностирования уровня сформированности компетенции — «владеть» могут выступать: комплексные практические задания (работы), выполнение и защита курсовых работ/проектов, контрольных работ, индивидуальные творческие задания (индивидуальные задания), перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, кейс — стади, деловые/ролевые игры, научно-исследовательские работы, практико-ориентированные задания и др. При наличии опубликованных методических указаний по выполнению указанных видов работ приводятся их библиографические данные.

Базовый этап формирования компетенции(ий) — включает оценочные средства блока D.

Блок D. Оценочными средствами, используемыми в рамках промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в форме экзамена или зачетa являются экзаменационные вопросы (вопросы к зачету) и (или) задания.

3.7 Процедура оценивания результатов освоения дисциплины (модуля) указывается в зависимости от формы контроля, выносимой на промежуточную аттестацию и применяемых образовательных технологий.

4 Порядок разработки и утверждения ФОС

4.1 ФОС разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) и практике, закрепленными за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина (модуль) с одинаковыми требованиями к ее содержанию и результатом освоения, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине (модулю) для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины (модуля).

4.2 Ответственным исполнителем разработки ФОС является заведующий кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина (модуль) и (или) практика.

4.3 Ответственным исполнителем разработки ФОС для государственной итоговой аттестации является заведующий выпускающей кафедрой.

4.4 Непосредственный исполнитель разработки фонда оценочных средств назначается заведующим кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры. ФОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению заведующего кафедрой. ФОС может разрабатываться и формироваться творческим коллективом в соавторстве. Разработчик(и) ФОС несут ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления ФОС.

4.5 ФОС фиксируются на бумажных и электронных носителях и входят в состав ОП ВО. ФОС рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплин (модулей) и организацию практик.

4.6 ФОС ОП ВО формируется из ФОС по дисциплинам (модулям), практикам и ФОС для ГИА.

4.7 ФОС по дисциплине (модулю), практикам и ГИА подлежит обновлению по мере необходимости с учетом развития науки, образования, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы до начала учебного года. Разработка новых ФОС в обязательном порядке производится при утверждении новых ФГОС ВО, при утверждении нового учебного плана по направлению подготовки (специальности), новой рабочей программы дисциплины (модуля) / программы практики / программы ГИА.

4.8 ФОСы размещаются в электронной информационно-образовательной среде университета. Кафедра, являющаяся разработчиком ФОС вносит электронные версии документов в базу данных информационно-аналитической системы университета и несет ответственность за соответствие печатного варианта документов их электронным аналогам, размещенным в базе данных информационно-аналитической системы университета.

4.9 При разработке ФОС для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в состав ФОС (при необходимости) включаются адаптивные оценочные средства и методические материалы, учитывающие особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся.

5 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

5.1 Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения утверждаются решением ученого совета университета.

Источник

Правила оформления и требования к составлению фонда оценочных средств и контрольно-оценочных средств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАКАЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА им.М.Г.ГАНИЕВА»

Правила оформления и требования к составлению фонда оценочных средств и контрольно-оценочных средств.

Настоящее методическое пособие определяет понятия, общие требования и правила оформления контрольно-оценочных средств и формирования фонда оценочных средств.

При разработке методического пособия были проанализированы и обобщены требования ряда литературных источников, разработок других действующих правил и требований.

Камалдинова И.Ю. – председатель ПЦК Кунашакского филиала «БТПТиС им.М.Г.Ганиева»

Рассмотрела и утвердила:

Юсупова Р.М.- методист Кунашакского филиала «БТПТиС им.М.Г.Ганиева»

СОДЕРЖАНИЕ

1 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

1.2 Структура и содержание фонда оценочных средств………………….

1.3 Разработка, согласование и утверждение фонда оценочных средств

2 ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………

3 ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

4 ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ……………..

5.1 Макет КОС по учебной дисциплине…………………………………..

5.2 Макет КОС по профессиональному модулю…………………………

Данное методическое пособие разработано в помощь педагогическим работникам Кунашакского филиала БТПТиС им.М.Г.Ганиева и содержит общие требования и практические рекомендации по формированию фондов оценочных средств для оценивания качества освоения основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования.

Используемые обозначения и сокращения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ОПОП – основная профессиональная образовательная программа СПО – среднее профессиональное образование

КОС – контрольно-оценочные средства УД – учебная дисциплина

ПМ – профессиональный модуль МДК – междисциплинарный курс

ПК – профессиональные компетенции ПО – практический опыт

ГИА – государственная (итоговая) аттестация ПЦК – предметно-цикловая комиссия

УПР – учебно-производственная работа

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

ФОС представляет собой совокупность контролирующих материалов (оценочных средств), предназначенных для измерения уровня достижения обучающимися установленных результатов обучения.

Оценочные средства – это контрольные задания, а также описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебных дисциплин, профессиональных модулей.

Оценивание – процесс определения и анализа достигнутых результатов обучения с точки зрения их соответствия требованиям, изложенным в ФГОС, ОПОП, рабочих программах дисциплин, профессиональных модулях.

выбор методов, адекватных целям оценивания и характеру результатов обучения;

анализ полученных результатов;

Фонды оценочных средств формируются на основе ключевых принципов оценивания:

валидности: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

надежности: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;

объективности: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

Формирование ФОС должно обеспечивать:

переход от оценки отдельных умений к интегрированной (комплексной) и междисциплинарной оценке;

переход от пассивной роли обучаемого в процессе контроля к активному конструированию содержания ответа;

ориентацию оценки на стандарты, известные обучающимся;

оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;

изменение характера оценки: от единовременной оценки с помощью одного измерителя к комплексной (портфолио).

Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать:

текущую аттестацию по курсу дисциплины, МДК, учебной практике;

промежуточную аттестацию по УД, ПМ, учебной/производственной практике;

государственную (итоговую) аттестацию.

Конкретные формы и процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются учебным подразделением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух недель от начала обучения.

Оценка установленных результатов обучения осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка уровня сформированности компетенций.

Для оценки уровня освоения обучающимися программы УД/ПМ преподаватели/мастера производственного обучения разрабатывают критерии оценки знаний, умений и компетенций на основе рейтинговой шкалы в соответствии с Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования.

По результатам освоения УД/ПМ итоговый рейтинговый балл обучающегося переводится в оценку («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено»), отражающей его индивидуальные учебные достижения.

Структура и содержание фонда оценочных средств

Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты КОС, разработанные по каждой учебной дисциплине и каждому профессиональному модулю в соответствии с учебным планом. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию входит в состав нескольких ОПОП, то по ней создается единый комплект КОС.

КОСы должны содержать объект оценивания, показатели оценки результата, критерии оценки и метод оценивания.

Комплект КОС структурируется в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля.

Структурными элементами комплекта КОС по учебной дисциплине

паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;

результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;

контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации по дисциплине;

контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине.

Структурными элементами комплекта КОС по профессиональному модулю являются:

-паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;

-контрольно-оценочные материалы для текущей и промежуточной аттестации по МДК.

контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной и (или) производственной практике;

требования к выполнению и защите курсовой работы/ курсового проекта (при наличии в учебном плане);

-контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного). Оценочные средства для ГИА выпускников включают задания на выполнение ВКР, показатели и критерии оценки результата ее выполнения и

Разработка, согласование и утверждение фонда

Общее руководство разработкой ФОС осуществляет заместитель директора учебного подразделения по УМР/УПР.

Ответственность за разработку и обновление комплектов КОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю несет заведующий отделением.

Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю является преподаватель, мастер производственного обучения по соответствующей профессии/ специальности. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя ПЦК. Рекомендуется привлекать к разработке и экспертизе контрольно-оценочных средств работодателей

При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие:

Федеральному государственному образовательному стандарту НПО/СПО по соответствующей профессии/специальности;

-основной профессиональной образовательной программе и учебному плану соответствующей профессии/специальности НПО/СПО;

-рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля;

образовательным технологиям, используемым при реализации данной учебной дисциплины, профессионального модуля.

Работы, связанные с разработкой комплекта КОС, вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.

Комплект КОС по учебной дисциплине, профессиональному модулю рассматривается на заседании ПЦК и утверждается председателем комиссии ПТЦ или ООД.

Печатный экземпляр комплектов КОС входит в состав комплекта документов ОПОП. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется в учебно-методическое управление БТПТиС.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Итогом освоения учебной дисциплины является комплексная проверка умений и знаний, а также уровня сформированности компетенций.

Целью создания ФОС учебной дисциплины является установление соответствия уровня подготовки обучающегося на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины.

Задачи формирования ФОС по дисциплине:

контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и формирования компетенций, определенных в ФГОС по соответствующей специальности/профессии;

контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора ОК И ПК выпускников;

оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения.

Конкретные формы и процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине определяются учебным планом по профессии/специальности и рабочей программой дисциплины.

Разработку содержания комплекта КОС по учебной дисциплине целесообразно начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 4 разделе программы учебной дисциплины.

В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей.

Формулировка показателей оценки результата осуществляется с учетом правил:

малых чисел (показателей не должно быть слишком много);

преимущественного использования форм отглагольных существительных (построение, вычисление, выполнение, выбор, организация, расчет…).

Примеры формулировок показателей оценки результата приведены в таблице 2.

Примеры формулировки показателей оценки результата по дисциплине «Статистика» (специальность 030912 «Право и

организация социального обеспечения»)

Показатели оценки результата

У2 Оформляет в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию:

обоснованный выбор таблиц, графиков и диаграмм адекватно статистическим данным;

применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;

применение методов, адекватных учебной задаче;

У3 Исчисляет основные статистические показатели

обоснованный выбор статистических показателей адекватно учебной задаче;

расчет статистических показателей в соответствии с эталоном.

У4 Проводит анализ

статистической информации и делает соответствующие выводы

— соответствие сделанных выводов проведенному анализу статистической информации.

З1 Знает законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение

порядка ее представления;

владение программным материалом;

сформированность понятийного аппарата;

соответствие составления запроса для поиска информации в различных источниках, базах данных согласно условию задачи.

Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний.

Если знания, умения и компетенции можно проверить одними и теми же формами и методами контроля, то рекомендуется провести их декомпозицию (объединение) (см. табл.3).

Примеры формулировки показателей оценки результата по дисциплине

«Статистика» (специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения») с учетом декомпозиции знаний, умений и компетенций

Показатели оценки результата

У1 Собирает и обрабатывает информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности

З1 Знает законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответственности за нарушение порядка ее представления;

З2 Знает современную структуру органов государственной статистики;

З3 Знает источники учета статистической информации;

ОК4 Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Использует информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 4.3 Проводит мониторинг и анализ социальных процессов (условия,

причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.

применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;

применение методов, адекватных учебной задаче;

соответствие составления запроса и найденной по запросу информации на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области поставленным задачам.

соответствие выводов и аргументов об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям.

Результатом данного этапа разработки комплекта КОС является заполнение таблицы 1 макета КОС учебной дисциплины (см. Приложение 1, таблица 1).

Следующим этапом является определение соответствия между результатами обучения и компонентами учебной дисциплины с указанием форм и методов контроля (см. Приложение 1, таблица 2).

После определения форм и методов контроля разрабатываются типовые задания для текущей и итоговой аттестации.

Типовые задания должны носить практикоориентированный характер и сопровождаться критериями для их оценивания.

Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения; времени, отводимому на выполнение задания; необходимость наблюдения за процессом выполнения задания; источникам, которыми можно пользоваться и др.

Если типовое задание подразумевает однозначный ответ (тест, практическая задача), то необходимо привести эталонные ответы.

Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом (см.

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Итоговой формой контроля по ПМ является экзамен (квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности «освоен/не освоен».

Для оценивания уровня освоения знаний и умений, а также уровня сформированности компетенций при изучении ПМ проводится текущая и промежуточная аттестация.

Разработку содержания контрольно-оценочных средств по ПМ рекомендуется начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата, приведенных в 5 разделе рабочей программы профессионального модуля.

В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности (см. таблицу 4). При оценивании продукта практической деятельности предусматривается ссылка на эталон качества данного продукта (например, ГОСТ); при оценивании процесса практической деятельности определяют соответствие усвоенных алгоритмов деятельности заданному (регламенту, временным параметрам и др.). Показателем оценки процесса может быть и обоснование обучающимся своих действий.

При отсутствии нормативно закрепленного эталона продукта или процесса (например, ГОСТ) рекомендуется использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии.

С учетом вышеперечисленных рекомендаций формулировки показателей освоения компетенций могут иметь следующий вид (см. таблицу 4):

Виды формулировок показателей освоения компетенций

Оценка продукта деятельности

Оценка процесса деятельности

соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений);

соответствие (простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам ( опроса);

соблюдение требований к ( структуре при составлении простейших объявлений);

— достижение (поставленных целей и задач занятия);

— соответствие … ( технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…);

соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем инструкционной карте);

осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания;

соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…;

выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности);

использование новых технологий (или их элементов) при…

выполнение … с применением новых

(можно указать каких) технологий (или их

Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке):

точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…);

— точность (диагностики …, определения, расчетов)

СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОДНОЗНАЧНЫ;

точность и скорость чтения чертежей;

скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания;

своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях);

результативность информационного поиска;

правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания;

Оценка обоснования обучающимся выбора решения:

аргументированность преимуществ торгового предложения;

обоснованность отбора и оформления коммерческой рекламной информации для потребителей;

адекватность оценки методов…;

ясность и аргументированность (изложения собственного мнения);

полнота и доступность (рекомендаций потребителю в устной и письменной форме (на русском и иностранном языках));

Перечень показателей освоения компетенций рекомендуется составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности.

После уточнения показателей результатов освоения компетенций разрабатываются типовые задания для экзамена (квалификационного) по ПМ.

Задания должны носить практикоориентированный характер и предусматривать комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Перед началом формирования заданий необходимо сгруппировать общие и профессиональные компетенции так, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также целесообразно выделить в перечне ОК те, проверку которых можно осуществить только на основании портфолио.

Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения ПМ приведены в таблице 5.

Типы контрольно-оценочных заданий для оценки результатов освоения профессионального модуля

Изготовление готового продукта.

Практико- ориентированный проект

Изготовление дейст- вующей модели меха- низма. Разработка методики решения производственной задачи. Составление схемы или алгоритма

Изготовление пред- мета декоративно-

Сборка механизма (с

целого из отдельных

Выявление проблемы, закономерности, трен- да, предполагающее самостоятельную

работу с источниками информации

Прогнозирование раз- вития ситуации Диагностика техни- ческого средства с

определением поломки (дефекта).

Демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста.

Имитационно- игровой вариант

Групповая имита- ционная игра, включающая роли всех участников технологического

предложений в рамках профессиональной

деятельности для разрешения определѐнной

Предложить оптимальный путь разрешения технологической проблемы.

Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания. Формулировка типовых заданий должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная/ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.).

В паспорте КОС необходимо обосновать предпочтительную форму экзамена (квалификационного): выполнение заданий, защита курсового проекта и др.

Задания для экзамена (квалификационного) могут быть 3 типов:

задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;

задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих определенному разделу модуля;

задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.

Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом (см.

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

Фонды оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются преподавателем/мастером производственного обучения, рассматриваются на заседании ПЦК и утверждаются руководителем учебного подразделения после согласования с работодателем (-ями).

Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации должны обеспечивать поэтапную и интегральную оценку компетенций выпускников НПО/СПО.

Разработку содержания КОС ГИА начинают с анализа каждой темы ВКР и уточнения показателей оценки результата, через ПК и ОК, формируемых при освоении ОПОП.

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

Если выполнение нескольких тем ВКР направлено на проверку одних и тех же ОК и ПК, то проводят их декомпозицию (объединение). И для укрупненной группы ВКР разрабатывают одно типовое задание.

Задание на выполнение ВКР должно включать тему, краткое описание планируемого результата, исходных данных: условий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения работ. Типовые задания должны сопровождаться критериями для их оценивания.

Разработанные задания на ВКР, основные показатели оценки результатов выполнения и защиты ВКР и критерии оценивания (оценочные средства ГИА) проходят обязательную экспертизу на соответствие требованиями ФГОС НПО/СПО на заседании ПЦК.

Ведущие специалисты от работодателей проводят экспертизу оценочных средств ГИА на соответствие требованиям профессиональных стандартов и/или квалификационных требований с целью определения актуальности, уровня сложности и выполнимости ВКР.

Утвержденные оценочные средства ГИА доводятся до сведения выпускников не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.

Достижение показателей оценки результатов выполнения и защиты ВКР оценивается государственной аттестационной комиссией в контексте актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня, технического, информационного и экономического обеспечения.

Уровень сформированности компетенций выпускника по результатам выполнения и защиты ВКР определяется в соответствии с рейтинговой шкалой.

Приложение 1. Макет КОС УД

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса им.М.Г.Ганиева»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *