Фонды на чем зарабатывают
Открываем свой благотворительный фонд и зарабатываем. Это гораздо проще, чем вы думали!
В СМИ можно часто услышать про некие благотворительные фонды, которые занимаются помощью нуждающимся людям. Однако мало кто знает, что такие организации неплохо зарабатывают, при этом реально помогают страждущим.
Стоит отметить, что благотворительный фонд не является коммерческой организацией, его основная деятельность строится не на заработке, а помощи нуждающимся. Процедура регистрации фонда не занимает много времени, однако нужно уметь правильно управлять организацией.
Что такое благотворительный фонд
Благотворительными фондами называют организации, которые собирают добровольные пожертвования для различных категорий людей. Это могут быть простые бедняки или дети с различными заболеваниями. Наряду с тем, что фонд помогает людям, он должен как-то существовать. По закону такие организации имеют право взимать часть пожертвований на собственные нужды – оплату труда или содержание помещений. В зависимости от страны, процент на содержание фонда может составлять от 20 до 30 процентов.
Затраты на открытие фонда
В зависимости от региона проживания, затраты будут колебаться, но в целом, можно понимать общую картину денежных трат на первоначальном этапе формирования фонда.
Каким образом зарегистрировать фонд?
Первым делом необходимо определиться – чем будет заниматься благотворительный фонд? Важно не только продумать направление, но и понимать, что данная ниша будет являться приоритетной. Помните, что фонд существует не для заработка, а для помощи людям. Нельзя ставить цель – заработать! Помогать можно не только людям, но и животным. Сегодня проблема бездомных животных стоит достаточно остро.
Второй этап формирования фонда – подбор сотрудников. Руководитель должен понимать, кто пригодится в работе. Если фонд будет помогать детям, понадобятся молодые и находчивые люди, способные найти общий язык с детьми, ведь работа будет сложной. Для работы с животными, нужны люди, которые любят и уважают домашних питомцев.
Документы необходимые для регистрации.
Для того чтобы официально открыть фонд, необходимо собрать пакет документов, который передается в местные органы власти, после чего следовать инструкции регистрации:
После регистрации фонда, необходимо заняться рекламой, если никто не знает о благотворительной организации, люди не смогут вносить пожертвования. Рекламу можно проводить в социальных сетях или на городских баннерах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как получать регулярный доход от ПИФа?
Согласно российскому законодательству в открытых и интервальных фондах выплата промежуточного дохода не предусмотрена
Пайщикам, заинтересованным в регулярном получении дохода (по аналогии с процентами по депозиту или дивидендами по акциям), можно порекомендовать периодически проводить частичное погашение паёв на ту сумму, которую они хотели бы получать, например, на сумму полученных дивидендов ПИФом.
Однако существует распространённый психологический стереотип, связанный с тем, что люди не пайщики осуществлять частичное погашение для получения регулярного дохода. Это воспринимается как «проедание» вложения, при том, что выплата дивидендов или процентов по депозиту не воспринимается как уменьшение сделанных вложений. Тем не менее, при выплате дивидендов, как правило, происходит снижение цены акции на сумму выплачиваемого дивиденда. При выплате процентов по депозиту не происходит их капитализации и увеличения размера вклада, в то время инфляция непрерывно уменьшает реальную покупательную способность средств, размещённых на депозите.
Приведу упрощённый пример: предположим, у пайщика на начало периода есть 100 паёв стоимостью 1 000 руб. за пай. Пусть по итогам рассматриваемого периода стоимость пая увеличилась до 1 300 руб. за пай. При этом часть доходов получена по результатам операций с ценными бумагами (100 руб. на пай), часть в результате переоценки (70 руб. на пай), а часть в результате получения купонного дохода по облигациям и дивидендов по акциям (130 руб. на пай). Если пайщик в качестве регулярного промежуточного дохода хочет получить только ту часть, которая обеспечена купонным доходом и дивидендами (130 руб. х 100 паёв = 13 000 руб.), ему надо погасить 10 паёв (которые в этот момент стоят 1 300 руб. за пай).
Это равносильно владению ценными бумагами и получению по ним дивидендов и купонного дохода, с той лишь разницей, что дивиденды и купонный доход выплачиваются с периодичностью, определяемой эмитентом, а погашение паёв можно совершить тогда, когда это удобно или необходимо пайщику.
При планировании регулярного дохода надо ориентироваться на личный финансовый план. Если человек находится в стадии накопления капитала (работает и регулярно получает денежный поток), то выплата промежуточного дохода для него вообще может быть не актуальна. Особенно с учётом того, что при этом возникает налогообложение. В этот период правильнее увеличивать объём накоплений. В случае, если пайщик уже расходует ранее накопленный капитал (например, в пенсионном возрасте), то размер текущих погашений может планово превосходить размер дивидендов, купонных выплат, доходов от совершённых операций и переоценки, полученных на один пай в текущем периоде. Пайщик может самостоятельно организовать регулярное получение дохода, осуществляя частичное погашение паёв в удобное для себя время и в нужном объёме.
Много яиц, много корзин. Как работают биржевые фонды
Что это такое и какие ETF есть на Московской бирже
В статье «Дать денег Минфину» я рассказал, как инвестировать в государственные облигации.
Помимо гособлигаций на бирже есть много других инструментов, часто более интересных. Однако следить за каждым и покупать каждую ценную бумагу сложно и дорого. Сегодня поговорим о том, как снизить риск и пользоваться множеством инструментов одновременно.
Не держите яйца в одной корзине
Финансисты часто говорят про диверсификацию. В обычной жизни то же самое называют «не класть все яйца в одну корзину».
Допустим, вы вложили деньги в пять компаний. Это безопасно? Нет: при разорении одной из пяти компаний вы потеряете 20% капитала. Ценные бумаги — это не застрахованные вклады: если компания разоряется, вы теряете все вложенные деньги, а не только недополученный доход.
Решение на поверхности: раскладывать деньги по разным местам. На фондовом рынке это значит вкладывать в акции и облигации, в разные компании и желательно на разных рынках и в разных странах. Чем шире рассредоточены ваши деньги, тем меньше риска.
Но чем больше бумаг, тем больше работы они требуют. Вам нужно будет постоянно искать на рынке интересные компании, в которые стоит вложить. А еще следить за всеми бумагами, которые вы уже купили: держать их или продавать. Также растет требование к капиталу: вы вряд ли сможете купить много разных акций по одной. Их будут продавать десятками и сотнями, каждая может стоить по несколько тысяч рублей. В итоге минимальный порог входа на несколько рынков сразу потребует капитала в несколько миллионов.
ETF вместо отдельных бумаг
ETF — это набор ценных бумаг. Покупая акцию фонда, вы как бы становитесь владельцем небольшой части этого набора.
Представим, что есть некий фонд, в котором лежат два типа акций: половину занимают акции «Газпрома», вторую половину — акции Сбербанка. Покупая одну акцию такого фонда, вы как бы в равных пропорциях покупаете акции «Газпрома» и Сбербанка.
Более реальная ситуация: в фонде в некоторых пропорциях есть акции 50 компаний. Покупая одну акцию фонда, вы как бы покупаете акции всех 50 компаний в тех же пропорциях.
Инвестиции — это несложно
Индексные ETF
На финансовом рынке существует понятие индекса. Индекс — это умозрительный портфель каких-то ценных бумаг, которые биржа или какая-нибудь компания считает эталонным. Например, я могу составить «Индекс Куроптева» и перечислить в нем 100 компаний, чьи ценные бумаги буду считать важными. Или 50 компаний с зеленым логотипом. Или 42 компании, названия которых рифмуются с моим именем. Критерий может быть любой. И это будет моим индексом.
Значение индекса — это виртуальное число, которое нужно для оценки изменения цен акций внутри индекса. Оно высчитывается сложным образом, но само по себе не так важно. Важно, как значение индекса меняется со временем.
Пример из жизни. Есть индекс РТС : в него входят акции 50 наиболее крупных и ликвидных российских компаний. Индекс РТС отражает усредненное состояние всего российского рынка. Если значение индекса РТС снижается, значит, на российские акции в целом нет спроса и они дешевеют. Если растет, значит, акции интересны инвесторам.
Абсолютное значение индекса обычно не имеет значения, важно лишь его изменение во времени. На начало 2016 года значение РТС составляло 749,28, и это значит, что за прошедший год российский рынок акций вырос на 40%.
Индекс — это информационный продукт, его нельзя купить на бирже. Представьте, что индекс — это рецепт супа: в нем написано, что нужно купить, чтобы получилось вкусно. Так же и в индексе: он говорит, какие бумаги нужно купить, чтобы получился какой-то правильный портфель. Но если вы хотите пообедать, то вам нужен не рецепт, а сам суп.
Вы можете взять индекс и купить все акции из него самостоятельно. Это очень сложно и дорого, но чисто теоретически возможно. Представьте, что вам нужно приготовить суп из 500 ингредиентов, каждый из которых продают только на оптовой базе и только от 10 килограммов. То же самое здесь: в индекс S&P 500 входят 500 компаний, акции которых могут стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, еще и не каждую можно будет купить в единичном экземпляре.
Другой вариант — сходить в кафе и заказать суп там. Шеф-повар уже купил все нужные ингредиенты и сварил огромный котел с супом. Вам нальют одну тарелку из этого общего котла. То же самое в индексном фонде: специальная управляющая компания уже купила все нужные ценные бумаги индекса и «сварила» из них готовый фонд. Вам продают долю в этом фонде — такого размера, какого захотите.
Цена акции индексного фонда будет повторять динамику индекса — так же, как цена супа будет повторять динамику цен на отдельные продукты. Если индекс вырос на 10%, то и цена акции фонда должна вырасти на 10%.
В чем сила ETF
Помимо диверсификации инвестиции через фонд снимают с инвестора часть рутинных задач — например реинвестирование.
В статье про корпоративные облигации на Московской бирже я говорил, что рассчитываемая биржей доходность облигации подразумевает реинвестирование купонов. То есть при каждой выплате купонов нужно заново покупать на них облигации.
Инвестиции через фонд снимают с инвестора часть рутинных задач
Каждая покупка — это дополнительное действие для инвестора. Теперь представьте, что в фонде 50 ценных бумаг, у каждой свои даты купонных выплат, за каждой нужно следить. Облигационный ETF делает все сам.
Например, цена одной акции фонда еврооблигаций может составлять около 6000 рублей, а самостоятельное формирование такого же набора еврооблигаций — сотни миллионов рублей. Некоторые ETF предоставляют возможности, которые недоступны инвестору с капиталом в несколько сотен тысяч рублей.
Благодаря фондам вы также можете инвестировать в портфели акций и облигаций разных стран, проводя расчеты в рублях. Через фонды становятся доступны инструменты денежного рынка и товары.
Конечно, всё это счастье достается не бесплатно. Существует комиссия за управление фондом — это могут быть цифры в районе 0,5–1% в год и в эту сумму не входит комиссия биржи, брокера или депозитария. Плата за управление уменьшает стоимость акций фонда, отдельно ее платить не надо.
Откуда берется цена акции ETF
Цена одной акции фонда — это результат деления стоимости всего, что есть в фонде, на количество выпущенных акций.
Если в фонде будет одна акция «Газпрома» и одна Сбербанка, по 150 рублей каждая, то стоимость активов фонда — 300 рублей. Обычно применяется термин СЧА — стоимость чистых активов.
Если сам фонд выпустил 100 акций, то стоимость активов, приходящихся на одну акцию, составляет 300 ÷ 100 = 3 рубля. Это расчетная цена акции, или СЧА на акцию. Зная расчетную цену, мы знаем справедливую цену акции.
Рыночная цена акции фонда на бирже может отличаться от расчетной из-за баланса спроса и предложения. Теоретически она может быть любой, хоть 1% от расчетной цены, хоть 1000%. Но дело в том, что при больших отклонениях от цены эти акции не будут покупать или продавать. Чтобы этого не было, кто-то из участников торгов будет выступать на бирже в качестве маркетмейкера.
Маркетмейкер — это такой участник торгов, которому самому акции не нужны, но он всегда готов купить, если вы хотите продать, и продаст, если вы хотите купить. Его задача — делать так, чтобы цены на акции фонда держались в районе расчетной цены и никто не паниковал. Обычно маркетмейкингом занимаются брокерские компании, но бывают и специализированные организации.
На иллюстрации маркетмейкер дает лучшую цену продажи. А его заявка на покупку всего на 20 копеек хуже лучшей цены:
Маркетмейкер — это как перекупщик на авторынке. Если он видит, что кто-то продает бумагу сильно дешево, он ее покупает и перепродает по нормальной рыночной цене. Если же вы хотите купить, то маркетмейкер даст вам нормальную цену.
ETF на Московской бирже
Фонды устроены таким образом, что за покупку, продажу и хранение имущества, а также за аудит фондов отвечают разные организации — администратор фонда, попечитель фонда и аудитор фонда. Попечителем и администратором фондов «Финэкс» является «Бэнк-оф-нью-йорк-меллон», аудитором — «Прайс-ватерхаус-куперс». Это крупные и известные финансовые институты. Такое сложное хозяйство нужно, чтобы фонды работали честно.
Фонды «Финэкс» можно разделить на несколько групп: фонды денежного рынка, облигаций, акций и товарные фонды. Про некоторые из фондов я расскажу подробнее.
Фонд денежного рынка FXMM : откладывать свободные деньги
FXMM — это фонд денежного рынка. Его поведение проще всего описать как рублевый депозит сроком на одну ночь, у которого проценты начисляются каждый день.
Это единственный инструмент на Московской бирже, позволяющий частному инвестору с небольшим капиталом получить доход на деньги, не занятые в акциях или облигациях. Входной билет на настоящий денежный рынок начинается примерно от 10 000 000 рублей, а одна акция FXMM стоит около 1000 рублей.
FXMM — это самый предсказуемый фонд. Цена акции просто растет на одну-две копейки каждый день:
Цена одной акции FXMM в рублях, Московская биржа
Для торговли на Московской бирже
Доходность FXMM находится на уровне короткого рублевого депозита в банке. За 2015 год она составила 8,25%. Не забывайте, что, в отличие от депозитов, никаких страховок ваших сбережений тут нет.
Фонды облигаций FXRU и FXRB : инвестировать в еврооблигации
Фонды FXRU и FXRB — это фонды валютных еврооблигаций российских компаний, таких как «Газпром», Сбербанк, ВЭБ и другие.
Оба фонда содержат один и тот же набор ценных бумаг из индекса «Барклайс» и сочетают в себе высокую валютную доходность российских еврооблигаций и их высокий по мировым стандартам риск.
Рублевая цена акций FXRU сильно зависит от курса доллара. При росте доллара акции FXRU растут в цене, а при снижении — падают.
FXRB — это тот же портфель еврооблигаций, но с защитой от изменения курса рубля к доллару и более высокой рублевой доходностью. Изменение курса не влияет на рублевую цену акции.
На графике видно, что цена акций FXRU близко повторяет курс доллара. FXRB на курс не реагирует, а его падение в декабре 2014 связано с падением цены портфеля облигаций.
Изменение рублевой цены акций FXRU и FXRB в процентах, изменение курса доллара в процентах
Текущая доходность портфеля облигаций FXRU к погашению составляет около 3,5% годовых в валюте. Однако стоит учитывать, что НДФЛ при продаже вы заплатите с рублевой разницы между покупкой и продажей.
Фонды акций FXIT и FXUS : инвестировать в американские акции
С помощью акций фондов «Финэкс» вы можете инвестировать в акции Германии, Японии, Соединенного Королевства, Австралии, Китая, США и России.
Еще один фонд на американском рынке — FXUS — состоит из более широкого набора акций. В FXUS входят акции таких известных компаний, как «Эксон-мобил», «Джонсон и Джонсон», «Кока-кола», «Дисней».
Расчеты при покупке и продаже FXIT и FXUS идут в рублях. Для понимания можно представить, что при покупке вы отдаете рубли, на них покупается валюта и на эту валюту — американские акции. При продаже процесс идет в обратную сторону: акции как бы продаются за валюту, она конвертируется в рубли, рубли возвращают вам. Налогом облагается рублевая разница между покупкой и продажей.
Фонды FXIT и FXUS интересны тем, что позволяют даже с небольшим капиталом легко инвестировать в американский рынок — один из основных мировых рынков акций, доходность которого гораздо выше российского.
Изменение рублевой цены акций FXIT и FXUS в процентах, изменение курса доллара в процентах
Устрицы и ценности: как бизнес работает с благотворительными фондами
Каким может быть партнерство?
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Партнерство компаний и благотворительных фондов, на мой взгляд, должно выражаться в определенном продукте. Мы, например, посвятили десерт в форме сердца из кафе-кондитерской «Жемчуга» Фонду помощи детям «Обнаженные сердца», разработали акцию «Добрые устрицы» для Фонда Хабенского, 10 руб. с каждой проданной устрицы перечисляли в фонд. Это win-win — в случае с устрицами мы собрали больше миллиона рублей для детей с опухолями мозга, охваты акции прекрасные. Благодаря такому партнерству, с одной стороны, принимаем на себя миссию благотворительной организации, с другой — популяризируем ее бренд. Получается ненавязчивый, честный, добрый подход. И самое главное — мы даем людям возможность внести свой вклад, просто сделав заказ. Это даже трехсторонние взаимоотношения».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ситуация с пандемией отлично показала, насколько важно обращать внимание на социальные и глобальные проблемы и насколько важно решать их в партнерстве — объединяя силы для поиска решений. В ближайшем будущем люди и компании будут активнее делиться тем, что у них есть, вносить вклад в борьбу с вызовами любого уровня и масштаба. Самый очевидный пример такого партнерства — коллаборации активистов и корпораций. Одни предложат своё видение, а вторые — капитал и навыки решения задач. Получится win-win — у активистов будут средства для развития своих идей, а бренды помогут обществу становиться лучше.
Совместные активности фондов и брендов могут быть громкими. В данном случае охват выступает мультипликатором конечной суммы помощи. Можно тихо передать фонду 1 млн руб. А можно превратить это в заметную активность, рассказать об этом большому количеству людей. И сумма пожертвования станет больше. Именно так мы поступили с благотворительным фондом Хабенского, с которым на карантине запустили акцию #изотворительность: на протяжении пяти дней мы выбирали самые популярные посты в группе «Изоизоляция» в фейсбуке и буквально превращали лайки в рубли. В результате фонд получил от банка 1 млн руб. пожертвований. В СМИ вышло 190 публикаций, 100% из которых были в позитивной тональности. Причин успеха акции #изотворительность несколько: популярность флешмоба с репродукциями, участие знаменитостей (фонд привлек Константина Хабенского, Басту, Александра Кержакова и других) и обостренное чувство поддержки и взаимовыручки в обществе. Конечно, еще повезло и с партнерами — фондом и администрацией паблика «Изоизоляция». За неделю удалось согласовать все тонкости, доработать детали и просчитать риски. Мы продолжим работать с фондом и в будущем, создавая еще больше полезных и вдохновляющих проектов».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Мы сотрудничали с фондом «Второе дыхание», который дает новую жизнь вещам. Старая одежда раздается малоимущим, перепродается в магазине проекта или отправляется на переработку. У «Второго дыхания» есть Charity Shop: мы отдавали туда свои вещи, призывали клиентов принять участие в акции. Все остались довольны сотрудничеством. Для нас важно не захламлять гардеробные клиентов, поэтому любой полезный для общества способ их освободить — всегда в плюс. Насколько я знаю, фонд остался доволен, потому что наши клиенты сдавали качественные вещи. Однако в постоянное сотрудничество это, к сожалению, не перешло.
Когда фонд обращался к нам уже после проведения акции, наши сотрудники, координирующие ее со стороны компании, в моменте решали другие горящие задачи. В этом смысле нам немного не хватило «бесшовности», когда усилий от компании нужно минимум — просто берись и делай по шаблону».
Должны ли совпадать ценности партнеров?
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ценности — самое важное в подобных отношениях. И речь даже не в конкретных адресатах, которые получат помощь. Важно одинаково смотреть на партнерство, способы ведения дел, прозрачность, — вплоть до выстраивания личных отношений.
Если один партнер ценит легкость и открытость, а другой хочет делать все максимально официально и неповоротлив, могут возникнуть сложности. Выстраивание партнерств — это дорога с двусторонним движением и требует вложений от обеих сторон».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Без совпадения ценностей успешное сотрудничество невозможно. Правда, часто сложно добиться интеграции взглядов всех стейкхолдеров в компании — акционеру важны одни вещи, маркетологу — другие, эйчару — третьи. Благотворительность — очень эмоционально заряженная тема, поэтому здесь важно быть «на одной волне». Мы для себя, как для компании, в итоге этот вопрос так и не решили, во всяком случае, пока».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Для успешного сотрудничества фондам нужно учитывать интересы бизнеса: например, мы не против других компаний, которые помогают той же организации, но мы точно против прямых конкурентов. По крайней мере, о таком нужно предупреждать заранее. Имеют значение и личные предпочтения человека, с которым вы общаетесь. Например, у меня многодетная семья, и тема помощи детям волнует меня больше остальных. А для кого-то это могут быть пожилые люди или другая социальная проблема».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Бизнес не всегда процветает, мы буквально только что видели падение. Но, по моему мнению, бизнесу не следует оценивать затраты на благотворительность как затраты, они должны быть непререкаемыми. Таким образом мы оздоравливаем этот мир. Фонды для нас партнеры, реализующие благую миссию. Мы помогаем им в этом, спасибо, что они доверяют нам и позволяют быть рядом».
Почему бизнесу не всегда интересны фонды?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Я достаточно много времени трачу на филантропические истории как частное лицо, но как руководитель не вижу очевидных плюсов для компании в сотрудничестве с фондами. Чтобы это изменилось, нужно работать с «выгодоприобретателями» внутри компаний и менять отношение «бизнесовых» людей к отрасли. Мой личный опыт общения с НКО показывает, что многие из них уже прошли большой путь в плане подхода к бизнесу и научились качественно «упаковывать» свои программы для корпоративных доноров. Но человеческий фактор никто не отменял, поэтому если в компаниях будут сидеть «заряженные» на благотворительность эйчары и маркетологи, то НКО получат гораздо больше денег и волонтеров».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Если с нами хочет сотрудничать фонд, то он вместе с нами придумывает креативную идею: нетривиальную и нешаблонную. Мне кажется, в идеале так правильно, важен индивидуальный подход к тому или иному бизнесу. Чтобы зацепить партнеров, фонду нужно влюбить их в свой бренд. Первый этап завоевывания аудитории нужно лишить пессимистичной коммуникации с просьбой об адресной помощи. Важно выстраивать коммуникацию, которая покажет, какая у фонда миссия в долгосрочной перспективе: «Мы хотим сделать мир лучше в том-то и том-то».
Какой эффект для бизнеса должна приносить благотворительность?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Благотворительность должна в первую очередь приносить результат благополучателю и обществу в целом. Бизнес-интересы здесь вторичны. При этом если вы грамотно организуете сотрудничество, то как компания вы можете получить не только традиционные PR или повышение продаж, но и положительно повлиять на состояние своих сотрудников: дать им большую вовлеченность, большее ощущение своей полезности. Множество бизнесов в нашей стране — сфера услуг, а сфера услуг построена на людях. Поэтому важно, чтобы ваши люди чувствовали себя комфортно и были мотивированы. Участие в добрых делах очень здорово «перезаряжает батарейки» людям, дает им правильный настрой, делает их более эмоционально устойчивыми».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Нам повезло, что у нас есть такой партнер, как Добро.Mail.ru, который помогает в разборе заявок от фондов, ориентирует, кому можно доверять. Когда они пришли и предложили запустить благотворительную акцию, мы согласились — получились «Добрые километры». Механика акции следующая: пользователь после совершения поездки может вместо чаевых (или в дополнение к ним) оставить сумму на благотворительность. Полученные деньги мы распределяем по четырем фондам — «Подари жизнь», «Жизнь как чудо», Фонд Константина Хабенского и «Живи сейчас» — они попадают на их корпоративные аккаунты в «Ситимобиле». Фонды могут использовать их на поездки для своих подопечных: детей, врачей и не только. Важно, что клиент может сделать перечисление регулярным — например, отчислять 5% от стоимости каждой поездки. На данный момент мы собрали порядка 3 млн руб. на поездки для подопечных фондов, получили более 1 тыс. публикаций с упоминанием нашей поддержки и получили бронзу на Silver Mercury в 2020 году за этот проект».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«С одной стороны, не очень корректно оценивать эффективность благотворительности и социальной деятельности исключительно маркетинговыми метриками. В ряде случаев речь идет буквально о жизни и смерти, и говорить здесь об охватах и вовлеченности очень цинично. С другой стороны, добрые дела должны быть заметны.
Чем больше людей узнают о возможности кому-то помочь, тем больше шансов на то, что нуждающиеся получат необходимую помощь. К сожалению или к счастью, в том, как именно фонду привлечь бизнес, ничего нового придумать нельзя. Это бартер: вы просите что-то одно в обмен на что-то другое. Важно предложить партнеру что-то ценное. Универсального решения здесь нет, ко всем нужен свой подход».
Рубен Варданян, бизнесмен, филантроп, председатель совета директоров группы компаний Philin Philgood:
«Проблема в том, что люди в фондах иногда считают, что, если они делают хорошее дело, то вопросы документов, отчетов, прозрачности не так важны. «Мы же вас не обманываем — вот и отстаньте от нас». У донора возникает ощущение, что у него взяли деньги, а в ответ он получил письмо благодарности — и все. На самом деле, это должен быть сложный, длинный и прозрачный процесс взаимодействия.
Должно быть не только понятно, на что деньги были потрачены. Должно быть понятно, что они были потрачены эффективно. И что человек, давший деньги, тоже сопричастен добрым делам.
Другое дело, что обе стороны — и доноры, и фонды — больше интересуются процессами, чем результатами. Это подтверждает исследование, проведенное Никола Кроста, в котором приняли участие около четырех тысяч благотворительных фондов со всего мира. Решение о том, кому и как помогать, доноры нередко принимают по эмоциональным причинам, и не относятся к процессу помощи как к нормальному механизму, не ждут качественной обратной связи. Но устойчивая благотворительность требует других подходов.
Компании Philin и Philgood создавались именно для того, чтобы появилась устойчивая, системная благотворительность большого масштаба.
Я глубоко убежден, что единственный путь благотворительности в России — это ее профессионализация. Потому что без создания профессиональной инфраструктуры, без профессиональных советников, без прозрачных и четких правил невозможно увеличиться в десятки раз и начать по-настоящему влиять на изменения в обществе.
Это, тем не менее, не отменяет эмоциональную составляющую, которую крайне важно сохранить.
Для того, чтобы партнерство бизнеса и фондов было эффективным, нужна постоянная обратная связь между ними, понимание взаимных ожиданий сторон. Иногда фонды и доноры — как институциональные, так и частные лица, — говорят на разных языках, и им нужен такой толмач, который объяснит все нюансы и поможет прийти к по-настоящему эффективному результату. Например, если говорить о стратегиях социальных проектов или маркетинговых кампаниях, то таким толмачом становится именно Philgood, и вместе с Philin они могут стать основой новой модели поддержки благотворительности в России».