Фоновая музыка это что
Background Music. What is it? (Что такое фоновая музыка)
Background music is quite a popular phenomenon in modern life. As you know, music in different ways can influence our mood and perception of the world around us. The main purpose of background music, is to sound in the background of the main activity of a person. This musical direction promotes relaxation, positive mood, therefore it is often used for commercial purposes: shops, shopping centers, entertainment facilities, cafes and restaurants, Internet resources.
The use of background music is a product of Western countries, where the writing of such music is quite profitable and is in a great demand. To learn more about the latest developments in background music you can learn English-speaking resources and pick up some new technologies and sounds. In our country, this direction has only just begun to develop, therefore, having certain skills, one can occupy this niche.
Background Music Styles
If you decide to write such music, then you can choose almost any direction to which you have more skills.
Secondly, the instrumental style, which is characterized by the pure sound of musical instruments, arrangements in the classical style. More often a guitar or a piano is chosen for the background.
Third, the festive style. It is suitable for festive and pre-holiday atmosphere. These are thematic melodies for the New Year, Valentine’s Day, Victory Day and other holidays. This is a rather narrow direction, so you can not experiment here.
Fourthly, easy style (easy listening). These are easy, catchy melodies that gently create a good mood. Here it is possible to single out the following:
«Chillout», which promotes relaxation;
«Chillhop» with characteristic slow rhythms and bits;
«Modern disco», which welcomes rhythmic melodies and often includes vocals.
Fifth, jazz, which has over 30 sub-styles. Not all of them can serve as background music, so it is very important to study the reactions of people to this or that composition.
To start earning on writing background music, you need to start small. Here you should not rush, but you need to concentrate and make a good product. You can experiment with styles and directions, give listen to their friends. Then try to send them to the owners of sites that use background music, send them to stores or beauty salons, music companies, radio resources. Also there are special catalogs with background music, which you can listen to and download for a fee.
Что такое фоновая музыка?
Фоновая музыка – это довольно популярное явление в современной жизни. Как известно, музыка по-разному может влиять на наше настроение и восприятие окружающего мира. Главное назначение фоновой музыки, как видно из названия, звучать на заднем плане основной деятельности человека. Данное музыкальное направление способствует расслаблению, позитивному настроению, поэтому ее часто используют в коммерческих целях: магазины, торговые центры, развлекательные заведения, кафе и рестораны, интернет-ресурсы.
Стили фоновой музыки
Если вы решили заняться написанием такой музыки, то можно выбрать практически любое направление, к которому у вас больше лежит душа.
Во-вторых, инструментальный стиль, для которого характерны чистые звучания музыкальных инструментов, аранжировки в классическом стиле. Чаще ля фона выбирают гитару или пианино.
В-третьих, праздничный стиль. Он подходит для праздничной и предпраздничной атмосферы. Это тематические мелодии для Нового года, Дня влюбленных, Дня Победы и других праздников. Это довольно узкое направление, поэтому особо здесь не поэкспериментируешь.
В-четвертых, легкий стиль (easy listenning). Это легкие, запоминающиеся мелодии, которые ненавязчиво создадут хорошее настроение. Здесь можно выделить подстили:
В-пятых, джаз, который имеет свыше 30 подстилей. Не все из них могут служить фоновой музыкой, поэтому здесь очень важно изучать реакции людей на ту или иную композицию.
Чтобы начать зарабатывать на написании фоновой музыки, нужно начинать с малого. Здесь не стоит торопиться, а нужно сосредоточиться и сделать хороший продукт. Можно экспериментировать со стилями и направлениями, дать послушать их знакомым. Затем попробуйте отправить их владельцам сайтов, использующих фоновое музыкальное сопровождение, отослать в магазины или салоны красоты, музыкальным компаниям, радио ресурсам. Также есть специальные каталоги с фоновой музыкой, которую можно прослушать и скачать на платной основе.
Эта навязчивая фоновая музыка: как она работает и почему?
Автор фото, Reuters
Мэрии многих городов мира, как больших, так и малых, тоже вкладывают средства в создание праздничной атмосферы с помощью уличного музыкального сопровождения
Если бы я могла мгновенно перенестись из одного места в другое, то даже с закрытыми глазами могла бы определить, где нахожусь. По звучащей музыке.
Впрочем, у того, что льется в наши уши из динамиков в магазинах, фойе, вестибюлях, лифтах, аэропортах и прочих общественных местах, в английском языке есть свое особое название: это не музыка, а «музак», то есть музыкальное фоновое сопровождение.
Как это ни странно, начало этому нехорошему тренду положил еще в начале ХХ века французский классик Эрик Сати своей «меблировочной музыкой», созданной в 1910-х годах.
Автор фото, API/Getty
Эрик Сати (справа, с Клодом Дебюсси в 1900 году) полагал, что музыка должна создавать определенный фон, как правильно подобранная мебель, и быть при этом незаметной
Muzak по проводам
Способ «доставки» фоновой музыки потребителю придумал примерно в то же время генерал-майор американской армии Джордж Оуэн Сквайр. Будучи начальником службы связи в годы Первой мировой войны, Сквайр разработал проводное радио (используя деревья в качестве антенн), чтобы посылать радиограммы, а уже в мирное время запатентовал свое изобретение и основал компанию Wired Radio («Проводное радио»), начав передавать целевые звуковые комплекты по телефонным проводам. Позже он переименовал компанию в Muzak.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Поначалу это была по большей части инструментальная классика или джаз, а позднее к этому присовокупили инструментальное исполнение популярных шлягеров.
В Америке такая музыка особенно пришлась кстати в лифтах, поскольку отвлекала внимание и тем самым успокаивала нервы особо тревожных посетителей и клиентов, а это было существенным моментом, если представить, сколько там небоскребов и сколько у них этажей.
Популярности «музака» помогло и опубликованное в 1937 году исследование британских индустриальных психологов «Усталость и скука на рабочем месте», где говорилось, что спланированное звуковое оформление рабочего места улучшает продуктивность и повышает настроение.
Однако было отмечено и обратное: если музыкальное сопровождение слишком заинтересовывало, то люди наоборот переставали работать и начинали активно слушать или уносились куда-то далеко-далеко в своих мыслях.
В военные 1940-е годы компания Muzak разработала с помощью архитекторов звука что-то вроде звукового алгоритма, назвав его «Прогрессивной стимуляцией».
Смысл его был в том, что трансляции были разбиты на 15-минутые интервалы, в течение которых громкость звучавшей музыки неуклонно возрастала, а затем умолкала на следующие четверть часа, создавая у работника ощущение «движения вперед» и тем самым, как считалось, повышая производительность труда.
Автор фото, Mike Kemp/Getty
Благоприятный фон
Впрочем, всевозможных исследований на предмет воздействия музыки на наше подсознание было сделано огромное количество.
Было даже такое, которое обнаружило, что ежедневное прослушивание фоновой музыки повышает наш иммунитет.
Студенты университета Уилкса в Пенсильвании в конце 1990-х в ходе своего эксперимента пришли к заключению, что прослушивание фоновой музыки в течение 30 минут на 14,1% повышало уровень иммуноглобулина А, который обитает в слизистых оболочках и отваживает вирусы и патогены.
При этом экспериментаторы заметили, что прослушивание такого же количества музыки по радио, равно как и прочих звуковых стимуляций или же просто тишины, не приносило такого же результата.
Еще одно исследование, проведенное профессором музыкальной психологии Адрианом Нортом в одном из ресторанов в английском городе Маркет Босуорт, показало, что посетители в среднем тратили на 2 фунта (2.55 доллара) больше, если подвергались «обработке» классикой, а не поп-музыкой.
Одно из возможных объяснений тому, по мнению ученых, может быть то, что классическая музыка ассоциируется у большинства с качеством, и именно по этой причине, кстати, классический репертуар подстегивает нас делать более дорогие покупки.
Автор фото, Getty Images
Может ли музыка воздействовать на вкус вина?
В дебри музыкального подсознания. С вином
В ходе другого маркетингового исследования выяснилось, что если в магазине, например, звучал французский шансон, то покупатели предпочитали брать французское, а не немецкое вино (пять бутылок французского на одну немецкого), тогда как проигрывание бравурных маршей приводило к обратному эффекту, хоть в меньшем масштабе (две бутылки немецкого на одну французского).
С музыкой и вином было еще одно любопытное исследование, проведенное психологами из университета Гериот-Ватт в Эдинбурге. Они попытались установить, может ли музыка влиять на вкус вина.
Участвовавшим в этом эксперименте предлагалось попробовать красное или белое вино и охарактеризовать его как: 1) крепкое, бьющее по мозгам; 2) изысканное, утонченное; 3) терпкое, бодрящее и 4) легкое, деликатное.
С бокалом вина испытуемых разводили по комнатам, где была закольцована соответствовавшая каждому из перечисленных выше настроений музыка: 1) Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана»; 2) Вальс цветов Чайковского (из балета «Щелкунчик»); 3) поп-хит 1980-х Just Can’t Get Enough в исполнении группы Nouvelle Vague и 4) электронный эмбиент Slow Breakdown.
По итогам этого эксперимента оказалось, что участники характеризовали вино точь-в-точь в соответствии со звучавшей в этот момент в их комнате музыкой.
В то же время ученые Ратгерского университета американского штата Нью-Джерси обнаружили, что фоновая музыка если и воздействует, то только на импульсивных покупателей, которые готовы ухватиться за любую возможность, чтобы потратить лишнее, тогда как «задумчивые, созерцательные» покупатели наоборот тратили меньше, чем собирались.
Автор фото, Anadolu Agency/Getty
Музыкально оформить такой торговый центр, как московский ГУМ, не так просто
Архитектура звука и сенсорный брендинг
Но мы, конечно, понимаем, что хоть музыка и обладает способностью рождать у нас сложные ассоциативные ряды, клиент не дурак и в лоб прорекламировать ему что-то при помощи музыки вряд ли удастся. Да и к тому же еще не написано столько шлягеров на каждый конкретный товар.
Но бывает, что преследуется прямо противоположная цель, если, допустим в кафе, расположенном на вокзале или в небольшой гостинице, нет достаточно посадочных мест; тогда управляющим важно, чтобы клиент не рассиживался, и в этом случае фоновая музыка у них, скорее всего, будет более оживленной, бравурной.
Автор фото, Waring Abbott/Getty
Кафе на вокзале Ватерлоо вряд ли заинтересовано, в том, чтобы клиент занимал столик надолго
Компания Muzak (которая после поглощения в 2004 году канадской фирмой стала называться Mood Music) в далекие 1930-40-е годы специально приглашала ансамбли и оркестры для инструментальной записи известных мелодий.
Автор фото, Waring Abbott/Getty
Станция лондонского метро Charing Cross стала одной из первых, начавшей транслировать при входе классическую музыку
Классикой по хулиганью
Если раньше главным врагом создателей музыкального фона была тишина, то в последнее время к ней присоединилась новая проблема: как можно залить в уши потребителю некий атмосферный музыкальный мусор, если он, этот потребитель, расхаживает по торговому залу в собственных наушниках, откуда доносится не пойми что?
С другой стороны, сколько существует фоновая музыка, столько существует и противостояние ей.
Когда это новшество в 1948 году внедрили в вашингтонских автобусах и трамваях, то небольшая группка разгневанных пассажиров подала в суд на основании посягательства на свое личное пространство. Судебную тяжбу они проиграли с треском.
В 2006 году всемирно известный пианист и дирижер Даниэль Баренбойм обрушился на «музак», сказав в своей публичной лекции, что этот навязчивый музыкальный фон, изменить который мы совершенно бессильны, «убивает активное прослушивание музыки» и рождает поколение, которое будет не способно концентрировать свое внимание на музыкальном произведении.
Однако психологи говорят, что у музыки много разных функций, не только эстетическая, и отношение к ней уже изменилось, став более утилитарным.
По их данным, для многих людей сегодня часы бодрствования на 40% заполнены музыкой в том или ином ее виде. Да и классические шедевры всех жанров разменяны на рингтоны, сомнительного качества телерекламу и самодельные гифки.
Пилотный проект оказался настолько успешным, что его распространили не только на всю лондонскую подземку, но и на некоторые страдавшие от вандализма и антисоциального поведения британские супермаркеты, автобусные станции и городские парки, где она тоже доказала свою действенность.
Разница между «включил музыку фоном» и «слушаю музыку» [Перевод]
Сохранить и прочитать потом —
[Прим. переводчика: В комментариях к нашим топикам на Хабре часто звучат обвинения в том, что мы занимаем сторону «аудиофилов». Это не совсем так — мы просто уверены, что музыка заслуживает того, чтобы её прослушивание доставляло максимальное удовольствие. Так считаем не мы одни. В этом совсем нетехническом тексте мы представляем вам мнение музыкального критика и журналиста Стива Гуттенберга, который объясняет, почему прослушивание музыки фоном никогда и ни за что не сможет сравниться с тем, чтобы отвлечься от всего и погрузиться в мир любимых звуков].
Недавно мы с Джеффри Моррисоном обменялись материалами на тему прослушивания музыки, рассмотрев эту тему с диаметрально противоположных позиций. Он написал пост «Музыкальная многозадачность: как “музыка на фоне” улучшает жизнь», на что получил ответ в виде материала «Слушать музыку или нет, вот в чем вопрос». Диалог продолжился текстом «Музыкальная многозадачность, часть 2: Почему музыка должна быть всегда и всюду», этой статьей я хочу завершить противостояние.
Я придерживаюсь позиции, что музыку нужно смаковать и «пропитываться ею». Прослушивание музыки — это настолько душевный процесс, что им нельзя насладиться походя, «по верхам». Взгляд, брошенный мельком, на картину великого художника — это не то же самое, что простоять перед полотном столько, сколько нужно для его полного осмысления. Да, взгляды, изложенные в материалах Джеффри Моррисона, разделяет большинство людей — сейчас мало кто слушает музыку, попутно не занимаясь чем-нибудь еще. Но это не значит, что они правы, эти люди просто не знают, что теряют. Именно поэтому я советую перестать разговаривать, писать SMS и делать прочие вещи во время прослушивания настоящей музыки.
Фоновая музыка — это неплохо, и почти каждый её так включает. К тому же такое «слушание» не требует от человека практически никаких усилий. Звук выступает в роли некоего фильтра и может быть вполне полезен в конкретной ситуации. Невозможно себе представить хороший ресторан без тихой музыки на фоне, мягкий джаз может создать крайне приятную атмосферу. Важно понять лишь одно — фоновая музыка может решать определенные задачи в определенных ситуациях, но не более того.
Главный совет тут — попытаться слушать с закрытыми глазами. Хотя бы один раз.
Закройтесь в тихой комнате и включите свою любимую музыку, и вы сможете услышать в ней то, чего никогда не слышали раньше. Если так и произойдет, то сложно будет противостоять желанию повторить этот опыт. Может быть, конечно, ничего подобного и не случится – тогда вы потеряете пять минут, которые могли бы потратить на выполнение каких-либо задач под фоновую музыку. Не так уж и плохо.
Музыка сама по себе не так важна, важнее быть «здесь и сейчас», не отвлекаться на второстепенные вещи. Если вы по горло заняты, находясь посреди сада с прекрасными розами, то не сможете почувствовать их аромат, но стоит только отвлечься, как не заметить его будет просто невозможно. Речь здесь не только о музыке, эта мысль подходит и к кино, еде, да даже к работе. Нужно уметь притормозить и насладиться тем, что происходит в данный конкретный момент.
Не стоит даже пытаться измерить, насколько другие люди удовлетворены прослушиванием музыки, и никогда не нужно указывать им, как это делать «правильно». Есть и те, кто пытается понять, что такого крутого в балете, но его просто «не цепляет». То же самое происходит с оперой или спортом — у всех свои увлечения.
Я уверен, что сосредоточенное прослушивание музыки может реально улучшить её как вживую, так и в записи, но если начать при этом делать что-то еще, все в момент обесценивается.
[Прим. переводчика: Ранее мы публиковали перевод статьи Стива Гуттенберга «Можно ли измерить качество звука?» и обсуждали его в одном из выпусков «Шоу Звук». Рекомендуем к прочтению и прослушиванию.]
Эта навязчивая фоновая музыка: как она работает и почему?
Если бы я могла мгновенно перенестись из одного места в другое, то даже с закрытыми глазами могла бы определить, где нахожусь. По звучащей музыке.
Рита Ора или Леди Гага — торговый центр. Распевочный кантри-вокал Долли Партон или Кенни Роджерса — хозяйственный магазин. Саксофон Стэна Гетца — или дорогой бутик, или у меня опять выпала пломба и я в приемной у дантиста.
Предновогоднее время, правда, вносит свою сумятицу, поскольку сейчас музыка повсюду звучит одна и та же — неизменный, из года в год повторяющийся набор из рождественских хитов.
Впрочем, у того, что льется в наши уши из динамиков в магазинах, фойе, вестибюлях, лифтах, аэропортах и прочих общественных местах, в английском языке есть свое особое название: это не музыка, а «музак», то есть музыкальное фоновое сопровождение.
Как это ни странно, начало этому нехорошему тренду положил еще в начале ХХ века французский классик Эрик Сати своей «меблировочной музыкой», созданной в 1910-х годах.
По задумке Сати, такие произведения должны были играться как нечто не выделяющееся из окружающей обстановки. Но попробуйте послушать его закольцованную навязчивую Musique d’ameublement — и вам сразу так и захочется бежать к дверям и, может быть, даже без примерки.
Muzak по проводам
Способ «доставки» фоновой музыки потребителю придумал примерно в то же время генерал-майор американской армии Джордж Оуэн Сквайр. Будучи начальником службы связи в годы Первой мировой войны, Сквайр разработал проводное радио (используя деревья в качестве антенн), чтобы посылать радиограммы, а уже в мирное время запатентовал свое изобретение и основал компанию Wired Radio («Проводное радио»), начав передавать целевые звуковые комплекты по телефонным проводам. Позже он переименовал компанию в Muzak.
Сквайр нашел, как продать свой «товар», предлагая частным заведениям — гостиницам, клубам, фирмам — проигрывать фоновую музыку через динамики, скрытые порой за большими кадками с модными в то время пальмами, отчего подобного рода трансляции стали называть «музыка из горшка». Позднее, как это часто бывает, прижилось более нейтральное обозначение — «музак», по названию бренда.
В Америке такая музыка особенно пришлась кстати в лифтах, поскольку отвлекала внимание и тем самым успокаивала нервы особо тревожных посетителей и клиентов, а это было существенным моментом, если представить, сколько там небоскребов и сколько у них этажей.
Популярности «музака» помогло и опубликованное в 1937 году исследование британских индустриальных психологов «Усталость и скука на рабочем месте», где говорилось, что спланированное звуковое оформление рабочего места улучшает продуктивность и повышает настроение.
Однако было отмечено и обратное: если музыкальное сопровождение слишком заинтересовывало, то люди наоборот переставали работать и начинали активно слушать или уносились куда-то далеко-далеко в своих мыслях.
В военные 1940-е годы компания Muzak разработала с помощью архитекторов звука что-то вроде звукового алгоритма, назвав его «Прогрессивной стимуляцией».
Смысл его был в том, что трансляции были разбиты на 15-минутые интервалы, в течение которых громкость звучавшей музыки неуклонно возрастала, а затем умолкала на следующие четверть часа, создавая у работника ощущение «движения вперед» и тем самым, как считалось, повышая производительность труда.
Благоприятный фон
Впрочем, всевозможных исследований на предмет воздействия музыки на наше подсознание было сделано огромное количество.
Студенты университета Уилкса в Пенсильвании в конце 1990-х в ходе своего эксперимента пришли к заключению, что прослушивание фоновой музыки в течение 30 минут на 14,1% повышало уровень иммуноглобулина А, который обитает в слизистых оболочках и отваживает вирусы и патогены.
При этом экспериментаторы заметили, что прослушивание такого же количества музыки по радио, равно как и прочих звуковых стимуляций или же просто тишины, не приносило такого же результата.
Еще одно исследование, проведенное профессором музыкальной психологии Адрианом Нортом в одном из ресторанов в английском городе Маркет Босуорт, показало, что посетители в среднем тратили на 2 фунта (2.55 доллара) больше, если подвергались «обработке» классикой, а не поп-музыкой.
Одно из возможных объяснений тому, по мнению ученых, может быть то, что классическая музыка ассоциируется у большинства с качеством, и именно по этой причине, кстати, классический репертуар подстегивает нас делать более дорогие покупки.
В дебри музыкального подсознания. С вином
В ходе другого маркетингового исследования выяснилось, что если в магазине, например, звучал французский шансон, то покупатели предпочитали брать французское, а не немецкое вино (пять бутылок французского на одну немецкого), тогда как проигрывание бравурных маршей приводило к обратному эффекту, хоть в меньшем масштабе (две бутылки немецкого на одну французского).
С музыкой и вином было еще одно любопытное исследование, проведенное психологами из университета Гериот-Ватт в Эдинбурге. Они попытались установить, может ли музыка влиять на вкус вина.
Участвовавшим в этом эксперименте предлагалось попробовать красное или белое вино и охарактеризовать его как: 1) крепкое, бьющее по мозгам; 2) изысканное, утонченное; 3) терпкое, бодрящее и 4) легкое, деликатное.
С бокалом вина испытуемых разводили по комнатам, где была закольцована соответствовавшая каждому из перечисленных выше настроений музыка: 1) Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана»; 2) Вальс цветов Чайковского (из балета «Щелкунчик»); 3) поп-хит 1980-х Just Can’t Get Enough в исполнении группы Nouvelle Vague и 4) электронный эмбиент Slow Breakdown.
То есть одно и то же вино с разной музыкой ощущалось по-разному — правда, это не означало, что музыка делала вино вкуснее.
В то же время ученые Ратгерского университета американского штата Нью-Джерси обнаружили, что фоновая музыка если и воздействует, то только на импульсивных покупателей, которые готовы ухватиться за любую возможность, чтобы потратить лишнее, тогда как «задумчивые, созерцательные» покупатели наоборот тратили меньше, чем собирались.
Архитектура звука и сенсорный брендинг
Как бы то ни было, такое обилие изысканий в этом направлении четко говорит только об одном: маркетологи как никогда озабочены тем, как эффективнее осуществить тонкую настройку нашего сенсорного брендинга, то есть, говоря простыми словами — как подвигнуть нас что-то купить?
Но мы, конечно, понимаем, что хоть музыка и обладает способностью рождать у нас сложные ассоциативные ряды, клиент не дурак и в лоб прорекламировать ему что-то при помощи музыки вряд ли удастся. Да и к тому же еще не написано столько шлягеров на каждый конкретный товар.
Пусть клиенты подольше походят, посмотрят, пощупают, главное — чтобы не ушли с пустыми руками, и музыка тут, чего уж скрывать, играет далеко не последнюю роль: она призвана уравновешивать магазинную суматоху, делать обстановку приятной, не бить по ушам, а расслаблять покупателя.
Но бывает, что преследуется прямо противоположная цель, если, допустим в кафе, расположенном на вокзале или в небольшой гостинице, нет достаточно посадочных мест; тогда управляющим важно, чтобы клиент не рассиживался, и в этом случае фоновая музыка у них, скорее всего, будет более оживленной, бравурной.
Я давно уже разделила все магазины на «свои» и «чужие» — по музыке. Если в торговом зале звучит что-то, что требует пары хороших восковых беруш, значит искать мне там нечего — товар мне все равно не подойдет. Если же фон ненавязчивый или даже приятный, то можно и задержаться.
Компания Muzak (которая после поглощения в 2004 году канадской фирмой стала называться Mood Music) в далекие 1930−40-е годы специально приглашала ансамбли и оркестры для инструментальной записи известных мелодий.
Как в полушутку объясняется в одном англоязычном музыкальном блоге, если люди перестают говорить и начинает играть музыка — это передний план; если музыка прекращается и люди перестают говорить — это фоновая музыка.
Плюс к этому музархитекторы в наши дни разбивают свои фонотеки на множество более мелких категорий — по настроению, цвету (темная или светлая музыка), инструментальную или вокальную, и если с вокалом, то каким именно — женским или мужским. Все это позволяет точнее таргетировать определенную целевую аудиторию.
Классикой по хулиганью
Если раньше главным врагом создателей музыкального фона была тишина, то в последнее время к ней присоединилась новая проблема: как можно залить в уши потребителю некий атмосферный музыкальный мусор, если он, этот потребитель, расхаживает по торговому залу в собственных наушниках, откуда доносится не пойми что?
Некоторые компании и торговые бренды начали мудро отказываться от проигрывания в своих залах фоновой музыки. В Британии одним из первых таких магазинов в 2016 году стал сетевой Marks and Spencer, ответивший на пожелания своей клиентуры — в большей степени возрастной.
Когда это новшество в 1948 году внедрили в вашингтонских автобусах и трамваях, то небольшая группка разгневанных пассажиров подала в суд на основании посягательства на свое личное пространство. Судебную тяжбу они проиграли с треском.
В 2006 году всемирно известный пианист и дирижер Даниэль Баренбойм обрушился на «музак», сказав в своей публичной лекции, что этот навязчивый музыкальный фон, изменить который мы совершенно бессильны, «убивает активное прослушивание музыки» и рождает поколение, которое будет не способно концентрировать свое внимание на музыкальном произведении.
Однако психологи говорят, что у музыки много разных функций, не только эстетическая, и отношение к ней уже изменилось, став более утилитарным.
По их данным, для многих людей сегодня часы бодрствования на 40% заполнены музыкой в том или ином ее виде. Да и классические шедевры всех жанров разменяны на рингтоны, сомнительного качества телерекламу и самодельные гифки.
Но классика потому и классика, что не умирает. В общественном пространстве ей неожиданно нашлось еще одно применение — на этот раз более полезное, чем рост объема продаж.
В 2005 году на станциях и в вестибюлях лондонского метро стали проигрывать классические произведения Моцарта, Рахманинова, Бетховена, Вивальди с двоякой целью: чтобы умиротворить разъяренных задержками и давкой пассажиров, но главное — чтобы отвадить хулиганов и уменьшить случаи воровства и вандализма, поскольку было отмечено, что шпана плохо переносит такую музыку.
Пилотный проект оказался настолько успешным, что его распространили не только на всю лондонскую подземку, но и на некоторые страдавшие от вандализма и антисоциального поведения британские супермаркеты, автобусные станции и городские парки, где она тоже доказала свою действенность.