Фонвизин что написал для литературы
Денис Фонвизин
краткая биография
Роль и место в литературе
Денис Иванович Фонвизин был литератором екатерининской эпохи, публицистом, драматургом, переводчиком, создателем национальной бытовой комедии. Он занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма. Созданная им комедия «Недоросль», тесно связана с особым течением в литературе и искусстве (живописи и архитектуре), которое зародилось в некоторых европейских государствах в век подъема абсолютизма (полная власть монархов, олицетворявшая единство, суверенитет и целостность государств) в начале XVII века и обретшее название классицизма.
Произведения Фонвизина повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.
Некоторые приемы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. Фонвизин в своих произведениях показал, как крепостное право оказывало растлевающее влияние на помещиков и крестьян. Просуществовав до 1861 года, крепостное право еще сильнее разлагало личность человека, чем это было во времена Фонвизина.
Фонвизин своими литературными работами показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Происхождение и ранние годы
Родился будущий писатель 14 апреля 1745 года в Москве, в семье дворян, происходившей из старинного немецкого рода ливонских рыцарей. Его предки переехали из Лифляндии при правлении царя Ивана Грозного. Фамилия его прадеда в то время писалась раздельно на немецкий манер с приставкой фон (барон Петр Фон Визин). Слитное написание было установлено позднее.
У Дениса Ивановича Фонвизина было трое братьев и четыре сестры. Отец писателя, Иван Андреевич Фонвизин, во время царствования Петра I обучался морскому делу. Он прослужил во флоте девять лет, затем перевелся служить в сухопутные войска, а потом был на гражданской службе.
Образование
Фонвизин, пока ему не исполнилось 10 лет, воспитывался дома. Отец будущего великого писателя, был не очень образованным человеком, но, несмотря на это, обучением всех своих восьмерых детей занимался сам. После домашнего обучения Дениса и его брата Павла отправили на учение в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при университете Москвы.
Учеба маленькому Фонвизину давалась хорошо, и он был на прекрасном счету в гимназии; ему много раз давали награды, даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных актах.
Как лучший ученик гимназии в 1758 году Фонвизин едет в Петербург, где его представляют покровителю университета того времени, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете.
Роскошный дворец, а также увиденное им театральное представление производит на мальчика огромнейшее впечатление.
В 1759 г. Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, и через 3 года, когда ему исполнилось семнадцать лет, заканчивает университет.
Творчество
Первые свои литературные произведения Фонвизин написал, будучи еще студентом университета. Над переводами нескольких басен и других сочинений немецких авторов он начинает работать с 1761 года. Фонвизин постоянно посещал литературный кружок Козловского. В 1764 году он выступает со своим драматическим произведением «Корион», написанным в комедийном стиле. В 1786 году впервые вышла в свет социально бытовая комедия, которую Фонвизин назвал «Бригадир». В 1883 году опубликована вторая комедия «Недоросль», которая и стала самым известным произведением писателя.
Главные произведения
В 1782 году в самом известном произведении литератора, комедии «Недоросль», во всей своей полноте и блеске проявляется талант Фонвизина как драматурга. Эта пьеса, так же как и «Бригадир», дает конкретное изображение русской действительности.
Фонвизин читает «Бригадира»
«Недоросль» известна всем не только, как «комедия нравов», но и как первая общественно-политическая комедия. Драматург мастерски сумел сделать из приусадебного уголка дворянского поместья общественную трибуну и показать в ней «злонравия плоды». В этом произведении зазвучали вопросы, волновавшие русских свободомыслящих людей, живших в «веке Просвещения»: ответственность государя за народ, обязательное ограничение самовластия помещиков, воспитание достойных граждан своей страны. Невежество и злой нрав были основными пороками, которые были осмеяны в комедии. Одной из центральных тем в «Недоросле» является тема воспитания, на первом месте которой стояла образованность. Эта пьеса, которую Фонвизин написал более чем двести лет тому назад, не утратила свою актуальность и в теперешнем времени. В ней звучит предостережение для нынешней молодежи от повторения ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль» одаренного Фонвизина всегда будет для народного чтения и будет всегда удерживать почетное место в истории русской литературы.
Последние годы
Литературной деятельностью Фонвизин занимался до последних дней своей жизни, невзирая на то, что был тяжело болен (паралич), но в лице императрицы Екатерины II, он встретил резкое неодобрение. Ему было запрещено опубликовывать пятитомный сборник сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум», и не получил разрешение на перевод Тацита. В конце жизни великий писатель работал над автобиографической работой «Чистосердечное признание», но окончить ее не успел.
1 декабря 1792 года Дениса Фонвизина не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1745 | Год рождения Дениса Фонвизина |
1777-1778 | Жизнь и деятельность во Франции |
1779 | Снова на Родине |
1781 | Служба статским советником |
1782 | Успешно прошла премьера произведения «Недоросль» |
1783 | Пьеса «Недоросль» была поставлена в Москве |
1792 | Не стало Дениса Фонвизина |
Интересные факты
Память о писателе
Именем великого драматурга в России названо 15 улиц и 1 переулок (по данным 2013 года). Улицы Фонвизина есть и в Украине. В 2016 году в столице России открыли станцию метро Фонвизинская.
Русская литература Фонвизина
Вы будете перенаправлены на Автор24
Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский так писал он Фонвизине: «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его «Бригадир» и «Недоросль» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений».
Начало литературного творчества
С шестнадцати лет Фонвизин занимался переводческой деятельностью. Первым переведенным им произведением стал сборник басен немецкого автора Хольберга. За этой работой последовали переводы античной классики и произведений писателей-просвещенцев, например, Вольтера.
Любимым писателем Фонвизина был Жан-Жак Руссо, французский философ эпохи Просвещения.
Фонвизин был человеком живым и остроумным, обладающим удивительным чувством юмора и природным даром иронии. Все эти качества позволяли ему создавать поразительные по своему содержанию комедии, высмеивающие пороки общества. Раннее творчество Фонвизина отличалось ярко выраженной сатирической направленностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Комедия «Бригадир»
В 1769 году из-под пера Фонвизина в свет выходит комедия «Бригадир», премьера которой увенчалась большим успехом. Успех этот был настолько велик, что писатель был приглашён в Петергоф, чтобы лично прочитать «Бригадира» императрице Екатерине Великой.
В «Бригадире» заметен огромный интерес Фонвизина к национальному русскому быту, русским характерам и нравам, к русской ментальности.
Существует, однако, и другое мнение, которое гласит, что действием в комедии является любовная интрига. Против данной теории говорит тот факт, что в «Бригадире» есть сцены, совершенно не связанные с любовными разговорами. Для классической комедии XVIII века наличие лишних сцен и персонажей было недопустимо.
Сложно определить, посвящена ли комедия описанию счастья умных, таких как Софья и Добролюбов, или же описанию горя глупых, таких как Бригадир и Советница, Советник и Бригадирша. Но ясно, что Фонвизин в своём произведении создаёт образы людей, говорящих на одном языке, но совершенно друг друга не понимающих. Бытовой и разговорчивый мир порока противопоставляется миру молчаливой благодетели.
Зрелое творчество
В «Рассуждении. » Фонвизин довольно резко критиковал деспотизм режима правления Екатерины II и требовал конституционных преобразований, угрожая в противном случае провести эти преобразования силой.
После написания «Рассуждения. » писатель уезжает во Францию, где пристально наблюдает за политической и общественной жизнью страны, чтобы лучше понять российскую действительность и найти пути к улучшению жизни русского народа.
По возвращении на родину Фонвизин пишет «Рассуждение о непеременных государственных законах», адресованное будущему императору Павлу Петровичу. В этом произведении Фонвизин отмечает, что государству необходимо ограничить крепостное право, поскольку Россию охватывал безграничный произвол.
Эта же тема отразилась в написанной в 1783 году комедии «Недоросль».
Комедия «Недоросль»
В «Недоросле» автор поднимает следующие темы:
Герои этой комедии делятся на «бытовых» и «героев-идеологов». Бытовые герои порицаются Фонвизиным. Это Простакова и Простаков, Скотинин, Митрофан. Те, кто погряз в застое и неподвижности, люди, тянущие Россию назад. Герои-идеологи же, напротив, являют собой образы идеальных дворян и людей, способных к духовной эволюции. Это Стародум, Софья, Милон и Правдин.
Существует легенда, после премьеры «Недоросля» князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Императрица Екатерина была так недовольна «Недорослем», который, по её мнению, покушался на государственные устои, что запретила дальнейшую публикацию любых произведений Фонвизина.
Последние годы жизни
Под конец своей жизни Д.И. Фонвизин вышел в отставку, но продолжил заниматься литературным трудом вопреки сковавшему его параличу. Поздние произведения писателя были встречены большим неодобрением императрицы, запретившей публикацию пятитомного собрания сочинений Фонвизина.
В эти годы Фонвизин занимался по большей части публицистикой и драматургией. Он писал для журналов, а также создал комедию «Выбор гувернёра», драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной» и автобиографию «Чистосердечное признание».
Книги Дениса Фонвизина
В издании представлено произведение Дениса Фонвизина «Бригадир». Для среднего школьного возраста.
Д.И.Фонвизин (1744/45-1792) известен как автор бессмертных комедий «Недоросль» и «Бригадир». В настоящее издание, кроме этих произведений, вошли басня «Лисица-казнодей», сатира «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», повесть «Каллисфен», а также избранные письма.
В издание входят известные пьесы Д.И.Фонвизина «Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1781), избранные стихотворные произведения — «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим» и избранная проза: «Письма из Франции», «Каллисфен», «Друг честных людей, или Стародум», «Опыт Российского сословника», «Рассуждение о непременных государственных законах» и другие произведения 1777—1791 годов.
Рукописный вариант, так как Фонвизину запрещено печататься. «Друг» в отличие от «Курантов» является журналистским произведением. Всего один номер. Тиражировался от руки. В заголовок Фонвизин выносит «периодическое сочинение, посвященное истине». Персональный журнализм. Продолжение о тех персонажах, которые уже были введены в комедии «Недоросль». Хотел публиковать переписку Стародума с различными к.
Вступительная статья В. Турбина. В книгу включены комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума» и пьесы А. Н. Островского: «Доходное место», «Гроза», «Лес», «Не все коту масленица», «Бесприданница» и «Таланты и
В 1777—1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции (в Париже он пробыл свыше пяти месяцев). Из Франции автор пишет письма к своей сестре Аргамаковой, П. Панину (брату Н. Панина), к Я. Булгакову. Ярко выраженный общественно-социальный характер. Франция для передовых людей России обладала особенным притягательным интересом. Однако непосредственное знакомство со страно.
«…Остаётся мне теперь сказать об образе нашего университетского учения; но самая справедливость велит мне предварительно признаться, что нынешний университет уже не тот, какой при мне был. Учители и ученики совсем ныне других свойств, и сколько тогдашнее положение сего училища подвергалось осуждению, столь нынешнее похвалы заслуживает. Я скажу в пример бывший наш экзамен в нижнем латинском классе….
Написано в середине 1760-х годов. Впервые опубликовано 1769 голу в качестве приложения к изданному Фонвизиным переводу повести Ф.-Т.-М. Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность». В дальнейшем было перепечатано в журнале «Пустомеля» (1770, июль), в книге «Примечания достойное предсказание славного Мартына Задека. » (СПб, 1770) и др. Названные в стихотворении лица действительно слу.
«…В совете рассуждаемо было о том, какой судьбе подвергнуть мать, жену и дочь побежденного Дария. Голоса собираемы были с младших. Арбас, юный полководец, который гораздо лучше знал хитрости придворные, нежели военные, чаял при сем случае выслужиться пред государем презрительною лестию, оскорбляя человечество. Он почитал за полезнейшее, умертвив на площади пленниц, показать свету, что быть неприят.
Фонвизин, Денис Иванович
Фонвизин, Денис Иванович | |
Денис Иванович Фон-Визин (Фон-Визен) | |
Гравюра из полного собрания сочинений 1893 года (издание А. Ф. Маркса) | |
Дата рождения: |
---|