Фонвизин недоросль чем закончилось
Недоросль
Микропересказ : Злая женщина взяла в свой дом девушку-сироту. Дядя девушки решил оставить ей большое наследство, и женщина захотела выдать девушку замуж за своего глупого сына. Девушку спасли дядя и её возлюбленный.
Очень краткое содержание
Девушка-сирота попала в лапы жадной и злой помещицы, которая хотела выдать её замуж за своего брата. Вдруг стало известно, что давно пропавший дядя сироты жив. Всё это время он был в Сибири и накопил там большое состояние, которое решил завещать племяннице. Узнав о деньгах, помещица решила выдать сироту не за брата, а за своего глупого и невоспитанного сына-недоросля.
У помещицы гостил государственный чиновник, который обязан был защищать простых крестьян от произвола землевладельцев. К жестокой помещице он относился неприязненно и ждал случая лишить её власти над крестьянами. В этом же поместье появился и друг чиновника, молодой офицер, который оказался возлюбленным сироты.
Когда дядя приехал за сиротой, помещица начала льстить ему и расхваливать своего сына, чтобы добиться желанного сговора. Однако дядя успел познакомиться с благородным и храбрым офицером. Оказалось, что офицер давно был на примете у дяди в качестве жениха для сироты. Влюблённые признались в своих чувствах, и дядя благословил их.
Узнав об этом, помещица попыталась похитить сироту и насильно обвенчать с недорослем, но офицер спас любимую. В наказание чиновник лишил помещицу права управлять своим поместьем, а недоросля отправил в армию.
Подробный пересказ по действиям
Названия действий — условные.
Поместье Простаковых. Простакова примеряла сыну кафтан, сшитый крепостным портным-самоучкой, ругая того за неумелость.
Простакова — женщина средних лет, суровая, властная, быстрая на расправу, любит только сына.
Кафтан шился к помолвке Скотинина.
Тарас Скотинин — родной брат Простаковой, хам и невежа, любит только свиней.
Простакова собиралась женить брата на Софье, не спросив согласия девушки.
Софья — дальняя родственница Простаковых, сирота, милая, чистая, беззащитная.
Единственный родственник Софьи, родной дядя, уехал в Сибирь и пропал. Простакова воспользовалась этим и прибрала к рукам поместье девушки. Софью она поселила у себя, обращалась с ней строго и несправедливо. Простаков жалел девушку, но возражать суровой супруге не смел.
Терентий Простаков — муж Простаковой, робкий подкаблучник, жена часто его избивает.
Скотинин не любил девушку, хотел жениться на ней ради огромных свиней, которых разводят в её поместье.
Простаковы обсуждали помолвку Скотинина, когда вошла радостная Софья и сообщила, что получила письмо от дяди. Простакова не поверила, что дядя жив.
Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили!
Никто из Простаковых не умел читать. К Митрофану уже четыре года ходили трое учителей, в том числе и настоящий немец, но парень так и не смог научиться читать и считать.
Митрофан — единственный сын Простаковой, 15 лет, крупный, упитанный, обжора, исключительно глуп.
Не доверяя девушке, Простакова попросила прочесть письмо своего гостя Правдина.
Правдин — государственный чиновник, очень честный, сочувствует простому народу.
Дядя писал, что вернулся из Сибири, где сильно разбогател, и теперь намерен забрать племянницу к себе и сделать её своей наследницей. Услышав это, Простакова сразу передумала выдавать Софью за брата и решила женить на ней недоросля Митрофана.
Простакова увела Софью. К Простакову подбежал запыхавшийся слуга и сообщил, что в их деревне остановились солдаты.
Правдин встретил своего друга Милона, командира солдат.
Милон — молодой офицер, прямой, честный, любит Софью.
Правдин рассказал другу, что его обязанность — следить, чтобы помещики не были жестоки со своими крепостными. Простакова он считал дураком, а его жену — злой фурией. Правдин уже сообщил своему начальнику «о всех здешних варварствах» и надеялся, что против произвола Простаковой скоро примут меры.
Милон признался, что любит девушку, которую куда-то увезла родня. Он боялся, что его любимая оказалась во власти корыстолюбцев. Тут вошла Софья, оказавшаяся возлюбленной Милона.
Софья рассказала, что Простакова уговаривает её выйти замуж за Митрофана. Девушка ей ответила, что хочет заручиться согласием дяди, который скоро должен приехать.
Подумай же, как несчастно моё состояние! Я не могла и на это глупое предложение отвечать решительно. Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена была я скрыть моё чувство.
Появился Скотинин, начал жаловаться, что сестра вызвала его для женитьбы, а теперь убеждает, что жена ему не нужна. Правдин объяснил ему, что Простакова хочет женить на Софье Митрофана.
Разозлённый Скотинин накинулся на Митрофана с кулаками. Старая няня защитила трусливого недоросля и прогнала Скотинина. Вошла Простакова и попросила Софью посмотреть комнату, приготовленную для её дяди.
Затем появились учителя Митрофана. Математике его учил отставной солдат, а чтению — бывший семинарист. Правдин и Милон ушли, а Митрофан пожаловался матери на Скотинина, пригрозив утопиться, если дядя его тронет. Простакова отругала няню за то, что она не вступилась за воспитанника, и увела сына, поклявшись не спускать с него глаз. Учителя посочувствовали обиженной ни за что няне.
После обеда приехал Стародум, с которым оказался знаком Правдин.
Стародум — родной дядя Софьи, 60 лет, честный и прямой.
Отец Стародума служил при дворе Петра Великого и воспитал в сыне высокие понятия о долге и чести. Стародум злился на Простаковых из-за их обращения с Софьей, но жизнь научила его сдерживать свои порывы.
Когда-то он служил при дворе и дружил с молодым графом. Когда началась война, Стародум предложил другу записаться вместе в армию, но тот отказался. Стародум воевал и был ранен, а служивший при дворе граф обошёл его в чинах.
Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.
Оскорблённый Стародум подал в отставку, после чего недолго послужил при дворе. Ему не понравились двуличность и подлость придворных, и он уехал в Сибирь, где заработал состояние тяжёлым трудом. Он считал, что должен был сдержаться и не подавать в отставку, потому что ещё мог принести пользу отечеству.
Софья радостно встретила дядю. Тот тоже был рад увидеть дочь единственной сестры. Стародум решил сделать её своей наследницей, считая, что его дети должны пробиться в жизни сами.
Тут началась драка между Простаковой и Скотининым, разнимал их Милон. Увидев Стародума, Простакова начала перед ним лебезить, заставила Митрофана целовать ему руку.
Стародума это не тронуло, он заявил, что завтра же увезёт Софью в Москву и подыщет ей хорошего жениха. Однако принуждать её к замужеству он не собирался, считая, что девушка должна любить своего избранника.
Простакову это обнадёжило. Она рассказала, что её с братом отец ничему не учил, а вот Митрофан «из-за книги не встаёт по суткам», и предложила посмотреть, как учён её сынок. Стародум отказался, и его увели в приготовленную для него комнату.
В комнате остались учителя Митрофана. Они ругали немца за то, что тот мешал им вдалбливать науку в пустую голову недоросля. Вернулись Митрофан и Простакова. Недоросль не хотел учиться, а хотел жениться, но уроки всё же начались.
Митрофан не смог сложить 10 и 10 и не прочитал ни строчки. Простакова мешала, делая глупые замечания. Затем явился немец и заявил, что Митрофан и без учёбы в люди выйдет, главное — с умными людьми не связываться. Когда Простакова с сыном ушли, учителя чуть не побили немца.
Стародум завёл с Софьей долгую нравоучительную беседу о чести, добропорядочности, добре и зле, богатстве, придворных нравах, обязанностях жены и убедился, что племянница вполне разделяет его взгляды.
Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может! Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.
Разговор прервал слуга: он принёс Стародуму письмо из Москвы от графа, друга Стародума. Тот сватал Софью за своего племянника и сообщал, что молодой человек поведёт в Москву отряд солдат как раз мимо поместья Простаковых.
Не успел Стародум заговорить об этом с племянницей, как пришли Правдин с Милоном. Дядюшка сразу догадался, что молодой офицер — племянник графа. Поговорив с ним, Стародум убедился, что Милон — человек достойный, храбрый, дорожит своей честью. Оказалось, что матушка Софьи любила его как сына, и он часто бывал в их доме.
Милон признался, что они с Софьей давно любят друг друга, и попросил у Стародума руки девушки. Дядюшка с радостью благословил влюблённых.
Тут явился Скотинин и потребовал, чтобы Стародум выдал за него Софью. Его крайняя глупость и странная любовь к свиньям рассмешили дядюшку и Правдина. Затем пришли Простаковы и начали сватать Софью за Митрофана.
Стародум забавы ради решил проверить учёность недоросля. Оказалось, что Митрофан не знает, что такое существительное и прилагательное, а об истории и географии никогда не слыхал.
Стародум отверг обоих женихов и заявил, что Софья уже помолвлена с Милоном. Несмотря на это, Простакова решила настоять на своём.
Правдин получил приказ «взять под опеку дом и деревни» Простаковой при первой же её выходке, от которой пострадают крепостные. Стародума радовало, что государство заботится о простых людях.
Затем Стародум и Правдин начали рассуждать о воспитании. Стародуму не нравилось, что помещичьих детей обучают невежественные учителя, зачастую из крепостных. Пример тому — Митрофан. Но и образование в высшем свете не учит, а развращает молодёжь.
Беседу прервал шум. Это Милон увидел, что слуги ведут сопротивляющуюся Софью к карете, и вступился за неё. Правдин допросил слуг. Оказалось, что Простакова велела похитить девушку, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном.
Простакова упала на колени перед Стародумом и Софьей, и те решили не подавать на неё в суд. Узнав, что слуги выдали её, Простакова велела всех выпороть. Это позволило Правдину привести в действие полученный приказ. Присутствующий при этом Скотинин поскорее уехал, испугавшись, что «всякий Скотинин может попасть под опеку».
Правдин велел позвать учителей Митрофана, чтобы рассчитаться с ними. Выяснилось, что притворявшийся учителем немец раньше служил у Стародума кучером. Стародум взял его обратно.
Стародум с Софьей собрались уезжать. Прощаясь с Правдиным, они увидели, как Митрофан грубо обошёлся с матерью, отчего та потеряла сознание. Правдин решил наказать недоросля, отправив его в армию. Стародум указал на горюющую Простакову со словами: «Вот злонравия достойные плоды!».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание: «Недоросль»
Ходит легенда, что после премьеры пьесы Дениса Ивановича Фонвизина в Петербурге к нему подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Комплимент по нынешним временам довольно токсичный, да и подтверждения этой истории нет, но «Недоросль» действительно одна из лучших вещей, созданных Фонвизиным. При всей прямолинейности сюжета и ярком разделении персонажей на хороших и плохих, ему удалось создать острую и точную сатиру, которую стоит читать и сегодня.
Ниже найдёте краткое содержание пьесы «Недоросль» Дениса Фонвизина.
История начинается в доме помещиков Простаковых. Госпожа Простакова – главный отрицательный персонаж пьесы. Она ругает, мучит, а иногда даже бьёт домашних и насаждает свою точку зрения всем вокруг. Когда она узнаёт, что дальняя родственница Простаковых Софья стала наследницей неожиданного богатства, то решает выдать её замуж за своего сына, избалованного и глупого Митрофанушку. Он и есть недоросль, то есть дворянин, не получивший должного образования.
На Софье хочет жениться и Тарас Скотинин, брат Простаковой. Но сама девушка влюблена в молодого офицера Милона. Он также любит её. У Софьи есть дядя и опекун Стародум, чьи идеи и мысли отражают мировоззрение самого Фонвизина. Простаковы лебезят перед его авторитетом и богатством.
В доме Простаковых живут три учителя, которые пытаются обучить Митрофанушку. Впрочем, без особых успехов. Да и не все они талантливые педагоги – например в финале пьесы выясняется, что человек по фамилии Вральман раньше работал кучером.
В какой-то момент Простакова решает заставить Софью выйти за Митрофанушку. Её люди тащат девушку к карете, но Милон предотвращает похищение своей возлюбленной. Простакова бурно раскаивается в содеянном и получает прощение. Государственный чиновник Правдин отбирает её поместье в пользу государства. Пьеса заканчивается тем, что Митрофана отправляют на службу. Финальные слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
Герои Фонвизина носят говорящие фамилии, так что читатель или зритель пьесы может сразу догадаться об их добродетелях или пороках. Софья умна и скромна, Стародум выведен в пьесе как человек мудрый, практичный и остроумный. Характеры Скотинина, Простаковой, Вральмана тоже «зашифрованы» в их фамилиях. При этом отрицательные персонажи получились очень яркими и запоминающимися, а высказывания героев разошлись на цитаты. Ниже ещё несколько интересных фактов о пьесе и её персонажах:
Именно Митрофанушка говорит каноническую фразу «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Госпожа Простакова не только безграмотна и своевольна, но ещё и жестока. Она постоянно ругается и может поколотить собственного мужа. Ей принадлежат слова «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Глава семейства Простаковых Терентий Простаков человек неграмотный и мягкий, даже слабый. Зато он искренне любит сына: «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын».
Учителя Митрофана Кутейкин и Цыфиркин оба – нерадивые преподаватели. Однако Цыфиркин, в отличие от коллеги, понимает, что ему ничему не удалось научить недоросля и отказывается брать деньги. Кутейкин же, напротив, требует, чтобы ему заплатили за ученье и за стоптанные сапоги.
Если краткого содержания «Недоросля» вам недостаточно, рекомендуем посмотреть одноимённый фильм 1987 года.
Скачать «Недоросль» бесплатно вы можете в интернет-магазине электронного контента PocketBook.
Вам также может понравиться материал «Краткое содержание: «Евгений Онегин» Пушкина».
Сочинение: Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?
В чем смысл финала комедии «Недоросль»?
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.
Поистине возмездие пороку в его свойствах.
Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной.
Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям. Ее же натура ее и погубила.
Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается «достойным» отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову.
Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.
Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: «Вот злонравия жестокие плоды». Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.
Тема, проблема, идея и значение произведения
Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.
Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.
Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.
Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.
«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.
В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.
Стародум. Характеристика
Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дядя Софьи. Отец Стародума служил при дворе Петра Великого, воспитан был в петровских правилах и, хотя тогда «к научению мало было способов», дал своему сыну хорошее образование и «наилучшее» воспитание. Стародум говорит Правдину: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».
Стародум в молодости был горяч и несдержан, поступал подчас безрассудно. Так, из военной службы, не раз отличившись в военных сражениях, Стародум уходит в отставку только потому, что не он, а его сверстник, отказавшийся идти на войну, в обход Стародума получил высший чин, хотя, по разумению Стародума, долг дворянина, несмотря ни на что, служить отечеству. Далее по «слепому случаю» Стародум попал ко двору, где его также постигло величайшее разочарование.
Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.
Софья с послушанием и восторгом воспринимает наставления своего дядюшки. Стародум учит ее добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы. Подробно излагает Стародум и правила семейных отношений: муж и жена должны идти путем добродетели, быть искренними и снисходительными друг к другу, кроткими и чистосердечными. Мужа и жену должна в первую очередь связывать не любовь, а «дружба», которая в то же время «на любовь бы походила». «Надобно… чтоб муж повиновался рассудку», а жена — мужу, это обеспечит благополучие в семье. Рассуждая об ответственности родителей перед детьми, Стародум говорит: «И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?»
Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества («без знатных дел знатное состояние ничто»), и богатство измеряется не накопленными деньгами, но помощью, оказанной нуждающимся.
Стародум, как его аттестует Правдин, — человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения, хотя с виду несколько угрюмый и резкий. Себя Стародум называет «другом честных людей», и потому его дружба лестна Правдину.
Речь Стародума — это речь просвещенного человека. Она бывает афористичной («Последуя природе, никогда не будешь беден. Последуя людским мнениям, никогда богат не будешь». «Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван»), в ней встречаются архаизмы, характеризующие Стародума как человека петровской эпохи. В беседах с близкими ему по духу людьми (Правдин, Софья, Милон) речь Стародума сближается со слогом журнальной публицистики его эпохи.
Словарь литературных персонажей: Русская литература: XVIII — середина XIX вв. — М.: Московский лицей, 1997. Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.
Пьеса и ее герои
События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.
Пьеса состоит из пяти действий:
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.
Обратите внимание! Три основные темы, раскрытые в содержании пьесы «Недоросль»: воспитание, осуждение деспотичного режима самодержавия, тягость крепостного права.
Смысл книги Недоросль — Денис Иванович Фонвизин
Важное произведение классической русской литературы «Недоросль» имеет очень любопытный смысл, каждую часть которого разложим по полочкам.
Смысл названия комедии Недоросль
Первое, на что сразу обращаешь внимание — название книги. Денис Иванович Фонвизин долго думал над ним и решил выбрать именно недоросль. 300 лет назад так называли молодого богатого человека, который получил образование. Но при этому бумаги, на которой это удостоверено у него нет. Всё бы не было так плохо, если бы без неё он смог бы жениться или пойти служить. Но без неё дворянин ничего этого не в состоянии сделать из-за закона.
В комедии рассказывается о поместье Простаковых. Госпоже не нравится, как портной пошил кафтан её сыну. Но при этом портной даже не получил должного образования, поэтому шьёт как попало. Госпожа не хочет слушать, она желает для своего сына только лучшей одежды. Как раз сын этой женщины и является недорослем.
Отец подростка полностью потакает жене, но дядя недоросля думает, что кафтан хороший. Также в доме живёт Софья, которую Простаковы взяли к себе ради денег. Дядя подростка хочет взять её в жёны. Но тут объявляется родственник Софьи, поэтому госпожа не может принимать решение выйдет ли Софья за дядю её сына.
Софье приходит письмо, что родственник оставляет ей большое наследство. Теперь Госпожа Простакова хочет выдать Софью замуж за своего сына. Но при этом Софья влюблена в совершенно другого человека — Милона.
При этом у дяди и недоросля разгорается на этой почве конфликт. Последний совершенно не желает поддаваться учению.
В поместье Простаковых приезжает родственник Софьи, с намерением увести девушку к себе в Сибирь. Но он беседует с Милоном, последний просит руки Софьи и получает согласие. Другие кандидаты в женихи пока ничего не знают, поэтому до сих пор пытаются заполучить девушку.
Госпожа Простакова не отпускает из своей деревни Софью и её близкого родственника. Она тащит девушку насильно в карету, чтобы поехать в церковь и обвенчаться с недорослем. Но её остановили.
Позже у Простаковых отобрал имение Правдин, поэтому семья была вынуждена покинуть поместье. Родственник Софьи, видя, что госпожа Простакова упала в обморок, смотрит на неё и говорит: «Вот злонравия достойные плоды».
Смысл комедии Недоросль
Давайте разбёремся в смысле произведения. Если коротко, то недоросль живёт по принципу «не хочу учится, а хочу жениться». Родители ему всячески в этом потакают, особенно мать, отцу вообще всё равно. Фонвизин хотел показать также с помощью образа Софьи, что люди готовы пойти на что угодно, чтобы заполучить побольше денег. С помощью говорящих фамилий( Циферкин, Правдин, Простаков, Стародум и др.) Денису Ивановичу удалось передать суть каждого из персонажей.
Смысл финала комедии состоит в том, что нужно правильно воспитывать детей. То, как это делали Простаковы — абсурд. Кидать ребёнка на произвол судьбы, а потом жаловаться, что с ним что-то не так — ужасно. Смысл произведения и состоит в этом — нужно воспитывать человека согласно моральным и нравственным идеалам. Именно тогда он станет достойным членом общества. А судьбы недоросля ему удастся избежать.