Фоп что это такое
Как зарегистрировать «ФОП» в 2020 году. Инструкция для чайников
Если у вас есть бизнес-идея и вы решили начать собственное дело, процедуры регистрации не избежать. Самая простая и популярная форма предпринимательства — регистрация физического лица – предпринимателя (ФЛП), или так называемого «ФОПа».
Для тех, кто впервые планирует это сделать, «Минфин» подготовил простую инструкцию, которая поможет выбрать оптимальный вариант регистрации ФЛП.
Выбор КВЭД и системы налогообложения
Первым делом нужно определиться с кодом вида экономической деятельности (КВЭД) и системой налогообложения, так как эти два шага взаимосвязаны.
Преимущество регистрации в качестве ФЛП — возможность работать на упрощенной системе налогообложения, которая предусматривает лишь уплату единого налога и единого социального взноса. Чтобы воспользоваться «упрощенкой», нужно соответствовать определенным критериям, установленным Налоговым кодексом Украины.
Налоговый кодекс запрещает «упрощенцам»:
— заниматься организацией и проведением азартных игр и лотерей;
— изготавливать, экспортировать либо продавать подакцизные товары;
— добывать драгоценные металлы, полезные ископаемые;
— работать в качестве финансового посредника либо аудитора;
— осуществлять деятельность по руководству предприятиями;
— предоставлять услуги почтовой или телефонной связи, продавать предметы искусства и антиквариата;
— сдавать в аренду земельные участки площадью более чем 0,2 гектара либо жилые помещения свыше 100 кв. м и офисные либо производственные площади суммарной площадью свыше 300 кв. м.
В 2020 году остается четыре группы плательщиков единого налога. Они отличаются размером дохода, количеством наемных работников и некоторыми ограничениями по выбору вида деятельности (то есть КВЭД). С перечнем видов деятельности, разрешенных для каждой группы, можно ознакомиться на сайте Государственной фискальной службы (ГФС).
Группы ФЛП на едином налоге: характеристики и отличия
Ограничения по виду деятельности
Ставка единого налога
До 300 тыс. гривен в год
Не используется наемный труд, ФЛП работает сам на себя
Могут осуществлять исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществлять хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению
до 10 % от размера прожиточного минимума – 210,20 грн в месяц
До 1, 5 млн гривен в год
Могут осуществлять хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства
до 20 % от размера минимальной зарплаты – 944,60 грн в месяц
До 5 млн гривен в год
Могут осуществлять любую деятельность по продаже товаров либо оказанию услуг как населению, так и юрлицам на любой системе налогообложения
3 % дохода – для плательщиков ПДВ
5% дохода – для неплательщиков ПДВ
от 0,19 до 6,33 с 1 га земли в зависимости от категории и расположения сельхозугодий или земельного фонда (п. 293.9 НК).
Обращаем ваше внимание, что ставку единого налога для первой и второй групп устанавливают местные советы. И для отдельных видов деятельности (или в отдельных населенных пунктах) она может быть меньше максимального уровня. Ставку единого налога уточняйте в вашем горсовете, поссовете или сельсовете.
Важно: согласно п. 293.7 ст. 293 Налогового кодекса, если плательщики налога первой и второй групп осуществляют деятельность на территориях, которые принадлежат к разным советам, в таком случае они платят единый налог по максимальной ставке, установленной для соответственной группы.
Минимальный месячный размер (по желанию можно платить больше, но никто этого не делает) единого социального взноса (ЕСВ) в 2020 году для плательщиков:
– единого налога первой, второй и третьей групп – 1039,06 грн;
– на общей системе налогообложения – 1039,06 грн.
Кто может регистрироваться ФЛП
Любой гражданин, достигший 18-летнего возраста, может стать частным предпринимателем. ФЛП можно зарегистрировать даже на несовершеннолетнего, достигшего 16-лет. Но в таком случае потребуется согласие родителей или органа опеки.
Как лучше зарегистрировать ФЛП
Для регистрации можно воспользоваться старым проверенным способом, обратившись к государственному регистратору. Или же можно это сделать через интернет – с помощью онлайн-сервисов Министерства юстиции и портала государственных услуг.
Есть и третий способ — отправить необходимые документы по почте.
Госрегистратор
На сегодня предоставлена возможность провести регистрацию ФЛП в любого госрегистратора на территории Украины, независимо от вашего места жительства. Также новый экстерриториальный принцип позволяет ФЛП выбирать отделение налоговой для подачи отчетности. При этом нужно указывать адресу фактичного проживания, а не место регистрации.
Чтобы открыть ФЛП, много документов подавать не придется. Достаточно заполнить заявление на регистрацию физического лица – предпринимателя. Заполнять его лучше без спешки и разборчиво, чтобы госрегистратор не вернул документы из-за ошибок в регистрационной форме.
В заявлении нужно указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный код, местожительства (согласно паспортным данным) и КВЭД. Лучше вносить несколько смежных КВЭДов. Ведь если в будущем вы решите заняться иным видом деятельности, которого не указали в регистрационном заявлении, придется проходить перерегистрацию.
Если необходимо получить бумажную выдержку из реестра о регистрации ФЛП, за ней придется еще раз вернуться к регистратору, либо же указать адрес, и ее отправят почтой.
Также в заявлении можно указать лицо, которое сможет от вашего имени заключать договора и в случае необходимости проводить другие регистрационные действия.
Регистрация через интернет
Если очереди и бумажная волокита не для вас, зарегистрировать ФЛП можно через интернет — в сервисе «Дом юстиции» и на портале государственных услуг. Но прежде, чем перейти к онлайн-регистрации, вам необходимо обзавестись электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Далее нужно зарегистрироваться на сайте https://online.minjust.gov.ua и выбрать вид услуги, которым вы хотите воспользоваться (государственная регистрация физического лица – предпринимателя).
Следующий шаг — заполнение стандартного регистрационного заявления, но в электронном виде. Форму нужно подписать с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). Ее также можно получить через онлайн-дом юстиции, следуя инструкции на сайте.
Также услугой онлайн-регистрации ФЛП можно воспользоваться на портале государственных услуг https://igov.org.ua/.
Как регистрируют ФЛП
После подачи заявления госрегистратору либо оформления его через интернет, заявление рассматривается в течение 24 часов. При первой регистрации ФЛП процедура бесплатна.
Если заявление заполнено правильно и причин для отказа нет, то сведения о регистрации вносятся в Единый государственные реестр.
Как проверить, что вы уже ФЛП
Если не терпится удостовериться, что ваш бизнес официально зарегистрирован, а бумажную копию выдержки из Госреестра вы еще не получили, можно воспользоваться онлайн-сервисом, на котором размещен реестр ФЛП. Для этого нужно перейти по ссылке https://usr.minjust.gov.ua/ и выбрать опцию «Бесплатный запрос». Эта функция позволяет убедиться, что вы являетесь зарегистрированным ФЛП. Поиск можно проводить по фамилии, имени и отчеству, или идентификационному коду, или по паспортным данным.
Если нужна выдержка из реестра, на этом же сервисе можно ее заказать как в электронном, так и в бумажном виде. Для этого нужно войти в раздел «Платный запрос» и, следуя подсказкам, отправить запрос. Получение выдержки, в отличие от подачи заявления на регистрацию ФЛП, услуга платная. Сейчас ее стоимость составляет 70 гривен.
ФЛП зарегистрирован. Что дальше?
После получения выдержки из Госреестра о регистрации ФЛП, необходимо встать на учет в органах ГНС. Если вы решили работать на упрощенной системе налогообложения, то в налоговой нужно написать заявление о выборе «упрощенки», указав выбранную группу.
Кстати, регистрироваться плательщиком единого налога можно одновременно при подаче документов на регистрацию ФЛП как госрегистратору, так и с помощью электронных сервисов. Также в налоговой следует зарегистрировать Книгу доходов и расходов. После регистрации плательщиком ЕН следует получить выдержку из реестра плательщиков единого налога. После всех этих процедур, можно начинать осуществлять свою предпринимательскую деятельность.
Открытие ФЛП/ИП: легализация работы фрилансера
Современная статистика свидетельствует, что большинство людей на фрилансе из Украины, России, Беларуси, Молдовы и Казахстана работают « в тени», без фиксации стажа и уплаты налогов. Однако, есть тенденция, что с увеличением заработков, удаленщики стремятся к легализации и узакониванию личных доходов.
Частное предпринимательство (ЧП) – это деятельность, осуществляемая самостоятельно физлицами или фирмами, цель которой – получение прибыли. Все риски при ее ведении ложатся на плечи основателя.
Главной причиной отказа вольных художников от официальной уплаты податей является сложная бюрократическая процедура регистрации частной деятельности, а также высокие ставки платежей. С другой стороны, легальное существование избавляет от страха проверки фискальными органами, а также дает возможность заработать хоть какую-то пенсию. Главное, выбрать подходящую форму собственности. Частное предприятие? Общество с ограниченной ответственностью? АО, ЧАО или ПАО? В каждом государстве существуют свои организационно-правовые формы индивидуального предпринимательства.
Виды частных предприятий в разных странах
В украинском законодательстве закреплено понятие ФЛП (в оригинале ФОП) – физическое лицо-предприниматель. Это наипростейшая форма осуществления хозяйственной деятельности.
ФЛП – это форма частного предпринимательства, не предусматривающая наличие стартового капитала и учредительной документации.
В России, Беларуси, Казахстане и ряде других стран для легализации бизнеса физическими лицами необходима регистрация ИП – индивидуального предпринимателя. Трудовая практика без его оформления грозит штрафными санкциями.
ИП – это физическое лицо, имеющее зарегистрированный статус и возможность осуществления предпринимательской деятельности на законных основаниях.
Что касается других государств, то там существуют похожие формы частного бизнеса:
Их суть одинакова – ведение бизнеса одним человеком для получения финансовой выгоды. А вот условия, естественно, различаются. В частности, существенно варьируется налоговая нагрузка
⭐ Регистрация ФЛП в Украине
Украинским фрилансерам выйти из тени можно, зарегистрировавшись в качестве физического лица-предпринимателя. При этом, у них есть возможность выбора из трех групп налогообложения. Опытные удаленщики советуют отдавать предпочтение третьей, так как она наиболее рентабельна для нестабильных заработков. Она предполагает:
Онлайн регистрация физического лица-предпринимателя
Оформить ФЛП можно и в онлайн режиме при помощи специализированного портала iGov. Там потребуется заполнение заявления с указанием контактных данных, места прописки, системы налогообложения, предполагаемых видов деятельности. Но в конце потребуется применение цифровой подписи. Овладению ею – это отдельный пункт, требующий денежных затрат – от 48 до 500 гривен за год.
Ответ по вашей заявке придет на указанный электронный адрес, где будет озвучено решение по вашему обращению.
Оффлайн оформление ФЛП
Далее следует направиться в налоговую службу со следующим пакетом документов:
Да, и не забудьте открыть счет в банке, чтобы проводить безналичные операции.
⭐ Открытие ИП в России
Чтобы трудиться удаленно в рамках закона, российским фрилансерам стоит зарегистрировать индивидуальное предпринимательство.
Оффлайн регистрация индивидуального предпринимателя
Это можно сделать лично или через доверенное лицо. В любом случае, нужно обратиться в федеральную налоговую службу (ФНС) по месту жительства.
Перечень документов, необходимых для приобретения положения бизнесмена, включает:
Онлайн оформление ИП
Или воспользоваться онлайн форматом, но тут понадобится электронный ключ. Налогообложение в данном случае рекомендуется выбирать по упрощенной схеме. Она предполагает уплату 6% от входящих денежных средств. Наличие печати не обязательно, особенно, если договора заключаются в электронном виде. Что касается расчетного счета, то его можно открыть в любом банке, который вам импонирует.
Если вы не собираетесь никого нанимать, тогда вам не придется общаться с внебюджетными фондами. Достаточно своевременно оплачивать страховые взносы.
Отчетность по ИП предполагает ведение книги учета расходов и доходов, которую придется предъявлять один раз в 12 месяцев. Также потребуется составление шаблонного договора для подтверждения сотрудничества с заказчиками. Его придется использовать при каждой сделке, прикладывая к нему счет и акты выполненных работ.
⭐ Оформление ИП в Беларуси
Предпринимательская деятельность беларусских фрилансеров также ограничивается открытием ИП. Для этого следует прийти в исполком, не забыв взять с собой:
После обретения свидетельства о присвоении соответствующего статуса, позаботьтесь о печати. И только потом можно открывать счет в банке.
Перед походом в фискальный орган важно определиться с системой налогообложения. Для удаленщиков самым оптимальным вариантом является упрощенка. Ее ставка будет зависеть от того решите ли вы платить НДС. Для работы по такой схеме нужно написать заявление в налоговой службе. Там же вам выдадут бланки строгой отчетности, Книгу жалоб и предложений, Книгу учета проверок. За них придется предварительно заплатить в банке.
Социальные взносы составляют 35% от размера минимальной зарплаты. Оплачиваются они 1 раз в год до 1 марта. Налоги лучше погашать поквартально. В случае отсутствия заработка, достаточно предупредить о ситуации инспектора. Нулевая декларация не является обязательной.
⭐ Регистрация ИП в Казахстане
Стать индивидуальным предпринимателем казахским фрилансерам можно, обратившись в налоговую службу по месту нахождения. Для этого понадобится иметь с собой следующие бумаги:
Зарегистрировать ИП можно и в онлайн режиме, но для этого понадобится наличие цифровой подписи. После обретения предпринимательского статуса можно идти в банк для открытия счета.
Налогообложение лучше выбирать по упрощенной системе. Оно включает уплату 3% от прибыли, а также пенсионные отчисления.
Однако с начала 2019 года фрилансеры из Казахстана на законодательном уровне были отнесены к категории самозанятого населения, что позволяет им уплачивать единый совокупный платеж (ЕСП) для легализации своей трудовой активности. Его ставка зависит от пункта проживания удаленного работника. Для получения звания самозанятого потребуется стать на учет в департаменте госдоходов.
Важно знать, что ЕСП уже включает все административные издержки и покрывает:
Предпринимательство в Эстонии
Легализировать свою freelance деятельность в этой стране стремятся не только местные удаленщики, но и представители иностранных государств. И все благодаря существованию уникальной системы электронного резиденства. Он предполагает:
Стать е-резидентом можно, подав заявку на официальном сайте программы или же обратившись за помощью в эстонское консульство. Процесс официализации требует:
Данный вид коммерческой деятельности идеально подходит для фрилансеров, работающих на международных биржах удаленной работы или сотрудничающих с иностранными заказчиками.
Что касается формы бизнеса, то здесь предпочтительней вариант аналога ООО, которое в Эстонии именуется как OÜ. Оно выгодно для нерезидентов по одной простой причине – 0% налог на прибыль. Но только в том случае, если вы не будете сотрудничать со странами, не входящими в Евросоюз, а внутри Эстонии не заработаете более 16 000 евро в год.
Отчеты необходимо подавать один раз в год в электронном варианте. При этом, важно знать, что расходы предприятия учитываются по чекам и договорам, а не денежным поступлениям на счет. И такое положение дел открывает безграничное поле для списания заработанных средств. Поэтому Эстонию называют настоящим раем для удаленщиков.
⭐ Нужно ли открывать ЧП: плюсы и минусы
Учитывая особенности учреждения малого бизнеса на фрилансе в разных странах, можно резюмировать, что не всегда это выгодное занятие. К преимуществам предпринимательской деятельности можно отнести:
Однако, ставать на данный путь рекомендуется тем фрилансерам, которые имеют приличное количество постоянных заказчиков, хорошую зарплату и желание иметь социальные гарантии.
К недостаткам управления бизнесом на фрилансе относятся:
Так что обязательно стоит взвесить все «за» и «против», чтобы потом не пожалеть. Выбор остается за вами.
Как открыть ФОП в 2021 году: инструкция для предпринимателя
Граждане, решившие заниматься любым видом бизнеса на территории Украины, обязаны юридически оформить свою деятельность. Теневое ведение бизнеса чревато штрафами и другими санкциями со стороны контролирующих государственных органов. Рассказываем о том, как открыть ФОП в Украине в 2021 году – от выбора формы налогообложения до получения выписок.
Зачем открывать ФОП, можно ли обойтись без регистрации
Открытие ФОП в 2021 году – необходимость, ведь официальное оформление бизнес-деятельности поможет избежать штрафов, повышенного интереса со стороны налоговой службы и блокировки банковских карт за ведение теневой предпринимательской деятельности. Граждане, прошедшие официальную регистрацию и получившие статус ФОП, обеспечены рядом выгод и преимуществ:
В случае неуверенности в своих силах к работе можно привлечь бухгалтера: услуги опытного специалиста стоят дешевле, чем уплата штрафов за ведение бизнеса в тени. К нарушителям закона применяются административные меры. Неплательщики налогов в крупных размерах караются исправительными работами, тюремным заключением на срок до 10 лет и высокими штрафами (зависит от суммы и периода сокрытия деятельности).
Кто может пройти регистрацию
Регистрация доступна для всех граждан Украины, достигших возраста 18 лет. Возможна регистрация в качестве ФОП с 16 лет, но только при наличии нотариального разрешения от родителей, усыновителей или опекунов: документ передается регистратору совместно с остальными данными. ФОП не могут оформить следующие категории граждан:
Предпринимательской деятельностью не могут заниматься служебные и должностные лица органов прокуратуры, судьи: полный список отображен в законе «О предотвращении коррупции». Ограничения на ведение предпринимательской деятельности связаны с антикоррупционными мерами.
Инструкция по открытию ФОП
Сбор документов
Для открытия ФОП необходим небольшой пакет документов:
Обратите внимание на то, что регистрационные процедуры в государственных структурах выполняются бесплатно, поэтому квитанции к пакету документов прикладывать не нужно. Если регистрация будет проходить в режиме онлайн, то необходимо предварительно получить электронную подпись (ЭЦП).
Получение ЭЦП
Самый простой путь – обращение в банк, клиентом которого вы являетесь. ЭЦП выдают «Ощадбанк» и «ПриватБанк», в последнем заявки принимаются через онлайн-банкинг «Приват24». Если вы не являетесь клиентом этих банков, то можно посетить центры сертификации ключей, имеющие аккредитацию: они бывают коммерческими и государственными. ЭЦП пригодится предпринимателю в будущем, ведь с ее помощью можно в режиме онлайн запрашивать разные группы справок, уплачивать налоги, визировать документы и оптимизировать иные задачи, но без необходимости посещать государственные учреждения.
Выбор системы налогообложения
Доступны 2 системы налогообложения:
Упрощенная система разделена на группы, каждая из которых имеет ограничения по выручке, видам деятельности и количеству наемного персонала, рассмотрим их. Систему налогообложения в перспективе можно будет сменить.
I группа
Группа актуальна исключительно для ФОП, налоговые ставки не зависят от выручки или оборота. Подходит для предпринимателей, работающих на себя, например, оказывающих услуги или же специализирующихся на торговле, но на рынках. Предприниматели не могут нанимать персонал, установлены следующие ставки (актуальны на лето 2021 года):
Эта группа не подходит для интернет-магазинов, она станет оптимальным решением для мастеров маникюра, владельцев арендованных мест на рынках, парикмахеров и других предпринимателей, не испытывающих потребности в найме персонала. Объем дохода за год составляет не более 1000000 гривен.
II группа
Предприниматели, выбравшие эту группу, имеют право вести следующие виды деятельности:
Условия простые:
Группа достаточно свободная, подходит для мелкого и среднего бизнеса в сфере продаж, небольших производств, ресторанов и кафе.
III группа
ФОП, выбравшие эту группу, могут заниматься любыми видами деятельности за исключением тех, которые запрещены для «единщиков». Ограничения по количеству наемного персонала отсутствуют, объем дохода – до 7000000 гривен в год. Происходит разделение по необходимости уплаты НДС:
Эта группа является универсальной, она подходит для среднего бизнеса в любой нише, исключение – виды деятельности, закрытые для «единщиков» законодательством. ФОП на III группе сдают отчетность каждые 40 дней, на I и II – каждые 60 дней.
Определение КВЭД
Классификатор (КВЭД) создан для отслеживания динамики популярности различных бизнес-ниш и контроля поступающих налоговых отчислений. До регистрации ФОП предприниматель должен выбрать КВЭД, используя онлайн-классификатор. При поиске КВЭДа нужно осуществлять переход между секциями и группами, ориентируясь по подсказкам-названиям. Для интернет-магазинов можно выбирать КВЭД 47.91 «Розничная торговля, осуществляемая фирмами почтового заказа или через сеть Интернет». Нужно проявлять внимательность: неправильно выбранный КВЭД чреват санкциями и финансовыми убытками.
Регистрация
Выбрав форму налогообложения и КВЭД, можно переходить к регистрации. Пройти процедуру в наземных государственных учреждениях можно только по месту прописки, вести деятельность – в любом регионе Украины. Офлайн пройти процедуру можно у государственного регистратора:
Если вы проживаете, например, в Харькове, а прописаны в Черкассах, то сэкономить время поможет онлайн-регистрация. Проще всего пройти процедуру через сервис «Дия»:
С 2021 года регистрация книги учета в налоговой отменена, можно работать с данными в произвольной форме, как бумажной, так и электронной. Заявки на регистрацию ФОП обрабатываются в течение суток, в случае отправки заказного письма в другой регион к этому сроку нужно добавить еще 3-4 дня. Если предприниматель не имеет времени или возможности пройти регистрацию, то он может делегировать задачу профильным агентствам, в штате которых есть юристы и бухгалтеры, помогающие выбрать форму налогообложения, КВЭД и решить другие вопросы. Средняя стоимость таких услуг составляет 1800 гривен в Киеве, в других регионах ставки ниже на 5-10%.
В заключение
Регистрация ФОП занимает не более 24 часов, однако до прохождения процедуры нужно собрать информацию о КВЭД, формах налогообложения и других нюансах. Если вы регистрируетесь в качестве предпринимателя впервые, то стоит обратиться за помощью к бухгалтеру, можно заказать услугу под ключ в профильном агентстве. Многие предприниматели-новички боятся открывать ФОП, опасаясь штрафов, бюрократических процедур и других проблем. Однако в текущих реалиях открытие и закрытие ФОП, ведение отчетности и работа с документами максимально упрощены и автоматизированы, а штрафы за теневой бизнес – огромные.
- Фоп что это расшифровка
- Форадил для чего назначают