Форкаст что это такое в логистике
iMPORT40.RU
Таможенное оформление во Владивостоке
Мы оказываем услуги выгодной, быстрой и надежной доставки импортных товаров из стран Азии, а так же оформление и доставку экспортных грузов с полной таможенной очисткой во Владивостоке. Мы всегда готовы решить все Ваши задачи по таможенному оформлению и доставке грузов. Наш многолетний опыт работы в сфере таможенного оформления товаров во Владивостоке позволяет нам решить все поставленные задачи.
Мы дорожим нашими клиентами и работаем для удовлетворения их потребностей в качественных услугах. Наша задача это достижение совершенства в области таможенного оформления и грузоперевозок, улучшение качества предоставляемых услуг.
Наши тарифы существенно ниже, чем у аналогичных компаний, при этом качество предоставляемых услуг соответствуют современным требованиям логистики. Мы гарантированно доставим Ваш груз в любой город России.
По состоянию на июнь 2021 года мы доставили нашим клиентам более 2 857 контейнеров и сборных грузов и оформили в таможне более 2 198 таможенных деклараций.
Оказываем следующие услуги
Для Вас на сайте доступны следующие онлайн сервисы
Экономьте время, силы и средства – поручите нам заботу о Ваших грузах.
С нами Ваш бизнес движется в правильном направлении.
Словарь терминов
В сфере международных контейнерных перевозок используется огромное количество сокращений для разнообразных пошлин, документов, типов контейнеров, возникающих чрезвычайных ситуаций. Корректно оформить необходимые бумаги на перевозку груза без знаний этих сокращений практически невозможно. В данной статье вы найдете расшифровку самых часто встречающихся терминов.
Маркировка морских контейнеров
Обозначения портовых сборов, а также надбавок к базовому фрахту при перевозке морских контейнеров
Вес может быть определен 2 способами:
Freight (рус. Фрахт, нем. – Fracht). В праве – плата за перевозку груза либо использование судна в течение определенного времени, обусловленная договором или законом. Ее выплачивает судовладельцу фрахтователь или отправитель груза.
Дополнительные термины, которые используются при контейнерных перевозках
3PL (Third Party Logistics) – третья сторона логистики. Комплекс логистических услуг, включающий доставку, хранение, управление грузами, комплектацию заказов и отправление их в требуемом виде конечным потребителям, который предоставляет 3PL-оператор. Компания, оказывающая услуги в формате 3PL, является посредником между грузовладельцем и грузополучателем. Берет на себя ответственность за все транспортно-логистические мероприятия, в том числе, если понадобится, за взаимодействие с поставщиками и сбыт товаров.
В коносаменте указываются:
Терминология
Packing list (упаковочный лист ) — список позиций груза с указанием номеров мест, в которые они упакованы, и весом каждого места. Упаковочный лист – грузо-сопроводительный документ. Является дополнением к счету-фактуре.
Specification (спецификация ) – перечень поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен, качественных показателей. Применяется несколько видов спецификаций: 1. отгрузочная — товаросопроводительный документ на партию товара, поставленного в ассортименте по определенному транспортному документу; если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная С.; 2. С. — являющаяся приложением к договору, составляет обычно неотъемлемую часть договора; 3. С. — к счету представляет собою часть расчетного документа. В некоторых случаях при поставке товара в ассортименте счет предъявляется в виде счета-спецификации.
Экспортная декларация (EX-1) для грузов произведённых и проданных из стран (ЕЭС) — это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. С погашением европейской декларации на таможне отправления из стран ЕЭС (при отправке груза с транзитного склада) поставщику подтверждается факт вывоза товара с территории ЕЭС. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутри-европейского НДС (VAT).
Декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, которые следуют далее с транзитного склада за пределы стран ЕЭС.
Декларация ЕХ-1 оформляется поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора, которые имеют на это соответствующую лицензию. Декларация ЕХ-1 должна быть проштампована на таможне отправления.
Транзитная декларация (Т-1) — должна сопровождать(по территории ЕЭС) все грузы неевропейского происхождения (например, из США, Азии и т.д.) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse).
Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕЭС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора — если груз пришел с таможенного склада внутри ЕЭС.
На авиагрузы/грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕЭС, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Если груз отправлен самолётом из страны ЕС и требует Т-1, данная декларация должна быть предоставлена отправителем/поставщиком, либо груз должен сопровождаться авианакладной со специальной пометкой.
Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.
POD – “Proof of Delivery” – документ подтверждающий доставку груза/товара. POD может быть ЦМР, внутренняя накладная и т.д. и т.п. Факт доставки подтверждается путём указания на транспортном документе, сопровождающем груз, даты поступления, лица принявшего груз и подпись последнего, печать/штамп склада принявшего груз.
CMR (ЦМР) – международная товаротранспортная накладная. Используется при международных автомобильных перевозках в рамках Конвенции о Договоре Международной Дорожной Перевозки Грузов (КДПГ).
SDR – Специальные Права Заимствования (Special Drawing Rights ) — это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору (корзине) других валют. Удельный вес каждой валюты в корзине СДР определяется с учетом доли страны в международной торговле, а для доллара принимается во внимание его роль в международных расчетах. Название Специальных Прав Заимствования СДР получил потому, что в соответствии с квотами (долями стран в мировой торговле, закрепленными в соотношении валют в составе СДР) определялись размеры кредитов, которые государства могли получить от МВФ.
Возмещение ущерба автоперевозчиком — в соответствии Конвенцией о Договоре Международной Дорожной Перевозки Грузов (КДПГ) – Статья 23.3 – Размер возмещения не может, однако, превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом в 10/31 гр. Золота 0,900 пробы.
В пересчёте на SDR это – 8,33 SDR.
Bill-of-Lading (Коносамент ) B/L /от франц. Connaissement/ — товаросопроводительный документ (и одновременно товарораспорядительный!), использующийся при интермодальных и морских перевозках с использованием морского транспорта. B/L — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. B/L является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Обычно коносамент — это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки. Поскольку B/L является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров. Как правило, изготавливается три и более экземпляров B/L с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп «Оригинал». В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп «Копия» или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета. Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.
B/L – по способу передачи права собственности бывают: именными, ордерными, бланковыми.
«Чистые» B/L не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.
Shipping documents – отгрузочные документы
Dispatchnote (Диспатч-Ноут ) — уведомление об отправке
BAF – Bunker Adjustment Factor – «Бункерная надбавка» – дополнительный сбор к базовой ставке морского фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке.
Proforma invoice (Проформа-инвойс) – Счет-проформа содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).
AL (все включено) – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахте на условиях CY/CY, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т.д.
BONDED WAREHOUSE — Склад, находящийся под таможенным контролем, товары на котором хранятся без обложения государственными налогами: таможенный склад или склад временного хранения.
BOOKING NOTE — Заявка на перевозку – используется для резервирования места и тары, информация, указанная в заявке, не является основой для заполнения коносамента, после подачи заявки заявитель принимает на себя обязанности предоставить груз к указанному сроку.
BREAK BULK — Перевозка небольшой партии груза без использования контейнера.
CBM — Метр кубический.
CFS — Склад консолидации –
1. Склад, в котором осуществляется консолидация и загрузка/разгрузка
2. Условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор
принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до CFS; стоимость
перевозки включает услуги по отправке от/до CFS (фрахт, погрузка/выгрузка
с судна, размещение на CFS).
COC — Контейнер перевозчика, стоимость использования контейнера включается во фрахт.
CUT OFF TIME — Контрольное время завоза груза на терминал и оформления соответствующих документов на рейс.
CY — Контейнерный терминал –
DC — Сухой контейнер – тип контейнера.
DEMURRAGE — Демередж – плата за сверхнормативное задержание контейнера, взимается за каждые сутки задержания.
DOOR — Доставка до двери – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.
DROP-OFF CHARGE — Сбор за возврат контейнера, принадлежащего перевозчику, в месте отличном от места назначения, указанного в коносаменте перевозчика.
ETA — Предполагаемая дата прибытия.
ETD — Предполагаемая дата отхода.
FCL — Полная загрузка контейнера одним отправителем в адрес одного получателя.
FEEDER — Фидер – судно/линия, обслуживающие порты удаленные от главных транспортных узлов
FEU — Эквивалентен объему сорокафутового контейнера.
FI — Свободно от погрузки – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.
FO — Свободно от выгрузки – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.
FOR станция назначения — Свободно в вагоне/на платформе – условие перевозки при прибытии – означает, что оговоренная ставка провозной платы не включает стоимость работ по выгрузке груза с платформы/вагона, уборке вагонов и т. д.
FOR станция отправления — Свободно в вагоне/на платформе – условие перевозки при отправлении – означает, что оговоренная ставка провозной платы не включает стоимость работ по погрузке на платформу/вагон, подгону вагонов и т. д.
FR — Флэт Рэк – тип контейнера.
FREIGHT COLLECT — Фрахт оплачивается получателем.
FREIGHT PREPAID — Фрахт оплачивается отправителем.
GENERAL CARGO — Генеральный груз – груз, который может быть пересчитан, т.е. груз, упакованный в тару, или штучный груз, в том числе: ящики, мешки, бочки, тюки, контейнеры и т. д.
GRI — Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной конференции, носит, как правило, сезонный характер.
HC — Хай Кьюб – контейнер повышенной вместимости.
IN-BOND — Не прошедший таможенную очистку (о товаре).
LCL — Частичная загрузка контейнера, в одном контейнере следует груз нескольких отправителей в адрес нескольких получателей.
LI — Линейные условия при отправлении – условия, при которых экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: снятие контейнера с транспортного средства (авто, ж/д), размещение на терминале (CY), погрузка на судно.
LO — Линейные условия при прибытии – условия, при которых экспедитор предоставляет следующие услуги, стоимость которых включена в ставку фрахта: выгрузка с судна, размещение на терминале (CY), погрузка на транспортное средство (авто, ж/д).
MOTHER VESSEL — Крупнотоннажное линейное судно, обслуживающее порты с большим грузооборотом.
MT — Тонна метрическая = 1000кг.
NVOCC — Перевозчик, владеющий определенным объемом грузовых помещений на судне, которым он не владеет и не управляет, обладающий правом издания бортовых коносаментов.
OT — Опэн топ – тип контейнера.
POD — Порт выгрузки.
POL — Порт погрузки.
RAMP — Рампа –
REPO — Возврат порожнего контейнера в ближайший сток перевозчика после выгрузки.
RF — Рефрижераторный контейнер.
SHIPPER — Отправитель – лицо, фактически или номинально предоставляющее груз к перевозке, а также направляющее инструкции перевозчику.
SHIPPING REQUEST — Инструкции по отправке груза – являются основой для заполнения коносамента.
SOC — Контейнер – собственность отправителя (клиента).
STUFFING — Стафировка – загрузка контейнера.
TEU — Эквивалент объема двадцатифутового контейнера.
THC — Терминальная обработка груза – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д.
В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).
TKL — Условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки от/до перегрузочного оборудования в порту отправления/назначения; стоимость перевозки включает кроме фрахта погрузку/выгрузку с /на судно, не включает подвоз/отвоз к /от перегрузочного оборудования.
Данные условия перевозки часто используются в портах, контейнерные терминалы (CY) в которых удалены от линии причальной стенки и доставка до/с места погрузки /выгрузки является дополнительной операцией.
TRANSHIPMENT — Трансшипмент – смена в транзитном порту судоходной линии для доставки из/в порт не обслуживаемый линией напрямую.
UN CODE — Номер ООН – четырехзначный номер, используемый для обозначения вещества или группы веществ в соответствии с классификацией опасных грузов, разработанной Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций в рамках «Рекомендаций по перевозке опасных грузов».
WAY BILL — Накладная – договор перевозки, также как и коносамент – документ, подтверждающий факт принятия груза перевозчиком к морской перевозке и обязательство передать его грузополучателю в порту назначения, ответственность перед перевозчиком за правильность заявленных в коносаменте сведений несет отправитель.
Накладная сопровождает груз при перевозке. В отличие от коносамента накладная не может быть товарораспорядительным документом.
WM — Основа для начисления фрахта – вес или объем, применяется в зависимости от того, какой показатель (вес или объем) больше.
GoodsForecast: как математические модели и алгоритмы прогнозирования заменяют маркетологов
Крупным компаниям сегодня приходится менять подход к заказу, распределению ресурсов и продаже готовой продукции. Удовлетворить существующий или прогнозируемый спрос и снизить одновременно с этим издержки помогают решения на основе математических моделей. Они помогают компаниям ответить на ряд важных вопросов: какое количество товара нужно приобрести в этом месяце, сколько товара может остаться невостребованным или как влияет промоакция на клиентский спрос. Методы прогнозирования, созданные GoodsForecast, помогают компаниям выйти на новый уровень продаж, увеличить рентабельность и предугадать покупательский спрос. Руководители GoodsForecast Андрей Лисица и Сергей Котик рассказали «Хайтеку» о том, какие решения нужно использовать на производстве и в торговле и что необходимо учитывать, чтобы получить гарантированную прибыль в 2019 году.
Читайте «Хайтек» в
Андрей Лисица — сооснователь и генеральный директор GoodsForecast. С 2005 года — разработчик, руководитель проектов и одного из департаментов в компании «Форексис». Окончил МГУ в 2005 году, кафедру системного анализа. В 2009 году поступил в аспирантуру Вычислительного центра РАН, а в 2016 году получил степень МВА после прохождения обучающей программы РАНХиГС и Лондонского университета Кингстона. В компании GoodsForecast отвечает за финансы, выстраивание процессов и развитие новых направлений деятельности.
Сергей Котик — сооснователь и директор по развитию компании GoodsForecast. Также работал в компании «Форексис» на позициях разработчика, руководителя проектов и руководителя департамента. Окончил университет МГУ в 2004 году, кафедру математических методов прогнозирования. В компании GoodsForecast сопровождает сделки и развивает партнерские программы, а также занимается привлечением денежных вложений в бизнес.
Прогнозирование потребительского спроса и контроль над процессами заказа продукции позволяют производителям, дистрибьюторам и ритейлерам вести работу наиболее продуктивно. А главное — помогают им избегать двух негативных факторов: перезагрузки склада и недостаточности ассортимента продукции.
Вначале были алгоритмы
GoodsForecast была создана в 2013 году на базе компании «Форексис», основанной группой математиков и кибернетиков из вычислительного центра Российской академии наук (РАН) и МГУ в 2000 году. Главной миссией «Форексис» было использование в коммерческих целях научных разработок академика Юрия Журавлева — научных трудов по теории локальных алгоритмов оптимизации и алгебраической системе алгоритмов.
«В 50-е годы перед Юрием Ивановичем Журавлевым, тогда еще молодым ученым, стояла задача анализа информации о месторождениях золота, — рассказывает один из основателей GoodsForecast Андрей Лисица. — Поиск месторождений золота был весьма сложным и дорогостоящим делом. Журавлев первым построил математическую модель, которая позволяла с большой точностью, основываясь на имеющихся данных, не проводя тестовых бурений, говорить, стоит ли в предполагаемом месте проводить геологоразведку или вероятность обнаружения золота будет слишком мала. Таким образом, его и так прекрасно складывающаяся карьера получила новый поворот. То, что он делал в советское время, его научная школа продолжает делать сегодня, по сути, является развитием столь популярной сегодня области машинного обучения, или machine learning».
Журавлев Юрий Иванович — советский и российский математик. В сферы его деятельности входят прикладная математика и информатика. Основные области исследований — дискретная математика, теория распознавания и прогнозирования, а также булевы функции. К новым направлениям, созданным Журавлевым, относятся теория локальных алгоритмов оптимизации и алгебраическая теория алгоритмов, которая заключается в алгебраическом подходе к проблеме синтеза корректных алгоритмов.
В основе алгебраического подхода Журавлева лежит идея применения параметрических семейств алгоритмов. Он считает, что процесс решения плохо формализованных задач, справиться с которыми нет возможности, позволяет найти разгадки конкретных задач данного класса. На основе этого подхода были получены результаты по решению так называемых канонически трудных задач.
На основе применяемого ученым тестового алгоритма было создано абсолютно новое направление в распознавании, которое базируется на использовании дискретного анализа. Созданную Журавлевым уникальную модель алгоритмов вычисления оценок рассматривают сегодня как классическую.
К 2000 году у Журавлева уже была достаточно обширная научная школа. Один из его ведущих учеников, сегодня академик РАН, Константин Владимирович Рудаков — известный ученый-математик. Журавлев и Рудаков вместе с одним из своих выпускников решили создать коммерческую структуру на базе вычислительного центра Академии наук, которая будет опираться на достижения научной школы и с помощью математики нести пользу бизнесу и госструктурам, то есть заниматься анализом данных и выполнять заказные проекты в этой области.
«И еще “Форексис” функционирует как некий инкубатор, — дополняет сооснователь GoodsForecast Сергей Котик. — Когда компания нащупывает какую-то задачу, которую можно масштабировать, когда понимает, что ее решение нужно не только клиенту, а рынку в целом и из этого можно сделать серийную историю, какое-то время это направление растет внутри “Форексис”, а потом выделяется в отдельную компанию. Так было с “Антиплагиатом”, компанией “Антирутина”, с нами — с GoodsForecast. В ближайшем будущем у “Форексис” появятся и другие дочерние компании».
Запасы под контролем
На российском рынке аналитических и консалтинговых услуг существовал высокий спрос на составление профессиональных прогнозов для предприятий среднего и крупного бизнеса. Для эффективной работы компаний требовался четкий план продаж и закупок. Для его составления специалисты систематизировали данные о деятельности предприятия. На этот процесс уходило до нескольких месяцев. Но когда информацию, наконец, удавалось подготовить, собранные сведения оказывались устаревшими. Требовалась помощь с привлечением сторонних специалистов, владеющих инновационным методом систематизации, анализа и прогнозирования. Так в России начинались активная цифровизация и внедрение ИТ в бизнес.
Именно такие возможности и предложили в GoodsForecast: на основании математических моделей были созданы первые системы прогнозирования. Впрочем, в компании «Форексис» занимались не только прогнозированием. Системы аналитики и мониторинга торгов были успешно использованы в качестве рабочего инструмента на Московской бирже. Специалисты «Форексиса» смоделировали график авиаперелетов в аэропорту Домодедово, а также составили прогноз степени востребованности перевозки грузов железнодорожным транспортом на РЖД. Для студентов и научных сотрудников компанией «Форексис» был создан сервис «Антиплагиат», позволяющий определить процент уникальности текста.
«Мы используем различные математические модели, — объясняет Сергей Котик. — Те из них, которые используются для прогнозирования, отличаются от тех, которые применяются для решения оптимизационных задач. Мы отталкиваемся от конкретного кейса, от набора данных заказчика, которые наши аналитики исследуют и анализируют. Наша компания занимается следующим: разработкой программного обеспечения, анализом данных, бизнес-консультированием. Именно такая совокупность наших возможностей позволяет нам реализовывать текущие проекты. Ведь чтобы правильно поставить задачу и связать ее с математикой, необходимо хорошо понимать бизнес-процесс клиентов. А для того чтобы задачу решить, необходимо уметь строить модели и их настраивать. Ну, а для того чтобы это решение работало на больших объемах данных, соответствуя требованиям надежности и отказоустойчивости в многопользовательской структуре, нужно уметь облекать разработанные модели в форму промышленного программного обеспечения».
В 2013 году компания GoodsForecast заявила о себе как о независимом юридическом лице, став дочерней компанией «Форексис», и в тот же год вошла в число резидентов ИТ-кластера «Сколково». Через пять лет ее годовой оборот достиг 100 млн рублей. Штат компании достигает порядка 50 человек. Помимо администрации, отдела продаж и отдела маркетинга, существуют проектный офис, отдел аналитики (математики) и четыре продуктовых направления, которые разрабатывают, дорабатывают и внедряют программное обеспечение.
«Процесс прямых продаж крупным клиентам достаточно стандартный. Работают репутация и “сарафанное радио”. К кому-то заходили по знакомству, кто-то обращался сам, к кому-то заходили “в холодную”, с кем-то знакомились на конференциях, — рассказывает Сергей Котик. — Стоимость наших проектов разная, от сотен тысяч до нескольких десятков миллионов рублей. А интересных проектов было очень много. Например, с компанией “Балтика” мы сотрудничаем с 2008 года. Практически решаем все задачи, связанные с прогнозированием в их компании. Есть очень интересный в плане сложности проект с “Технониколь” — это оптимизация производственных линий. Инновационные проекты на производстве все сложные обычно и очень индивидуальные. Интересный проект сейчас с компанией Knauf. Он состоит из двух достаточно больших частей: планирования продаж и оптимизации производственного планирования, то есть распределения этого плана по их многочисленным производственным площадкам в России и странах СНГ. Если называть региональные проекты, то работаем с челябинской компанией “Юничел”. У них одна из крупнейших сетей — более 600 магазинов. Сейчас там заканчиваем проект по планированию управления запасами. Там тоже есть очень интересные моменты, связанные именно со спецификой рынка обуви».
Вершины спроса
Очевидная результативность внедряемых программ все еще не является гарантом стопроцентного принятия инновационного продукта. Одним из негативных факторов, влияющим на скорость продвижения на рынке программ прогнозирования и планирования, является некорректное введение данных компаниями-заказчиками. Для того, чтобы приступить к прогнозированию, специалистам GoodsForescast приходится на предварительном этапе помогать разбираться с исходными данными. Подобная необходимость стала причиной дополнения деятельности компании оказанием консалтинговых услуг в избранном направлении.
«Прежде чем мы заключаем договор, происходит достаточно долгий период общения с клиентом. Для того, чтобы ему предложить концепт проекта, обрисовать сроки, стоимость и договориться по этим параметрам, уходит от месяца до полугода, а иногда и больше», — уточняет Сергей Котик.
Вся работа по проекту делится на три этапа:
Что умеют решения компании на основе математических решений:
Сложности и успехи
«Сложности при ведении проектов у нас, конечно, бывают разные — политические, технические и иногда даже экономические. Если рассматривать технические аспекты, то здесь ключевой момент — это качество и структурированность исходных данных заказчика, — объясняет Сергей Котик. — В рамках интеграции всегда могут возникнуть сложности, и они, как правило, очень индивидуальны. Иногда встречаются очень специфические проблемы. Например, заказчик хочет сделать проект, а его ИТ-специалисты очень заняты, их задачи расписаны на год вперед, и они говорят, что в проекте участвовать не будут. Это особенно характерно для крупных компаний. Например, сейчас мы работаем над проектом, где сотрудники реализуют его без помощи своих ИТ-специалистов, бизнес-заказчики сами предоставили нам все необходимые данные. То есть на самом деле проделали титаническую работу. Даже несмотря на то, что ИТ-отдел глобальной головной компании махнул на все рукой, проект идет, другие отделы справляются с поставленной задачей».
Отчасти компания GoodsForecast ориентирована на крупных клиентов, потому что именно они пропускают те объемы данных, которые имеет смысл анализировать алгоритмическим способом.
«Мы работаем с крупным бизнесом, прежде всего, потому что оптимизация, которой мы занимаемся, все-таки дает заказчику существенную выгоду на больших объемах. Представьте себе ларек, который торгует на 100 тыс. рублей в месяц. Если для него построить прогноз спроса и создать сложные модели управления запасами, то он начнет зарабатывать 45 тыс. вместо 40. Однако сам проект будет стоить несколько миллионов рублей. Это просто невыгодно, — рассказывает Сергей Котик. — Наш продукт стоит внедрять только тогда, когда компания имеет существенный оборот. Дешево реализовать проект вряд ли получится в силу того, что каждая компания очень индивидуальна и у каждого ее продукта имеются свои особенности. А это уже требует определенных трудозатрат. Нельзя взять некую модель, единую для всех, настроить ее и получать прогнозы, рекомендации по заказам — или оптимизировать производство.
Однако мы работаем над идеей создания некоего универсального решения, которое позволило бы нам масштабироваться и помогать в работе малому бизнесу. Но для небольших компаний сегодня актуальны другие задачи. Им в большей степени важна автоматизация, в частности, внедрение учетных систем и качественное ведение данных. Сейчас на рынке появляется достаточно много удобных учетных систем для малого бизнеса, который связан с торговлей и производством. Но если речь идет о таком малом бизнесе, который ведет продажи в бумажном журнале, записывая все данные ручкой, то никакая оптимизация ни сейчас, ни в обозримом будущем ему не нужна».
Основной трудностью, по мнению Андрея Лисицы, стала неготовность российских предприятий работать с конкретикой. Предприятия возлагают огромные надежды на анализ объемов данных, но в то же время не заботятся о том, чтобы этим занимались специалисты своего дела, которые помогут эффективно использовать итог анализа.
«Важно понимать, что искусственный интеллект не решит все проблемы по щелчку пальцев, — добавляет Андрей Лисица. — Недостаточно просто приобрести мощный север и программную платформу, загрузить данные в систему. Необходимы компетентные специалисты, которые будут организовывать сбор данных и, используя их, настраивать алгоритмический аппарат в условиях поставленной задачи. Важны эксперты, которые смогут расшифровывать результаты и применять их в коммерции. Даже опытному менеджеру не понять напрямую логику работы сложных моделей и влияние показателей на результат. А значит, он не сможет управлять системой, принося пользу предприятию».
Что год грядущий готовит
Сегодня российский рынок анализа и прогнозирования демонстрирует уверенный рост. По мнению GoodsForecast, в 2019 году он вырастет как минимум на 30%.
«Такого же роста собственного оборота мы ожидаем по окончании года, — добавляет Сергей Котик. — Наибольшим спросом будут пользоваться системы управления запасами, прогноза резервами товаров и планирования продаж. Мы будем развивать решения, связанные с прогнозированием в сфере промо. Она пользуется устойчивым интересом на рынке и действительно является очень большой — не менее 60% товаров продается именно через промо. Такие продажи — очень лабильная и сложно прогнозируемая работа. Потому что, во-первых, задействована цепочка “производитель — ритейлер”, во-вторых, на нее влияют многие факторы».
В 2019 году GoodsForecast представит ряд новых продуктов, один из которых основан на анализе данных операторов фискальных данных (ОФД). По чекам из торговых точек можно провести анализ потребительской корзины, выявить, какую продукцию обычно покупают одновременно в одни руки, а также оценить производительность кассиров. На основе таких данных можно оптимально выстроить выкладку товара в торговой точке, предсказать загруженность касс, составить график смен сотрудников.
«Мы развиваем и уже существующие продукты: в частности, добавляем функционал, который позволит создавать на базе уже существующих продуктов новые, — рассказывает Андрей Лисица. — Плюс мы сейчас больше решаем задач, связанных с оптимизацией производства: как правильно спланировать производство, чтобы максимально удовлетворить прогнозируемый или имеющийся спрос и при этом нивелировать издержки».