Форма государства своими словами что такое
Форма государства
Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.
Содержание
Элементы форм государства
Типология форм государства
Монократическая форма государства
Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:
Поликратическая форма государства
Поликратическая форма государства может иметь следующие разновидности:
Сегментарная форма государства
Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:
См. также
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Форма государства» в других словарях:
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — (государственного устройства) принцип организации государственной власти (см. Форма правления) и территории государства (унитарные государства и федерации) … Большой Энциклопедический словарь
Форма Государства — (государственного устройства) принцип организации государственной власти (Форма правления) и территории государства (унитарные государства, федерации и конфедерации). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… … Политология. Словарь.
Форма государства — (англ. form of state) в теории государства и права, а также в конституционном праве внутренняя организация государства, порядок образования и структура органов гос ной … Энциклопедия права
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — в теории конституционного права способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления. Ф.г. складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического… … Юридический словарь
форма государства — (государственного устройства), принцип организации государственной власти (см. Форма правления) и территории государства (унитарные государства и федерации). * * * ФОРМА ГОСУДАРСТВА ФОРМА ГОСУДАРСТВА (форма государственного устройства), в… … Энциклопедический словарь
Форма государства — организация власти в государстве. Форма государства характеризует единство формы правления, формы государственного устройства и государственно политического режима. Форма государственного правления определяется структурой власти и построением… … Теория государства и права в схемах и определениях
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов … Энциклопедический словарь конституционного права
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — – организация государственной власти, неразрывно связанная с классовой сущностью государства. Господствующий в обществе класс организует свою политическую власть в тех или иных формах, что зависит от соотношения классовых сил, исторической… … Советский юридический словарь
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — способ организации и осуществления государственной власти. Если сущность (и содержание) государства позволяет найти ответ на вопросы, какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Форма государства — принцип организации государственной власти и территории государства (унитарное, федеративное государство). см. также Конфедерация, Монистическая государственная форма, Плюралистическая государственная форма … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
скажите своими словами что такое форма правления, форма гос. устройства и политико-правовой режим
Форма правления, форма гос. устройства, политико-правовой режим государства.
Форма правления – порядок формирования и организации высших органов государственной власти. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Св-ва монархии: пожиз-ое пользование вл-ю главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая безответ-ть монарха. Абсолютная монархия: полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. Дуалистическая монархия: существует формально-юридическое разделение гос-ой власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента, который в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия: статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Зак-ая власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое ответственно перед парламентом. Разновидностью ограниченной монархии является выборная монархия. Выборные монархии сочетают в себя элементы монархии и республики. Республика – такая форма правления, при которой верховная гос-ая власть осущ-ся выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Юр-ие признаки республики: выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ой власти не по собственному праву, а по поручению народа; юр-ая ответст-ть главы гос-ва в случаях предусм-ых законом; обязательность решений верховной гос-ой власти для всех других гос-ых органов; преимущественная защита интересов граждан гос-ва, взаимная ответственность личности и государства т. д. Парламентарная республика: верховенство парламента в организации гос-ой жизни страны. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство уполномочено осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. Главной функцией парламента является законодат-ая деятельность и контроль за исполнением властью, разработка и утверждение гос-го бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Здесь можно скачать полностью [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
федерация;
унитарное государство;
конфедерация.
Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.
В качестве субъектов федерации могут выступать:
— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);
— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).
Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.
В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:
Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.
Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.
Формы государства
Является ли монархия пережитком прошлого? Может ли унитарное государство быть демократическим? Есть ли в парламентской республике президент?
В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?
Понятие формы государства
Форма государства — это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.
Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:
Формы государства
Форма государственного устройства
Форма государственного (политического) режима
Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. Форма государственного устройства раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.
Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.
Формы правления
Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.
По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.
К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.
Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).
В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями.
Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.
В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.
Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.
Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.
В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».
Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).
Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.
В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.
В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.
Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).
Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.
Формы государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.
По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.
Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными. К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.
Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).
Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.
Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.
Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.
Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен. По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные. К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.
Федерации отличаются также по принципам построения. Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу. Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения. Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип, который характерен, в частности, для Российской Федерации.
Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.
Формы государственного (политического) режима
Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.
В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).
Демократический государственный режим (от греч. demos — народ + kratos — власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.
Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).
В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus — согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.
Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.
Анархический режим (от греч. anarchia — безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.
Охлократический режим (от греч. ochlos — толпа, чернь + kratos — власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоев общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.
Рассмотрим антидемократические государственные режимы.
При авторитарном режиме (от лат. auctoritas — власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.
Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.
В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.
В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.
Вопросы для самопроверки