Форма контроля дкр что это
Формы контроля в условиях введения в ФГОС нового поколения
Методички Педсовета
Исходя из ФГОС можно выделить функции современного урока:
1) введение обучаемых в учебную деятельность, то есть создание у обучаемых учебной мотивации и осознание и принятие учащимися учебной цели;
2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;
3) обеспечение учебной рефлексии;
4) обеспечение контроля результатов обучения.
Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).
Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).
Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.
Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.
Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.
Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.
Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.
В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.
В общем, контроль включает в себя три составляющих:
Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.
Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.
Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.
Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;
Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;
Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;
Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;
Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.
Проверка несет в себе три основные функции:
Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.
Виды проверки:
Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.
Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения
Классификация современных форм и методов контроля
Портфель обучающегося.
Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:
Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:
1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.
3. Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
4. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля».
5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «Портфеле» материалов.
6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля» обучающегося.
Устная контрольная работа.
Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.
Инновационный диктант.
Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).
Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.
Дифференцированная проверочная работа.
Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка «3» соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка «4» — синему, оценка «5» — красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями обучающихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Обучающиеся выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только задание выполнено, обучающийся подходит к преподавателю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, педагог забирает листочек, а обучающийся закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, обучающийся отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу занятия преподаватель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всей группы и каждого обучающегося в отдельности.
Отгадывание кросснамберов.
Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.
Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся
На зачетном уроке сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Перед зачетом можно провести самостоятельную работу, которая включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, требующие применения теории в нестандартных ситуациях. Обучающиеся, выполнившие самостоятельную работу на «отлично», назначаются бригадирами. Группа разбивается на бригады по 5-7 человек в каждой, а внутри бригады на пары. Бригадир начинает опрашивать одну из пар своей бригады. Обучающиеся, ответившие «хорошо» бригадиру, могут стать его помощниками и опрашивать другие пары бригады.
Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.
Тестовые задания.
Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.
Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.
Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.
Виды тестов и функции теста
Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.
Проведение текущего контроля в инновационной форме
Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.
Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.
Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.
Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.
Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.
Защита проекта, деловые игры
Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.
Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.
Инструкция по подготовке и проведению диагностических контрольных работ для обучающихся 4, 9 и 11 классов общеобразовательных школ
к приказу Гособрнадзора РС (Я)
по подготовке и проведению диагностических контрольных работ для обучающихся 4, 9 и 11 классов общеобразовательных школ
перечень условных обозначений, сокращений и терминов
Уполномоченный представитель муниципального управления образования
Участник контрольной работы
· Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 3 класса (осень), обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 4 класса (весна).
· Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 8 класса (осень), обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 9 класса (весна).
· Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 10 класса (осень), обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы 11 класса (весна).
Диагностические контрольные работы
Орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования
Пункт первичной обработки информации
Пункт проведения диагностической контрольной работы
1. Подготовка образовательного учреждения к диагностической контрольной работе
1.2 Бланки с тестами ДКР доставляются в пункт проведения диагностической контрольной работы (далее – ППДКР) не менее чем за 1 час до контрольной работы уполномоченным МОУО (в случае их централизованного тиражирования в МОУО).
1.3 Руководитель ОУ обязан:
провести заблаговременный инструктаж по процедуре проведения ДКР учителей, назначенных для проведения ДКР, по заполнению области регистрации в бланке ответов;
в специализированных аудиториях (кабинетах математики, русского языка) закрыть стенды, плакаты и другие материалы со справочно-познавательной информацией;
обеспечить получение из МОУО пароля для расшифровки и тиражирования текстов ДКР за 4 часа до начала ДКР;
подготовить черновики для участников ДКР из расчета 1 лист на каждого обучающегося;
передать уполномоченному представителю МОУО все материалы ДКР не позднее, чем через 1 час после окончания ДКР;
принимать решения при возникновении в процессе контрольной работы ситуаций, не отраженных в настоящей Инструкции по подготовке и проведению ДКР в образовательном учреждении.
2. Проведение диагностической контрольной работы
2.1 Диагностическая контрольная работа начинается в 10-00 для всех обучающихся соответствующего класса одновременно в соответствии с расписанием, утвержденным приказом Гособрнадзора РС (Я).
2.2 Во время ДКР в классе должны находиться учитель и уполномоченный МОУО (администрации ОУ).
2.3 В начале ДКР учитель, назначенный для проведения ДКР, обязан обеспечить следующие организационные мероприятия:
заранее подготовить на досках необходимую информацию для заполнения бланков регистрации;
не позднее, чем за 5 минут до начала ДКР получить у руководителя ОУ бланки ответов и индивидуальные комплекты ДКР;
в назначенное расписанием время раздать тексты задания и бланки ответов участникам ДКР;
провести инструктаж по заполнению области регистрации бланка ответов с четким комментарием по каждому этапу заполнения бланка с помощью заранее подготовленной на доске информации;
после заполнения регистрационной части бланка ответов всеми обучающимися объявить о начале ДКР и зафиксировать время начала и окончания ДКР на доске (время, отведённое на инструктаж и заполнение регистрационной части бланка в общее время ДКР не включается).
2.4 В ходе диагностической контрольной работы учитель выполняет следующие действия:
проходя по классу, проверяет соответствие реквизитов участника контрольной работы (Ф. И.О., код школы, класс, предмет) в бланке регистрационной части бланка ответов;
следит за порядком в классе и отвечает на вопросы участников ДКР (не связанные с содержанием теста);
за 10 минут до окончания ДКР делает объявление о том, что до конца работы осталось 10 минут.
2.5 На завершающем этапе учитель выполняет следующие действия:
по окончании зафиксированного времени объявляет участникам ДКР о завершении работы и просит все материалы положить на край рабочего стола;
собирает со столов участников ДКР контрольные материалы (тесты, листы черновиков, бланки ответов) и сдает все собранные материалы руководителю ОУ не позднее, чем спустя 10 минут после завершения ДКР в классе.
2.6 Учителям запрещается:
без уважительной причины покидать класс во время ДКР;
пользоваться мобильным телефоном или иными средствами связи и техническими устройствами;
комментировать ответы участников ДКР.
2.7 Участникам ДКР во время контрольной работы запрещается разговаривать, вставать с мест, пересаживаться на другое место, пользоваться мобильными телефонами, справочными материалами.
2.8 Если участник ДКР выполнил работу ранее установленного срока, то учитель может принять контрольные материалы до окончания ДКР.
3. Правила для уполномоченного представителя
МОУО (администрации ОУ)
3.1 Уполномоченный представитель МОУО (администрации ОУ) обязан:
Пройти инструктаж по Правилам проведения ДКР.
Прибыть в образовательное учреждение не позднее, чем за 1 (один) час до начала ДКР и передать тексты ДКР руководителю ОУ.
Контролировать проведение ДКР и решать возникающие вопросы совместно с руководителем ОУ.
Оказывать содействие руководителю ОУ в разрешении ситуаций, не отраженных в инструктивных и нормативных документах.
Передать заполненные бланки на обработку в ППОИ не позднее, чем спустя 1 час после окончания контрольной работы.
Сдать в ППОИ или РЦОИ (в соответствии с организационной схемой) заполненные бланки ДКР. Доставка контрольных материалов из ППКР в ППОИ или РЦОИ производится не более чем в течение суток после проведения контрольной работы (с учетом организационно-территориальной схемы).
Составить письменный отчет о проведении ДКР и передать его в МОУО.
3.2 Уполномоченный имеет право в случае выявления нарушений процедуры проведения ДКР:
удалять из аудитории участников, нарушающих правила поведения ДКР;
отстранять от работы в классах учителей, нарушающих требования правил;
в случае массовых нарушений, ведущих к искажению результатов ДКР, по согласованию с МОУО принимать решения об остановке ДКР в данном образовательном учреждении.
4. Правила для оператора ПЭВМ в пункте проведения ДКР
Оператор ПЭВМ в ППДКР обязан:
4.1 Ознакомиться со всеми Правилами, используемыми при проведении ДКР.
4.2 Обеспечить работоспособность каналов Интернет и электронной почты.
4.3 Заблаговременно освоить программные средства для распечатывания контрольных тестов.
4.4 Осуществить размещение и хранение в базе данных предоставленных списков участников ДКР и учителей.
4.5 Находиться в ОУ во время ДКР.
4.6 Не позднее, чем за 1 час 30 минут до начала контрольной работы явиться в ППДКР и зарегистрироваться у руководителя ОУ (с учетом организационно-территориальной схемы и количество тиражируемого количества).
4.7 За 1 час 30 минут до начала контрольной работы получить пароль для расшифровки и запустить программу для распечатывания контрольных тестов (если это предусмотрено решением МОУО).
4.8 В присутствии руководителя ОУ осуществить расшифровку контрольно-измерительных материалов, произвести распечатывание и тиражирование контрольных тестов.
5. Правила для оператора ПЭВМ в пункте первичной обработки информации МОУО
Оператор ПЭВМ в ППОИ обязан:
5.1 Обеспечить организационную и техническую готовность ППОИ к обработке материалов ДКР.
5.2 Получить с сайта ЦМКО шаблон для обработки бланков ДКР в срок не позднее, чем за 5 рабочих дней до контрольных работ и контролировать в дальнейшем обновление настроек программного обеспечения для обработки бланков;
5.3 Получить у уполномоченного представителя МОУО запечатанные пакеты с заполненными бланками и провести их сканирование.
5.4 Записать под руководством ответственного организатора ДКР электронные файлы, полученные в результате сканирования, на внешний носитель и передать их по каналам Интернет в РЦОИ в течение 2 дней.
5.5 Передать оригиналы отсканированных бланков ответственному за хранение материалов ДКР работнику МОУО.
6. Правила для дежурного по этажам в ППДКР
Дежурный по этажу ППДКР обязан:
6.1 Пройти заблаговременный инструктаж у руководителя ОУ (представителя администрации ОУ).
6.2 Следить за соблюдением тишины и порядка в ходе ДКР.
6.3 Заменить вышедшего из класса учителя в случае, если он должен покинуть аудиторию по уважительной причине.
6.4 Не оставлять место дежурства во время ДКР без уважительной причины.
6.5 Не пользоваться мобильными телефонами, иными средствами связи и техническими устройствами во время проведения ДКР.
6.6 Выполнять все указания руководителя ОУ и уполномоченного МОУО (администрации ОУ) и оказывать содействие в решении ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией.
Диагностические контрольные работы (ДКР)
Проведение ДКР с соблюдением основных требований к проведению ГИА по объективности, в т.ч. запрет на использования средств связи (участниками и организаторами ДКР) даст корректное представление готовности обучающихся к прохождению ГИА 2020.
Общие сведения о проведении ДКР.
1. ДКР проводятся в МАОУ-СОШ № 46, по месту обучения участников.
2. ДКР проводятся в соответствии с расписанием занятий с 9.30 по местному времени.
3. ДКР проводятся на машиночитаемых бланках ответов.
4. Всем ответственным лицам необходимо помнить, что ДКР проводятся в спокойной и доброжелательной обстановке.
ВсОШ 2021-2022 учебный год
полная информация по ссылке
Школьный спортивный клуб «Феникс»
Вся информация находится по ссылке
Информационный портал Екатеринбурга
Дата последнего изменения на сайте: 05.12.2021
При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна