Форма слова что это 3 класс
Форма слова в русском языке
Рассмотрим два предложения с существительным «школа»:
Вчера в школе состоялось родительское собрание.
Я горжусь своей школой.
Примеры наглядно показывают, что для правильного построения обоих предложений в слове «школа» следует изменить окончание. При этом и другие слова согласованы, и значение рассматриваемого слова сохранено. В данном случае речь идет об использовании форм слова «школа», первоначально стоящего в начальной форме. Таким образом, под формой слова подразумеваются такие его изменения, при которых сохраняется и лексическое значение самого слова, и логическое построение всего предложения. Употребляя нужные словоформы, мы сможем правильно формулировать свои мысли, грамотно их записывать и лучше понимать друг друга.
С точки зрения морфологии, форма слова — это грамматические изменения его начальной формы при сохранении лексического значения. Не все части речи могут менять свою форму. Так, словоформы бывают у изменяемых самостоятельных частей речи, таких как:
Не могут менять своей формы:
Все изменяемые слова имеют следующие способы формообразования:
Примеры: чайник — чайники, чайником, чайника, чайникам;
читающий — читающие, читающим, читающая;
ты — тебе, тобой, тебя;
цветной — о цветных, про цветные, над цветными;
красивый — самый красивый;
писать — буду писать;
человек — люди, хороший — лучше, я — мне, иду — шел и другие.
Не следует забывать, что приставка служит для образования слов с новым значением и не может использоваться для изменения словоформы.
Очень важно не путать формы слова с однокоренными словами. Так, к однокоренным относятся слова с одинаковой главной морфемой — корнем и разными значениями. Кроме того, однокоренными словами могут быть разные части речи. Например:
белый — белеет — побеленный — белить;
Слово и его формы всегда относятся к одной части речи, имеют неизменной лексическое значение.
Пример: белый — белые — белым — белое.
В русском языке существует много правил, для применения которых нужно уметь различать формы слова, правильно их образовывать. Например, чтобы определиться с написанием сомнительной гласной в безударном окончании глагола, следует знать его спряжение, которое образуется изменением глагольной формы по лицам и числам.
Следует отметить, что понятие «форма слова» может применяться как по отношению к определенному слову (что мы и рассматривали выше), так и к некому классу грамматических форм, представленных абсолютно разными словами, но обобщенных единым грамматическим значением. Например, слова:
лежи, стой, плачь, танцуй
можно отнести к классу глаголов единственного числа и повелительного наклонения.
Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова
Тема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.
Образование форм слова
В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.
Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.
Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.
Это значит, что их лексическое значение не изменилось.
Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.
Окончания образуют форму слова.
Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.
Правила и примеры образования форм слова
Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.
Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.
Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.
Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].
Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.
Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.
Формообразующие суффиксы
Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.
В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.
При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).
Однокоренные слова
Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.
Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.
Все на самом деле просто:
1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.
Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?
Задания для самопроверки:
1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.
Сосна (однокоренные слова): сосенк [а], соснов [ый], сосняк [].
Сосна (формы слова): под сосн [ой], о сосн [е], сОсн [ы].
2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
Игра (однокоренные слова): игра /ть\, игрушк [и], игрушечн [ый], игрок [].
Игра (формы слова): в игр [е], до игр [ы].
Стрела (однокоренные слова): стрелок [], стреля /ть\, перестрелк [а].
Стрела (формы слова): стрел [ы], без стрел [ы], к стрел [е], со стрел [ой], о стрел [е].
Что такое грамматическая форма слова. Примеры
Грамматическая форма — это тот вид слова, который оно приобретает в результате его использования в речи.
Грамматическая форма и изменяемость слов
Строя свою речь, мы повторяем одни и те же слова, изменяя их форму в соответствии с определенной ситуацией, с тем, что мы хотим выразить или сообщить. Говорящий оперирует словами, с легкостью изменяя их форму.
Слово имеет свою звуковую оболочку и смысл, который обозначен именно этим сочетанием звуков. Все знают, что набор звуков, содержащихся в слове «стол» обозначает объективную реальность действительности — предмет, состоящий из прямоугольной горизонтальной крышки на четырех ножках-опорах. Эта лексема называет общее понятие, некий усредненный предмет мебели.
Чтобы использовать это слово в речи, мы меняем его первоначальный звуковой облик на немного другой вариант, добавив к основе слова различные аффиксы в виде окончаний. В результате возможны сообщения, имеющие разный смысл, об уже довольно конкретном предмете:
Как видим, слово «стол» с легкостью изменяет свое грамматическое выражение, обозначенное с помощью словоизменительной морфемы — окончания. Каждое из этих новых проявлений одной и той же лексемы является его иной грамматической формой. Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.
Каждый вариант одного и то же слова является его грамматической формой.
Грамматическая форма слов тесно связана с их изменением по падежам и числам у существительных, по падежам, числам и родам — у прилагательных, по лицам, числам, временам — у глаголов и т. д.
Формы — это варианты одного и того же слова, имеющие одно лексическое значение, но различающиеся своим грамматическим значением.
Понаблюдаем:
Эти формы глаголов «сидеть» и «петь» имеют тождественное лексическое значение, обозначают один и тот же процесс действия, но отличаются грамматическим значением лица, рода, времени.
Грамматические категории падежа, числа, лица, времени являются инструментом для образования новой грамматической формы слова.
Средства образования грамматической формы
Уже понаблюдав за изменением лексемы «стол», отметим, что в первую очередь грамматическую форму слов разных частей речи образуют окончания.
Эта словоизменительная морфема кардинально не меняет смысл слова, которое остается незыблемым. Окончание призвано изменить грамматическую форму лексемы и образовать грамматическое значение, например, рода и числа у прилагательных:
Изменяя прилагательное «светлый», мы узнаем, что
Начальная форма прилагательного «светлый» изменилась с помощью синтетически образованной простой сравнительной степени, состоящей из одного слова («светлее») и аналитически образованных форм степеней сравнения — составных форм, образованных с помощью вспомогательных слов «наименее», «наиболее», «самый», «всех».
Активно образуются грамматические формы многих слов с помощью суффиксов, которые так и называются — «формообразующие суффиксы». Понаблюдаем за образование форм прошедшего времени глагола «задумать» с помощью суффикса -л- и окончаний:
Глагольный формы причастий и деепричастий образуются также с помощью суффиксов:
Чтобы легко ориентироваться в многообразии грамматических форм слов русского языка, изучаем части речи и их грамматические признаки.
Видеоурок «Нормы образования грамматических форм»
Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
Однокоренные слова
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Формы слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
Как отличить родственные слова от форм слова?
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола «решить» |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.
Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»
Урок по русскому языку для 3 класса «Формы слова. Окончание»
Урок русского языка в 3 классе
Тема : Формы слова. Окончание
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для изучения части слова- окончания
Формировать представление об изменении формы одного и того же слова
формулировать определение окончания;
определять значимость окончания в слове;
учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
формировать умение понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;
анализировать информацию, представленную в учебнике
проявлять интерес к русскому языку;
участвовать в диалоге, работать в парах
Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки, мультимедиа, презентация
Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная
Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке
Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
-Как вы понимаете это выражение?
— Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке
1 уч-ся читает вслух
-Откройте тетради, правильно расположите её на столе, проверьте свою посадку и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы повторим соединения букв. У каждого из вас прописано в тетрадях разные соединения. Поднимите руку у кого показ соединения букв ос, осн, осв. Старайтесь писать красиво, выводя каждую букву. Подчеркните лучшее соединение букв
Дети смотрят показ и пишут в тетрадях
Актуализация знаний, пробное действие
Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось.
Кто заметил, что в этом слове менялось?
-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?
Проверка: читают по цепочке по 1 предложению
-Часть слова в конце
-Чтобы был понятен смысл предложения
Постановка учебной задачи
Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий
— Кто из вас знает, как эта часть слова называется?
Сформулируйте тему урока
— Что мы должны сегодня узнать на уроке? Давайте составим план.
А также научиться различать формы одного и того же слова от однокоренных слов
Что такое окончание?
Как находить в словах окончание?
Какие бывают окончания?
Открытие нового знания
Цель: организовать построение новой схемы
— Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть так. Какая орфограмма встретилась в слове осина.
— Назовите, какие окончания встретились в этих словах?
-Оцените свою работу.
-Скажите, выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?
-Что обозначает это слово?
— Что в нём менялось?
-Прочитайте последнее предложение. Вы, наверное, слышали такую поговорку «Дрожит как осиновый лист».
-Как вы думаете, когда так говорят? В каком значении употреблено это выражение?
У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.
-Что вы можете сказать про окончание?
( на слайде появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова)
— Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80)
— Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
В русском языке встречаются такие слова,
когда окончание может стоять в середине слова (смеркалось, надвигалась)
С такими словами вы будете знакомиться позже
Непроверяемая безударная гласная
-Осина, осины, к осине, осину
Самопроверка по слайду и оценивание
-Когда кто-то боится
-Окончание- это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
-Потому что оно стоит в конце слова
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление
Первичное закрепление знаний
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий
Работа с учебником с. 80 упр.144 (устно разобрать)
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
— Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?
— Нет. Слова не связаны по смыслу
-Изменить форму слова лиса
— Для связи слов в словосочетании
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий, организовать самопроверку работ
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно
На доске даны слова: вода, воде, водичка, водный, воду, водой.
Задание: 1. Выписать формы одного и того же слова. Выделить окончания
2. Выписать однокоренные слова и выделить корень.
3.Для тех, кто справится с этой работой быстро
3. Придумать 2 предложения с этими словами.
Это однокоренные слова или формы слова? Докажи
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД
Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)
— Где можно применить новое знание?
— Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?
— Над чем ещё надо поработать?
— У кого не было затруднений по новой теме?
— Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?
-Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи
-У формы слова изменяется только окончание
-Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны и поднимите руку
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Предлагаю на выбор Т. с.43 либо 104, либо105. Потруднее.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Представляю разработку урока по русскому языку, для 3 класса, автор учебника В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК «Школа России» по теме «Формы слова. Окончание».
«№ п/п этап урока деятельность учителя деятельность учащихся
«1 Мотивация к учебной деятельности
«Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».
-Как вы понимаете это выражение?
— Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке 1 уч-ся читает вслух
«
2 Минутка чистописания
«-Откройте тетради, правильно расположите её на столе, проверьте свою посадку и запишите число, классная работа.
-Сегодня мы повторим соединения букв. У каждого из вас прописано в тетрадях разные соединения. Поднимите руку у кого показ соединения букв ос, осн, осв. Старайтесь писать красиво, выводя каждую букву. Подчеркните лучшее соединение букв
Работа в тетрадях: дети смотрят показ и пишут в тетрадях
«
3 Актуализация знаний, пробное действие
Цель: активизировать имеющиеся знания мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; У вас на столах даны карточки. Прочитайте текст. Что необычного заметили?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
-Поработайте в парах и вставьте пропущенные буквы. Прочитайте, что у вас получилось.
Кто заметил, что в этом слове менялось?
-Почему возникла необходимость изменять часть слова в конце?
-Пропущены буквы
— Изменить слова
Проверка: читают по цепочке по 1 предложению
-Часть слова в конце
-Чтобы был понятен смысл предложения
«4 Постановка учебной задачи
5 Открытие нового знания
«6 Физминутка
Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление
«7 Первичное закрепление знаний
«Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий Работа с учебником с. 80 упр.144 (устно разобрать)
Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
— Что менялось в слове лиса, когда вы составляли словосочетания? Для чего служат окончания?
— Нет. Слова не связаны по смыслу
-Изменить форму слова лиса
-Окончания
— Для связи слов в словосочетании
«8 Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
«9 Рефлексия учебной деятельности
«Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД Давайте вернёмся к целям, поставленным в начале урока (Если дети затрудняются, можно обратиться к учебнику)
— Где можно применить новое знание?
— Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы?
— Над чем ещё надо поработать?
— У кого не было затруднений по новой теме?
— Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов?
— Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи
— У формы слова изменяется только окончание
«10 Оценивание
«11 Домашнее задание
«Предлагаю на выбор Т. с.43 либо 104, либо105. Потруднее. Дифференциация